Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Анапа. Пансионат «Фея-3» на Пионерском проспекте, 100. Шершавые стены корпусов из ракушечника песчаного цвета – как продолжение бесконечного песка Черноморского пляжа. Очень красиво, стильно, уютно. Хочется прислониться ладонями и ощущать прохладу камня. Открытые лестничные пролёты в глубине зданий дают возможность птицам залетать на лестничные площадки корпусов, а шершавые прохладные стены так удобны для лепки глиняных гнёзд...

В нашем корпусе обосновались ласточки. Они свили гнёзда на верхних этажах здания, в лестничных пролётах, прямо над дверями номеров пансионата, в углах коридоров, на светильниках и на электрощите. Мы были удивлены такой доверчивости птиц и даже беспокоились, что гнёзда находятся в небезопасной близости к людям. Открывая двери своего номера, мы старались быстренько выйти, закрыть поскорее двери и сбежать по лестнице, чтобы не тревожить ласточек. Да, и ещё и не получить при этом шлепок помёта сверху.

Каждое утро ласточки будили нас своим весёлым стрекотанием: родители усердно кормили стрекозами своих желторотых птенцов. Они стремительно летали с насекомыми в клювах и толкали их в ненасытные желторотые клювики на тонких шейках. Жалобно голосящие, вечно голодные птенцы с открытыми ртами были похожи на грибы-лисички, качающиеся на ветру.

Над нашей дверью, на 4 этаже, было самое верхнее гнездо. В нём сидели уже подросшие желторотики. Их было два.

Малыш и старший брат

Размером они были с родителей и даже, казалось, чуть больше, как два откормленных шарика, в то время как стройные и шустрые родители день-деньской стремительно носились за кормом. И только жёлтые клювики детей выдавали их возраст. Всё как у людей. Выросшие подростки часто бывают шире и выше своих родителей, но при этом не умеют сами добывать себе корм. 11.08.2020, когда мы их впервые увидели, они ещё сидели и кричали, открыв жёлтые рты. Но через пару дней они улетели. Дружно выпорхнули из лестничного пролёта, посидели на берёзе напротив корпуса, пострекотали — и исчезли. Мы думали – навсегда. Но вечером, когда стемнело, они вернулись в своё гнездо вместе с родителями и спали до утра, тесно прижавшись друг к другу пушистыми боками. Только острые хвостики торчали из гнезда во все стороны. Забавно было наблюдать, как они пихались в тесноте, надувались шариками, но не выталкивали друг друга. Возвращаясь вечером в свой номер, мы шли на цыпочках, чтобы не спугнуть, и не нарушить семейную идиллию. На протяжении двух недель они радовали нас своим вечерним появлением над нашей дверью. Семейка вполне себе дружная. Улетали утром и прилетали вечером, всегда все вместе. В этой семейке всё было продумано и благополучно. Даже берёза напротив корпуса. Она служила им полигоном для начинающих летунов. Родители весь день там их тренировали и караулили. До самого конца нашего двухнедельного отдыха они умиляли нас своим птичьим семейным бытом.

Несмотря на утренний гомон и множество помёта на полу у дверей номеров пансионата, люди их не трогали. Только горничная вздыхала, что много уборки из-за них каждый день. На наш вопрос «не жалуются ли гости «Феи», не выкидывают ли гнёзда», горничная отвечала:

- Ну что Вы! Как можно! Это же ласточки! Их нельзя обижать, примета плохая. Если они свили гнездо на доме — значит, дом хороший, люди тут будут счастливы. Если ласточка уйдёт – жди беды. У нас 50 корпусов, пройдитесь, посмотрите – ведь не везде есть гнёзда. А у нас есть. Мы бережём наших ласточек, не обижаем. Хотя, конечно, уборки в этом корпусе намного больше, чем в других…

Наши ласточки радовали нас щебетом каждое утро. Но наблюдать за ними было сложно, потому что они сильно беспокоились, когда мы открывали двери номера и поднимали на них головы или фотоаппараты. Ласточки шумно летали, как истребители, громко стрекотали и поднимали в воздух над зданием всю свою братию со всех гнёзд и корпусов.

Ниже этажом, на светильнике, было другое гнездо. Там тоже было два желторотых: один большой, старший, уже летал, а другой – маленький, хоть уже и с перьями, но крылья и хвост у него были совсем короткие, поэтому летать он не умел. Их родителей мы видели только днём, когда они прилетали накормить младшего. Ночью родители почему-то не появлялись. Старший прилетал к ночи в гнездо и занимал вакантное место. Младший прижимался к нему бочком, и так они спали до утра. Родители проводили ночь где-то в другом месте. Возможно, потому что это гнездо было совсем небольшое по размеру. А может, родители были молодыми, неопытными, и не понимали, что надолго нельзя оставлять детей одних. Даже тех, которые уже научились летать. Особенно тех, которые уже научились летать…

Старший птенец был бесцеремонный и часто выпихивал младшего из гнезда, пыжась и раздуваясь, как шарик. А когда днём прилетали родители со стрекозой в клюве, и если старший был в этот момент в гнезде, то он орал громче младшего, расставив широко крылья, и вырывал первый еду у родителей. В общем, малышу, похоже, редко что перепадало. А родители словно и не были озабочены этим – наспех совали корм в большой клюв и улетали. Моя Юлька переживала:

- Давай поймаем стрекозу и накормим его тоже!

- Нельзя, давай не будем вмешиваться в их семейный уклад. Да и не возьмёт он из наших рук, напугается только.

Однажды утром, проходя мимо нижнего гнезда, мы заметили, что малыша там нет! Стали искать его по лестницам. Он сидел на полу этажом ниже. Беспокоясь, что на него наступят посетители, или схватят кошки, я поспешила поднять его, чтобы вернуть в гнездо. Илья принёс стул, я встала на него и протянула руку к гнезду, чтобы положить птенца. Он сопротивлялся, верещал, махал короткими крылышками, и, в конце концов, выскользнул из моих рук и снова бухнулся на пол. О Боже! Он упал в пролёт с четвёртого этажа на третий, потом на второй, потом на первый… Когда я бежала за ним по лестнице, я думала, что он разбился. Но когда я положила-таки его в гнездо, он деловито нахохлился, почистил пёрышки и снова сел на край в ожидании порции еды от родителей. Родители подняли сумасшедший крик, пока я спасала их чадо. Но как только малыш оказался в гнезде, они тут же покормили его стрекозой, и снова улетели, как ни в чём не бывало.

- Ну, хоть бы пёрышки ему пригладили, пожалели, он ведь чуть не разбился! – сказали дети.

Старший птенец вернулся к ночи, прижался к малышу и уснул рядом. Почему-то родители с ними не ночевали никогда.

На протяжении последующей недели мы ещё три раза спасали этого бедолагу: то он сам выпадал, стараясь лететь за старшим, то старшенький его выпихивал из гнезда в борьбе за корм, принесённый родителями. Последнее спасение было 19.08.2020, рано утром. Мы пошли поплавать в бассейне, и Юлька обнаружила, что малыша нет в гнезде. Побежала его искать по этажам и пролётам, а потом нашла в клумбе колючих роз у входа. Стала звать меня, торопить, карауля его, ведь на территории пансионата живут кошки.

Мы снова вынесли стул, подняли малыша и усадили его в гнездо. Хвост у него совсем ещё маленький, не вырос, да и крылышки коротки, явно летать он пока ещё не мог. Куда торопился?

- Эх, родители, что ж вы за своим дитём-то не смотрите, — сокрушалась Юлька.

На следующее утро мы снова не обнаружили малыша в гнезде. И это было уже окончательно. Поиски ни к чему не привели. Мы с Юлькой сначала погоревали, обсудили его кончину в кошачьих зубках. Но Юлька — оптимистка, надеялась, что он просто вдруг вырос и улетел. Я не стала её переубеждать… Вечером в гнезде сидел только один старший птенец. Малыша мы больше не видели. Как и их родителей…

На следующий день рядом с этим опустевшим гнездом мы услышали писк новорождённых ласточат. Ещё одно гнездо неожиданно появилось наверху электрощитка. Возможно, оно там было и раньше, просто мы не замечали. Гнездо было очень странным, совсем не похожим на ласточкино: просто наспех набросанные перья и трава. Глины почти не было. Ведь ласточки строят свои гнёзда на стенах, а это гнездо лежало на металлическом ящике, как кучка мусора, вовсе не похожая на гнездо. Но к нему прилетала ласточка и кормила своих желторотых. Птенцов было четверо! И появились они в одну ночь! При любом шуме на лестничном пролёте – сказанном слове, топоте ног, стуке детского мячика или хлопке в ладоши — из гнезда, как по команде, вытягивали тонкие шеи с жёлтыми клювами четыре верещащих лысых птенца! Родители, видя нас на лестнице, не подлетали близко, лишь кружили вокруг корпуса. Но стоило нам отойти, как ласточки стремительно, одна за другой, влетали в гнездо, в одну секунду всовывали в клювы птенцов корм, и снова улетали.

Мы с детьми, погоревав о малыше, стали наблюдать за этой четвёркой. Два дня они радовали нас своим писком по утрам и качающимися на тонких шейках жёлтыми клювиками. А на третий день опять произошло несчастье… Мы возвращались с моря. Почувствовали неладное ещё на первом этаже. По всем лестничным пролётам были раскиданы перья, кусочки глины, сухой травы и помёта – основы ласточкиного гнезда. Поднявшись на третий этаж, мы увидели вместо четырёх желтых ротиков сломанное, разорённое гнездо. Птенцов не было! Только много пуха и перьев вокруг… Разглядев гнездо, мы решили, что его сломали люди. Но кто?! С верхнего этажа быстро сбежали незнакомые дети лет десяти. Они не жили в нашем корпусе. В руках у мальчика был сачок для бабочек на длинной ручке, а у девочки — широкополая шляпа, в которой они что-то прятали от нас. Я крикнула им вдогонку:

- Вы не видели, кто разорил ласточкино гнездо?

- Нет, это не мы! – и бежать скорей от нас.

Возможно, это и не дети. Может быть, это новые жильцы, которые заехали утром на третий этаж. Они заносили чемоданы как раз в дверь под светильником, где сидел раньше малыш. Женщина брезгливо фыркнула, оглядываясь на помёт. Не всем нравится уворачиваться от помёта, падающего сверху, и просыпаться в 5 утра от щебета птиц… Возможно, это электрик, пытавшийся открыть электрощиток…

Мы с Юлькой всплакнули. Она ругала «тех злых детей, которые несли что-то в шляпе; и зачем, ну зачем им был нужен сачок для бабочек; и зачем они вообще в наш корпус пришли…» Я пыталась её успокоить и придумала историю про коршуна, который внезапно прилетел. Пусть лучше ребёнок думает, что это произошло по законам природы, чем по прихоти жестоких людей.

Сколько мы ни хлопали в ладоши, надеясь, что увидим хоть одну встрепенувшуюся жёлторотую головку, сколько ни выискивали среди роз птенцов, всё напрасно. Ласточка-мама пронзительно кричала, кружа над гнездом. Прилетала со стрекозой в клюве. Садилась в гнездо, осматривала его, улетала. Потом опять прилетала со стрекозой. И так несколько раз. А потом бросила стрекозу на лестницу и, отчаянно голося, улетела. До вечера растрёпанное разорённое гнездо лежало на лестнице. Нам даже показалось (или нет?), что там, на электрощитке, кто-то пискнул пару раз и взмахнул лысыми крылышками. Но мама-ласточка прилетала и улетала. Никого уже не кормила. Стрекозу выбросила.

Вечером наша горничная всё подмела, убрала перья, и вздохнула:

- Ну вот, теперь жаловаться не будут на помёт новые жильцы. Но это не к добру. Плохое случится.

Через сутки, 24.08.2020, ласточка снова вернулась. Она тихо сидела вечером в гнезде, словно высиживала яйца. Переночевала одну ночь и исчезла. Больше мы её не видели.

25.08.2020 мы улетали из Анапы. В это утро в Анапе начался пожар. Был сильный ветер, и пожар быстро распространялся по городу. Вечером, когда мы были уже в Москве, из новостей услышали, что Анапа вся в дыму, что вокруг города сильный пожар, то моя Юлька сказала:

- А помнишь, что сказала горничная? Нельзя было обижать ласточек...


«На её пути горы и моря,

Ты лети, лети, ласточка моя...»


11-25 августа 2020 г., Анапа


Марина Васильева (Красноштанова)


Юрий МельниковМарина,спасибо за человечный рассказ... И за ссылку на композицию и текст песни.Как ни странно,не могу вспомнить,слышал ли раньше это исполнение,хотя и есть несколько пластинок хора.
24.12.2020, 19:48:21 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Юрий, за прочтение! Я с детства эту песню когда слушаю, то плачу. Не знаю почему. Проникновенно поют. Вообще, это и не только о ласточке...
24.12.2020, 21:23:41 |
theoМарина, спасибо за рассказ
25.12.2020, 00:33:51 |
И. Фефелов

 Юрий Мельников: Как ни странно,не могу вспомнить,слышал ли раньше это исполнение,хотя и есть несколько пластинок хора.


На мой взгляд, оно и есть каноническое. В 70-х по радио передавали.

Кстати о тексте песни... гнездо трижды золотое у нее как раз не там, а тут. Насколько помню, только один-единственный американский вид птичек гнездится в местах зимовки: они размножаются дважды в год, один раз — летом в Сев.Америке и второй раз — на зимовке в Ц.Америке.
25.12.2020, 08:35:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо Тео и Игорю за прочтение. Игорь, мы долго думали с детьми: почему последнее гнездо было таким небрежным, и почему к нему прилетала только одна птица, а не две. Наверное, перед самым высиживанием яиц у той семьи разорили первое гнездо хищники, и погиб отец семейства. Поэтому и гнездо было такое ненадёжное, неаккуратное, и ласточка всего одна... Возможно ли одной маме-птичке перед высиживанием соорудить за день самой гнездо?

 И. Фефелов: В 70-х по радио передавали.


Да, это одно из самых первых исполнений. Почему-то именно оно больше всего трогает, с акцентами на ударном слоге, со звонкой "Р". Именно так и учили в академическом хоровом пении. Классика.
25.12.2020, 12:57:42 |
Вадим ШахновичОднажды наблюдал гнездо, свитое на торцах досок, прислоненных вертикально в углу двух внешних стен дома. Очень ненадежное местечко — доски никак не были закреплены. Но все закончилось удачно — птенцы выросли и улетели.
25.12.2020, 14:12:01 |
theo

 Вадим Шахнович: гнездо, свитое на торцах досок, прислоненных вертикально в углу двух внешних стен дома. Очень ненадежное местечко


Судя и сравнивая судьбу этого выводка, живут миллионы детей в мире в еще более опасных условиях, и тоже " выросли и улетели." Я думаю, что птицы действительно могут оценить возможные опасности, яcно всегда в зависимости от воздействия окружающeй среды и потенциальных врагов, таких как люди или другие животные.
25.12.2020, 17:40:48 |
И. Фефелов

 Марина Васильева (Красноштанова):  Наверное, перед самым высиживанием яиц у той семьи разорили первое гнездо хищники, и погиб отец семейства.


Да трудно сказать... на месте, возможно, было бы понятнее.
25.12.2020, 21:22:29 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную