Есть в Черемховском районе на левом берегу Ангары по течению ниже Усолья-Сибирского, маленький городок Свирск. Когда-то весь город жил за счёт завода «Востсибэлемент», жили – не тужили, но в 80-90 гг. всё рухнуло, как и везде, и чудесный городок «умер». Сейчас я не знаю, что там стало. Говорят, теперь получше, чем в 90-е, и даже удалось почти остановить отток молодёжи в другие города… Но лихие 90-е в Свирске были очень страшными.

Мы с мужем работали тогда там учителями, и часто водили школьников по окрестностям Свирска в походы. Вокруг Свирска есть много интересных природных объектов: Чёрный лес с Бархатовской пещерой, Белый лес (берёзовый), Петин лес, остров Лысый, Федяевский залив. В эти места часто совершали прогулки и однодневные походы. Если куда подальше уйти – то остров Конный, богатый рыжиками, Шведский залив с тонкоструйным золотым песком и тёплой водой, и левый берег Ангары с грибным лесом, а зимой — с лыжными покатушками... А ниже по течению – устье реки Иды, там велись раскопки стоянок древних людей.

Но я хочу рассказать пока о Бархатовской пещере. Вход её расположен в щели крутого скалистого левого берега, недалеко от деревни Бархатова. Если идти к пещере от Свирска, то надо миновать район Молочное, водозабор, Белый лес (он останется справа по ходу), пересечь по мосту безымянный ручей, разделяющий Белый и Чёрный лес. С этого момента, собственно, мы уже в Чёрном лесу. Дальше грунтовая дорога через Чёрный лес поднимается в гору и уходит вправо, нам же надо уйти после подъёма влево, ближе к берегу Ангары. В начале леса будет большая поляна с множеством суслячьих норок, а в конце поляны, ближе к краю обрывистого берега Ангары – есть тропа, уходящая в лес краем берега. Надо сказать, что летом несведущему человеку найти Бархатовскую пещеру не так уж и просто, потому что с верхней тропы её не видно. И даже если Вы вплотную подойдете ко входу пещеры, то сверху её найти сложно. Лучше всего посещать пещеру в конце зимы – со льда Ангары её хорошо видно, она парит, и утром блестит на солнце ледяными сосульками и снежным куржаком. Вход в пещеру расположен высоко от воды, почти под самым верхом скалистого берега. Заметить его можно ещё и по конусу мелкой серой осыпи, начинающейся от входа и падающей почти к воде. Но у воды есть ещё полоска леса, где можно поставить палатку при необходимости. Чтобы попасть ко входу сверху, нужна верёвка около 20м. Но есть и облазы, только неудобные и опасные (живая осыпь). Чтобы подняться ко входу от уреза воды, необходимо преодолеть крутую мелкую осыпь, высотой примерно 50-70м. В последние годы уровень воды в Ангаре возле Свирска упал, поэтому появилась возможность пройти к пещере и по берегу Ангары. Пещера тектонического типа, сухая, чистая. Можно предположить, что молодая, потому что в ней нет никаких вековых наслоений. Находится в зоне Ангарского разлома. Только весной, во время таяния снега может подтекать немного сверху.

Зимой, в морозы, пещера очень красива как снаружи, так и внутри, у входа. Ледяные сталактиты и сталагмиты, большие снежные «цветы» перегораживают её вход, и всегда очень жаль их ломать, но иначе внутрь не попадёшь. Стараемся обломать только минимум сосулек и «цветов», чтобы сохранить красоту и сфотографировать их изнутри пещеры. Короткий грот входа заканчивается очень узким лазом у самого пола (надо лёжа проползать). Этот лаз выводит в большую «комнату», тут может разместиться группа человек в 6-8. Посередине этой комнаты стоит камень, который мы всегда раньше использовали как стол – ставили на него свечи и еду.

Усаживали деток вокруг этого стола и непременно рассказывали разные истории про эту пещеру. Ну, конечно же, мифы про "золото Колчака", как же без этого. Где только Колчак не "прятал золото в Сибири", вот и эту пещеру, говорят, не обошёл )). Конечно же, обследовав всю пещеру, дети понимают, что спрятать что-либо в ней совершенно негде. И если кто-то что и прятал, то уже давно нашли бы. Но сам факт того, что есть такой миф, заставляет детей поверить в это и облазить все закоулки пещеры. Один «закоулок» мы так и не смогли посетить, мы же не спелеологи, а просто туристы-пешеходники, лыжники, горники. Однажды брали с собой снаряжение и пытались спуститься в колодец, но ничего не вышло. Побоялись, что застрянем, да и показалось, что там дно очень глубоко. Этот колодец находился в самом конце основного прохода, сужающегося в глубину до 30 см. Основной проход длиной не более 100м. Проходить его нужно в распорку – упираясь в стены руками и ногами. А внизу, в конце прохода, как раз и есть тот самый колодец, очень сужен под ногами, но внутри полость у него, похоже, широкая (судя по гулкому звуку). И ещё есть два ответвления – вправо – небольшое, с возвратом к «столу», а левое – длинное, с форточкой (выход к берегу, очень узкое окно). В левом ответвлении часто застревали упитанные детки. Да и взрослые застревали. Те, кто там был не в первый раз, знали, что только спокойный и расслабленный «червячок» может растянуться и ужаться на выдохе-вдохе, и проползти без суеты этот лаз шириной чуть шире головы. Те же, кто начинал суетиться, бояться, напрягаться и сковываться – застревал в этом лазе, даже если и был совсем худеньким. В общем, этот лаз не для слабонервных. Я сама однажды там застряла, и выползла в соседнюю полость без штанов и трусов. Это было после рождения второго ребёнка, когда вес набрала. У нас же не было тогда комбезов, в пещеру ходили — в чём придётся.

Ещё один миф, будоражащий умы Михайловских туристов. Михайловка – это посёлок с железнодорожной станцией Половина, находящийся в 18 км от пещеры – это если по дороге, а напрямик – не более 10 км будет. Этот миф мы от Михайловских и услышали, рассказал его нам учитель Николай Глудик, основатель велоклуба при школе в Михайловке. И ещё этот миф красиво пересказывали школьникам Свирские туристы и краеведы – Геннадий Бачинов и Геннадий Емельянов. Также о мифе рассказывал и Александр Константинович Чернышёв, учитель школы села Зерновое, который, пожалуй, больше всех нас знает историю края, и тоже водил школьников в походы не одно десятилетие… А может, и не миф? Рассказывали, что между Бархатовской пещерой и Михайловскими карьерами есть подземное сообщение длиной более 10 км, очень широкий сквозной проход, в десятки метров высотой и шириной. И что этому подземному проходу не одна сотня лет, и только выход на берег Ангары во время последних землетрясений задвинуло тектоническими плитами… Вот такие чудеса есть в Свирске...

Учитывая то, что это зона Ангарского разлома, можно предположить, что эта пещера не единственная в этих краях. Интересно, кто-нибудь ещё знает о других пещерах этих мест? Хотелось бы узнать, что известно иркутским спелеологам о Бархатовской пещере. Я последний раз была в этой пещере примерно в 2008-2010 году.

Юрий МельниковСпелеология -это для больших любителей !:). Меня устраивают габариты лишь Кунгурской пещеры да , к тому же, с подсветкой:).
20.04.2020, 23:20:04 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да, Юрий, я тоже не люблю под землю ))) Успеем ещё. Сейчас уже ни за что не полезла бы. А тогда — любопытно же было, да и детей надо же было в походы куда-то водить из Свирска. Пещера всегда была интересна и детям, и их родителям.
21.04.2020, 00:39:22 |
Марина Васильева (Красноштанова)Извините за невнимательность, нечаянно написала "на правом берегу". В тексте исправила, а в аннотации не получается.
21.04.2020, 20:55:53 |
Сергей Пономарёв"Интересно, кто-нибудь ещё знает о других пещерах этих мест? Хотелось бы узнать, что известно иркутским спелеологам"
В этом районе 5 пещер и 2 грота(сведения из сборника пещеры Иркутской области). Более точно можно узнать у Докучаева Андрея!
21.04.2020, 21:52:51 |
Игорь ВороновДля тех, кто ни разу не был в пещерах, Бархатовская пещера очень хороший вариант познакомиться со спелеотуризмом — близко, не сложно, интересно, красивый вид на Ангару.

Марина Васильева (Красноштанова):  Рассказывали, что между Бархатовской пещерой и Михайловскими карьерами есть подземное сообщение длиной более 10 км,

Возможно, сообщение идёт и дальше в Холмушинские пещеры на Белых скалах?!
21.04.2020, 22:39:43 |

Игорь Воронов: Холмушинские пещеры на Белых скалах?

А где это?
21.04.2020, 22:41:14 |
Игорь ВороновЭто от станции Половина в противоположную от направления к Свирску сторону. То есть нужно пересечь федеральную трассу и ехать полями в сторону реки Белая. На её обрывистых берегах есть небольшие пещеры. Там рядом Холмушино, Мишелевка и Узкий Луг. Это, кстати, ещё более популярный веломаршрут — из Половины через Мишелевку в Мальту (или Ангарск)
21.04.2020, 23:23:22 |
Марина Васильева (Красноштанова)А мы ездили раньше на Белую в сторону Гымыли. Но это уже другая история.