На днях принял участие в Байкальской экстремальной гонке «Ледовый Шторм 2020». И, неожиданно для себя, стал одним из главных действующих лиц этого события. О том, как я докатился до этого, — ниже.

Ультрамарафон «Ледовый Шторм». Проводится с 2013 года. Участники в двух категориях — Лыжи/Коньки и Велосипед, а в этом году добавилась ещё одна категория — Финские сани, должны за три дня преодолеть по льду Байкала примерно 210 километров. Кто-то участвует, чтобы испытать себя, кто-то, чтоб в рамках соревнования увидеть красоту Священного Моря. Не из окна автомобиля или судна на воздушной подушке, а ощутить всем телом ледяное дыхание сибирских ветров, услышать треск и пение этого живого организма, прожить маленькую удивительную жизнь, воспоминания о которой ещё долго будут бередить душу городского человека. Третьим нужна заруба и победа в ней.

Я был участником первых трёх гонок. Товарищей по гонке было совсем немного, со всеми перезнакомишься, подружишься. Получался душевный поход с ночёвкой толпой в одном доме, байками по вечерам от матёрых знатоков Байкала и в меру шумными застольями. Потом участников стало больше, чем может «переварить» такой человек, как я, а опыта накопилось достаточно для самостоятельных походов, и с «Ледовым Штормом» я завязал. Действительно, зачем вписывать себя в рамки соревнования, если дешевле и проще пройти любой маршрут самостоятельно или с парой друзей, используя только выходные дни и выбрав время с подходящими погодными условиями?

Единственное, что меня немного смущало: почти все члены нашей небольшой команды «Нереальные Лоси» в разное время занимали в этой гонке первые места в номинации «Коньки». Валера, Юра, Серёга, Ваня. У Сани было как-то второе место. И только у меня — никакого, не считая первых мест по лыжам (а на лыжах я был единственным участником, ха-ха).

Предстартовая лихорадка

Неожиданно позвонил Алексей Колганов из BaikalTeam и предложил проспонсировать (то есть оплатить) стартовый взнос для двух человек из нашей команды для участия в «Ледовом Шторме». Ребята из BaikalTeam хотят, чтоб победителями были не приезжие, а свои, иркутяне. Сергей смотрел списки участников, опасных конкурентов не углядел.

Стартовый взнос не так уж и мал, а волшебное слово «халява» творит чудеса — и вот щедрое предложение принято.

Когда деньги были заплачены, я наконец и сам удосужился посмотреть списки заявившихся на гонку. В этом списке меня ждал большой сюрприз. По имени Яков Френклах. Яков в прошлом году выиграл «Ледовый Шторм» с сумасшедшим рекордом трассы, это настоящий спортсмен, совсем не наш уровень.

Хорошо бы отказаться, но деньги уплачены, обратного хода нет. И, как назло, у всех друзей из моей команды оказались срочные дела на работе на период мероприятия.

Случайно пришла в голову мысль позвать с собой Диму Юшина. Он, правда, на коньках-нордиках стоял только один раз, зато сильный лыжник, трейлраннер и ориентировщик. Разберётся быстро и составит конкуренцию Якову. Себе же я отвёл в лучшем случае третье место.

За четыре дня до старта мы с друзьями, Валерой и Артёмом Чешуиным, решили проехать одним днём по всей трассе от Сахюрты до Листвянки. Встали в воскресенье пораньше, выехали в третьем часу ночи из Иркутска и к 6:30 стояли с фонариками на льду Малого Моря. Бодрый старт, полтора часа полёта в темноте по следам от «Хивусов» (это такое судно на воздушной подушке), и кайф прервался сначала встречным ветром, а затем плотным снегом, который с трудом прорезается коньком. Через пять с лишним часов, уставшие, мы слились в Бугульдейке, не пройдя и половины пути. Я понял, что каждую копейку спонсорских денег придётся отработать пОтом по полной программе. Но заодно и прикинул траекторию предстоящего конькового забега.

Поездка по заснеженным полям

За пару дней до отъезда заехал к Юре Галачьянцу. Я отдал ему свои многострадальные коньки на ремонт и заточку, он мне — остатки самодельных гелей. Потом сели обмозговывать маршрут. Трек на первый день гонки я уже составил, а на второй и третий дни план придумывал Юра, голова у него варит в этом направлении очень хорошо. Я кое-что правил, но, похоже, лучше бы этого не делал). Вот так Юркин кабинет стал тактическим и техническим центром моей подготовки.

Вечером перед отъездом составил список, утром начал собираться, часам к 9 утра набитый рюкзак уже стоит на пороге. Осталось по пути к автобусу забежать в магазин, купить печеньки к чаю да пакет майонеза.

В автобусе время пролетело быстро. Окна запотели, в них не посмотришь, остаётся слушать музыку в наушниках. Хотя нет, сзади сидит Коля Лобусов, лучше послушать его. Своими весёлыми историями он не даёт уснуть никому рядом. И это хорошо.

Поужинать остановились в «Харатсе». А оттуда рукой подать до Сахюрты и базы «Ковчег Байкала». Выгрузили вещи из автобуса уже в полной темноте. Немного досадно, что день прошёл незаметно и вроде впустую, но зато до старта остались считанные часы.

Определились, кто в каком доме живёт, — и на брифинг. В коридоре перед главным залом турбазы команда саночников из Чехии уже собирает свои снаряды. Лёгкие, изящные и при этом прочные сани не оставляют никого равнодушным. Чехов на «Ледовый Шторм» позвал Лев. Он увлекается футбайком — гибридом велосипеда и самоката. Финские сани — зимние братья футбайка. Лев на каких-то соревнованиях познакомился с этими чехами, там же и родилась мысль приехать зимой на Байкал.

Начался брифинг. Вступительное слово, напутственное слово и ещё много разных слов.

Общее фото после брифинга

Затем раздача стартовых пакетов. Организаторы называют фамилию, сообщают информацию о человеке, и этот человек выходит на сцену под овации сидящих в зале. Что-то сектантское есть в этом. С Димой присматриваемся к потенциальным соперникам.

После брифинга сфотографировались втроём, с Яковом и Димой
Коля и Дима перед выходом на старт
По пути на старт

Фролов Илья. Друг победителя одной из прошлых гонок, Александра Пцарёва. Спортивный, напряжённый, с горящим взглядом. С таким бесполезно рубиться на финише — не отпустит. Радмир Бикметов из Уфы. Молодой, подтянутый. По фигуре и одежде видно, что тоже занимается чем-то циклическим. Вызывают меня. И тут я понимаю, что сейчас начнут нахваливать. Так и есть. Не надо так делать до финиша. Чувствую себя глупо и неловко, побыстрей ухожу к своему стулу.

О, в стартовом пакете кроме номера, дымовухи и карты лежит пакетик сушёного мяса. Сушёнку от Александра Савченко убрал подальше в рюкзак, чтоб съесть дома. Но дома его почему-то не нашёл. Просохатил.

В нашем домике собрался народ непьющий, а спать ещё рановато, поэтому дружно погрузились в мессенджеры и соцсети телефонов. И это плохо.

День первый. Сахюрта — Бугульдейка

Утром задубели от холода. Быстро шевелимся, переодеваемся, собираемся. Вроде, согрелись. После завтрака совсем хорошо. Пошли на лёд. Рядом идут томичи. Маргарита несёт лыжи. Посоветовал ей оставить их в «Хивусе», всё равно по такому снегу на лыжах сильно не разгонишься. Не послушала.

Стартовая поляна расположена на неплохом участке льда, от которого через заснеженное поле пролива идёт отполированный до льда след «Хивуса». Это радует. Значит, не будет скачек в коньках по сугробам, поедем сразу, главное, не застрять в пробке на этом узком следе. Для этого нужно постараться попасть на хивусную дорожку одними из первых. Вроде бы, отдельно не оговаривали, но нам с Димой понятно, что нужно держаться вместе.

Участники марафона в лёгкой одежде. Чтобы не замёрзнуть, наматывают круги на велосипедах, санях и коньках. Съёмочные группы телеканалов берут интервью. Всё по-взрослому. Александр Жилинский даёт старт — эх, понеслось рубилово!

В хивусный коридор успел заскочить одним из первых. Повезло. Саночники за спиной едут по палкам конькобежцев. Илье Мартынову с карбоновыми палками срезали наконечник, пришлось возвращаться за запасной палкой. У Антона палка алюминиевая, сани её только загнули. Но нас это не касается. Еду первым из конькобежцев, сразу за мной — Дима. Впереди только велосипедисты, и мы их обходим одного за другим. Вскоре догоняет замешкавшийся на старте Яков. Километра три пытаюсь продержаться за ним, но потом потихоньку начинаю отставать. Решили с Димой меняться через каждые 2 километра. Первый режет воздух, второй сзади отсиживается в воздушном мешке. Нормально, полегче, пульс упал чуть ниже 175 ударов в минуту.

Едем по хивусному следу, прошивающему заснеженное поле. Сзади пристроился молодой австриец на велосипеде. Жемняк Максимилиан. Мы с Димой меняемся, а он так и едет сзади. Я же не знаю, что он не понимает, парой матерных предлагаю встать спереди. Безрезультатно. Проехали уже километров 20, Яков в километре впереди. Оглядываюсь назад, других конькобежцев не видать. Вздыхаю с облегчением. Вторая и третья позиции — наши. Дима взрывается: «Какая, нахрен, позиция? вон наша позиция», — кивок в сторону удаляющегося соперника. Ладно, прощай, Максимилиан).

Мы делаем непонятный для парня финт. Уходим с прямого и чистого пути мористее, в снег. Ну, я-то знаю почти наверняка, что здесь след скоро станет хуже, а мы выйдем на другой, более чистый. И хоть пройдём чуть большее расстояние, зато сэкономим время. Проходим ещё пару десятков километров, сворачиваем направо, на огромную полосу чистейшего льда, а с другой стороны на неё параллельным курсом выходит Яша. Так и идём в полутора сотнях метра друг от друга, а к выходу на очередной след «Хивуса» расстояние между нами сокращается до нескольких десятков метров. Тактика сработала). При переходе через гряду торосов чувствую какой-то слабый удар по ноге сзади. Обернулся — оказывается, выпал из кармана рюкзака запасной конёк. Прошу Диму запихать его обратно. Дима всё делает быстро, но Яков уже опять далеко, и с каждым километром всё дальше. Ну и хорошо, значит, он не увидит наш очередной манёвр.

Хивусные дороги
Хивусные дороги 2
Финиш первого дня

Сворачиваем в сторону берега и ищем след, по которому можно ехать на коньках. Он, по логике, должен там быть. Но если его там не окажется, мы потеряем время и уж точно выше второго и третьего мест нам не бывать. Рискуем, а что нам остаётся? И вот он, след. Воодушевлённые, мчимся по нему. Под берегом нас сложно заметить со стороны моря, пусть думает, что мы отстали и чуть сбавит темп)).

Километров за пятнадцать до финиша начинаю чувствовать усталость. У меня в карманах два геля. Один Юрин, его надо запивать, но не могу себе позволить роскошь остановки, а на ходу вытащить термос из рюкзака — не вариант. Второй гель SIS с водой, его не надо запивать, но он замёрз в кармане до состояния сосульки. Дима подготовился лучше. Он и ел, и запивал, поэтому между нами образовался разрыв. На въезде в Бугульдейку этот разрыв увеличился до пары минут.

Всё! видно финишные флаги, доехали! Но мой напарник их не заметил, проехал мимо, и вслед за ним с берега срывается джип Александра Токарева. А я прохожу финишный створ первого дня первым. На сегодняшние 85 километров потрачено 3 часа 37 минут. Через четыре с копейками минуты подходит Яков, а ещё через минуту — расстроенный Дима.

Посёлок Бугульдейка стоит не на самом берегу Байкала, а в глубине широкой долины, по которой в несколько рукавов бежит река. Зимой она перемерзает и обрастает мощными наледями. Над этой долиной нависает громадой каменистый утёс, по сравнению с которым дома внизу кажутся маленькими и незначительными. Деревня стоит в стороне от основных дорог, поэтому туристы здесь — редкие птицы. Для них не понастроили современных теремков-игрушек, рядом с которыми остальные дома казались бы серыми и убогими, и местным жителям не на что смотреть завистливым взглядом, они добры, приветливы и разговорчивы.

Участники «Ледового Шторма» распределены по разным домам. Нам с Димой предстояло поселиться в домике №2, на стене прибит баннер с соответствующей цифрой и символикой марафона. В прихожей уже лежат наши вещи, их привезли организаторы.

На финише, переодевшись
В столовой в Бугульдейке
Бугульдейка со стороны Мраморного карьера
В столовой перед ужином

Внутри пока никого нет, мы же первые. Осматриваем дом. Тепло. Две комнаты, четырёхместная и двухместная, разделены небольшой стеной и приличного размера натопленной печкой. Выбираем, конечно же, двухместную. Вещи уже в прихожей, можно переодеться. Лайфхак, который я придумал на первом же «Ледовом Шторме»: бельевая верёвка. Удивительно, сколько на нас сырых вещей. Десяти метров шнура как раз хватает развесить их все. Сами переоделись в сухое. Ботинки — на печку. По дому растёкся ядрёный мужицкий аромат. Пора на улицу и в столовую.

У Димы проблемы с глазами — то ли солнечный ожёг, то ли заморозил. На холодном воздухе стало полегче.

В столовой с удивлением встречаем нашу Катьку — Катю Лукашеву. Оказывается, она приехала всего через полчаса после нас, шестой среди всех участников гонки, отстав на пару минут от первого велосипедиста из мужиков. Ай да Катя! Но у неё тоже своя заруба. Москвичка Мария ехала по пятам, не давая ни поесть ни попить. Разрыв ничтожный — 40 секунд.

За столом вспомнили о мраморном карьере. Вроде, до него всего пара километров. Решили сходить. Но сначала нужно найти нашего врача Костю Шишкина, чтобы он осмотрел Димины глаза.

После осмотра и процедур отправились к карьеру. Оказалось, что до него вовсе не 2, а почти 5 километров. Этот поход занял у нас остаток дня. И вот мы опять в столовой. И снова шеф-повар Вера завалила нас вкусной едой, готовить вкусно она умеет. Может, за это, а может, за добрую улыбку и тёплый певучий голос в неё влюблён весь мужской состав нашего ультрамарафона.

Поев, расслабившись, начали понемногу знакомиться между собой. Вон тех двоих иностранцев знаю заочно — они мои друзья по фейсбуку. Тот, что ходит со счастливой улыбкой, как ребёнок, попавший на новогодний праздник, и знакомится со всеми по очереди, — немец Юрген, а его ровесник, чуть замкнутый, молчаливый, но тоже довольный мужчина лет пятидесяти пяти, — швейцарец Хуго. Антон — наш сосед по дому, Дима поменялся с ним лыжными палками. Чех Мирослав не расстаётся с камерой, он снимает фильм о своих соотечественниках на санях, которые держатся немного обособленно.

О! у меня появилась личная болельщица. Немного неземная, загадочная москвичка Ангелина, которую не взяли на гонку, посчитав недостаточно опытной для такого испытания, едет в группе поддержки. Ангелина сказала, что номер 23 — её любимый номер, и она будет болеть за меня. Но я вижу, что она меня немного побаивается.

Болельщики одолели) по телефону и по мессенджерам друзья желают победы, а я уже устал отвечать, что завтра номер с хивусными следами не пройдёт, впереди ровный лёд и попутный ветер, Яков уйдёт минут на 10-15, победы мне точно не видать, пусть успокоятся.

Мне не хочется видеть потом разочарование в их глазах.

Дома подготовились к завтрашнему старту. Дима отдал мне одну мягкую бутылку под воду. Я придумал, куда можно её положить, чтоб она не замёрзла. Мой рюкзак сделан под горизонтальный гидратор, возле спины есть широкий карман, куда можно положить бутылку. Тепло от спины будет её согревать. Потренировался, как буду вытаскивать. Не так чтоб совсем удобно, но бывает и хуже.

Спать легли в двенадцать. Сон никак не приходит. Гулко бьётся сердце. Треснутое накануне ребро ноет, сдавливаемое прогибом панцирной сетки кровати. На соседней кровати мучается с воспалёнными глазами Дима — тоже не может уснуть. Энергетика дома? Ему уже 120 лет. Сколько поколений его считали своим домом, сколько событий прошло на этом месте? А, хрень, не верю в энергетику мест. Заснул в третьем часу, за четыре часа до подъёма.

День второй. Бугульдейка — Большое Голоустное

Утром, позавтракав, катимся по льду реки вниз к устью. Выходим на Байкал, катим к стартовой поляне. Взгляд под ноги, срывается ругательство. Из распадка дует мощный ветер. Здорово. Он будет толкать нас в сторону Голоустного, ехать будет легко. Но этот же ветер выдул много песка на лёд, по которому мы сейчас едем.

Второй день. Тевтонцы идут сражаться

Проехать по песку — значит затупить коньки, снизить их скорость и устойчивость на льду. И мы едем так уже с сотню метров(.

И снова Александр Жилинский ведёт обратный отсчёт, старт — и, подгоняемые порывами ветра, мчимся вперёд.

Второй день. Старт

Видать, не зря с утра навернул двойную порцию каши. Сразу оказался впереди, и даже Яков первые километров пять не может догнать. Десятый километр. Я уже иду вторым номером с отставанием метров двадцать. Нас обгоняет «Хивус», выскакивает Саня с нашим командным флагом, что-то орёт, я подвываю в унисон. Проехали мимо, можно сбавить обороты. Достал и съел сисовский гель, пока он не замёрз. Разрыв начал потихоньку увеличиваться, но не так быстро, как вчера. Вижу, как на солнце блестят коньки соперника, вижу отдельно ноги — значит, между нами меньше километра.

Трек на часах показывает, что нужно отклониться левее. Теперь Яков слился с берегом, не вижу его. Намного правее стоит «Хивус». Наверное, чекпоинт. Нет никакого резона менять направление и ехать к нему. Интересно, близко ли преследователи? Наклоняюсь и смотрю под руку. Далеко, в паре километров сзади угадываются две точки. Интересно, кто?

Середина пути. На длинных гладких полях отстёгиваю палки, под мышку их, снимаю перчатки, достаю и выдавливаю в рот Юрин гель. Засунул руку за спину за водой, пытаюсь вытащить. Впереди полоска перемёта. Судорожно воду в карман, палки в руки — успел, перепрыгнул.

Вроде, пошёл прилив сил, а вот и Яков снова показался в створе моего трека. Дальше идём одним путём — видимо, трек для нас писал один человек). Но сзади, конечно, идти выгодней. Видишь все ошибки конкурента, и там, где он обходит плохой участок, режешь напрямик. Нечестно? Вряд ли. Расстояние между нами начало понемногу сокращаться, да и до финиша недалеко. Всё так же различаю ноги и руки Якова. Вот дельта Голоустной, поворот, Яшино падение, ещё несколько секунд в мою пользу, я сегодня не упал ни разу.

Финиш. Сегодня я отстал всего на 75 секунд, на завтрашний день в запасе 3 минуты 31 секунда. Первый раз за всё время подумал, что есть реальный шанс победить в гонке. Дима приехал через шесть минут.

Этот этап оказался самым лёгким благодаря попутному ветру и чистому льду. И запомнился меньше других. 73 километра пройдены за 2 часа 39 минут.

Пошли в лагерь. Вера разводит руками: так рано? Поесть ничего не успели приготовить, сами минуту назад приехали.

Посидели, погрелись, подождали самых быстрых. Радмир и Илья устроили разборку за пятое и шестое места. Сегодня Илья приехал раньше, но по сумме двух дней проигрывает минут семь Радмиру. Полон решимости завтра наверстать это отставание. Следом, первой из всех велосипедистов, приехала Катя. Шутит, что теперь она вторая по мужикам-велосипедистам. Лев вчера сделал большой отрыв от остальных саночников, гарантировал себе победу, теперь едет с ними в одной компании.

Теми, кто давно стоит на коньках на Байкале, давно замечено, что хороший попутный ветер уравнивает сильных и слабых соперников. Поэтому сегодня народ приходит кучно, без больших разрывов по времени. В столовой всё больше людей, все делятся своими впечатлениями об этапе, у всех хорошее настроение. Только Диме не до радости. Сегодня проблемы с глазами только усилились, он как бы не с нами, отрешён и рассеян, хорошо его понимаю, но помочь ничем не могу, стараюсь не мешать.

Организаторы распределяют нас по базам и номерам.

Нас с Димой поселили в двухместный домик на соседней базе. В доме есть телевизор, туалет с умывальником, чайник с посудой и очень тёплые обогреватели. С каждым этапом комфорт нашего жилища возрастает. Жаль, что так мало этапов.

Остаток дня бездельничали. Сушили вещи, смотрели телевизор, Дима погружён в переговоры по техническим вопросам клуба «БайкалТрейлРаннинг», я тоже переписываюсь с друзьями, они посылают мне волны уверенности, настраивают на победу. Посмотрел путевые заметки с нашей гонки от Ильи Мартынова — весёлые, интересные фото и видеозарисовки.

Несколько раз курсировали к центральному штабу — к столовой. То за вещами, то поесть, то в находящуюся рядом баню.

Вечером после ужина начался потрясающий концерт Романа Стрельченко. Вспомнилось, как примерно в это же время ровно год назад мы командой из трёх человек, пройдя за день 290 км на коньках, ввалились сюда на такой же концерт. У меня есть рассказ об этом приключении https://nature.baikal.ru/text.shtml?id=704. Теперь сидим на законных основаниях, наслаждаемся виртуозным исполнением и отменным чувством юмора Романа.

Похоже, концерт затянется надолго, и будет много интересного, но нам нужно выспаться. Встаём из-за стола и идём к выходу в начале десятого вечера. В дверях догоняет Саша Жилинский: «Ладно парни, отдыхайте, завтра уже никаких чекпоинтов не будет».

Не понимаю, к чему это про чекпоинты.

Саша добавляет: «Ну вы же не заехали сегодня на чекпоинт? А Яков заехал. Теперь, если на финише у вас будет разрыв в несколько секунд, он может заявить протест, и мы снимем с тебя эти секунды».

Мда, в положении ничего про чекпоинты не было, о их существовании я узнал только на брифинге, в сочетании со словами — «это только для вашей безопасности, непрохождение чекпоинта караться не будет».

И вот тебе на! теперь уж точно высплюсь.

Поделился с друзьями в чате. Ответ однозначный — не думать об этом. Просто выкинуть из головы. Ну и посмотрим, что за человек Яша, как он себя поведёт в этой ситуации.

Ну а как тут не думать?

Спал этой ночью всего три часа. Сон пришёл после гениальной мысли — а с чего ты решил, что он не отыграет завтра три минуты? ты их сначала удержи, а остальное неважно.

Трёх часов вполне хватило выспаться. Утром ясная голова, и готов план.

День третий. Большое Голоустное — Листвянка

Сегодняшний этап — самый короткий. Постараюсь, как и в прошлые дни, первую десятку продержаться рядом с Яковом, а на оставшиеся 35 км разменять 3,5 минуты. Выложиться без остатка. В запасе по 6 секунд на километр. Не так уж и мало, учитывая, что вчера последние 35 км я только понемногу сокращал отрыв. Дима тоже настроен решительно. Вроде, хочет прикипеть к Якову и не отпускать, а может сыграть на команду, протянуть меня несколько километров, чтоб у меня сохранилось больше сил. То, что у него будет третье место, — уже очевидно.

Третий день. На стартовой поляне

К радости конькобежцев, старт передвинули на пару сотен метров с заснеженного берега в море, к более чистому льду. Прямо по курсу — ещё более чистый след «Хивуса». На правах лидера нагло растолкал народ, стал напротив. Никто не возмутился.

Ты снова здесь, ты собран весь. Ты ждёшь заветного сигнала. И парень тот, он тоже здесь. Среди парней из москалей. Их надо сбросить с пьедестала

Саша считает: четыре, три, два... Не дождавшись «один», многие срываются с места... Один, поехали! я начинаю только после этих слов, впереди уже образовался небольшой затор. Не сразу получается нормально растолкаться — подрезают, загораживают путь. Неприятно, но не эти секунды решают исход, мы же не на стометровке. Наконец вырвался, растолкался, начал обгонять. Впереди несколько человек на коньках и велосипедах. Метрах в двадцати Дима действительно идёт за спиной моего главного конкурента. И, похоже, у них скорость больше, чем я могу себе позволить. Но очень скоро Дима отстал, и вот уже я у него за спиной, собираюсь отдохнуть. Нет, такой темп не устраивает, отдохнуть не получится, нужно идти вперёд. Километров через шесть будет поле снега длиной примерно восемь километров. Его можно обойти справа, но тогда путь увеличится метров на семьсот, а можно пройти прямо по хивусному следу. Иду по треку прямо на него, Яков уже ушёл прилично вперёд, но левее, чем нужно. Уткнулся в снег и идёт под прямым углом к моему направлению, теряя так тяжело завоёванные драгоценные секунды. К выходу на след моё отставание ничтожно, а тут ещё пошли один за одним перемёты, сбивающие скорость. Такие препятствия мне на пользу — я подобрался уже совсем близко. Хивусный след разделяется на два и через сотню метров опять соединяется. Правый след явно хуже, но Яков идёт именно на него. Обгоняю. Слева проехал «Хивус» сопровождения. Класс! будет хоть одна фотография, где я иду впереди)))

Тот редкий кадр, когда я впереди Якова

Смотрю на часы — прошли 9 километров. Загадал: если продержусь до десятого первым, то выиграю в гонке. Добавил скорости — получилось! Правда, перестарался, задрал пульс, нужно сбавить. Съесть подарочек от бугульдейского соседа Антона Зырянова, единственный взятый с собой сисовский гель, пока он не замёрз. И я снова второй. Кажется, что остальные преследователи уже совсем отстали, но оглядываться нет времени. После гонки посмотрел фотографии: метрах в пятидесяти за спиной — с десяток человек. Сегодня стараются все.

Вышли с хивусного следа, идём мимо Кадильного. Лёд стал лучше. Яков впереди похож на робота — лёгкий, гибкий, движения чёткие, быстрые, шлем ещё этот...

Хорошая техника

Опять удаляется. Приближаемся к деревне Большие Коты. Чтобы выйти на очередной след «Хивуса», нужно пройти пару километров надутых ветром причудливых лабиринтов из снега, между которыми проложены ледяные дорожки. Знакомая картина. Охватываю взглядом площадь побольше, на ходу вырисовываю траекторию, иду без задержек.

Яков рубит напрямик. Тормозит, останавливается, опять тормозит. Падает. Вставая, смотрит на меня, встречаемся взглядами. Между нами всего метров семьдесят — меньше двадцати секунд, а я всё ближе. Надеюсь сломить его, но куда там! До финиша километров восемнадцать. Эх, таких лабиринтов ещё бы километров с пяток, но мы выходим на очередную дорогу «Хивусов». Теперь по ней до самой Листвянки.

Техника похуже

То ли я ослаб, то ли Яков чего-то съел, но теперь даже перемёты не тормозят его. Фигура впереди всё меньше и меньше, вот уже и руки-ноги неразличимы, и чёрточка затерялась среди других чёрточек — отдыхающих иркутян. До конца осталось пять километров, наверное, я проиграл. Но ведь обещал выложиться на сто процентов, нет, потерплю ещё. О, наш «Хивус»! и Саша Жилинский. Кричит: «Отставание!», — и молчит, глядя на секундомер. Не выдерживаю: «Сколько?» И в этот же момент: «Два тридцать шесть, ещё можешь успеть!»

Что тридцать шесть секунд я расслышал, а что он сказал перед этим — два, три или, может, сто тридцать шесть секунд?

Вот и поворот к Листвянке, различаю одинокую фигурку, которая начинает поворачивать. Засекаю свой километраж. Когда сам выхожу на эту точку, опять смотрю на часы. Между нами ровно километр. Километр пройден за 2:48. Осталось всего 2 километра и целых 43 секунды преимущества.

Последний километр засыпан плотным снегом, ехать можно на небольших участках льда, и опять бег в коньках. Может, снять коньки? Может, правее есть нормальный проход? Вижу перед собой следы коньков. Какому бы идиоту пришло в голову бегать здесь в коньках? А вот на снегу отпечаток тела и каски на месте головы. Понятно, чей отпечаток. Вряд ли на таком снегу можно отыграть больше сорока секунд. Но скоро узнаю точно. Вот финишная арка, вот Лёха Колганов бежит навстречу. Кричит: «Тёма, остались секунды, ещё можешь успеть». Последние метры расчищены от снега. Рывок. Всё! Успел?

УСПЕЛ???

Вроде, успел, но это неточно.

Точно, успел, секунд 30 разница.

Подхожу к Якову:

- Ну, что насчёт чекпоинта?

- Да ничего, лично к тебе претензий нет.

Фото с Яковом

Спасибо. Мужик. Но у меня самого неспокойно на душе. Разобраться — ну не виноват я, а чувство вины осталось. Наверное, придётся переигрывать как-нибудь. Но тогда и я буду в хорошей физической форме, а не из спячки, как сейчас. А может, приедет суперконькобежец, и мы оба окажемся на заднем плане. Посмотрим.

Подъезжают Илья и Радмир. В этот раз ни один не уступил, вваливаются оба одновременно в финишные ворота.

Катьку, как обычно, встречает целая делегация.

Дима из-за проблем с глазами проехал далеко мимо ворот. На километр, или больше. Потом вернулся, финишировал. Потерял на этих манёврах минут двадцать, но всё равно остался на третьем месте и среди конькобежцев, и в абсолютном зачёте. Из последних сил, стоя лицом к солнцу, сфотографировался с флагом БТР.

Фотография со спонсорами

Сейчас, когда пишу, у него уже всё в порядке.

Сам я отлежался, средний пульс на этапе был 175 ударов. Наградился. Друзья отвезли с призами домой. Спасибо.

Принимаю поздравления
На тумбочке
Нереальные Лоси с флагом победителей

Нам нормально, Байкал всегда под боком. Иногородним, наверное, грустно расставаться с таким приключением. Ждём).

Спасибо всем, кто организовал эту гонку (Юлька вертелась как волчок, все дела разруливала, а я о ней ни слова), кто в ней участвовал и кто болел. Команде BaikalTeam — за шанс. Особое спасибо Диме и Яше, что пустили постоять на первом месте, да и вообще, вы отличные парни. И тем, кто дочитал это всё до конца, — тоже.

P.S. Прошла неделя, в спортивном клубе проводили триатлон в закрытом помещении. Решил испытать себя. Достал из холодильника пакет с гелями, сунул туда руку и нащупал пакет СУШёНКИ. Да-да, ту самую упаковку сушёного мяса, которая лежала в стартовом пакете, подарок нашему ультрамарафону от участника двух предыдущих гонок «Ледовый Шторм» Александра Савченко.

Вечером купил банку безалкогольного пива, включил по телевизору лыжные гонки и начал дегустировать.

Мясо не пересушено, не пересолено. Без жил. Кусочки самого подходящего размера — не большие, но и не крошки. Вроде бы, и немного, но наелся. Конечно, на марафон такое мясо брать нет смысла, но ведь оно так и называется: СУШёНКА экспедиционная. В легкоходных походах, на рогейнах, в суточных походах, когда однообразная углеводная подпитка становится поперёк горла, такая еда будет просто спасением. Лёгкая, занимающая мало места, вкусная и полезная для восстановления.

Рекомендую.

Саше — удачного развития этого бизнеса!

Авторы фотографий: Артём Кухаренко, Вера Сальницкая, Илья Киселёв, Александр Жилинский.

Artem Kuharenko

Евгений РензинАртём, поздравляю тебя с заслуженной победой! А равно и Якова с Дмитрием! И всех остальных участников. Молодцы!
Так же поздравляю Юру Галачьянца! Его труд и поддержка так же отразились на твоём результате. В каком-то смысле, можно считать его твоим тренером :)

Ну и огромное спасибо за твой рассказ! Он позволил нам поболеть за тебя. Жаль только, что о твоей победе спортивный Иркутск уже успел протрубить. Но всё равно — волнительно получилось.
28.02.2020, 18:56:33 |
Artem KuharenkoСпасибо. По первому дню очень помогли консультации Пети Королькова, который за неделю до меня проехал там с Натальей.
28.02.2020, 19:15:50 |
Юрий Данилов"..купить печеньки к чаю да пакет майонеза"

Извините за глупый вопрос: что в данном случае дает майонез?
28.02.2020, 20:46:29 |
Artem KuharenkoЭто второй по мощности допинг после сала.
28.02.2020, 21:07:28 |
Марина Васильева (Красноштанова)Как интересно, Артём! Захватывающий рассказ, прочитала на одном дыхании! Поздравляю всех вас с результатом! Вы настоящие лоси! Спасибо за то, что поделились с нами.
28.02.2020, 22:27:14 |
Artem Kuharenko

Марина Васильева (Красноштанова):  Как интересно, Артём! Захватывающий рассказ, прочитала на одном дыхании! Поздравляю всех вас с результатом! Вы настоящие лоси! Спасибо за то, что поделились с нами.

А вам спасибо за хорошие слова.
28.02.2020, 22:28:43 |
ЕленаКонкуренция внутри команды — великая движущая сила! Поздравляю, Артём, очень круто!!! И спасибо за рассказ, всегда интересно увидеть глазами участника такие яркие, эмоциональные события.
28.02.2020, 23:15:50 |
Константин СухановАртём, поздравляю! Урааа!!! Ты не лось, ты — конь! Впрочем, в таких зоологических тонкостях я мало разбираюсь))) Но — круто!
29.02.2020, 00:03:04 |
Sergey V

Елена: Конкуренция внутри команды — великая движущая сила!

Всё же конкуренция внутри своей команды — недостаточная движущая сила ,как я понял. И в частности, в этом и была изюминка именно этой гонки.

Артём, давай попробуем решить задачку с двумя неизвестными. Сколько займёт времени закинуть гель и запить его 200 мл воды? И сколько это даст прибавку в скорости (выигрыш по времени), скажем, на расстоянии в 20-30 км ?

Спасибо тебе и за то, что поделился внутренней подноготной подобных гонок. Всё сложилось — тонкий расчёт, смекалка, психология и полностью опустошенные "баки". Кстати, был бы ты в форме, всё могло получиться не так захватывающе интересно :) Тем не менее — береги себя!
29.02.2020, 08:00:53 |
Artem Kuharenko Лена, Константин, спасибо.
Сергей, я думал о целесообразности остановки для подкормки. Остановка съела бы минут пять. Нужно продумывать варианты питания на ходу. Подсмотрел, как Яков решил эту задачу(он и не скрывал, собственно). Наверное, скопирую.
Ну, и был бы в форме, соревнование могло бы кончиться не в мою пользу. Если бы Яков увидел в первый день, куда я свернул, он мог раньше догадаться последовать моему примеру.
29.02.2020, 09:01:29 |
Елена

Sergey V:  Всё же конкуренция внутри своей команды — недостаточная движущая сила, как я понял.

Нетушки, Сергей, движущей силой, как обозначил Артём, были как раз победы и высокие места "Лосей". А поддержка — моральная и материальная Лёши Колганова — стала дополнительной мотивацией. Все пазлы сложились, Артём настроился на победу. А о наличии в гонке серьёзного препятствия в лице Якова он узнал позже, ознакомившись с заявками и решал эту задачу — быть быстрее, чем этот сильный соперник — уже непосредственно в гонке. И решил её грамотно, тут не только его физика участвовала, но Артём и головой хорошо поработал, просчитал все мелочи. Когда мы с друзьями разницу во времени м/у 1-м и 2-м высчитали, то у нас глаза на лоб полезли и раздались возгласы удивления. Так что победа твоя, Артём, мало того, что заслуженная, она ещё и очень красивая! В некотором роде даже жаль Якова, представляю его разочарование! Ехать за семь вёрст в надежде на победу, а в результате проиграть парню из Иркутска. Вот такие они, "Нереальные Лоси", творят чудеса!!! Спасибо за доставленную радость, Артём!
29.02.2020, 09:59:33 |
Наталья КривошееваАртем, поздравляю с победой! Мы за тебя болели.
И рассказ замечательный. Прочитала тоже практически на одном дыхании. (С перерывом на покатушки.)
29.02.2020, 20:14:21 |
Юрий НемировскийНемного истории:Этот маршрут начали бегать альпинисты Иркутского Университета в 1972 (или 1971 г). Организовал это мероприятие Валерий Пологрудов, председатель альпсекции Университета, на тот момент он был еще и Председателем областной федерации альпинизма. И бегал он почти каждый год до 2002 или 2003 г. Бежали со спальными мешками, Стартовали в четверг утром на ПАЗике до МРС, в обед выходили на лед. Добегали уже ночью до бухты Ая, где ночевали в бурятской деревянной юрте на полу. Следующая ночь в Сенной недалеко от Песчанки и тоже приходили ночью. Затем ночлег в Больших Котах и в воскресенье в Листвянку. Бегали группой 4-6 человек. Первый раз бежали Пологрудов Валерий, Виктор
Егоров, Геннадий Калиновский, Виталий Хуторянский, Владимир Баранский.
Пологрудов бежал на "норвегах", остальные на хоккейных коньках, канадских или для русского хоккея. На следующий год к ним присоединился Сергей Паламарчук, бежал также на "норвегах". Несколько позднее начали бегать Виктор Егранов и Борис Финкельштейн также альпинисты из Госа.
В начале 2000-х (2001-2003) стал бегать вместе с Пологрудовым Валерий Попов, дважды чемпион СССР по альпинизму (капитан альпинистской команды).
В 2002-2003 г. произошла смена поколений, Начали регулярно бегать Анатолий Аксенов, Евгений Луцкий, в 2004 г. к ним присоединился Александр Токарев, а через 1-2 года Александр Жилинский. Позднее Жилинский и Токарев стали организаторами "Ледового шторма", популярность которого растет с каждым годом. В этой гонке стали участвовать и велосипедисты, а с этого года
появилось несколько человек, бегущих на финских санях
Я в 2002 или 2003 г. был на туристической выставке в Швеции и привез оттуда
четыре пары специальных коньков, которые в Швеции называют "nordic", а у нас стали называть "озерными". Полагаю, что это были первые подобные коньки,
которые стали активно использовать на Байкале. Они очень подошли для байкальского льда. Пару лет команда бегала на них, а потом стали приобретать сами или делать что-то похожее на них.
В 2004 г. Евгений Луцкий начал использовать для бега на коньках на Байкале лыжные палки, что оказалось очень удобным. Шведы бегут держа палки в руках и в основном используют их для определения толщины льда, пробивая дырки в тонком льду.
Здесь тоже немного истории конькобежных переходов (статья А.Токарева за 2004 г): http://baikaldivo.ru/library/articles/fold_08/article_21.htm
06.03.2020, 22:39:53 |
Юрий НемировскийНемного юмора (рассказал менеджер одного из спортивных магазинов Иркутска):
Привожу его рассказ "Озерные коньки это не наш профиль, но для имиджа мы закупаем уже много лет несколько пар коньков у одной из фирм в Петербурге, а те где-то в Финляндии. Обратились к ним как обычно осенью за коньками , а те отвечают, что в данный момент нет коньков, так как прибежала толпа, сказали, что едут кататься на коньках на Байкал и скупили все имевшиеся в наличии коньки."