|
| Итак, настал тот день, когда мы наконец-то поворачиваем обратно на север. Домой, к Ханху. Ханх теперь уже реально воспринимается почти как дом:) Между Хатгалом и Ханхом расстояние по воде 124 км, по автомобильной дороге – 177 км. Но сначала у нас по плану заехать ещё в одно интересное место: Булнайские термальные источники. Выезжаем из Хатгала, переезжаем Эгин-гол по мосту, и сразу же попадаем на дорогу, ведущую на север. Дорога идёт по холмистой местности: в низинах речки и болота, наверху лиственничные леса. Она сразу же становится заметно хуже, чем была ранее, кое-где даже Сэсэр едет не по самой колее, а с краю. Хубсугула при этом почти не видно, он остался за холмами слева, и лишь иногда показывается нам во всей красе!
Километров примерно через 30 сворачиваем направо и едем по направлению на северо-восток по холмистым долинам. Дорога здесь заметно лучше, с правого края видна ЛЭП. В долинах много пастбищ и стоянок. Ещё через некоторое время поворачиваем налево, ЛЭП при этом уходит правее. Далее ничего особо не меняется, пока не подъезжаем к домику со шлагбаумом. Шлагбаум открыт, и можно проехать не останавливаясь. При этом отсюда начинается очень хорошая гравийка, недавно отсыпанная грейдером. Сэсэра это приятно удивило, а Батсурен сказала, что ещё год назад здесь было всё очень плохо, да и вообще они явно настраивались на трудности. По дороге ничего не снимаем, кроме обо на Булнайском перевале. Вслед за нами, кстати, ехала обычная легковушка, что о многом говорит;) В местах, где дорога идёт по болоту, появились мосты, которых не было ещё год назад, и Сэсэр это тоже отмечает. Нам повезло!
Через некоторое время спускаемся по горе к источникам, и через километра полтора подъезжаем к вот такой турбазе, под названием "Ховсгол-Булнай"
Честно говоря, мы были немного в шоке от увиденного, т.к. совсем не ожидали в такой глуши обнаружить настолько хорошую базу! Нас приветливо встречает хозяин, добродушного вида дедушка 73 лет по имени Нямсурен, жмёт руку каждому, пытается даже говорить по-русски.
Никаких других туристов здесь нет, видимо и правда уже не сезон. А зря, ведь осенью здесь очень здорово, и погода стоит шикарная! Немного фотографирую базу: здесь как и везде есть и домики и юрты (мы, конечно же, в домики).
Внутри очень уютно, отапливаются они печкой, но на самом деле больше и нечем: электричество здесь вырабатывает генератор и несколько солнечных батарей, так что его дают только по вечерам.
На территории базы есть так же административное здание, столовая и даже клуб:) Мы в полном восторге: это каких же трудов стоило построить в глуши такую красоту! Где-то на берегу Хубсугула это бы выглядело как должное, а здесь совсем другое дело. Рядом кстати есть заброшенная старая турбаза, и контраст очевиден.
Ещё меня поразил туалет: никогда таких не видел: избушка с двумя входами, в одном просто дырка, а в другом унитаз, как будто для больших и малых дел:) Хотя, на самом деле, это просто мужская и женская части.
Обедаем в столовой, используя свои продукты, т.к. приготовить бы нам ничего не успели. Обещают сделать ужин и завтрак. Стоимость проживания при всём при этом всего 30 тысяч тугриков! Связи на источниках нет.
После обеда настала пора поехать посмотреть, что же это за источники такие. Для этого возвращаемся немного назад вдоль реки Халхан-гол.
Выглядит это примерно вот так: рядом с речкой источники горячей воды, вода из которых попадает сначала в ванны, находящиеся внутри избушек.
Состав воды азотно-щелочной, подобное встречается в Горячинске на восточном берегу Байкала. Пить воду нельзя, лечатся купаниями два раза в день по 15 минут.
На каждой избушке подписана температура источника от 28 до 45 градусов, но могу точно сказать, что она не соответствует истине. Я пошёл в ванну с 28-градусной водой, но там точно было теплее. Внутри избушки всё выглядит достаточно скромно, из щелей дует, окна нет, но в воде очень тепло и приятно находиться. Это то, что нужно путнику, уставшему от долгой дороги:)
После ванны залез на гору, с которой хорошо видно местность. Ведёт туда вот такая дорожка.
Наверху небольшие скалы, субурган и обо с красным флагом.
На камнях, из которых выложено обо вот такие письмена. Непонятно что это: на древнюю монгольскую письменность совсем не похоже, может кто знает?
Виды иногда очень сильно напоминают знакомые ольхонско-тажеранские.
Обратно я решил возвращаться пешком, чтобы осмотреть ещё и старую заброшенную турбазу. Построена она была ещё 50-е годы 20 века, и в те времена Булнай посещало до нескольких тысяч человек за сезон. Она не так уж и плохо сохранилась. Вроде как, в домиках даже можно остановиться: ключи есть у жительницы сосдней деревни, и стоит это какие-то копейки. Что ж, это наверное лучше, чем в палатке:)
Неподалеку есть две перспективные горочки, с которых должен открываться неплохой вид на местность.
Так и есть: речка очень интересно петляет здесь.
Неплохо, но холодно, хоть и солнечно: дул сильный ветер, и, в конце концов, выдул из меня остатки тепла, так что пришлось вернуться на базу. За базой сгоревший лес с чёткой границей выгоревшей зоны. Дальше идёт дорога в распадок, судя по всему, это более короткий путь на Хубсугул. Мы думали, что Сэсэр поедет по ней на следующий день, но ошибались: видимо она совсем плохая.
Вечером, за ужином, Нямсурен открыл бутылку водки и сел с нами пообщаться. По-русски говорил очень плохо, и мы общались в основном через Батсурен. По его словам в молодости он вместе с русскими инженерами строил город Новый Эрдэнет, и с тех пор русских очень уважает:) Базу эту он построил сам 10 лет назад, кажется, ему помогали сыновья. С ноября по март он уезжает в Улан-Батор, а всё остальное время живёт здесь. По стенам столовой висят грамоты за хорошую работу. По всему видно, что человек это очень не простой, он тридцать лет проработал водителем в администрации, правда не помню, где именно, но эта должность в Монголии очень почётная, так что видимо оброс связями, и на старости лет сделал такую турбазу. А тут ещё и дорогу провели к нему! Это конечно всё наши фантазии, и старик очень большой молодец, что содержит здесь всё в таком порядке, обходясь всего двумя работниками (по крайней мере, мы больше никого здесь не видели).
На следующее утро я твердо решил поснимать рассвет (а то в этом путешествии уже проспал несколько очень красивых), встал заранее, пришёл на точку, а рассвета то и нет:) В первый раз за всё путешествие было абсолютно чистое небо с утра, ни единого облачка. Ну, всё-таки это лучше, чем серость и дождь, так что кое-что получилось.
Пока я ходил на фотосъемку, остальные быстренько съездили ещё раз на источники понырять в ванны. После чего настала пора прощаться с гостеприимными хозяевами и ехать дальше.
На карте я показал, как лучше всего проехать из Хатгала на Булнай. Мне очень интересно, в каком состоянии сейчас эта дорога? Сохранилась ли, поддерживается или пришла в негодность? Напишите пожалуйста в комментариях те, кто ездил сюда после 2017 года!
А на сегодня все, впереди осталась последняя часть моего рассказа про Монголию.
| |||||||||||||||||||||||||||||