Становой, часть 1. Удары и подарки судьбы

Этот хребет манил меня уже давно, несколько лет. Естественно, речь о зиме. Летом — нет проблем, ходил туда раза 4-5 за последние годы, правда, с определёнными утилитарными целями, и по сути — в одно и то же место.

Я читал темы, периодически возникающие на Ангара.нет, общался с побывавшими там на лыжах, анализировал информацию и строил планы, вопреки услышанным ужасам. Непосредственно перед этой нашей вылазкой, я ещё раз пообщался и со старыми знакомыми, и с новыми. Главный вопрос был — каким путём лучше подняться на Становой хребет. Мнения сильно разделились: одни (Юра и Алексей, можно сказать, большинство) советовали заходить по летней классике — по тропе через падь Улунтуй, другие (местные слюдянские) не видели особого криминала в моём варианте — выходить сразу на гребень..

По летней тропе мне было неинтересно, я там был, и даже один раз пытался зимой на лыжах, не понравилось. Я искал вариант, которым можно было бы не только подняться, но и спуститься на лыжах, гребень для этих целей казался более удобным.

Итак, наш план. Прямо из Слюдянки попасть на ЛЭП, которая подрезает гребень, начинающийся от самого берега Байкала. Местные, наши хорошие знакомые, подробно объяснили, как это лучше сделать. Далее — движение строго по гребню, местами узкому, местами очень широкому. В первый день нужно было дойти до хорошо мне известного зимовья рядом с вершиной 1550. Всё расстояние на этот первый день я оценивал примерно в 13-14 км. Я считал реальным пройти это часов за 7-8. Второй день планировался как прогулка далее по гребню, в режиме туда-сюда. То есть туда суровая тропёжка, обратно — по своим следам. Цель — пробиться как можно ближе к спуску на Горелую Поляну. Весь участок до спуска с гребня — примерно 7-8 км. Здесь ожидалась самая сложная тропёжка. Соответственно, третий день — выход по протропленному, дотропить то, что не успели, спуск на Горелую и выкат по Слюдянке.

Итак, в середине декабря 2018 мы вдвоём с Сергеем, наконец, решились, приехали утром в Слюдянку, оставили машину у знакомых, взяли такси и через 5 минут выгрузились в конце ул. Васильева, прямо под началом продолжительного и довольно крутого подъёма. Местный наш товарищ, Саша, даже сопроводил нас до места старта и напомнил, что если не получится, и мы решим повернуться назад, они ждут нас к себе в гости. Нам предстояло быстро набрать 400 метров по высоте, всё это заранее я посмотрел и измерил в Google Earth. Это выглядело ключевым участком, однозначно наиболее крутым, далее по гребню крутых подъёмов вообще не должно было быть (и не было, забегая вперёд). Каково же было наше изумление, когда мы увидели даже не тропу, а дорогу наверх!! Она шла, траверсируя склон, поэтому градиент был совсем не такой страшный, как я представлял. В верхней части справа снизу подошла неширокая дорожка с буранным следом. Ещё 5 минут — и мы на ЛЭП. В одну сторону — потрясающий вид на долину Слюдянки, на карьер, вдали Комар, в другую — южный Байкал, противоположный его берег. Погода супер, всё четко, красиво!

Выходим на гребень в месте его пересечения ЛЭПкой
Видно Комар и карьер
Да тут — Байкал!!

И мы уже набрали 400 м за какие-то 30-40 минут! Далее буранка быстро закончилась, но шла пешеходная тропа. Сначала мы надели лыжи с камусами, но вскоре всё сняли, так как рельеф был не совсем лыжный...

Пешие следы по гребню
Нелыжный рельеф, да и препятствия есть

Гребень сузился, местами — до скального, постоянно мешали деревья, ветки, камни и т. п., пешком проще, тем более по следу, хоть и одиночному.

Иногда сквозь ветки было видно Байкал.

Сквозь ветки любуемся Байкалом
И еще Байкал

Дальше время спрессовалось, пройденное расстояние менялось очень незначительно, аппетит внутри разрастался, но мы решили дойти хоть до чего-то значительного, типа первой старой гари. Ну чего останавливаться жрать, когда ещё не заработали на перекус, ничего не прошли..

Первая гарь наступила как раз одновременно с первым упадком сил и почти голодным обмороком (чтобы его избежать, я вовремя закинул пару барбарисок).

Постояли, отдохнули, восстановили баланс, оптимистично настроились быстренько проскочить более 1 км открытого пространства по широкому гребню, что в моём мозгу ассоциировалось с весьма быстрым и комфортным передвижением. А как иначе-то? Гребень должен быть довольно малоснежным и, скорей всего, даже твёрдым. Ага.. тут-то и началось, на фоне всегда прекрасного Байкала.

Первая гарь, обедаем
Завалы, снега и вечно прекрасный Байкал

Гребень слегка задут, то есть над полуметровым слоем перемороженного в порошок снега — тонкий слой наста. Лыжи легко проваливаются через наст, но вот обратно выскакивать не хотят. Скорость, и так не очень высокая (1.5-2 км/час), падает практически вдвое (менее 1 км/час).

Сначала я, было дело, рванул вперёд, снял мешающий мне камус, но очень скоро наелся, и вперёд вышел Сергей. Лыжи, надо сказать, у нас были неширокие, 62-68 мм в носке, для таких условий этого оказалось совсем мало. Тактика движения теперь стала такой: на всех участках с подъёмом впереди идёт Сергей в камусах, скорость при этом, конечно, очень невысокая, так как выдёргивать на каждом шагу из-под снега лыжу в камусе — нагрузка адова. На плоском я выходил вперёд, мне казалось, что при этом мы шли раза в два быстрее.. пока я не помер в надцатый раз. Движение по гари — это вообще особо интересное занятие. Тропу перемело, и она потерялась. Прямолинейное движение невозможно, так как всё время приходится то обходить, то перелезать через "спички" — поваленные 30-40 лет назад деревья. Спичками они выглядят на Гугл(Бинг, Яндекс)-снимках.

По "спичкам"
Продвигаемся медленно, вечереет

Примерно через час двадцать гарь закончилась. Мы, правда, сделали ещё крюк, устремившись по вновь найденной тропе, но она уводила с гребня вправо и вниз. Прошлись минут 15 туда-сюда.

Но вот, наконец-то и лес. Всё же в лесу как-то комфортнее, не знаю даже почему. Красиво, хоть что-то душу греет. Где-то в лесу, глянув на GPS, на часы и друг на друга, принимаем решение: сегодня идти до победного. Ну придём же когда-нибудь, пусть даже часов в 7-8 вечера, это не криминал вовсе, к темноте мы готовы.

Дальше — по лесу, 1.7 км, ровно 2 часа. Дело идёт к сумеркам, скорость ниже 1 км/час — да, к 7 мы не успеем в зимуху, всё же вероятнее к 8. Правда, мои силы пока что иссякли, и Серёге явно больше достаётся. Мы в окрестностях обзорной точки — гора Чёрт. Набрали наконец-то высоту, чуть выше 1500. Дальше нас ждёт пологий и довольно продолжительный спуск. Решили остановиться и как следует перекусить. Пока перекусывали, почти стемнело и похолодало.. Лезть куда-то, чтобы обозревать огни Слюдянки, желания не было. Что мы, ночного города не видели, ещё силы на него тратить. Надели тёплые куртки поверх ходовых и медленно двинулись вперёд, в темноту.

Тут началось странное явление. Поскольку по плану нам предстоял сплошной спуск, мы его стали усиленно искать. Это выразилось в том, что мы в темноте всё время норовили свалить с гребня влево вниз, вместо того чтобы продолжать полого двигаться по нему, даже с небольшим набором. В общем, немного пила получилась на треке, Серёга, по-моему, был недоволен ))

Всё же спуск начался, слава богу: 600 м по расстоянию, 60 м сброса, затраченное время — ровно 1 час!!! А время.. уже восьмой час, что-то вообще неправильно со всей этой арифметикой. Вскоре после спуска утух Серёга, зато во мне какие-то новые силы появились, третье или четвёртое дыхание, в общем, у нас — хорошая взаимозаменяемость. Правда, Сергей замолчал, и это недобрый знак. Ну да ладно, вариантов у нас нет, ломим по густому лесу, иногда уходим в сторону с широкого и пологого гребня, ориентируемся на яркую полную Луну, когда деревья не загораживают, и на GPS. Лес ночью — очень густой, приходится постоянно искать оптимальный фарватер.. какой он, к чертям, оптимальный!! Где-то за Чёртом звонили своим слюдянским знакомым, сообщили о нашем решении дойти до зимовья, в том смысле, что обратно в Слюдянку (к ним в гости) сегодня уже не вернёмся, чтобы не ждали. Обещали отзвониться, как дойдём.. Интересно, когда это будет? До зимухи по прямой — примерно 1.5 км, скорость теперь где-то 500 м/час. Время 21:15. Занятная арифметика, звонить однако будет неудобно. Эти мои весёлые мысли вдруг прерывает глубокая, хорошо набитая тропа, пересекающая азимут нашего движения. Тут же в нос бьёт хоть и слабый, но явный запах дыма! Первое, что я говорю: "Сергей, в зимухе явно кто-то есть!" То есть меня наличие тропы не столько обрадовало, сколько озадачило. Ну ладно, вариантов всё равно нет. Поворачиваем налево и катимся с учетверённой скоростью. Прикидываю, что быстрее чем через час будем в тёплом зимовье, но в неизвестной компании. Каково же было моё удивление уже через 5 минут, когда мы утыкаемся в зимовьё! Останавливаемся снаружи в лёгком недоумении, что-то кричим, типа "Есть кто дома?". Тихо. С трудом открываем очень плотно закрытую дверь и видим: внутри уют, тепло — и никого! Смотрю на часы, 21:30. Смотрю на телефон — связи нет. Хмм... Ну тут уж, извините, искать телефонную будку я сегодня уже точно не пойду. "Сергей, ты не хочешь?" Нет, он тоже не хочет :)

Удивительно, в зимовье очень тепло. На печке стоит бидон с жидкой водой. Сама зимуха небольшая, по сути на двоих, но очень уютная, в ней порядок, много вещей, каждая на своём месте. Короче, у дома явно есть настоящий хозяин, и он ушёл недавно, часа 3-4 назад.

Затапливаем маленькую печку, врубаем горелку, варим традиционный куриный суп. Наливаем по маленькой, чтобы напряжение снять.. Понимаем, насколько нам повезло наткнуться на неплановую зимуху, которая, возможно, спасла от холодной ночёвки. Медленно начинает накатывать ощущение какого-то очень приятного счастья. У Сергея новые ощущения — сводит ногу, верхнюю наружную часть бедра. Самые тропильные мышцы, досталось им сегодня не по-детски!

Вечер был длинным и невероятно приятным. Сергей носит с собой Bluetooth-колонку, незаменимая вещь!! Музыки в телефонах у нас достаточно. Всё это создает дополнительный комфорт и настроение. О чём мы только не говорили.. Заснули где-то около 2-х ночи.

Наши планы на второй день, как нетрудно догадаться, рухнули. Ни скорость, ни наше состояние после вчерашнего захода не позволили бы сделать это. Поэтому мы для начала как следует выспались. Потом был лёгкий завтрак, после которого я сообщил, что пойду на разведку до планировавшейся исходно зимухи. Сейчас я по тропе быстренько сбегаю..

Быстренько ничего на Становом не получается. От основной тропы было много ответвлений — охотничьих путиков, всё время приходилось бегать туда-сюда. А в конце концов и основная тропа закончилась. Протропил метров 200 целины и развернулся. Времени уже много прошло, завтрак был лёгким, и вообще задача сильно усложнилась, а значит, первым делом надо подкрепиться. Возвращаюсь.

Переговорили, Сергей решил остаться в зимовье и заняться заготовкой дров, а я взял с собой тёплые вещи, перекус и двинул вперёд уже по-настоящему.

Вскоре после начала тропёжки вышел на летнюю тропу, только её не было видно. Медленно пробиваюсь с набором высоты. Снега много, особенно на открытых участках. Камус я не надевал, поэтому приходится иногда терпеть в подъёмах, но сегодня всё же легче — без куля, и силы восстановил. Процесс идёт, но очень медленно, я обещал Сергею за 3 часа обернуться. Мне казалось, это с большим запасом. Через 2 часа 15 минут я достиг зимовья.

Типичная лыжня в средней части Станового
Убогая зимуха

Зрелище весьма печальное. Зимуха завалена снегом почти под крышу, дверь кто-то оставил открытой. Чтобы попасть внутрь, нужно выкопать траншею в метр глубиной и метра 2-3 в длину. Желания и необходимости нет. Фотографирую эту красоту и двигаю назад. Минут через 45 я "дома", по своим следам всё легко и быстро.

Остаток дня — отдых. Ранний ужин, ранний отбой, хотя и опять с длинными разговорами на интересные нам темы.

Подъём относительно ранний. Мы, кстати, с вечера себе запланировали утром налегке сбегать по своим следам до обзорной точки на горе Чёрт. Вроде, туда меньше чем 2 км. Но утром пошёл небольшой снег и было пасмурно. Прикинули, что, наверно, нет большого смысла при низкой облачности топать на обзорку, с которой можно ничего не увидеть. Отменили и, пожалуй, напрасно.. Собрались, вышли, и уже скоро стало явно светлее. Но мы уже двинули на выход по свежим пешим следам. Проскакали по тропе и финишировали в Слюдянке часа через 2. Сегодня получилось всё очень быстро и удобно.

В очередной раз убеждаюсь, что все сюрпризы — приятные и не очень — в этом мире находятся в равновесии. Если тебе очень повезло в самом начале — жди скорого подвоха! Но если судьба весь день бьёт тебя по башке, к ночи обязательно должно случиться что-то приятное! Например, красивый ночной лес, яркая полная луна и замечательная компания :)

P. S. Положение охотничьего зимовья сознательно не указываю. Хозяева — активные охотники, бывают там часто, порой живут неделями. Зимуха небольшая, на двоих, так что — учитывайте эти обстоятельства.

Sergey V

Алексей РедькинПодарок судьбы звучит лучше, оптимистичнее!
24.01.2019, 14:04:50 |
Татьяна СеменоваЧто может быть лучше теплого зимовья после тяжелой дороги!