Первая часть отчёта тут.

Трек тут.

Юго-западная часть ББТ

5 октября

Что можно сказать об этой части ББТ? Тут два больших перевала: скала Скрипер и перевал в Листвянку, остальная часть маршрута на 80% скоростная, с хорошей тропой и, иногда, лесной дорогой. Протяжённость — около 50 км, с посёлком Большие Коты почти в центре маршрута.

Опять отличный рассвет!

Выхожу без задержек, и меня на старте обходит пара налегке. У мужчины одежда бегуна, у девушки одежда более городская. Мне уже интересно, как быстро они пойдут, я просто хочу, чтобы они быстро шли 😄

Пара

Тропа сразу начинается качественная. Пара спусков, и я немного задерживаюсь внизу.

Выхожу на берег

Прохожу пляж и здороваюсь с рыбаками. Вижу пару уже далеко впереди. Выжимаю почти 6 км в час. Тропа тут однообразная и не выходит на берег очень долго. Мне уже кажется, что пара свернула к берегу. Подходит время перекуса, и я останавливаюсь прямо на тропе и жую батончик со слойкой. Оборачиваюсь, а пара тоже перекусывает за щитом. Прохожу их. Вниз уходит лестница, а тропа — вверх. Лезу вверх и попадаю на опасный осыпной участок.

Вот залез 😨

Оказывается, тут можно сверху обойти. Проползаю его и иду дальше. Пара обходит меня по берегу. Справа красивые скалы, а впереди, за мысом Малый Кадильный, штормит Байкал.

Впереди плоский мыс Большой Кадильный

Мы почти встречаемся в пади Малой Кадильной, и я не отрываюсь от них до выхода на склон после пади Большой Кадильной. Лесник не вышел нас встречать — видимо, мы только промелькнули в окне, как молния 😂 Вот монстры! Чувствую, что таким темпом я только загоню себя. Отпускаю их. Тем более пора одеться потеплее, чтобы защититься от ветра, и сфотографировать Байкал красивого цвета.

Цвет шторма

В пади Нижней, где озеро, пасусь на черёмухе.

Озеро в устье реки Нижней

Смотрю, они возвращаются; видимо, нагулялись. Ухожу вперёд. Снимаю несколько кадров Чёртова моста.

Урочище Чёртов мост

Считается, что это опасный участок тропы, и это нервирует особо впечатлительных. На самом деле, есть много более опасных и прижимистых мест на тропе ББТ.

Тропа в самом опасном месте Чёртова моста

Останавливаюсь на обед на мысе Соболев, с восточной стороны. Тут, вроде бы, не так сильно молотят волны и можно набрать чистой воды.

Впереди мыс Соболев

Развешиваю палатку и спальник на деревья. Стираю сменную одежду. Тут хорошо, но палатку не поставить — склон. Мне начинает казаться, что может не хватить газа, поэтому воду на чай не кипячу, а только грею, чтобы заварилась заварка. Но предварительно я отстоял воду в бутылке! А то там и песок, и ещё всякий мелкий мусор, хотя кто-то скажет, что я сильно придираюсь к качеству байкальской воды 😄

На берегу наткнулся на череп нерпы

Мне не удаётся полностью восстановить силы после утреннего забега. Всё-таки лучше придерживаться своего темпа. На выходе с мыса опять встречаюсь с парой. Машем друг другу прощально в мимолётной встрече. Ух! Точно, спортсмены, видимо: уже сгоняли на Скрипер и возвращаются в Большое Голоустное.

Крутой участок тропы по сцементировавшемуся гравию

Перед скалой Скрипер есть небольшой участок по берегу. После шторма тут барханы из крупного песка, идёшь как по снегу.

Сушу постиранную одежду на рюкзаке

В распадке перед Скрипером ещё золотая осень на осинах.

Шуршу вверх, на Скрипер

Тут встречаю ещё одну пару, явно не спортсмены, и втапливаю. Приветствую местечко, где ночевал в прошлом походе, почти на вершине Скрипера 😊 и спешу в магазин Больших Котов. Кстати, тут не так близко, как кажется. Решаю протестировать Опасную тропу.

Неубедительная надпись 🤓

Опа! Она действительно опасна в паре мест, лучше пройти по берегу.

В магазине беру полбулки хлеба, коробку томатного сока и мороженое. Вроде бы, больше ничего не нужно. После посёлка тропа какое-то время идёт рядом с автомобильной дорогой, но что-то радостных джиперов не видно, и хорошо.

Пытаюсь уйти как можно дальше, но по часам средняя скорость чуть выше 3 км в час. На карте OSM Topo map есть точки стоянок, и я выбираю стоянки на берегу. С палатками никого нет, поэтому я выбираю лучшие места 😎 Спуск крутоват, есть остатки мощной лестницы. Выхожу на берег в самые краски заката.

Сияние Байкала

Ради такого вида стоит сходить в поход

Обследую все места под палатку. Хочу ровное место, с видом на рассвет и интернетом 😁 Интернет оказался на самом краешке мыса, а рассвета, возможно, не будет, так как обещают ухудшение погоды. Но площадка под палатку оказалась идеальной, рядом стол и верёвки для белья. Сегодня праздник живота: томатный сок с хлебом 😋

6 октября

С утра резкие порывы ветра. К обеду обещали дождь, но начинает проглядывать солнце.

Тут гладкие площадки на песке

Перед Листвянкой есть несколько вариантов выхода с ББТ: по серпантину, обойти серпантин по гребню и опасная тропа вдоль берега. Сегодня выбираю путь по гребню — пока хватит опасностей, а тянуть серпантин больше нет желания.

ББТ не там 😄

Считается, что здесь крутой подъём. Да, есть крутой участок в самом начале, потом лёгкая тропа по гребню, временами обходящая скальники.

Крутой участок тропы по гребню

Воды тут нет, в обе стороны крутые склоны. Тропа проходит между сосен. Вот и всё описание.

Тропа по гребню, мимо серпантина. Идти можно

Дальше идёт спуск в Листвянку. Тут уже толпы однодневных туристов. Останавливаю запись трека на набережной и прыгаю в микроавтобус до Иркутска 🙂

Спасибо за тропу!

Поход окончен. Погода была замечательная, осень яркая. На всём маршруте записывал трек на часы Amazfit Bip, пройденное расстояние получилось 155 км по подсчётам сервиса Strava.

Спутниковый маячок каждые 10 минут посылает мои координаты в цивилизацию

Маршрут в целом понравился, кроме некоторых моментов: клещи и заросшая тропа перед устьем Еловки (это место можно обойти по автомобильной колее до реки Голоустная, без выхода к берегу Байкала). На маршруте есть потрясающие природные объекты, море солнца, скоростные участки, опасные тропы по крутым склонам, интригующие развилки троп, приятные броды (если не штормит), можно купаться и лазить по скалам. Осень внесла свои плюсы: отсутствие лодок, людей на берегу, красота природы, крики изюбров, то есть маршрут стал ещё более диким. Маршрут рекомендую опытным походникам, уважающим разумное количество трудностей 😉

***

Газ я брал в среднем баллоне. Немного перелил его по весу. В прохладную погоду это неопасно.

Спальник взял зимний, так как пока не завёл промежуточные варианты. Иногда было жарко в нём.

Матрас. В этот поход рискнул взять новый надувной матрас Thermarest Uberlite. Он хоть и похож на мусорный пакет по виду и на ощупь, но отработал на пятёрку: не холодил и был мягким. Один минус — шуршит немного громче матрасов XLite и XTherm (которыми я уже давно пользуюсь).

Одежду брал на тёплую погоду, не прогадал 😊 Прогноз погоды смотрел тут.

Еда. В первый день хорошо идут домашние заготовки: яйца, курица, помидоры, огурцы. Экономят время, запить всегда можно горячим чаем.

На завтрак-обед-ужин примерно по 40 грамм крупы, пюре или макарон. Плюс чай с конфетой и 10-15 грамм печенья. На ужин-завтрак открывал консервы с паштетом или печенью трески (нравятся мягкие банки). На обед два кусочка сыра из круглой упаковки Рост. Понравилась одноразовая упаковка горчицы от Янты. Сахар у меня заменён таблетками сахарозаменителя (спрашивать в аптеке).

Перекусы. Фитнес-батончики по одному между приёмами горячей пищи, плюс были булочки с сыром. Батончик и булочку делил на два раза, для более лёгкого усваивания. После Большого Голоустного вместо булочек ел слойку и хлеб.

Рюкзак на старте весил 16,5 кг.

***

Всем удачи и ярких походов!

Алексей Казарин

И. Фефелов***Сахар у меня заменён таблетками сахарозаменителя***
На мой взгляд, сахар в походе нужен именно потому, что это сахар, а не сахарозаменитель. То есть в качестве энергетика — на что сахарозаменитель не годен принципиально. Летом мы вообще пьем чай несладкий. А вот когда прохладно, ветрено или тем более холодно — без сладкого чая уже трудновато.
13.10.2019, 11:29:34 |
Стас ФКак раньше обходились без помощи спутников?)) Беда ))
13.10.2019, 12:51:07 |
Алексей КазаринОбе темы спорные, но тем и хорош одиночный поход, что в нём нет давления общественного мнения
14.10.2019, 08:25:36 |
Александр Мамонтов!!! Спасибо за отчеты и пожелания!
С отказом от сахара согласен. Как то проверял его влияние на способность выдерживать холодную воду при осеннем плавании в ЛК №1. Вывод: толку от сахара нет, а от спирта есть! ).
14.10.2019, 09:21:38 |
Игорь ВороновСпасибо за отчёт — все очень качественно! Лично мне не хватает только таблицы снаряжения с весом содержимого рюкзака. И ждём панорам с квадракоптера со следующего раза
14.10.2019, 11:05:18 |
Sergey V

Стас Ф: Как раньше обходились без помощи спутников?)) Беда ))

Видимо долго и с неточностями рассказывали, как пройти какие-то определённые места. Теперь это лишнее, смотришь трек и всё понятно.
14.10.2019, 11:06:09 |

Алексей Казарин: Все фотографии из отчёта сняты на смартфон Redmi K20 Pro с геопривязкой. Брал также зеркалку, но кадры с неё не очень впечатлили.

Классные фоты. Прямо и не знаю даже, зачем с таким смартфоном нужна ещё и зеркалка. Да и вообще зачем зеркалка? Разве только детей и т.п. "ртуть" снимать.
Алексей, а вы их обрабатываете (кроме размера, горизонта и т.п. мелочей)? Или это смартфон готовые так выдаёт?
14.10.2019, 13:25:05 |
Алексей КазаринИногда зеркалка всё же отрабатывает свой вес, но смартфон может удовлетворительно снимать с рук в более тёмных условиях, таких как рассветы и закаты. Ждём перескопические зум объективы и выкидываем зеркалки

Со смартфона снимал в приложении GCam. В принципе картинка уже удовлетворяет большинство, но... я привык немного докручивать в Фотошопе
14.10.2019, 13:53:50 |
АлександрАлексей, можете сделать ссылку на трек в kml или gpx
29.10.2019, 17:19:23 |
Єсєния

Александр: трек в kml или gpx

А в колонке слева разве нет такого?
И вверху справа то же самое.
29.10.2019, 17:23:49 |
Илья КудряковОтличный отчёт!

Мы ходили после вас из Б.Г. в Песчанку (2-4 ноября).
Тропу по Еловке, от берега до дороги, немного почистили. Рука отнималась, после семи километров размахивания тесаком, но пройти теперь немного легче.

Коллеги, если пойдёте там, обламывайте веточки — ББТ от Еловки до Средних Хомутов дойдёт ещё не скоро))