Заброска, бюджетный вариант

Так бывает, что грандиозные планы, выстроенные зимой на лето, внезапно рушатся, как карточный домик. Так случилось и в это лето 2020 года. В результате всех перипетий нас двое, желающих и могущих сходить сейчас, немедля в образовавшиеся дни – это автор этих строк и мой старший товарищ Виктор Шевков.

Побывать в районе горы Мунку-Сасан хотелось давно и очень давно, увидеть воочию водопад на р. Дабата, левом притоке р. Тисса. Короткие временные рамки запланированного отдыха и подсказали выбор маршрута. Накануне отъезда созваниваюсь с диспетчером автопредприятия в Орлике и бронирую два места на подсадку в Култуке у кафе «Черёмушки». У кафешки останавливается на обед автобус, следующий из Улан-Удэ в Орлик и обратно, следовательно, есть возможность спокойно загрузиться.

Наиболее интересная часть маршрута на карте

13.07.2020 Погода замечательная, солнце в облаках – не так жарко. На маршрутке Иркутск – Слюдянка приехали заранее и притопали к кафе Черёмушки. В ожидании транспорта успели пообедать. Первый пришел автобус из Орлика и народ весело повалил обедать. Улан-Удэнская маршрутка, форд, подошла в 13.30. Машина оказалась полупустая, и мы спокойно загрузили большие рюкзаки. Выехали от кафешки в 14.00. Вот и Тункинская долина с её лугами, просторами, зубчатыми горами и бездонным синим небом. Всегда хороша, вне зависимости от времени года. За окошком форда быстро мелькают деревушки, люди заняты, пожалуй, одним из главных деревенских дел – сенокосом. На въезде в Монды форд резко затормозил и остановился перед шлагбаумом. В салон вошли пограничники и вежливо попросили предъявить паспорта. Далее, от Монд пошла гравийка, но дорожное покрытие хорошего качества и машина идёт, почти не сбрасывая скорость. Человек, если захочет, может многое, и даже горы свернуть ему нипочём. Это хорошо чувствуется, когда дорога буквально нависает над ущельем Иркута и где-то внизу в теснине яростно бушует вода.

Когда-то, не более ста лет назад, из Монд в долину Оки вела только тропа через перевал Нуху-Дабан и усталые путники меняя лошадей, через мари и тайгу, подолгу добирались до Окинского караула. Таким путём, в долину Оки прошли: Турчанинов, Кропоткин, Крыжин, Обручев, и ещё много исследователей Саян. Вот и Орлик, административный центр Окинского района или по-старому – Хушуна. Орлик не узнать!
Ока чуть ниже Орлика
В последний раз я был в этих местах одиннадцать лет назад. В посёлке делают дороги, кладут асфальт, мостят тротуары и бетонные столбы освещения. Укрепляют правый берег, возводят дамбу. Сейчас в Орлике, несколько разных операторов связи. А семнадцать лет назад, я это хорошо помню, на въезде в посёлок в качестве заправочной станции стояла бочка из–под кваса и на ней корявыми буквами было написано «бензина нет». Время прибытия в Орлик 19.15. Маршрутка проезжает центр, и на окраине села мы выходим. И тут же, с помощью нашего шофёра, нашедшего нам попутную машину, грузимся и едем далее до автомобильного моста через Оку. На этом наша автомобильная часть пути заканчивается. Отходим от моста каких-нибудь триста метров и останавливаемся на ночёвку на высокой террасе левого берега Оки.

Вверх по Тиссе

14.07.2020 Погода хорошая. Пока Виктор разогревает вчерашний ужин, я складываю палатку и тент. В этот раз для облегчения веса я взял старинную палатку, совсем тонкую капронку и тент от дождя. И, как показал поход, оказался неправ. Несмотря на то, что июль самый тёплый месяц лета, ночами было прохладно, хотя выше границы леса не ночевали. Саяны всё-таки! Выходим в 7.00 и идём по конной тропе, идущей вверх по Оке до красивого утёса.
На прижиме ниже устья Бурят-Гола
Подойдя к утёсу, тропа серпантином взбирается над Окой и переваливает этот скальный выступ, спускаясь в долину р. Бурят-Гол. С утёса открывается красивый вид на Оку, чувствуется её величие и мощь. Тропа для меня не нова, в 2003 г. мы втроём, возвращаясь из маршрута, прошли по Тиссе от устья р. Хэлгин и до с. Орлик, так же, через мост.
Долина Бурят-Гола
В воздухе аромат пряных трав и тишину нарушает только треск цикад. Сушь. И только могучие редкие лиственницы создают тень. Ощущение, будто ты находишься где-нибудь в Приольхонье, в степной зоне. Тропа, спускаясь с утёса, подходит к броду через Бурят-Гол. Воды совсем мало, бродим ниже колена. На летнике за речкой никого нет, состояние какой-то заброшенности. Все загоны для скота в плачевном состоянии. От летника Бурят-Гол на Тиссу идёт старая дорога, по ней мы и идём к реке. Воды, ручейков нигде нет, кроме самой Тиссы.
Вид на устье Тиссы
В 11.30 вышли на берег Тиссы в месте, где дорога подходит близко к реке. С крутой террасы видно устье реки. В этом месте на карте обозначены пороги, но ничего серьёзного, кроме редких больших глыб не видим. Обедаем на реке и видим, что по правому берегу реки идёт дорога в Балакту. Думается, что название посёлка происходит от "балык", что у многих малых народов означает "рыба"? Грохоча на ухабах, по дороге проходит "урал".
На Тиссе ниже села Балакта
Продолжаем путь по старой дороге, местами переходящей в тропу. В 18.00 на правом берегу показалась Балакта. В этом месте река делает резкий поворот почти на 90 градусов, поворачивая на запад-северо-запад. Взору открывается широкая долина, вернее урочище Жэлген. Когда-то здесь находился старинный дацан, в наследие от которого осталась плита с высеченными в камне молитвами. Видим, что в урочище живут: стоят добротные избы, поскотины новые, пасётся скот. С Балакты, сюда машинный брод. Вообще, дорога вверх по Тиссе идёт вплоть до озера Дозор-Нур и даже далее до р. Хорин-Гол преимущественно по правому берегу, с бродами на левый берег и обратно. Проходим ручей Жэлген и сразу на террасе встаём. За день пройдено 16 км. Вечером наблюдаем за огромным хищником, кружащим в небе над рекой и затем камнем, падающим в воду. Неужели идёт охота на рыбу? Пытаюсь заснять, но с моим фотиком это пустое дело.
Село Балакта

Гриб
Сплавщики
Совы
Подъём в 5.00. Погода непонятная. Выходим в 7.00, хочется до жары пройти побольше. Тропа уходит по заболоченной речной пойме. Немного проходим, теряем тропу и идём просто лесом. Немного капает, но недолго. На заболоченную луговину спускается изюбрь и, заметив нас, не спеша удаляется. В 2003 году удалось наблюдать как изюбрь грациозно переплыл Тиссу и скрылся в чаще. Через 2 км ходьбы по лесу, подсекаем конную тропу и движемся по тропе, идущей по террасе вдоль реки. Проходим луговины и летники, но никого нет, висят замки. Вода в реке стала мутной и уровень заметно прибавился. Верха закрыты пеленой тумана, видимо, в горах прошли дожди. В 10.00 из-за поворота реки показалась большая лодка и в ней двое мужчин и две девушки в спас-жилетах. Не тот ли "урал" их забросил на сплав? В 12.00 подошли к реке Дабата.

К водопаду «Дабатый»

Название конечно условное. На монгольском языке "дабаа", "дабаан", горный перевал, подъём. На подходе к ручью замечаем заброшенную избушку рядом с тропой и решаем в ней оставить вещи, когда пойдём на водопад.
Переправа
Тисса рядом, выходим к реке и обедаем. Иногда сверху сыпет водяная пыль, небо в облаках. Сквозь берёзы в тумане открывается долина ручья с крутым ложем. Далее вверху долины виднеются скалы.
Вид на долину Дабаты
Тундровое плато
Верхняя ступень водопада
Гранитная набережная
Что-то подсказывает, что поднимаются к водопаду не по ручью. На карте рядом, выше по течению Тиссы, обозначен довольно пологий склон. Решаем по нему и подниматься. Высота точки у зимухи 1400 м, то есть предстоит набрать метров 700, чтобы подняться на плато. Не даром речка называется "Дабата". Обедаем, оставляем рюкзаки и налегке выдвигаемся в радиалку. Сразу за зимовьём брод через р. Дабата. На правый берег переброшена большая лиственница. По ней и перебираемся на другой берег реки. По расходу воды, конечно, река сравнима с ручьём. Сразу за речкой на правом берегу рядом с тропой стоит вторая избушка вполне пригодная для проживания, но печки нет, видимо, спрятана. Заметно недавнее пребывание людей. Не отсюда ли ходят к водопаду? Сразу за домиком, тропы разделились: левая пошла низом, а правая на бугорок вверх. По ней мы и пошли. Сверяюсь с навигатором, – направление пути совпадает. Конная тропа серпантином поднимается на крутой, безлесный склон со степной растительностью и далее уходит вверх. На подъёме открываются виды на долину Тиссы, но небо затянуто; и куча гнуса атакует нас. Через два часа подъёма начинается выполаживание склона, меняется и характер растительности. Лес отступает, и мы выходим на начало тундряного горного плато, поросшего карликовой берёзкой. Тропа разделяется на кучи троп – "ручейков" от пасущихся вольготно маралов, и мы идём просто по компасу на северо-восток. С ближайшего бугра открывается красивый вид на плато, – большую водосборную систему реки Дабата. «Зеркало» рек видно издалека. Среди тундры на бугорках выходы гранитной дресвы розоватого цвета, как у нас на Олхинском плато. Подходим к ложу ручья в 16.15. Уже заметен характерный слив. Вот и начало водопада. Высота точки 2020 м. Ложе реки перед сливом обрамлено громадными гранитными глыбами, и вода могучей пенной струёй падает со стометровых скал, точно по центру громадного скального амфитеатра. Камни мокрые, подходить опасно, и чтобы увидеть весь водопад, обходим цирк справа. Здесь скалы поросли низкорослыми кедрами с большими, ещё молочными шишками. Отсюда и открылся великолепный вид водопада.

Завораживающее действо!

Время пролетело мгновенно, и мы заставляем себя идти назад. Ночуем на берегу Тиссы возле зимушки. За день пройдено 10 км до р. Дабата, плюс радиалка 5 км. К ночи закапал дождик.
Тяга к жизни
Колокольчик сборный
Окно

16.07.2020 Ночью был дождик, но к утру похолодало и установилась погода. Выходим в 7.00 и сразу с утра брод реки Дабата по колено. – Переходить по бревну с кулями не рискнули. Уходим от зимовья по нижней тропе, но вскоре тропа забирает на склон, и мы лезем вверх, обходя крутой скальный выступ, обращённый к Тиссе. Тропа часто теряется среди курумника или в густой траве, но всегда находится, если не терять логику направления.
Вид на ущелье р. Дабата
Тропой явно перестали пользоваться с появлением дороги по правому берегу, но тем не менее тропа, пробитая ещё в давние времена, вполне проходима и читаема. С высшей точки утёса открылся прекрасный вид на долину Тиссы и местность Тэргэтэ с лугами и летниками на левобережье реки. По ландшафту прямо какая-то Швейцария в Саянских хребтах, или Карпаты с той, европейской Тиссой – левым притоком Дуная.
Долина Тиссы между Дабатой и Тэргэтэ
Встреча на тропе
Лайки охотника Доржо
По мнению Мильхеева, название "Тисса" происходит от кетоязычных простых топонимов "таз", " тис", "тез", в понимании «вода, река», полярное мнение у Мурзаева: "тис", "тиш" в тюркской топонимии означает "утёс, скала". По словам самого Мильхеева, тюркоязычный топонимический пласт в Прибайкалье следует рассматривать как один из древнейших. В Саянах очень широко распространены названия тюркоязычного происхождения, осмысливаемые на языках тофаларов, сойотов, саянов, тувинцев. Та же Ока, по-сойотски Ок-Хем (бур. Аха). Вопрос, конечно, очень интересный. С утёса тропа вывела прямо к летникам на обширные луга. "Тэргэтэ" с бур. Значит "телега" и, действительно, с правого берега машинный брод, – и пошла дорога по левобережью Тиссы. История повторяется, – кругом на домиках замки и не души. Довольно долго идём по дороге, пока она не уходит на правый берег Тиссы. К вечеру подходим к широкой долине ручья Хужирта-Горхон (бур. – Солонцовый ручей) и слышим звук колокольчиков; – пасётся скот и, видимо, живут люди. Не доходя поскотины, выходим к реке и ставим лагерь. Время 19.00. За день прошли 16 км.

17.07.2020

Лайки Доржо

Проснулись одновременно с Виктором без будильника от того, что подмёрзли. Время как раз 5.00. Дует сильный холодный ветер, пасмурно.
Безымянное долинное озеро
Ночью лаяли собаки. Завтракаем и выходим в 7.20 по хорошей скотской тропе, идущей через многочисленные летники и редкий лиственничный лес. На броде через речку, вдруг, откуда ни возьмись, появились две крупные молодые лайки, которые тут же облаяли нас для виду и быстро познакомились. Совершенно милые создания! Видимо с одного помёта, обе белые с чёрными пятнами. Сколько радости в глазах и прыти! Свобода! Собаки взялись нас сопровождать и, как мы их ни уговаривали идти домой, всё бесполезно. Договариваемся с Виктором ничем их не угощать, а их и угощать не надо. По пути лайки сами гоняли всякую живность. Тропа идёт, местами переходя в дорожку, идущую мимо летников по совершенно парковым лесам.
Домашние яки на выпасе
Тисса здесь принимает совершенно равнинный характер с многочисленными старицами, проходными озёрами и протоками. В 10.30 прошли устье р. Саган-Гол (бур. – Белая Река) и до озера Дозор-Нур осталось не более трёх км. На противоположном берегу Тиссы видно жилой летник, пасутся кони и скот. Наши псы совсем ошалели и куда то умчались, перегавкиваясь с заречными псами. Мы встали прямо напротив долины Саган-Гола, и в разрывах облаков были видны вершины с белыми языками в кулуарах. В этом месте оказалось много тонких сухих лиственниц; и мы решаем именно здесь сделать раму для катамарана и переправиться на правый берег Тиссы. Разводим костёр, натягиваем тент и занимаемся всеми делами сразу. Наших псов и не видать. Завариваю чай и слышу всхрап лошади.

– Здравствуйте, собак не видели?

– Здравствуйте, видели. – Они с нами бежали от Хужирты, а здесь почуяли заречных псов и куда то умчались. Молодой, крепкий парень ловко спрыгнул с лошади, накинул повод на сук и подошёл к костру.

– Сбежали, пока я спал! А они у меня для охоты.

Видно, что парень сильно расстроен.

– Давайте чаю, – предлагаю я, также чувствуя себя неловко.

– Вас как зовут?

– Доржо.

Наливаю чай, достаю конфеты и протягиваю Доржо кружку.

– Я Егор, а это Виктор. Мы туристы из Ангарска.

– Да я знаю, что Вас двое, и Вы туристы.

– А почему все летники пустые, никого нет?

– В этих местах косят позже, в августе. – Вот никого и нет.

О многом говорили и пили чай.
Доржо показал примерное направление тропы вверх по Саган-Голу и отправился на розыск собак.

К 18.00 мы собрали раму и приготовились к переправе. Увидели Доржо, он нашёл одну лайку и возвращался домой. Под террасой левого берега организовали стапель, перенесли гондолы и привязали раму.
Место переправы через Тиссу
Считая от озера Дозор-Нур и до устья Оки, Тисса, по расходу воды сравнима с р. Китой в нижнем течении и имеет ширину 70-90 метров, глубину 2 м, и скорость течения в межень 1,5 – 1,7 м/сек. Переправились на правый берег Тиссы и перетащили весь бутор подальше в лес, где и сделали лагерь. За день до переправы пройдено 6 км.

18.07.2020

К вершине Мунку-Сасан по долине р. Саган-Гол

Погода хорошая, выходим в 8.00 от нашего лагеря, где мы вчера спрятали раму и подвесили на деревьях мешки с заброской. Проходим мимо летников по совершенно приятным степным угодьям и держим путь в долину Саган-Гола. В глубоком декольте долины хорошо видно вершину Мунку-Сасан, что означает "вечно белая" (с бур.). Проходим заброшенный летник и подсекаем старую конную тропу.
Вид с правого берега Тиссы
Тропа поначалу шла вдоль реки на юго-запад, но затем повернула на запад. В ближайшей мари мы её потеряли и пошли по компасу штурмовать отрог, благо рюкзаки лёгкие, без гондол. Тропок от копытных просто масса, попадаются и следы косолапого.
На склоне над стрелкой Тиссы и Саган-Гола
На подходе к долине Мунку-Сасан-Гола
Наледь на Саган-Голе
Вечером в лагере
Ближе к обеду понимаю, что это всё не то, – идти просто сплошное неудобье. – Собираем все крутые распадки над каньоном реки, а самое главное, что почти нет движения по буреломам. Сквозь ветви деревьев видно, как белой пеной клокочет вода. Вспоминаю про слова Доржо о том, как в советское время, совхозы по этой тропе гоняли сарлыков на летние высокогорные луга. Должна быть тропа! На одном из отрожков набираем высоту вверх по склону метров пятьдесят и вскоре подсекаем настоящую тропу. Тропа ровненько, как узенькая дорожка, выбита копытами, и несмотря на время, хорошо читается в лесу. Видно старые подрубы и пропилы, затянутые смолой затёсы. Тропа идёт практически по одной горизонтали, и мы быстро набираем скорость ходьбы. По камням переходим рукава ручья Мунку-Сасан-Гол, и здесь в густой траве и камнях тропы разделяются. Уходим по нижней тропке и вскоре выходим к реке. В этом месте ложе реки уже широкое и ровное, сформированное ледником. На галечнике лежат сезонные остатки наледей, и скот просто брёл здесь по берегу реки. Характер растительности меняется. Лес уходит, и начинаются горные болотистые мари. Периодически теряем и вновь находим тропку среди карликовой берёзки. К 20.00 дотягиваем до ручья Доод-Зэрлэг-Ус, что означает "нижний дикий ручей" (собственная трактовка этого названия ручья с монгольским названием). Этот лист карты километровки N–47–139 почему-то подписан по-монгольски. В устье этого ручья характерное обнажение правого борта, на котором мы и останавливаемся. Сегодня прошли 16 км.

19.07.2020

Разведка пути на Мунку-Сасан по юго-восточному гребню

На склоне юго-восточного гребня массива г. Мунку-Сасан
Вид на долину Саган-Гола
Рыхлые скалы
Подъём по гребню

Ещё с вечера с нашей высоты мы приметили, что левобережный подъём наверх от границы редких кедров не сильно крутой. Между выступающих скалок есть проходы, да и на карте скаты не крутые. Вариант подъёма по ручью я отклонил, памятуя о вчерашнем мыканье над каньоном.

Вышли поздно, почти в 9.00. Погода хорошая. Поднимаемся по каменной реке, по галечнику. Вода появляется только недалеко от входа в ущелье. А мы углубляемся в кедровый лес левого берега и лезем вверх. Как только живут здесь кедры?! – Почвы практически нет, одна мелкая сыпуха. Скалки, которые казались нам отдельными снизу, сформировались в разрушенный острый гребень, огибающий систему крутых, глубоких кулуаров; а вершина гребня даже не просматривается. Хорошо, что камни сухие и есть хорошие зацепы. Поднимаемся совсем тихо, часто спускаемся и обходим гребень то слева, то справа. Сверху красивый вид на долину Саган-Гола, перевал на р. Хараганта и гребень Большого Саяна. Уже недалеко от первой вершины в юго-восточном гребне, в узком лазе, ощупывая зацепы, трогаю плиту и чувствую, что плита начинает тихо сползать на меня. Какое-то время торможу её грудью, но не в силах удержать, отклоняюсь; и плита втыкается острым краем в полку под ногами. Хорошо, Виктор успевает отреагировать и переместиться.

Гребень между высотой 2724 м и Мунку-Сасаном
Юго-восточная сторона г. Мунку-Сасан
Вид на отроги хребта Большой Саян
Пологий гребень между долинами рек Додо-Зэрлиг и Дунда-Зэрлиг
Гольцовая растительность

Наконец, поднимаемся на первую вершину с высотой 2724 м. С вершины 2724 м Мунку-Сасан как на ладони и виден весь путь подъёма. Чувствую в грудине дискомфорт. Видимо, ушиб. В юго-восточном гребне есть ещё одна вершинка, после неё седло; и уже идёт плечо г. Мунку-Сасан 3164,0 м. Начинаем движение вверх, но поднимаюсь на вершину 2805 м, перед седлом и чувствую, что лучше прекратить подъём. Фотографирую с вершинки 2805 м. Хорошо видно зимний путь подъёма, о котором писала Марина Васильева – Красноштанова. Для лыжников, отличный вариант подъёма по правобережному, южному гребню. Далеко на севере видно вершину Хара-Сардык 3028 м. Внизу видим исток ручья и решаем спуститься назад по ручью. Идём совсем тихо. Ручей бежит сначала полого, но затем начинаются сбросы характерными уступами. И так всё время, до выхода ручья из ущелья. Ручей переходим по камням с берега на берег. В принципе, по небольшой воде, это лучший вариант летнего подъёма в цирк г. Мунку-Сасан из долины Саган-Гола. Как только ложе ручья начинает выполаживаться, можно подниматься на юго-восточный гребень (левый склон цирка) и лучше между вершинами 2724 м и 2805 м, и далее, продолжать подъём уже по гребню. В начале цирка осыпь крупнее и склоны более крепкие, а седловина за 2805 сложена мелкой «живой» осыпью. Приходим в лагерь в 20.00. Сегодня прошли 7 км.
Вид с высоты 2805 м на северо-запад
Вид с высоты 2805 м на юго-восток
Змееголовник крупноцветковый
В верховьях Додо-Зэрлига
Вид юго-восточного гребня массива г. Мунку-Сасан из долины Додо-Зэрлига
Теснина

20.07.2020

Погода супер, но увы. Планы меняем. – Потихоньку выходим в обратном направлении.
Озеро Дозор-Нур
В зарослях берёзки подсекаем верхнюю тропку и идём выше, не спускаясь к наледям и руслу Саган-Гола. К вечеру спускаемся прямо к озеру Дозор-Нур. Озеро, конечно, прекрасно.
Хищник
В старинной краеведческой литературе озеро называется Дозорное. Чуть ниже озера, на первом левом притоке Тиссы первые исследователи долины Тиссы (Кузнецов 1834 г.) ещё видели развалины строения – Тиссинского дозора, также связанного с обустройством границы после подписания Буринского (Кяхтинского) договора в 1728 г. между Россией и Китаем. Сейчас на озере находится база иркутских охотоведов, изучающих снежного барса, и родовые летники местного населения. За день проходим 14 км.

21.07-24.07.2020

Отдых и выплывание по Тиссе до Оки

Сплав не вызвал каких-либо трудностей. За дни хорошей погоды Тисса обмелела, все большие глыбы показались из воды, скорость течения упала. На участке сплава от озера и до устья р. Сархой нужно плыть только левым, основным руслом.
Лагерь
Расщепленная молнией
Перед началом сплава
Вид на долину Тэргэтэ
Стрелка Тиссы и Оки
Орлик

Всего по маршруту пройдено 90 км пешком и 60 км сплавом.

Ангарск, август 2020 г.

Егор Полтавченко

Юрий МельниковКак хорошо вы с Виктором сходили,Егор! А мне понравилась и компоновка текста и фотографий.
20.08.2020, 02:07:52 |
И. Фефелов** Вечером наблюдаем за огромным хищником, кружащим в небе над рекой и затем камнем, падающим в воду. Неужели идёт охота на рыбу? **
Если это та же птица, что на фото "Хищник", то всего лишь коршун.
Но если речь о другой птице, то может быть орлан.

20.08.2020, 08:31:53 |

И. Фефелов: Но если речь о другой птице, то может быть орлан.

А сова?
20.08.2020, 10:37:24 |
И. ФефеловНет. Рыбного филина у нас нет, а обыкновенный филин, конечно, рыбу ловит, но редко, и он разве что от едва живого леща в лопату размером не откажется... а там такое вряд ли водится.
А орлан в тех краях вполне реален, даже если и не гнездится (а он там скорее всего и не гнездится). Может, конечно, и скопа, но она помельче, не производит впечатление огромной, вообше на крупную чайку походит в полете.
20.08.2020, 10:57:22 |
Егор Полтавченко

И. Фефелов:  ** Вечером наблюдаем за огромным хищником, кружащим в небе над рекой и затем камнем, падающим в воду. Неужели идёт охота на рыбу? **Если это та же птица, что на фото "Хищник", то всего лишь коршун.Но если речь о другой птице, то может быть орлан.Балагта может быть и от тюркского "балык" с монгольским или бурятским "акцентом", но может быть и наоборот — от монгол-бурятского "булаг" (источник) с тюркским искажением.

Нет, скорее всего это коршун и был в том и другом случае. Не уверен конечно. Спасибо за мнение по топонимике. А, вот выводок сов на фото, это бородатая неясыть?
20.08.2020, 18:19:00 |
Егор Полтавченко

Юрий Мельников: Как хорошо вы с Виктором сходили,Егор! А мне понравилась и компоновка текста и фотографий.

Спасибо, Юрий за отзыв. Спасибо Алексею Редькину за редакцию и работу с текстом. Компоновка текста, это заслуга Алексея. Спасибо, Юрию Михайловичу Данилову за фрагмент видеоролика с водопадом. Спасибо, всем заглянувшим.
20.08.2020, 18:28:02 |
И. Фефелов

Егор Полтавченко:    А, вот выводок сов на фото, это бородатая неясыть?

Ага, сразу не заметил, что есть и фото с совами. Неясыть, но длиннохвостая: глаза явно темные, а не желтые.
20.08.2020, 19:09:21 |
Егор Полтавченко

И. Фефелов:   Егор Полтавченко:    А, вот выводок сов на фото, это бородатая неясыть? Неясыть, но длиннохвостая: глаза явно темные, а не желтые.

Да, точно, тёмные.Спасибо.
20.08.2020, 21:26:37 |
Виталий Штырц (Саныч)

А где его можно посмотреть целиком?
22.08.2020, 12:41:31 |
Виталий Штырц (Саныч)

Виталий Штырц (Саныч):  Егор Полтавченко: Спасибо, Юрию Михайловичу Данилову за фрагмент видеоролика с водопадом. Спасибо, всем заглянувшим. А где его можно посмотреть целиком?

Вот по подсказке Ю.Данилова нашел видео водопада. Очень впечатляет!
22.08.2020, 13:05:11 |
Егор Полтавченко

Виталий Штырц (Саныч):   Егор Полтавченко: Спасибо, Юрию Михайловичу Данилову за фрагмент видеоролика с водопадом. Спасибо, всем заглянувшим. А где его можно посмотреть целиком?

Прошу извинить за неправильную писанину, но это всё, что есть. Видео водопада мой первый опыт съёмки. Как говорят в народе: "хорошая мысля, приходит опосля". Нужно было подняться с рюкзаками и исследовать окрестности водопада получше. Пожалуй, лучшее время посещения водопада, сразу после дождей или таяния снегов, когда р. Дабата полноводна.
22.08.2020, 13:15:33 |
Юра ГалачьянцСпасибо, Егор. Интересный поход получился. У вас есть информация откуда можно начинать сплав по Тиссе? Скажем, от устья Хэлгина уже можно сплавляться?
24.08.2020, 14:13:21 |
Егор Полтавченко

Юра Галачьянц:  Спасибо, Егор. Интересный поход получился. У вас есть информация откуда можно начинать сплав по Тиссе? Скажем, от устья Хэлгина уже можно сплавляться?

Да, от устья Хэлгина вполне можно сплавляться. Я, и с ангарскими водниками разговаривал, и летом ходил от устья Хэлгина. На ПБ есть отчёт Ермакова, уральцев, они сплавились по Тиссе от устья Хэлгина до р. Ока.
24.08.2020, 17:50:01 |
Марина ШангинаДобрый день!Очень интересно,были на водопаде Дабаата в 2018!!!Впечатлил,хотелось бы ещё раз побывать с ночевкой,чтобы побольше насладиться зрелищем!!!У меня вопрос: почему приняли решение дальше не подниматься?Чуйка?Знак?Мы на водопад заходили сверху,и я не отдохнув давай слишком активно себя вести-ну и чуть не соскользнула вниз,там плоские и скользкие плиты,восприняла,как предостережение,да ещё гнус одолевал!!!
24.07.2021, 18:08:19 |
Марина ШангинаОчень интересно!!!Я бы этим маршрутом до водопада сходила,только наверное ,когда малая вода-дождей мало,и на заброске по Тиссе сэкономили и интересно,мы по тропе на скалу,что над Бурят-Голом поднимались,дорога там по Тиссе хорошая,у меня на туристической карте,издательства Иркутск она есть,но начиналась с Орлика и только в Балакте через брод на другой берег Тиссы.