Этой статьёй мы открываем серию публикаций о популярных маршрутах из Фотопутеводителя Юрия Гукова

Пик Босан– одна из самых высоких вершин западного Хамар-Дабана. Ее высота составляет 2275 м над уровнем моря. Это прекрасная обзорная точка, откуда в хорошую погоду можно увидеть значительную часть всего Хамар-Дабана, а также снежные пики Тункинских Гольцов на западе.

Путешествие на пик Босан, пожалуй, уже не отнесешь к маршрутам выходного дня. Необходимо пройти расстояние около 100 км (туда и обратно). Для обычной туристической группы на это потребуется дней пять. Я не говорю, конечно, о спортивном прохождении, или, тем более, о пробеге. Хотя и такое бывает (см. очерк "Пробег по Хамар-Дабану в районе Маргасанской Сопки»).

При этом значительная часть пути проходит в гольцовой зоне по водораздельному хребту, разделяющему бассейны рек Утулик и Иркут, на высотах 1800-2000 м над уровнем моря. Здесь уместно сделать небольшое отступление о пользе передвижения траверсами хребтов.

Водораздельный хребет (его иногда еще называют Главным) – один из основных путей, по которому можно проникнуть далеко вглубь Хамар-Дабана. Ведь основным препятствием в летних походах здесь являются полноводные реки: Утулик, Снежная, Хара-Мурин и др. То, что радует туристов-водников, – головная боль для пеших туристов. Очень часто долины рек в Хамар-Дабане представляют собой глубокие каньоны, иногда непроходимые. Поэтому во многих случаях передвижение по хребтам позволяет избежать опасных переправ. Однако за все приходится платить. Не хочешь наводить переправы через реки – будь готов к бесконечным подъемам и спускам, к траверсам опасных скалистых участков, к лазанью по почти вертикальным скальным стенкам. Ведь гребень хребта – это тоже не асфальтовое шоссе.

На восток от перевала Чертовы Ворота продолжением Главного хребта служат хребты Безымянный Голец и Сосновский Голец, по которым проходит популярный маршрут – так называемая Байкальская Кругосветка. Иногда и оба этих хребта объединяют в один и называют хребтом Кругосветка.

В противоположную сторону от Чертовых Ворот Главный хребет идет сначала почти строго на запад до перевала Рассоха, потом поворачивает на юго-запад к пику Босан и Маргасанской Сопке, а затем на юг к пику Тумбусун-Дулга и далее к пику Субутуй (Утуликская Подкова, 2396 м).

Утуликская Подкова представляет собой своеобразный узел всего Хамар-Дабана. Во-первых, это самая высокая его точка (на 25 м выше горы Хан-Ула, обычно считающейся высочайшей вершиной здешних гор). Во-вторых, поблизости начинаются почти все основные реки Хамар-Дабана, в том числе Утулик и главные притоки Снежной и Зун-Мурина. И, в-третьих, это своеобразный перекресток хребтов. Если от пика Субутуй двигаться на восток траверсом так называемого Большого хребта, то, пройдя Патовое Плато, попадем в междуречье Хара-Мурина и Снежной, затем выйдем к горе Хан-Ула (2371 м), а от нее, минуя перевал Лангутайские Ворота и двигаясь далее по Безлесному хребту, можно добраться до самого пика Тальцинского, расположенного уже совсем близко к берегу Байкала.

Таким образом, путешествие с использованием траверсов перечисленных хребтов позволяет посетить многие интересные места Хамар-Дабана без форсирования крупных рек.

От Слюдянки до Чертовых Ворот

Начальная часть маршрута к пику Босан проходит по долине р. Слюдянки и подробно описана в очерке «Пик Черского». Летом этот участок пути очень оживлен: множество групп движутся по нему в обоих направлениях.

За первый день похода желательно пройти от города Слюдянка до перевала Чертовы Ворота. Это около 25 километров. Впрочем, если вы не торопитесь, или состав группы не позволяет перемещаться с такой скоростью, то остановка на ночлег возможна практически в любом месте маршрута. В долине Слюдянки таких мест множество, затем стоянка возможна на Казачьей поляне, на метеостанции «Хамар-Дабан», на поляне после спуска по серпантину Старокомарской дороги к ручью Посетительскому, затем на так называемой «тотемной» поляне уже на подходе к перевалу.

Чёртово озеро
Стоит упомянуть и небольшое зимовье «Кяхта», которое может приютить в непогоду несколько человек. Оно расположено по правому борту долины р. Каменки, вдоль которой проходит тропа к перевалу.

На самом перевале есть два удобных места для стоянки. Одно – слева от Чертова озера (по ходу движения) за небольшим холмом. Чтобы добраться до второго, надо обогнуть озеро по тропе, пройти мимо тура на перевале и немного подняться от него на запад. Здесь среди невысоких сосен есть большая поляна, на которой вполне разместятся несколько палаток. С водой здесь проблемы нет: неподалеку от первой стоянки протекает ручей – исток реки Каменки, берущий начало в цирке под вершиной 2002 м, расположенной восточнее перевала Чертовы Ворота. Можно брать воду также и из озера. Однако подойти к берегу можно не везде – берега топкие, почти все озеро заросло водорослями. Лишь на его северо-восточном краю есть небольшой участок скального берега, к которому ведет еле заметная тропинка от основной тропы. В этом месте можно набрать из озера воды и даже искупаться.

От Чертовых Ворот до перевала Рассоха

На второй день похода оптимальным является переход траверсом Главного хребта от перевала Чертовы Ворота до озера под перевалом Рассоха (или до Камкинского зимовья). Это примерно 17-18 км.

Схема участка маршрута от перевала Чертовы Ворота до пика Босан

Сначала поднимаемся по тропе с перевала на первую гору в гребне хребта.

Здесь необходимо небольшое пояснение. Все вершины хребта вплоть до самого Босана на карте безымянные, поэтому обычно их называют просто порядковыми номерами (см., например, С.А. Воробьев «По Становому и Бешечному хребтам Хамар-Дабана» («Путешествия по Прибайкалью», Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1991, с. 27-31)). В такой системе отсчета пик Босан будет 13-й горой от перевала Чертовы Ворота. Краткое, но достаточно точное описание этой части маршрута, к тому же иллюстрированное большим количеством фотографий, сделано Вячеславом Петухиным (см. фотоотчет «От Чертовых Ворот к Босану и Маргасанской Сопке»). Я в своем очерке во избежание путаницы буду придерживаться данной им привязки к вершинам в гребне. Все вершины показаны на схеме маршрута. Хотя, на мой взгляд, можно было бы исключить из этого списка 3-ю и 12-ю вершины, т.к. они почти совсем не выделяются на гребне хребта. Зато я добавил бы еще одну гору, расположенную перед перевалом Рассоха между 9-й и 10-й вершинами. Я обозначил ее на схеме горой 9А. По ее южному склону проходит тропа, огибающая достаточно большое озеро в истоках Среднего Солбаха. Эта гора хоть и не высокая, но все же достаточно явно выражена.

Но вернемся к описанию маршрута. Вершина 1-й горы представляет собой плоское плато, расположенное на высоте примерно 1900 м, с которого хорошо виден пик Черского на северо-востоке, а также просматривается маршрут дальнейшего передвижения на запад.

Первая гора. Вид с перевала Чёртовы Ворота
Перевал Чертовы Ворота и озеро Чертово. Вид с восточного склона 1-й горы
Водораздельный (Главный) хребет. Вид с 1-ой горы на запад. В центре кадра на гребне — 4-я гора.
Перевал Голый Ложный.Вид со склона 2-й горы

Вторая гора
С горы плавно спускаемся к перевалу (перевал Голый Ложный – по В. Петухину), теряя при этом около 100 м высоты. Дальше тропа подходит к перевалу Голому и затем круто взбирается на 2-ю гору. Эта гора резко обрывается на юг к истокам реки Голой, а на север она уходит боковым отрогом в междуречье реки Подкомарной и ее левого притока.

Со второй горы спускаемся на перевал, проходим 3-ю гору (просто небольшое повышение гребня), а затем обходим с севера 4-ю гору. C перегиба гребня между 4-й и 5-й горами видны живописные скалы, расположенные внизу, на склоне горы по направлению к истокам р. Большой Быстрой.
Панорама с видом на восток со склона 3-й горы. Слева — пик Черского.

На северном склоне 5-й горы имеется ложбинка с небольшим озерком. В этой ложбинке даже в середине лета может лежать снежник (в 2006 г. из-за холодного лета снег в ней сохранился даже в начале августа). Здесь можно пополнить запасы воды – следующая такая возможность будет только после спуска с 8-й горы. Эта спасительная ложбинка обычно служит местом отдыха для путешествующих по водораздельному хребту (см., например, описания походов В. Зорина и Б. Виноградова). В ней можно поставить палатки и переждать непогоду. Правда, дров для костра вы поблизости не найдете.

В ложбинке и ее окрестностях, благодаря повышенной влажности почвы, наблюдается большое разнообразие высокогорных растений. Особенно выделяется колония алтайских фиалок с крупными фиолетовыми цветами (Viola altaica). Здесь же белые горечавки – сокольница холодная (Dasystephana algida (Pallas) Borkh). Они, впрочем, встречаются практически по всему гребню хребта.

Спасительная ложбинка
Фиалки на вершине горы
Сокольница холодная
Впереди скальная стенка

Далее продолжаем траверс 5-й горы по ее северному склону. Тропа здесь вполне однозначна и хорошо просматривается с обеих сторон – как в прямом, так и в обратном направлении. После понижения в гребне начинается пологий подъем. Впереди видна скальная стенка. Это обрывистый восточный склон 6-й горы. Преодолеваем каменную осыпь под стеной и взбираемся на саму стенку. Наверху – обширное плоское плато. На краю обрыва – каменный тур. Сверху хорошо виден пройденный нами путь по склону 5-й горы. На северо-западе виднеется правильная конусообразная вершина – пик 2072 м (по карте).

Шестая гора
Скальная стенка
Вид с 6-й горы на восток. Ближайшая вершина — 5-я гора
Седьмая гора

Скальная гряда за 7-й горой
Путь до 7-й горы (примерно 3,5 км) не имеет заметных перепадов высоты. Сама эта гора – небольшой острый пик, возвышающийся над гребнем хребта (высота по карте 1966 м, по GPS-навигатору – 1972 м). У подножия горы – альпийские луга: поляны желтого дороникума, оранжевых жарков, белой ветреницы. Здесь же розовые цветы бадана. На север уходит боковой гребень, заканчивающийся горой Рассоха (2002 м).

Тропа обходит 7-ю гору слева – с южной стороны. Предыдущие вершины траверсировались, как правило, северными склонами. На спуске с 7-й горы к перевалу справа по ходу есть красивая скальная гряда.

С перевала подъем на 8-ю гору выглядит довольно внушительно. И в самом деле, эта гора – самая высокая на гребне Главного хребта от самых Чертовых Ворот.

Обрывистый южный склон 8-й горы
Тропа проходит немного южнее ее вершины: вблизи каменного тура на тропе высота составляет 2013 м (по GPS-навигатору). Отсюда прекрасно виден весь дальнейший путь до самой вершины пика Босан. Этот S-образный участок гребня плавно огибает истоки рек Средний Солбах и Рассоха. Два озера прекрасно дополняют представшую перед нами картину. Одно из них, в истоке Среднего Солбаха, довольно крупное: его длина с востока на запад достигает 240 м (измерено по расстоянию между двумя GPS-точками, снятыми на противоположных берегах озера). Правее, за небольшой горкой, виднеется второе озеро – оно уже служит одним из истоков реки Рассохи. Дальний берег этого озера окаймлен скалами. Где-то там, вблизи этих скал, притаилось Камкинское зимовье.
Каменное лезвие на восточном склоне 8-й горы

Виды с вершины восьмой горы

Две горы — Чернушка и Босан (слева направо)
В центре — озеро под перевалом Рассоха, ступенька в гребне — южный обрывистый склон 12-й горы
В центре — коническая вершина 2072 м, левее 10-я гора, еще левее — 11-я гора
Камкинское озеро

При спуске с горы берем ориентир на маленькое серповидное озерко на седловине перевала. Склон довольно крутой, потеря высоты составляет около 200 м. Перевал заболочен, тропы здесь нет, прыгаем по кочкам между заполненными водой бочажинами. Иногда встречаются обманчивые ровные участки земли, проваливающиеся под ногами. Обойдя по болоту мини-озерко, начинаем подъем по восточному склону 9-й горы. Проходим ее траверсом, не поднимаясь на вершину, и выходим к берегу крупного озера, которое мы видели сверху.
Озеро под перевалом Рассоха

Собственно говоря, цель дневного перехода достигнута. От перевала Чертовы Ворота по гребню хребта пройдено примерно 17 км. Это не так уж и мало, если учесть постоянные подъемы и спуски. Наиболее удобное место для стоянки расположено на юго-западной стороне озера, на небольшой возвышенности неподалеку от истока вытекающего из него ручья.

Можно остановиться и в Камкинском зимовье (N 51,46932; E 103,42351), однако до него еще нужно добраться. Зимовье находится на другой стороне гребня, за горой 9А. Кратчайший путь к нему – прямо через гребень – не удобен: придется преодолевать довольно крутой спуск по осыпному северному склону. Лучше обойти гору 9А с юга почти до самого перевала Рассоха, и уже оттуда по распадку спуститься к зимовью. При этом мы проходим мимо еще одного небольшого озера, которое не было видно с вершины 8-й горы.

Верхнее озеро
Нижнее озеро
Утро на горном озере
Избушка на курьих ножках

Двухэтажное Камкинское зимовье уютно расположилось в красивейшем месте под вековыми кедрами неподалеку от берега озера. Спуск к самой воде проходит по каменной осыпи мимо высокой скалы. В солнечное утро с этой скалы совершенно волшебный вид на озеро и окрестности. Зимовью этому уже более четверти века. По словам Володи Камкина, он с друзьями начал строить его в 1978 году.

К вершине пика Босан

На экскурсию от зимовья к вершине пика Босан и обратно потребуется не менее 4-5 часов. Это если идти налегке, оставив рюкзаки в зимовье.

Вид на коническую вершину 2072 м с перевала между истоками р. Рассоха и р. Средний Солбах
Сначала поднимемся по распадку к перевалу Рассоха, по пути минуя небольшое верхнее озеро. На перевале выходим на тропу и далее по ней, траверсируя южный склон 10-й горы, выходим к перевалу между 10-й и 11-й горами. Отсюда на северо-западе хорошо видна совсем близкая теперь правильная конусообразная вершина 2072 м, которую мы раньше видели с разных точек пути, начиная с вершины 6-й горы. Здесь тропа исчезает. Нависшая над перевалом 11-я гора кажется высокой и неприступной. Но подниматься на нее и не требуется. Необходимо обойти ее с юго-востока и снова выйти на гребень южнее горы. При этом на участке более полукилометра приходится траверсировать довольно крутой осыпной склон. В сухую погоду это не вызывает слишком больших затруднений, однако в дождь идти здесь не очень приятно. Зимой этот участок вообще непроходим из-за лавиноопасности. В. Петухин рекомендует в зимнем походе обойти 11-ю гору с севера, затем спуститься в верховья реки Босан, и уже оттуда снова подняться на гребень хребта.

Аконит на каменистом склоне
Несмотря на довольно суровые природные условия, на осыпном склоне горы между камнями встречаются разнообразные растения: сагаан-дайля (рододендрон Адамса), низкорослый аконит, колокольчики разных видов, розовые горные ромашки.
Сагаан-дайля

От 11-й горы гребень поворачивает почти точно на юг. Следующая, 12-я, гора явно не выражена: если смотреть со стороны (например, от озера под перевалом Рассоха), то это просто ступенька на гребне, немного повышающаяся к краю. Зато южный склон этой ступеньки представляет собой довольно крутую скальную стенку высотой более 30 метров. Впрочем, спуск по ней (так же, как и подъем в обратном направлении) особой сложности не представляет.

Двенадцатая гора. Скальный уступ (южный склон 12-й горы) на гребне водораздельного хребта Хамар-Дабана
Десятая гора. Вид на 10-ю гору от скального уступа на гребне (от подножия 12-й горы)
Вершина отрога (2057 м), отходящего на восток от гребня водораздельного хребта между 12-й горой и пиком Босан
Вид на озеро под перевалом Рассоха с гребня между 12-й горой и пиком Босан. На заднем плане пик Черского (слева) и пик Чекановского (справа)

Каменные львы на перевале
Дальше, на протяжении почти полутора километров путь проходит по гребню без заметных перепадов высоты. Примерно посредине этого участка от основного хребта на восток ответвляется боковой, который заканчивается характерной остроконечной вершиной, похожей на голову грифа (ее высота по карте 2057 м).
Гора Чернушка. Вид с перевала

Наконец, непродолжительный спуск к перевалу, а затем начинается получасовой подъем к вершине пика.

Вершина довольно плоская, на ней нагромождение огромных валунов. На самом верхнем из них установлен триангуляционный знак. Забраться туда можно только по приставной деревянной лестнице.

Разместиться одновременно там смогут не более двух человек, да и то, рискуя случайно столкнуть друг друга с 10-метровой высоты.

Лестница в небо
Открывшаяся с вершины панорама никого не оставит равнодушным. На северо-востоке как на ладони лежит весь пройденный нами путь – все изгибы Главного хребта до самого пика Черского. Хорошо просматривается большинство ключевых точек маршрута.

На восток протянулась глубокая долина Утулика, вбирающего в себя многочисленные притоки.

На юго-востоке, совсем близко – всего в километре от нас – возвышается соседняя вершина – гора Чернушка (2220 м по карте). Она соединена с Босаном скалистой перемычкой. Издалека, например, с вершины 8-й горы, Босан и Чернушка смотрятся единым двугорбым массивом.

Далеко на юге, в верховьях Утулика, на расстоянии более 20-ти километров угадывается пик Субутуй (Утуликская Подкова) – узловая и наиболее высокая точка всего Хамар-Дабана.

Пик Босан
На юго-западе виднеется рассеченный надвое конус Маргасанской Сопки (2252 м по карте) с почти отвесным восточным ее склоном. Чуть ближе Маргасанской Сопки от основного хребта на северо-запад отходит Бешечный хребет, имеющий довольно внушительный вид. По нему можно выбраться из Хамар-Дабана в Тункинскую долину – до поселка Тибельти на берегу Иркута. Еще дальше на северо-западе видны снежные вершины Тункинских Гольцов.

Завершается круговой обзор на севере уже знакомым нам конусообразным пиком 2072 м. Отсюда он, правда, не так внушительно выглядит, как с перевала между 10-й и 11-й горами, так как теряется на фоне более дальних гор.

Виды с вершины пика Босан

Каменистое плато к югу от Босана
Маргасанская Сопка
Там, на северо-востоке, – пик Черского
Гора Чернушка

Характерной особенностью гребня хребта в окрестностях Босана являются многочисленные скальные останцы и отдельные огромные валуны, разбросанные тут и там. Причудливые многотонные глыбы напоминают окаменевших гигантских чудищ. На юго-западном склоне горы в 850 метрах от вершины стоят массивные каменные столбы. Эти древние великаны, высеченные из скалы терпеливой природой, служат самой дальней отметкой описываемого здесь маршрута. Между столбами, как сквозь ворота, проходит тропа, уходящая по хребту вглубь Хамар-Дабана.

Босанские чудовища
Шлем
Три Толстяка
Столбы под Босаном

Юрий Гуков

Игорь ВороновХорошие у Вас отчёты, многие ими пользуются. Надеюсь, появится и что-то новое)
07.05.2019, 21:00:29 |

Игорь Воронов:  Хорошие у Вас отчёты, многие ими пользуются. Надеюсь, появится и что-то новое)

Благодарю за оценку моей работы. Пока что на сайте "Природа Байкала" будут появляться уже готовые статьи из Фотопутеводителя
08.05.2019, 11:28:58 |
Елена

Отличное описание про Босан, пользуясь им, посетили те сакральные места. От приятелей знаю, что они тоже ходили по вашим рассказам и фотографиям. Спасибо за столь полезный для многих труд!
16.05.2019, 10:36:02 |
Sergey VВ середине 2000х многие пользовались подробными отчётами Юрия, на редкость детальными, с GPS-треками и точками. Бывалые туристы, которые ходили и ходят с бумажной картой и компасом, издевательски посмеивались над нами-чайниками с GPS :) "А если батарейка сядет?".
Лично меня первый поход на Босан очень сильно впечатлил. В ногах была некоторая легкость, позволившая ходом пройти все относительно однообразные изгибы гребня вплоть до 7й горы. А дальше — красота.. И волшебное озеро с тёплой водой! Райский уголок. Ради него стоит пройти даже не 9, а все 18 гор!
21.05.2019, 07:26:22 |

Sergey V: Ради него стоит пройти даже не 9, а все 18 гор!

Да что там 18, уж если замахнуться, так на траверс всего Хамар-Дабана! Хотя бы до Байкальского заповедника.
21.05.2019, 13:45:17 |
Sergey V

Марина Васильева (Красноштанова): Да что там 18, уж если замахнуться, так на траверс всего Хамар-Дабана!

Какой-то юношеский максимализм :)
21.05.2019, 14:07:39 |

Sergey V: Какой-то юношеский максимализм :)

Скорее старческая ностальгия :-)