Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Статья из журнала «На суше и на море» (№ 12 за 1937 г.) о первопрохождении маршрута на вершину Мунку-Сардык с севера, совершённом 27 июня 1937 г. группой альпинистов в количестве трёх человек: Борис Беркович, Борис Добробаба и Анатолий Цветков.



Автор статьи и организатор этого восхождения Борис Беркович окончил в 1936 году МАИ. Во время обучения в институте был старостой группы, многие начинания в группе, да и во всём институте, были связаны с его именем. За время учёбы в МАИ стал инструктором альпинизма. При проведении переаттестации инструкторов альпинизма в 1936 г. получил инструкторское удостоверение за № 1.

По окончании института выбрал распределение в Иркутск на авиазавод, хотя мог остаться в Москве. Создал на заводе альпинистскую секцию, и в 1937 г. первыми совершили восхождение с севера на вершину Мунку-Сардык, высшую точку Восточного Саяна. Тогда, в 1937 г., этот маршрут был официально классифицирован как альпинистский маршрут 1Б к.т. по северному гребню под руководством Б. Берковича. Но о том, что этот маршрут внесён в Классификатор альпинистских маршрутов, надолго забыли. А ведь можно было бы выполнять норматив на значок «Альпинист СССР» уже в 1950-1960 гг.

В 1938 г. Борис организует одномесячный палаточный альпинистский лагерь с северной стороны Мунку-Сардык. Видимо, после этого лагеря он попадает в тюрьму. Дело в том, что в 1937 году группа Берковича занесла на вершину гипсовый бюст Сталина, а оказалось, что ко времени восхождения, в 1938 г., он разрушился под воздействием непогоды. Тогда этого было достаточно, чтобы Беркович попал в тюрьму. Через некоторое время Берковича выпускают, и он уезжает работать инструктором на Кавказ. Там он становится старшим инструктором альпинизма, какое-то время работает начучем а/лагеря «Адыр-Су», является обладателем значка «Альпинист СССР II cтупени» № 9.

В 1940 г., в составе группы Нестерова В., Баркова В., Губанова В., первым совершил полный траверс всех вершин Шхельды («К вершинам Советской Земли», М., 1949 г., стр. 265). Это восхождение было признано одним из двух лучших восхождений советских альпинистов в 1940 г. (одновременно с ними вторая группа прошла полный траверс Шхельды в противоположном направлении).

По одной из версий, Борис Беркович погиб весной 1942 года, добровольно вызвавшись в десантники во время Керченской операции; по второй версии — погиб в Иране в 1942 году, когда туда зашли советские войска с целью охраны дороги, по которой доставлялся ленд-лиз в СССР через Иран.

Статья о Борисе Берковиче, написанная в газете «Пропеллер» за 1959 год В. Рудневым, студентом группы имени КИМ 1931-1936 гг.

Газета «Пропеллер» — это газета, издаваемая Московским Авиационным Институтом (МАИ).

В начале 30-х годов была в МАИ группа имени КИМ – Коммунистического интернационала молодёжи. Это была славная, сильная группа, «немеркнущая в веках», во всяком случае, в пределах МАИ, как считали студенты. Были в группе и умудрённые жизнью «старики» — выпускники рабфаков, и совсем молодые ребята из школ-десятилеток, отработавшие по году на заводах для приобретения рабочего стажа. Группа ставила рекорды успеваемости, неоднократно награждалась путёвками в маёвский дом отдыха «Авиетка» и ордерами на брюки и галоши.

Первым старостой группы КИМ был Борис Беркович. Отличный парень, живой, думающий, инициативный, с широким кругом интересов. Многие начинания в группе, да и во всём институте, были связаны с его именем. Он прекрасно учился, был наделён несомненным талантом журналиста, работал в редколлегии газеты «Пропеллер», был членом комитета комсомола, одним из первых инструкторов по альпинизму и одним из организаторов этого вида спорта в МАИ. В 1936 году он с отличием закончил МАИ, имел возможность остаться в Москве, но выбрал завод в Сибири, где и приступил к работе в должности сменного мастера.

Борис организовал на заводе альпинистскую группу, которая совершила групповое первовосхождение на вершину хребта Хамар-Дабан (ред. правильно: первопрохождение с севера на вершину Мунку-Сардык, высшую точку Восточного Саяна). Шёл 1937 год, а вершина эта находится на границе с Монголией...

... Бориса забирали тёмной ночью. Когда опечатывали его комнату, забыли выключить лампочку. Поэтому, когда его друзья возвращались после вечерней смены и видели свет в окне, им каждый раз казалось, что Борис дома...

Выпустили его из тюрьмы перед самым началом войны. На работу устроиться он не мог и, чтобы не терять время даром, подготовил и совершил первое советское восхождение на гору Ушбу – грозную кавказскую вершину (ред. правильно: полный траверс Шхельды – лучшее восхождение 1940 г.). Каждый день в тюрьме Борис делал упражнения и благодаря этому сохранил физическую форму.

Когда началась война, Бориса призвали в армию. Он был направлен на Кавказ инструктором в горные войска. Но ратных подвигов совершить не успел, хотя и был готов к ним. При первом же столкновении с немцами Борис Беркович был убит осколком мины. Где его могила – неизвестно. Родных у него не осталось; младший брат тоже погиб на войне. Но мы, друзья по группе, обязательно вспоминаем о Борисе, когда собираемся вместе.

В главном корпусе есть доска, на которую занесены имена погибших на войне выпускников МАИ. Ветераны «немеркнущей в веках» группы КИМ просят запечатлеть на ней имя нашего старосты и комсорга Берковича Бориса Максимовича (1913 — 1942 гг.), выпускника МАИ с дважды оборванной биографией.

Послесловие.

Имя Бориса Берковича высечено на доске Памяти, которая находится в Музейно-выставочном комплексе МАИ, среди ста шести имён других воинов-маёвцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.


Юрий Немировский


 ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Юрий Мельников

 Вадим Шахнович:  Вот тут есть ...http://munku-sardyk.ru/geography/history/

Какие интересные материалы Вы,Вадим ,подсовываете!:).
25.10.2020, 04:11:01 |
Игорь ВороновВадим, спасибо большое за такой большой объем интересной информации — будет чем заняться в этот холодный ковидный период)

Насколько я понял, Е.М. Де Гениг Михелис ещё и первым описал источники в Аршане по реке Хын-Гергэ. Что привело к резкой популярности этого места.
https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-vsoirgo-v-otkrytie-i-izuchenie-mineralnyh-istochnikov-sibiri-soobschenie-2/viewer
С 97 страницы
25.10.2020, 19:46:46 |
Вадим Шахнович

 Юрий Мельников: Какие интересные материалы Вы,Вадим ,подсовываете!


Цифровая археология, однако :) Может, пора уже школу открывать по этому направлению ;)

 Игорь Воронов: Е.М. Де Гениг Михелис ещё и первым описал источники в Аршане по реке Хын-Гергэ


Да, этот рассказ есть в его отчете, который я упомянул в самом начале обсуждения (первая ссылка). Он пишет, что случайно задержались в этом месте на несколько дней и сделали вылазку вверх по Кынгарге, которую местные считали непроходимой. В итоге они смогли дойти до самых ее верховий и поднялись на водораздел (перевал на Китой). На обратном пути посетили аршин (источник). Там очень эмоционально и интересно все описано — почитайте, не пожалеете!
26.10.2020, 00:12:46 |
Игорь ВороновДа, описание Кынгарги очень понравилось

В дополнение ссылка на номер 4
Или сразу на файл . Страница 88 из 169
26.10.2020, 13:00:06 |
Евгений Рензин

 Вадим Шахнович: сделали вылазку вверх по Кынгарге, которую местные считали непроходимой

Она и по сей день непроходима. Для лошадей! Поверить, что кто-то считал Кынгаргу непроходимой для пешего, решительно невозможно. Не говоря даже про две нынешних тропы по верхам над водопадом, туда ещё вполне можно попасть и через Артемьевский, и через Бухотский. Что доступно любому, сколько-нибудь умеющему ходить по пересечёнке.
26.10.2020, 15:47:54 |
Егор Полтавченко

 Игорь Воронов: )Насколько я понял, Е.М. Де Гениг Михелис ещё и первым описал источники в Аршане по реке Хын-Гергэ. Что привело к резкой популярности этого места.https://cyberleninka.ru/article/n/vklad-vsoirgo-v-otkrytie-i-izuchenie-mineralnyh-istochnikov-sibiri-soobschenie-2/viewerС 97 страницы


Игорь, это не совсем так. Одним из первых на Кынгарге побывал И. Д. Черский в 1875г, составил карту местности и нанёс источники. Скорее всего и до Черского, из "первой волны исследователей" Тункинской долины побывали на Кынгарге.
26.10.2020, 17:07:06 |
Игорь Воронов

 Егор Полтавченко:  Одним из первых на Кынгарге побывал И. Д. Черский в 1875г, составил карту местности и нанёс источники.


Это интересно. А нет ли под рукой ссылки на эти документы? А то в интернете первые упоминания источников приписывают охотнику Чемизову и миссионеру Чистохину в 1984 году
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-nastoyaschee-i-buduschee-kurorta-arshan/viewer
26.10.2020, 20:15:33 |
Евгений РензинТоварищи краеведы, а не подскажет ли, кто такие братья Домышевы, именем которых названа улица в Аршане и даже не маленькая река?
26.10.2020, 20:48:13 |
Егор Полтавченко

 Игорь Воронов:   Егор Полтавченко:  Одним из первых на Кынгарге побывал И. Д. Черский в 1875г, составил карту местности и нанёс источники. Это интересно. А нет ли под рукой ссылки на эти документы? А то в интернете первые упоминания источников приписывают охотнику Чемизову и миссионеру Чистохину в 1984 году https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-nastoyaschee-i-buduschee-kurorta-arshan/viewer


Скорее в 1894г. Я использую в основном книги. Где — то попадалась информация. Дело в том, что на целебные источники испокон веков приходили звери, лечиться, они натаптывали первые тропы, и звероловы и местное население отлично знали об этом. Первые исследователи, всегда нанимали проводников, через которых и узнавали об источниках, выходах минералов и интересных природных явлениях.
26.10.2020, 21:56:48 |
Вадим Шахнович

 Евгений Рензин: кто такие братья Домышевы


27.10.2020, 04:06:02 |
Юрий НемировскийУзнал, что информацию о восхождениях на Мунку до 1940 гг в Федерацию альпинизма выслал Андрей Афанасьев. Ее внесли в Классификатор 2013, но с ошибками. Сейчас подправили, но не совсем, видимо, точно.
Что сейчас в виртуальном Классификаторе (надо дополнительно указать "Мунку-Сардык"): https://alpfederation.ru/mountains/
2) Как в Классификаторе за 2013 г. (повторно co cтр.1)
В официальном альпинистском "Классификаторе маршрутов на горные вершины" Москва 2013 г. указаны маршруты на Мунку-Сардык в том числе:
1."З. гребню, СЗ склону 1Б. Геннинг-Михелисон
2. С. гребню 1Б Б.Беркович 1937
3.С склону В гребня 1Б А.Цветков 1937
4. С юга 1Б Пацюк 1935 г

5. Мунку-Сардык _Крылья Советов С.гребню, траверс 3А Б.Добробаба 1936 г.

II. Интересно, кто предоставил эту информацию в Москву ??
В предидущих классификаторах их не было, по крайней мере за 1981 г.
2.2 Пункт 3. Что Цветков повторно приезжал под Мунку или это 1938 г. или ???
27.10.2020, 15:50:46 |
Вадим Шахнович

 Игорь Воронов:  Егор Полтавченко:  Одним из первых на Кынгарге побывал И. Д. Черский в 1875г, составил карту местности и нанёс источники.

Это интересно. А нет ли под рукой ссылки на эти документы?


Я добавил на этот сайт карту (схему) маршрута экспедиции И.Д. Черского, изданную в Известиях Сибирского (Иркутского) отделения РГО в томе 5 № 4 (сентябрь) 1873 года. Ссылка на первоисточник: https://www.prlib.ru/item/797291 К сожалению, Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина предлагает электронный доступ только из своих официальных "точек доступа". Поэтому вторая ссылка (сайт РГО): https://elib.rgo.ru/safe-view/123456789/213525/1/UnVQUkxJQjEyMDQ3MTcxLnBkZg==#59

На схеме ясно видно, что маршрут Черского заходил в Аршан. Ну и в тексте отчёта об этом тоже написано (начиная со стр.51 — файл; 241 — бумага), правда не столь явно.
27.10.2020, 16:39:08 |
Вадим ШахновичОтносительно первенства восхождения на г. Мунку-Сардык: до Перетолчина (1896 г.) на вершину поднимался Радде (1859), и хотя имеется мнение, что Радде не дошел до самой вершины совсем немного, имеются вот такие слова самого Радде:

Лѣтомъ я намѣревался съ южнаго склона Восточнаго Саяна подняться къ гребню высокаго Мунку-Сардыка, перейти черезъ границу, повернутъ потомъ на югъ и, держась въ уровнѣ Косогольскаго озера, пробраться по этому направленію какъ можно далѣе, по крайней мѣрѣ де пограничныхъ, монгольскихъ карауловъ. Но къ исполненію моего плана встрѣтились препятствія, которыхъ устранить я былъ не въ силахъ. Живущіе при Косоголѣ Урянхи были напуганы рекогносцировкою, произведенною лѣтомъ 1858 года со стороны Генеральнаго Штаба изъ Иркутска. Вслѣдствіе этого они стали очень осторожны и позволяли проникать въ свою область только такимъ чиновникамъ, которые могли представить такъ называемую пограничную дощечку 1), въ чемъ со стороны русскаго начальства мнѣ было отказано. Также, въ нашихъ владѣніяхъ былъ схваченъ, какъ слышно за религіозные происки, ламайскій жрецъ изъ земли Дархатовъ. Онъ просидѣлъ довольно долго въ заключеніи и наши сосѣди, зная это, выказывали большое недовѣріе ко всякому иностранцу, въ особенности же къ чиновнику.
И такъ я долженъ былъ оставаться преимущественно по сю сторону границы, и могъ только на короткое время переходить черезъ нее.
...
23-го [іюня], слѣдовали вверхъ по теченію Оки; прошли ущелье Нуку-Дабанъ, и вечеромъ того же дня прибыли въ Хангинскій караулъ. 25-го іюня, рано утромъ, отправились мы къ Мунку-Сардыку; около полудня достигли границы лѣсной растительности къ западу отъ Янгитскихъ горъ и тутъ раскинули палатку. Я торопился начать восхожденіе на гору, потому что погода намъ благопріятствовала, но въ этотъ день я успѣлъ подняться только до подошвы ледниковъ; наступающая темнота принудила меня поспѣшно спуститься обратно; 26-го дождливая погода побудила насъ отказаться отъ нашего предпріятія.
Въ половинѣ іюля я рѣшился вторично подняться на Мунку-Сардыкъ и непремѣнно достичь его высшей точки.
3-го іюля я пріѣхалъ опять въ Хангинскій караулъ, работалъ здѣсь до 8-го, а въ этотъ день снова отправился къ подножію Мунку-Сардыка. По дорогѣ лошадь моя упала, причемъ разбился барометръ, и это заставило насъ опять возвратиться въ Хангинской караулъ. ...
Послѣ обѣда я отправился къ озеру Косоголъ, опредѣлилъ высоту его уровня и собралъ при этомъ большое количество растеній, встрѣчающихся по берегамъ.
12-го іюля рано утромъ отправился я по тропѣ, ведущей къ вершинѣ Мунку-Сардыка.
Потомъ иы опредѣлили нижнюю оконечность ледниковъ на южномъ склонѣ Мунку-Сардыка, на высотѣ 10,514 ф. н. у. м. и наконецъ около полудня (при +1°R.) достигли высочайшаго гребня на вершинѣ этой горы, то есть высоты 11,452 англійскихъ футовъ.
ЗАПИСКИ ИМПЕРАТОРСКАГО РУССКАГО ГЕОГРАФИЧЕСКАГО ОБЩЕСТВА, книжка 4, 1861 стр. 50-59


Поскольку все высоты определялись барометрическим способом, подтверждением восхождения на Мунку-Сардык может быть только словесное описание местности, оставленные на гребне метки (насечки на камнях, туры, проч.) Данное Радде описание лично мне пока не кажется недоказательным.
Дополнительно замечу, что от оз. Косогол (Хубсугул) он начал движение по тропе, ведущей к вершине. Поскольку гора для местных священная и ее посещение, как пишут многие источники, запрещено, наличие тропы к вершине становится особенно интересным. Дополнительное изучение вопроса показывает, что полный запрет на посещение вершины существует только для женщин. Мужчины могут посещать гору, если получат разрешение божеств. При таких условиях я с высокой степенью вероятности допускаю, что до ученых эту вершину неоднократно посещали местные жители — с религиозными целями. Косвенно это подтверждает и Перетолчин, о чем я написал тут выше.
27.10.2020, 23:14:04 |
Евгений РензинУдивительно, что тогда на южных склонах были ледники. Сколько же их тогда было на северных склонах?

Что же до "тропы, ведущей к вершине" — это может быть и неудачный речевой оборот. Скажем, тропа на самом деле шла просто в ту сторону. Но не до вершины, а до места, откуда удобно совершить восхождение.
Учитывая, что кроме религиозных целей, иные представить в те годы сложно (перевал ниже, охотиться не на кого) будет правильным предположить, что уж если была аж тропа на вершину, то и предметы культа на вершине должны были быть. А их вроде как никто не упоминает же?
28.10.2020, 00:09:28 |
И. ФефеловНу, на самом деле могло быть, например, и табу на оставление на вершине Мунку-Сардыка любых предметов, включая и предметы культа.

Кажется, где-то читал про такое место. Речь шла, как помнится, об алтайцах, во всяком случае где-то на Алтае в широком понимании слова. Заходить на то священное место могли только щаманы, оно было ничем не отмечено (и, собственно, знали о конкретной точке только шаманы, остальным просто нельзя было заходить в само урочище). При этом оставлять на месте проведения ритуала даже шаманам ничего было нельзя: что принес, то или сжег, или разбрызгал, или унес назад.
28.10.2020, 07:16:25 |
Юра Галачьянц

 Вадим Шахнович: Косвенно это подтверждает и Перетолчин, о чем я написал тут выше.

Да, именно так. Вот что пишет по этому поводу Перетолчин в своей книге "Ледники хребта Мунку-Сардык" (стр. 35):



 И. Фефелов: Ну, на самом деле могло быть, например, и табу на оставление на вершине Мунку-Сардыка любых предметов, включая и предметы культа.

А ведь что-то в этом есть... Что называется, "zero-waste" хайкинг ;)
28.10.2020, 11:57:44 |
Вадим Шахнович

 Юра Галачьянц: именно так


Так, да не совсем. Тут надо обратить внимание на то, что Радде был на вершине с южной стороны, а Перетолчин изучал вершину с обеих сторон. Итого, имеем следующее:
1. Радде пишет о тропе с южной стороны. Она точно начиналась от Косогола, а где заканчивалась — непонятно. На камнях (осыпях) она скорее всего терялась ввиду того, что количество предполагаемых местных восходителей было невелико.
2. Перетолчин первый и второй раз (1896-1897) поднимался на гору с юга и ставил под сомнение, что Радде доходил именно до высшей точки (вершины). Но сомнений в том, что он, Радде, выходил на водораздельный гребень у него, Перетолчина, не было. Разница там небольшая, всего несколько метров. С точки зрения изучения орографии для Радде не было смысла выходить именно на высшую точку, поскольку вид оттуда не отличался от "высшей точки гребня". А вообще Радде, в основном, изучал флору и фауну Восточной Сибири. С точки зрения Перетолчина разница была — у него был более широкий круг научных интересов (метеорология, геология и проч.)
3. После 1897 г. Перетолчин еще до 10 раз (в сумме — 12 раз) поднимался на вершину Мунку-Сардык. При этом не вполне ясно, какими именно маршрутами он это делал. Точно известно, что с севера он гору изучал, пытался делать на неё подъем. Но там более сложный маршрут. В этой связи интересен вопрос, где именно находится тур с минимальным термометром Перетолчина? Пока что по общим ощущениям он расположен на северных склонах горы. Но тогда о нём должны были знать туристы/ альпинисты. А он, термометр, был "потерян" на период с 1938 до 2006 года, когда его повторно нашли (попутно бездарно потеряв бесценные показания термометра за почти 70 лет измерений).
Исходя из всего сказанного может быть так, что местные до вершины не доходили, а поднимались только до термометра Перетолчина. Вопрос: где точка его установки? Кто знает?
28.10.2020, 14:57:14 |
Вадим Шахнович

 Евгений Рензин: Удивительно, что тогда на южных склонах были ледники. Сколько же их тогда было на северных склонах?

Столько же, сколько и сегодня. По ссылке, которую я давал выше, можно прочитать, что отметки Перетолчина дали возможность установить как минимум два факта (пишу по памяти):
1. Южный ледник отступил более, чем на 140 метров
2. Северный Перетолчина) и Южный (РГО) ледники ранее составляли единое целое. То есть, ледовая перемычка на гребне имелась.
28.10.2020, 15:01:14 |
Юра Галачьянц

 Вадим Шахнович: Так, да не совсем...

Все это никак не противоречит данным Перетолчина. Абсолютно точно, что он несколько раз поднимался на вершину с юга. А с севера, по-видимому, он не поднялся, но гулял под ледником и по нему. Минимальный термометр был установлен у приметного камня в северном цирке, на подушке под ледником. Вот рисунок из книжки, ссылку на которую я давал выше:


Кстати, в книжке есть еще несколько интересных фотографий северного и южного ледников.
28.10.2020, 15:37:09 |
Егор ПолтавченкоТропа наверх от Косогола. Имеется ввиду конная тропа, поскольку монголы пешком в принципе не ходили. Она заканчивается примерно у границы леса. Нанятые проводники поднимались ещё какое то расстояние пешком, с лошадьми в поводу, но это предел. Термометр уничтожили ламы, я уже писал выше. Момент хорошо описан в книге Аллы Коновой " У подножья Хара — Харгатуя". Автор собирала информацию в архивах Иркутска, и дацанах Бурятии. Есть конечно и вымысел, и доля правды. А шаманизм, "чёрную веру", искоренили ламы уже к началу 17 столетия, и он скорее перешел на домашнее, "подпольное существование".
28.10.2020, 18:21:52 |
 ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную