Однодневный поход к останцовым скалам массива горы 882 м на Олхинском плато 6.05.2018

В мае 2017 года в одном из своих походов на вершинах двух разных останцовых скальников у нас возникли планы ещё как минимум на два похода по этим местам Олхинского плато. И целями в этих планах были два массива с группами останцовых скал, расположенные в относительно удалённых местах, не затронутых массовым посещением туристов. И в этом же 2017 году, в сентябре и в декабре, эти два похода у нас состоялись. В одном из них мы достигли желаемой цели, а другой так и остался незавершённым — времени нам тогда не хватило. И этой незавершённой целью был массив горы 882 м с его скальниками, расположенный по правую сторону реки Большая Олха, между её притоками Ключом Широким и падью Кривая.

Маршрут похода на карте

Долгое время наши пути пролегали в стороне от этих мест, поскольку самый быстрый и оптимальный путь к ним пролегает через популярный и часто посещаемый район с протяжёнными дорогами и широченными земляными тропами, по которым уже можно не только ходить и бегать, а ездить на велосипедах, мотоциклах, вплоть до квадриков. У моих друзей существует негласное правило: не ходить по истоптанным и часто посещаемым местам. И я его тоже придерживался. Несмотря на то, что сюда, в эти места, можно добираться и за один день, однако этот район можно считать удалённым совершенно справедливо и обоснованно. Дело в том, что подходы к интересующему нас массиву с любого места по протяжённости — более 10 км, и со всех сторон есть препятствия, отсекающие случайных людей. Препятствия — это, если подходить с западной стороны, переправа через реку Большая Олха, и подходы к ней по протяжённым болотистым участкам; если подходить с севера — это пересечение весьма протяжённого мокрого и топкого болота в долине Ключа Широкий. А далее, после переправы либо через реку, либо через болото, предстоит этап ориентирования, и подходы без внятных троп к вершинам со скалами.

Чтобы посетить эти скалы в массиве горы 882 м нужно как минимум быть в хорошей физической форме, а также быть морально готовым к длительным многокилометровым переходам, в том числе по лесу без троп, не бояться замочить ноги и иметь познавательный интерес к новым местам. Не так давно я познакомился с единомышленником с такими же ценностями и убеждениями — у него тоже были планы на посещение этого места и не только; естественно, мы быстро подружились. Он вовлёк меня в свои планы, и для нас начался форсированный этап проникновения в удалённые уголки близкого к нашему дому и любимого нами таёжного края.

Для подходов мы выбрали северный путь. Он оптимальнее западного, в нашем случае, когда идём на один день. По широким популярным тропам мы очень быстро приближаемся к желанному объекту, по времени получается намного короче, чем если подходить с запада. Я не буду останавливаться на описании подходов через популярный экскурсионный участок с его известными и многократно описанными достопримечательностями. Этот участок проходили быстрым ходом и фотографировали очень мало, чтобы было больше времени на осмотр нашей цели. Порадовал тот факт, что вдоль троп и дорожек относительно чисто! — спасибо тем людям с хорошими ценностями, кому важна чистота природы, кто выносит свой мусор за собой и кто убирает за другими!

Дорога в долину ручья Ключ Широкий
Вид в сторону перевала в долину ручья Второй Зырянский
Место подхода дороги к краю болота в днище долины Ключа Широкого
Место ухода дороги от большого болота в днище долины Ключа Широкий
Большое болото в долине ручья Ключ Широкий

На болоте в долине ручья Ключ Широкий
Вид на одну из вершин массива горы 882 м
Дорога постепенно сходит на нет
Ключевой участок переправы — самый ответственный и опасный
Вид на массив горы 851 м от края болота на левой стороне Ключа Широкий

По хорошей расчищенной экскурсионной тропе, идущей через известные скалы-останцы Витязь, Идол и Старуха, не доходя Старухи, выходим на дорогу вблизи перевальной точки между долинами ключей Второй Зырянский и Широкий. Далее, по этой дороге спускаемся к большому болоту в долине Широкого. Для начала мая день был жаркий, а мы были в сапогах, и нисколько не пожалели об этом.

Лет пятнадцать назад в бассейне ручьёв Второй Зырянский и Ключ Широкий прошли большие пожары и даже спустя время, пейзажи в этом месте так и остаются апокалиптичными. До края болота в долине Широкого мы дошли за 2 часа 50 минут.

На болоте сплошные кочки, терни и глубокие ямы с водой... Сейчас, в мае, условия прохода просто шикарные, несравнимые со второй половиной лета, когда здесь всё будет в густых зарослях ивы, в которых прыгать по кочкам между глубокими ямами с водой то ещё удовольствие!

Переправа через болото — ответственное дело, не терпящее спешки. Мой товарищ провалился одной ногой в болото. Меня выручили мои мощные палки! — крутой подарок от хорошего человека, с которым я прошёл вместе под тысячу километров за разные походы!

Массив горы 851 м с его популярными тропами и скалами остался далеко позади... А у нас впереди — бестропье...

Лес в нижней части склона по пути к скалам горы 882 м
Видны пеньки после сплошных вырубок времён середины ХХ века
Вид северо-восточного гребня массива горы 882 м
Чистый сосновый бор в начале подъёма на гору 882 м
Частокол из ольхи

Идём по треку навигатора моего товарища. Лес хорошо проходимый и в хорошем состоянии. Здесь много хвойного подроста, в нижнем ярусе мохово-бруснично-багульный покров, обычный для тайги низкогорий наших мест. Лес в целом очень молодой. Видны старые пеньки после сплошных вырубок времён середины ХХ века.

Скалы в северо-восточной части массива горы 882 м
Крутая сторона невзрачных асимметричных скал в северо-восточной части массива горы 882 м
Пологая сторона невзрачных асимметричных скал северо-восточной части массива горы 882 м
Площадки, на которых имеются обзорные точки
Вид с одной из обзорных точек на скалах северо-восточной части массива горы 882 м

Вид на гору 923 м
Скальная гряда северо-восточной части массива горы 882 м
Вид скального гребня
Вид на гору 880 м, на которой тоже есть скалы и остатки тригопункта
Вид на гору 882 м
Вид на крупный скальник в северо-восточном плече горы 880 м с приближением

По лесу, без троп, доходим до первых скал. Они невысокие и асимметричные. Кое-где есть обзорные точки. С обзорных точек открывается вид на гору 880 м. На ней, согласно карте, должен быть тригопункт или его остатки. Хочется дойти туда и посмотреть. Это одна из главных интриг нашего мероприятия. С обзорок также видно и гору 882 м. Скал на ней не видно, однако я не сомневаюсь, что они там есть!

Скалы массива горы 882 м
Моя первая черемша этого года
Скалы второго массива на пути от северо-восточного края массива к вершине 882 м

Вид с обзорной точки второго массива скал горы 882 м
Вид на массив скал вершины горы 882 м
Вид с обзорной точки скал второго массива на горе 882 м на долину Большой Олхи и её левых притоков — ручьёв Комурястый и Малый Кумыр-Ясдо

Скалы на горе 882 м образуют три группы-скопления. Во второй группе скалы выше и крупнее, чем в первой. С обзорок на первой группе скал можно видеть долину Широкого с прилегающими горами и горы этого массива горы 882 и 880 м. Со второй группы скал можно увидеть также и долину Большой Олхи.

После второй крупной гряды опять крупная седловина без скал
Лес на седловине в гребне массива горы 882 м между второй и третьей группами скал
Вид на скалы вблизи высшей точки массива горы 882 м
Остатки снежной роскоши зимы 2017-2018 годов

Вторую и третью группы скал разделяет лесная седловина с приятным прямоствольным сосновым лесом. На седловине нам встретились пятна снега. Хоть снега было и много в эту зиму, а сошёл он рано...

Этот скальник третьей предвершинной группы скал оказался крупным, размер и форма впечатляют
Этот балаган у скальника ещё очень приличный и выглядит очень культурно в сравнении с другими, какие мне приходилось видеть на Олхинском плато
Этот скальник оказался конкретным симметричным столбом и немаленьким по размеру!
Рядом со стоянкой увидели какой-то непонятный нам артефакт
Подъём на вершинный скальник горы 882 м

Вид с вершины горы 882 м на юг

Вид с вершины горы 882 м на юго-восток
Вид на второй высокий скальник третьей вершинной группы скал массива горы 882 м
Вершинный скальник с восточной стороны
Восточная сторона вершинного скальника горы 882 м
Скальная гряда в гребне между вершинами 882 м и 880 м

Третья группа скал расположена уже на вершине горы 882 м. Она наиболее интересная по своим формам, размером и качеству обзора на окружающие пространства. Когда залезли на самый высокий скальник, то увидели репер. Сомнений не осталось, что это была вершина горы 882 м. Вершина горы 882 м — это и есть самая лучшая обзорная точка. Вот только интересно, почему тригопункт сделали на соседней вершине?!

Вид гребня между вершинами 882 м и 880 м
Не самый приятный участок пути
Подходы к вершине горы 880 м по гребню с запада

Далее, после вершины 882 м, идём по гребню, ориентированному субперпендикулярно к тому, с которого мы сюда подходили, с которого наблюдали этот участок пути. В гребне от вершины 882 м по направлению к 880 м ещё на протяжении нескольких сотен метров тянется цепь скал, которая с южной стороны гребня, более удобной для прохода, не смотрится сильно интересной. Скалы низкие, обзоров с них нет.

Скалы вершины горы 880 м
Триангуляционный знак горы 880 м над истоками Ключа Широкий и Падью Кривая
Триагуляционный пункт горы 880 м охраняется государством
Ненужен и в то же время охраняется государством. И такое возможно!
Вид с вершины горы 880 м на гору 882 м
Вид на юго-восток с вершины горы 880 м между истоками Ключа Широкий и Падью Кривая

После скал идём по лесистому и неплохо проходимому гребню. Следующие скалы в нём принадлежат уже вершине 880 м. Эти скалы невысокие. При их обходе с южной стороны увидели упавшую тригу. Заход на вершину несложный. На скальнике вершины 880 м не видим металлического репера, а видим только знак с символикой СССР надписью «геодезический пункт охраняется государством». Обзор с вершины имеется, и он неплохой. С неё видны вершины прилегающих гор, однако не видно никаких долин. Обзор с горы 882 м мне понравился больше.

Вид с вершины горы 882 м на юго-восток
Подходы по гребню к большому скальнику на плече горы 880 м
Вид с гребня на скальник в плече горы 880 м
Вид на большой скальник в плече горы 880 м с восточной стороны
Вид на большой скальник в плече горы 880 м ниже по склону, с небольшого расстояния от него

Верховье короткого распадка между вершинами 882 м и 880 м, уходящего к Ключу Широкому
Ручей приток Ключа Широкий в коротком распадке между вершинами 882 м и 880 м
Вид на короткий распадок под вершинами 882 м и 880 м
Лес с левой стороны болота долины Ключа Широкий

На вершине горы 880 м обращаем внимание на то, что времени у нас остаётся совсем немного. Поэтому спешно уходим по гребню в сторону того большого скальника на её восточном плече. Этот последний крупный скальник, при подходе к нему по гребню не смотрится сильно большим. Однако, на первый взгляд, залезть на него сходу не получится. Нужно походить и хорошенько присмотреться, чтобы подняться на него. А времени на это у нас уже не было… Быстро сваливаем вниз, в короткий распадок, и выходим вдоль него к болоту.

Край болота с левой стороны Ключа Широкий

Болото на обратном пути прошли не так удачно. Пересекли его не в самом узком месте, и на этот раз я провалился одной ногой в глубокую яму с водой — зачерпнул водичку в свой сапог... Такая плата за удовольствие...

На обратном пути мы не шли, а бежали, и видели в основном только тропу у себя под ногами. Нашей целью был обход именно этого массива, знакомство с его многочисленными скалами, и это мы намеревались сделать за день. И мы это сделали. Все основные объекты обошли, осмотрели их с разной степенью детальности, получили хорошие представления об этом не сильно посещаемом месте. Массив этот очень расчленённый, в нём ещё много всяких отрожков, в которых тоже есть скалы, которые мы не посещали. Здесь, в этом массиве, можно ещё много ходить и постоянно находить что-то новое. Вынужденная пробежка на обратном пути дала повод порадоваться и поблагодарить жизнь за то, что мы пребываем в хорошей физической форме! Однако дальнейшие свои приходы в эти места я предпочту делать с ночёвкой.

Алексей Редькин

И. ФефеловВозможно, тригопункт был установлен на 880 вместо 882 потому, что на тот момент его видимость (или же, наоборот, видимость других пунктов с него) по тогдашнему состоянию леса была лучше.
Мне такую историю рассказывали из другого района. Там сейчас и не поймешь, отчего поставили топознак на этом месте , потому что всё вокруг сосняком поросло, а на соседней возвышенности никакой вышки не, даром что он выше первой не добрые полсотни метров. Но оказалось , что в середине XX века, когда и делались основные триангуляционные работы, именно первая была совершенно лысой. А на второй рос густой лес и к тому же с нее по рельефу видны не все окрестные знаки, т.к. часть заслонена другими возвышеностями и бОльшая высота этого не компенсирует. А за 70 лет возвышенности, конечно, на местах и остались, но обзор со второй много лучше — там вокруг были пожары.
23.10.2018, 22:27:48 |
Sergey VПоздравляем с первой, и сразу весьма основательной публикацией, Алексей! Прямо руководство к действию, точу уже лыжи на этот гребень :)
23.10.2018, 22:41:31 |
Алексей РедькинС обоих вершин 880 и 882 видны три соседние вершины с тригопунктами. На 882 почему-то вбит репер, а на 880 его мы не увидели.
23.10.2018, 22:45:00 |
Юрий МельниковРад был увидеть Вас, Алексей,на этом сайте,да ещё с таким капитальным отчётом!
24.10.2018, 00:05:13 |
И. Фефелов

Алексей Редькин:  С обоих вершин 880 и 882 видны три соседние вершины с тригопунктами. На 882 почему-то вбит репер, а на 880 его мы не увидели.

Ну вот мне кажется, причину... впрочем, уже написал выше. В основном из-за тогдащнего состояния леса могло быть.
Или же просто оттого, что сперва зашли на 880-ю и сразу посчитали ее достаточной.
24.10.2018, 09:41:11 |
Sergey VЭтот отчет отлично дополняет отчет Михаила Иванова :http://nature.baikal.ru/phtext.shtml?id=1215
24.10.2018, 12:35:08 |
Светлана БогородскаяАлексей, спасибо! Скальники, а особенно болота, колеи на дорогах, Ваш путь -выразительные!
24.10.2018, 17:57:53 |
Егор Полтавченко

Алексей Редькин: С обоих вершин 880 и 882 видны три соседние вершины с тригопунктами. На 882 почему-то вбит репер, а на 880 его мы не увидели.

Лёша, на километровке допустили путаницу, Ваше путешествие тому доказательство. Это видно на карте 1:50000 м-ба. Пункт государственной геодезической сети обозначен правильно, на вершине 882,2м, а не наоборот. А 880,3м -это точка съёмочной сети, закреплённая на местности, то есть, пункт ниже классом. Но Юрий, лучше расскажет, если ты его хорошо попросишь.
24.10.2018, 20:51:01 |
Юрий Мельников

Егор Полтавченко:    ..Юрий, лучше расскажет...

24.10.2018, 22:52:49 |
Егор Полтавченко

Юрий Мельников:    Егор Полтавченко:     ..Юрий, лучше расскажет... Егор,если Вы имеете в виду Юрия,который обрадовался Алексею на сайте (и благодарного ему за Зангисанские фото),то это очень большой комплимент.И в силу деструктивного влияния возраста не может быть отработан :). Я и с ситуацией не знаком. Да,кстати,Игорь Владимирович очень аргументировано предположил объяснение. В любом случае,рад встречи с Вами.

Объяснение Игоря Владимировича я не отвергаю, действительно, такие случаи бывают, но в данном случае, на карте километровке, видимо механическая опечатка. Карта 1:50000 масштаба, издана в 1958г, с обновлением в 1972г, ГУК СССР. Километровка, точно на этот квадрат, издания 1993г, по состоянию местности на 1986г. К тому же ребята обнаружили на высоте 882,2м — марку, вмонтированную в монолит, высшую точку данного района. Что было в 90х , знаете сами.
25.10.2018, 19:47:30 |
Sergey VА на карте ГГЦ 250 м вообще нет этих вершин — 882 и 880. Может их высота была неточно определена ? Я в затруднениях, так как хотел создать объекты с этими вершинами.

26.10.2018, 07:17:52 |
Алексей Редькин

Sergey V: А на карте ГГЦ 250 м вообще нет этих вершин - 882 и 880. Может их высота была неточно определена ? Я в затруднениях, так как хотел создать объекты с этими вершинами.

По горизонталям всё совпадает. Просто высоты не подписаны. Не подписаны не только эти высоты. Многие командные высоты тоже не подписаны. Камень-Шахтай, Шахтанские Камни, Потайные Камни — подписаны названия без подписей высот. Чем они руководствовались, когда подписывали, мне тоже не понятно... У нас нет выбора, кроме как верить картам гентштаба советских времён.
26.10.2018, 10:31:34 |
Sergey V

Алексей Редькин: У нас нет выбора, кроме как верить картам гентштаба советских времён.

Так если там есть ошибки или неточности, что тогда делать? Какой окончательный вердикт про высоты 882 и 880 ?
26.10.2018, 15:53:06 |
Алексей Редькин

Sergey V:   Какой окончательный вердикт про высоты 882 и 880 ?

26.10.2018, 16:11:32 |
Sergey V

Алексей Редькин:    Sergey V:    Какой окончательный вердикт про высоты 882 и 880 ? Просто создать два объекта вершины на карте района Олхинское плато. Первый объект вершина 882.2 м, второй объект вершина 880.3 м. На карте генштаба они есть. Если на ГГЦ их нет, то мы можем прорисовать их сами, если нужно.

А если их вообще нет, то мы их сложим сами!! ))