Про необычные места где-то под Бешечным я узнал несколько лет назад на сайте "Angara.net" от Владимира Кузьмина (kv). Однако описание некоего каньона было настолько туманным, что даже мысли не возникло идти на его поиски. А вот пару лет назад широко известный на страницах Ангары kv таки добрался до места, и опубликовал серию фото, а также — GPS-точки наиболее интересных мест — https://angara.net/forum/t116105?p=0. Оказывается, это совсем недалеко — всего в 6-7 км от Босана! И у меня появилась цель...

Первая попытка состоялась нынче в июле (2019 года) и оказалась неудачной — это лето не баловало туристов устойчивой погодой. Как я ни пытался вычислить прогноз, погода конкретно подвела. Из 5 дней хорошим оказался всего один, да ещё один — с относительно высокой облачностью, но это уже на выходе. Зато были и сплошной туман, и очень сильная гроза с сильнейшим ливнем. Два самых важных дня — до Босана и за ним — мы гуляли, как ёжики в тумане, и не дошли до цели, как потом выяснилось, всего-то 2-3 км. Ходили мы вдвоём с моим коллегой по работе — Валентином.

И вот в конце августа я решился повторить, так как было погодное окно в 3 дня, что, на мой взгляд, было вполне достаточным. Попутчиков в этот раз не нашлось, и я решился на соло-поход. В соло есть и плюсы, и минусы. Плюсы — в оптимизации ритма перемещения, не нужно ни под кого подстраиваться, никого убеждать, что сегодня, например, нужно встать в 5:30, или что нужно умереть, но дойти до определённой точки. Можно останавливаться и есть хоть 5 раз на дню.. Минусы — они очевидны. Может быть скучно, не самая оптимальная раскладка по общей снаряге.. может быть немного неприятно по вечерам, когда лежишь в палатке и прислушиваешься, кто это там за тонкой тканью ходит, сопит, фырчит ...

Но всё это — лирика, когда есть достойная цель.

Итак, я собрался и в первый день зашёл за первую гору, считая от пер. Чёртовы Ворота. Это было довольно принципиально, так как ночёвка на Чёртовых — это слишком близко. Мне нужно было к концу второго дня как минимум дойти до пер. Солнечный - водораздела между Бол. Солбахом и Улун-Кутулом. А лучше — вообще до места, до каньона на Улун-Кутуле, это — программа-максимум.

Всё получилось с первой ночёвкой — я резанул, не доходя Чёртовых, и нашёл воду и ровную площадку. Второй день начался весьма бодро, в 10:00 я уже прошёл 6-ю гору. Далее довольно шустро покрыл большое подболоченное пространство до 7-й горы, и очень удачно резанул её слева по ходу.

C седьмой горы на восьмую нужно срезать слева по ходу

Сразу спустился под 8-ю, да ещё и к воде, к ручью.

Подошёл к 7-й горе
Вид с 7-й горы назад (на восток)
Под 7-й горой

Начиная с 8-й, стало жарко, и усталость уже навалилась. К озеру я пришёл строго по плану — в 13:15, но изрядно вымотанный.

Пришлось как следует отдохнуть, пообедать, искупаться и полежать. Вышел в 15:00 и решил резануть почти напрямую, я так ещё не ходил на Босан, почти сразу от провала к Бол. Солбаху пошёл по крутому склону вниз по зверским тропам и потом по травяному кулуару, по звериной тропе — влево наверх. Кулуар увёл сильно влево, и я потерял минут 15, возвращаясь на народную босанскую тропу, да и в целом мой манёвр — так себе. Слишком большой сброс-набор высоты, лучше всё же по классике, огибать 11-ю гору. Либо лишь немного срезая через цирк, опять же поближе к 11-й горе.

Все эти мелкие потери не были критичными, запас по времени у меня оставался. И даже кратковременная гроза, загнавшая меня под огромный нависающий камень минут на 20, не особо выбила из планового графика. Я предполагал, что к концу дня всё будет гораздо медленнее, да и набор высоты к Босану весьма и весьма приличный.. В 17:00 я был на Босане.

На Босане и около него — красота. С каждым разом находишь здесь для себя что-то новое.

Кто-то припрятал пару камушков
Тут есть где разгуляться фантазии
Это вам не фигушки...

Подходя к босанским столбам, понял, что второй грозы мне сегодня не избежать — где-то за Маргасанской сопкой вовсю гремело и сверкало.

Прошёл Босан, впереди столбы
Кажется, дождик собирается…

Выхожу на Бешечный, в этот раз я уже знаю, как оптимально спуститься с него в верховья Улун-Кутула, а точнее — к перевалу Солнечный. Ещё подумываю, а не пройти ли немного дальше... Но гремит всё сильнее. Ещё во время последнего водопоя и перекуса я немного переложил вещи — палатка теперь сверху, а пища — ниже. Я готов резко катапультироваться, но хотелось бы место поуютнее, и к воде чтоб поближе... Быстро спускаюсь, бегом перехожу ручей, ещё немного траверсирую склон и .. началось. Крупные капли заставляют меня буквально в момент поставить палатку на первой попавшейся ровной площадке, точно под размер, на мху — идеал! Пол немного подмочило внутри — ну почему все палатки не делают с внешними дугами для тента!? Забрался внутрь, лежу, жду. Снаружи — катаклизм какой-то. Сильнейшая гроза, сверкает совсем рядом, гремит очень сильно и страшно, ливень барабанит по палатке так, что, кажется, разорвёт мою суперлайт "Big Agnes" в клочья. Смотрю на тент и представляю, как он весь превращается в решето, и сквозь дырки в палатку льются потоки воды...

Место 2-й ночёвки — выбрал внезапно, в "один секунд"
Скалы и молодые кедры осложняют ориентирование
А гроза-то была с градом
А вид со стоянки — ничего себе

Минут через 20 гроза затихает. Время — около 19:00, поход на сегодня закончен. Опять не дошёл.. не хватило какого-то часа. Значит, продолжение завтра, пораньше утром. А пока.. Меня мучает жажда, вода закончилась на Бешечном, надо было в ручье набрать, когда переходил. Но тогда бы я за эту минуту вымок как следует. Выбираюсь наружу — а тут красота с видом на Маргасанскую сопку! Вокруг палатки — льдинки-градины, на небе — подсвеченные разноцветные облака. Хорошо! Но надо за водой. Ухожу к ручью, без всяких лишних мыслей. Лавирую между тут и там торчащими валунами минуты три, и я набираю воду. Возвращаюсь к палатке... А её нет нигде. Попал в каменный лабиринт. Палатку я поставил в очень укромном, укрытом и глыбами, и невысокими кедрами, месте. Вот приключение! Надо было GPS брать :) Нашёл палатку через пару минут.

Всё, ужин и — спать... Но какое там. Дело к закату, на небе изумительные краски после грозы, фотосессия.

После грозы

Вдали ещё мелькают молнии, вроде как приближается третья серия, но проходит стороной. В 21:00 отбой. Правда, долго лежу и не могу уснуть — за день накопились и эмоции, и усталость..

Подъём в 5:30, никуда не денешься, у меня на сегодня большие планы. На завтра прогноз погоды очень плохой — сплошной, усиливающийся с утра, к обеду дождь. Значит, нужно по максимуму подойти к "дому". При этом, само собой, главная цель — посетить каньон Улун-Кутула.

Ещё не было 7 утра, а я двинул вниз — в подболоченную широкую долину. На всякий случай привязал к дереву яркую жёлтую майку, обозначил место стоянки.

Долина Улун-Кутула немного ниже пер. Солнечный
Тропа по долине Улун-Кутула
Впереди — что-то интересное
Это ещё не каньон, но пейзаж немного меняется

Фотографировать — не очень, солнце ещё за гребнем, к тому же я иду по правому берегу, а снимаю — налево, против света.. Почти сразу в долине подрезал весьма приличную тропу. Потом пришла ещё тропа справа — из распадка со стороны Бешечного. Дальше тропы начали ветвиться, причём их натоптали не только люди. Стараюсь идти подальше от болота, но и не лезть сильно наверх на борт.

Река извивается, как Куда, по долине, но вскоре появляются большие фигурные валуны-скалы. Река подходит к каньону...

Впереди небольшой уступ
Река спокойно огибает небольшую скалу
Очень спокойно …
Релакс

Приходится вылезать на правый борт — на такой-то плоскотине получился прижим! Обхожу его, ещё немного по болотцу и ...

Бежим дальше вниз
И вот она — каменная страна!

Я у цели! Начинается то самое: река не просто прорезала каньон, она отмыла останцы в долине широко и на довольно большой площади.

Здесь вам и столбы, и витязи, и идолы, и другие персонажи

Но как же всё плохо со светом! Однако приговаривая: "Я не Рютин, я не Чечет, и, конечно, не Овсян", — продолжаю делать своё неблагодарное дело, снимать в ужасных условиях. А что мне делать? Сидеть полдня, а лучше — до вечера, и ждать? Ладно, придут ещё сюда истинные художники, забыв про усталость, погоду, дела в городе. Продолжаю считать все вчерашние потери: там 15 минут, тут полчаса и т. д. Я спокойно мог бы оказаться в каньоне часов в 5 вечера и успеть поснимать и перед, и после грозы. Но не судьба.

Посреди "сада" — вид назад-вверх
Есть здесь и монстры
Правда, с местом для стоянки здесь не очень

Продолжаю прогулку. Глянул на предмет возможной стоянки — вот так сразу не увидел хорошего места. Кусты, мох на очень неровных камнях. Но что-то найти, наверно, можно — отойти подальше от каньона, например.

Река сочится сквозь камни
Это — только один из рукавов Улун-Кутула
Фото для оценки масштаба
Тут всё такое большое ..

Забираюсь в самую середину, пытаюсь оценить размеры каменюг. Одному это не так и просто..

Оценка параметров монстра
Течение реки между исполинов
Те же самые изделия без палочек
И монстр сам по себе

Кстати, перейти здесь через реку — весьма непростая задача. Продолжаю любоваться с правого берега.

Перебраться с одного валуна на другой — непростая задача
Место для релакса
Жил бы тут и смотрел .. целую неделю
Дальше уклон растёт

Однако нахожу место, где легко перешагнуть через Улун-Кутул.

Здесь легко перейти на другой берег
По этим камушкам
На острове

Ещё немного прохожу вниз, и каньон заканчивается.

Похоже, каньон заканчивается
Взгляд назад ..
А впереди — опять болото
И микроозёра

Снимаю расширяющуюся подболоченную долину и поворачиваю обратно. Гулять по болотам не тянет, да и время поджимает, девятый час уже.

Так внезапно заканчивается каньон
Здесь бы ещё погулять
И здесь..

Иду обратно, стараюсь не терять тропу. Однако тропы местами разбегаются, ветвятся. А в одном месте я пошёл вообще не по той — взял правее, по более натоптанной, а она увела меня в болото, пришлось потом из него довольно долго вылезать. Наконец вышел на основную тропу, дальше уже всё понятно.

По широкой, подболоченной долине возвращаюсь назад
Стараюсь не терять тропу
Справа — подъём на гребень к Маргасанской сопке

Теперь интересный момент: как найти свою стоянку. Пытаюсь разглядеть жёлтую футболку — какое там... солнце слепит, светит прямо в глаза, да и вокруг всё очень яркое, и даже ядовито-жёлтая футболка никак не выделяется на таком фоне. Стараюсь вспомнить, как я шёл через лабиринт.. вроде где-то уже совсем скоро. Или придётся смотреть в GPS? Трек-то пишется конечно. Поворачиваю голову назад — опп, футболка на дереве, в метре, а вот и палатка! Шестое чувство не подвело :)

Ну вот я и дома
Долина Улун-Кутула под утренним солнцем
Рюкзак собран, 9:40, пора наверх
Ещё один взгляд на сопку

Ещё нет и 10 утра, а я уже стартую — чуть раньше, чем рассчитывал. Довольно быстро выбираюсь на гребень.

Маргасанская сопка с хр. Бешечный

Продолжаю набор высоты по Бешечному — он тут весьма неслабый, но и я ещё бодрый с утра. Вдали уже показался Босан. С расстояния примерно в 1 км и сама гора, и всё что рядом — весьма невзрачная картина. Так, мелкие камушки на пологих пупырях. Скукота ;)

С подходов Босан на редкость невзрачен
Прохожу мимо старой знакомой — 2072
Столбы приближаются. Пробуждается интерес ..

Подхожу к босанским столбам. Хоть их фотографий здесь, на сайте, довольно много, решаю сделать свою серию — время есть, камера — тоже.

Да это — опять монстры!
Кепка?
Кубическая башка
Смотрит на меня

А этот — такой важный
Три чудища
Сплющенная башка
До новых встреч, парни!!

Прохожу столбы и Босан, не спеша спускаюсь. Теперь решаю без приключений идти до озера: сначала иду по тропе под 11-й горой — спасибо ребятам за огромный труд, раскидали камни, поставили кучу туров! Далее тропа для эндуриков сваливает вниз, обходя неудобный курум. Решаю идти по мототропе, потеря высоты не такая и большая. Почти всё по траве, потом обратно выбираюсь наверх, уже ближе к седловине между 11-й и 10-й горами — перевалу между Б. Солбахом и Рассохой. Немного неудобный траверс, но он короткий, и я выбираюсь на седловину. Режу 10-ю гору, прохожу мимо распадка с двухэтажкой и валюсь на озеро. Ровно 12:00. Уфф.. жара, первая серия на сегодня закончена. Или это уже вторая...

Два часа отдыхаю. Купаюсь, полноценно обедаю. Кстати, с утра была проблема с газовой горелкой — видимо, какой-то мусор попал внутрь, и газ почти не шёл. Чашку кофе я кипятил 25 минут. Теперь же я устранил неисправность, тщательно продул мой джетбойл, и теперь она гудит, как зверь, кипятит за 2 минуты, как положено. Закрывайте баллон крышечкой, иначе могут быть серьёзные проблемы.

В 14:00 выхожу.. но такое ощущение, что не отдыхал — жара просто пригибает к земле, а у меня впереди приличные подъёмы. Прохожу 9-ю гору, перехожу в кроссовках болотину, она почти сухая. Лезу на 8-ю, она с этой стороны пологая, но, кажется, — бесконечная. Медленно спускаюсь, что-то совсем тяжело.. Что не так? Может, поесть? Закинул конфетку — не помогло. Ага.. значит, отдохнуть... присел на пару минут — ничего не поменялось... Ааа — попить! Выдул почти пол-литра, полил на голову — ноги понесли! Воот! Спускаюсь к ручейку на седловине между 7-й и 8-й, отпиваюсь, умываюсь, набираю в бутылку литр, теперь до 5-й горы воды не будет, а жара, наверно, под 30 градусов. Да ещё крутой подъём на 7-ю — отсюда он очень впечатляет. Лезу медленно, но без остановок. Ура!! 7-я позади. Впереди — просторы между 7-й и 6-й. Где-то в 17:30 я на 6-й горе, слезаю по скальному кулуару. Весь этот длинный переход думал, как быть со стоянкой. Над Тункой гуляли чёрные грозовые тучи, слышались раскаты грома.. Потихоньку всё это ползло в мою сторону. До 2-й горы ещё далеко, да и нагулялся я уже что-то. Вода есть только под 5-й. Подойдя к 6-й горе, окончательно принимаю решение: затариваюсь водой под 5-й, несу её под 4-ю — в ложбину, и там встаю на ночёвку. Вот только бы успеть до грозы, очень не хочется устраиваться под ливнем.

Стараюсь прибавить ходу. Но уже не бежится, позади почти 25 км по горкам да по жаре. Наконец-то вода. Набираю 1,5 л в бутылку и литр — в котелок, несу его в руках, напиваюсь, конечно, — чуть не лопнул. Прохожу 5-ю, лезу на 4-ю. Урра!! Стоянка. В ложбине уютно, она довольно хорошо укрыта от ветра. Снега в конце августа естественно нет, и воды здесь нет. Но у меня 2,5 литра. Хватит и на ужин, и на завтрак. Есть оборудованное место под палатку — кто-то тут угодил под хороший дождь и окопался. Однако мне это не пригодилось, гроз атаки в этот раз прошли стороной.

Дальше всё как обычно. Ужин и ранний отбой. На завтра прогноз погоды был плохой, но, вроде, не с самого раннего утра, поэтому будильник — на 5:30. Попробуем погоняться наперегонки с погодой.

Утром вышел ещё не было 7, и в начале десятого я уже спускался к Чёртовым Воротам. Кстати, интересное явление: под третьей горой и на 2-й — хорошая сотовая связь у Теле-2, раньше этого не было.

Спускаюсь к Чёртовым, иду уже по народной широченной тропе, пасмурно, но дождя пока нет. И только на последних двух подъёмах начинает мочить. Причём как-то сильно эпизодически. Включают дождь на пару минут, потом выключают на 5. Замучился надевать-снимать своё пончо на всё тело.

Подхожу к "вязочкам", всё опутано пёстрыми лентами — ну конечно же, сегодня скайраннинг-марафон БАМ. Время — начало 11-го, вот-вот лидеры побегут мне навстречу. И в самом деле: за пару сотен метров до ГМС, первый участник легко пролетел мимо меня, просто загляденье, как он бежит, кажется, не касаясь ногами земли.

Отдыхаю с час на ГМС, начинаю спускаться. Бегунов очень много, прямо сплошным потоком и навстречу и те, кто бежит до ГМС, и назад. На крутых участках развлекаюсь, обгоняю некоторых марафонцев, тех, у кого сложности со спуском по крупным мокрым камням. Ноги у многих уже забиты, колени плохо держат, а палочки мало кто взял. Я вприпрыжку обгоняю с десяток спортсменов, впрочем, на равнине они меня быстро делают.

Встречаю много знакомых, многие меня обгоняют — и те, кто бежал до пика, и до ГМС.

Вскоре после Горелой начался дождь. Сначала слабый, потом всё сильнее, и превращается в очень сильный ливень с грозой. Становится прохладно. Я весь укутанный, и мне нежарко — каково же спортсменам в маечках и трусах!

Ещё слегка напрягают покосившиеся пара мостиков через Слюдянку. Доски скользкие, а наклон — очень сильный. Мне с палочками ещё более-менее, а вот как они тут бегут.. наверняка тут немало кто упал.

Часам к 16 я в Слюдянке. Закончен очередной поход, цель достигнута, да ещё день сэкономил, сначала закладывал на этот маршрут 5 дней. Но нежелание блудить под дождём сделало своё дело. Качество фото, правда, сильно пострадало из-за этой спешки. Ну да ничего, дорога теперь известна, ещё прогуляемся, на недельку так, с остановками в замечательных местах — у озера, около каньона... с чувством, с толком, с хамар-дабанскими красотами.

Описание маршрута на пик Босан Юрия Гукова

От Чёртовых Ворот к Босану и Маргасанской сопке. Нумерация гор от В.Петухина

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Сергей! Какая красотища! А я тоже теперь туда хочу. Я и не знала про такой интересный сад камней на Улун-Кутуле.
02.09.2019, 15:49:15 |
Константин ВладимировичСпасибо! Красиво! Запланирую на следующий сезон, в такое место, обязательно, надо сбегать!
02.09.2019, 17:58:59 |
Игорь ВороновЧудесные места! Также добавлю в список для обязательного посещения.
02.09.2019, 19:13:44 |
Егор ПолтавченкоОтличные фотографии! Когда-то, случилось заночевать в начале каньона!
02.09.2019, 20:22:31 |
Александр Мамонтов!!! Место достойное созерцания) Спасибо!
02.09.2019, 20:44:42 |
Егор Полтавченко
02.09.2019, 20:54:09 |

Спасибо!
Вроде тут были Ваши фото, Егор, но зимние..
02.09.2019, 20:54:14 |
Егор Полтавченко

Sergey V:   Егор Полтавченко:  Отличные фотографии! Когда-то, случилось заночевать в начале каньона! Спасибо! Вроде тут были Ваши фото, Егор, но зимние..

Да, да, зимой.
02.09.2019, 20:56:51 |
Sergey VИнтересен Улун-Кутул и зимой, наверняка.. И болот нет!
02.09.2019, 20:59:16 |
влад хахулинЗа болото всё же стоило сходить, там основные мостодонты, арки и водопады. Первый каскад чисто ознакомительный. Традиционно у нас будет рейд из тунки в эту область в конце сентября, можем взять заинтересованных.
02.09.2019, 21:03:24 |
Sergey V

влад хахулин:  За болото всё же стоило сходить, там основные мостодонты, арки и водопады. Первый каскад чисто ознакомительный. Традиционно у нас будет рейд из тунки в эту область в конце сентября, можем взять заинтересованных.

Оо! как интересно! Спасибо Влад! Значит будет планироваться поход дней на 5-6, но на будущий год уже.
А сколько там еще болот нужно пройти до основных мастодонтов?
02.09.2019, 21:16:41 |
Евгений РензинЗаразил. Сына подрастёт, поведу его за твои тридевятые кочки. :)
02.09.2019, 21:30:26 |

Евгений Рензин: Заразил. Сына подрастёт, поведу его за твои тридевятые кочки. :)

А я уж на следующее лето собралась со своими...
02.09.2019, 21:31:52 |
Sergey V

Евгений Рензин:  Заразил. Сына подрастёт, поведу его за твои тридевятые кочки. :)

А когда подрастет, он может и не захотеть. И путь-то неблизкий.. Ты его своди-сноси кое-где :)
02.09.2019, 21:40:27 |
ЕленаЗдОрово, Сергей! Спасибо за красивое и довольно подробное описание, пригодится, у нас в перспективных планах эти места тоже стоят, ждут своей очереди. А вот в одно лицо ходить — не самый лучший вариант, вот этот момент не одобряю.
02.09.2019, 21:59:17 |
Sergey V

Елена: в одно лицо ходить — не самый лучший вариант, вот этот момент не одобряю.

А где она грань, когда в одного еще нормально, а когда уже нехорошо? Тут всего 4 дня (точнее даже 3.5). больше половины из которых- практически в населенке.
Кстати, это получился мой самый длинный соло-поход. До этого был до Босана 2.5 дня.. Если немного поднажать, да лет 10 сбросить, то можно и в три уложиться.
02.09.2019, 22:04:42 |

Елена: А вот в одно лицо ходить — не самый лучший вариант

Он потому, Лена, в одно лицо ходит, что ты ушла в глухое подполье. Так бы он с тобой пошел, точно тебе говорю!
Кстати, мы тут в ближайшую субботу собираемся на Чойган и ещё кое-куда (на неделю). Давай с нами!
02.09.2019, 22:06:40 |

Sergey V: А когда подрастет, он может и не захотеть.

Чтобы захотел, нужно постараться не отбить желание. Так что я пока куда-нибудь поближе свожу. Типа Кынгарги любимой.
02.09.2019, 22:08:53 |

Марина Васильева (Красноштанова): А я уж на следующее лето собралась со своими...

Хорошо вам, ваши вдвое старше! Или даже втрое.
02.09.2019, 22:09:53 |

Евгений Рензин: Хорошо вам, ваши вдвое старше! Или даже втрое.

Так зато я на них двоих одна...)
Кстати, пару лет назад они со мной ходили легче и с бОльшим воодушевлением. Сейчас уже нет того рвения. Конечно, им бы теперь уже компанию сверстников, а не меня — бабулю.
Так что, надо не упустить тот момент, когда ребёнок ещё хочет. Не ждать, когда он уже не попросится и не захочет.