Статья из журнала «На суше и на море» (№ 12 за 1937 г.) о первопрохождении маршрута на вершину Мунку-Сардык с севера, совершённом 27 июня 1937 г. группой альпинистов в количестве трёх человек: Борис Беркович, Борис Добробаба и Анатолий Цветков.

Автор статьи и организатор этого восхождения Борис Беркович окончил в 1936 году МАИ. Во время обучения в институте был старостой группы, многие начинания в группе, да и во всём институте, были связаны с его именем. За время учёбы в МАИ стал инструктором альпинизма. При проведении переаттестации инструкторов альпинизма в 1936 г. получил инструкторское удостоверение за № 1.

По окончании института выбрал распределение в Иркутск на авиазавод, хотя мог остаться в Москве. Создал на заводе альпинистскую секцию, и в 1937 г. первыми совершили восхождение с севера на вершину Мунку-Сардык, высшую точку Восточного Саяна. Тогда, в 1937 г., этот маршрут был официально классифицирован как альпинистский маршрут 1Б к.т. по северному гребню под руководством Б. Берковича. Но о том, что этот маршрут внесён в Классификатор альпинистских маршрутов, надолго забыли. А ведь можно было бы выполнять норматив на значок «Альпинист СССР» уже в 1950-1960 гг.

В 1938 г. Борис организует одномесячный палаточный альпинистский лагерь с северной стороны Мунку-Сардык. Видимо, после этого лагеря он попадает в тюрьму. Дело в том, что в 1937 году группа Берковича занесла на вершину гипсовый бюст Сталина, а оказалось, что ко времени восхождения, в 1938 г., он разрушился под воздействием непогоды. Тогда этого было достаточно, чтобы Беркович попал в тюрьму. Через некоторое время Берковича выпускают, и он уезжает работать инструктором на Кавказ. Там он становится старшим инструктором альпинизма, какое-то время работает начучем а/лагеря «Адыр-Су», является обладателем значка «Альпинист СССР II cтупени» № 9.

В 1940 г., в составе группы Нестерова В., Баркова В., Губанова В., первым совершил полный траверс всех вершин Шхельды («К вершинам Советской Земли», М., 1949 г., стр. 265). Это восхождение было признано одним из двух лучших восхождений советских альпинистов в 1940 г. (одновременно с ними вторая группа прошла полный траверс Шхельды в противоположном направлении).

По одной из версий, Борис Беркович погиб весной 1942 года, добровольно вызвавшись в десантники во время Керченской операции; по второй версии — погиб в Иране в 1942 году, когда туда зашли советские войска с целью охраны дороги, по которой доставлялся ленд-лиз в СССР через Иран.

Статья о Борисе Берковиче, написанная в газете «Пропеллер» за 1959 год В. Рудневым, студентом группы имени КИМ 1931-1936 гг.

Газета «Пропеллер» — это газета, издаваемая Московским Авиационным Институтом (МАИ).

В начале 30-х годов была в МАИ группа имени КИМ – Коммунистического интернационала молодёжи. Это была славная, сильная группа, «немеркнущая в веках», во всяком случае, в пределах МАИ, как считали студенты. Были в группе и умудрённые жизнью «старики» — выпускники рабфаков, и совсем молодые ребята из школ-десятилеток, отработавшие по году на заводах для приобретения рабочего стажа. Группа ставила рекорды успеваемости, неоднократно награждалась путёвками в маёвский дом отдыха «Авиетка» и ордерами на брюки и галоши.

Первым старостой группы КИМ был Борис Беркович. Отличный парень, живой, думающий, инициативный, с широким кругом интересов. Многие начинания в группе, да и во всём институте, были связаны с его именем. Он прекрасно учился, был наделён несомненным талантом журналиста, работал в редколлегии газеты «Пропеллер», был членом комитета комсомола, одним из первых инструкторов по альпинизму и одним из организаторов этого вида спорта в МАИ. В 1936 году он с отличием закончил МАИ, имел возможность остаться в Москве, но выбрал завод в Сибири, где и приступил к работе в должности сменного мастера.

Борис организовал на заводе альпинистскую группу, которая совершила групповое первовосхождение на вершину хребта Хамар-Дабан (ред. правильно: первопрохождение с севера на вершину Мунку-Сардык, высшую точку Восточного Саяна). Шёл 1937 год, а вершина эта находится на границе с Монголией...

... Бориса забирали тёмной ночью. Когда опечатывали его комнату, забыли выключить лампочку. Поэтому, когда его друзья возвращались после вечерней смены и видели свет в окне, им каждый раз казалось, что Борис дома...

Выпустили его из тюрьмы перед самым началом войны. На работу устроиться он не мог и, чтобы не терять время даром, подготовил и совершил первое советское восхождение на гору Ушбу – грозную кавказскую вершину (ред. правильно: полный траверс Шхельды – лучшее восхождение 1940 г.). Каждый день в тюрьме Борис делал упражнения и благодаря этому сохранил физическую форму.

Когда началась война, Бориса призвали в армию. Он был направлен на Кавказ инструктором в горные войска. Но ратных подвигов совершить не успел, хотя и был готов к ним. При первом же столкновении с немцами Борис Беркович был убит осколком мины. Где его могила – неизвестно. Родных у него не осталось; младший брат тоже погиб на войне. Но мы, друзья по группе, обязательно вспоминаем о Борисе, когда собираемся вместе.

В главном корпусе есть доска, на которую занесены имена погибших на войне выпускников МАИ. Ветераны «немеркнущей в веках» группы КИМ просят запечатлеть на ней имя нашего старосты и комсорга Берковича Бориса Максимовича (1913 — 1942 гг.), выпускника МАИ с дважды оборванной биографией.

Послесловие.

Имя Бориса Берковича высечено на доске Памяти, которая находится в Музейно-выставочном комплексе МАИ, среди ста шести имён других воинов-маёвцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Юрий Немировский

ПредыдущаяСтраница 3 из 3:  1 2 3 все
Игорь Воронов

Юра Галачьянц:  Кстати, в книжке есть еще несколько интересных фотографий северного и южного ледников.

Действительно, интересные фото. Там и Эхой, и ледник под Эскадрильей, и Монды.
В книге по ссылке Вадима на эту же книгу почему то нет большей части фото.
28.10.2020, 20:46:49 |
Вадим Шахнович

Евгений Рензин: Удивительно, что тогда на южных склонах были ледники. Сколько же их тогда было на северных склонах?

Вот, нашел ссылку, где все 5 имеющихся вокруг Мунку-Сарды ледника очень неплохо (в смысле популярно) :) описаны: http://www.izdatgeo.ru/pdf/gipr/2009-3/101.pdf
Статья подготовлена сотрудниками Института географии СО РАН, Иркутск и Иркутского государственного педагогического университета. Сайт http://munku-sardyk.ru/ ведется ими же.
28.10.2020, 21:08:21 |
Вадим Шахнович

Юра Галачьянц: Минимальный термометр был установлен у приметного камня в северном цирке, на подушке под ледником

А точно в северном цирке? Я пока у Перетолчина не нашел нужной цитаты, поможешь?
28.10.2020, 21:49:04 |
Вадим ШахновичUpd: нашёл! :)

Въ 1898 году, посѣщая первый разъ ледникъ сѣвернаго склона М.-С., я рѣшилъ воспользоваться удобнымъ мѣстомъ на этомъ русскомъ ледникѣ и снова заложить тамъ термометръ.

28.10.2020, 22:02:49 |
Вадим ШахновичЯ почему спрашиваю? Два омских туриста случайно нашли этот термометр в 2004 году, после почти 70-летнего перерыва в наблюдениях. Они, видимо, вынули его из тура и осмотрели. В результате их неумелых действий показания минимальной температуры за прошедшие 70 лет были безвозвратно утрачены для науки.
Чтобы история не повторилась, все, кто найдет этот термометр еще раз (а он, насколько я понимаю, по-прежнему производит замеры в том же самом месте) должны:
1. Не вскрывать тур, не трогать камней на нем, не пытаться достать и изучать этот прибор. Действие прибора основано на выталкивании пузырька воздуха специальным штифтом внутри стеклянной трубки. Если пошевелить термометр до снятия показаний — они будут утрачены. Но даже если удастся снять эти показания, то они должны быть переданы учёным, которые продолжают эти вековые наблюдения. Как правило, туристы не знают нужных адресов или просто игнорируют эти действия.
2. Тем не менее, понимаю, что любопытство тех, кто ходит в горы, зашкаливает. Один из моих учителей называл эту ситуацию так: "У него амбиции превышают квалификацию". По этой причине дам здесь инструкцию от самого Перетолчина по обращению с установленным здесь минимальным термометром:

Спиртовый minimum-термометръ (работы Ф. О. Мюллера въ С.-Петербургѣ) подвѣшенъ на проволочныхъ поддержкахъ внутри цилиндрической, желѣзной коробки діаметромъ 15 см., длиною 50 см., снабженной небольшой продолговатой дверцей для осмотра прибора.
Означенная коробка съ термометромъ, обращеннымъ шарикомъ къ западу, заложена горизонтально въ верхнюю часть кучи изъ камней, по линіи отъ О на W, на высотѣ 0.8 метра отъ земли и замаскирована положенными сверху камнями; коробка уложена такъ, чтобы, по снятіи верхнихъ камней съ нея, послѣднюю можно было осторожно открыть и, не вынимая изъ кучи, сдѣлать отсчетъ термометра. Для новой установки указателя, коробку нужно вынуть изъ ея мѣста, наклонить въ сторону столбика спирта, чтобы указатель скатился къ его концу, и затѣмъ положить ее на прежнее мѣсто, закрыть дверцею и заложить сверху тѣми же камнями. Термомертъ заложенъ 19 іюня 1900 года на абсолютной высотѣ 2860 метровъ, немного ниже границы явнобрачныхъ растеній. (Табл. XIII, рис. 3) Замѣтное отступленіе отъ нѣкоторыхъ научно-техническихъ условій установки термометра въ данномъ случаѣ положительно необходимо, такъ какъ и здѣсь возможны случаи, при которыхъ демонстративно поставленный приборъ можетъ возбудить праздное любопытство какого-нибудь бурята-охотника и повлечь за собою неизбѣжную его порчу или поломку.

28.10.2020, 22:17:24 |

Вадим Шахнович: Вот, нашел ссылку, где все 5 имеющихся вокруг Мунку-Сарды ледника очень неплохо

Я имел в виду не массив Мунку-Сардык, а Саяны вообще. Тункинские гольцы в частности, Оспин-Улан-Сардык и другие трёхтысячники.
28.10.2020, 23:36:14 |
Алексей Денисов

Вадим Шахнович: Действие прибора основано на выталкивании пузырька воздуха специальным штифтом внутри стеклянной трубки.

Интересно, а где про это написано, про такой принцип работы?
В современных спиртовых минимальных термометрах другой принцип работы... Вот, из интернета возьму: "Внутри его капиллярной трубки, заполненной спиртом, находится небольшой подвижный штифт, изготовленный из темного стекла и имеющий на концах утолщения в виде булавочных головок. При повышении температуры спирт, расширяясь, свободно проходит мимо штифта, а при понижении температуры, напротив, столбик спирта уменьшается, и поверхностная пленка увлекает за собой штифт вниз, к резервуару, и останавливается в положении, соответствующем минимуму наблюдавшейся температуры."
29.10.2020, 13:55:19 |
Вадим Шахнович

Алексей Денисов: где про это написано, про такой принцип работы?

Где-то :) Точно не скажу — читаю большое количество материалов и не все ссылки сохраняются. Что осталось в голове — то и написал. Возможно, я ошибся, и пузырёк воздуха имел отношение к другой теме. Если натолкнусь еще раз на тот текст — сохраню данные первоисточника.
29.10.2020, 14:15:19 |
Юрий Мельников

Алексей Денисов:   При этом термометр должен лежать строго горизонтально, хотя 2-3 градуса наклон тоже возможен, из тех термометров, что я видел такой наклон не критичен.

Лет 30-40 назад в галантерейном магазине купил максимальный-минимальный термометр вертикального настенного исполнения.По-видимому,не отечественного производства.В виде u-образной трубки с ртутным "столбиком" ,прозрачной жидкостью над ним и шкалой от +50 до -36.
29.10.2020, 17:18:39 |
Вадим ШахновичПонимая, как работают современные поисковые машины, посчитал необходимым выполнить "распознавание" текста этой статьи. Выложенный тут файл PDF с текстом статьи теперь имеет текстовую "подложку", по которой возможно производить поиск нужных слов. То же самое сделают и поисковики (всё найдут и проиндексируют). Через некоторое время по ключевым словам будет возможен поиск нужной информации.
Например, сегодня по запросу "проводник Ошаров Мунку-Сардык" Google ничего в верхних строках результатов поиска не показывает. Через несколько дней (или быстрее!) должен показывать :)
17.11.2020, 21:58:08 |
Вадим ШахновичДобавлю, что логичнее было бы выложить этот файл на страничку Юрия Борисовича — как автора этой перепубликации на ПБ. Готов передать все материалы (там ещё отредактированный DOC файл готов), а у себя его удалить (скрыть).
17.11.2020, 22:14:49 |
Вадим Шахнович

Вадим Шахнович: по запросу "проводник Ошаров Мунку-Сардык" Google ничего в верхних строках результатов поиска не показывает

Что-то Гугла долго не индексирует этот файл. Зато у Яндекса он появился, правда в другом варианте немного — по "проводник Ошаров" по-прежнему не показывает.
Запрос Яндексу:
Беркович "Ошаров" Мунку-Сардык
28.11.2020, 14:21:23 |
Aлександр Софронов"коммерческая лавочка" в 1937 г. Забавно)