Озеро Пулка под Иглами Хандагая

В этом году отпуск в сентябре. Люблю начало осени в горах: ещё тепло, но уже нет клещей и медведей. Шикарная видимость и приятный запах леса, и уже отсутствие толп туристов. В сентябре все ждут "бабье лето" — длительный тёплый период. Вот и я дождался. Планов было много, а после похода по ББТ голова медленно соображала. Был план сходить на озёра Эхе-Гера, полетать там на квадрокоптере и посмотреть пару перевалов. Утром смотрю билеты на автобус: ещё пять, норм. Чем-то занимаюсь и вспоминаю, что билет нужно бы уже купить. Захожу на сайт, а все билеты проданы! Так, смотрю запасной вариант: ехать в Аршан и идти на озёра Зун-Хандагая. На вторую маршрутку ещё есть два места, сразу покупаю билет. Вот так рождаются походы 😅

Я люблю ходить по треку и описанию, так быстрее и надёжнее. Трек обычно рисую сам по чужому треку или по местности. Сейчас есть возможность нарисовать трек по карте треков сервиса Strava и OpenStreeMaps GPS traces. Открываем ссылку https://nakarte.me/#m=14/51.94789/102.21512&l=Otm/Ot/Sa и выполняем, что просят. Теперь мы видим линии треков. По самым жирным точно должна быть тропа. Рисую трек и загружаю в смартфон. Сам я тоже загружаю треки в Strava из часов Amazfit Bip, вот моя страничка https://www.strava.com/athletes/akdzg С неё можно выгрузить мои треки в формате GPX и посмотреть микро-отчёты о походах.

Маршрут

Рюкзак в этот раз весит 16,5 кг — это уже много, похоже еды слишком много набрал. Рюкзак у меня Баск Лайт 55, палатка NatureHike Tagar 2, спальник Сивера Иночь -2, матрас Thermarest XLite. Взял зеркалку с объективом 28 мм, снять хотя бы пару качественных кадров. В основном я снимаю на смартфон, но качество достаточное только для походного репортажа. Также взял квадрокоптер DJI Mavic Air с кучей аккумуляторов. Над фотографиями с квадрокоптера нужно много работать в Фотошопе, но они того стоят. Дальность полёта до 2 км при слабом ветре, иначе можно не вернуть коптер назад против ветра. Максимальная высота над точкой взлёта 500 метров, ограничена производителем.

В маршрутке оказался на переднем сиденье, а погода огонь — золотая осень. Выхожу на повороте в Тагархай. С Аршана идти на 0,5 км дальше и дорога хуже. Ни разу тут не ходил — аллея с видом на горы. А с Тагархая такой вид, закачаешься. Может, тут мужики пьяные от видов? 🤪

Аллея Тагархая. Мне прямо.

До Тагархая можно идти по тени от деревьев, а дальше 7 км до тайги по открытой местности, густо пропитанной запахами домашнего скота. Шея немного болит, приходится делать реверсивные движения, но горы всё равно притягивают взор. По пути есть несколько ручьёв, оставшихся от горных рек. Самый крупный Бугатай — сразу за Тагархаем. Думаю, из него тут можно пить.

Небо

На входе в тайгу важно выбрать правую дорогу. Через 2 км, перед выходом из русла, последняя близкая вода! Набираю воду в 1,5 л бутылку и немного моюсь. Раньше тут висела мультифора с предупреждением, что до следующей воды очень далеко. Нормальные стоянки будут через 2,5 км, но это самый крутой участок тропы. Дальше будет сильно промытое русло (что здесь творится летом?). Сразу за руслом — небольшое зимовьё; значит, где-то близко есть вода, но с тропы её не видно. В домике кто-то есть, судя по висящему рюкзаку.

Темнеет

Уже сумерки, светятся только пики через золотую листву берёз. Вдоль тропы спелый шиповник и барбарис. Готов ставить палатку, а подходящей полянки никак нет, хотя костровища постоянно попадаются. Через 1,5 км от зимовья увидел альпстоянки. Тут тоже туго с ровными полянками. Решил поставить палатку на настил. Экзотика... Много воды мне не нужно. Варить буду только чай, а кушать домашние заготовки: яйца, картошку и помидоры. Перед входом в палатку отряхиваюсь и натыкаюсь на клеща. Вот откуда он выполз? Настроение как-то утухает. Общаюсь в интернете с женой и ребятами в чате телеги. Пакую клеща в герметичный пакетик и решаю продолжать поход.

Настилы

В поход по ББТ брал заварку Гринфилд с ванилью, хорошо пошла, взял и сюда, ещё взял мелиссу, вот она не пошла. Сахар я не беру, вместо него сахарозаменитель в таблетках на основе растения стевия (спрашивать в аптеках). В кастрюлю 900 мл кидаю 2-3 таблетки. Норм, как сахар, а весит на порядок меньше; и, соответственно, меньше места занимает.

Ещё тут хочу добавить, в противовес любителям цифровой детоксикации, — я ношу с собой спутниковый маячок Spot Gen3, передающий через спутник на свой сайт трек моего перемещения; а в конце дня, из палатки, я отправляю сигнал OK со своими координатами. Сообщение уходит на заранее заданные емейлы и СМСками на телефоны в цивилизацию. Также есть возможность послать сообщение, что задерживаюсь; и главное, сообщение, что всё плохо и пора меня спасать — естественно сразу с координатами.

Сегодня прошёл 19 км, норм (подробнее на Strava). Мог бы больше, но темнеет в сентябре уже рано. Вообще, к вечеру в какой-то степени легче идётся. Уже прохладно, а ноги молотят как моторизованные.

Настил не оправдал моих надежд, матрас не смог нейтрализовать перекосы "досок", и я всю ночь скатывался на одну сторону. В летнем спальнике на +4 было тепло. Конденсата на палатке оказалось мало — необычно; но с самого начала сентября его крайне мало.

Первый будильник в 5:30. Прощаю ему. Второй на 6:00; а себе не прощу, если сейчас не встану. На улице ещё темно. Вяло что-то делаю, торопиться некуда. Собираю все вещи и выхожу в 7:47; пока нет плана на следующую ночёвку, на сегодня обещали облачную погоду. Приятная утренняя прохлада. Жую шиповник. Тропа петляет по сухим руслам и в траве. Выхожу на полянку с красивым видом. Через некоторое время река подходит вплотную к тропе, можно умыться. Прохожу мимо мемориала погибшим альпинистам. Тропа становится сырой, прыгаю по кочкам. Здесь уже нет проблем с водой. Прохожу несколько стоянок и подхожу к стоянке с большим шатром из синего тента, а внутри из такого же тента сделана палатка. Интересная конструкция. В палатке два пакета: по виду в них еда и мусор. На следующей полянке — всем известная деревянная скульптура в поношенном белье.

Селфи

Дальше тропа уходит по морене. Нужно внимательно идти по турикам. Такое впечатление, что маршрут тропы не оптимизирован; как шли, так и ставили турики, не особо разведуя. Выхожу к нижнему озеру. Оно сильно обмелело. Фотографирую пик Динозавр. Тропу не вижу и пробую идти по бывшему дну озера: да, норм. За озером залез на большие каменюки и решил полетать, пока хорошая погода. Заодно перекусил. Тропы всё нет. Перехожу русло по камням, вода журчит где-то внизу. На холмах стоят турики; иду по треку, а тропа 3 метра есть — 10 нет. Перехожу несколько ручьёв со стороны перевала Динозавр. Впереди кочки. Хм. Наступаю на них — жёсткие. Начинается подъём, тут под ногами кашкара, ягель и шикша. Решаю облегчить рюкзак где-нибудь здесь. Немного летаю, глючит SD карта памяти. Вещи складываю в ямку и накрываю палаткой, кидаю по краям пару камней. Надеюсь, что местные зверьки не накинутся на мою еду. Ставлю точку в программе навигации.

Верхняя часть долины Зун-Хандагая

Тропа опять играет в прятки, и я решаю срезать по более крутому подъёму. Смысла в этом оказалось мало — пришлось спускаться в каменистое русло, там явно проще идти. Подъём к озеру Марабец — слева от русла, можно идти по травке, а можно по камням. Уклон, как на перевале 1А, но склон короткий. В русле несколько водопадиков. Здесь отличная связь, даже есть 4G. На озере простор и немного мрачно из-за тени от пика Динозавр. Озеро оказалось большим. Глубину не понять, вода мутноватая. Нахожу в траве череп горного барана; выглядит зловеще, зубы огромные и шатаются. Фотографирую его на фоне гор. Небо никак не завалит облаками. Решаю подняться ко второму озеру Пулка и полетать, пока небо чистое. Лезу правее, ближе к обрыву — тут местами можно идти по гладкой скале, а не вязнуть во мху и кашакаре. Дохожу до места, откуда уже немного видно третье озерцо. Виды шикарные, простор и горы разных калибров. Расчехляю квадрокоптер, потирая руки в предвкушении предстоящих шедевров. Тут замечу — летая на квадрокоптере, плохо различаешь окружающую красоту; и только дома уже понимаешь, что надо было слетать туда и сюда. Например, мне понравился пик Шелехов с окружающими гребнями; также надо бы поснимать озёра со стороны пика Динозавр. Вот и цели на будущий поход сюда. Хотелось бы ещё заглянуть за водоразделы — а вдруг там более сказочные виды? 😄

Панорама над озёрами с квадрокоптера. Смотреть только в виде 3D.

Спускаюсь к озеру Пулка. В воде видны какие-то рачки. Вода тоже мутная. Делаю несколько кадров. Ветра почти нет, жара. Солнце отражается от воды в русле. Спускаюсь слева от русла к озеру Марабец. Русло тут очень красивое, широкое, аккуратно выложено камнями по линии гиперболы. Вода сочится между камней. Ещё немного снимаю, и покупаю билет на маршрутку на завтра: удобно.

Горы в озере Марабец (снято с квадрокоптера)

Спускаюсь вдоль водопада. В русле светлые камни. Иду по ним. Местами опять есть тропа. Нахожу вещи и немного летаю. Хочу снять озеро под склоном пика Зун.

Озеро под северо-западным склоном пика Зун

Внизу какие-то люди маячат и что-то кричат. Собираю вещи и спускаюсь. Люди пропали, а вроде бы шли в мою сторону. Ищу тропу с перевала Динозавр, по которой спускался в 2011 году. Увидел людей: местные буряты. С этими людьми мне не хочется встречаться, что они тут ищут? Спускаюсь в первое же русло и варю ужин; пускай мужики пока идут к своей зимухе, до неё 6,5 км. Солнце уже закатывается за горы. После ужина быстро нахожу тропу с перевала Динозавр. Местами что-то вспоминается, но в общем, как в новом месте. Здесь между большими обломками скал глубокие щели — прыгаешь, как шаолинец по столбам. Постепенно тропа по турикам спускается в русло, на траву. Выхожу на место, где в 2011 году ставили палатку: ностальгия. По виду, эта тропа мало используется и часто теряется в траве. Перепрыгиваю русло, и ... выбираюсь на жирную тропу. Видимо, правобережная тропа действительно уже редко используется. Решил опять заглянуть в палатку в шатре — а пакет там уже один. Перед уходом реки от тропы набираю воду во все бутылки, 4 л, чтобы не экономить. Решаю ночевать там же. Перед альпстоянками почти натыкаюсь на мужиков. Пережидаю за кустами, жуя спелую бруснику. Сегодня нагулял 20 км (подробнее на Strava).

В этот раз решил максимально выровнять настил под палатку. Получилось хорошо, ночью не было дискомфорта. Варю чай и ставлю палатку. Второй раз на одном месте уже чувствую себя как дома. С вечера заскребла мышь, а ночью кто-то ходил по камням — на противоположном склоне сошёл камнепад. Опять 5:30. Выхожу из состояния анабиоза, темень. Рассвет повышает настроение. Погода опять огонь! Ем, варю чай на маршрут до Аршана. Ещё остаётся чистая вода — пускай останется.

Нарядная тропинка

Выхожу в 7:44. Сначала иду одетый во флиску и даже в шапке, постепенно раздеваюсь и надеваю шорты. Прохожу зимуху. Рядом копошатся 4 человека. Замечают меня и зазывают к себе; ну уж нет — машу приветственно в ответ и иду дальше. За руслом тропу сильно засыпало листьями и местами она плохо читается, приходится возвращаться и срезать по бездорожью. А вокруг осенняя красота. Дохожу до зоны бадана. Тут всё засыпано жёлтыми листьями осин, красота! 4G позволяет делиться этой красотой онлайн. Прохожу сворот влево, а есть ли там нормальная тропа? Проверять не хочется. Спускаюсь в русло Зун-Хандагая. Воды хватает, иду дальше. Оставшийся аккумулятор для квадрокоптера заставляет остановиться и отснять осень в предгорьях Восточного Саяна. Всё, совесть спокойна — это здорово! А в рюкзаке ещё заперт клещ 😬

Два Хандагая

Иду между полей. Кони меня пугаются и носятся всем стадом. Шея опять напрягается от поворота головы влево. На ногу приземлилась большая стрекоза и решила немного прокатиться. Сворачиваю из Тагархая в Аршан и ищу поворот на дацан, чтобы дольше прогуляться по природе. На дороге к дацану пожилая пара местных собирает маслята. Пообщались, оказались очень вежливые люди. На берегу Кынгарги моюсь и переодеваю футболку. Поход окончен (подробнее на Strava), иду в кафе и заказываю полюбившееся блюдо цуйван: лапша, мясо и овощи.

PS. Приложение для выгрузки трека в формате GPX из Strava

Поход проходил 21-23 сентября 2019 года.

Всем удачи и огненных походов!

Алексей Казарин

Игорь ВороновОдним словом — великолепно!

26.09.2019, 17:07:39 |
Алексей Казарин

Игорь Воронов: Одним словом — великолепно!Думаю, можно ссылки дать и на сайт 360, чтобы и на смартфоне можно было "полетать".

Спасибо! Ссылка на панораму для "полёта" на смартфоне
26.09.2019, 17:40:35 |
Єсєния

Игорь Воронов: "Восточные Саяны"

Восточный Саян и Западный Саян; Саяны.
26.09.2019, 17:44:37 |
Сергей Зубков

Игорь Воронов: По поводу "Восточные Саяны"

На сайте употребимы оба варианта, оба вполне корректные. В устной речи, как правило, употребляется вариант со множественным числом. Вариант с единственным числом — это скорее удел географов и граммар-наци, никогда не слышал, чтобы обычные туристы так говорили.
26.09.2019, 18:34:53
Сергей ЗубковАлексей, ещё раз большое спасибо за красивейший отчёт, читать и смотреть одно удовольствие.

Хотел уточнить один момент: я правильно понял, что Вы спускаясь на обратном пути попробовали обойти морену под нижним озером по правому (орографически) берегу? Если так, есть ли там тропа вообще? Сколько раз там ни ходил (по морене левого борта), всё смотрел на правый берег и думал, что если бы там была хотя бы слабая, но устойчиво читающаяся тропа, то там было бы гораздо удобнее проходить этот участок. Однако там такой жёсткий кустарник, что, по правде говоря, ни разу не захотелось попробовать разведать. Потому что если тропы там всё-таки нет, то по морене получается сильно легче.
29.09.2019, 18:31:31
Алексей КазаринСпасибо! По правой стороне морены идёт стандартная тропа с перевала Динозавр. Несколько кустов есть только уже ниже морены. Вдоль озера на левом берегу я вообще потерял тропу, а эта хорошо видна. Ниже морены на правом берегу есть места под палатки, мы тут ночевали в 2011 году, и сама морена тут раньше заканчивается.
29.09.2019, 20:01:10 |
Константин СухановИнтересно и красиво. Прочитал с удовольствием.
29.09.2019, 20:23:11 |
Алексей КазаринСпасибо. Старался 😊
29.09.2019, 21:54:36 |
Константин Суханов

Игорь Воронов: По поводу "Восточные Саяны" — есть ли где-нибудь информация о мнении экспертов, что такой вариант написания возможен?

Можете меня считать экспертом. Возможен. Слух не режет.
Но академически, конечно, говорится "Восточный Саян".
29.09.2019, 22:05:51 |
Єсєния

Алексей Казарин: 😊

😊 Самый здоровский смайлик из всех, что я знаю-видела 😊

(правда, его не на всех устройствах видно, к сожалению)

Константин Суханов: Слух не режет.

Вопрос о письменном варианте, Константин Николаевич.

Игорь Воронов: такой вариант написания возможен?

То есть слух и устная речь тут ни при чём.