Наконечник у клизмы отточен.
На солнце сверкает, как медь.
В пять дней мы маршрут тот проскочим.
Потому что мы — старые ведь!

В. Кузьмин (KV)

Прежде всего прошу прощения у читателей за сухость изложения материала. Предлагаемый текст представляет собой выдержку из официального отчёта в некоторой авторской редакции. Редактировать всё в художественном стиле после написания отчёта было некомильфо. Запал иссяк. Конкретно так запал, не вытащить. Ох уж этот иссяк...

28 августа 2019 г., день первый

Ну вот, почти приехали. Фотосессия у местной достопримечательности

Начало маршрута. На сараях. То есть это поляна, куда чайников довозит ЗИЛ; а старики, дети и инвалиды гордо идут пешком
Первая ночёвка. Комфортно устраиваемся между свежих, тёплых и дымящихся ароматным парком коровьих лепёшек

Выезжаем из города в 7-00. По дороге в Шулутах встречаемся с попыткой остановки для взимания денег. Поборщиков игнорируем: желания дискутировать с инспекторами ТНП нет. Некогда заниматься правовым ликбезом. В Сухом Ручье завтракаем, устраиваем а/м на стоянку. Здесь всего несколько машин – сезон заканчивается; а потому продвинутые шумакоходцы, вспоминая летние подвиги, давно сидят дома у телевизора или лежат на диване с пивом. Укладываем рюкзаки. В 10-30 выходим наконец на Великую Шумакскую Тропу.

Погода ясная, становится жарко. Рюкзаки нетяжёлые, но в целях акклиматизации не торопимся. В 19-00 останавливаемся на ночлег у поляны в районе бывшего нижнего летника. Отличные стоянки, только за водой надо неблизко спускаться к Эхе-Геру. Поляна загажена коровами: здесь везде так. Между ароматными лепёшками ставим палатку, разводим первый и предпоследний на маршруте костёр. Второй и последний будет на Хубутах уже на выходе. Ночь тёплая.

29 августа 2019 г., день второй

Долина ручья Красавина настолько комфортна, что тянет прилечь и отдохнуть

Долина ручья Красавина манит солнцем и травянистыми холмами

Перевал! И всё бы хорошо, но ветер. Должно же хоть что-то нам мешать!

Подъём в 7-00, выход в 9-00. От места ночлега по утренней прохладе выдвигаемся по Великой Тропе к притоку из-под перевала Красавина. Тропа не совсем пустая – догоняем трёх шумакоходцев. У нужного цирка бродим Эхе-Гер и приток. Необычно низкий уровень воды: осень. Поднимаемся на правый травянистый, уже жёлтый, борт ручья и медленно набираем высоту. Встречаются небольшие каменные россыпи, какие-то мульдочки, кусты. В целом путь комфортен и некрут.

Впереди-справа гордо маячит пик Илья Муромец 3141 м. Перевал не виден и открывается только при входе в цирк. Перевального взлёта как такового нет: травянисто-щебнистый склон, увеличивая крутизну, плавно выводит на широкую седловину перевала Красавина 1А 2684 м. 12-00, солнце, сильный ветер.

Техническая справка. Перевал Красавина 1А 2684 м. Соединяет долины рек Эхе-Гер и Илтыкшин. Перевал – явно выраженное понижение хребта между пиками Илья Муромец 3141 м и безымянным 3069 м. Со стороны Эхе-Гера находится в заключении цирка – можно сказать, долина ручья плавно, крутизной до 25-30 градусов, травянисто-осыпным склоном выводит наверх. Сложность подъёма здесь н/к. Седловина перевала широкая, травянисто-каменистая. Спуск в сторону Илтыкшина однозначен: широкий осыпной кулуар 35-40 градусов, несильно сужаясь, через 100 м приводит к скальному поясу. Здесь простые скалы в виде широких ступеней крутизной до 55 градусов. Эта теневая северо-восточная сторона перевала после дождей бывает мокрой даже при солнечной погоде. Камнеопасность низкая. Зимой скалы сглаживаются снегом и прохождение склона упрощается. В любом случае преодоление 15-20-метрового скального пояса особой сложности не представляет. Ниже скал осыпь на протяжении 100 м ещё удерживает крутизну до 35-40 градусов, затем выполаживается, расширяется и через 300-400 м выводит в верхний каменистый цирк Илтыкшина. Далее движение по ручью с выходом на зелёные холмы.

Со стороны реки Илтыкшин перевал выражен однозначно и выглядит как широкая скально-осыпная седловина.

По альпийским лугам и подушкам Илтыкшина
Выходим на большое озеро
Со стороны Шумака подходят тучи. Но мы их не особо-то и боимся
Над нами возвышается грозный вечерний Илья Муромец
Спокойный вечер у горного озера. Исток Илтыкшина

Раздача пищи
Ужин горных туристов

Записку не нашли. Традиционная шоколадка, и – спускаемся. Осыпь средней крутизны, камнеопасность низкая. Легко преодолеваем скальный пояс и по выполаживающейся части спуска уходим в цирк, к ручью. Ветер успокаивается, становится жарко. Немного почемоданив, в 13-00 останавливаемся на обед. У нас харчо по-кавказски, грудинка, сухари и какао с печеньем. Загораем.

К вечеру зелёными холмами подходим к большому озеру. Здесь таких четыре. Со стороны Шумака натягивает тучи, где-то грохочет. В 18-00 ставим палатки. Уже в сумерках — гроза, дождь. Ночь тёплая.

30 августа 2019 г., день третий

Утренний Илья Муромец встречает нас солнцем

К перевалу
Взлёт Бемедина

Подъём в 7-00, выход в 9-00. От большого озера зелёным (теперь уже жёлтым) ковром поднимаемся в цирк Бемедина. Здесь ещё одно озеро. Проходим между ним и хребтом. Отсюда перевал представляет собой невысокий осыпной косой кулуар, справа налево выводящий на длинное практически ровное понижение в гребне. Левее кулуара видим травянисто-скальный контрфорс. Круто, но поднимаемся здесь: так короче и оптимальнее. В 10-30 выходим на перевал Бемедин 1Б 2558 м.

Техническая справка. Перевал Бемедин 2558 м. Соединяет долины рек Илтыкшин и Левый Шумак.

Со стороны Илтыкшина перевал выражен слабо. Видно только длинное практически ровное понижение водораздельного гребня. Примерно в центре понижения есть небольшой трявянисто-скальный выступ, контрфорс. Он и закрывает нужный нам кулуар, расположенный на границе чёрной и рыжей осыпи. Кулуар косой, 200-300 м, 35-40 градусов, начинается из образованной рельефом ямы справа налево. Чтобы не лезть в яму, можно, миновав верхнее озеро, вправо-вверх пересечь сопредельный контрфорс (трава, скалы, до 55 градусов, но проходится просто) и выйти в кулуар. Время подъёма от озера 40-60 минут. Камнеопасность низкая. Седловина перевала скальная, узкая, тур справа.

В сторону Левого Шумака уходит длинный (600-700 м) узкий кулуар 45 градусов (на коротких отдельных участках частично осыпавшихся скальных ступеней до полуметра — круче), расширяющийся внизу. Осыпь мелкая, перемежающаяся со средней. Высокая камнеопасность! Пробок нет, кулуар просматривается до озера Ногон-Нур. Крутизна не уменьшается до выхода на морену над озером. На спуске лучше следовать левому по ходу скальному борту, за который можно придержаться руками. Выход на морену 20 градусов, и через 200 м пляж: песчаный берег озера. Выше озера по бугру проходит Великая Народная Тропа.

Со стороны Левого Шумака перевал характерно узнаваем: длинный косой кулуар справа налево над озером Ногон-Нур.

Перевальная записка
В сторону Шумака
На перевале
Взгляд в Илтыкшин
Кулуар в Илтыкшин

Солнце. Тепло и спокойно. Достаём традиционный перекус: сало и шоколад. В туре записка А. Мисюркеева от 28 июля 2014 г. Отдыхаем, загораем, любуемся видом озера и Шумакского перевала с выходящей на него конской тропой.

Спускаемся, придерживаясь левого по ходу борта: здесь скалы, за них можно держаться. Круто и камнеопасно, но технических сложностей нет. Иногда встречаются небольшие скальные ступеньки. Метров через 700 склон выполаживается и некрутой уже мореной приводит нас к озеру Ногон-Нур. Здесь песчаный пляж и голубая вода. Жарко, купаемся.

Спуск с Бемедина в сторону Шумака. Круто
Спускаемся
Нелегко здесь пожилым!
Крутизна не уменьшается
Эх, пива и виски не хватает!

Бемедин со стороны Левого Шумака
Вверх по Великой Народной Тропе

Великой Конской Тропой преодолеваем пару морен и в 14-00 останавливаемся у ручья под самым Шумакским перевалом. Обедаем и загораем. Здесь уже водятся туристы. Но немного: встретили двоих. Да, это не июль, когда я однажды по пути с Шумакского вниз насчитал более 150 человек встречных! Впрочем, то были не люди, а туристы. Сейчас на тропе пусто... Мы же обливаемся водой из небольшого ручейка, варим замечательное рыгло из не менее замечательных бич-пакетов. Отобедав, в продолжение подъёма по Великой Тропе в 16-30 выходим на Шумакский перевал 1А 2760 м.

На перевале — старики и дети. В сапогах

Техническая справка. Перевал Шумакский 1А 2760 м. Соединяет долины рек Левый Шумак и Эхе-Гер. Информации о нём много и нет смысла его описывать.

Замечаем, что перевальная куча мусора заметно уменьшилась и частично упакована в большие мешки. Это радует. Спускаемся тропой и, не доходя до переправы через Эхе-Гер, поворачиваем наверх в сторону левого цирка. Здесь трава и кусты. В 18-30 подходим к большому озеру. Ночуем. Небо чистое, ясное. Прохладно.

Великой Конской Тропой выходим на попсовый Шумакский
Взгляд в Левый Шумак
Продолжаем движение на спуск по Великой Тропе
Выходим к большому озеру
Затаборились, угнездились. Теперь — ужин

31 августа 2019 г., день четвёртый

Лёгких путей не ищем, обожаем трудности

Входим в цирк
Отчемоданили?

Подъём в 7-30. Свежо. Завтракаем, в 9-00 пакуемся и выходим. В обход озера идём вверх на морену выше русла. Входим в цирк, преодолеваем ещё одно большое озеро. Видим, что в стороне есть два озера поменьше. А впереди картина неприглядная – сплошь каменные бугры. Цирк большой, наш перевал в дальнем углу. Чемоданим морены. Печально... Подходим к склону перевала Эхе-Герский и начинаем подъём влево-вверх к нашему перевалу. Устойчивая сланцевая осыпь безопасно и некруто к 12-00 выводит нас на перевал КАТЭК 1Б 2750 м.

Техническая справка. Перевал КАТЭК 1Б 2750 м. Соединяет долины рек Эхе-Гер и Левый Зун-Гол. Подход со стороны Эхе-Гера – сплошные каменные холмы. Цирк большой. Оптимален путь ближе к левому борту цирка, но при движении снизу туда попадать сложно и далеко. А вот при следовании с Шумакского перевала, после прохождения туристской тропой каскада небольших водопадов ручья (Великая Конская Тропа обходит это место слева по бугру), там, где правый боковой хребет, разделяющий подцирки Шумакского и Элярика, переходит в моренный вал, лучше бросить Народную Тропу и залезть на этот вал. Оттуда уже можно наметить путь по подушкам цирков, минимизируя каменные россыпи.

Седло перевала издалека «угадывается», но можно ориентироваться по седловине перевала Эхе-Герского, расположенного по ходу правее через небольшую траверсируемую вершинку. Кулуар, ведущий непосредственно на перевал КАТЭК, крут и малопригоден для подъёма. Оптимально — подойти под Эхе-Герский и по ходу влево-вверх набирать высоту в сторону седловины КАТЭКа. Здесь плотная осыпь 30 – 35 градусов, 900 м, камнеопасность отсутствует. Седловина скальная, может расположиться группа в 6-8 человек. Есть тур.

В сторону Левого Зун-Гола уходит длинный крутой осыпной кулуар достаточной ширины, 800 м. Более того, преодолев лёгкий скальный гребешок по ходу слева, попадаем в подобный равноценный кулуар. Спуск камнеопасен, 40-45 градусов, перед седловиной на коротком промежутке круче. Однако склон позволяет участникам разойтись параллельно и обезопаситься от камней. Спуск выводит на морену. Ниже – движение по руслу ручья.

Со стороны Левого Зун-Гола перевал представляет собой широкое понижение в гребне, куда ведёт характерный двойной кулуар. Выходить надо в левую по ходу седловину. Перевал виден лишь с подъёма выше Ля-Контеса и далее.

Чемоданное настроение
И всё-таки, несмотря на старость и инвалидность — мы залезли!
Свежеотчемоданенный Эхе-Гер
Перевал Эхе-Герский с перевала КАТЭК
На перевале КАТЭК — дети и инвалиды

Тепло, солнечно. В туре размокшая записка. Высушил и прочитал уже дома. О, вездесущие политехи! 11.07.2013 г., горная двойка, Юля Чаюк. Оставляем своё послание потомкам и несколько конфет.

Теперь вниз. Круто, камнеопасно, но расходимся по широкому склону; ниже перебираемся в левый по ходу кулуар, чтобы сократить путь спуска. Выходим на морену, преодолеваем несколько каменных бугров и – вот оно, русло! Перед нами широкий альпийский луг; спокойный ручей проточил здесь глубокие канавы и разлился. Солнце вознеслось в зенит. Невероятная даже для июля жара провоцирует нас на водные процедуры. 14-00 — обед! Разглядываем спуск с перевала Ля-Контес, что напротив. Загораем…

Спускаемся. Камнеопасно
Переходим в соседний кулуар
Здравствуй, Левый Зун-Гол!
Вниз к притоку Надежды. Жара...
Жара — жарой, а обед по распорядку!

Ручей Надежды солнце покидает рано
Готовимся к суровому ночлегу

Спускаемся к ручью из цирка Надежды. Это даже не ручей, а целая речка в неширокой долине. По ней вверх. Солнце, спрятавшись за боковым хребтом, перестало дарить нам июльское тепло. Тут же налетел ветер, напомнив о начале осени. А мы-то расслабились… Уходим на травянистый левый борт, стараясь не терять высоту. Здесь кусты, изредка — камни. Каким-то холмом срезаем стрелку ручьёв и удачно оказываемся выше места их слияния. Целевой цирк перед нами. Под перевалом хорошие ночёвки, в 18-00 останавливаемся, ставим палатки. Сильный порывистый ветер держит нас в тонусе. Рано ложимся. В палатке, в общем, тепло.

Маленькие дети, в отличие от пожилых людей и инвалидов, не могут обойтись без смартфона даже здесь

1 сентября 2019 г., день пятый

Туристская кухня

Поднимаемся на Надежду. Кулуары раздваиваются, нам в правый по ходу
На перевале — ураган с камнями

Несмотря на особую ветроустойчивость палатки и идеальную установку, всю ночь грохотал её полог. Утром небо чистое, туч не надуло. Пока завтракали, чуть не унесло палатки. Быстро собираемся и в 8-00 выходим навстречу ветру. Длинный широкий кулуар Надежды некрут и разнообразен: чемоданы, среднеобломочный камень, дресва, щебень и всякая мелочь. Овражки и гребешки; местами проглядывает что-то вроде тропы. Ближе к седловине кулуар раздваивается: нам в правый по ходу. Слева возвышаются интересные вертикальные останцы. Под непрекращающимся сильным ветром в 10-30 выходим на перевал Надежда 1А 2767 м. На седловине ветер достигает ураганной силы, сбивает с ног. В туре снимаем свежую записку А. Мисюркеева от 28.08.2019 г и спускаемся к перевалу Гранатовый 1А 2743 м.

С Надежды на Гранатовый
Перевал Гранатовый
Участники вышли на Гранатовый
Тур на Гранатовом
Спускаемся в Хубуты

Техническая справка. Связка: перевал Надежда 1А 2767 м – перевал Гранатовый 1А 2743 м. Суммарная сложность прохождения – 1А.

Со стороны Левого Зун-Гола перевал выражен явно и виден издалека. Находится в створе долины. Подход травянистыми бортами берега или непосредственно по ручью. Широкий кулуар с разнокалиберной осыпью длиной 800 м 30-35 градусов раздваивается в верхней части. Наш правый. Осыпь устойчива, камнеопасность низкая. Выше кулуар немного сужается, крутизна возрастает до 40 градусов. Местами угадывается тропа. Седловина широкая, травянисто-осыпная. Есть тур. Отсюда отлично видно седло перевала Гранатового, находящееся в 20-30 м ниже. До седла 200-250 м по простому устойчивому мелкоосыпному склону до 35 градусов. Седловина Гранатового также широкая, тур в центре.Спуск в сторону Хубутов травянисто-осыпной, 600 м 30-35 градусов. Далее-вниз по травянистым холмам мимо разнообразных осадочных останцев-каменюг – и выход на Великую Тропу под Хубутским перевалом.

Смотрим в Хубуты
Такой спуск комфортен даже для пожилых
Склон Гранатового с Хубутов
Памятник химере под Гранатовым
Выходим на Конско-Туристскую Тропу

Ветер не утихает. Холодно, солнце, небо чистое. С седловины Гранатового, не задерживаясь, уходим вниз по травянисто-осыпному, ниже больше травянистому, склону. Выходим на Народную тропу. Здесь уже более спокойно. Теперь – вниз, мимо осадочных каменюг-останцев. Створ долины. Граница леса.

Ущелье Хубутов
Долина перед нами.
Дежурное фото у водопада
На поляне. Почти пришли...
Чуть до инфаркта не довели...

Летник без коров, но с одним туристом. Лес, серпантин, поляны у реки. 13-30 – обедаем. Разводим второй, и последний (да-да, именно последний, а не крайний или завершающий), на нашем маршруте костёр. Ну а дальше – болото, озёра, поляна, пара встречных туристов, Сухой Ручей. 17-30 – прибыли!

Домой!
Перевальные записки
В завершение похода...

Константин Суханов

Андрей РоговцевЧто сказать, молодцы! После прочтения остаётся впечатление от плана похода и прохождения маршрута какой-то элегантности, что ли. А вообще, в этом сезоне, 5 дней без осадков, это надо везение. Хотя, это видимо, компенсация за вашу июльскую погоду. Костя, наверно, стоило добавить, что ни один пожилой человек при съемках не пострадал)))
14.09.2019, 22:19:34 |
Олег ЗубковХорошая нитка маршрута. Мне такие нравятся. Особо следует отметить Бемедин и КАТЭК — так на них и не побывал, хотя рядом проходил неоднократно.
15.09.2019, 11:02:43 |
Константин Суханов

Андрей Роговцев: После прочтения остаётся впечатление от плана похода и прохождения маршрута какой-то элегантности, что ли.

Престарелые джентльмены так и планировали)))

Андрей Роговцев: Костя, наверно, стоило добавить, что ни один пожилой человек при съемках не пострадал)))

Более того: дети и инвалиды тоже не пострадали)))

Олег Зубков: Хорошая нитка маршрута. Мне такие нравятся.

Безлесные? Да, это и есть горный туризм. В больших горах на заходе лес пропадает сам по себе и не возвращается до конца похода)))
Андрей, Олег, спасибо за внимание к сему опусу.
16.09.2019, 23:02:46 |
Евгений РензинПри всём моём уважении, отчёт ваш — ода консерватизму. Меня вы не убедили в верности категорий ни одного перевала. Разве только связка Надежда-Гранатовый не вызывает сомнений. Но при траверсе вы умудрились намерить там аж 35 градусов, что говорит о том, что транспортиры у нас сильно разных конструкций. Мой-то и 25 кое-как выдаёт. Кроме того, почему-то не сказано, что траверс это пробит отчётливо видной тропой.

Ещё один косячок — про Красавина в верхнем цирке Илтыкшина. Между тем, цирк этот не больше верхний, чем цирк, что Бемедина, что Илтыкштнского; и несколько меньше верхний, чем цирк Трёх Богатырей (обоих). Я бы написал "в северный цирк пика Илья Муромец" или "в цирк верхнего правого притока Илтыкшина". И, кстати, каменистый он только в самом верху. Ниже он очень даже болотистый.

Но это всё, конечно, пустяки. Главное, что каким-то чудным образом, скалы, которые потенциально существенно опасней даже крутых осыпей, имеют меньшую категорию. Вы же не станете отрицать, что вероятность срыва на этих скалах не равна нулю? При этом любое падение приведёт как минимум к серьёзным травмам. Вплоть до летального исхода. На осыпях же очень трудно упасть так, чтобы травма была серьёзней ушиба или ссадины. Можно, конечно, и виском об острый камень долбануться (с последующим Шопеном), но для этого нужно особое "везение". В общем, никто, включая "детей", "инвалидов" и прочих "пожилых" туристов, к страховке на осыпях не прибегает. И как тогда они 1Б, а скалы 1А???
У меня одно объяснение — в резиновых сапогах ходить по скалам куда безопасней, чем по осыпям. Ну, т.е. умеючи — безопасней. Потому как на осыпях любителям резиновых сапог, даже очень бывалым, вечно достаётся. То по щиколотке приедет, то сверху придавит — не смертельно, но неприятно. Да и подошва держит фиговенько — не шибко её набок поставишь.

Кстати, Шумакский вы зря не описали. Не сомневаюсь, что раздевать вы его не хотите, но всё же ваше описание, человека квалифицированного и опытного, куда более ценно, чем описания многих других. При этом старые описания квалифицированных туристов очевидно устарели.
17.09.2019, 01:33:53 |
Сергей ЗубковПро "низкую камнеопасность" Красавина — это вообще какой-то булшит. Откуда такая "экспертная" оценка? Ради бравады написано или, может, из упрямства? Собственно, это же и есть основная опасность там: верхние супер-легко могут навалить камней вниз под этот сброс на нижних, и поэтому при подъеме/спуске группой этот участок в обязательном порядке нужно проходить согласованно. Мда.
17.09.2019, 02:06:06
Evgeny LobodaДень добрый, это здорово, что вы нашли записку под руководством А. Мисюркеева!
18.09.2019, 12:13:03 |
Евгений РензинАлексей их столько наоставлял, что трудно не найти :)
18.09.2019, 13:20:13 |
Evgeny LobodaПросто мы с ним были, смотрю знакомые записки!)
18.09.2019, 15:53:44 |
Сергей ЗубковУ меня больше десятка записок Алексея в коллекции, любит он их оставлять. А я люблю снимать
19.09.2019, 04:20:39
Игорь БлиновНеплохой маршрутик...молодцы ребята....ну а с Евгением уж не поспоришь....;)))..