После моего прохода две недели назад по тяжёлому, как никогда за весь мой опыт, глубокому мартовскому снегу, в который я уходил в большинстве случаев выше колена, когда снимал лыжи, я опять пошёл в очередной поход с группой. Мы были абсолютно уверены, что снег за две недели никуда не исчезнет и его еще будет много, поэтому взяли с собой лыжи. И ещё я был уверен, что даже при самом худшем варианте с условиями прохода, мы в любом случае доберёмся до места нашей запланированной стоянки, поскольку маршрут мы выбрали очень короткий, протяжённостью всего 3 км, и 1 км из них — это подходы по дорогам. Маршрутной целью нашего похода была высокая для Олхинского плато гора 1029 м с большой группой останцовых скал в её вершинной части. Это место очень интересное, несмотря на то, что оно очень близкое и представляет собой небольшое ограниченное пространство, размером 2,5 км на 4 км, и окружено со всех сторон железной и автомобильной дорогами. Здесь отличная обзорная точка, восточнее этой горы на всём плато до долины Ангары нигде нет гор большей высоты, и скалы здесь имеют очень интересные формы — эти обстоятельства делают это место привлекательным для посещения. На карте это место называется "урочище Ворота", и мы между собой называем его именно так. Потеряться здесь сложно, все пути ведут наверх, и отовсюду до вершины горы близко. С водой нет никаких проблем — снега в это время в этих местах много везде.

В этот раз собралось 7 человек, все мужики, двое из которых уехали домой в первый же день, поскольку у одного из них появились неотложные дела. А пятеро человек продолжили поход, как запланировали. Руководителем был наш большой старый друг — опытный, физически слабый, харизматичный, очень добрый и интересный в общении человек, объединяющий вокруг себя много людей.

Маршрут похода на карте

День первый

Путь начинаем от станции Глубокая. По грунтовой, слегка обледенелой, дороге с грязью и лужами идём до трассы М-55, к месту её пересечения с железной дорогой. Переходим дорогу и сразу оказываемся в заснеженном лесу, где снег всё ещё лежит сплошным покровом. Снег сильно осел, стал очень плотным и ещё не успел раскиснуть от дневного весеннего солнца. Стою на нём без лыж и не проваливаюсь. Разница с тем, что было две недели назад, огромная! Надеваем лыжи и идём наверх.

На выходе из посёлка станции Глубокая
Участок трассы М-55, ставший ненужным
Надеваем лыжи

Сразу же выходим на дорожку, идущую вверх по небольшому распадку. Всюду сплошной снежный покров. В чём же проявляются ощущения весны? Снег имеет совсем другую структуру — весной он плотный, зернистый и более грязный, чем зимой; при холоде — жёсткий, как наждачка, может быть с жесткой льдистой верхней корочкой разной толщины; при тепле — плотный, мокрый и липкий. А за день, в условиях безоблачного неба, происходит смена этих качественных состояний снега. Из-под снега обнажается много всяких веток, пучков хвои, вокруг которых в снегу образуются ямки по причине усиленного таяния из-за свойств чёрного тела. Кроны и ветки всех деревьев и кустов в дни, когда нет осадков, полностью свободны от снега. Ну и, конечно же, тепло! Идёшь в тонких перчатках или даже с голыми руками, и руки не мёрзнут.

Дорожка, невостребованная в зимнее время
Свежая апрельская лыжня
Обычный и ничем не примечательный лес

По дорожке зимой, похоже, никто не ходил. Густой лес обеспечивает тень большую часть светового дня, поэтому снег сохраняется в виде плотного осевшего наста и не продавливается под нашими лыжами. Раскис только тонкий верхний слой снега. В нём и отпечаталась наша лыжня. Лес на склонах массива горы 1029 м достаточно густой. Древостой молодой и средневозрастной, высоких и толстых деревьев в нём не сохранилось. В составе древостоя доминируют сосна, берёза, кедр, встречаются лиственницы.

Первые скалы на нашем пути
Южные выпуклые склоны уже без снега

У развилки дорог уходим по правой, идущей вверх. Левая идёт на спуск к долине ручья Черкесский. Повернув направо и пройдя считанные сотни метров, видим первые на нашем пути скалы.

На запад вдоль гребня массива горы 1029 м
Не торопимся, устраиваем привалы
Проталины…
На склоне южной экспозиции

Направление движения изменилось почти на 90 градусов. Теперь мы идём вверх вдоль гребня массива. На гребне устроили второй привал. Первый у нас был ещё перед трассой. В верхней части массива горы 1029 м лес более разреженный и в нём заметно больше проталин, чем внизу. Южные выпуклые склоны уже освободились от снега.

Обед в нескольких сотнях метров от вершины горы 1029 м

По настойчивому желанию руководителя останавливаемся на обед, немного не доходя до запланированного места стоянки. Мы не стали спорить. Впечатления, по мнению руководителя, должны быть дозированные, нужно как-то ощутить и осмыслить пройденный участок пути, не заваливать его резко новой дозой ярких впечатлений от видов скальной гряды.

В чём заключается роль руководителя в таком маленьком походе? Первое, это контроль времени — длительность переходов, время подъёма, время выхода. Второе, это тактические моменты – решает, каким путём мы будем заходить и выходить, когда и где мы будем варить обед, на заходе или на выходе, и будет ли он у нас. Третье — отвечает за целостность группы, следит, чтобы все шли вместе, чтобы никто не отстал и не убежал, чтобы все вышли, и никто не посмел потеряться. Поскольку нам проще подстроиться под него, чем ему под нас, — ходить ему в качестве руководителя и в дальнейшем, тем более, что такая умеренная регулярная физическая нагрузка является оптимальной для поддержания нормального функционирования всех систем своего организма (он сам привил мне эту мысль), и никуда он от этого не денется. Обязательства участников заключаются в выполнении договорённостей — взятым каждым на себя обязательствам по палаткам, продуктам. Ну и, конечно же, участникам нужно быть частью группы, принимать условия, поставленные руководителем, действовать в общих интересах, поддерживать дружескую атмосферу.

Пока пятеро тех, кто оставался на ночёвку, варили обед, двое других (кто собрался уходить) пошли на гору. Затем пообедали с нами, и ушли вниз. То, что они ушли вдвоём — это тоже правильный поступок, формальное соблюдение правил безопасности.

Ступени из приземлённых скал

От места обеда до вершины горы 1029 м нам остаётся преодолеть примерно 500 м. Поднимаемся по восточному склону. Склон представляет собой совокупность ступеней из приземлённых скал.

Прохожу последние метры вдоль скальной гряды на вершине горы, и прямо на месте нашего лагеря, у кострища, случайно в раскисшем снегу нахожу яму — раз это яма, то, естественно, проваливаюсь, и моя правая лыжа не просто ломается, а складывается пополам. Не помог ей и металлический кант — сломалась не на стыке, а сам металл устал и переломился вместе с лыжей! Видимо, и это место у лыжи за четыре сезона интенсивной нагрузки устало. Раньше там стояло крепление, потом оно разболталось, и его пришлось переместить ближе к задней части лыжи. А в этом месте остались сквозные дырки от шурупов и продольные трещины, ослабившие лыжу; и вот настал для лыжи решающий момент, когда она устала. Ну, она честно своё отработала, я много на ней прошёл и благодарен ей за службу.

Я не стал фокусироваться на своей сломанной лыже и пошёл исследовать скальную гряду.

Общий вид вершинного скального гребня горы 1029 м
Вид с вершинного гребня горы 1029 м на запад
Вид с гребня на северо-запад

Эта короткая скальная гряда имеет северо-восточное простирание. С гребня видно большую скальную цепь из останцовых скал другой цепи, запад-северо-западного простирания. Обе цепи-гряды из останцовых скал взаимно субперпендикулярны и сходятся у вершины горы. Хочется обойти как можно больше скал.

Вид на юго-восток

Внизу на юге виден дым от травяных палов в районе Култука, Слюдянки и старой железной дороги. Насчёт ранних весенних палов у меня две версии по поводу того, кто это делает и зачем. Это делают либо "овощи", живущие одним днём, у кого понятие "дом" заканчивается за порогом его квартиры или калитки его двора, либо это исполняют решения чиновничьей бюрократической мертвечины — якобы профилактические отжиги в рамках особого противопожарного режима.

Здесь ночевал какой-то Шариков

По пути к вершине горы, при проходе вдоль западной стороны скальной гряды, видим следы скотства какого-то Шарикова. Кострище прямо под скалой, закопчённый от дыма камень, обожжённые деревья, остатки тряпок от его балагана...

Вид на юг с вершины горы 1029 м
Вид с вершины горы 1029 м на юго-запад
Вид на 30-метровый останец в гребне Андриановского хребта
Вид с вершины на восток

Вид на северо-восток с приближением
Вид на восток-северо-восток с приближением
Репер на вершине горы 1029 м

Залезли на вершину горы 1029 м. Видимость была хорошая. С вершины 1029 м видно много объектов. Видны долины Большой Олхи, Большой и Малой Глубокой, долина ручья Черкесский, долина Большой Крутой Губы. Видно впадину Байкала и горы Хамар-Дабана. Хорошо просматривается среднегорная ступень Присаянского плато с его объектами – горами Тойсик 1519 м, Чёрной Гривой 1360 м, Красным Камнем 1117 м и Куйтуном 1106 м. Граница Присаянского и Олхинского плато проходит по реке Иркут. Она отмечена ступенью в высоте. Из объектов Олхинского плато узнаваемы вершины Камень Мойготы 1222 м, Тягунчиха 1125 м, гора 1212 м со скальником Царские Ворота, гора Кудлины Камни 976 м, Камень Шахтай 960 м, гора 923 м со скальником Старуха, гора Камни Шахтанские 885 м, Андриановский хребет с его большим останцом. На вершине имеется репер. Триангуляционный знак не сохранился — упал с обрыва на северную сторону.

И здесь эти Шариковы тоже наследили — жгли костёр прямо на вершинном скальнике!

И ещё на вершине мы видим следы костра – какие-то "овощи" жгли костёр прямо на вершинном скальнике!

Это место расположено вблизи дорог, вблизи села Большая Глубокая и станции Глубокая, и до него недолго добраться. Вот только зачем?! Красоту природы "овощи" Шариковы не ценят — инстинкты этого не предусматривают; воды здесь нет, её надо тащить с собой, как и ценную жидкость с высоким содержанием С2Н5ОН. После потребления ценной жидкости появляется склонность к жажде, а воды-то здесь нет?! Разве что места брусничные, можно поживиться ягодой.

Очень приметный скальник-останец с "головой"
Скалы западнее вершины горы 1029 м
Пологие низкие скалы сложной формы
Гребень скальной гряды ЗСЗ простирания
Скалы в гряде ЗСЗ ориентировки
Первая из двух крупных "подков"

Обратная сторона вогнутой части первой "подковы"
Заросший и ничем не примечательный
Интересный после непримечательного
Интересный с другой стороны
Стенка с выпуклой стороны второй "подковы"

Стенка второй "подковы"
Вид скальной гряды массива горы 1029 м ЗСЗ ориентировки
Скалы второй "подковы"
Вторая "подкова"
Поднимается дымовая завеса с юга

После посещения вершины мои друзья пошли к месту нашего лагеря, а я один отправился на экскурсию по другим скалам второй длинной гряды из останцов, имеющей запад-северо-западное простирание. В начале этой протяжённой гряды — очень приметный скальник-останец с "головой". Иду прямо по гребню лазаньем. Скалы в плане лазанья простые, почти на все есть несложные заходы. По своей форме и высоте они очень разные. Есть среди них конкретные столбы и стенки со слабо выраженной асимметрией, а есть бесформенные пологие скопления. С вершин некоторых скальников тоже есть хорошие обзоры, виден гребень всей этой длинной скальной гряды. В ней имеются две "подковы" в виде сплошных непрерывных изогнутых стенок высотой 7-12 м. Вогнутыми частями они обращены к югу, выпуклыми — к северу. С южной стороны гряды скалы имеют большую высоту, чем с северной.

Типичный вид юго-западного склона

У южного подножья скальной гряды снега было относительно немного, и он почти не затруднял передвижение. Кое-где помогали брёвна, можно было идти прямо по ним. Правда, могут попадаться ямки, заваленные снегом — если попадать в них, то проваливаешься глубже. Всё южное подножие обезлесено, и скалы хорошо просматриваются.

У массива горы 1029 м есть ещё одна особенность, про которую следует упомянуть. Это единственное из известных мне мест на Олхинском плато, где растёт бадан — характерное для среднегорной тайги травянистое растение с большими округлыми листьями. Ни вырубки, ни пожары его здесь не уничтожили.

Северная сторона скальной гряды у её западной оконечности
Один из интересных видов с северной стороны
Вид на скалы массива горы 1029 м с северной стороны

Я перешёл на северную сторону гребня скальной гряды. Снега здесь несравненно больше. Проваливаюсь часто и глубоко. Высота скал здесь заметно ниже, их формы смотрятся менее интересно, хотя интересные виды здесь тоже имеются. На северной стороне гребня лес в некоторых местах подступает вплотную к скалам и закрывает виды на них.

Иду по глубокому снегу с северной стороны, проваливаюсь местами выше колена. Мои товарищи меня потеряли. Наш руководитель позвонил мне, и я пошёл в лагерь ставить свою палатку. То, что не успел обойти, решаю обойти завтра утром. Дров в этом месте много; мы даже не стали их колоть на чурки, просто распиливали и бросали в костёр. Руководитель предложил заняться ремонтом моей сломанной лыжи. Хоть обратный путь и недалёк, и пешком я бы всё равно дошёл, — соглашаюсь, ведь это тоже отработка навыков, возможность потренироваться. Руководитель очень предусмотрительный, никогда не надеется на милость природы, и всегда готов к самым пессимистичным вариантам — вот и в этот раз взял с собой ремнабор с жестью от старой кофейной банки, гвозди, пассатижи, отвёртку. Мне повезло с товарищами, они очень надёжные, всегда помогут, подскажут, подстрахуют! Я отпилил и приволок два чурбака из толстой сырой берёзы, очень кстати не упавшей на землю, а застрявшей в висячем положении. Один из них служил постаментом для другого при вырубании накладки на лыжу. Один из моих товарищей хорошо помог мне с раскалыванием берёзового чурбака. Технология ремонта лыж в походах такая: снизу на половинки лыжи прибивается кусок жести, сверху длинными гвоздями прибивается деревянная накладка и сверху на накладку ставится крепление. При таком ремонте не стоит вопрос о дальнейшем использовании этой лыжи, тут вопрос стоит в том, чтобы этой лыжи хватило на текущий поход, и участник смог идти на отремонтированной лыже до конца похода, сколько потребуется. Основную часть ремонта закончил ночью, немногим за полночь, кое-что оставил на утро. Мне очень повезло, что я ремонтировал свою лыжу весной в тепле, в близкой доступности от дорог и в компании надёжных товарищей, а не зимой по морозу в глуши, среди сугробов!

Вид на скалы гряды ССВ ориентировки

Весь вечер провозился с ремонтом и не обошёл скалы у нашего лагеря.

День второй

Мои лыжи после ремонта
Наше кострище
Моя палатка

Утром ещё продолжил ремонт, устранил кое-какие мелочи. Руководитель предложил обвязать отремонтированную лыжу верёвкой, для большей надёжности, поскольку накладка прибита к половинкам лыжи недлинными и нетолстыми гвоздями. Оказывается, верёвками можно вполне надёжно обвязывать лыжи, не делая дырок в их носках и задниках! Не возникни такая ситуация, я бы и не узнал об этом! Как же я благодарен моему старому другу, с кем 12 лет назад я пошёл в свой первый поход, который был лыжным!

Восточная сторона скальной стенки гребня горы 1029 м
Вид на вершину горы 1029 м с восточной стороны
Внешняя сторона угла стыка двух скальных гряд

После того, как закончил ремонт лыжи, позавтракал и собрал свою палатку, я наконец пошёл туда, куда не успел заглянуть в предыдущий день, заодно можно проверить и отремонтированную лыжу.

Перевальчик...

Зашёл на перевальчик, у которого сходятся две гряды разного простирания из останцовых скал. Короткая гряда, у которой мы стояли лагерем, имеет северо-восточное простирание; вторая, длинная, имеет запад-северо-западное простирание. Через этот перевальчик проходит самый короткий и удобный путь к подножию северной стороны вершинного скальника. Снег на перевальчике растаял. Обнажился покров из бадана и брусничника.

Вид скал гряды ЗСЗ ориентировки с северной стороны
Вид на вершинный скальник горы 1029 м с северной стороны
Вид на останец с "головой" с северной стороны

Я зашёл за угол, к подножию северной стороны скальной гряды, которую обходил вчера вечером. Снега здесь много, однако на лыжах иду и не проваливаюсь, не то что пешком! Под вершинным скальником видны остатки упавшего триангуляционного знака.

Вид на юг от угла-стыка двух скальных гряд

Я осмотрел обе гряды скал с обеих сторон, убедился, что лыжа сделана надёжно и не подведёт на этих предстоящих двух километрах спуска. Теперь можно возвращаться в лагерь, доделывать свои дела.

Обратный путь

Укладываю вещи и выхожу последним. Быстро догоняю участников. Возвращаемся своим следом, как пришли. Завидую своим товарищам, с перемотанной лыжей так не разгонишься! Доходим до трассы, увязываем лыжи. Проходим немного по дороге в сторону станции. У нас ещё есть время. Но для того чтобы сварить обед, этого времени недостаточно, однако можно вскипятить воду и перекусить оставшимися запасами продуктов.

Следы недавних дел каких-то приматов
Сваленные берёзы, кедры, сосны, ели...
Некоторые деревья срубали топором…
Много сваленных частей деревьев лежит брошенными…

Перед отъездом я пошёл на ключик набрать воды и наткнулся на очередной беспредел в лесу, который с большей долей вероятности устроил кто-то из местных! Поваленные кем-то берёзы, кедры, сосны, ели... Спиленные и срубленные топором… И всё лежит, брошенное... Кем и с какой целью свалены эти живые деревья?!

Вот так я сходил в ещё один наш новый простой и очень интересный маршрут, который тоже станет одним из традиционных. Этим походом я закрыл для себя лыжный сезон 2017-2018 годов. Это место очень близкое по расстоянию в плане подходов, и очень богатое на объекты. И чтобы их все обойти и внимательно осмотреть, времени одного стандартного похода с ночёвкой может быть недостаточно. Здесь много разнообразия — скалы с интересными формами, отличные обзоры во всех направлениях, разнообразие в растительности и в толщине снежного покрова, обусловленное экспозицией склонов; отличные возможности для разведения больших костров. И это место доступно даже для самых слабых и ленивых людей. Можно приходить в любое время: зимой и в межсезонье. Хоть пешком, хоть на любых лыжах – деревянных или пластиковых.

Алексей Редькин

Юрий МельниковИ почему Вы,Алексей,так долго шли к сайту "Природа Байкала"?:)
01.11.2018, 18:11:08 |

Юрий Мельников: И почему Вы,Алексей,так долго шли к сайту "Природа Байкала"?

То, что я пришёл на сайт, это случилось из-за аккуратного и ненавязчивого влияния одной из участниц сообщества сайта.
01.11.2018, 18:15:52 |
Юрий Мельников

Алексей Редькин:    это случилось из-за аккуратного и ненавязчивого влияния одной из участниц сообщества сайта.

Спасибо ей за это!
01.11.2018, 19:29:30 |
Sergey V

Дорога рядом, кто-то зашел и себе на баньку напилил-нарубил. Простота хуже воровства