История. Где-то году так в 1980-м научный сотрудник Института Земной Коры Осадчий С. С. рассказал спелеологу и геологу Андрею Филиппову о виденном им крутонаклонном колодце–пещере на реке Миричун и показал примерное место на карте. В феврале 1982 г. на поиски пещеры отправилась группа спелеологов под рук. Л. Мурадяна (ИГСС), но ничего не нашла. В 2010 г. сведения о большом карстовом провале почти в том же месте привез бывший спелеолог ИГСС В. Каковин и поставил точку на карте. Несколько лет подряд А. Филиппов и В. Каковин собирались поехать на поиски пещеры на р. Миричун. Но попасть туда непросто: р. Миричун, приток р. Бол. Бирюсы, находится в Тофаларии. Наконец в 2018 году информацию о провале А. Филиппов передал Александру Индюкову, спелеологу, работающему недалеко от р. Миричун. Александр, разглядывая свежий спутниковый снимок того места, увидел на нем карстовый провал и загорелся идеей найти пещеру. Он пригласил Андрея Филиппова к себе в поселок геологов, а Андрей позвал меня.

Провал на Сухом Миричуне
Провал на Сухом Миричуне (карта)

Вот так и получилось, что в начале августа 2019 года мы с Андреем оказались в поселке геологов на притоке Большой Бирюсы в Нижнеудинском районе, в гостях у Александра Индюкова.

Ехали мы из г. Нижнеудинска до места весь световой день на вахтовом «Урале» по тяжелым дорогам Тофаларии и по руслам горных рек.

Дорога
Брод
Остановка на обед
Встреча в пути
По руслу Бирюсы

На следующий день (7 августа) встали рано, собрали вещи, продукты на 4 дня, карты, забили трек до провала, «который виден из космоса». Кроме того, взяли 2 веревки (34 и 25 м) и 3 комплекта снаряжения для спуска-подъема по веревке. Хотя идти на поиски пещеры с веревкой и снарягой – плохая примета, все были уверены, что на дне провала нас ожидает вход в пещеру.

Вышли вчетвером: руководитель группы Александр Индюков, Андрей Филиппов, я и молодой геолог Валентин Савченко.

Наша команда

По треку нам предстояло пройти 12 км по тайге. Приключения на подходах описывать не буду, скажу только, что часть дороги удалось пройти по тропам, и это сильно облегчило путь. Со склона гребня оглядели лежащий перед нами в долине Миричуна карбонатный массив, пытаясь разглядеть в рельефе карстовый провал.

На ерниковом перевале
Траверсируем склон
Труднопроходимые заросли

Ближе к вечеру, уже сильно уставшие, поднимаемся в гору и видим края провала. Заглядываем внутрь, надеясь увидеть хоть какую-то дырку. Но, увы, ничего нет. Все дно огромной воронки задерновано.

Провал

На лицах разочарование. Больше всех расстроен Саша (коллеги зовут его «Ефимыч»), ведь у него сегодня день рождения. И найденная пещера была бы хорошим подарком.

Валентин с энтузиазмом начинает разбирать камни в борту провала. «Не может быть, чтоб здесь больше ничего не было», — думаю я и нахожу метрах в 10 небольшую (5*6 метров) воронку с крутыми бортами и полузасыпанным ходом внизу. Это уже что-то. Можно покопать ее. Сообщаю товарищам о своей находке. Все, кроме Саши, немного приободрились. Решаем ставить лагерь и обедать.

После обеда все отдыхают, а мне что-то неймется. Начинаю планомерно «забегивать» территорию вокруг. Где-то метрах в пятидесяти выше по склону, среди зарослей бадана, натыкаюсь на дыру, зияющую в корнях толстой лиственницы. Дыра больше похожа на нору, чем на вход в пещеру. Заглядываю внутрь – субвертикальный ход просматривается метров на 5-7, а дальше чернота. То ли дно, то ли…

Вот это удача! Невероятная удача, вот так, с первого раза найти «настоящую» дыру! Мчусь вниз, оставляя на ветках вырванный с корнем бадан вместо меток. Наши все так же сидят возле костра.

- Саша, я нашла тебе подарок: настоящую пещеру! Вертикальный провал, метров семь глубины точно есть, а дальше не видно.

Приунывший было Саша улыбается.

Прихватив фонарики, идем вверх. Показываю дыру. Все в восхищении.

- Точно, настоящий колодец! — радуется Андрей.

- Метров семь, наверное, есть, – осторожно говорю я.

Пытаемся просветить ее фонариком. Потом кто-то догадался бросить туда камень. Камень летел несколько секунд, отскакивая от стен, и с глухим стуком упал где-то далеко внизу. Судя по стуку – колодец глубиной метров 20-30. Саша очень доволен.

Этот звук – волшебная музыка для спелеолога. Мы готовы слушать ее снова и снова.

- Лагерь надо ставить здесь! — решает Саша, — Тут и место подходящее.

До темноты мы переносим вещи, ставим палатку, готовим дрова. Натянули тент, огородили веревочкой «нашу» пещеру.

Заначка
Именинник возле подарка
Лагерь у пещеры

И радостно засыпаем; завтра нам предстоит великий день — исследование новой неизвестной пещеры.

8 августа. Утром, после завтрака, начинаем готовиться к спуску в пещеру.

Подтащили к пещере все наше снаряжение: две веревки, три комплекта личного снаряжения. Навешиваем 34-метровую веревку за толстый ствол кедра. Первым спускается Андрей. Саша страхует его второй веревкой. Андрей сбрасывает вниз «живые» камни и рассказывает нам о том, что видит вокруг. Вдруг Андрей крикнул:

- Я выхожу в отвес. А веревки до дна не хватает.

Мы заволновались. Следом слышим:

- Веревки хватило. Я спустился, веревка свободна.

Саша сказал, чтобы я спускалась следом, а Валентин оставался пока наверху, прихватил вторую (розовую) веревку и начал спуск.

Спускаюсь следом. Колодец представляет собой карстовую трубу сечением 1,5- 2,5 м и длиной 23 метра, которая выходит в потолке зала на высоте 7 м. Общая глубина колодца — 30 м.

Зал обвальный, с высоким потолком. Одна стена покрыта натеками кальцита, сталактитами, свисающими в виде пагод. В северо-восточном направлении от зала отходит две высоких галереи-каньона. Дно галерей пятиметровым уступом спускается ниже уровня зала. Туда-то и кинулся Саша со второй веревкой в поисках продолжения. Я лазила под глыбами по периметру зала, ища боковые ходы. Андрей занялся изучением геологии пещеры.

Вот отрывок из геологического описания пещеры, сделанного Андреем: "Полость изобилует натечными формами-корами на стенах, сталагмитами и сталактитами и прочими чёрно-бурыми лимонитовыми полуокатанными обломками неясного происхождения (конкрециями?), обломками жил и жеод гидротермального кальцита белого и желтоватого цветов (выколки по спайности до 15х15 см), на единственном участке встречены высыпки криогенного кальцита (?). В коренных стенках часто наблюдаются зоны катаклазитов, трещины в которых залечены вишнёвым гематитом, жеоды поперечником до 20-50 см, инкрустированы друзами или разобщёнными крупными кристаллами гидротермального кальцита.

Удивление вызвало отсутствие костей крупных млекопитающих — очевидно, вход образовался совсем недавно."

Готовимся к спуску
Взгляд из пещеры
Спуск в Верхний зал

В Каньоне-1 Саша продолжения не нашел, зато нашел в противоположном краю зала вертикальный камин, в который надо было обязательно спуститься. Саша решил, что мы с ним выйдем наверх, а Валентин в моей снаряге спустится вниз к Андрею.

Пока мы с Сашей готовили обед, Андрей и Валентин вышли наверх. Валентину в пещере очень понравилось.

После обеда Ефимыч послал Валентина в поисковый маршрут по окрестностям с целью обнаружения новых воронок или пещер. А мы втроем спустились вниз и стали делать топосъемку пещеры Миричун (так решили назвать пещеру).

Сталактиты, сталагмиты — завихрение ума...
Внимание! Идет топосъемка!
Каскад натеков в Верхнем зале

В процессе топосъемки в дальнем конце Каньона-1 обнаружили перспективный вертикальный ход. Заметили Каньон-2, но не стали спускаться в него, т. к. перешли к исследованию камина в западной части Верхнего зала. Навешали вторую веревку (25 м). Сюда Саша до обеда уже спускался и обнаружил дно на глубине 10 метров. Сейчас он спустился первым и пробросил веревку в другой, не исследованный «рукав» камина. Я спустилась следом на решетке (спусковое устройство). Саша показывает на уходящую вниз довольно узкую карстовую трубу.

Спуск в зал Индюкова

Пробрасываем туда оставшуюся веревку, и я продолжаю спуск. Метра через 4 – резкое расширение колодца и сразу широкая полка, а колодец уходит вниз еще на 7-8 метров. Наша розовая веревка заканчивается немного не доходя до дна. Я отстегиваюсь от веревки на полке, кричу «веревка свободна» и осматриваюсь. Направо виден низкий проход между глыбами. А дальше – засыпанные глиной ходы. А тут что? Над невысоким уступом просматривается большое пространство. Зал? Подходит Саша. Вместе поднимаемся на уступ, и перед нами открывается новый зал.

Саша уходит за Андреем, а я в это время успеваю осмотреть все закоулки зала. Он пониже Верхнего зала, стены покрыты кальцитовыми натеками и сталактитами. На полу попадаются невысокие сталагмиты и капельники.

Мне удается найти: красивый гротик со сталактитами, узкий ход-камин с натеками на стенах и восходящую глиняную катушку с небольшим ходом, уходящим в завал.
В зале Индюкова
Коридор

Еще я нахожу очень интересное место: на дне зала, под огромными глыбами, через щели между камнями, виден камин, подобный камину «розовой веревки». Кидаю туда камни, проверяя глубину. Везде летят метров на пять, а в одном месте, если кинуть «с подворотом», камень летит бесконечно долго. Где-то очень глубоко слышно такое эхо, как будто он вылетает в зал и затихает.

Подходят Андрей и Саша. Вместе осматриваем зал.

- А давайте назовем – «зал Индюкова», — предлагает Андрей.

Я — за, Саша не возражает.

- Я нашла под глыбами колодец – продолжение пещеры, – говорю я и показываю место ухода камней. Кидаем камни и по стуку оцениваем глубину примерно метров в 30. Это – на будущее. Веревок больше нет. Но мы очень довольны.

Быстро делаем топосъемку зала и ходов до Верхнего зала.

Наружу выходим в темноте, около одиннадцати. Валентин, видимо, уже нас потерял. Сидит, жжет костер. Пока готовится ужин, он рассказывает: обошел всю гору, хороших глубоких воронок нет, одна мелочь. Мы рассказываем про наши открытия в зале Индюкова.

Вдруг Ефимыч объявляет, что завтра надо уходить, дескать, веревка кончилась, и делать больше нечего. Мы не спорим, однако в душе не согласны. Есть еще дела: топосъемка недоделана, можно копать воронку внизу (назвали ее «Заначка»).

Тут Валентин выражает желание посетить новые части пещеры. Саша разрешает мне и Валентину сходить в дыру с утра пораньше.

Утро 9 августа. Встаем, перекусываем, одеваемся, начинаем спуск. Быстро спустились до зала Индюкова, облазили весь зал, сфотались. Покидали камни в новый колодец. А еще Валентин записал звук падающего камня и даже заглянул в новый колодец. По его словам, камни улетают в левое ответвление колодца.

На обратном пути решаюсь спуститься до конца камина-колодца «розовой веревки». При спуске выясняется, что веревки как раз хватает, чтобы встать на камень, лежащий в небольшом обвальном гроте. Следом спускается Валентин. Продвигаясь вдоль одной из стен грота, мы нашли восходящий колодец с висящими "живыми" камнями и вышли к камину (возможно, продолжение камина «розовой веревки»). Мы немного прошли по простиранию в камине и наткнулись на ход-перемычку, который вывел в параллельный камин.

Новый ход

Все, надо возвращаться. Мы и так очень сильно задержались. Быстро выходим, собирая веревки. Саша и Андрей уже беспокоятся: мы ходили больше запланированного.

Мы с Валентином доедаем завтрак, все вместе собираем лагерь. В 14-00 напоследок фотографируемся перед пещерой и уходим в обратный путь…

До свидания, пещера! Мы обязательно вернемся в следующем году!

План пещеры Миричун
Разрез пещеры Миричун

В охрипшем хоре трезвых голосов,

В тоске под сводом неба голубым,

Ты будешь слышать вечно бездны зов,

Не найденных, не пройденных глубин…

(Гимн спелеологов)

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Светлана Богородская

Стас Ф: Давно была такая идея.

Расскажите, Станислав!
26.10.2019, 22:52:59 |
Наталья Кривошеева

Светлана Богородская: Наташа, а Вы ведь еще имели отношение к пещере в Муйском районе с необычными наскальными рисунками, Иркутской?

Было дело. Два летних полевых сезона наш геологический отряд ВостСибНИИГГиМСа под рук. А.Г. Филиппова работал вдоль автодороги Таксимо — Бодайбо. Отряд состоял практически из одних спелеологов. Было найдено десятка два ( или больше) новых пещер. Иркутскую нашли мы с Леной Матвеевой (Шумкиной) в поисковом маршруте.
28.10.2019, 22:43:40 |
Стас Ф

Светлана Богородская:  Стас Ф: Давно была такая идея. Расскажите, Станислав!

Извините,Светлана,за поздний ответ.Дальше идеи дело не продвинулось. Я думаю можно ещё придумать что-нибудь.Вот Вам Наталья написала про Лену Матвееву,даже тут можно рассказ написать!!))
31.10.2019, 21:22:32 |
Ursulaменя аж замутило от вида пещеры изнутри, нет, я точно ни в какие дырки в земле спускаться не буду, для этого надо обладать особым характером, а вот описание всяких там жиод и друз очень интересное, жаль, нет фоточек этих самых жиод и друз, одна грязь и натёки:) Натали, спасибо за интересный рассказ, клевая вышла у вас поездка, невероятная удача — найти пещеру, которую так долго найти не могли.
07.11.2019, 18:37:42 |
Наталья Кривошеева

Ursula: жаль, нет фоточек этих самых жиод и друз