После того, как мы рассчитались с монголами за вояж к цаатанам, настала пора двигаться дальше. Дело близилось к вечеру, а нам ещё надо было доехать до посёлка Цагааннуур, чтобы переночевать там в гостинице. По пути к поселку немного снимаю степные пейзажи. Местность здесь очень похожа на знакомые нам прибайкальские Тажераны.

УАЗ в Дархатской котловине

Озеро Доод-Цагаан-Нуур, на берегу которого расположен посёлок — самое большое в Дархатской котловине. Эти места не зря называют долиной тысячи озёр: их тут на самом деле очень много! Вид этих озёр немного необычен для нас: часто по берегам совсем ничего не растёт, и выглядят они как очень большие лужи посреди степи:)

Озеро Доод-Цагаан-Нуур

Берега озера Доод-Цагаан-Нуур

Но не такое озеро Доод-Цагаан-Нуур! В переводе с монгольского его название означает Белое, в значении красивое озеро. Оно действительно очень большое (около 18 км длиной), извилистое, с крутыми берегами. Иногда его делят на озера Тарган, Дунд и Хармай. Озеро Тарган имеет глубину 3,5 метра, Дунд нуур 5 метров и Хармай нуур 15 метров.

Домики посёлка Цагааннуур на берегу Белого озера

В Цагааннууре Сэсэр заехал на пограничный пост чтобы отметиться, и это заняло очень много времени, так что на закат мы опоздали, а жаль, ведь можно было неплохо поснимать на берегу озера. Тем более, что гостиница, куда нас привезли, была прямо около берега. Сама гостиница нам очень понравилась: в ней два больших номера, и все выглядит довольно новым.

Гостиница в посёлке Цагааннуур

Единственное что поначалу немного напрягло, это то, что у монголов не бывает бани, а единственный душ на весь посёлок работает только в субботу и воскресенье:) А ведь так хотелось помыться после пяти дней путешествия! Благо, Сэсэру удалось договориться вечером выцепить работницу местного салона красоты, а по совместительству и душа поработать немного:) Стоимость такого удовольствия 4000 тугриков. Наконец-то чистые и довольные, мы ложимся спать в кровати, а не на полу! Какая красота:)))

Краеведческий музей

На следующий день у нас запланирована культурная программа, так что утром поехали на прогулку. Сначала посетили местный краеведческий музей.

Экспозиция чума цаатанов

Там представлены всякие чучела, оружие и поделки местных народов, а так же множество фотографий. Не буду грузить вас снимками всех этих экспонатов, да и вообще музеи наводят на меня тоску. Но мне понравились вот такие флаги времен социализма.

Социалистические флаги в краеведческом музее Цагааннуура

Работник музея, увидев мой интерес, с гордостью развернул их, чтобы я сфотографировал. Надпись на втором флаге до сих пор доставляет, кстати;) А переводится как Цагааннуурское государственное хозяйство!

Стоит посещение музея 3000 тугриков с человека, и открыт он не всегда, надо договариваться. Рядом с музеем стоит новенькое здание, и мы сначала думали, что это поселковая администрация, вот только смущал турецкий флаг.

Культурный центр цаатанов

Оказалось, что это что-то типа культурного центра цаатанов. В посёлке Цагааннуур проживает около трех тысяч человек, и более половины из них цаатаны, а не монголы, так что не удивительно, что здесь есть такое учреждение. Внутри все новенькое, но как-будто ещё недоделанное. По стенам висят фото Джимми Нельсона, взятые из интернета, а в витринах немного экспонатов. Работница центра говорит по-английски, и она кое-что рассказала нам о своей работе. Для них важно сохранить историю семей цаатанов кочевников, которые живут в лесах, и они работают над тем, что записывают те предания, которые старики устно передавали своим детям из поколения в поколение. Теперь все это будет записано. Меня же интересовало, при чем здесь Турция:) Оказывается, у них есть некая концепция тюркского мира, и турецкое правительство спонсирует этот центр, т.к. цаатаны тоже тюрки! Во как… Я немного покопался в интернете, что это за организация такая, TIKA. Неплохо об этом написано здесь.

Веселые старты

Рядом с музеем и культурным центром располагается школа. Там происходила какая-то движуха, и, честно говоря, вместо музеев, меня уже давно подмывало отправиться туда посмотреть, что за дела? Оказалось, там проходят детские спортивные соревнования. Это уже интересно:) Дети в цветастых костюмах на фоне разноцветных крыш посёлка под вечно синим небом: красота!

Цагааннуур под Вечным Синим Небом

Мы немного понаблюдали за мероприятием: у каждого класса свой флаг, ребята активно поддерживают участников. Ну и конечно балуются, куда же без этого: дети везде одинаковые;)

Легкая атлетика

Школьники балуются

Вообще, разноцветнокрыший Цагааннуур оставил о себе очень приятное впечатление, но пора было двигаться дальше: в родной сомон Сэсэра и Батсурен, Рэнчин-Лхумбе, где у нас запланирована днёвка. Вечером Сэсэр варил передний мост на своем УАЗике, и теперь готов был ехать. Надо пересечь всю долину на юго-восток, и путь предстоит не близкий. По дороге останавливаемся около очередного обо. Таких обо, сделанных вокруг дерева я еще не видел.

Интересное обо

Здесь Сэсэр снова залег шаманить под машину, а мы немного поснимали вид с холма на долину.

Виды Дархатской котловины

Наш путь преграждает большая для этих мест река Шишгид-гол. Интересна эта река тем, что имеет множество названий, и одно из них — Малый Енисей. После слияния с Верхним Енисеем на территории Тувы, они образуют Енисей. Вот так: весной я побывал в Красноярске, и перешёл пешком Коммунальный мост через Енисей, а осенью оказался недалеко от его истока. В этом месте через реку работает паром на ручной тяге. Он состоит из двух причалов, соединенных тросом и плавсредства.

Паром через Шишгид-гол

Управляет им один человек. Подобный ручной паром я видел у нас в Иркутской области на реке Белая (с тех пор тот паром в Бельске смыло наводнением и теперь там построен новенький мост). Автомобильное движение в долине малоинтенсивное, и кроме нас желающих переправиться не было.

Паромщик

Еще немного фотографий монгольских дорог. Вот такой многополосный автобан в степи;)

Монгольский автобан

Передвигаются монголы в основном на мотоциклах китайского производства. Раньше были распространены советские, но по понятным причинам, со временем они проиграли конкуренцию. Так же широко распространены УАЗы и старые Крузаки. А вот на лошадях в степи скачут в основном пастухи.

Основное средство передвижения монголов

А это уже недалеко от Рэнчин-Лхумбе: дорога как пьяная петляет по ровной поверхности. Кстати, у местных монголов это вообще запросто: сесть на краю дороги, поставить мотоциклы и начать выпивать. Не надо им ехать на бережок или искать хотя бы лавочку, и так норм! Пьяных монголов мы потом видели много в Рэнчин-Лхумбе, и Сэсэр не хотел, чтобы мы ходили по поселку одни, поэтому возил нас вечером в магазин.

Пьяная дорога

Посёлок Рэнчин-Лхумбэ стоит у подножия горного хребта Хорьдол-Сарьдаг, который отделяет Дархатскую котловину от озера Хубсугул. Нам предстоит ещё раз проехать сквозь эти горы для того, чтобы вернуться на берег Хубсугула. Но это потом, а сейчас познакомимся поближе с посёлком и бытом дархатов.

Хорьдол-Саридаг

Самая главная фишка путешествия по Монголии вместе с местными проводниками — это их дом, а мы их гости, поэтому перед нами были открыты любые двери.

Обед в доме семьи Батсурен

Нас приглашали к себе в гости родственники Сэсэра и Батсурен, ведь Рэнчин-Лхумбэ — это их родной посёлок. На фото обстановка типичного монгольского сельского дома: характерной чертой его является печка посреди комнаты (так было в двух домах, в которых мы побывали).

В монгольском доме

Фото семьи Батсурен. Мне запомнилась её мама Туя, которая замечательно приняла и накормила нас в своем доме, девушка Солонго, которая собиралась поступать в Иркутский медуниверситет, мальчишка Деньду, который ездил впоследствии вмсете с нами целый день и маленькая девочка Сэна с косичками… а вот нет, оказалось, что это мальчик:))) Узнал я об этом случайно: пока мы обедали, он вышел во двор и пописал стоя лицом к окну, короче по всем признакам мальчик;) Оказывается детей не стригут до трёх лет! И первая стрижка – это целый праздничный ритуал, называемый Таах. Этот день считается как бы вторым днём рожденья. Обычай уходит корнями в прошлое, когда у монголов была высокая детская смертность, и маленьких детей не стригли, чтобы не привлекать злых духов.

Семья Батсурен

После позднего обеда Сэсэр привез нас вот в такую гостиницу, но поселились мы в юртах во дворе. Он сказал что в юртах спокойно, а в самой гостинице постояльцы громко бухают, стучат в двери, в общем блядство, разврат и наркотики:))

Гостиница в Рэнчин-Лхумбэ

Что ж, побывать в Монголии и не переночевать в юрте — как-то неправильно. После недели путешествий мы уже понемногу начали ощущать себя кочевниками;))

Юрты на территории гостиницы

Рядом с нашим пристанищем находится дацан. Сэсэр сказал, что он построен его отцом и обещал на следующий день достать ключи и показать изнутри, но потом оказалось, что ламы в поселке сейчас нет, и внутрь мы так и не попали. Сэсэр очень сильно жалел, что так получилось: было видно его стремление показать нам как можно больше.

Дацан в Рэнчин-Лхумбэ

Зато получилось сфотографировать прекрасный закат! Ветер поднял пыль в степи, и солнце в пыльной дымке получилось не таким ярким, но очень четким. Эта одна из любимейших моих фотографий, привезённых из поездки, она с тех пор украшает стены моей квартиры.

Пыльный закат в монгольской степи

Сегодняшний день был экватором всего путешествия, по этому поводу вечером мы открыли бутылочку Массандры. Казалось бы, только неделю в пути, а уже столько всего произошло! Перед сном снимаю юрту под звездным небом. Она получилась такого цвета из-за того, что у меня сел фонарик, и остался работать только красный светодиод. Этакая юрта монгольских коммунистов;))

Ночной снимок юрты

Большой минус ночевки в юрте состоит в том, что печка быстро прогорает, и становится довольно холодно. А если спать и не топить, то потом даже углей не остаётся, и нужно заново разводить огонь. Поэтому утром мы с Женей решили прогуляться и поснимать рассвет для того чтобы согреться, а то к утру там наступил полнейший Хуйтэн.

Попытки снять рассвет

Надо сказать, что Рэнчин-Лхумбэ весь перегорожен десятком заборов. Наверное, это сделано для того, чтобы скот не ходил где попало. Из-за этого нам было непросто там передвигаться, чувствовали себя как в каком-то лабиринте;) На небе вроде бы было достаточно перспективно, но в итоге солнце, поднимаясь из-за горы, зашло в тучу, и на этом всё:( Пожалуй, эта фотка с пятнистым конем единственное толковое, что удалось снять с утра. Денек в итоге выдался серым и пасмурным, но мы тогда по большому счету и не природой интересовались, так что ну и ладно.

Пятнистый конь

Как и обещали накануне, Сэсэр, Батсурен и Отгонгэрел повезли нас в местную школу. Сначала нам показали этакий Красный уголок. Не знаю, что это за аппарат стоит на входе, но выглядит прикольно:)

Неопознанный монгольский объект

Внутри бюсты Ильича и Сухэ-Батора, всякие флаги и прочее. На стенах портреты всех директоров школы с момента основания и по сей день.

Ильич и Сухэ-Батор

Так же есть доска почета, где прикреплены фотографии всех закончивших с отличием. И Батсурен с гордостью показала нам себя:)

Молодая Батсурен

А Сэсэр попозировал с пионерским флагом. Уж не знаю, почему, но мне кажется, что хулиганом он был и двоешником:)

Сэсэр в Красном уголке школы

Здорово, что в монгольских школах чтут старые традиции, о которых мы уже давно забыли. Конечно, монгольская система образования была под сильнейшим влиянием СССР, и они многое у нас переняли. Благодаря этому у них почти поголовная грамотность. А так как многие жители страны постоянно кочуют, то их дети живут и учатся в интернатах при вот таких школах. В первый раз в первый класс идут с 6 лет и учатся 12 лет. Эту школу когда-то заканчивал монгольский режиссёр Дэжидийн Жигжид, и сейчас она носит его имя, а во дворе напротив входа стоит бюст.

Здание школы в Рэнчин-Лхумбэ

Когда мы зашли внутрь школы, нас встретили олень с медведем. Я думаю, у всех входящих сюда впервые шок от этой картины, а ребятня смотрит на реакцию и стебется;)

Чучело оленя в школе

Медвед

Так же в коридоре в отдельной маленькой комнате имитация традиционной монгольской юрты. Видно, что сделано с любовью, нам очень понравилось!

Имитация монгольской юрты

Общаться с нами сразу же вызвалась учительница английского Ортхондалай. Молодая, современная девушка, очень симпатичная, она владеет языком конечно получше, чем мы, но совместного знания нам хватило для того чтобы поддерживать беседу. И даже больше того, она пригласила нас вечером в гости к себе домой:)

Ортхондалай

Нас позвали зайти в класс на урок географии, и мы немного пообщались с учениками, а заодно и сами вспомнили, какого это сидеть за школьной партой:) Нам конечно же было интересно узнать, как видят свое будущее дети после окончания школы. В Монголии сейчас престижно получать высшее образование за рубежом. И если раньше ехали в основном в Россию, так, я помню, что когда я учился в иркутском Нархозе, у нас было много монгольских студентов, то сейчас едут в основном в Европу или Китай. Тем не менее, большинство детей останется здесь и продолжит заниматься животноводством, как и их родители. И в их понимании в этом нет ничего плохого, наоборот, они считают именно такой образ жизни верным для себя, и это радует:)

Мы с Женей Трезубовым на уроке

После обеда Сэсэр повёз нас на прогулку. Мы несколько дней назад спросили у него, а есть ли в Дархатской котловине верблюды? Он он ответил, что есть, и даже обещал показать. И вот, мы поехали смотреть на верблюдов:) Но увидели только стада коз и овец:(

Стада

Хотя что-то наподобие маленькой пустыни здесь есть: песчаные дюны, в зависимости от ракурса могут выглядеть и как огромные барханы, так и маленькой кучкой песка.

Песчаные дюны в Дархатской котловине

А рядом — очередные озёра с лебедями. К сожалению, день выдался пасмурный, так что пейзажные фото не очень удались.

Озера с лебедями

Парочка лебедей

А на этой фотке я специально телевиком собрал в кучу все те кучи, которыми покрыта земля монгольская;) Примерно так и выглядит степь там, где обильно пасётся скот.

Земля монгольская

Неподалеку стояла юрта очередных родственников Сэсэра, и нас как всегда пригласили зайти внутрь на чашечку чая. Чудесный малыш сидел на привязи в этой юрте. Посреди юрты стоит печка, поэтому мама накинула на него верёвку с той целью, чтобы он не приближался к горячей печке и не обжёгся. У женщины много дел, и за ребёнком не уследить. Именно эта семья (к сожалению, я не записал имён, а запомнить их нереально), и держит верблюдов потому что на них удобно кочевать. Увы, в то время они паслись где-то в другом месте.

В гостях у кочевников

Вечером поехали в гости к учительнице английского, Ортхондалай, которая очень рада была попрактиковаться в разговорной речи с иностранцами, хотя наших познаний иногда с трудом хватало для того, чтобы поддерживать беседу, и приходилось говорить Батсурен на русском, она переводила Ортхондалай на монгольский, а та отвечала нам на английском;))) Оказалось, что она живет не в самом посёлке, а в нескольких километрах от него, в юрте. Быт у неё такой, что она встаёт в 6 утра потому что надо доить яков, потом пешком идёт на работу в школу, а ещё у нее маленький ребенок. Муж её работает электриком в Мурэне, т.к. в родном селе работы нет. Очень приятная молодая девушка, жаль, но она попросила не выкладывать фото из её юрты в интернете. В гостях у Ортхондалай я впервые попробовал настоящий йогурт на молоке и ягодах — он совершенно не похож на то, что продаётся у нас в магазинах.

Метеостанция в Рэнчин-Лхумбэ

Возможно, события этих дней были не такими живописными в плане фотографии, к тому же многое осталось за кадром.. зато нам удалось поближе познакомиться с жизнью простых монголов. Это на самом деле очень интересно, ведь на всех этих простых людях и держится Монголия, страна в которой на 3 миллиона человек приходится более 60 миллионов голов скота! В которой всего один город с населением свыше 100 тысяч, и в нем живет половина населения страны (Улан-Батор), а остальные люди равномерно распределены по всей территории и занимаются преимущественно кочевым животноводством, как и их предки в течение тысячелетий. Люди очень гостеприимные и открытые, спасибо им большое за радушный приём! На следующий день мы покинем эту чудесную долину и снова поедем в горы, чтобы вновь оказаться на берегу Хубсугула.

Рэнчин-Лхумбэ

Михаил Тильпунов

Борис ЧечетВеликолепно! Хочется повторить! И много классных фото!
05.04.2021, 08:27:41 |

Борис Чечет: Великолепно! Хочется повторить! И много классных фото!

Спасибо, рад, что понравилось:)
05.04.2021, 19:25:52 |
Марина Васильева (Красноштанова)В очередной раз с большим интересом просмотрела и прочитала. Спасибо за доставленное удовольствие! Снова хочу в Монголию, но теперь летом.