Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Пришло время делиться опытом. Пока росли – получали его. Нас обижали и баловали, нас возносили и отталкивали, нас любили и ненавидели, нас убивали и воскрешали… Мы любили и ненавидели, мы обижали и баловали, мы возносили и отталкивали, мы убивали и воскрешали… То горячо, то холодно. Жизнь закаляла, но жалела: никогда не было два раза подряд горячо или два раза подряд холодно. Всё крутилось в каком-то закономерном равновесии и всегда поворачивалось обратно в точку возврата. Если бы не было этой закономерности, то нам бы и не дожить до этого времени, когда настала пора делиться опытом. Нет, ещё так бывает: нас баловали – мы обижали, нас возносили — мы отталкивали, нас воскрешали – а мы убивали… Узнаёте? Синдром детского эгоизма сохраняется до старости, мы лишь учимся его прятать за поступками. Или, может быть, было вот так: нас обижали, а мы баловали, нас отталкивали, а мы возносили, нас убивали, а мы воскрешали? Нет, вот так точно не было. Это не про простых смертных…

Потом, когда мы по разу (только по разу!) получили всего помаленьку – и хорошего, и плохого – и испытали, как нам казалось, всё в этой жизни, то стали думать, что опыт уже пришёл. Мы думали, что умеем безошибочно решать любую задачу. Мы считали, что нам удалось заглянуть за горизонт. Мы пытались учить других. Мы не ставили ни во что чужой опыт, и пытались доказать всем, что умеем делать лучше и поступать умнее других. Кое-что действительно нам удавалось лучше, чем многим. И мы наивно думали, что так будет всегда. Нам хотелось независимости. Чтобы мы не зависели ни от кого, а весь мир «прогнулся под нас», как в известной песне Макаревича. (Что-то он больше эту песню не поёт… Хочется спросить – что, прогнулся мир хоть у кого-то однажды?). Мне эта песня нравится, кроме одного слова – «однажды»… Да ни фига он не прогнётся… Мы не терпели критики в свой адрес. Нет-нет, ни за что и никогда! Ведь мы были исключительными и неповторимыми. Кидали слова налево и направо, не задумываясь о том – куда они прилетят, где осядут, и кто их подберёт, и как использует.

Потом мы спохватились и оглянулись. Это случилось в тот момент, когда выросли наши дети. Мы неожиданно поняли, что наговорили и наделали в своей жизни много лишнего, и не всё получилось очень умно. Мы поняли, что наши силы, умения и опыт иногда застаивались в ожидании полезного их использования, или тупо прожигались в непримиримых спорах. Мы оглянулись и увидели, что мы задолжали нашим близким. Мы наследили в своей жизни, и захотелось отмыть, подкорректировать, спрятать. Чтобы наши дети не увидели наших ошибок и не повторили наших глупостей. Бросились сжигать дневники, рвать письма и удалять переписку. Некоторые даже изменили свои имена и лица. Отретушировали внешность, фигуру, бросили курить и ругаться матом, занялись физкультурой, начали снисходительно уступать в споре старшим. Даже благочестиво ходить в церковь. И полюбили свой новый облик. Иные, напротив, спрятались за ширмой и не показывались, чтобы никто не смог узнать – как они выглядят на самом деле, что читают, о чём думают, и сколько им лет.

Прошли годы. Несмотря на своё, как мы считали, почти совершенство, мы заметили, что перестаём быть авторитетом для наших детей. Они стали чаще уходить, реже звонить и снисходительно нам прощать. А иногда не прощать, и люто. Мы узнавали в них себя молодых, непримиримых. Мы сожалели о том, что были настолько непримиримы, что разучились сохранять мир для наших детей.

Потом эта спираль жизни повторилась и у них. И мы ничего не могли сделать, кроме того, чтобы сказать: «Я же говорил, а ты меня не слушал». Но это бесполезные слова. Слова гордыни и высокомерия, тревоги и суеты. Надо было учить примером, уступками и вниманием, а не лицемерием. Потом всё повторилось у внуков. И вот, если мы пока ещё в здравом уме и трезвой памяти (если нам так повезёт в нашей старости), и опыт ещё не забыт, не искажён, то настаёт тот день, когда мы и в самом деле можем понять и рассказать – отчего так происходит. Пришло время делиться опытом. Оно пришло тогда, когда выросли внуки.

Не сжигайте рукописи. Не удаляйте письма. Не прячьте лица. Не стесняйтесь своих прошлых ошибок. Не лукавьте перед людьми. Не обманывайтесь на свой счёт. Наступит время, когда некого будет стесняться. И это всё равно не изменит конечный результат жизни.

Марина Васильева (Красноштанова)


Константин СухановБраво, Марина. Что ещё сказать...
07.08.2019, 21:43:28 |
Юрий Мельников!
07.08.2019, 22:14:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Константин! Я рада, что Вы поняли, о чём я и о ком.
07.08.2019, 22:14:34 |
Ольга ЦыслякМарина! Вам поздравление с Днём рождения от земляков!
07.08.2019, 23:42:03 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Юрий и Ольга! В мои годы уже нет радости от дней рождения, я их не справляю. Но мне приятно, что друзья помнят.
07.08.2019, 23:57:42 |
Евгений Рензин

 Марина Васильева (Красноштанова): Нет, ещё так бывает: нас баловали – мы обижали, нас возносили - мы отталкивали, нас воскрешали – а мы убивали… Узнаёте? Синдром детского эгоизма сохраняется до старости, мы лишь учимся его прятать за поступками. Или, может быть, было вот так: нас обижали, а мы баловали, нас отталкивали, а мы возносили, нас убивали, а мы воскрешали? Нет, вот так точно не было. Это не про простых смертных…

Если бывает первое, то, очевидно, бывает и второе. И нет в этом ничего непростого — обычная ситуация при неразделённой любви.

 Марина Васильева (Красноштанова): Хочется спросить – что, прогнулся мир хоть у кого-то однажды?

Прогнулся.

 Марина Васильева (Красноштанова):  то настаёт тот день, когда мы и в самом деле можем понять и рассказать – отчего так происходит.

Это очень похоже на претензию о знании истины в последней инстанции. Прямо как лет в двадцать. Марина Михайловна, вы не стареете!

А ещё хочется прочесть вторую часть этого эссе, где вы рассказываете, как, собственно, происходит и почему.

Извините если что не так. Может я просто недостаточно сообразительный, чтобы понять вашу мысль.
07.08.2019, 23:57:46 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Евгений Рензин: Может я просто недостаточно сообразительный, чтобы понять вашу мысль.


Евгений, спасибо за прочтение и отклик. После Вашего отклика я поняла, что я совсем не умею писать, потому что меня совсем не поняли :)
О неразделённой любви тут речи нет и не было. Меня это не коснулось. Этого добра любви хватало и хватает. Даже с избытком. Вопрос в другом — всегда ли мы можем давать взамен столько же, или можем только принимать любовь. И ещё вопрос — что подразумевает каждый из нас под понятием "разделённая любовь".

 Евгений Рензин: Прогнулся.


Правда? Не верю. Ну, или мы разные вещи понимаем под словом "прогнулся" и "мир". Или это очень узкий сегмент мира, который прогнулся под вас.

 Евгений Рензин: Это очень похоже на претензию о знании истины в последней инстанции. Прямо как лет в двадцать. Марина Михайловна, вы не стареете!



Спасибо, хотелось бы, да не получится. Претензий нет. Истины в последней инстанции — не знаю. И даже не стану делать вид, что знаю, как бы сделала в 20 лет.

А вообще-то я всё это написала не только про себя. У нас на сайте полно людей, которым это адресовано.

 Евгений Рензин: А ещё хочется прочесть вторую часть этого эссе, где вы рассказываете, как, собственно, происходит и почему.



Спасибо, я подумаю. Начнём с походных дневников. А о жизни лучше всего говорить после ухода. Наглядней всего. Имею ввиду не физиологическую смерть, а окончание какого-либо периода, поворот жизни в другое русло.
Пока ты идёшь по горам, ты не всегда можешь точно и наверняка знать, правильные ли ты принимаешь решения. И даже сразу после похода — не поймёшь иногда — был ли прав. Только спустя какое-то время, когда уляжется вся шелуха чувств и соплей, эйфории и гордости, только потом всё легко раскладывается по полочкам и становится ясным, как божий день.
Так же и в любви, в разводах, в отношениях с начальством, детьми, соседями, деньгами, вещами, городами и странами, работами, увлечениями, внешним обликом, в конце концов... Всё уляжется, пройдёт лет десять, и посмотришь на старые события по-другому. Иногда двадцать лет. Иногда — больше. Иногда вся жизнь. Но это случится. Потому что не может человек находиться на одной и той же стадии развития. Всё меняется, меняется и он сам. (Если он не в коме и не в запое).
Именно это я имела ввиду, говоря: Время делиться.
08.08.2019, 01:30:41 |
Евгений Рензин

 Марина Васильева (Красноштанова): Правда? Не верю.

Может быть мы по разному понимаем Макаревича? Мне кажется, он поёт о том, что не нужно изменять своим принципам ради сиюминутной выгоды. Именно для таких людей мир иной раз и прогибается. Мир, а не какой-нибудь начальник, которому лижут задницу.
08.08.2019, 02:10:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Евгений Рензин: Именно для таких людей мир иной раз и прогибается.



Вероятно, мы по-разному понимаем не песню Макаревича, а слово "прогибаться".
08.08.2019, 02:31:16 |
Алексей РедькинМарина, спасибо Вам за Ваши искренние мысли и за грамотное их изложение! А как другие люди их понимают, это их выбор и их проблемы. Соглашаются или не соглашаются люди с Вами — это тоже их выбор... Обижаются или не обижаются на Вас — это тоже выбор людей... Мы все разные со своими понятиями, ценностями и опытом. Чем наполнились за свою жизнь, то и транслируем на окружающих людей...
09.08.2019, 18:33:21 |
Марина Васильева (Красноштанова)Алексей, спасибо Вам за прочтение. Но не всегда мы транслируем то, чем наполнились сами, часто — то, чем наполнен мир вокруг нас.
11.08.2019, 05:14:40 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную