Многие годы я бегал популярный лыжный маршрут со станции Переезд: спуск к Байкалу вдоль реки Большая Крутая Губа и, пересекая озеро, выход в Слюдянку. Маршрут красивый, с азартными спусками, но нудноватый: около 20 км по плоскотине с почти не меняющейся картинкой перед глазами уже несколько поднадоело. И лишь относительно недавно я узнал о том, что со станции Переезд можно бегать и в другую сторону, спускаясь к Иркуту. Данный маршрут так и назвали: Антипереезд, и сегодня я попробую описать один их его вариантов.

Мост через Большую Крутую Губу

Первая часть пути — это спуск к Иркуту по рекам Малая и Большая Глубокая и Большая Зазара. В отличие от "Переезда", который изобилует такими крутыми спусками, что даже опытные лыжники не всегда способны удержаться на ногах, "Антипереезд" достаточно спокойный маршрут. Крутой спуск там только в начале по лесу. После этого мы вышли на свежую снегоходку и далее двигались по ней. Рельеф по большей части равнинный, иногда с незначительным уклоном вниз.

Лыжня по Большой Глубокой

Наибольшую неприятность в первой части маршрута доставляют многочисленные наледи на реках. Самые первые мы пролетели ещё по холодку, к тому же их присыпало снегом, что выпал днем ранее.

Наледи на Большой Глубокой

Но примерно за 5 км до Иркута наледи стали мокрыми и довольно протяженными, приходилось снимать лыжи и идти пешком.

Обходим мокрые наледи пешком

Через 13 км и около полутора часов от старта мы вышли к стрелке Большой Глубокой и Большой Зазары. Свежая снегоходка здесь заканчивалась, но до Иркута оставалось чуть больше километра.

Конец снегоходки на Большой Зазаре

Решили идти прямо по реке, тем более, что там виднелся занесенный лыжный след. Мой товарищ, Андрей Дахневич прошел вперед, а я чуть задержался, делая снимок, и пойдя потом по его следам, внезапно почувствовал, что мокрый лед подо мной проседает. Вода поднялась до ботинок, и я инстинктивно пошел к берегу, где провалился уже конкретно. Промочив ноги, все же выбрался на берег, снял лыжи и пошел пешком. Они обледенели, пришлось почистить. Обойдя по берегу коварную мокрую наледь, вернулся на реку. Андрей наверное меня заждался.

Река Большая Зазара в феврале

Лыжня далее шла частично по реке, иногда выбираясь на берег. Но идти по нему совсем неудобно, и мы вернулись на реку. Так и вышли к Иркуту.

Устье Большой Зазары

Итого у нас ушло около 2 часов на спуск. Чуть дольше, чем планировалось, в основном из-за наледей. Здесь, в устье Большой Зазары мы решили немного отдохнуть, попить чаю и «полетать». Петли Иркута очень красиво смотрятся с высоты 500 метров!

Вид на Иркут с воздуха

Отдохнув и покончив со съемками, двинули дальше по снегоходному следу.

Начало пути по Иркуту

Один из вариантов Антипереезда предполагает почти сразу начинать подъём обратно в гору по Малой Зазаре, с последующим выходом на станцию Подкаменная. Его уже описывал Сергей Викторович в своём отчете (https://nature.baikal.ru/path.shtml?id=1148). Но нам это не подходило, мы не любители ходить на лыжах в такие горки. Так что держим курс на село Шаманка.

Устье Малой Зазары

Не каждую зиму можно спокойно пройти по Иркуту на лыжах. Иногда он бывает сильно заторошен, но в этот раз нам повезло. Участки мелких торосов проходились без проблем.

Красивые облака над Иркутом

Так же часто бывает так, что снегоходный след оказывается полностью заметен. К счастью, в нашем случае, тропежки почти не было, буранка была лишь немного припорошена.

Снегоходка по Иркуту

Иркут здесь суров: его часто зажимает с двух сторон в узком ущелье. Река петляет среди высоких обрывистых холмов, и за каждым новым поворотом открываются интересные виды.

Подходим к Выгузово

Погода в этот день радовала отсутствием ветра, теплым солнышком и красивыми облаками на небе. Так мы бежали с периодическими остановками на фото и видеосъемку несколько часов, пока не дошли до так называемой «Подковы» — красивой петли на реке у бывшей деревеньки Выгузово. Здесь красивые утёсы по обоим берегам. Настало время отдохнуть и ещё немного полетать.

Коптер крыльями шуршит, да и по небу летит…

Андрей Дахневич однажды осенью доезжал на велосипеде со станции Подкаменная до утеса с видом на Подкову через скальник Лев. У него есть видео об этой поездке, рекомендую посмотреть (https://www.youtube.com/watch?v=rrwUTIu5ZQA&feature=emb_logo). Ну а сейчас получились отличные зимние виды Иркута!

Подкова Иркута, вид с дрона

Утес, откуда открывается вид на Подкову, снизу выглядит тоже очень красиво.

Панорама утёса напротив Выгузова

Пока отдыхали, подкреплялись, летали, время неумолимо бежало вперед. Нам очень хотелось не опоздать на шестичасовой автобус из Шаманки. Следующий только в 19.50 — это уже слишком поздно. Пришлось ускориться, и делать поменьше остановок.

Торопимся на автобус

Но по пути от Выгузово до Шаманки такие красивые места, что пробежать мимо и не сделать хотя бы кадр — ну никак не получалось!

Красивые утёсы на Иркуте между Выгузово и Шаманкой

После Выгузова появилась более свежая снегоходка, и хотя по реке встречались заторошенные места, бежать стало всё же попроще.

Заторошенный Иркут

К счастью, мы успели прибежать в Шаманку за пол часа до отправления 18-часовго автобуса. Жаль, к тому времени солнце село в какую-то хмарь, и вся красота поблекла.

Вот и Шаманка

В заключение, сравнивая невольно "Переезд" и "Антипереезд", хочу сказать, что второй маршрут сложней физически (43 км против 33), но в то же время гораздо более интересный! Пересекать Байкал все же довольно скучно: одна и та же почти не меняющаяся картинка сильно надоедает! Я даже порой бегу с закрытыми глазами:) Красивое место же там по сути одно — выход по Крутой Губе на КБЖД. Конечно, эмоций добавляют лихие спуски, но потом все довольно нудно.

Утёсы Иркута

Антипереезд же радует глаз постоянно меняющимися видами, которые не надоедают. Иркут очень красив, я обожаю эту реку! И хотя сам маршрут длиннее, проходить его проще в психологическом плане. Единственное, что напрягает — необходимость гнать, успевая на автобус. Рекомендую идти Антипереезд в конце февраля — начале марта, когда день уже более длинный, чтобы не шариться по темноте. До Переезда удачнее добираться не на электричке, которая туда приходит в пол двенадцатого, а на маршрутке. Она отходит с ЖД вокзала в 9 утра, и уже в 10.00 вы будете на месте, сэкономив тем самым 1,5 часа времени.

Наледи на Большой Глубокой

Ещё одним вариантом данного маршрута будет "АнтиГраматуха", если ехать на маршрутке, или "АнтиПодкаменная", если ехать на электричке. В таком варианте спуск к Иркуту будет по Малой Зазаре, что позволит избежать многочисленных наледей, которые так досаждают от Переезда, но сами спуски будут более крутыми. Ниже приведу треки обоих вариантов маршрута. GPS файлы можно найти в соответствующем разделе.

Антипереезд — трек на карте

АнтиГраматуха трек на карте

https://nature.baikal.ru/gpsfile.shtml?id=445 Трек маршрута Переезд-Иркут-Шаманка

https://nature.baikal.ru/gpsfile.shtml?id=446 Трек маршрута АнтиГраматуха

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Андрей Дахневич👍🏼 скинул друзьям почитать)
15.03.2021, 13:29:35 |
Sergey VОтличная реклама красивого и интересного маршрута! И сейчас — может быть самое время.
15.03.2021, 17:24:00 |
PolkanФото чумовые, спасибо!
15.03.2021, 17:37:28 |
Юрий МельниковСпасибо! Как хорошо я с Вами мысленно прокатился!
15.03.2021, 17:50:25 |
Михаил Тильпунов

Андрей Дахневич: 👍🏼 скинул друзьям почитать)

ты ж уже в прошлом году скидывал:) это почти тоже самое, что я в вк публиковал. Проба пера на ПБ, примерялся к формату.
15.03.2021, 18:12:06 |
Михаил Тильпунов

Polkan: Фото чумовые, спасибо!

Спасибо вам! Повезло с погодой:)
15.03.2021, 18:12:37 |
Михаил Тильпунов

Юрий Мельников: Спасибо! Как хорошо я с Вами мысленно прокатился!

Спасибо за то, что уделили время! Может, ещё куда-нибудь "прокачу";))
15.03.2021, 18:13:36 |
Михаил Тильпунов

Sergey V: Отличная реклама красивого и интересного маршрута! И сейчас — может быть самое время.

Перемело вчерашней бурей всё наверное. А потом плюсовые температуры добьют. Андрей ещё раз ходил в прошлом году в середине марта, с Граматухи, говорил, что на Иркуте на снегу вода была, и лыжи проваливались, еле дошли.
15.03.2021, 18:15:19 |
Игорь ВороновОтличный отчёт и фото! Надеюсь, "проба пера" на этом не закончится и все твои недавние фото скальников соберутся в подобные отчёты
15.03.2021, 20:31:48 |
Алексей ДенисовИнтересно, спасибо за замечательные кадры с описанием!
15.03.2021, 21:32:08 |
Михаил Тильпунов

Игорь Воронов:  Отличный отчёт и фото! Надеюсь, "проба пера" на этом не закончится и все твои недавние фото скальников соберутся в подобные отчёты

Скальники это я просто выложил, чтоб были. Отчетов по ним писать не интересно, да и нечего особо. Скорее всего, перенесу на ПБ старые отчеты по Монголии. Вот действительно есть о чем рассказать и показать:)
15.03.2021, 21:39:16 |
Михаил Тильпунов

Алексей Денисов: Интересно, спасибо за замечательные кадры с описанием!

Спасибо, что заглянули:)
15.03.2021, 21:40:02 |
И. Фефелов

Ну, и на "Переезде" нынче, говорят, наледи тоже дали жару.
15.03.2021, 21:47:25 |
Sergey VНасчёт "АнтиГраматухи" поделюсь впечатлениями, хотя где-то писал уже. Пару лет назад доехали на машине до 64 км, где на вершине подъема огромная парковка для большегрузов. И спустились на лыжах до Иркута. Это великолепный спуск! В нижней части может кому-то покажется круто, но там довольно удобно было гасить скорость. Перед этой поездкой мы прошли пару раз Анти-Переезд-Анти-Подкаменная, утоптали весь подъём елочкой и на спуске плужить было удобно. Посидели, пообедали на солнечном берегу возле устья Малой Зазары, и вверх, к машине. Конечно, весьма своеобразно получилось, но по-своему — приятная прогулка.
15.03.2021, 22:03:41 |
Наталья КривошееваСпасибо за интересный рассказ и отличные иллюстрации. Особенно впечатлили фото с дрона.
16.03.2021, 11:34:40 |
Михаил Тильпунов

Наталья Кривошеева:  Спасибо за интересный рассказ и отличные иллюстрации. Особенно впечатлили фото с дрона.Бегала когда- то этот маршрут. Отрезок пути по Иркуту лично мне показался нудноватым и напомнил Утулик.

К сожалению, Утулик не бегал, сравнить не могу, но сомневаюсь, что она бы мне показался нудноватым:)
16.03.2021, 12:16:09 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо за фото, очень красиво! Жалею, что не была любителем фотографировать, каталась, да и всё, по этим местам. Думала, что ни одно фото не сравниться с оригиналом. Но вот теперь, когда нет оригинала рядом, то как же не хватает фото тех мест, где бывали раньше... А на Утулик сходите — получите массу впечатлений ))
16.03.2021, 12:46:26 |
Михаил Тильпунов

Марина Васильева (Красноштанова):  Спасибо за фото, очень красиво! Жалею, что не была любителем фотографировать, каталась, да и всё, по этим местам. Думала, что ни одно фото не сравниться с оригиналом. Но вот теперь, когда нет оригинала рядом, то как же не хватает фото тех мест, где бывали раньше... А на Утулик сходите — получите массу впечатлений ))

Спасибо! Через верх туда попасть можно наверное только на широких лыжах?
16.03.2021, 12:55:23 |
Sergey V

Михаил Тильпунов: Через верх туда попасть можно наверное только на широких лыжах?

Последние годы от ГМС и до самого Утулика весь маршрут закатывают снегоходы. Так что — на беговых без проблем. Но спуски там конечно есть :)