Каждый год 23 февраля государство предлагает людям отметить праздник и даёт под него дополнительный выходной. И чаще случается, что выпадает три выходных дня подряд. Вот и 2018 год не стал исключением. У нас, счастливых обладателей широких лыж, сразу встаёт вопрос, куда сходить в это время. И ещё один вопрос — о количестве тех людей, у которых есть желание и возможность идти в поход. Условия в данное время, как правило, очень благоприятные: конец зимы, световой день не сильно короткий, пик холодов пройден, снегозапасы максимальны, нет оттепелей и нет проблем, с ними связанных. В горы мы уже ходили в январе, а я ещё и в феврале сходил. Куда-то далеко забираться — в этом году снега накопилось больше, чем обычно. Это значит, что с тропёжкой может быть непредсказуемо, и лавинные риски тоже, соответственно, возрастают. Желающих идти на лыжах в этот раз оказалось мало, всё это стало обычным делом. Вот и опять, как дошло до дела, собрались всего три человека, давняя схоженная команда. Куда-то далеко выезжать втроём — неоптимально по затратам времени и денег. Поэтому вспомнили про наш старый маршрут, по которому раньше ходили с большим энтузиазмом, и так вышло, что несколько лет уже туда не заглядывали. Раньше мы проходили этот маршрут за два дня. Это было очень напряжённо, торопились, фотографировали очень мало. С учётом большого количества снега и малого количества участников решили идти за три дня. Этого времени хватит, чтобы нормально пройтись, ощутить все прелести красок природы, заметить то, что не попало раньше в фокус нашего внимания и просто хорошо отдохнуть.

Планы на поход приняли такие: от остановочного пункта Трудный доходим до нашего зимовья. В зимовье ночуем. А на следующий день рано утром от зимовья уходим с тропёжкой через лес на зимник в долине ручья Каймурастуй. По зимнику проходим несколько километров по долинам Каймурастуя и Большой Олхи. Далее переходим Большую Олху и идём по пади Ягодная в её верховья к перевалу высотой около 800 м, ведущему в истоки реки Шабартуй. Проходим весь Шабартуй до Байкала. По льду Байкала идём до реки Ангасолка и по Правой Ангасолке выходим на остановочный пункт электричек Тёмная Падь.

Маршрут похода 22-25 февраля 2018

Заехали в четверг вечером, чтобы переночевать в нашем зимовье и с утра пораньше в пятницу стартовать. Пришли, опять дров нормальных нет! Последние до нас посетители после себя не оставили никаких дров. Значительное количество людей, в разной степени связанных с нашим городским клубом, в холодное время года ходят только по зимовьям. Если бы не это наше клубовское зимовьё, мы бы этих людей не видели вообще. Эти наши зимушники сами не всегда заготавливают дрова, и ещё привлекают к зимовью сторонних людей, которые переводят дрова и не заботятся о пополнении их запаса. Халявщики процветают!

Варим себе еду и чай исключительно на костре рядом с зимовьём, чтобы экономить время. Вещей внутрь заношу по минимуму, чтобы было проще собираться и не искать их — выработалась привычка. Перед уходом всегда открываем дверь, чтобы выветривались любые запахи еды!

Зимовьё

День первый

По Каймурастую и Большой Олхе

Температура с утра — комфортные минус 10-15. Выходим на свой след, где мы вдвоём прошли в начале декабря, когда ходили в разведку за Большую Олху. От нашего следа почти ничего не осталось. Я иду первое время первым. Поначалу угадываю наш старый след на ощупь, однако очень скоро сбиваюсь, и дальше мы просто идём через этот густой, преимущественно темнохвойный, лес по направлению. Этот лес уцелел во время сплошных рубок времён середины ХХ века и от современных "хищников" — потребителей. Никаких троп/коридорчиков не видно. Я не успел отдать волокушу ещё с того похода с молодёжью, прошедшего две недели назад. Мне разрешили взять её с собой в этот раз. Моя волокуша постоянно цепляется за ветки стволов, пеньки, лиственную и хвойную поросль.

Тропим по очереди и меняемся, тактика всё та же. Рюкзаки не сбрасываем. Лес густой, уклоны рельефа очень слабые. Ещё не доходя до Каймурастуя можно заметить, что сквозь просветы проглядывается склон более высокого правого борта его долины. До противоположного склона долины, под которым идёт зимник, совсем недалеко, однако пробираемся к нему по дебрям с тропёжкой. По зимнику мы пойдём вниз к Большой Олхе, а затем вдоль Большой Олхи.

Русло Каймурастуя в начале декабря представляло собой большую неудобную канаву. За более чем два с половиной месяца русло хорошо засыпало снегом.

Наш декабрьский след
Дремучие леса Каймурастуя
Смена тропящего
Показался правый склон долины
Зимник уже близко
Русло Каймурастуя

Вышли на зимник. Идём более 1 часа от зимовья. Устраиваем привал. По зимнику, к счастью для нас, в эту зиму только снегоходный след. Нам предстоит идти по зимнику вдоль Куймурастуя и Большой Олхи более 4 км, прежде чем мы перейдём Большую Олху и уйдём в падь Ягодную. Более интересные виды на участке пути по зимнику открываются из долины Большой Олхи. Её долина в этом месте имеет субмеридиональную ориентировку. Здесь, при прохождении коротких распадков, имеется хороший вид на массив горы 928 м между ручьями Каймурастуй и Золотой. На вершине этой горы имеется крупная и уникальная по форме группа останцовых скал. Между собой мы их называем "Плавники". А слева от нас остаётся большое Олхинское болото — кочкарная поверхность днища долины, заросшая разреженным низкорослым берёзовым криволесьем. Летом это болото часто мокрое. Окружающие болото горы возвышаются над ним всего лишь на 100-200 м, а разница в температурах зимой ощутимая. Ситуация, когда на болоте холоднее, чем на окружающих горах на 10-15 градусов, — обычное дело. На склонах обоих бортов долины сосновые леса с берёзой. На левом борту местами значительная примесь лиственницы.

Зимник вдоль правого борта долины
Вид на массив горы 928 м
Ёрник долины Большой Олхи
"Мыс"

Незадолго до ухода с зимника встретили какого-то непонятного егеря — он сломал лыжу и шёл пешком вниз по зимнику, катил за собой свои лыжи. Допытывался у нас, куда мы идём, сказал, что где-то дальше с ним на лыжах идёт его товарищ. Встречаться нам с ним не хотелось, и мы заторопились по зимнику, чтобы поскорее свернуть с него по лыжному следу, уходящему в сторону пади Кривая.

Быстро приближаемся к едва заметной стрелке Большой Олхи с её правым притоком. Долина короткого безымянного водотока, образованного слиянием ручьёв падей Кривая и Ягодная в рельефе почти не выражена (возможно, поэтому она не имеет названия) и, по сути, является частью долины Большой Олхи. В одном не сильно примечательном месте, где к зимнику подступает очередной склон левого борта долины Большой Олхи, мы оставляем зимник и уходим к Большой Олхе по лыжне в падь Кривую. Чтобы лишний раз не следить для этих егерей, я поднимаю свою волокушу и некоторое время несу её в руках.

На подходах к стрелке
Вид на правый борт долины Большой Олхи перед стрелкой
Лес вдоль зимника
Вид стрелки с зимника
Вид на левый склон долины Большой Олхи в месте, где мы уходим с зимника
Русло Большой Олхи, вид вниз
Русло реки Большая Олха, вид вверх

Падь Ягодная и перевал с Ягодной на Шабартуй

Некоторое время идём по лыжне, уходящей в падь Кривую. За Большой Олхой на расстоянии от зимника наконец опускаю свою волокушу на снег. Лыжню в этих местах регулярно прокладывают для себя любители лыжных бегов на большие расстояния, когда старые заезженные пути несколько надоедают, и хочется разнообразия. Падь Кривая, на первый взгляд, особо ничем не примечательная долина. В отличие от Ягодной, она более лесистая и менее болотистая. Есть основания предполагать, что ручей пади Кривая меньше по водности, чем ручей пади Ягодная.

Лыжня в падь Кривую
Район стрелки Ягодной и Кривой
Вид в сторону Большой Олхи
Гора над устьем ручья пади Кривая

Пересекаем падь Кривую и далее пойдём вверх по пади Ягодная вдоль её правого борта. Правая сторона пади более солнечная — это значит, что снега здесь должно быть несколько меньше. Первое время нащупываем чей-то заметённый след. Однако очень скоро мы этот след бросаем, так как он, похоже, уходит на середину болота, что нас не устраивает. Почему не устраивает? Если прокладывать путь качественно, с заботой о других людях, то на это есть две причины. Во-первых, там середина открытого пространства. Это значит, что при ветрах лыжня будет легко заметаться снегом. Во-вторых, никто не отменял наледи и все связанные с наледями последствия от хождения по ним в разных вариантах. Мы делаем лыжню на весеннюю перспективу, мой товарищ допускает возможность, что он сбегает на беговых лыжах этот маршрут весной.

Всё время делаем лыжню вдоль правого борта пади. С волокушей мне здесь идётся свободно. Леса на склоне пади Ягодной в целом радуют глаз. Преобладает сосна, стволы деревьев прямые. Ели и пихты здесь отсутствуют совсем. По сравнению с Каймурастуем отличия в облике леса просто огромные, хотя по расстоянию до тех мест примерно 10 км. Идём все вместе, делаем переходы по 50 минут, устраиваем 10-минутные привалы. Снежная целина уравнивает людей. Просто те, кто в лучшей физической форме, больше тропят. Места уединённые и не сильно часто посещаемые. Леса в хорошем состоянии, много хвойного молодняка.

Вид на отрог между падью Ягодная и долиной Большой Олхи
Вид вверх по пади Ягодная
Вдоль правого, солнечного склона пади
Правый склон среднего отрезка пади Ягодная
В обрамлении сосновых лесов
По снежной целине
Лес в хорошем состоянии

В среднем отрезке пади Ягодная болото сужается, а общий вид на верховья долины меняется мало. Выходим в коридор среди зарослей. Видимо, это какой-то старый зимник. В среднем отрезке Ягодной, ближе к её верховьям, проходит граница Шелеховского и Иркутского районов, и с ним граничит Прибайкальский национальный парк.

Пейзаж не меняется
Коридор
Перед вторым правым притоком

Пересекли болото и вышли на левую сторону пади. Падь Ягодная имеет заметную асимметрию. Её правый борт круче левого, в нём имеются небольшие и не сильно зрелищные обнажения скал. Крутизна склонов и перепады высот возрастают ближе к верховьям пади. На левой стороне пади встретили снегоходный след. Чуть-чуть прошли по нему, убедились, что он идёт в самые верховья пади, и нам с ним не по пути. Нам нужно уходить к перевалу через лес на склоне левого борта Ягодной. Нужно решать вопрос с ориентированием. Чтобы не терять зря время, останавливаемся на обед. Двое участников пилят дрова, разжигают костёр и варят обед, ещё один занимается ориентированием и прокладывает оптимальный путь на подходах к перевалу. Лес на левом борту в верховьях Ягодной шикарный для лагеря и ночёвки. Древостой плотный, немало хвойных сухостоин с оптимальным диаметром ствола и никаких завалов. Мой старший товарищ вышел по склону на высоту, близкую к высоте перевала. Нам осталось лишь идти по горизонтали без набора и сброса высоты — и попадём в нужную точку. Я пошёл тропить. Под самой седловиной был ключик и зимовьё. Ключик перемёрз, и его засыпало снегом. А зимовьё сгорело несколько лет назад, и визуально уже не определить, где оно стояло, если точно не запомнил это место.

В верховьях Ягодной
Нам не по пути
Конец всех дорог и направлений
На подходах к перевалу

Водораздельная поверхность между Олхой и Шабартуем представляет собой настоящий "кусочек Забайкалья" в нашей прибайкальской тайге. Немного мест у нас, на юге Прибайкалья, где в составе древостоя в лесах доминирует лиственница. Почему это происходит именно в конкретных местах и на небольших площадях, когда вокруг преобладают сосновые древостои? Мне непонятно. Лет пятнадцать назад в этих местах прошли пожары, леса изрядно прорежены огнём. Сейчас активно поднимается молодая поросль. За несколько лет, что я здесь не был, изменения очень заметны.

На перевальной седловине
Снежная поверхность

Верховья Шабартуя

Мы продвигаемся, по традиции, к левому, солнечному борту долины. Лес заметно вырос, местами образуются очень плотные заросли, как частокол. С более открытого места на горизонте различимы горы Хамар-Дабана. Время уже вечернее, и впереди много сухостоин. Начинаем обсуждать тему стоянки. У меня свой корыстный интерес — люблю жечь большие костры из брёвен, особенно зимой.

У истоков Шабартуя
Вид в сторону водораздела
Вид вниз по долине Шабартуя от самых его верховий
Видны горы Хамар-Дабана
Присматриваем место для ночёвки

Поднявшись на террасу на левом склоне, выбираем место для палатки и делаем лагерь. Время пять часов. Мои друзья занимаются лагерем, а я, по всеобщему согласию, иду налегке вниз, тропить ещё один переход. Поставил себе будильник на телефоне на шесть часов, когда нужно развернуться и идти в лагерь.

Вечером в конце февраля левый склон долины, вдоль которого я пошёл прокладывать лыжню, долго освещается солнцем. Верховья Шабартуя — очень специфический уголок Олхинского плато, непохожий на другие его районы, где я когда-либо бывал. Малоснежные каменистые склоны бортов долины, небольшие перепады высот, доминирование лиственницы в верхнем ярусе древостоя и большая роль сосны, полное отсутствие темнохвойных пород в верхнем ярусе, в сочетании со значительной оголённостью и нарушенностью лесов пожарами, придают этому месту настоящий забайкальский облик. Прямо какой-то "заповедник Забайкалья" в прибайкальской тайге! Ещё немного не доходя долины второго левого притока, сверху вдали можно видеть гору напротив "сараев". У той горы на генштабовской карте-километровке показаны сараи, хотя в действительности никаких сараев там давно нет, даже никаких намёков на то, что они там были. Дело в том, что это место, "сараи", находится примерно посередине между истоком и устьем Шабартуя. На склонах и вершинах гор над долиной Шабартуя и его притоков много выходов камней и скал. Вся территория Олхинского плато является выступающим Шарыжалгайским краевым блоком Сибирского кратона с обнажённым скальным основанием.

Верховья долины Шабартуя
Левый склон долины Шабартуя в самых его верховьях
Типично забайкальский пейзаж
Край долинного болота
Менее затронутый огнём участок леса
Выходы кристаллического фундамента
Взгляд в сторону лагеря

Я дотропил до точки разворота. Солнце окончательно ушло из долины. Идти здесь, вдоль левого борта, достаточно комфортно, нет больших завалов и зарослей. Возвращаюсь в лагерь по своей лыжне. Я прошёл примерно 2 км по целине менее чем за час.

Снежная целина Шабартуя
Назад, к месту ночёвки

Работы в лагере, как всегда, много. Нужно пилить дрова на костёр и на печку, вытаптывать площадку в снегу и ставить палатку. С дровами на печку не рассчитали, пришлось экономить.

Вечерний отдых

День второй

По Шабартую до "сараев"

Утром сработали оперативно. По времени от подъёма до выхода на лыжню у нас ушло два часа. Утро было умеренно морозным, всего лишь минус 21. Верхушки деревьев были в инее.

Утром

Любое зимнее утро в долине, хоть в тайге, хоть в горах, почти всегда чёрно-белое, независимо от того, в каком состоянии небо — ясное, или затянуто облачностью. Вот и Шабартуйское утро не исключение. Хоть и чёрно-белое, а всё равно красивое и доброе! А нас всех ещё ждала моя вечерняя двухкилометровая лыжня!

Чёрно-белое, умеренно морозное, красивое и доброе…

Торжественный момент, когда верхушки гор на правом борту долины осветило солнце, мы встретили на лыжне.

Правый склон долины осветило солнцем

"Заповедник Забайкалья" в прибайкальской тайге

Утро на Шабартуе не заканчивается до тех пор, пока левые склоны долины остаются в тени. Прошли один переход — и изменения в природе стали очень ощутимыми. Весь правый борт долины был освещён, левый был весь в тени. Территория, сильно затронутая пожарами, осталась позади. Кустарниковое болото в днище долины сменилось угнетённым лесом. На склонах достаточно интересные на вид леса, смешанные по составу древостоя. Они состоят из лиственницы, сосны, берёзы, осины, кедра. Ели присутствуют в долине, пихты не наблюдаются.

Правый склон долины Шабартуя ниже, куда пожары не дошли…
Если левый склон долины в тени — значит, ещё утро
Не сильно заросший участок долинного болота
Ближе к "сараям" долинное болото замещается угнетённым лесом

Вид долины Шабартуя выше "сараев"

Не доходя до "сараев", в месте изгиба долины, мы встретили свежие звериные следы. Ещё не знали, что это было только начало... Скоро из тенистой залесённой долины открылся вид на гору напротив "сараев". До "сараев" сделали привал, во время которого я подошёл глянуть русло речки. В этом месте оно представляет собой узкую заснеженную канаву.

Свежие звериные следы
Впереди гора напротив "сараев"
Лес на правой стороне долины
Русло Шабартуя, вид вверх
Русло Шабартуя, вид вниз
Долина Шабартуя в районе "сараев"

На Шабартуе ниже "сараев"

Из долины очередного короткого левого притока подошёл заметённый снегоходный след. Через долину этого притока снегоходный след выходит в истоки реки Слюдянка — крупнейшего притока реки Большая Половинная. Средний отрезок долины Шабартуя, пожалуй, наиболее красив. Долина реки и окружающие её горы залесены, и, при этом, имеются обзоры. Просматриваются долина, её борта и распадки притоков.

Снегоходный след в сторону Слюдянки
Вид на левый борт Шабартуя в среднем отрезке долины
Вид на правый борт Шабартуя в среднем отрезке долины
Впереди ещё один распадок
Гора со скалами у устья последнего левого притока до устья Поперечной
Идём по террасе левого склона
Взгляд в обратную сторону

На среднем отрезке долины, примерно в 1 км выше устья ручья пади Поперечной, мы опять увидели следы крупных зверей и поваленные ими невысокие тонкие сухостоины... Нам, однако, тоже скоро надо будет валить сушину — по времени уже было пора обедать. На обеденном перерыве я попытался пробить лёд и добраться до воды. Лёд оказался двухслойным, с полостью между двумя слоями. С водой не вышло, пришлось довольствоваться льдом. Цветом льда и вкраплениями всякой органики река оправдывает своё название ("шабар" — тюркское "грязь").

После обеда по-прежнему идём вдоль левого борта долины. На русло выходить не торопимся. В плане прохода долина Шабартуя на среднем отрезке тоже комфортная. По пути встречаю небольшие сосны, примерно с человеческий рост, и с шишками. Хоть размер этих деревьев очень мал, это не молодняк. Просто им выпало жить в неблагоприятных условиях — на болоте и в мерзлоте...

Свежие следы крупных копытных
Звери мерились силой (?), валили тонкие сухостоины
Обеденный перерыв
По-прежнему движемся вдоль левого борта долины
Встретился вот такой экземпляр сосны с одной шишкой
И ещё одна, с несколькими шишками…
Левый борт долины Шабартуя немного выше устья пади Поперечная перед началом отрезка долины с глубоким врезом реки

Перед устьем пади Поперечная долина Шабартуя сужается, борта становятся более высокими, крутыми и скалистыми. Ненадолго вылезли на террасу левого склона. Здесь проходит тропа, переходящая в дорогу. Облик леса заметно меняется, схожесть с Забайкальем исчезает.

Место начала глубокого вреза долины
Тропа, переходящая в дорогу
Вид правого борта Шабартуя у места стрелки с падью Поперечная
Вид на долину пади Поперечная

От устья Поперечной выходим на русло реки и идём по нему. По руслу — звериная тропа. Скорость нашего продвижения возрастает. Это уже низовья Шабартуя. Долина реки здесь глубоко врезана.

Зимой в низовьях Шабартуя в вечернее время все проходящие люди сталкиваются с двумя проблемами. Одна из них объективная, с ней никто ничего поделать не может — солнце уходит из долины, и все краски опять становятся чёрно-белыми... Вторая проблема субъективная — если сильно разбежаться, то можно запросто проскочить все благоприятные места для ночёвок, где есть дрова... И тогда можно словить ночёвку в холоде среди берёз... Где добыча дров может стать пыткой, и отнимет много сил и здоровья!

Звериная тропа по руслу Шабартуя
Вид левого борта долины Шабартуя чуть ниже устья пади Поперечная
Вниз по руслу
Звери тоже халявят, как люди
Присматриваем место для ночёвки
Первая наледь

Увидели на террасе левого борта лиственничную сухостоину и решили останавливаться на ночёвку. Успешно разделали лиственницу, напилили дров на печку и на костёр. Мы очень вовремя пустили её в дело — она уже начала превращаться в труху! Лёд долбить не стали. Решили обойтись снегом. Запалили костёр из лиственничных брёвен, как я люблю. В палатке с лиственничными дровами было очень тепло.

Ещё одна ночёвка в палатке
Костёр
Из лиственничных брёвен

День третий

В низовьях Шабартуя до его устья

Перед уходом я затушил костёр. Неиспользованные брёвна приставил к дереву, часть дров взял с собой, чтобы хватило сварить обед на Байкале. Там, на старой железной дороге, как известно, дефицит дров.

После нас

Погода в воскресенье не порадовала. Опять было пасмурно. За 25 минут неспешного хода от места ночёвки подхожу к устью Левого Шабартуя. Мои товарищи ушли вперёд. Над стрелкой двух Шабартуев имеется очень узнаваемая гора со скалами. От этого места идти по руслу речки не имеет смысла, поскольку на террасе правого борта имеется дорога. Дорога эта, как правило, накатывается снегоходчиками, и в этот раз исключения не случилось. Снегоходный след выходит из долины Левого Шабартуя и через мостик — на террасу правого склона, по которой идёт до устья реки.

Опять чёрно-белое…
За этой скалой устье Левого Шабартуя
Вышли на террасу правого борта долины
Гора над стрелкой двух Шабартуев
Мостик
В низовьях Шабартуя в лесах одна берёза…

Самые низовья Шабартуя запомнились широкой накатанной снегоходами дорогой, по которой очень быстро попадаешь к Байкалу. Ещё внимание привлекают террасы, сложенные валунником, берёзовый редкостойный лес, в котором отсутствует хвойный и берёзовый молодняк. Отсутствуют в этом лесу и кустарники. В нём имеется только травяной покров, в котором, скорее всего, значительная примесь сорняков. Ещё вблизи Байкала, в самых низах долины Шабартуя, малоснежно, даже несмотря на то, что в целом эта зима для юга Прибайкалья многоснежная. По обе стороны Шабартуя у его устья — горы со скалами. И ещё, вся эта характеристика будет неполной, если не упомянуть про крупную и мокрую наледь перед самым железнодорожным мостом. Вблизи моста, на правом берегу, имеется развалина старого строения начала ХХ века, видимо, связанного с обслуживанием железной дороги в те времена.

Терраса из валунника
Берёзовый "бор"
Гора со скалами над устьем Шабартуя
Большая наледь перед устьем
Развалины строения времён начала ХХ века
Вид вверх по Шабартую от устья
Железнодорожный мост через Шабартуй

По льду Байкала

На Байкале мы увидели ровную заснеженную поверхность без всяких торосов. Везде сплошной снежный покров мощностью до 10 см, голого льда не видно нигде. Пасмурно, тепло, ветра не было. Гор Хамар-Дабана не было видно совсем. Зато было много следов автомобилей, снегоходов, судов на воздушной подушке... Постоянно ездят, не прекращают...

Вид на Шабартуй от Байкала
Гора слева от Шабартуя
Вид на восток
Вид на гору справа от Шабартуя и мыс Столбы
Снежная пустыня
Два коротких тоннеля

Путь по льду Байкала очень однообразен. Картинка перед глазами меняется очень медленно. Серость, связанная с отсутствием солнца, добавляет однообразия... Для меня проход по Байкалу психологически намного тяжелее, чем тропёжка в таёжной глуши. Идём молча, растягиваемся. Я иду медленнее своих друзей, трение моей волокуши тормозит меня, трачу больше сил на его преодоление. А я ещё положил в волокушу часть дров, оставшихся с нашей стоянки. Хоть и тяжелее, но надёжнее, оптимистичнее... Терплю, закаляюсь. Всякое повидал за 12 лет походной жизни... Не привыкать! Я сам на это подписался... Мой выбор!

Один за другим проходим крупные пади/долины: Соколовскую, Козлиную, Семафорную, Малую Крутую Губу, Большую Крутую Губу. Три из этих пяти падей/долин населены. Лишь падь Соколовская и долина Большой Крутой Губы свободны от домов/строений. В устье пади Козлиная имеются деревянные одноэтажные дома-бараки. То же самое в устье Малой Крутой Губы. На ней, кроме домов, имеется ещё и турбаза. А устье пади Семафорная приспособил для своей дачи кто-то из элиты.

Вид на падь Соколовскую
Вид на падь Козлиную
Вид на падь Семафорную и дачи чиновников вблизи её устья
Гора, ограничивающая с востока падь Семафорную
Вид на устье реки Малая Крутая Губа
Вид со льда Байкала напротив устья Малой Крутой Губы на восток
Вид на устье реки Большая Крутая Губа

Большую часть времени, пока идёшь вдоль Байкала от устья Шабартуя к Ангасолке, фокус внимания невольно направляется на безымянный мыс, расположенный между долиной Большой Крутой Губы и падью Хабартуй. Не доходя до этого мыса, пройдя долину Большой Крутой Губы, выходим на берег для обеда. Поднимаемся к железной дороге. Дрова, которые я нёс, пригодились не только на костёр — ещё и на сидения хватило! Воду добыли, растопив куски льда от пластин прибрежных торосов. Парочку оставшихся маленьких лиственничных чурок решаю взять с собой домой. Одну потом я подарил маме на день рождения, даже специально упаковал чурку. Вторую взял для бабушки, поиграться.

Близкий далёкий…
Третий обед

После обеда благополучно прошли долгий, надоевший за полдня, мыс, и от него уже стала видна такая знакомая долина Ангасолки.

Натёчный лёд от слабенького ручейка
Подход к мысу, за которым видна долина Ангасолки
Видно Ангасолку

Вверх по Ангасолке

Идём по кратчайшему расстоянию. Между мысом и Ангасолкой проходим короткую падь Хабартуй, над которой находится гора 971 м — хорошая обзорная точка, достойная посещения. На этой горе мы были в конце декабря, смотрели с неё на утренний, ещё незамёрзший, Байкал.

Как подошли к посёлку у устья Ангасолки, увязали свои лыжи и пошли пешком на электричку. Я отговорил своих товарищей от похода в местный магазин. До электрички от Байкала примерно час хода. Большое количество людей здесь ходят пешком круглогодично. Хвойных деревьев в долине осталось крайне мало, а берёзы нередко с ободранной корой. Склон у тропы между Левой и Средней Ангасолкой недавно опять поджигали. Весь немногочисленный хвойный молодняк сгорел. Похоже, будущее для природы этих мест, в понимании тех, кто любит природу и бережно к ней относится, печально... По пути обсудили наше отношение к собакам, поскольку опять собаки напомнили о себе. Хотели зайти на ключик, чтобы набрать воды, — оказалось, он исчез. Перед завершающим подъёмом устроили привал. Во время этого привала пошёл снег, разошлась метель.

Вид на падь Хабартуй
Подходим к к устью Ангасолки
В долине Правой Ангасолки
Перед завершающим подъёмом
Перед отъездом разошлась метель

За эти три дня я детально рассмотрел наш старый маршрут, пропустил через себя все его прелести, какие имеются в это время года. В процессе прохождения, при внимательном наблюдении, познаются все особенности природы района. Здесь на самом деле очень много природного разнообразия. Это близкий, уединённый и незагаженный район с красивыми лесами, чистыми ручьями и реками, в котором ещё можно делать для себя приятные открытия. Эти места по-своему интересны в любое время года, если ответственно подходить к выбору маршрута и уметь наблюдать. Больших сложностей здесь нет, только ориентирование и расстояния.

Алексей Редькин

И. ФефеловСудя по следам старых и очень старых лесозаготовок (1930-60-е годы), бараков там было в свое время — мама не горюй.
24.01.2019, 20:33:17 |

И. Фефелов: по следам старых и очень старых лесозаготовок (1930-60-е годы)

Времени с окончания этой бурной деятельности прошло не так много. А следов развалин не видно совсем, если специально не искать. Может, большую часть строений не забросили, а разобрали и вывезли?
24.01.2019, 21:00:50 |
И. ФефеловЧто-то разобрали, что-то сгорело при лесных пожарах. Тем более постройки — в отличие от железнодорожных построек КБЖД — наверняка были бесфундаментные.
На картах вообще удивительная "разнохроница", на одном и том же листе могут быть показаны здания, построенные 10 лет назад, и здания, которых уже 20 лет как нет. Листов, которые были бы исключением — то есть полностью актуальны — не встречал.
24.01.2019, 21:46:38 |
Sergey VАлексей, спасибо за свой взгляд на маршрут и на лыжный "бэккантри" в целом. Для меня — очень непривычный взгляд, хотя и понимаю, что это классика. Палатка, печка, поиски хорошей сушины для дров и лавочек .. Другой мир, но по своему весьма привлекательный, хоть помечтать ...
25.01.2019, 07:40:31 |
Sergey VВот это место слегка удивило — "В одном не сильно примечательном месте, где к зимнику подступает очередной склон левого борта долины Большой Олхи, мы оставляем зимник и уходим к Большой Олхе по лыжне в падь Кривую."

Этот перекресток уже лет 10 — весьма оживленный. Во все 4 стороны практически всегда — свежая лыжня или пешеходный след, или дорога.
25.01.2019, 10:00:32 |
Алексей Редькин

Sergey V: В одном не сильно примечательном месте

Когда много лет там ходишь, все приметы знаешь, это одно; а когда идёшь после больших перерывов без привязки к приметам, просто знаешь, что где-то в ту, нужную тебе сторону есть лыжный след — то просто идёшь к нему. Буду там ходить, и у меня появятся приметы и привязки.
25.01.2019, 12:30:50 |
Егор ПолтавченкоПодробное описание маршрута! Можно было бы ещё добавить для читателя:- для чего нужно тропить вдоль левого борта реки, участок целины от "сараев" до впадения ручья Поперечный в Шабартуй. Начиная с марта месяца, этот участок реки наполняется водой как канава, и на узких лыжах пройти по руслу реки можно только сплошным бродом; после устья ручья Поперечного и до Байкала, уже и по руслу Шабартуя бежать вполне комфортно. В этом случае, можно бегать этот марафон в апреле.