Негласное решение об очередном лыжном походе на Присаянское плато было принято мной и моим старшим другом и товарищем ещё в марте 2019 года после нашей незавершённой вылазки на хребет Снежная Грива, находящийся в бассейне реки Большой Задой. Описание того похода имеется на сайте "Природа Байкала". Новогодние лыжные походы, начиная с 2007 года, стали устойчивой привычкой и закономерностью в моей жизни. 1 января справляю дома Новый Год в кругу своих близких родственников, как это происходит у подавляющего большинства людей в нашей стране; а 2 января рано утром по темноте ухожу из дома с широкими деревянными лыжами и с рюкзаком. К началу 2020 года у меня было 14 походов по территории Присаянского плато с продолжительностью от 2 до 12 дней.
В январском походе 2008 года из Хонгодор в Тальяны

Интересно, что один из них, тоже новогодний, в январе 2008 имел те же начальный и конечный пункты, как и этот запланированный поход. Только тогда мы просто прошлись по заснеженным таёжным дорогам без радиальных выходов и восхождений на вершины, а в этот раз запланировали посещение двух вершин – горы Большой Задой 1563 м и высшей точки хребта Снежная Грива 1560 м, до которой не смогли дойти в марте 2019. На обе эти вершины по изначальному замыслу моего давнего друга и единомышленника, мы предполагали сходить радиально. А большую часть километров и времени заложили на неспешный проход по долине реки Большой Задой. Эта речка по уклонам русла хоть и не тянет на горную, однако её долина, особенно в среднем отрезке, врезана глубоко. И по обоим бортам долины этой речки немало скальных утёсов, останцов и обнажений скал. Идти по льду речки с видом на скалы и залесенные горы в любом случае интереснее, чем идти по дорогам через лес.

В этот раз в наш круг вернулся ещё один наш лидер, который временно отошёл от походов по семейным обстоятельствам. Наш вернувшийся товарищ человек с очень сильным характером и умеет результативно давить на людей в "общих" интересах. Своей настойчивостью он притянул к нам ещё одного нашего старого очень уважаемого, значимого и всеми любимого туриста, можно сказать "отца" всех ангарских туристов нашего клуба. В этот раз нас собралось семь человек. Все мужики. После января 2012 года в январских новогодних походах с нами не было женщин.
Маршрут похода 2-7 января 2020

Участники похода: Александр Ермаков, Егор Полтавченко, Алексей Редькин, Евгений Стретенцев, Виктор Торженсмех, Виктор Шевков, Виктор Шер.

2 января, день первый. Северный край Торской впадины. По долине реки Субын-Горхон. Подъём на юго-восточное плечо горы Дугуйсан

Наш проход за первый день

В Торской впадине

В половине десятого утра нас привезли в Торскую впадину, на окраину села Хонгодоры в Тункинском районе Бурятии.
Наша группа перед выходом на маршрут
Первые километры
Вид на северный край Торской впадины и восточный отрезок Тункинских Гольцов
Торская впадина встретила нас ясным небом, умеренным морозом и малоснежьем, что закономерно для этого места в это время. К нужной нам долине Субын-Горхона идёт наезженная грунтовая дорога. Идём пешком с лыжами в руках. В северной краевой части Торской впадины при взгляде на запад сразу бросается в глаза долина реки Саган-Угун, рассекающая поперёк структуру поднятия Тункинских Гольцов. Эта долина разделяет их на высокую часть с гольцами и лесистую среднегорную часть.

Перед заходом в лес остановились на солнышке, чтобы съесть неучтённые по плановой продуктовой раскладке продукты, сколько сможем. Я ничего лишнего из продуктов с собой не брал.
Небольшое расслабление
Помог двоим своим товарищам в сокращении запаса неучтённых продуктов, тем самым облегчил их перед предстоящим затяжным подъёмом с 600-700-метровым набором высоты. Наш плановый перерыв был омрачён подъехавшими на легковушке двумя местными бурятами, которые желали получить от нас спиртное или деньги на выпивку. А спиртное никто из нас в этот раз не брал. Один из моих товарищей всё-таки "пожалел" их – дал им немного денег, чтобы отстали...

Вид на долину реки Большой Бильчир

На следующем переходе проходим долину реки Большой Бильчир, через которую проходит братская дорога, упоминавшаяся мной в описании похода к Снежной Гриве. Она осталась слева от нас.

В долине реки Субын-Горхон

К концу первого 45-минутного перехода наша группа была уже в долине реки Субын-Горхон. В этих местах мы шли пешком по грунтовой лесовозной дороге с лыжами в руках. Снега было очень мало. Лес в этой долине изранен вырубками и низовыми пожарами; однако здесь ещё имеются хорошо сохранившиеся его остатки. Я увидел здесь все хвойные, кроме пихты; сохранился рододендрон даурский. В одном месте, где долина наиболее узкая и врезанная, образовалась наклонная наледь, устелившаяся на всю ширину дороги. Она оказалась очень скользкой и неудобной для прохода. Такая наледь, как мне кажется, является серьёзным препятствием для проезда. И если это действительно так, то я этому очень рад.
Пересечение поднятия Тункинских Гольцов
Препятствие
Сохранившийся лес
Зона Главного Саянского разлома
Долина левого рукава Субын-Горхона

Это место кое-в-чём очень интересно. Если внимательно посмотреть на карту этого района, то можно видеть, что долины коротких левых притоков реки Иркут, в том числе и долина Субын-Горхона, в верховьях резко изменяют своё простирание. На карте можно увидеть, что отрезки долин рек Саган-Угун, Большой Бильчир, Субын-Горхон и Ирхонцык-Взъём имеют единое простирание и образуют как бы пунктирную линию. И эта линейность не случайна. Все они относятся к зоне Главного Саянского разлома. В этом районе сближаются, но не соединяются, два крупных разлома – Главный Саянский и Тункинский. Эти два разлома разграничивают разные тектонические структурные элементы. Тункинский разлом в этом районе рассредоточивается, расщепляясь на несколько коротких затухающих ветвей в виде "конского хвоста", а Главный Саянский продолжается на восток к Байкалу. Главный Саянский разлом отделяет поднятие гор Восточного Саяна, которое в этом месте представлено восточным отрезком хребта Тункинские Гольцы, от Присаянского плато – поднятого края Сибирской платформы. А Тункинский разлом разделяет поднятие гор Восточного Саяна (хребет Тункинские Гольцы) от тункинской группы рифтогенных впадин и межвпадинных перемычек. Так что за непродолжительное время, пройдя по долине реки Субын-Горхон, мы пересекли структурное продолжение поднятия Тункинских Гольцов – фактически, можно сказать, что пересекли горы Восточного Саяна, как бы смешно это ни звучало.

Структурная схема района нашего похода

За два перехода наша группа успешно завершила первый этап запланированных на этот день мероприятий – пересечение поднятия Тункинских Гольцов. В половине двенадцатого, перед переходом к новому этапу предстоящих достижений – затяжному подъёму по южному склону поднятия Присаянского плато, мы устроили первый в этом походе обед. На все обеды у нас было только одно блюдо – пельмени. Мы их едим зимой очень часто, и мне они не надоедают. Место нашлось удобное – на возвышении рядом с дорогой. Вокруг заметно прореженный лесорубами сосновый лес с порубочными остатками. Для костра нам хватило толстых веток хвойных деревьев. Топор и пила в этом месте нам не пригодились. В этом месте идти к речке за водой было лень даже мне, так как её водоток очень слабый, и с большой вероятностью вода в русле перемёрзла до дна. За час с небольшим мы справились с обедом и были готовы к выходу.
Перед первым обедом
Фон
Перед заходом на следующий этап

Подъём на юго-восточное плечо горы Дугуйсан

После обеда некоторое время идём по дорожке. Многие из нас решили надеть лыжи.
На горизонтали
В начале подъёма
Взгляд назад
Я лыжи решил не надевать, предчувствуя, что в этой малоснежной обстановке очень скоро их придётся снимать. По этой дороге даже прошли несколько дальше, чем было нужно. Насторожило то, что дорога пошла на спуск, а нам спускаться было совсем не нужно... Немного вернулись назад и свернули по следу старого заезда от лесорубов, где обнаружилась слабенькая тропка, уходящую к склону. На деляне имеется небольшое "окно" с обзором на долину Субын-Горхона. С увеличением крутизны склона уменьшилась и мощность снежного покрова. Это обстоятельство вынудило всех моих товарищей снять лыжи и идти на подъём пешком.

Вот столько снега к началу января на южных склонах Присаянского плато. Менее 10 см...

Все валежины, коряги, кустики шиповника, травяная ветошь – всё это торчит из-под снега в очень многих местах. В январе здесь столько снега, а в феврале его здесь станет ещё меньше... И к началу марта здесь будет уже очень много свободных от снега мест, или даже снега уже не будет совсем...

Силы у участников нашей группы не одинаковые. Сильные идут первыми и подолгу ждут слабых. Я, как сильный, по всеобщему согласию остаюсь идти в конце, вместе с самым слабым участником. Слабый участник очень хороший человек, добрый и общительный с очень широким кругозором. С ним мне не скучно.

На первый взгляд, кажется, что это лыжня. А нет!

Мы все шли по этой тропе пешком. Просто большая часть группы катила за собой на верёвочке свои лыжи и волокуши – пятилитровые пластиковые бутылки с прорезанным дном, плотно набитые вещами с весом 3-4 кг. Вот, эти лыжи и волокуши, идущие за участниками, и оставляют эту "лыжню". Тропа идёт траверсом склона над долиной Субын-Горхона с плавным набором высоты. Тропа не идеальна, местами она приспускается, но в целом проложена не бестолково.
Окно с обзором
Несмотря на то, что тропа идёт по высокому склону над асимметричной долиной, лежащей в зоне прохождения 1000-километрового Главного Саянского разлома, хороших обзоров с неё, можно считать, что нет. Видно Торскую впадину, реку Иркут, горы Хамар-Дабанского поднятия и отрезок долины Субын-Горхона.
Лес на южном склоне Присаянского плато
Леса на этих склонах сильно повреждены рубками и пожарами. Сосен и кедров здесь не видно вообще, хотя раньше они были... Южные солнечные склоны закономерно подвержены частым пожарам. Всё, что я здесь наблюдаю, всё это закономерно, и не может быть по-другому в этой навязанной нашему обществу деструктивной паразитической толпо-элитарной системе, оскотинивающей и уничтожающей людей... На этом подъёме в верхней части склонов я увидел проталины. И это несмотря на стабильные отрицательные температуры. В одном месте увидел тонкие лиственные деревья со стволами, сильно выгнутыми вниз по склону. Что их так нагнуло?! Снега здесь ничтожно мало, – явно недостаточно, чтобы так придавить их. Движение грунтов из-за современной активности разлома или размыв склона при разовых интенсивных осадках?! Вот только, почему тогда рядом растущие лиственницы стоят и растут прямо, а эти лиственные деревья и кусты валятся?! Тоже не сходится.
Январские проталины
К земле...
Показался гребень

Наш самый слабый участник, так и не догнав никого из впереди идущих, сел передохнуть, чтобы с новой энергией пойти по следам за остальными. Зима такое время, что никто ни от кого никуда не денется. По нашим следам на снегу мы всегда найдём друг друга. Я, увидев то, что до гребня по высоте осталось совсем немного, пока мой старший товарищ восстанавливает силы, решаю сходить и глянуть на ту сторону. И что же там наверху?!
На гребне
А там, в сравнении с тем, что на десятки метров ниже по склону, другой мир. Разница огромная. Снег с ветровым рельефом, лес с соснами, кедрами, рододендроном даурским. А ещё на этом гребне неплохая обзорная точка. Видно юго-восточное плечо горы Дугуйсан 1434,9 м, по которому проходит граница Бурятии и Иркутской области. Видно истоки реки Ирхонцык-Взъём и гору Большой Задой 1563,8 м, на которую мы запланировали подняться. С этого гребня видно всю долину реки Ирхонцык-Взъём и часть долины реки Иркут, – лежащие на линии Главного Саянского разлома, разделяющего струкруры Присаянского плато и продолжение поднятия Тункинских Гольцов.
Вид на север
Главный Саянский разлом считается активным и потенциально опасным. Землетрясения, с ним связанные, происходят не часто, но, если они случаются, то являются сильными. Можно вспомнить Култукское землетрясение в августе 2008 года, которое принесло повреждения большому числу домов и зданий в посёлке Култук и в городе Слюдянка.

Перед выходом на гребень проходим бесснежное место

Сразу, как тропа вышла на гребень, стало понятно, что дальше нужно идти на лыжах. Успели пройти на лыжах всего первые сотни метров, и по состоянию самого слабого участника, по общему согласию принимаем решение вставать лагерем на ночёвку. Это место, – широкая и ровная ступень на юго-восточном плече горы Дугуйсан, выглядит привлекательным для этой цели, так как здесь есть ровные места под нашу большую палатку, что важно в условиях малоснежья.

Мы в первый день поднялись на высоту 1200 м. По высоте набрали за день 530 м, по расстоянию прошли 6,5 км. Один человек, используя оставшийся час светлого времени, уходит тропить. Остальные занимаются разными делами в лагере – заготовкой дров, установкой палатки с печкой, приготовлением ужина. В этот вечер я не оставляю без внимания закат. Ведь там, дальше в лесах на плато и в долинах закат, как и восход мы увидеть не сможем по объективным причинам.
Конец пешей части маршрута
Завершение первого ходового дня
Бытовая рутина
Закончился ещё один хороший день хорошей жизни…

3 января, день второй. Подъём на гору Дугуйсан. По водоразделу Иркута и Китоя. На горе Большой Задой. По водоразделу между Большим и Малым Задоями

Наш проход за второй день

Проход через гору Дугуйсан

Дежурный вставал в пять утра. На все утренние дела – завтрак, сбор палатки и укладывание вещей в рюкзаки, мы отводим три часа. И в восемь утра, ещё перед началом сумерек, у нас было всё готово к выходу. Я вышел последним. Перед выходом затушил наш костёр. Поднимаемся гребнем через лес, повреждённый ранее пожарами. Снега немного, и подъём не сильно комфортный. Четверо участников из семи – те, кто более тяжёлые, более слабые и хуже владеющие лыжами, обвязали свои лыжи верёвками.
В походе утро заканчивается не с восходом солнца, а с полной готовностью к выходу на маршрут
Продолжение подъёма на Дугуйсан

На юго-восточном плече горы Дугуйсан на высоте 1350-1360 м есть вот такая прорубленная просека
Пройдя по просеке, мы впервые увидели гору Дугуйсан

На ней сохранились остатки деревянного тригопункта. Вершина горы Дугуйсан очень хорошая обзорная точка. На востоке виден массив Арын-Жалги – самое высокое место на Присаянском плато восточнее горы Дугуйсан. На западе видна лесистая грива Сарам – часть Китой-Иркутного водораздела и самый восточный гольцовый отрезок хребта Тункинские Гольцы. На северо-востоке видна гора Большой Задой 1563,8 м, через которую мы пойдём проходом. Эта гора находится в 4 км от горы Дугуйсан. На юге видны Торская впадина и горы Хамар-Дабанского поднятия.
На вершине
Вид с горы Дугуйсан на восток
Вид с горы Дугуйсан на запад
Вид на гору Большой Задой
Вид на Торскую впадину и горы Большого Хамар-Дабанского поднятия
Вершинная поверхность горы Дугуйсан
Вид на долину реки Ирхонцык-Взъём

Гора Дугуйсан находится на границе Бурятии и Иркутской области. Уходя на север от вершины горы, мы входим на территорию Слюдянского района. Я последним покидаю вершину горы Дугуйсан. Немного севернее вершины с горы имеется хороший вид на верховья долины реки Ирхонцык-Взъём. Эта долина находится на территории Иркутской области. Линия водораздела Иркута и Китоя на отрезке, где она проходит по гриве Сарам и через гору Дугуйсан, максимально приближена к краю южного склона Присаянского плато, который обрывается уступом к верхнему отрезку долины реки Большой Бильчир. Верхний отрезок этой долины лежит на линии Главного Саянского разлома.

По водоразделу Иркута и Китоя
Входим в сомкнутый лес
Пересекаем наезженную дорогу
На седловине
Небольшая обзорка
Опять дорога
Главное, что нужно, чтобы зима не проходила мимо
Пора выдвигаться

На спуске с горы входим в не горевший кедровый лес. Северный склон горы Дугуйсан намного более пологий, чем южный, и снега здесь заметно больше, хотя тоже не сказать, что много. Во всяком случае, по снежной целине можно спокойно идти, не сбрасывая с себя рюкзак. Через несколько минут после спуска с горы пересекли накатанную снегоходами дорогу. Скорее всего она идёт к базе в верховьях реки Шара-Жалга, где постоянно присутствуют люди. Некоторое время идём по направлению к горе Большой Задой с тропёжкой. Я, как один из сильных участников, прохожу вперёд, чтобы сменять другого сильного участника в тропёжке. В одном месте на естественной прогалине открывается вид на гору Большой Задой. Очень скоро мы второй раз вышли на накатанную снегоходами дорогу. Решили, что можно пройти немного по ней до тех пор, пока она идёт к горе. Когда дорога максимально приблизится к вершине горы, то сойдём с неё. Там, где дорога стала уходить в сторону и сбрасывать высоту, мы свернули с неё. С широкими деревянными лыжами мы ни от кого и ни от чего не зависим и имеем возможность пройти везде, где захотим и посчитаем нужным. Оказалось, что мы просто срезали лишнюю петлю дороги. За 600 м до вершины горы окончательно бросаем дорогу и идём на подъём, закладывая серпантины. Впереди идущие, прокладывая лыжню серпантинами, сами тратят немало сил. Однако, если сильные потратят силы и грамотно проложат лыжню, они дадут возможность сэкономить много сил более слабым участникам. При подъёме случайно набрели на какой-то штырь с солнечной батареей. В 300 метрах от вершины горы останавливаемся на обед. Двое самых сильных успели разжечь костёр, напилить дрова и растопить снег в котелках, пока стали подходить остальные участники. Четверо из семи так и шли с обвязанными лыжами. Для двоих наиболее сильных участников обеденный перерыв второго дня занял два часа, для остальных пятерых он был существенно короче. Я перед уходом раскидал на снег не прогоревшие дрова. Человек, выходивший последним, закидал кострище снегом.
Срезаем петлю дороги
Вблизи места схода с дороги
На подъёме к вершине
Непонятная конструкция
В тепле на южном склоне

На горе Большой Задой
Подходы к вершине

Всего несколько минут подъёма от места обеда отделяли нас от края вершинной поверхности горы Большой Задой. Желанная вершина была совсем рядом. Любая новая вершина мне всегда интересна. Очень хочется узнать, есть ли с неё обзоры, в каких направлениях они есть, а в каких нет. Интересно идентифицировать разные объекты – вершины, долины рек, хребты и всё, что получится увидеть с вершины новой горы, на которой ранее никогда не был. Хочется узнать, сохранился ли тригопункт и в каком он состоянии.

Первым делом, нам представилась возможность оценить обзор с южной стороны, поскольку наша группа вышла к вершине горы с юга. На юго-востоке виден, ограниченный с востока рекой Иркут, высокий массив горы Быстринская Сопка, виден западный отрезок хребта Быстринская Грива, долины рек Иркут, Ирхонцык-Взъём и ручья Кукуйский. На юге видны Торская впадина и горы Хамар-Дабанского поднятия.
Вид на юго-восток
Вид на юг
Вид на юго-запад
Общий вид вершины
Вершина

От южного края вершинной поверхности проходим немногим более 100 м и оказываемся на вершине. Одна из целей похода достигнута. Гора Большой Задой расположена на водоразделе рек Китой и Иркут. На ней сохранился тригопункт. С самой вершины обзоров нет. Немного прошёлся по вершинной поверхности, полюбопытствовал насчёт обзоров в восточной стороне. Там их нет.

По принятому всеми плану, далее мы уходим на северо-запад. Нам нужно перевалить через соседнюю гору 1478,1 м с 12-метровым скальником-останцом на вершине, как это показано на карте. После прохода через эту гору, с седловины, где на карте указана высота 1184,4 м между Большим и Малым Задоями, нам нужно спускаться налево, в долину реки Малый Задой.

В каких-то пятнадцати метрах от места, где начали спускаться с горы мои товарищи, на верхнем краю склонового курумника на северо-западном краю её вершинной поверхности есть место с отличным обзором. Не мог не зайти в это место и не задержаться в нём.

Обзорное место на горе Большой Задой

С этого места отличный вид в северном и в западном направлениях. На западе виден восточный гольцовый отрезок Тункинских Гольцов, виден массив горы Уныман-Барон 1863 м. Видно долину реки Шара-Жалга, гору Коротой 1654,2 м и гору 1673 м – самую высокую вершину в бассейне реки Тойсук. На севере виден хребет Снежная Грива, на который мы ходили в марте 2019. Видно среднюю часть хребта Тункинская Грива, долины Тойсука, Большого Задоя и его правого притока, который тоже имеет название Большой Задой. А на северо-западе, за верхушками кедров видна ближайшая гора 1478,1 м, через которую мы пройдём, прежде чем уйдём в долины.

По водоразделу между Большим и Малым Задоями
На спуске

Я спускаюсь с горы последним. Пока я идентифицировал объекты, видимые с обзорной точки, мои товарищи успели отойти на приличное расстояние. Спуск с горы Большой Задой ощутимый, – по лыжне на нём есть где разогнаться. Северо-западный склон горы оказался самым снежным местом на нашем маршруте. Снега здесь было под 60 см. Тайга в этом месте не имеет следов пожаров. По составу древостоя она здесь сплошь кедровая. Много старовозрастных и усыхающих деревьев. Имеется некоторая примесь пихты, которая нигде не выходит в верхний ярус вместе с кедрами. Единственное заметное негативное воздействие от людей, которое здесь имеется – это раны на стволах кедров, причинённые заготовителями орехов. Вблизи седловины догоняю своих товарищей. На седловине между горой Большой Задой и горой 1478,1 м сделали привал. Так получилось, что из-за своего неугомонного любопытства с поиском обзорных мест, я внёс существенный вклад в задержку всей нашей группы.
Самое снежное место
Спустились
Тайга на высоте более 1400 м

В начале подъёма к горе 1478,1 м встречаем небольшие останцы.
В начале подъёма
Вершина без скальника
Самые сильные опять тропят, сменяя друг друга. На вершине горы мы не увидели 12-метрового скальника, и не увидели никаких скальников вообще. Моему товарищу и мне было важно узнать истину, установить справедливость, ведь скальник на карте был мотивацией моего товарища. Из-за него он предложил идти через эту гору... Мы с ним в поисках скальника исходили всю гору. На вершине я замерил высоту навигатором – совпало с той, что на карте... Единственное, что я тут увидел во время метаний в поисках скальника, это вид на гору Большой Задой, который мало кого впечатлит... Нам пришлось принять истину – признать, что на листе карты N–48–135 масштаба 1:100000 есть ошибка. На карте имеет место грубое искажение реальности, обусловленное человеческим фактором, кроме естественных искажений проекции. В поисках истины мы тоже потеряли немало времени. Мой товарищ, очень хотевший разобраться в истине, ниже по склону, куда я не ходил, нашёл пару небольших скальников. Эти скальники хоть и ниже 12 метров, но посмотреть на них всё же лучше, чем пройти мимо... Пошли глянуть на них.
Последний взгляд на гору Большой Задой
Скальная гряда
И ещё один

После беглого осмотра скальников немного вернулись, скорректировали направление спуска, чтобы уйти на северо-запад, по гребню между двумя Задоями к седловине на высоте 1184,4 м, как наметили.

С этого места для нас до конца похода закончились подъёмы...

По склону этого гребня немало выходов низких бесформенных скал, вытянутых в виде гряд.
Бесформенные гряды останцовых скал и навалов валунов
Перерыв в ожидании отстающего
Наш лагерь на склоне
Быстро спускаться не получилось. До седловины нужно пройти 200-метровый сброс по высоте с хорошим уклоном. И снега не так много. Имеются всякие торчащие коряги, ступени... Один человек не обвязавший лыжи верёвками, не сильно хорошо ими владеет... Да, и сказалось ещё то, что крепления его лыж не жёсткие, и он объективно не имел возможности на скорости вписываться во все повороты лыжни. Я заведомо знал, что моего уровня владения лыжами на этом маршруте мне будет достаточно и не брал с собой никаких верёвок и камусов. Я наслаждался спусками и отдыхал, поджидая отстающего товарища. Кедровый лес на северо-западном склоне горы 1478,1 м засох на корню без всяких пожаров... Возможно, он был "забит" ударами колотов многочисленных заготовителей кедрового ореха. А возможно, этот лес был ослаблен заготовителями орехов, и уничтожен болезнями, напавшими на ослабленные деревья... Однако, жизнь продолжается. Под сухостоем много кедрового подроста. К концу светового дня мы так и не вышли к седловине. Надвигающаяся темнота вынудила нас искать место для ночёвки на склоне. В этот раз спилили толстую наклонную сухостоину. Много сил потратили на её освоение. В эти два дня мы находились на высоте и поэтому не ощущали большого холода. Поскольку, дальнейшая часть нашего маршрута будет проходить по долинам, то холод у нас может быть ещё впереди.

В этот день мы прошли около 10 км. За день у нас было более 400 м набора высоты и более 300 м спуска.

Наш проход за третий день

Проход по Малому Задою
На перевале между двумя Задоями
На спуске к Малому Задою

Утром третьего дня не вставали сильно рано, поскольку нет смысла идти на спуск по темноте без дорог и троп, кувыркаться и собирать все сучки. За переход спустились на низкую седловину на высоте 1184,4 м между Большим и Малым Задоями. В этом месте мы не увидели никаких дорог и троп. К Малому Задою спускались не быстро. На спусках, на которых нет никаких дорог и троп нас тормозили волокуши, которые цепляются за деревья, сучки и коряги. Тайга в долине заметно отличается от тайги на склонах и водоразделах. Здесь в большом количестве присутствуют ели и пихты.

Таким мы впервые увидели реку Малый Задой – правый приток Шара-Жалги или Большого Задоя
В начале долинной части маршрута

Шара-Жалга и Большой Задой, это одна и та же река, просто два её разных отрезка имеют разные названия. И ещё, в этом месте проходит граница Усольского и Слюдянского районов Иркутской области. Первый ходовой день мы шли по Бурятии, второй день шли по Слюдянскому району. И вот, на третий день и далее до конца похода, будем находиться в Усольском районе.

На привале некоторые снимают верёвки с лыж. А я прощупываю лёд лыжной палкой. Быстро нахожу слабое место, где хорошо слышно бульканье воды, пробиваю лёд и пью воду из речки. В долинах зимой часто холодно. Солнце освещает днище в очень короткий промежуток времени. Когда при ясном небе нет солнечного освещения, то нет большой разницы с условиями полярной ночи. Зимой в долине в тени краски природы близки к чёрно-белым. Это данность. Если она кому-то не нравится, то это проблемы его восприятия. Один из моих товарищей, кто шёл первым, продавил лёд и не провалился в воду. Увидели своими глазами, что речка Малый Задой достаточно крупная для того, чтобы из неё черпать воду котелками. Русла таких небольших речек очень часто бывают завалены стволами упавших деревьев, и здесь мы тоже это всё наблюдаем. Приходится обходить эти места с одной из сторон вдоль берега. Мы шли по нижнему отрезку долины длиной 1,6 км, который ориентирован на северо-запад и достаточно глубоко врезан. Только в двенадцатом часу дня я заметил, что правый склон долины, имеющий юго-западную экспозицию, осветило солнцем. Днище долины и её левый склон в середине зимы так и остаются тёмными и холодными.
Лёд Малого Задоя
Препятствия
Светит, но не греет...
Дневной мрак
На подходах к Шара-Жалге

На Шара-Жалге между двумя Малыми Задоями

С момента выхода нашей группы на русло реки Шара-Жалга обстоятельства для всех участников, кто лучше и кто хуже владеет лыжами, становятся равными. Теперь не нужно спускаться и маневрировать, а нужно просто идти по ровному месту комфортным темпом. И волокуши, у кого они есть, будут плавно катиться по снегу, ни за что не цепляясь. Как вышли к реке Шара-Жалга, решили остановиться на обед на солнечном месте на левом берегу реки. Я первым делом пошёл искать воду. Быстро нашёл место, где лыжной палкой сломал тонкий лёд.
Самое верхнее место на Шара-Жалге, виденное нами
У левого берега
Бытовая рутина
Приятное
Приятное и полезное
Первая полынья
Хорошо там, на юге...

После обеденного отдыха, продлившегося два часа, мы вышли вниз по Шара-Жалге. По этой речке мы так и будем идти до села Тальяны. Совсем недалеко от места, где я пробивал лёд, была достаточно крупная полынья. А в целом речка замёрзла хорошо, и на ней нет никаких сложностей с проходом. В марте 2015 года я с одним из моих товарищей ходил по Большому Задою. Тогда мы увидели, что эта река замерзает надёжно. Тогда мы не увидели на ней ни одной наледи и почти не видели полыней. Все места, в которых я ранее не был, и даже если мне известно, что я в них увижу, почти всегда сравниваю с другими, в которых был. Мысленно выделяю сходства и различия. Или сравниваю с этим же временем года и обстановкой, какая была в моих прошлых походах при схожих условиях. В верховьях Большой Задой не воспринимается как горная река. Она течёт среди сопок, по её берегам на этом отрезке нет скальных прижимов и обнажений скал. Уклон долины плавный, без всяких ступеней. Перепады высот над днищем долины 300-400 м. Напротив места впадения небольшого левого приточка встретилась первая наледь. В лесах верхнего отрезка долины Большого Задоя встречаются сосны. Их здесь не так много. И растут они только на склонах с солнечной экспозицией и не на сильно большой высоте. На реке имеются крупные провалы льда. Какие-то из них с открытой водой, какие-то покрылись тонким ледком. Все эти провалы льда с полыньями по своей природе являются динамическими. То есть они связаны с особенностями течения и локальными колебаниями уровня воды в реке на разных её отрезках.
Среди лесистых сопок
Открытая вода
Первая наледь
Сосны
Замёрзла
Подошли к острову
Мокрая наледь под снегом

Пройдя 2,8 км от места обеда, примерно за 50 минут подходим к широкому отрезку долины Шара-Жалги. Здесь уклон долины уменьшается, поток реки разбивается на рукава, образуя острова. Рукава реки легко ошибочно принять за её притоки. Мощность снежного покрова здесь уменьшается, часто встречаются небольшие наледи, особенно вблизи мест схождения рукавов реки и на стрелках с притоками. У острова напротив одного короткого распадка на правом склоне долины, под снегом была мокрая наледь. Я успел проскочить через неё, не допустив намокания лыж. На этом отрезке в русле видим места, истоптанные зверями.

Собрались все на очередном привале

Снега на льду совсем немного, и тропёжка вполне комфортная. Я шел в числе последних вместе с самым слабым участником. Очень важно, чтобы последний шёл не один, чтобы не ощущал себя "якорем" и не наказывал себя мысленно за свою слабость.

На правой стороне долины при впадении небольшого правого притока имеется участок горелого леса. У северного конца гари долина Шара-Жалги поворачивает на северо-запад.
Там, где халява
Эту протоку я принял за приток Шара-Жалги
Горельник
Впереди резкий поворот долины
Река Орингол – один из крупных притоков Шара-Жалги
Самые верхние останцовые скалы на Шара-Жалге
Мрак и холод...

От места входа в отрезок долины с северо-западным простиранием, окружающая обстановка существенно изменилась. Солнце ушло, и до конца дня мы его больше не видели. Долина заметно сузилась. Острова и протоки тоже закончились. Врезана долина на этом отрезке не сильно глубоко. А по обоим берегам темнохвойный лес, в составе которого много елей и пихт. Чуть ниже устья Орингола мы увидели первые скалы. Снега, при приближении к Снежной Гриве, заметно прибавилось. И звериных следов здесь мы уже нигде не встречали – халява для зверей закончилась. С уходом солнца стал ощущаться холод. На 2,9-километровом отрезке долины Шара-Жалги, ориентированном на северо-запад, я по-прежнему шёл вместе с тем же слабым участником. На этом отрезке прямо на свежей лыжне наших товарищей местами выступала вода от наледей. Мы обходили эти мокрые места.

На последнем привале опять собрались все вместе. А сразу после я выхожу на тропёжку вместе с другим сильным участником с целью поиска места для ночёвки. Некоторое время шли с видом на Снежную Гриву. Под ней слева угадываются очертания долины ещё одного Малого Задоя. Этот Малый Задой является левым притоком Шара-Жалги. Решаем искать место для ночёвки у стрелки с Малым Задоем. Орографически правая сторона Малого Задоя нам понравилась больше – там было ровное место под палатку и дрова.
На подходах к Малому Задою
Вид на устье Малого Задоя

За этот день мы прошли 11 км, сбросили по высоте более 350 м. По поводу захода на Снежную Гриву, стало понятно, что если идти на неё, то только двоим из семи. Серьёзный набор высоты, а именно 650 м за день, а потом ещё спуск в короткие сроки нам не одолеть... И эта вылазка, даже для двоих с хорошей физической формой и с хорошим владением лыжами, может затянуться на весь день... Я хотел попасть на Снежную Гриву. – Не сомневаюсь, что с разных точек вершинной и предвершинной части хребта имеется интересный обзор в северном, южном и в восточном направлениях.

Ставим лагерь на террасе с правой стороны Малого Задоя.
Вечерние посиделки
В этот раз у нас не было под рукой толстых сушин. Спилили несколько тонких сосновых сухостоин. Я пробил лёд Малого Задоя, чтобы набирать воду в котелки. Оказалось, что вода течёт на метровой глубине под льдом. Чтобы дотянуться до воды, мне пришлось ложиться на лёд и свешиваться в этот колодец вниз головой. Ночь была лунная. На реке все было хорошо видно без фонарика.
Наш дом
Прорубь
Вода
Ночь

5 января, день четвёртый. По Большому Задою вдоль хребта Снежная Грива.

Наш проход за четвёртый день

На Шара-Жалге между её притоками Малый Задой и Большой Задой

Вдруг вернёмся?!
Перед выходом

Утро четвёртого дня было самым холодным за весь поход. Дежурный увидел на термометре минус 26. Никакой мороз не влияет на наш распорядок дня. Как обычно, неспешно завтракаем и делаем все необходимые дела. Оставляем место ночёвки в половине десятого утра. Костёр затушен, дрова собраны в одном месте. Все брёвна приставлены, чтобы оставались сухими. Вдруг, мы же и придём ещё в это место?! Пригодятся. С выходом в этот раз несколько задержались. Время было 9.34.
Начало нового ходового дня
Первые каменистые россыпи

В 600 метрах ниже устья Малого Задоя на правом склоне долины Шара-Жалги имеется небольшая каменистая россыпь. Можно справедливо считать, что здесь начинается наиболее глубоко врезанный и наиболее красивый отрезок долины со скальными утёсами и ступенями.

Отрезок Шара-Жалги между Малым и Большим Задоями однозначно отличается от всей расположенной выше долины. Он более врезанный и более спрямлённый. На нём нет никаких островов. На нём у реки нет притоков. Склоны обоих бортов долины во многих местах очень близко подступают к реке. На склонах имеются каменистые россыпи и невысокие скалы-останцы. Больших скальных обрывов здесь нет. И ещё на этом самом нижнем отрезке Шара-Жалги очень много, как ни на каком другом отрезке реки, провалов верхнего слоя льда и полыней. И в одном месте мы встретили совсем свежий провал. Верхний слой льда, как правило, не очень мощный. Снега здесь не сильно мало. Тайга на склонах темнохвойная, но не монолитная. В её составе имеется существенная примесь лиственницы и берёзы.
Взгляд назад
Свежий провал
Неудобный для прохода участок русла
Последние сотни метров Шара-Жалги
Зимовьё

Вид на стрелку Большого Задоя и Большого Задоя

Эти долины не равнозначны. Основная река Большой Задой выше этого места имеет название Шара-Жалга. А после впадения в Шара-Жалгу притока Большой Задой река носит название Большой Задой.

От Шара-Жалги до подножия хребта Тункинская Грива
Нестабильный снежно-ледовый мир
Уклон долины возрастает
Первая крупная ступень долины Большого Задоя
Встреча с солнцем

Этот отрезок долины Большого Задоя длиной 3,4 км очень похож на нижний 3-километровый нижний отрезок Шара-Жалги. Этот отрезок относительно спрямлённый. На реке здесь также нет островов. Долина врезанная. Притоков у реки здесь тоже нет. Провалов верхнего слоя льда здесь было много – значительно больше, чем на Шара-Жалге. В этих провалах немало открытой воды. При проходе на этом отрезке видим совсем свежий обвал. Ещё, в отличие от Шара-Жалги, на этом отрезке Большого Задоя имеется пара ощутимых ступеней со сливами. Мы их видели замёрзшими. Тайга на склонах смешанная по составу. Однако, темнохвойных пород деревьев здесь всё же больше. Лиственницы и берёзы тоже много. Появляется и сосна.
Обвалился перед нашим проходом...
Ещё одна ступень
Левый склон долины
Задойская тайга

Несмотря на то, что этот отрезок реки мы проходили без солнечного освещения, его красоты я ощутил в полной мере. На моём восприятии здешней красоты сказалось то, что мы шли здесь впервые и шли не быстро. Как вышли в освещаемое солнцем место, остановились на обеденный перерыв, чуть не дойдя до распадка правого притока, за которым река Большой Задой подходит к подножию поднятия хребта Тункинская Грива. По сравнению с предыдущим днём изменений в обстановке обеда было немного. Мы всё также стояли на левом берегу в солнечном месте на террасе под склоном. От места предыдущего обеда прошагали 14,5 км. Январь такое время, когда солнца очень мало, и не будет лишним поймать эти короткие 2-3 часа. В январе солнце греет настолько слабо, что я в это время даже не беру с собой тёмных очков. Очень их не люблю!

Я опять берусь за своё любимое занятие – первым делом иду с котелками к полынье

Быстро нашёл удобное место со ступенькой, спустился и зачерпнул воду котелками. В большинстве случаев, когда мы зимой в наших походах проходили по руслам речек, мне удавалось добыть воду. Реже бывало, что накалывал и приносил лёд. Но, бывало, что обходились снегом. Так было, когда вставали где-то высоко над речкой и было лень идти... Или, когда очень торопились... Или когда очень уставали, в том числе и я... Или когда было сильно холодно и промозгло, и очень не хотелось отходить от костра...
Вода близко
Через 14,5 км и через сутки в той же обстановке
Так следует поступать перед уходом

В долине реки Большой Задой между хребтами Тункинская Грива и Снежная Грива

Немного ниже места обеда мы увидели первые большие скалы.
Первые большие скалы
Экспозиционные различия
Останец
Во вторую половину четвёртого дня похода мы проходили через наиболее врезанный и изгибистый отрезок долины. Здесь отлично видны экспозиционные различия. На тенистом правом склоне со стороны Тункинской Гривы мы видим темнохвойную тайгу с лиственницами, а на солнечном левом склоне со стороны Снежной Гривы в составе древостоя тайги доминируют лиственницы, сосны, берёзы. Тайга этой части Присаянского плато смешанная по составу, переходная от темнохвойной к светлохвойной. Если в верховьях долина Большого Задоя состоит из соединяющихся отрезков разной длины – кулис, то на отрезке между двух грив долина реки сильно петляет. Перепады высот впечатляют. На Олхинском плато и на поднятии Приморского хребта я не встречал таких врезанных долин со скальными утёсами. Долина Большого Задоя, как это показалось мне, больше всего похожа на долину Утулика в низовьях. А вот составом древовостоя тайги и малоснежьем эта долина отличается от долин западной части Хамар-Дабана. Благодаря скалам здесь нет дорог. Можно идти и радоваться естественной красоте природы. А на хребтах с обоих сторон от долины Большого Задоя есть дороги...
На выпуклой стороне петли
Солнце ушло на правый склон
Когда нет дорог...

В этом месте лёд обвалился в момент моего прохождения

А в целом, как мы увидели, река на этом врезанном участке замёрзла лучше, чем на всём своём протяжении выше места нашего обеда этого дня.
Прижим левого берега
На этом отрезке у Большого Задоя нет притоков, поэтому наледей здесь тоже не было. Провалов льда тоже было совсем немного, хотя, похоже, что на этом отрезке реки лёд ещё везде двухслойный. Последнее солнечное тепло в этот день мы ощутили в 15.36. На солнечном месте, под прижимом правого склона задержались – устроили привал. Так получилось, что самое интересное – оба задойских водопада нам предстояло увидеть без солнца.
Крупнейшая каменистая россыпь
Напротив россыпи
Склон юго-восточной экспозиции
К теплу
Последнее солнце
Вспоминая о прошлом
Прижим перед ступенью с верхним водопадом

Момент затишья перед самым интересным

А самое интересное начинается с массивной невысокой скальной гряды на левом берегу реки.
Скальная гряда в начале ступени, заканчивающейся верхним водопадом
Если летом где-то проходить очень проблемно, то туда можно без проблем подобраться зимой. Но, это всё только для тех людей, кто дружит с лыжами и кто не боится ночевать зимой в палатках. Ниже скалы, за поворотом влево проходим два больших слива. Один из них, который верхний, – поменьше. Нижний, тот который больше, и является верхним водопадом, отмеченным на карте без указания высоты падения. Для нижнего водопада на карте указана высота падения 4 м, но никакого отвеса мы там не увидели. Нижний водопад представляет собой крупный наклонный ступенчатый слив.
Вид снизу на эту же скальную гряду
Слив перед верхним водопадом
Верхний водопад
Вид на верхний водопад снизу
Начало ступени с нижним водопадом
Нижний водопад
Скала вблизи нижнего водопада
Ниже нижнего водопада
На повороте долины
Гражданские сумерки
Самая высокая скала Большого Задоя
Скала напротив — втрое ниже самой высокой
Продолжение самой высокой скалы
Тот момент, когда самое интересное осталось позади

Во время проходов к воде

Мы прошли ещё 300 метров ниже большого скальника и остановились на ночёвку. За этот день мы прошли 12,5 км, сбросили по высоте около 190 м. Я также ходил за водой и пилил дрова. Полынья, к которой можно было легко подобраться без особых опасений, была рядом. Из-за того, что была потребность ходить за водой ночью, у меня была возможность посмотреть на ночной мир. Он очень хорош и интересен. Лунного света было достаточно, чтобы видеть очертания крупных объектов окружающего мира без фонарика. Потрясающая тишина, очертания горизонта, и лесистых гор со скалами, ощущение движения воздуха по руслу, журчание чистой воды под льдом, холод, звёзды в небе! В городе о подобном можно только метать! Уже одно это обстоятельство является достаточной причиной, побуждающей уйти на природу и провести на ней несколько ночей.

6 января, день пятый. В низовьях реки Большой Задой

Наш проход за пятый день

От северного края подножия Снежной Гривы до Жидохона

Утром пятого дня похода дежурным был я. И даже, несмотря на то, что дрова у нас в этом месте были еловые, утром в кострище сохранились тлеющие угли.
В ожидании рассвета
Ещё вернёмся
Я положил на эти угли горстку тоненьких веточек и раздул, чтобы появилось пламя. Сварил завтрак и поднял группу. Один из моих товарищей продавил идею устроить завтрак в палатке. Я в этот раз не стал с этим спорить. Обычно, я не поддерживаю предложения завтракать и ужинать в палатке. Почему? Потому что от горячего содержимого двух котелков много испарений. И эта влага откладывается на стенках палатки в виде инея, стенки больше отсыревают и обледеневают. И ещё, при сборах в этом случае больше трудозатрат – приходится отряхивать палатку от этого инея и ледяной корки. Да и по времени, как показала практика, сборы затягиваются. Однако, если есть личный интерес в затягивании похода, то можно толкать эту идею, насчёт того, чтобы есть в палатке, при условии, что товарищи не будут против, и, особенно, если не будет против тот человек, который носит палатку в рюкзаке.

Собрались ещё по темноте и некоторое время сидели у костра в ожидании рассвета. Я навёл на месте нашей стоянки свой порядок, поэтому вышел последним. Собрал все оставшиеся дрова и брёвна, использованные для сидения у костра в одном месте. Не исключаю, что можем ещё прийти в это место и воспользоваться ими.

За первый переход от места нашей четвёртой за этот поход ночёвки, выходим к первому самому верхнему мосту через реку. Мост оказался разрушенным, отсутствует его половина у левого берега реки. По дороге, выходящей к разрушенному мосту, был снегоходный след. А мы продолжили идти по речке и тропить. Идти по руслу реки намного интереснее, чем по дороге. Можно увидеть долину со всеми её изгибами и скалами. Восприятие похода в этом случае будет намного более ярким.
Первый мостик
Дорогу проигнорировали
Продолжили идти по льду речки

Второй мост через Большой Задой тоже в очень плохом состоянии.
Второй мост
Последний взгляд на Снежную Гриву
Мост, которого нет
Здесь, где-то слева от нас присутствовали люди. Мы слышали лай собак. Третий мост оказался целым – нам пришлось его обходить по берегу. Чуть ниже третьего моста, обернувшись назад, я в последний раз в этом походе посмотрел на Снежную Гриву. Река в этом отрезке замёрзла очень хорошо. Лёд ровный и однослойный. Никаких полыней и разломов льда мы в первой половине пятого дня похода не наблюдаем. Четвёртый мост тоже разрушился. Его мы перешагнули сверху прямо по руслу реки.

Так выглядят берега Большого Задоя на его нижнем отрезке – скальные обнажения с сосновыми редколесьями
На широких отрезках долины

Ещё в 4,4 км выше места впадения в Большой Задой левого притока Задой, смешанная по составу тайга на склонах долины Большого Задоя окончательно переходит в светлохвойную с доминированием в древостое сосны и берёзы. Сосновым лесам огромный урон нанесли лесорубы ещё со времён СССР.
Тоже не проезжий
За левым безымянным притоком
Многие реки тогда использовали для сплава древесины. Спиленные с этих склонов сосны, скатывали в реку... Поэтому, ничего удивительного в том, что сейчас на этих совсем не пологих склонах нижнего отрезка долины Большого Задоя мы наблюдаем не сосновые заросли, а сосновые редколесья с обилием берёзы. По берегам реки, особенно на широких отрезках долины, во многих местах присутствуют ели. На обоих берегах имеются большие массивы скал, которые выходят в виде обнажений. На левой стороне долины выходов скал больше, чем на правой. Седьмой на нашем пути мост, самый близкий из расположенных ниже устья реки Задой, тоже оказался не разрушенным. Обходим его с правой стороны. Проходим небольшое расстояние по реке вниз от моста и в солнечном месте останавливаемся на обед, не доходя 1,5 км до места впадения в Большой Задой реки Жидохон. Я всё также иду на речку искать место, где можно легко раздобыть воду. В этот раз на это ушло больше времени. Тонкий лёд нашёл, но он оказался не настолько тонким, чтобы его можно было проломить ногой или лыжной палкой. Пришлось поработать топориком. Пока я решал вопрос с водой, мои товарищи спилили не тонкую сухостоину и разожгли костёр.
У устья Задоя
Ещё один сохранившийся мост
И опять на левом берегу
На отрезке между Жидохоном и Задоем

Между Жидохоном и братской дорогой

Ниже места впадения Жидохона на правой стороне долины Большого Задоя есть очень красивое скальное обнажение.
Прошли все крупные притоки
После того, как прошли мост, на некотором промежутке пути у нас была халява – шли по снегоходному следу. Халява в том плане, что не нужно тропить, а можно просто не спеша переставлять ноги. На коротком промежутке снегоходный след прерывался, а потом опять вышел на лёд реки. В самых низовьях Большого Задоя снега было очень мало. В 16.35 солнце окончательно ушло из долины. А истинный закат из долин никак не доступен, как и из леса. Из широкой части долины хорошо видны обезлесенные склоны северной части хребта Тункинская Грива. Со стороны Большого Задоя и со стороны Тойсука вид на северную часть Тункинской Гривы очень похож. Многолетние регулярные палы травы не оставляют лесу никаких шансов... На ночёвку остановились перед долиной нижнего левого притока Большого Задоя, в которую уходит братская дорога. За день мы прошли 17 км, сбросили по высоте примерно 140 м.
Самое красивое скальное обнажение в низовьях Большого Задоя
В жизни есть место и для труда, и для халявы
Последний прижим на левой стороне долины
Закончился день, начался вечер
Обезлесенные склоны Тункинской Гривы
Обычная январская ночь

7 января, день шестой. В самых низовьях долины реки Большой Задой. Выход в Тальяны и отъезд

Наш проход за шестой день

В последний день похода мы были полностью готовы к выходу около девяти утра.
Догорают последние дрова
Здесь мы брали воду
Я напоследок еще залил водичку в свою бутылку. Есть у меня привычка привозить домой воду из чистых речек и ручьёв. Ну, и про чурку не забыл. Тоже взял одну наиболее понравившуюся с места последней ночёвки в этом походе. С ближайшего ниже расположенного моста через Большой Задой некоторые участники не пожелали больше идти по речке. Оставшиеся километры до села Тальяны мы шли по уже знакомой мне по трём предыдущим походам дороге. Пейзажи вдоль этого 7,8-километрового отрезка дороги достаточно красноречивы, чтобы использовать их для манипуляции общественным мнением в пессимистическом контексте. Можно искусственно создавать информационный фон, подливать масла в огонь, насаждать ненависть к китайцам, к таким нашим/не нашим, кто готов продать свою страну, свою жизнь, человечность и совесть за колбасу или за что-то ещё.

Последние километры до села Тальяны идём комфортным темпом, не торопимся. Некоторые участники предпочли снять лыжи и идти пешком. Я остался в числе тех, кто продолжил идти на лыжах. В начале этого дня в небе над нами были очень красивые высоко-кучевые облака – altostratus. Эти облака очень добрые, не предвещают ничего плохого, не приносят осадки и холод.
И опять дорога
Виды справа от нас
Типичные придорожные пейзажи
Виды слева от нас
На половине пути этого дня
Облака
Одно из внешних выражений смутного времени конца XX — начала XXI века в России

Развилка дорог

По одной из этих двух дорог мы вышли 7 января 2020 года. Какая из этих двух дорог выглядит более наезженной, какая менее наезженной? Что скрывает каждая из дорог? Одна из этих дорог заканчивается тупиком. Какая?! По другой можно выйти/выехать на магистральную дорогу. Что общее у этих двух дорог?

Обе эти дороги грунтовые лесовозные. Обе эти дороги проходят через тайгу и обе имеют разное количество развилок. На них нет ГИБДД, нет власти и законов, а есть только понятия, которые исходят из интересов, традиций взаимоотношений и привычек людей. В тайге, к сожалению, интересы и понятия у людей часто стоят выше дружбы и человеческих отношений. Ни по одному из направлений нет никакой сотовой связи и какой-либо инфраструктуры. По этим дорогам ездят лесорубы, ездят жители села Тальяны, ездят всякие охотники и, бывает, ездят городские люди. Что объединяет абсолютное большинство тех, кто ездит по этим дорогам? Почти все едут в тайгу с целями потребления. То есть, почти каждый едет что-то брать для себя. Для кого-то эти выезды — вопрос выживания, для кого-то вопрос дополнительного заработка, для кого-то вопрос удовлетворения его пищевых и бытовых потребностей, для кого-то вопрос развлечения. Лесорубы десятилетиями вывозят из тайги древесину. Сельские жители ездят с целями охоты, рыбалки, сенокосов, с целями сбора ягод, трав и заготовок кедрового ореха. Городские люди тоже ездят на охоту, на рыбалку, для сбора ягод и орехов для себя. Некоторые ездят для сбора трав, ягод и кедрового ореха в больших объёмах на продажу. Территория, куда можно доехать по дорогам, поделена на охотничьи угодья между разными городскими людьми, достаточно благополучными в материальном плане, кому важно иметь свою "собственность", где можно развлекаться, самоутверждаться, пить спиртное в любых количествах, выстраивать отношения с разными людьми для своих целей, а может, и просто отдыхать. Лесорубы разбивают дороги, часто оставляют после своего ухода штабеля брошенной, не вывезенной древесины, разбросанные порубочные остатки и бытовой мусор – всякие покрышки, бутылки, окурки, разные бочки и канистры из-под топлива... Люди, приезжающие по своим интересам и потребностям, оставляют в тайге разные балаганы/шалаши, укрытые тряпками/тентами и разный бытовой мусор. Особенно бросаются в глаза и раздражают брошенные влажные пластиковые салфетки! Кедрачи во многих местах сильно повреждены заготовителями ореха, поэтому ослаблены болезнями, вредителями и засыхают на корню. И только люди, похожие на нас, идут в эти места не с целью что-то забрать у природы. Мы только пользуемся тем, без чего невозможно жить – пьём воду и берём дрова из сухостоя для обогрева себя. Оставляем после себя только аккуратные кострища без мусора и вытоптанные пяточки в местах, где ставим лагерь. И ничьих интересов мы не нарушаем. Живые деревья не губим, животных не убиваем, весь запас еды берём с собой из города.

Из этих двух дорог, более наезженной является левая. Она уходит в долину реки Тойсук. А от Тойсука дороги заходят в долины всех его крупных притоков. И все эти ответвления, которых немало, можно считать, что заканчиваются тупиками. Серьёзный недостаток дороги вдоль Тойсука в том, что на ней много мостов и бродов. Мосты регулярно разрушаются паводками и наледями. Основная масса лесозаготовок в настоящее время ведётся по Тойсуку, так что по левой дороге в основном и ездят лесорубы. От левой дороги вскоре после этой развилки, влево уходит одна дорога – в долину Большой Зого. Она наиболее перспективна в сравнении со всеми остальными. Мы ходили по ней. По этой дороге есть шансы добраться до сёл Савватеевка и Шаманка, но не без рисков. Правая дорога на этом фото, которая менее наезженная, уходит в долину реки Большой Задой. С неё мы и вышли к этой развилке. На ней тоже есть развилки и мы их проходили. На одной из развилок вправо уходит дорога, по которой можно приехать в село Торы в Тункинском районе Бурятии, через которое мы проезжали на подъезде к отправной точке этого похода. Эта дорога называется "братская", потому что она выходит в Бурятию. Она идёт по водоразделам, и на ней до Бурятии нет ни одного моста. По братской дороге мы ходили на Снежную Гриву в марте 2019 года.

Мостик с соснами

Перед входом в село Тальяны, делаем последнюю остановку, чтобы увязать лыжи. Обращаю своё внимание на старый мост через реку Тойсук. Он обветшал, и по нему больше никто не ездит и не ходит. На этом мостике поселились две сосны, которые, похоже, достигли пределов своего роста. Ну, не может им мостик дать больше того, что им нужно... Засыхают. Жалко деревья...

Окончание похода

Наша группа вышла в Тальяны в первом часу дня. За день мы прошли по расстоянию 9,6 км, сбросив по высоте примерно 40 м. Как вышли на сельскую площадь, увидели, что нас уже ждал тот же водитель, с которым мы заезжали в Хонгодоры пять дней назад. У нас с ним была договорённость о том, чтобы он приехал за нами в этот день в оговоренное время.

Этот поход, для меня четырнадцатый подряд новогодний, успешно завершился. За неполных шесть дней мы прошли интересный линейный маршрут протяжённостью 64 км. Весь маршрут похода можно рассматривать как один большой асимметричный перевал с резким набором высоты и очень плавным спуском. Перепад высоты между самой высокой и самой низкой точками маршрута составил примерно 1050 м.

Разнообразия на этом маршруте было предостаточно. Мы ходили по дорогам пешком и на лыжах, испытали себя на затяжном подъёме, имели возможность потропить, имели счастье прокатиться на лыжах. Мы видели полное бесснежье и сплошной снежный покров мощностью до 60 см. Прошлись по лесистым водоразделам и склонам, по долинам – узким с заваленными руслами и по широким с комфортным проходом. Видели леса разные по составу, относительно нетронутые и нарушенные; видели гари, вырубки, редколесья. В долине мы видели разные лесистые склоны, со скалами разной высоты и формы и без скал, каменистые россыпи. Мы видели разный лёд, однослойный и двухслойный, полыньи, наледи, ступени, пили чистую воду из речки и топили снег. Мы проходили через места с хорошими обзорами. Видели с расстояния Тункинские Гольцы, Хамар-Дабанское поднятие, Торскую впадину, Присаянское плато. Погода нас порадовала. Все дни было ясно и умеренно морозно. В общем, мы видели все те прелести в полном объёме, какие может содержать в себе район восточной части Присаянского плато. И ещё, я, наконец, увиделся с человеком, кого не видел три года, с кем немало прошёл в прошедшие годы. И с нами был наш старый харизматичный друг, который пересилил свои страхи и слабости. Продолжение будет!

Алексей Редькин

Игорь ВороновДействительно, большой и информационный отчёт!

Алексей, а что с полешкой делаешь, которые берёшь с последней стоянки?
08.09.2020, 15:11:26 |
Алексей Редькин

Игорь Воронов: Алексей, а что с полешкой делаешь, которые берёшь с последней стоянки?

Просто лежит дома до востребования. На дачу забираем. К бабушке хожу, иногда беру с собой, показываю, чтобы не забывала о том, что было в её жизни раньше, а теперь стало недоступным. Да и в принципе, полено может быть полезным, когда оно дома под рукой. Собираешься куда-то в поход, заезжаешь с вечера или с ночи в место, где с дровами серьёзные проблемы — можно прихватить с собой. Утром завтрак сварить в месте ночёвки, сэкономить время ради каких-то серьёзных планов — может пригодиться. Иногда без предупреждения могут прийти гости, можно пойти с ними на пикничок, или на шашлыки. А ещё, так устроены люди, что у них есть естественная базовая потребность в неопределённости. Она актуальна для всех, у кого удовлетворены потребности в еде, в безопасности, в личном пространстве. Ещё, полено как предмет из растительного мира, очень похож на букет цветов, только ещё лучше. Букет быстро завянет и засохнет, а полено может храниться много лет. Его можно преподносить в качестве подарка женщинам. Как они будут на это реагировать, это их проблемы, их восприятие и отношение к жизни и к миру. Каждое полено вполне конкретная вещь. Оно является частью конкретного дерева, которое росло в конкретном месте, имеет свою историю. У него есть своя текстура, волокна, рисунок.
09.09.2020, 21:02:39 |
Константин СухановЭх, жалко, что стар. А то бы подарил любимой девочке полено