|
| Рассказ «Ночное»
Муж смотрит на меня очень недружелюбно. Прошмыгиваю мимо него то с термосом, то с мокрыми «копанками», то с фонариком, то с зонтиком. Я понимаю, что в его глазах выглядит это как чокнутость в последней стадии, но я всё равно поеду. Заставлю себя, но поеду. Я знаю, что потом буду довольна принятым решением. Он бурчит. «Детей-то хоть дома оставь!» Дети: «Не-е-е!!! Мы поедем! Мы уроки уже сделали! Ты знаешь, какая там заруба?! Если не побежим сегодня, нас из призёров вытеснят!» «Совсем с ума сошли… В такую погоду…» (Ладно, дорогой, я деликатно промолчу про твои месячные лыжные походы по снегам Забайкалья в прошлом…) Едем час на метро. Дети учат басню «Ворона и лисица». Я читаю книжку по психологии «Дисциплина без драм». Провожу аналогии. (Надо дать почитать мужу)... Уставшие после работы люди дремлют на сиденьях. Они сейчас приедут домой. Горячий ужин, чай, диван, телевизор… А мы куда – на ночь глядя? Стараюсь не думать об этом. Куда надо, туда и едем... Когда заходишь в лес, всё становится на свои места. Здесь всё, как и должно быть: запах прелых листьев, грибов, речной воды. И мы тут на месте, среди своих. Не нужен диван и телевизор; нужен фонарик, тропа и приключение. Человек (Андрей Л.) на старте, закутанный одеждой, сидит, нахохлившись; вот ему и вправду не позавидуешь – холодно сидеть-то так, без движения. Бежать надо. Пи-и-ик, пи-и-ик… Очистка и проверка чипов. Щёлк, щёлк – проверка фонариков. Скрежет скотча: кто-то шнурки им клеит, чтобы не развязались на дистанции. Все деловито готовятся к старту – переодеваются, разминаются, обсуждают особенности леса. Какой-то дедуля убедительно учит молодёжь завязывать шнурки особым узлом, чтобы скотчем не клеить. Дети, стоя под зонтиком у дерева, читают техническую информацию дистанции, волнуются: - Кратчайший путь – 6 км! - Контрольное время – 1 час! - 23 контрольных пункта! А если мы не успеем?! - Опасные места – обрывы у реки! Борщевик! Колючая проволока возле забора! - Первый КП – обязательно 31! Он на дальнем краю карты! - Ой, а можно я с Вами, Марина Михайловна? Я боюсь! - А я сам, можно? У меня часы с геолокацией, я смогу! - А что делать, если фонарь сядет? - А меня найдут, если я заблужусь? - Молчим все, тишина! Меня слушаем! Илья – один! Юля – с Алисой в паре! Вадим – начинает со мной, дальше – по ситуации! Новички – все со мной до конца! Шнурки проверить! Фонарики не забываем! Карту взять! Сориентировали карту! Старт! Не отстаё-ё-ём! Чья-то бабушка, провожавшая внука через всю Москву на тренировочный старт «Мосмеридиан», стоит под зонтиком и смотрит с ужасом на всё это шоу, кричит вслед своему ребёнку: - Где твой тренер? Где он? Беги вон за той тётей, не отставай от неё! – маленький мальчик ей на бегу отвечает: - Я сам! Я умею! Ну вот, процесс пошёл. Мощные длинноногие мужики из группы «Элита» рванули в ночной лес первыми, перепрыгивая через канавы и кусты. Фонарики бешено траверсируют ночной лес. Дети – за ними, но где там… не догнать. После минутного бега по ночным зарослям, дети отстают от элиты, останавливаются и начинают смотреть в карту – где мы? Тут и подбегаю я – неторопливая и совершенно всем довольная. Напеваю "Нас не догонят!" А куда мне торопиться? Я от этого процесса получаю удовольствие… Раз уж скорость получить не могу…)) Дети уже спорят, куда бежать, какой оптимальный путь выбрать, кто с кем побежит и успеют ли взять все КП… Спорьте, спорьте… А мне и так хорошо! - Илья – сам! Вперёд ушёл по дороге на север! - Юля с Алисой – в паре! Можете со мной до 31-го! - Вадим – карту сориентируй правильно, думай! Пока – со мной! - Мирослав, где находимся? Покажи пальцем на карте! Молодец, за мной! - Новички, в карту смотрим! Думаем – где мы! Жёлтый квадрат видим? Это стадион! Куда нам? Правильно, на север! Дорожку подсекли? Теперь по ней до северного угла забора! Бегите вперёд, я догоню! Дети умчались. Тихо стало, хорошо. Я бегу не торопясь, но без остановок, карту читаю на ходу. Старость – не радость. Чуть прибавишь ходу – икроножные мышцы колом встают, сердце в голове «вжикает». Одышки нет и «бок не колет», как у детей, просто ноги не несут, словно на них пудовые гири, а так – ничего, всё хорошо… Удовольствие получаю просто от того, что хоть как-то, но бегу. И главное – читаю карту, вижу рельеф, выстраиваю азимуты, подсекаю тропинки и нет проблем с ориентированием… Всё вижу, всё знаю… только скорости нет... Вспоминаю свои впечатления молодости от удара «мордой в крапиву», от столкновения на скорости с другими бегунами в темноте, от внезапного нырка в болото, от ноябрьских бродов через речки, и удивляюсь – неужели это всё было? Да ну? Эмоции молодости. Такая тишина кругом, такая красота – влажные красно-жёлтые клёны, освещённые тусклой луной. Турмалиновая вода ночных болот. Шуршание мороси по зарослям камыша… Вот утку спящую спугнули… Прости, птица. Нечаянно. Я не полезу в пруд за тобой, не бойся. Мне бы тут-то, на земле, разобраться… Луна освещает только большие поляны. Да и то слабо. А в зарослях леса –неопределённость… Не вижу карту, темно. Глянцевая карта бликует от света фонарика, очки запотели… Интуитивно выбегаю туда, куда нужно, почти на ощупь. В темноте, по азимуту, напрямик через заросли, прямо на КП "выстреливаю". Как это у меня получается? Не знаю, но приятно. Вообще, возраст и опыт – хорошая штука. Жаль, что взамен приходится расставаться с силой, скоростью и зрением… Вот бы нам с опытом да ещё и здоровья прибавлялось! Бегу по яблоневому саду. Яблоки под ногами хрясть-хрясть… Ноги разъезжаются на скользких яблоках. Поднимаю одно красненькое. Аромат! Слюнки потекли. Отгрызла! А ну его, это ночное! Куда несёшься как чума? Остановись, съешь яблочко! Насладись! Другое яблоко упало сверху на голову. Шмяк! Ох, ё-ё-ё… Прямо по фонарю. Беги, старая кляча, на финиш, контрольное время выходит! Не жалей ни о чём! Всему своё время… А вот и мои дети впереди галдят. Не могут найти КП, мечутся по лесочку, фонариками туда-сюда светят. Азарт, спор, беготня, толкотня, слёзы... У кого бок закололо, у кого шнурки развязались, кто-то карту потерял, кто-то фонарь сломал… - Марина Михайловна, а где 53-е? - Да вон, сзади меня. Пробежали уже. - А сколько Вы взяли? - Да ещё парочку, когда вы убежали вперёд. - А мы – ни одного! - Ну, давайте думать, где мы? Держим пальцем на карте точку! Рельеф читаем! Овраг видим? Нам нужен восточный склон. Бежим по горизонтали, то есть не поднимаясь и не спускаясь по склону. Ориентир есть? Какой? Правильно, тропа. От неё – вниз по склону, к «зелёнке». А вон и КП! Осторожно, крапива! Дальше куда? Сориентировали карту! Противоположное направление! Обратный азимут! Дуйте в гору! Новички, думаем головой, не «паровозим» за другими! Дети опять умчались вперёд, а я, выпрямляя колени руками, тихонько выползаю вверх из оврага. Взяв ещё парочку КП, неторопливо шуршу на финиш. Дети уже все тут как тут. Обсуждают, делятся впечатлениями, азартно спорят, махая руками ("А ты видел там во-о-от такую собаку?!"). Разглядывают и сравнивают чеки считки чипов. - Марина Михайловна, так Вы что же, получается, лучше нас пробежали? У Вас в чеке 50 минут, а у нас больше часа! Мы ведь раньше Вас на финиш прибежали! - Тише едешь – дальше будешь! У меня 20 КП, а у вас только половина. За каждое не взятое КП – штраф 5 минут. Говорила же – бегите рядом! А Вы всё вперёд убегаете. Надо быстро думать, а не быстро бежать. Ильи пока нет. Бегает один. Лес сложный, рельефный, тёмный. Контрольное время выходит. Гоню подальше плохие мысли. (Заблудился, ногу подвернул, фонарь сломал, из карты выбежал…) Финишируют Юля и Алиса. Один фонарь на двоих. Второй – погас, зарядки не хватило. Запыхались: - Мы успели? Время не вышло? Мы взяли всего 16 КП! В болото не побежали, ну его! - Молодцы, девчонки! Точно время рассчитали! А ну его, болото! На последних минутах контрольного времени прибегает Илья: - Я всё взял!!! Я успел! У меня все 23 КП!!! Сравниваем чеки считки. - О, да ты тренера своего обогнал сегодня! Первый раз в жизни! Ну, молоток! С меня тортик! И рассказываю детям, что за всю мою историю ориентирования никто из детей в этом возрасте (11 лет) меня ещё никогда не обгонял. Если на дистанции ориентирования обгоняли пацаны в 14 лет, то это было достижение. Если в 12, то становились очень хорошими ориентировщиками. Ну, конечно, и мне тогда было на 10-15 лет меньше, чем теперь… И бегала я, конечно, побыстрей… Я становлюсь старше, дети – взрослеют. - А вот интересно, за сколько пробежал лидер гонки? - А лидер пробежал за 29 минут. - Это же нереально! - Это факт. - Не-е-е, я так никогда не сумею! - Тренируйся больше, получится! Быстро переодеваемся в сухое, пьём чай из термоса, и бежим к метро. Ещё час езды до дома. Дети дремлют на плечах друг у друга. Завтра им с утра в школу. Но уроки у них уже сделаны. Басню повторили. Моросящий дождик переходит в снег. Следующий старт будет ещё «экзотичнее», по снегу. Но зато дома дали отопление. Хорошо!
Мы тренируемся регулярно, и не замечаем результат. И только когда происходит нечто непохожее на привычный уклад, вдруг понимаем: вся рутина, весь труд, кажущийся иногда бесполезным, были не впустую. Открылись новые возможности, которые раньше были скрыты. Луна освещает только большие поляны.
Марина Васильева (Красноштанова)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||