Утро 10 дня нашей фотоэкспедиции по Монголии началось с красивого рассвета на берегу озера Хубсугул. В 7 утра мы с Женей прогулялись на берег, правда чуть-чуть опоздали: как раз солнце поднималось из-за гор, надо было на пол часика раньше прийти, походить по местности в поисках переднего плана.

Рассвет на озере Хубсугул

На берегу много пней. Их вообще по всему Хубсугулу много, я бы даже назвал их визитной карточкой озера. Об их появлении есть версия, что уровень Хубсугула поднялся на 1 метр, и прибрежные деревья затопило, после чего их распилили на дрова.

Пенек на берегу Хубсугула

Правда, не все с ней согласны, и в комментариях к фото из первой части моего рассказа шли жаркие споры о правомерности таких рассуждений. Я пожалуй, самоустранюсь от полемики, т.к. не компетентен в данном вопросе, но раз дискуссия имеет место быть — прошу в комментарии всех желающих;)))

Интересная штука

По большому счёту фотографировать на этом берегу кроме пней особо то и нечего, чем мы увлечённо занимались минут сорок. Правда потом я почти всё поудалял: слишком однообразно. Оставил только пару снимков.

Зурагчин Женя Трезубов

Турбаза "Ховсгол-Сор-Ресорт", куда мы заселились прошлым вечером была на самом деле третьей куда мы заехали, но в первых двух внезапно не было мест. Очень странно, т.к. сезон то уже вроде как закончился. Но в принципе мы остались довольны этой турбазой. На территории есть как домики, так и юрты, и даже один псевдо-чум:)

Псевдо-чум на территории турбазы "Ховсгол-Сор-Ресорт"

А ещё отлично сделанный ресторан, и даже, представьте себе, туалеты с белыми унитазами: очень большая редкость для Монголии;) Мы заселились в домиках, всё-таки мы русские люди, хватит с нас юрт. Но минус в том, что домики летние, с огромными щелями в дверном проёме и отапливаются они всё той же печкой, которая прогорает на раз-два. Среди персонала есть даже специально обученный дедушка, который следит за печкой, приходит в номер и растапливает. При этом в номерах не оказалось розеток. Видимо, чтобы свои обогреватели не включали, я другого объяснения не вижу, ведь электричество то подведено.

Домики турбазы "Ховсгол-Сор-Ресорт"

Почему я так подробно всё описываю: это была самая дорогая турбаза за всё путешествие. Проживание стоило 50 тысяч тугриков за ночь с завтраком. И это мы ещё сторговались: сначала загнули вообще 90 тысяч и трёхразовое питание, но нам-то утром уезжать, так что взяли только завтрак. Но в целом весьма достойная турбаза, и это в любом случае дешевле большинства баз на Байкале. Позавтракав наконец в приличной столовой, собираемся к недолгому переезду в Хатгал. Сфотал небольшую кучку вещей: это где-то треть общего количества, не видно кучи спальников-ковриков-котелков и прочего мелкого хлама. Ритуал вытаскивания и запихивания всего этого обратно изрядно надоел за всю поездку, но вскоре мы научились довольно быстро всё это утрамбовывать.

Куча вещей

Сегодня мы едем в Хатгал, до него всего 20 километров по хорошей гравийке, так что у нас по сути отдых после вчерашнего вояжа. Проезжаем мимо ущелья, откуда вчера приехали в полной темноте.

Ущелье Улхэн-Сайр

Потом недалеко от Хатгала Сэсэр остановился рядом с необычно закрученным деревом, под названием Могой-мод. Тут культовое место, увешенное тряпками и красивого вида холм напротив.

Культовое место Могой-мод

Красивый холм напротив Могой-мод

Через некоторое время мы достигли южной оконечности озера Хубсугул. Добрались до асфальта на 10-й день пути! Вон там, за мостом из озера вытекает река Эгин-гол, левый приток Селенги. Так воды Хубсугула в конечном итоге попадают в Байкал, а потом, через Ангару и Енисей – и вовсе в Северный Ледовитый океан:) Мужчина на этом фото наливал воду в канистры видимо здесь, где течение, она чище. До моста ещё считается как бы озеро, но фактически это уже река.

У истока Эгийн-гол

Переезжаем по мосту на противоположную сторону: посёлок Хатгал виднеется на берегу. Здесь снимаем виды на изогнутую южную оконечность Хубсугула и разноцветные крыши посёлка.

На противоположном берегу Хубсугула

Вид на изогнутую южную часть озера Хубсугул

Разноцветные крыши Хатгала

На холме, откуда открывается вид на озеро, интересные камни. Это место называется Чулут.

Чулут

И не менее интересное обо в виде беседки с лавочкой. Можно бурханить прямо тут под крышей;)

Обо-беседка

С другой стороны неплохой вид на Эгийн-гол, которая после того, как вытекает из озера, сразу же разливается по долине множеством рукавов. Очень понравилось, как расположились камни на переднем плане: напомнило этакий монгольский Стоунхендж.

Вид на Эгийн-гол

Поснимав немного, едем в посёлок затариваться продуктами на оставшуюся часть пути и искать жильё. В местном супермаркете мы с Женей обнаружили много всяких неизвестных на тот момент в России вкусов газировки.

После 10 дней чаепитий очень захотелось газировочки:)

А так же нашли совсем задёшево (меньше 500р.) бутылку Киндзмараули: сегодня юбилей, 10 лет БАФ (Байкальской Академии Фотографии), которая и замутила эту экспедицию. К сожалению, в данный момент БАФ уже не существует: Наталья Байбородина сложила с себя полномочия директора уже зимой 2018 года, после чего ещё какое-то время академия просуществовала в малоактивном режиме, да так и закрылась потихоньку, я даже не уследил, когда это произошло. А жаль, в своё время здесь преподавали такие классные фотографы, как Олег Костюнин, Стас Толстнев, Сергей Дидоренко, Анатолий Бызов, и многие другие, коих я не упомянул в силу что, что не сталкивался с ними в стенах академии.

Наталья Байбородина — организатор нашей экспедиции

Рядом с пристанью находим неплохое жильё без щелей в стене и с электрическим обогревателем! Хватит нам уже этих печек, надоело просыпаться среди ночи и растапливать заново. И всё это удовольствие всего по 30 тысяч за номер, да ещё и с видом на Хубсугул! На территории гостиницы есть столовая, где нам очень долго готовили обед. Вспомнился фильм Snatch Гая Ричи: — Когда будут готовы сосиски? – Через 5 минут – Ты 5 минут назад говорил, что будут через 5 минут! Тут же мы вместо обещанных 20 минут прождали час;)

Гостевой дом в Хатгале

Осмотрелись: на пристани стоит гордость монгольского флота – пассажирское судно, переоборудованное из буксира, "Сухбаатар". Раньше он назывался "Иссык-Куль" и принадлежал "Восточно-Сибирскому речному пароходству", но в 2005 году был куплен для хождения по акватории Хубсугула. Узнали, сколько стоит его арендовать: 20 миллионов тугриков;)

"Сухбаатар"

Там же на берегу есть суда, которым меньше повезло. Случайно я наткнулся на интересную статью про монгольский флот, почитайте, кому интересно.

Заброшенное судно

Тут же на пристани находятся торговые ряды. Прогулялись, но ничего полезного из сувениров я так и не выбрал: одни безделушки по большому счёту. Странно. То ли не сезон уже, то ли их и не было тут. Хотя должны быть: иностранцев то не мало приезжает в Хатгал. Сразу же за гостиницей неплохая горка, на которую можно залезть и обозреть всё вокруг, что мы и делаем. Снимаем виды на Хатгал, южную оконечность Хубсугула и остров Бага-Крй.

Вид с горы на Хубсугул

Надо бы немного рассказать об этом посёлке. Основан он в 18 веке как форпост империи Цин, и был важным населённым пунктом для торговли с Россией, здесь жило более сотни русских поселенцев. В советское время, когда Монголия была чуть ли не 17-й республикой СССР, он сохранял своё значение как важный перевалочный пункт. Так, здесь была нефтебаза для транспортировки нефтепродуктов из СССР в Монголию. Теперь, так же как и в Ханхе, она закрыта.

Вид с горы на Хатгал

В 90-е годы посёлку пришлось не сладко: население сократилось с 7000 до 2500 человек, но в последнее время на юго-западе Хубсугула активно развивается международный туризм, по всему берегу стоят турбазы, так что думаю теперь здесь всё хорошо;) Говорят, летом в Хатгале как в нашей Листвянке ни пройти не проехать! Для иностранных туристов это ворота в Хубсугул, ведь через Монды — Ханх могут проезжать только русские и монголы, поэтому сюда едут из Улан-Батора. От областного центра аймака Хувсгел города Мурэна даже проложена асфальтированная дорога! А в 2007 году открыли аэропорт. Очень многие столичные монголы так же едут сюда на выходные: для них это как для нас на Малое Море съездить.

Поселок Хатгал на берегу Хубсугула

Вообще, этот день запомнился каким-то вялым настроением: появилась некая психологическая усталость от экспедиции, особенно здесь, в цивилизации. Осталось всего несколько дней, и делать уже ничего неохота: ни снимать, ни гулять, так что после обеда просто сплю в номере. Но вечером я взял себя в руки: после ужина вместо того, чтобы сразу идти пить вино, я решил поснимать корабли со звёздами, а вскоре ко мне присоединился и Женя. В итоге получилось неплохо. Вино же никуда не убежало;)

Ночь на берегу Хубсугула

Под вино, кстати, хорошо зашёл фильм "Охотница с орлом" на Женином ноутбуке. Рекомендую к просмотру, хотя он и не совсем про монголов, а про населяющих Монголию казахов.

Гордость монгольского флота

На этом всё. Завтра мы начнём движение обратно на север Хубсугула в Ханх, но сперва заедем в одно очень интересное место!

Ночь в порту Хатгала

Михаил Тильпунов

Так может оно от солнца/ветра? Т.е. только на освещение и хватает.

В советское время, когда Монголия была чуть ли не 17-й республикой СССР

Я похоже что-то пропустил. 16-я, это которая? :)

Классный отчёт!
14.04.2021, 19:39:26 |
И. ФефеловС 1940 г. по 1956 г. Карелия была не АССР, а ССР (Карело-Финская ССР), тогда и было 16 республик.

К слову, а не спрашивали, каким путем и способом доставляли бывший "Иссык-Куль" на Хубсугул?
14.04.2021, 21:19:35 |
Виталий Штырц (Саныч)Спасибо за классный отчёт, всё очень интересно!
14.04.2021, 21:36:23 |
Марина Васильева (Красноштанова)Заинтриговали: что за очень интересное место? А восточный берег Хубсугула для меня даже более интересен, я там не была :)
Жду продолжения. Спасибо за фото и рассказ.
14.04.2021, 23:36:27 |
Татьяна СеменоваПонравилось, спасибо!
16.04.2021, 13:31:39 |
Дмитрий МызниковИнтересный отчет. Но вот с пнями тема не раскрыта.:)
"На берегу много пней. Их вообще по всему Хубсугулу много, я бы даже назвал их визитной карточкой озера. Об их появлении есть версия, что уровень Хубсугула поднялся на 1 метр," тут не уровень поднялся, а непонятная динамика тектонического изменения рельефа. Если бы поднялся уровень, то представьте какой бы был сток Эгийн-Гола! И он был бы "разовым" — что пришло, то и ушло. т.е. пришло — поднялся на "метр", пол-года прошло, все вытекло, и уровень — упал. Но пни-то стоят сколько лет замоченые.
Последние фотки с пнями как я понял, были км в 20-ти к северу от Хатгала!??
А по восточной стороне?
Вообщем вам ребята надо ехать снова и смотреть месторасположения этих пней :))
Составить карту расположения, по которой можно будет определить участки просевшей береговой линии озера. Либо искать результаты нивелировки реперов в Ханхе и Хатгале. Если она была в режиме мониторинга.
19.04.2021, 10:08:48 |
Юра ГалачьянцБеглый поиск в сети дает информацию, что в 1971-1972гг по долине Алхайн-Сайр (Улхэйн-Сайр) сошел катастрофический сель, который привел к образованию плотины в истоке Эхийн-Гола и поднятию уровня озера примерно на три метра.

http://www.baikaldivo.ru/library/articles/fold_02/article_15.htm: И в настоящее время порог стока вод озера в истоке реки Эгийн-Гол подвержен изменениям. Это связано с селевыми выносами из примыкающей справа долины Улхэн-Сайр. Такое событие имело место в 1886 г. (Черкасов и др., 1972; Рогозин, Якимов, 1977). Гигантский вынос 1971-1972 годов вызвал продвижение береговой зоны вглубь суши (Рогозин, 1993). Максимальное смещение – до 14 м. Уровень воды поднялся примерно на 3 м: небольшой остров напротив сомона Турт (Ханх), имеющий размеры в 23 м длины, 11 м ширины и 2-3 м высоты (Маринов, 1967), был затоплен. Установившийся уровень сохраняется и сейчас.

https://overland.su/vokrug-khubsugula-na-kvadrocikle/: Гигантский селевой вынос породы в 1971-1972 годов, в районе порога стока вод озера в истоке реки Эгийн-Гол, вызвал подъем уровня воды примерно на 3 м. Небольшой остров напротив сомона Ханх, имеющий размеры в 23 м длины, 11 м ширины и 2-3 м высоты, был затоплен. Установившийся уровень сохраняется и сейчас. В результате этого катаклизма береговая линия отступила до 14 метров, близстоящие деревья оказались в воде и постепенно погибли. Так образовались красивейшие ходульные деревья по всему берегу Озера.

19.04.2021, 12:59:31 |
Дмитрий МызниковИ что, вода до сих пор эту плотину не промыла? Хотя этот (на фото) мост видимо построен уже после селя, и опоры моста стоят на селевом материале. И последствия этого селя видны. Река впадающая в Эгийн-гол справа, в 1 км южнее Хатгала, занесла селем все русло Эгийн-Гола примерно на 8 км. И промывать этот сель Эгийн-Гол будет еще очень долго. Теперь понятно откуда взялись пеньки? Спасибо Юре! :)
19.04.2021, 22:38:21 |
И. ФефеловПохоже, не только на южном Байкале в 1971 году дождило. но прихватило и Прихубсугулье.
20.04.2021, 08:36:41 |
Юра Галачьянц

Дмитрий Мызников: Теперь понятно откуда взялись пеньки

Меня заинтересовала эта тема и я разыскал книжку А.А. Рогозина "Береговая зона Байкала и Хубсугула: Морфология, динамика и история развития", в которой есть упоминание об этом селе.

После ознакомления с этой монографией я подумал, что имеет смысл выложить ее электронный вариант на сайт, поскольку там есть довольно много интересной информации о том, как формировалась береговая зона Байкала и Хубсугула в голоцене.

Вот ссылка на pdf-документ, 88 Мб. Возможен текстовый поиск по файлу. Вопрос изменения уровня Хубсугула обсуждается в главе "История формирования истока р. Эхийн-Гол" (страницы 85-88).

Также поискал в библиотеке статью, на которую ссылается Рогозин в своей монографии: "А.Е. Черкасов и др. Гидрогеологический режим рек бассейна Хубсугула". Именно этой работы не нашел, но в сборнике статей "Природные условия и ресурсы Прихубсугулья, 1972 г" есть статья Черкасова "Изучение водных ресурсов с помощью репрезентативных бассейнов (на примере рек бассейна Хубсугула)". Думаю, это тоже полезный материал для размышлений.

Ссылки на оба pdf-документа есть в списке моих загруженных файлов.
28.04.2021, 18:48:10 |
Борис Чечет

И. Фефелов: Похоже, не только на южном Байкале в 1971 году дождило.

Ещё как дождило! Я в тот год окончил школу и внезапно поступил (не надолго) на биолого-почвенный факультет ИГУ. Для этого с посёлка Строитель (пригород Ангарска), который оказался в результате дождей островом, приходилось ездить в Иркутск. И Китой, и Иркут были явно шире Нила. Правда Нил я не видел.
28.04.2021, 19:23:24 |
И. ФефеловНу это в общем-то тоже про регион южного Байкала.

А вот западнее уже было иначе. Например, летний паводок на Оке был в 1971 году хотя и очень приличным, но далеко не дотягивающим до 1967 и 1984 годов.
29.04.2021, 11:32:55 |
Sergey VИркут в 71 году я помню. По нему плыли дома (наблюдали с Иркутного моста), а Селиваниху накрыло так, что едва крыши домов выглядывали.