- Видишь медведя?

- Не вижу

- И я не вижу... А медведь нас видит!

Медведь побежал вверх по склону от береговой тропы, по которой наша группа шла в сторону байкальского мыса Рытый.

Берег Байкала вблизи кордона Онхолой
Устье реки Риты. Мыс Рытый

За первым последовал второй, более крупный зверь; стало быть, мы побеспокоили супружескую пару. Самец уходил небыстро, сохраняя достоинство главы семьи и хозяина заповедных территорий. Звери зашли в островок леса на склоне, но выше подниматься не стали, оставаясь в укрытии деревьев. Известная медвежья тактика — освободить человеку тропу и зайти потом с тыла. И не обязательно финалом этих действий станет атака на людей, но, согласитесь, мало приятного оказаться под пристальным наблюдением невидимого тебе обладателя поистине медвежьей силы, зверя ловкого, быстрого и коварного. А тут ещё время гона у медведей, когда самцы особенно агрессивны. Место, которое покинули звери, изобиловало следами. Перемешанная с корнями, ветками и травой земля возвышалась холмиком, будто могила... а потом кто-то заметил торчащую оттуда ласту. Труп байкальского тюленя, добыча медведей, которую мы без умысла у них отнимаем!

След небольшого медведя на солонце
Останки байкальского тюленя, закопанные медведями близ мыса Рытый

- Ребята, быстро уходим...

***

Он хищник, да! Но жукоед...

Лесничество "Берег Бурых Медведей" занимает всю береговую часть Байкало-Ленского заповедника (около 100 км) и до самого водораздела — горы Байкальского хребта.

Берег в мае-июне привлекает множество бурых медведей. Голодные звери спускаются к воде, где можно подкрепиться отложенной в мелководье икрой коттоидных рыб ("бычков"), обнаружить труп тюленя. Но основная жировка медведей на берегу — ручейник (в народе: "липочан", "метляк"). Большая часть жизни этого насекомого проходит на дне водоёма, но в краткий миг "взрослости", в финале жизненного пути, природа поднимает его на поверхность и наделяет крыльями. Ручейник лишь чуть крупнее мухи, но во время массового лёта насекомых так много, что медведь, слизывая "козявок" с берегового камня, получает килограммы ценного корма.

Ручейник — основной корм байкальских медведей в начале лета

В весеннем рационе байкальского медведя доля беспозвоночных весьма высока. Кроме ручейника — личинки жуков, которые зверь добывает из-под камней, муравьиные яйца. Массовый выход медведя на берег Байкала теперь можно наблюдать только в заповедниках и немногих оставшихся диких уголках; а в ушедшие времена, по словам ветерана заповедного дела России, настоящего Профессора "медвежьих наук" Виктора Степаненко, это явление было обычным для всех прибрежных лесов.

***

Ой, то ж какая страсти сила... дубы в щепу измолотила!

Тропа, ведущая от Байкала в верховья р. Лены через перевал Солнцепадь, сотни раз перемечена медведями.

Перевал Солнцепадь
Метки — "закусы" и "задиры" на стволах деревьев

Летом и осенью, но чаще во время "свадеб" (июнь), самцы оставляют на деревьях "задиры" (глубокие царапины) и "закусы"; иные деревья звери просто заламывают. Высота задира-закуса-залома свидетельствует о росте и силе претендента на территорию и самку.

Молодым недорослям лучше убраться подальше — разнесут в клочья! В это опасное время медвежата второго года (медведицы с первогодками в гоне не участвуют) уходят от матери, обретая статус "лончаков". После "свадеб" лончак может вернуться под покровительство матери; тогда после зимовки, во время которой появится на свет (если так можно выразиться применительно к тёмной берлоге) новое потомство, лончак станет уже пестуном.

***

Кто ходит здесь?! Мне интерьер сломал...

От кордона на мысе Покойники до пади Покойной проложен маршрут (удивительно, что не назван "Тропою Мёртвых"). Наталья Оловянникова, орнитолог, ежегодно проводит здесь учёты. "Опять наложил булыжников паразит!" — притом в её голосе ни нотки досады; сложности и опасности в работе она принимает философски: "Инспекторы тропу расчистили от больших камней, чтобы мне легче было ходить, а этот их обратно..." Медведь явно даёт понять, что он здесь хозяин и только ему решать, каковой должна быть "архитектура в камне". А для убедительности оставил на тропе метки: от закусов стволы нескольких сосен, немалые в диаметре, — буквально в щепки!

Числом не вырос каннибалов род

Количественная оценка результата учёта популяции бурого медведя, проведённого во время экспедиции, достаточно высока — в среднем три особи на 10 км маршрута. Визуально было учтено 39 зверей; из этого числа только троих мы видели в верховьях р. Лена, остальных встретили на берегу Байкала. Но при хорошем количественном показателе, в сравнении с учётом прошлого года, в популяции 2019-го был очень низок процент медвежат-сеголетков. Выражаясь научной терминологией, зарегистрирована низкая успешность размножения. По мнению биолога-охотоведа, зам. директора "Заповедного Прибайкалья" по научной работе Светланы Бабиной, сеголетки могли стать жертвами собственных отцов. Весна 2019-го в заповеднике была для медведей голодной — ни ореха-паданки, ни ягоды, перезимовавшей на кустах. В такое время необременённые родительским инстинктом самцы буквально ведут охоту на медвежат. Законы выживания бескомпромиссны и суровы. Вопреки расхожему мнению, у бурого медведя в природе есть естественный враг; он — сам медведь.

***

Спаси от нас и сохрани зверей и птиц, леса и воду

Не в пример своему восточному собрату Баргузинскому заповеднику, Байкало-Ленский не получил ни метра акватории. В Баргузинском только пройди границу трёхкилометровой водной полосы — и судно нарушителя станет объектом проверки. А здесь можно подойти совсем близко к берегу — всё законно. Проверки не будет, можно и ружья, и фару для ночной охоты взять на борт. Излови-ка, инспектор, браконьера, возьми с поличным на побережье длиною 100 километров!

И не только в браконьерах проблема. Во время лёта ручейника, основного медвежьего корма в июне, начинается навигация. И идут к заповедному берегу катера и теплоходы с туристами. Поближе подходят, чтобы получше рассмотреть и "сфоткать" косолапых.

Без
слов

Время дорого, медведю надо успеть откормиться, пока Байкал даёт такую возможность; но зверь бежит с берега, всякий раз пугаясь мотора. Нужна Байкало-Ленскому акватория, очень нужна. Решится этот вопрос — не только зверю безопаснее и комфортнее станет; кроме того, на земном шаре появится второй заповедник, сохраняющий в своих водах уникальных байкальских эндемиков.

***

24 июня 2019 года. Заканчивается наша экспедиция, полная событий и впечатлений. Катер идёт на юг вдоль берега, над которым сгущаются сумерки. Тускнеет небо, темнеют горы, на них отчётливее выделяются пятна снежников. На поросшем редким лесом береговом склоне стоит большой медведь. Мы проходим мимо, а он смотрит в нашу сторону; постепенно его неподвижная массивная фигура погружается в темноту. Темнота поглощает Большого Зверя и Берег Бурых Медведей. Берег хмурых медведей...

3-25 июня 2019 г.

Байкало-Ленский заповедник.

Кордон Онхолой — мыс Рытый — мыс Покойники — верховья р. Лены — мыс Северный Кедровый.

Экспедиция проведена в сотрудничестве с компанией Russian Travel Geek.

Андрей Таничев

Евгений РензинСпасибо, Андрей, хорошо рассказали!
04.09.2019, 01:36:41 |
Андрей Таничев

Евгений Рензин: Спасибо, Андрей, хорошо рассказали!Но что касается акватории, не убедили. Слава богу, медведь не относится ни к числу исчезающих, ни к числу редких. Да и без Байкала он может обходиться самым распрекрасным образом.

Рад вниманию, Евгений. Соглашусь в одном: медведь — животное, способное адаптироваться к новым условиям обитания. Касаемо акватории — думаю, любитель водных путешествий (к коим отношу и себя) также распрекрасным образом обойдется без малой (ОЧЕНЬ малой) части акватории озера. А вопросы безопасного путешествия на байдарках можно и при заповедном режиме урегулировать
04.09.2019, 07:23:44 |
Константин Суханов

А здесь можно подойти совсем близко к берегу - всё законно.

Ну хотя бы так. А ведь, Андрей, приятно ощущать себя особым человеком, "имеющим право", в то время, когда остальные граждане таких "прав" не имеют? И ведь ох как хочется распространить такое своё "право" как можно шире!
Во избежание ненужных дискуссий: это общая концепция, никаких личных претензий. И спасибо за познавательный рассказ. Очень интересно.

Браконьера, конечно, инспектор не изловит. Да и вряд ли станет ловить — опасно. А вот безобидного туриста с целью поиметь с него денег — легко!

Андрей Таничев: ...любитель водных путешествий (к коим отношу и себя) также распрекрасным образом обойдется без малой (ОЧЕНЬ малой) части акватории озера.

Так уже без малого всё побережье Байкала захвачено ООПТ.

Андрей Таничев:  А вопросы безопасного путешествия на байдарках можно и при заповедном режиме урегулировать.

Это запросто! Только денежку плати. Медведи там у вас специально обученные, и от "обилеченных" туристов и плавсредств не шарахаются. А вот от "зайцев" бегут, как от огня, оставаясь голодными всё лето и превращаясь в грозных шатунов.
Никак не пойму, каким таким волшебным образом поборы связаны с охраной природы. Но, может, я просто постарел, поглупел. Хотя и раньше не понимал.
04.09.2019, 10:29:45 |
Андрей Таничев

Константин Суханов:  А ведь, Андрей, приятно ощущать себя особым человеком, "имеющим право" ... ?

Не знаю, право. Мне эти ощущения недоступны.
04.09.2019, 11:36:34 |
Константин Суханов

Андрей Таничев: По-моему Вас опять "понесло" в сторону от сути рассказанного здесь.

Не, просто не понимаю, не принимаю и отвергаю незаконный институт поборов. А так как даже научные работники ООПТ явно поддерживают такой криминальный пережиток 90-х, как плату за проезд по "нашей" дороге, то и осадок остаётся.
Суть рассказанного я оценил. Познавательно и интересно, спасибо. Непонятен момент, когда медвежонок становится лончаком, когда пестуном. До сих пор считал, что медведица оставляет себе одного медвежонка из помёта на следующую зиму в берлоге в качестве няньки для планируемого потомства. Летом выполнивший свою функцию и подросший пестун уходит на самостоятельные хлеба. Не так?
04.09.2019, 11:47:12 |
Андрей Таничев

Константин Суханов:  поборы ...

По-моему, Вас опять "понесло" в сторону от сути написанного здесь. Точнее в разные стороны. ЗЫ СЕЙЧАС и ВПРЕДЬ: Я — гид-проводник. Еще фотографирую, иногда пишу о природе, о маршрутах. К политике взимания платы никакого отношения не имею. Если кого-то эта тема волнует, обращайтесь в администрацию ЗП, либо в Минприроды РФ, где утверждаются тарифы. Спорьте, протестуйте... А ЗДЕСЬ это просто бессмысленный и неуместный "базар".
04.09.2019, 11:47:36 |
Константин Суханов

Андрей Таничев:  ...обращайтесь в администрацию ЗП, либо в Минприроды РФ, где утверждаются тарифы. Спорьте, протестуйте...

Я всё это и делаю. Вернее, делал. Иногда с положительным результатом, чаще с никаким. Ну о чём говорить, когда Конституция РФ попрана даже в основных вопросах госустройства.
Впрочем, это совсем иная тема. Вы лучше про пестунов расскажите.
04.09.2019, 11:53:05 |
Єсєния

Андрей Таничев: бессмысленный и неуместный

Правильно, Андрей. Поддерживаю-одобряю.
04.09.2019, 11:58:04 |
Андрей Таничев

Константин Суханов:   Андрей Таничев:  Вы лучше про пестунов расскажите.

С удовольствием. Лончак — медвежонок возрастом около 1,5 лет (две зимы провел с мамой). Уходит от матери во время гона. Часть лончаков (по В.Н.Степаненко это в основном "мальчишки") возвращаются к матери, ложатся с ней в берлогу на третью зимовку, во время которой появляются у них младшие братья и сестры. Таким образом на выходе после третьей зимовки — мама, сеголетки (возможно только только один) и "нянька-пестун", молодой медведь возрастом более 2 лет.
04.09.2019, 12:08:46 |

Андрей Таничев: любитель водных путешествий (к коим отношу и себя) также распрекрасным образом обойдется без малой (ОЧЕНЬ малой) части акватории озера.

Наш человек может и без пенсий обходиться. Вопрос в том, чего ради?
И, Андрей, тему ООПТ вы подняли. Не нужно теперь говорить, что она здесь неуместна.
04.09.2019, 13:46:34 |
Константин Суханов

Андрей Таничев: Лончак — медвежонок возрастом около 1,5 лет (две зимы провел с мамой).

А во вторую зимовку с мамой он считается пестуном? Или он одновременно и лончак? Или лончак — это бывший пестун, замахнувшийся на вольные хлеба? Иные из которых, не справившись, возвращаются в пестуны?

Евгений Рензин: Наш человек может и без пенсий обходиться. Вопрос в том, чего ради?

Вот. Ради охраны природы нам, людям, пора бы ужаться в размножении и самосократиться в численности. Вот только нетронутая природа, сама по себе — нужна ли человеку без человека?
04.09.2019, 14:11:13 |
Юрий Данилов

Константин Суханов:  Ради охраны природы нам, людям, пора бы ужаться в размножении и самосократиться в численности.

Э-э-э, осторожней с идеями для чиновников нацпарка...
04.09.2019, 15:14:28 |
Константин Суханов

Андрей Таничев: Я — гид-проводник... К политике взимания платы никакого отношения не имею.

Имеете, и прямое. Уже потому, что работаете в этой структуре с туристами. ЗП — не турфирма, а природоохранное федеральное предприятие. Которое, поправ антимонопольное и иное законодательство, на огромной прибайкальской территории оказывает туруслуги практически вне конкуренции. Да пусть бы и оказывало, не жалко, но на равных условиях с иными турфирмами.
Например, я, как предприниматель, занялся производством рюкзаков. В больших объёмах. При этом путями неведомыми, с помощью кумовства и пр., пролоббировал закон о том, что любой рюкзак иного производителя либо продавца, кроме меня, продаётся лишь с моего разрешения. Которое я могу и не дать. А тот фасон, который шью я, вообще запрещён к продаже кем-либо (за исключением, естественно, меня, любимого). За нарушение — строгая административная и уголовная ответственность!
Естественно, я буду процветать, качество рюкзаков моих падать, а цены расти. Считаете такую ситуацию справедливой?
Ну и, естественно, я хочу развиваться, захватывая дополнительные ниши. Поэтому претендую на такое положение вещей не только в зоне производства рюкзаков, а и, например, сумок и зонтиков. Ну вот как Вы на акваторию...
А благородную причину такого своего поведения я всегда найду. К примеру, объявлю и научно обосную, что ткани иных производителей ядовиты, а моя лечит от простатита и геморроя. И это подтвердят ангажированные мною учёные и даже целые НИИ. При моих-то возможностях!
04.09.2019, 20:51:48 |
Андрей Таничев

Евгений Рензин:  Андрей Таничев:  Андрей, тему ООПТ вы подняли. Не нужно теперь говорить, что она здесь неуместна.

Вообще-то я поднял здесь "тему медведей". Связав ее в одном из аспектов с ООПТ. Потому, что, по моему мнению, они связаны. Неужели это нужно "разжевывать"? Будьте, пожалуйста, внимательнее при чтении.
04.09.2019, 21:09:11 |
Андрей Таничев© Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один. М.Жванецкий.
04.09.2019, 21:16:17 |
Константин Суханов

Андрей Таничев:  Бывает, что возраст приходит один. М.Жванецкий.

Эту шутку Жванецкий откуда-то слизал.
Да, ко мне возраст пришёл один. Да я и раньше-то умом не блистал. Ну, родился глупым — что тут поделать... Уж извините.
04.09.2019, 21:24:07 |
Борис Чечет

Константин Суханов: Однако на мою аналогию с пошивом рюкзаков Вам конкретно ответить нечем. Ибо верна она...

В одном случак Ваша, Константин, аналогия была бы неверна. Если бы "особо охраняемые территории" были бы именно таковыми. И я бы, с грустью, но уважительно относился бы к такой территории. Только для науки и никаких гидов-проводников с коммерческими группами — пусть водят группы в не особо охраняемые территории. Но "верна она" Ваша аналогия...
04.09.2019, 22:28:41 |
Екатерина ЗуеваЯ бы, Андрей, побоялась идти по такому маршруту
10.09.2019, 20:34:12 |
Алексей Денисов

...Слышал, лет 10 ещё назад, что Жак Ив Кусто за сокращение населения ратовал и недавно опять про него в видео на Ютуб такое услышал...
10.09.2019, 22:13:24 |
Юрий Мельников

Екатерина Зуева: Я бы, Андрей, побоялась идти по такому маршруту

10.09.2019, 23:16:35 |

Юрий Мельников: Ну,вот увидел ,наконец, автора фотографий в походах Марины .

И я, наконец, увидела тебя, Катюша! Очень рада встрече, пусть и виртуальной...
11.09.2019, 02:04:55 |
Ekaterina Zueva

Марина Васильева (Красноштанова):  Юрий Мельников: Ну,вот увидел ,наконец, автора фотографий в походах Марины . И я, наконец, увидела тебя, Катюша! Очень рада встрече, пусть и виртуальной...

Здравствуйте, Марина Михайловна!
И я очень рада Вас тут видеть и читать)
Я написала Вам на эту почту: fyufhxfyrf@yandex.ru
15.09.2019, 21:23:20 |
Ekaterina Zueva

Юрий Мельников:  Екатерина Зуева: Я бы, Андрей, побоялась идти по такому маршруту Ну,вот увидел ,наконец, автора фотографий в походах Марины . А ведь маршрут на сайт ПБ не такой опасный как у Андрея:).

Юрий,
я рада, что моё появление и фотография порадовали вас).
Я же не автор фотографий походов Марины, просто загрузила на этот сайт несколько фотоотчетов этих походов, когда занималась спортивным туризмом в институте, в Иркутске, где Марина преподавала.
15.09.2019, 21:33:49 |

Екатерина Зуева:  Я бы, Андрей, побоялась идти по такому маршруту

Катя, привет!) Уверен, уж ТЫ бы точно НЕ побоялась )
20.09.2019, 06:41:06 |
Ekaterina ZuevaЛадно, Андрей, раз вы в меня верите), — при условии, что с вами), — не побоюсь)))
20.09.2019, 11:41:03 |
Андрей Таничев

Ekaterina Zueva:  ... при условии, что с вами )))

Поддерживаю идею))
21.09.2019, 00:51:30 |
Ekaterina Zueva

Андрей Таничев:  Ekaterina Zueva:  ... при условии, что с вами ))) Поддерживаю идею))

Пошла собираться)))
Этим же маршрутом идём?)
Или есть другие предложения для пугливой девушки))?
21.09.2019, 22:52:10 |
Андрей Таничев

Ekaterina Zueva:   Пошла собираться)))

Не спеши, медведи залягут уже, пока доберемся)) Был там неделю назад, видел след (по свежему снегу) только одного небольшого мишки в Солнцепади. Орех весь уже сняли, включая стланники, медведь уходит.

Ekaterina Zueva:   Этим же маршрутом идём?) Или есть другие предложения для пугливой девушки))?

С "другими предложениями" напряг — в заповеднике с туристами можно ходить только по нескольким маршрутам. Почти все они (кроме сплава по верховьям Лены) совпадают с маршрутами учета птиц, медведя, изюбря. В соответствующее учетам время. Из этого принципа Russian Travel Geek (RTG) и пишет свои программы. В планах на 2020-й — июнь. Касаемо же осени, надеюсь выведу куда-нибудь в октябре/ноябре нашу группу, известный тебе состав). Мне уже говорят, что я совесть потерял, совсем перестал водить их в походы)) В общем, напишу тебе
23.09.2019, 07:54:06 |

Андрей Таничев: Не спеши,

Мне всегда охото получить всё и сразу)), почему так не бывает?)))

Андрей Таничев:  Касаемо же осени, надеюсь выведу куда-нибудь в октябре/ноябре нашу группу, известный тебе состав). Мне уже говорят, что я совесть потерял, совсем перестал водить их в походы)) В общем, напишу тебе

Постараюсь присоединиться)
23.09.2019, 10:29:28 |
Юрий Мельников

Ekaterina Zueva:   получить всё и сразу)), почему так не бывает?)))

Бывает :). Но жизнь настолько непредсказуема,что когда человек огребёт по полной,то может придти к выводу ,что лучше бы не вдруг и порционно :)
23.09.2019, 12:27:05 |
Андрей Таничев

Юрий Мельников:   ... лучше бы не вдруг и порционно :)

Вот! Истина, которая особенно применима к медведям :)