|
| Этим летом нам с детьми – 9-летним Ильёй и 10-летней Юлей – посчастливилось отдыхать в Крыму. Мы жили в посёлке Курортное, недалеко от Коктебеля. Ну как упустить такую возможность подняться на Крымские скалы? Заранее ничего не планировали: приехали, купили карту местности – и вперёд. Прежде чем пойти на гору Эчки-Даг, мы, конечно, поинтересовались у местных: есть ли там тропы, с какой стороны, есть ли питьевая вода на подходах и сколько времени занимает восхождение. Мы узнали, что на гору Эчки-Даг со стороны суши можно подняться от посёлка Щебетовка, а со стороны моря – от Лисьей бухты. Решили идти от Лиськи (так её здесь называют), потому что от посёлка Курортного, где мы живём, до Лиськи всего 3 км по живописной тропе прибрежной полосы. А до Щебетовки от нас – 4 км по дороге, после чего нужно ещё пройти такое же расстояние до горы по лесным тропам, в которых можно и запутаться. У горы Эчки-Даг три вершины, все они примерно одинаковой высоты – 670 м над уровнем моря. Если идти на дальнюю от посёлка Курортного лесистую (она издали смотрится чуть выше двух других), то тогда лучше действительно от Щебетовки. Потому что путь к ней пролегает по лесу; не так жарко, как к первым двум вершинам. От Лисьей бухты путь идёт сначала по выжженным горячим степям, потом по голым камням, и только совсем немного – от конного водопоя до горы – идёт в тени леса. Другие две вершины – скальные, они наиболее живописны, и из Курортного именно они и смотрятся выше. Итак, от Курортного мы вышли на тропу к Лисьей Бухте в 9:40 и 3 км шли по берегу. Через полчаса появились первые голыши – «натуристы», или «свободные люди», как они любят сами себя называть. Ну, об особенностях этой свободы мы много рассуждали с детьми во время восхождения, и я поделюсь этим позднее. А сейчас добавлю интригующе красивую деталь: основателем этого движения «натуристов» в Лисьей Бухте был поэт Максимилиан Волошин, живший здесь, в Коктебеле, и учившийся в Феодосийской гимназии. В Коктебеле, в гостях у первого рецензента своих стихов, Макса Волошина (так она его называла), Марина Цветаева познакомилась со своим мужем Сергеем Эфроном, и они часто приезжали сюда всей семьёй, гуляли по тем же тропам, что и мы сегодня… Все 3 км пути до Лисьей Бухты Юлька искала «куриного бога» – камень такой с дырочкой, «пропиленной» песчинками и волнами. Марина Цветаева тоже когда-то искала такой сердолик вместе с Эфроном здесь. И загадывала: если найду, он станет моим мужем. Он сам нашёл ей такой камень, и стал ей мужем (из дневников Марины Цветаевой). Юлька тоже нашла. Большую каменюгу с дырой. Она по-маленькому не умеет мелочиться. Помню, как с Хамар-Дабана пыталась тайком вынести в рюкзаке булыган мрамора килограмма на три. Каменюгу тащить с собой на гору Эчки-Даг я её отговорила, спрятали «Бога» в укромном местечке под скалой на берегу. Помнится, мне, в её возрасте, пришлось потратить на поиски аналогичной находки всё лето! А Юлька – счастливая. И неугомонная. Бежала и спрашивала всю дорогу: - А он правда мне счастье принесёт? - А подарить его можно? - А он все-все-все желания исполняет? - А на шею его можно повесить? - А можно два? А три? Или только-толечки всего один? - А большой – лучше маленького? Это что, значит, счастья больше будет? От Лисьей Бухты ведёт несколько путей к горе Эчки-Даг. Мы пошли по самой ближней к Курортному дороге, ведущей вверх к конному загону, это в восточном краю бухты. Вся бухта имеет длину около 5 км. Дорога сразу же набирает высоту от самого моря в сторону горы. По ней, похоже, совершаются и конные туры. На машине тут вряд ли удастся проехать – круто. Но где-то в другом месте машины проезжают, в бухте их много. Рыжие высохшие склоны и изредка торчащий вдоль дороги шиповник, да ещё какой-то колючий саксаул – вот и вся растительность. Навстречу нам дует сильный ветер с суши – суховей, гонит горячий песок и мелкие камешки с гор к морю. Сразу же захотелось пить. Два литра воды, взятые с собой, быстро иссякли. Немного спасали яблоки, которыми мы заполнили свои рюкзаки, но хватило их ненадолго. Где-то в районе конного загона есть родник, и мы сильно рассчитывали на него. Но его надо было искать, мы ведь тут впервые. Указателей нет. Видимо, их нарочно не ставят, чтобы отдыхающие курортники не совались самостоятельно в горы, а пользовались только услугами туроператоров. Мы направились к загону, полагая, что родник должен быть где-то рядом. У загона пасся табун лошадей. А в тени деревьев за табуном был дом. Проще всего было бы спросить у хозяев дома про родник, но, похоже, дом был пуст. Лошади встали стеной, не пропуская нас к дому. Обойти их стороной не получилось: они воинственно зафыркали, и, мотая головами, начали наступать, отталкивая нас от дома. В центре табуна, прямо на дороге, лежали три маленьких жеребёнка, и они были настолько малы и беспомощны, что даже не могли подняться на ножки, наверное, только родились. Мы не стали больше беспокоить лошадок, и решили обойти загон и дом далеко справа, по дороге, ведущей через перевал в Щебетовку. Минут через 15-20 мы оказались на перевале. Там встретили отдыхающую пожилую пару и узнали от них, что родник мы уже прошли, он остался внизу, они объяснили, как туда пройти. У нас с детьми осталось всего пол-литра воды, поэтому я решила оставить Илью и Юльку с ними на перевале, а сама пошла назад, вниз, на поиски родника. Через 20 минут я вернулась с водой, а дети тем временем успели набрать пакет крупного лесного шиповника. Ну вот, ещё 2 литра воды добыто, можно продолжить путь вверх. Без воды там просто нечего делать в такую жару. После перевальной поляны мы продолжили поиски оптимального пути на гору. Надо выбрать тропу, ведущую с северной стороны горы по лесу и, чтобы не уйти вниз, к Щербаковке, надо всё время как бы траверсируя гору, не теряя высоты, идти вдоль склона, пока не появится уверенная тропа вверх. Тропа словно бы повернёт назад относительно той, которая шла по лесу, но потом серпантином уйдёт в сторону горы Эчки Даг. То есть, восхождение лучше совершать не от южного берега Крыма, а с севера, где есть лес. Не более получаса ходьбы по лесу, и начинаются скалы, тропа петляет между ними. Там её легко потерять, нужно держать направление на юг, вверх. Наконец мы выходим на открытое скальное пространство. Тут же нас подхватывает сильный жаркий ветер с суши и словно толкает в спину к горе. Свистит в ушах, толкает горячими порывами. Дети рванули, подгоняемые ветром к краю скалы, а я кричала, перекрикивая ветер: «Сто-ойте! Сдуе-ет!» С южной стороны скала обрывается стенкой. В два счёта улетишь. Шершавые скалы хрустят под ногами, словно идёшь по битому стеклу... Ещё минут пятнадцать, и мы на вершине Эчки-Даг. Точнее, на одной из вершин, их – три. Снизу, с моря, они смотрятся примерно одной высоты. От Курортного – выше кажется та вершина, что с лесом, а от заповедника Карадаг – однозначно смотрится выше наша, на которую мы зашли. Если уделить горе ещё пару-тройку часов, то можно обойти и все три вершины. Но только не в такую жару, и не без воды. Воду мы почти допили, оставив пол-литра на спуск к роднику. На вершине мы встретили одинокого мужчину, который неподвижно сидел на краю скалы, свесив ноги. Он любовался морем. Как и мы, он зашёл сюда с севера. Сказал, что с юга тоже должны быть тропы, но он там не был, и тоже хочет посмотреть. Назад мы пошли вместе, договорившись поискать южную тропу, чтобы не повторять путь подъёма. Но тропы в южную сторону оказались слишком круты, мы решили не соваться без снаряжения к неизвестным скалам, да ещё и с детьми. Немного покружили в безуспешных поисках и вернулись на нашу северную тропу. Очень скоро мы были на роднике Эчки-Даг. Там на лавочках валялись люди с дредами на головах, в разорванных одеждах, они даже не среагировали на наше появление, словно были в забытьи. Один и вовсе валялся голый. Странное понимание свободы… Наверное, во времена Максимилиана Волошина свобода была несколько другая... Свобода от чего? От одежды? От обязательств? От общества? «Натуристы» считают, что, раздеваясь, они тем самым сливаются с природой, живут подобно Адаму и Еве в раю Лисьей бухты. Но зачем же тогда брать с собой в рай алкоголь, табак, пластиковую посуду, косметику и прочую муру из «несвободного» мира? Мои дети были больше всего удивлены тому, что «эти люди свободны от туалетов». На спуске от родника по правой (западной) тропе мы встретили в распадке ручья последствия этой «свободы». Весь распадок был безнадёжно загажен. Ну что, нельзя яму выкопать на время пользования? Или «свобода от труда» тут на первом месте? Свобода от порядка, чистоты? Дети удивлённо спрашивали: - Почему они не стесняются ходить голыми перед всеми, а стесняются какать друг перед другом и уходят подальше, в распадок? Я ответила что, наверное, они хотят быть свободными и от собственных запахов тоже. Кстати, помойка у моря, прямо рядом с палатками, им не мешает обретать «свободу от запахов». Только чайки разгребают эту помойку, устроив там себе столовую. Мы спустились к морю и нашли место на камнях, подальше от песка. Песок везде был занят голышами. Дети весело резвились в воде, не обращая внимания на странный народ вокруг. А мне интересно было понаблюдать за натуристами, понять, в чём смысл их «свободы». Вот загорелая дамочка с белой-белой попкой. Наверное, только что стала свободной, чтобы выровнять загар и удивить домашних, приехав с курорта. Она не демонстрируется, лежит себе лицом вниз, загорает. Вот мужчина, напротив, напоминает краснозадую макаку, даже смотреть больно, как сгорело место, на которое в прямом смысле слова, он нашёл здесь приключение. Свои «свободные взгляды» приобрёл, видимо, с приездом на море, сегодня или вчера. Спина и ноги терпимо относятся к солнцу, а непривычные места – сгорели мгновенно. Вот престарелая, обвисшая со всех сторон, леди с ярко накрашенными губами и волосами, вся загорелая до шоколадного состояния с ног до головы. Наверное, всё лето «свободная», и не первый год тут. Судя по боевой раскраске губ, волос, глаз и ногтей, жаждет внимания, а не свободы. Вот юный Аполлон в широкополой шляпе с жадно горящими глазами. Очень напряжён, сразу заметно, чего хочет. Шляпу бы ему надеть… на другое место. Вон старикан толстопузый с пивом. Этому можно не беспокоиться – за таким животом ничего не видно, даже трусы, если бы они и были. Может, потому он и здесь. На приличном пляже стесняется, наверное. Тем более что на приличном пляже запрещено пить пиво. А тут – можно. «Свобода». Вот семья с кучей детей. Ну, эти, похоже, настоящие натуристы, в отличие от всех предыдущих. Бескомплексные отроки разных возрастов резвятся вместе с родителями, как дикие обезьянки, в этом странном социуме. Что-то не кажется мне это полезным... И не только для нежной детской кожи. Вон там голая молодёжь тащит к мору ящик пива. Здесь, в Лиське, есть даже магазинчики, кафе, привозная питьевая вода, душ… Сюда приезжают на джипах через перевал от Щербаковки, чтобы оторваться по полной. Зачем все эти вещи им, если они приехали за «свободой от всего»? Вот хиппи с дредами, в рваных одеждах, босиком по острым вулканическим камням – без проблем, словно йоги. Эти точно настоящие, сразу видно. Но таких мало. А вот разных сомнительных – полно. А вот и волонтёры (одетые) – носят мешки с мусором, собирают его за «свободными» и увозят из Лисьей бухты. В тот день в Крыму проходила кампания по очистке крымских берегов… И напоследок – о Крыме. ЮБК – южный берег Крыма – место, где мы с детьми активно отдыхали две недели. Не верьте слухам о том, что Крым пустеет: враньё. Крым переполнен отдыхающими со всей России. Это видно и на пляжах, и на дорогах в пробках. Мы посетили заповедник Карадаг, Лисью Бухту, Судак и Новый Свет, Генуэзкую крепость и Голицынскую тропу, Коктебель и Феодосию – везде полно отдыхающих. Высокие цены на экскурсии, но люди всё равно сюда едут. Есть спрос – есть предложение, и есть цена. «Крымнаш» — как бы ни иронизировали вы над этим, это – радостное обстоятельство и для крымчан, с которыми мы много общались, и для приезжающих сюда со всей России. Коротко о впечатлениях каждого дня. Утренняя свежесть моря. Прозрачный аромат роз в воздухе. Запах солёный воды. Горячий суховей. Аромат виноградного ветра Коктебельской долины... Знойный аромат сосен и кипарисов днём. Релаксирующее шуршание гальки во время прибоя. Россыпи самоцветов. «Дыхание» волн. М-м-м… Сладкий вкус тёплого белого винограда Кокур, снятого прямо с лозы... Пряный вкус вина Мадера-Коктебель. Тёплые шершавые скалы Карадага. Закатное солнце рубинового Пино фран… Шёлковые вечера. Тёмные тёплые ночи…
Фотоальбом «Эчки-Даг», фотоальбом «Голицынская тропа», фотоальбом «Генуэзская крепость», фотоальбом «Шхуна-Фортуна». Марина Васильева (Красноштанова)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||