|
| После дневки в Рэнчин-Лхумбе и знакомства с бытом местных жителей, нам предстояло в очередной раз пресечь горы, отделяющие Дархатскую котловину от озера Хубсугул. Первоначальный вариант проезда сквозь хребет Хорьдолын-Сарьдаг был по реке Арсайн-гол через перевал Джиглегийн-дава. Этот маршрут популярен у велосипедистов и лыжников: по нему мы бы попали примерно на середину западного побережья озера, и потом по дороге, проложенной некогда советскими геологами, поехали бы на юг, к Хатгалу. Однако, Сэсэр сказал, что дорога на перевале плохая, и он не сможет проехать его. Скорее всего, много болот, как я понял из отчётов велосипедистов, проезжавших там летом. Поэтому пришлось искать другой вариант проезда, причём Сэсэр сам точно не знал, как правильно ехать, и поэтому спрашивал совета у местных, устроив своеобразную конференц-связь:)
В итоге пришли к тому, что с нами поедут пара ребят на мотоцикле показывать дорогу.
Сначала мы долго ехали по лесу, пока не попали на небольшой перевал с видом на хребет. Внизу видно высохшее русло реки Ар-Хорьдолын-гол.
Через некоторое время мы выехали к этой реке уже значительно ближе к горам. Русло её очень широкое, но абсолютно без воды. Тем не менее, хорошо видно, что потоки здесь бывают мощнейшие: повсюду валяются вырванные с корнем деревья.
В этой местности все реки такие: водоток уходит под землю, причём иногда он появляется снаружи, а потом снова исчезает. Это в целом нормальная ситуация для Прибайкальских гор: вспомним даже нашу родную Слюдянку: зачастую первые два-три моста по ней сухие.
Эта особенность местных рек даёт отличную возможность использовать их сухие русла как транспортные магистрали, и мы видим хорошо накатанную колею. Здесь парни очень долго объясняют Сэсэру дальнейший маршрут, а потом уезжают обратно.
Мы въезжаем в ущелье Ар-Хордолын-гол. Впереди виднеется красивая гора Кара-Тюрек. Я плохо запоминаю монгольские названия, но эта гора врезалась в память, т.к. схожа с известным на Алтае перевалом, где мне довелось бывать в 2014 году.
Навстречу нам из ущелья показались мотоциклисты в разноцветных халатах. Это местные жители ездили в леса за шишкой, теперь едут обратно. Сэсэр как всегда некоторое время беседовал с ними. Он вообще редко когда не останавливался, чтобы не пообщаться со встречными путниками:)
Пообщавшись с байкерами, и видимо, разузнав у них про дальнейший путь, поехали дальше. Но тут уже мы периодически просили Сэсэра притормозить для того, чтобы сделать кадр-другой:)
Красиво смотрятся скалистые вершины хребта среди пожелтевшего осеннего леса.
Очень интересные места здесь, и день выдался солнечный, с красивыми облаками. По большому счёту комментировать тут нечего, просто полюбуйтесь вместе со мной на чудесную природу!
Ехали таким образом, с многочисленными остановками, мы несколько часов. Однажды заехали в красивый лиственичный лес, который уже весь пожелтел, и горел яркими красками под осенним солнцем.
Потом снова вернулись на реку, и ехали по ней, пока не увидели впереди преграду из курумника, дорога при этом уходила направо в горку.
После непродолжительного подъёма мы остановились для того чтобы запечатлеть всю эту красоту сверху. На этом фото немного видно русло реки, по которой мы ехали всё это время.
Ещё чуть позже увидели обо, обозначающее перевал Хордолын-дава (2238 м.)
Дальнейший наш путь я восстановил уже дома по GPS меткам, которые делал Женя Трезубов и с помощью генштабовских карт. По реке Овор-Хорьдолын-гол мы спустились к Арсайн-гол – самой широкой реке этой местности. Все эти реки, я напомню, сухие, и лишь изредка вода появляется в небольшом количестве, и снова исчезает. Думаю, весной, когда тает снег, или во время сильных дождей, здесь совсем другая картина.
Здесь уже ехали довольно долго, лишь пару раз остановились, когда навстречу проехала машина, и Сэсэр вышел пообщаться. Глядя на эту машину, стало немного страшновато, что же ждёт нас дальше... она абсолютно вся была грязная!
Примерно в этом месте мы свернули на приток Арсайн-гол, реку Ямаатын-гол, и снова поехали вверх.
На месте поворота очень интересный хребет, похожий на динозавра. Да и вообще классные места. Эх, здесь бы побыть-побродить подольше!!!
Дорога довольно долго шла вверх по реке, и чем выше мы забирались, тем хуже она становилась: много камней воды, грязи. Вдруг мы увидели двух монголов, сидящих на дороге. Оказалось, что чуть в стороне их машина, Дэлика с Улан-Баторскими номерами, застряла в болотистой почве. Долго они общались с Сэсэром, видимо прося о помощи, и он в конце концов согласился им помочь, при этом я видел очень недовольное лицо Батсурен! Видимо, она предполагала, чем всё это может закончиться… ну понятно чем:) Дёрнув с места, УАЗ вытащил их из ямы, но зарылся сам, причём очень серьёзно!
Самое смешное, что их тяжёлый микроавтобус дальше так и не поехал. Теперь уже надо было вытаскивать нашу машину.
Занимались этим в основном монгольские ребята. Их было человек пять, такие модно одетые столичные пацаны, среди них девушка, крашенная под блондинку. И нафига они сунулись сюда на такой машине, причём ещё и заехали куда-то в сторону от дороги? Потом стало понятно, почему они так отклонились: объезжали участки грязи, где точно бы застряли, и ведь всего-то немного не доехали до того места, где дорога становилась лучше. На самом деле то, что они вообще проехали перевал, это уже достойно похвалы, как мы видели потом, там наверху совсем всё печально, сплошное болото.
Что ж, с УАЗиком то всё понятно, технология давно отработана: мы это проходили на третий день, когда застряли на Их-Хоро-гол. Свалили ребята лиственницу, обрубили сучья, с одной стороны заточили, и, используя ствол как рычаг, поднимали машину, а Сэсэр подкладывал под колесо камни и бревна. В этот раз только два передних колеса утонули, а не все четыре, как тогда, так что по итогу вытолкали УАЗ.
А вот Дэлику так не вытащишь: там литые диски и не за что зацепиться. Потом Сэсэр три раза рвал трос, пытаясь вытянуть их машину, но безуспешно.
Тем временем, вечерело, и солнце село за горку, а мы потеряли уже часа полтора. Безрезультатно! В итоге Сэсэр плюнул на это дело, и мы, оставив неудачливых монголов, поехали дальше. Так-то на самом деле, у нас у самих ещё путь неблизкий, надо было засветло проходить опасные места на перевале Улхэний-дава (2310 м): как я уже писал выше, там жуткая болотина!
Слава богу, прошли и не застряли, и начался долгий спуск по реке Улхэн-сайр. Уже в полной темноте (на часах было 20.20) мы наконец-то выехали на местную федералку, ведущую от Хатгала к турбазам на берегу Хубсугула. Остановились на турбазе "Ховсгол-сор-Ресорт" в домиках с печкой, что в 20 километрах от Хатгала. Про саму турбазу напишу в следующей части, а на сегодня всё. Это был самый долгий наш переезд за всю экспедицию, так поздно мы ещё ни разу не приезжали. Конечно, история с монголами очень сильно задержала, но и путь то был не близкий! Мы пересекли хребет наискосок через два перевала, проехав по горам более 80 км. На карте красным цветом показан наш фактический маршрут из Рэнчинлхумбэ до побережья Хубсугула, а синим – как планировалось изначально.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||