Незадолго до ноября, в середине октября по случаю, незапланированно, я оказался в посёлке Листвянка. Я из тех людей, кому не сидится на месте. Естественно, что мне было мало просто ходить по окультуренной набережной Лиственничного залива вдоль трассы Иркутск — Листвянка, где ходят толпы людей. Сразу же, не раздумывая, я ушёл за мыс Лиственничный и за ним вышел за пределы посёлка Листвянка. Смысл этого в том, чтобы в уединении посмотреть на обширную водную гладь Байкала. А ещё, чтобы вид был более красивым, лучше подняться в гору. Атмосфера в тот день была чистая, день ясный и очень ветреный. Если расслабиться и потерять бдительность, то порывы ветра могли сбить с ног...

Таким я увидел Байкал со склона горы за посёлком Листвянка в тот октябрьский день

При ветре, в условиях ясного солнечного дня, водная гладь Байкала приобрела насыщенный синий цвет. Байкал штормил, было хорошо видно и слышно, как волны ударялись об обрывы его берегов. Отлично были видны горы Хамар-Дабана на его восточном берегу. Как мне кажется, осень самое красивое время года на Байкале. Под впечатлением того дня я задумался о том, что я очень мало ходил вдоль Байкала, а точнее, вообще не ходил, а пребывал точечно в нескольких местах. И я толком не был на Приморском хребте. Я смотрел карты района села Большие Коты и случайно на картах ГосГисЦентра увидел гору с названием "Хамар-Дабан" и мне стало любопытно. Почему эту гору так назвали?! Чем она может быть похожа на горы Хамар-Дабана? Почему бы нам в ноябре не пройти туда?! Я рассказал о своей идее своему давнему другу и единомышленнику.

Мы шесть раз подряд в ноябре делали вылазки в Тункинские Гольцы, и в этот раз решили попробовать новый вариант похода. Ноябрь очень подходящее время для всяких разведок. Поставили цель сходить на гору Сапун (гору Хамар-Дабан) 1178 м, которая расположена в гребне Приморского хребта. Эта гора интересна тем, что является высшей точкой и узловой вершиной на всём отрезке Приморского хребта от Иркутского водохранилища до реки Голоустная. От этой горы на север отходит большой отрог, который называется Онотский хребет. Рельеф Приморского хребта в районе горы Сапун достаточно расчленённый. Долины, уходящие к Байкалу, достаточно глубоко врезаны, склоны, судя по карте, достаточно крутые. А может, наверху ещё есть скалы? В гугле с фотографиями на этот район дела обстоят плохо. Пока не дойдём туда, не узнаем.

Сначала мы планировали идти втроём, однако незадолго до отъезда, желающих пойти значительно возросло. В итоге собралась группа желающих двенадцать человек, семь мужчин и пять женщин. Из двенадцати человек, только для троих главной интересной целью маршрута было дойти до горы Сапун. Ещё двое проявили к ней интерес, хотя бы посмотрели, где это на картах. А остальным было абсолютно не интересно, что там за гора и где она находится, раз идём по комфортной тропе с комфортными условиями и красивыми видами на Байкал со знакомыми людьми, то всё хорошо и всё устраивает. Цели и интересы на этот поход у людей были разные: некоторым было интересно дойти до горы Сапун, кому-то интересно сходить, чтобы поддержать своё здоровье, свою физическую форму и пообщаться с теми людьми, с кем давно не встречался в походах; кому-то важнее прогуляться без лишних трудностей и с красивыми видами, выпить и пообщаться. Я был очень рад увидеть в наших рядах троих из тех, кто неожиданно присоединился к нам. Несмотря на свою физическую слабость, двое преодолели свой страх быть обузой и свою неуверенность, и пошли в этот поход. И ещё, я очень обрадовался одной женщине. Я её очень давно не видел. Мне нравилось с ней ходить в маленькие походы по выходным, и ещё она когда-то ходила с нами и зимой.

4 ноября, день первый

Наш проход за первый день

Падь Большая Черемшанка, гребень Приморского хребта и падь Абунеева

Рано утром 4 ноября выехали из города на заказанной в складчину машине, и за два часа с комфортом нас завезли на окраину посёлка Листвянка в долину речки Большая Черемшанка.

Здесь, в пади Большая Черемшанка, начинается байкальская тропа. Виден стенд, напоминающий о том, что эта территория относится к Прибайкальскому национальному парку.

Выгрузились из машины, устроили небольшой перекус и чаепитие, после чего одели рюкзаки и вышли на тропу.

Чуть выше по тропе в долине Большой Черемшанки, там где она больше врезана, снега заметно больше.

На орографически правой — солнечной стороне долины снег лежал пятнами.

Лес в верховьях пади Большая Черемшанка

Здесь у нас был привал после первого перехода.

Лес при выходе из пади Большая Черемшанка на гребень Приморского хребта

Ещё несколько минут ходьбы по гребню и природная обстановка сильно меняется. Эта часть гребня на солнечной стороне, здесь видны следы пожаров, и снега почти нет. На склонах теневой экспозиции следов огня не видно, или они не так бросаются в глаза.

А так выглядит в это время, в межсезонье, гребень, менее освещаемый солнцем.

Тропа подходит к пади Абунеева, проходит по ней и в устье этой пади выходит к Байкалу.

Спуск в падь идёт серпантином. Тропа очень скользкая, обледенелая, так как ходят по ней часто. Нашу группу обгоняют люди, кто не несёт палаток, топоров и пил. Эти люди, в отличие от нас, привыкли пользоваться услугами инфраструктуры национального парка и населённых пунктов.

На серпантине тропы делаем второй привал.

Наблюдаем контрасты межсезонья. На теневом склоне сформировался снежный покров слоем в первые сантиметры.

Вышли в падь Абунеева. Вид вниз, в сторону Байкала.

Вид вверх по пади Абунеева

Первый выход к берегу Байкала на нашем маршруте в устье этой пади. Вид на запад. Вдали виден мыс Сытый.

У берега Байкала вблизи устья пади Абунеева

Вид на восток. Тропа от этого места уходит на склон и идёт по нему над высокими обрывами.

По тропе вдоль Байкала между падями Абунеева и Солонцова

Вид с тропы на падь Абунеева

Тропа натоптанная, заблудиться сложно. У Байкала очень тепло. Снега в начале ноября нет совсем.

Лес очень редкий, в нижнем ярусе только трава. Пожарами во многих местах уничтожен хвойный молодняк, кустарниковый и кустарничковый ярусы.

Так случилось, что в самом начале пути вдоль Байкала, при виде на восток, были самые яркие краски, какие мы видели до конца этого дня. В целом, этот день выдался облачным, безветренным и тёплым.

При виде на юг, краски совсем другие.

Виден мыс Толстый и, обрамляющий его песчаный пляж.

Водная гладь Байкала в чёрно-белых тонах

По тропе идётся очень легко. Здесь нет резких подъёмов и спусков.

Остановились на обед у устья ручья пади Емельяниха.

Ручей пади Емельяниха

Здесь я набрал воду для обеда.

Вид вверх по пади Емельяниха
Обед на оборудованной стоянке

Крайне редко это случается в моей жизни.

Дальше, за падью Емельяниха, есть ещё небольшой прижим.

Тропа на прижиме
Вид с тропы на юго-запад

Пасмурно, тепло, безветренно.

Конец прижима

Ближе к пади Солонцова появляется ещё один тип берегов, кроме скальных обрывистых, пляжных галечниковых и песчаных — оползневые.

В облике растительности изменений мало. Тот же разреженный пожарами сосновый лес с травяным покровом, только на менее крутом и менее высоком склоне.

Небольшой сухой распадок

Печальное зрелище...

Послепожарные завалы...
Пятачок, не затронутый пожарами

Сосновый молодняк, рододендрон и брусничник. Всё это могло в изобилии присутствовать, на обращённых к Байкалу склонах Приморского хребта, если бы не пожары...

Кроме стендов Прибайкальского национального парка, встречаются такие самодельные деревянные, с любовью сделанные волонтёрами. Вот только прибиты они гвоздями к живому дереву...

На тропе не встретилось ни одного брёвнышка. Всё пропилено и убрано! Желающих бесплатно поработать у берегов Байкала очень много, и эта очередь вряд ли иссякнет.

Распадок с оползневыми склонами

Осадочная толща состоит из песчаников и конгломератов.

Упало когда-то обгоревшее в пожаре дерево...

Оползневые берега недалеко от пади Солонцова имеют широкое распространение.

Тропа пересекает устье пади Солонцова.

Ручей в пади
Лестница на тропе от ручья, ведущая к оборудованной стоянке
Вечерний Байкал у пади Солонцова

Вид на юго-запад.

Вечерний Байкал возле устья пади Солонцова

Вид на восток.

Решили вставать здесь лагерем. Ставим палатки, варим ужин. Делать здесь лагерь очень удобно. Место это шикарное: много ровных площадок под палатки, рядом ручей, есть дрова, столик, можно любоваться Байкалом. Часть нашей группы на следующий день собралась идти на гору Сапун, а остальные останутся в лагере. Если бы все участники похода собрались на гору, то лагерь мы бы здесь однозначно не ставили. Поскольку место это проходное, в этом случае опасно оставить своё имущество на весь день без присмотра... Хорошо, когда есть люди, готовые остаться на день в лагере, это очень удобно для тех, кто уходит!

Семь человек решили на следующий день идти на гору, пятеро решили остаться в лагере. Из семи человек, кто решил идти на гору Сапун, четверо не имели о ней ни малейшего представления. Нам предстоит подняться на гребень Приморского хребта из верховьев пади Малые Коты, набрав по высоте 720 м. Именно через эту падь, как мы предполагали, проходит самый быстрый путь на гору. На карте показана тропа, выходящая через падь Малые Коты на гребень Приморского хребта. Расстояние до горы от нашего лагеря было немалое, примерно 20 км. Естественно, что мероприятие предполагало наш уход из лагеря ранним утром и возвращение поздним вечером, возможно и по темноте.

Мы предполагали там, в лесу варить обед, не предполагая точного места для этого, а действовать по обстановке и по времени. В долине есть вода, а на хребте, мы были уверены, что есть снег, поэтому без воды не останемся по-любому. Взяли с собой котлы, топор, пилу, продукты. Конечно же, положили с собой тёплые вещи, бутылки, полиэтилен на случай непогоды, фонарики, если будем возвращаться по темноте. Я взял свои котлы, потому что был уверен, что все не пойдут с нами, и мы разделимся. И всем будет хорошо.

5 ноября, день второй

Наш проход за второй день

Вдоль Байкала от пади Солонцова до пади Малая Коты

На следующий день, позавтракав, и собравшись по темноте, мы вышли из нашего лагеря несколько позднее восьми утра.

На отрезке тропы между падями Солонцова и Чёрная

Между двумя дальними мысами наш лагерь. Его не видно с этого места.

Состояние неба, в сравнении с вчерашним днём, давало основания надеяться на хорошую погоду и яркие краски в этот день.

Немногим более десяти минут быстрого хода по тропе от лагеря в сторону села Большие Коты, и мы выходим к устью пади Чёрная. Через падь Чёрную в село Большие Коты проложили дорогу.

Ещё совсем недавно этой дороги не было. Теперь, сюда через хребет смогут приезжать на джипах, уазиках, квадрациклах и других видах транспорта повышенной проходимости.

Идём по дороге в сторону села Большие Коты.

Утренний вид на Байкал

Облачность, висевшая весь вчерашний день, отступила от западного берега Байкала.

Лес на подходе к Большим Котам

А ещё совсем недавно проехать автотранспортом в село Большие Коты можно было только в течение 2,5 месяца по льду Байкала.

На склонах Приморского хребта, обращённых к Байкалу, лес лучше всего сохранился вблизи села Большие Коты. Как видно, здесь имеется разновозрастный хвойный древостой, много рододендрона даурского в подлеске, относительно мало берёзы.

Чуть ниже дороги, ближе к Байкалу, сохранилась тропа. По тропе идти намного приятнее, чем по дороге.

Вышли на окраину Больших Котов. Видно столбы с проводами.

Вид на село Большие Коты

Видна падь Малые Коты, куда нам нужно уходить. Устроили первый привал в этот день.

Вверх по пади Малые Коты

Быстро прошли через село, перешли водоток пади Большие Коты и вышли к дорожке, уходящей в нужную нам падь.

Наши женщины оживлённо разговаривали. Они забыли про наше предупреждение или саботировали его, не восприняли как важное. Им было по фиг на нашу цель, они не понимали, что наше мероприятие с выходом на хребет не терпит шума. Они не разделяли наших опасений насчёт риска привлечь ненужное внимание. На повороте нас заметил знакомый моего старшего товарища, идейного как и я. Этот знакомый тоже заядлый турист-одиночка. Он шёл по тропе из села Большое Голоустное в сторону Листвянки.

Дорожка способствовала тому, что мы быстро углубились в долину и благополучно скрылись от посторонних глаз.

Многие короткие долины Приморского хребта, уходящие к Байкалу, были изрыты золотоискателями во времена монархии. Не стала исключением и падь Малые Коты. В днище пади отлично виден рельеф, оставшийся после деятельности старателей. За более чем сто лет, почва на этом искусственном рельефе так и не образовалась. И не понятно, сколько ещё времени потребуется природе на "залечивание" этих ран, чтобы здесь восстановилась естественная лесная растительность.

В низовьях пади Малые Коты

На солнечной стороне снега нет совсем, на теневой стороне небольшие пятна снега. Основная долина уходит налево, а где-то справа в этом месте подходит её единственный левый приток.

Лес в правом борту нижнего отрезка долины

В нижнем отрезке пади водоток совсем слабый. Я здесь набрал воду в одну из своих бутылок. Понадеялись, что выше ещё будет вода...

В среднем отрезке долины заметно холоднее. На теневой стороне снега заметно больше. Этот факт укрепил нашу уверенность в том, что на хребте снег точно есть, и без воды мы не останемся. Долина здесь более врезанная.

На склоне правого борта где-то в среднем отрезке долины встретился странный одинокий камушек. В этом месте мы устроили привал.

Уже на среднем отрезке долины в её днище было сухое русло. С водой мы прогадали. Шансы, что где-то выше ещё будет вода, минимальны. А если так, то можно смело уходить на хребет, и там варить обед на снеговой воде.

Нетронутый светлохвойный лес в правом борту долины на её среднем отрезке

Стройные корабельные сосны...

Стоги сена и пучки берёзовых веток под крышей. Кормушка для животных?

Дорожка в этом месте заканчивается, и далее в верховья долины уходит тропа.

Место начала тропы
Так выглядит нетронутый сосновый лес у тропы в верховьях пади Малые Коты

С тропы уходить совсем не хочется. Крайне редко бывает, что в сосновых лесах успевают образоваться естественные завалы не от пожаров...

Многие люди на юге Иркутской области скоро могут забыть, как выглядят сосновые леса, не тронутые рубками и пожарами. Лесорубы лезут везде, где есть сосновые леса. А у региональной и федеральной власти много дел более важных, чем сохранность лесов. Здесь лес сохранился, скорее всего потому, что рубки вблизи Байкала могут вызвать большие скандалы и привлекут внимание.

Тропа в самых верховьях пади Малые Коты перед выходом на хребет
Днище пади Малые Коты в её верховьях
Типичное естественное состояние светлохвойной тайги на юге Прибайкалья

На хребте

Вышли на хребет. Сквозь большие сосны видны очертания верховьев пади Большая Сенная. Прошло четыре часа от времени нашего выхода из лагеря.

Тайга на хребте

По рельефу угадывается направление к горе Сапун. Она не сильно близко, и до неё надо ещё дойти. Высота здесь более 1000 м. В напочвенном покрове много бадана. Это специфическое растение более характерно для среднегорной тайги и чаще для темнохвойной. Темнохвойной тайги в чистом виде мы здесь не встретили, хотя встречается в значительном количестве примесь кедра, а также ели и пихты.

По хребту идёт тропа в нужном нам направлении

Снега хоть и мало, однако, чтобы сварить обед в любом случае хватит.

Видны склоны отрогов хребта над верховьями пади Большая Сенная

А на небе уже появились перистые облака...

До вершины горы Сапун осталось несколько сот метров...

Совсем рядом с вершиной горы открылась вот такая обзорка на падь Нижнюю и впадину Байкала. До Байкала по прямой отсюда примерно 6.6 км.

Вид с гребня Приморского хребта на падь Нижнюю и Байкальскую впадину с приближением

Вот она, маршрутная цель нашего похода! Вершина горы Сапун (гора Хамар-Дабан) 1178 м. Господствующая вершина всего отрезка Приморского хребта от долины Ангары до долины Голоустной. Дошли мы до неё из лагеря почти за пять часов. В тринадцать часов с небольшим мы вышли к ней. Вершина горы заросла лесом, и скал на ней нет. Любопытство моё удовлетворено! Зато, полюбовались нетронутой светлохвойной тайгой!

Вид на северо-восток от вершины

Восточный склон горы, обращённый к пади Нижняя, достаточно крутой.

Вид на Приморский хребет в "окно" между деревьями

Обед по быстрому организовали прямо на горе у обзорки. Снег брали прямо с вершины у триангуляционного знака. Там он оказался более глубоким и чистым.

Пока варился обед, я забрался на наклонную берёзу в поисках лучшего обзора на впадину Байкала.

На всякий случай, прошёлся несколько минут на север, глянуть как там обстоят дела с обзорными точками. Тропа пошла на спуск, обзорок я не увидел.

Нашёл ещё одну обзорную точку, с которой видна гора Кадильная и Байкальская впадина. Эта гора близка по высоте к горе Сапун и расположена ближе к Байкалу.

Назад возвращались своим путём. На обед и удовлетворение любопытства ушло времени 2,5 часа. Время было половина четвёртого. Четверо наших не идейных участников решили нас не дожидаться и убежали вперёд. До Больших Котов мы их не видели. Они были уверены, что мы дойдём без них, и ничего с нами не случится. У них свои ценности и представления, своё понимание группы и отношений в ней. Я не собираюсь этих людей переубеждать, осуждать и что-либо им доказывать, давать оценки, поскольку у них нет больших претензий, амбиций и идей. Люди действуют, как привыкли и как умеют, исходя из своих понятий, ценностей, и они молодцы. Присутствие разных людей в походах и разные ситуации с их участием дают нам опыт, делают нас мудрее, расширяют нашу зону комфорта. Поэтому, я благодарен всем тем людям, с кем я ходил!

Обратный путь

Дорога от вершины горы Сапун до Больших Котов по времени заняла два часа. Здесь, в маленьком селе на берегу Байкала тихим вечером во время привала пришло кайфовое ощущение от осознания достижения цели, от тех видов и большого количества кадров в моём фотоаппарате.

Неспешно мы дошли до нашего лагеря в темноте. Мы видели, как наши друзья мигали нам в темноте фонариками. Они были рады нашему возвращению, а мы были рады встрече с ними! Наши друзья сделали к нашему приходу ужин и дождались нас, чтобы поужинать нам всем вместе. Ужин за столиком под тентом и посиделки у костра добавили полноты ощущений! Эти моменты радости тоже дают счастливые воспоминания о походе!

Ночной вид на Байкал в сторону Больших Котов

Ночь была светлая. Поднялся ветер, чуть-чуть брызнул дождь. Он надолго не задержался. Единственная ложка дёгтя, это мыши. Это обычное дело для таких стояночных мест. Мало кто из людей бросает свои объедки в костёр, многие предпочитают кормить зверушек и собачек, а в конечном итоге они кормят мышей. Когда мы разошлись по своим палаткам, то сразу услышали шорохи. Все продукты пришлось подвешивать на деревьях. Я забыл помыть и подвесить свой ковшик, в результате увидел его утром вылизанным и в мышиных какашках. А вот подвешенные продукты остались не тронутыми.

6 ноября, день третий

Таким был вид на Байкал от нашей стоянки в пади Солонцова 6 ноября в девять часов утра, перед уходом с неё

Выйти в обратный путь запланировали в девять утра.

Взгляд с тропы назад в сторону нашей стоянки в пади Солонцова и села Большие Коты

Идём по тропе вдоль Байкала.

В некоторых местах тропа подходит близко к Байкалу
Вид на прижим между падями Смородова и Емельяниха

От этого места до устья ручья пади Абунеева, по которой тропа уходит от Байкала, осталось преодолеть два скальных прижима. С этой точки на тропе в общих чертах просматривается отрезок пути до пади Емельяниха.

В день выхода в разгар дня погода была солнечная, и виды на Байкал были более яркими.

Перед уходом тропы вверх на обрыв ещё один стенд национального парка.

И лестница с перилами, сделанная волонтёрами.

Вид на Байкал с начала захода тропы на прижим перед падью Емельяниха
Вид на Байкал с одной из высоких точек на тропе
Тропа на прижиме

Вышли к устью пади Емельяниха, где обедали два дня назад.

Берег Байкала вблизи устья ручья пади Емельяниха
Начало последнего прижима

Следующий подход к Байкалу будет завершающим. Там, у устья ручья пади Абунеева и организуем обед.

Вид на Байкал с невысокой точки прижима
Байкал при дневном освещении

Осталось обогнуть ещё один залив.

Вид на самый угол залива из распадка

Отсюда залив не смотрится заливом.

Вид на этот залив в обратную сторону с верхней точки на тропе
Пропилы на тропе
И ещё одна лестница с перилами
Наш обед в устье пади Абунеева

Собрали и сожгли немного чужого мусора. Свой тоже, естественно, сожгли и кое-что забрали. В целом, надо отдать должное, на берегах Байкала вдоль тропы чисто.

Участок тропы на серпантине при подъёме из пади Абунеева на гребень Приморского хребта

В это межсезонное время чётко проявлены экспозиционные контрасты. Теневой и солнечный склон...

Тропа перед выходом на хребет

На хребте нашлось хорошее "окно" с видом на впадину Байкала.

Таким был завершающий вид на Байкал

Уходим, чтобы вернуться в другой раз.

На участке тропы при переходе с гребня Приморского хребта к пади Большая Черемшанка
Экспозиционные различия в пади Большая Черемшанка
Теневая сторона пади Большая Черемшанка

Мы вышли в назначенное место, откуда нас забирает по договорённости водитель, который привёз нас сюда позавчера, на полчаса раньше оговоренного времени. Водитель приехал за нами в чётко обозначенное время. Пока мы его ждали, один человек из нашей группы проявил инициативу и развёл костёр, что скрасило наше ожидание.

Таким было моё первое знакомство с Приморским хребтом и с байкальской тропой. Раньше, в ноябре никто из наших людей в этих местах не ходил. Получили некоторое представление о западной части Приморского хребта, познакомились с новыми местами и условиями хождения в этих местах, разведали снеговую обстановку в ноябре. В таких походах могут успешно встречаться и удовлетворять свои потребности люди с разными интересами, разным здоровьем и физической формой. В чём мы убедились лично. Приморский хребет, по моему мнению, отличный район для путешествий во время межсезонья — поздней осенью и поздней весной. Ещё одно важное преимущество межсезонья вблизи Байкала — меньше людей присутствует в этих местах. Возвращаться сюда имеет смысл.

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Алексей РедькинСообщаю для всех, кому интересно посмотреть точки съёмки отдельных фото, они кликабельны и открываются прямо из текста отчёта простым кликом по любому интересующему вас фото.
28.07.2019, 23:51:45 |
Светлана БогородскаяАлексей, спасибо!
Как будто подышали вместе с Вами на осенних, подмерзших байкальских тропинках!
29.07.2019, 15:37:36 |
Светлана БогородскаяК редакторам:

Товарищи, а можно создать объект на карте Приморского хребта — Онотский хребет, который, как отрог Приморского, начинается от Сапун горы, направляется на север вдоль р.Хартактай (если я все правильно понимаю)?

29.07.2019, 15:44:10 |
Алексей Редькин

Светлана Богородская: Товарищи, а можно создать объект на карте Приморского хребта — Онотский хребет

Объект создать редакторы могут. Вот только пока что на сайте нет ни одного фото с Онотского хребта. Я там ещё не был, и другие люди либо не были, либо ничего там не фотографировали, либо не выставляли на сайте. Когда появится хотя бы одно фото с тех мест с точками съёмки, тогда создание объекта будет актуальным.
29.07.2019, 16:09:46 |
И. ФефеловНекстати неоптичках. В атласе побережья Байкала Ф.Дриженко (1902) падь, которую зовут Емельяниха, обозначена как падь Смородовка. Следующая в сторону Котов падь, к-рую называют Смородова, у него не обозначена никак. Следующая падь у него означена как падь Средняя. Затем Солонцовая — но у Дриженко она опять не подписана, а как Солонцовая обозначена следующая падь, в полукилометре не доходя Черной.

К сожалению, имеющийся набор достаточно крупномасштабных карт — где было бы указано большинство или хотя бы часть названий этих падей — весьма ограничен. Но и в тех, что я видел, там разночтения.
29.07.2019, 16:19:31 |
Светлана Богородская

Алексей Редькин: Когда появится хотя бы одно фото с тех мест с точками съёмки, тогда создание объекта будет актуальным.

Это могут быть даже фотографии с Голоустненского тракта.
29.07.2019, 16:25:51 |
Єсєния
>>Светлана, если можно, дайте, пожалуйста, прямые ссылки на фото, чтобы Алексей смог ответить конкретно/точно.

------------------
Спасибо, Светлана!

Алексей, гляньте на снимки, пожалуйста.
29.07.2019, 16:32:58 |
Алексей Редькин

И. Фефелов: Но и в тех, что я видел, там разночтения.

Я руководствовался данными карты ГГЦ масштаба 1:50000. Там с запада на восток порядок Такой: Абунеева, Емельяниха, Смородова, Солонцова, Чёрная, Жилище, Большие Коты, Малые Коты. Везде ставил точки для каждого фото.
30.07.2019, 01:59:41 |
И. ФефеловПорядок такой же, но вопрос в конкретном расположении падей. Падей между Листвянкой и Черной больше, чем четыре.
30.07.2019, 09:33:00 |
Алексей РедькинВот и на карте времён СССР масштаба 1:50000 эти пади подписаны также, как и на ГГЦ масштаба 1:50000. Западнее пади Абунеева есть только одна крупная падь без названия, по размерам соизмеримая с крупными падями. Интересно, откуда пошло различие в названиях?
30.07.2019, 11:07:43 |
Светлана БогородскаяЕсения, спасибо!

Алексей, это конечно, не фото с похода по хребту — представляю, сколько там может быть интересного (и трудного). Но хотя бы о важной дороге, которая проходит через хребет. Ее практически заново отстраивали, сейчас она может выглядеть уже по другому.
30.07.2019, 12:47:25 |
Алексей РедькинСветлана, редакторы создали объект Онотский хребет.

Светлана Богородская: http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=108441

30.07.2019, 13:07:10 |
И. Фефелов

Алексей Редькин:  Вот и на карте времён СССР масштаба 1:50000 эти пади подписаны также, как и на ГГЦ масштаба 1:50000. Западнее пади Абунеева есть только одна крупная падь без названия, по размерам соизмеримая с крупными падями. Интересно, откуда пошло различие в названиях?

Две их там (одна на краю, устье уже за правой границей листа, вторая вся за границами листа). Откуда — я сам бы хотел знать.
30.07.2019, 13:17:46 |
Светлана Богородская

Алексей Редькин: Светлана, редакторы создали объект Онотский хребет.

Спасибо!

Алексей Редькин: Эти два Ваших фото относятся к долине реки Ушаковка. Отнесение их к Онотскому хребту очень неоднозначно и не выдерживает критики.

Одно фото с Ушаковки. Но разве впереди не Онотский хребет?

Две фотографии с его восточного склона: Горельники и Затяжной подъем. Это, конечно, грустно, когда хребты "обезображиваются" дорогами ). Но она, дорога (Голоустненский тракт), там есть )

Впрочем, не настаиваю. Фотографии не настолько качественны, без ожидания лучшего времени съемки и без выискивания лучших точек ).

30.07.2019, 13:39:49 |
Светлана Богородская

И. Фефелов: атласе побережья Байкала Ф.Дриженко (1902)

Лист 2-А

У Дриженко мысы не совпадают с современными? Сытый, как северная часть Лиственичного? Тот, что у него назван Березовым — сейчас Сытый. А Толстый не отмечен?
Падь Емельяниха сейчас по некоторым картам к середине мыса Толстого подходит, а у него Емельяниха и Смородова — с двух сторон ограничивают мыс, который сейчас Толстый. (Хотя на этой карте примерно, как у Дриженко: https://nakarte.me/#m=15/51.86787/104.95759&l=Otm/A/U И здесь как раз, как Игорь отмечал — не Емельяниха посредине мыса, а Смородова).

И так считает национальный парк: спуск ББТропы к берегу — по Емельянихе, посредине мыса Толстого — р.Смородова https://greatbaikaltrail.org/wp-content/uploads/2019/05/Buklet_BBT_Listvyanka-B_Koty_rus_aprel_2019.pdf

Название мыс Березовый — это было симпатично. Дриженко названия записал более классически — не Смородова, а Смородовка.

После Средней до Солонцовой еще обозначены две пади. Одна из них — Тетериха (возможно, ближе к Солонцовой). Я как-то пыталась разбираться по разным доступным картам. Но на сайте объекты по Средней и Тетерихе не были созданы — видимо, Вячеслав тоже сомневался с названиями и расположением.

На сайтовской карте района Приморского хребта, к сожалению, до обозначения прибрежных падей дело не дошло...

Вид берега Байкала от Листвянки до Больших Котов с теплохода "Восход"

01.08.2019, 15:02:55 |
Светлана БогородскаяАлексей, а насколько по Большой Байкальской тропе безопасно идти совсем неподготовленному к туризму человеку? Вот здесь, например, Вы шли по тропинке, которая видна на фото? Насколько просто по ней пройти не туристу?
01.08.2019, 18:34:58 |
Алексей Редькин

Светлана Богородская: насколько по Большой Байкальской тропе безопасно идти совсем неподготовленному к туризму человеку?

Если идти в сухую погоду, человек не боится высоты и идёт не в тапочках и не в кроссовках, то проблем с проходом не должно возникнуть.
01.08.2019, 20:28:01 |

Алексей Редькин: и идёт не в тапочках и не в кроссовках

Полагаю, если кроссовки на жесткой и/или толстой подошве, то можно и в кроссовках.
01.08.2019, 22:58:49 |
Евгений РензинАлексей, сразу прошу прощения за не прошенную критику.

Начну издалека. М.Веллер как-то рассказывал, что ещё в советские времена бился с цензурой за то, чтобы в каком-то его произведении было написано "войсковая часть 3695". Т.е. именно с номером, а не В/ч NNNN. Сам номер не имел никакого значения. Просто с номером воспринимается правдоподобно, а с "NNNN", как чистая фантазия. Не помню, удалось ему тогда пробить безмозглуюцензуру или нет.
Так вот, у тебя тут постоянно "одна женщина", "один человек", "три человека" и т.п. Прямо так всё зашифровано, словно вы не в поход ходили, а как минимум свальным грехом на пленэре занимались. А то и вовсе... поезда под откос пускали. Осталось только фотки людей заретушировать до неузнаваемости.
В результате я уже не вполне верю даже в то, что ты Алексей Редькин, а не какой-нибудь Рихард Зорге.

Ещё несколько напрягает излишнее наукообразие. Поход, романтика и "Байкальская впадина" как-то не очень здорово сочетаются. Особенно когда эта "впадина" повторяется раз десять.
02.08.2019, 00:53:28 |

Евгений Рензин: так всё зашифровано

На меня, бывало, что люди оказывали давление. Некоторые люди в некоторых случаях и обстоятельствах не желают, чтобы о них узнали... Просто, приходится считаться с их мнением.

Евгений Рензин: напрягает излишнее наукообразие

Мы все разные. Привычки, мысли, отражение моего внутреннего мира... Однако, Ты, Женя, прав. Может, мне следует выражаться более гибко... Спасибо, за мнение!