Монголия

Утром 12 дня настало время уезжать с гостеприимной турбазы. Сэсэр сперва повез нас по той же дороге, что и накануне, и только после того, как проехал грейдированный участок, свернул направо к Хубсугулу через лес, и в итоге выехал на ту же трассу ХатгалХанх, только чуть севернее, в районе отметки 43 км.

Восточное побережье Хубсугула

О дороге Хатгал-Ханх ходят легенды как об очень экстремальной. Раньше этот путь занимал от двух дней до недели, в зависимости от состояния дороги, и в одиночку тут никогда не ездили. Дело в том, что дорога эта проходит по холмам в стороне от озера, и постоянно пересекает долины рек, впадающих в Хубсугул. А там, где реки — там и болота, и при этом через них не было никаких мостов. В 2017 году же мы застали дорогу в достаточно хорошем состоянии: её отсыпали, через самые мощные реки построили мосты, и при желании этот путь можно было бы преодолеть за день. Но скорость всё-равно была невысокая, т.к. дорога разбитая и вся в камнях. Может, и доживем мы до того времени, когда и здесь проложат асфальт, а пока радуемся тому, что есть:) Почти сразу, как мы выехали из леса на дорогу, нам встретился одинокий путник, явно иностранного вида. Так и есть, это француз по имени Бенжамин, и он путешествовал от Хатгала до Булная, а теперь идет обратно. На груди у него висела укулеле, и сам он весь такой очень позитивный.

Французский путешественник Бенжамин

Поболтали с ним немного, и поехали дальше. Дома я читал немало отчетов об одиночных путешествиях, в том числе и вокруг Хубсугула, и всегда восхищался людьми, которые не боятся ехать в чужую страну и бродить там много дней наедине с самим собой! Впрочем, Монголия мирная страна. Бедная, так что воровство не исключено, но вряд ли здесь можно нарваться на грабителей или похитителей, как где-нибудь в Африке.

Осенние краски Хубсугула

Хубсугул мы видели в тот день очень редко, каждый раз он радовал взгляд красотой своих берегов. Жаль, что нет возможности ехать всё время рядом вдоль побережья и наслаждаться этим видом:( Весь день мы тряслись по унылой дороге, и можно было закрыть глаза на полчаса, потом открыть и увидеть всю ту же картину: леса, болота и пыльная дорога. Особенно запомнился нудный перевал Сантин-даба, на котором вышли немного размяться. Здесь слева от обо стоит ретранслятор сотовой сети, но связи нет, т.к. он узконаправленный в два конца.

Перевал Сантин-даба

Сэсэр сказал, что через 3 перевала, перед Борсогийн-дава, будет кафешка, и этот перевал сразу же переименовали в Буузыйн-дава:) Кафешка там и правда была, правда не зная об этом факте и не догадаешься: со стороны она выглядит как обычная юрта. И бууз у них не было, да и вообще ничего не было, кроме цуйвань: лапши с мясом и картошкой. Ну хоть так!

Придорожное кафе

Пока ели и отдыхали, все внимание к себе привлекла маленькая дочка хозяев, к сожалению, я не спросил её имени.

Дочка хозяев кафе

Она в отличие от многих монгольских детей, не стеснялась камеры и чужих людей, и играла себе в свои игрушки.

Забавная девчонка

Вот такая забавная девчушка:) Её родители похвастались, что их старшая дочь учится в Германии в седьмом классе, живёт там в приёмной семье, вроде как очень хорошо рисует. Этой девочке мы конечно тоже подарили раскраски и фломастеры, пусть поедет потом в Германию сестру догонять:)

Всадница

Наверное, вы слышали, что монгольские дети садятся в седло с трёх лет, и это чистая правда, я сам видел!

Пообедав, поехали дальше на перевал Борсогийн-дава. Стоя на перевале мы увидели НЛО прямо над Хубсугулом! Но оказалось, что это всего лишь остров Далайн-Модон-Куйс-Арал. Это самый большой остров на озере, площадь его 7 квадратных километров, а длина 4 километра. Он имеет сакральное значение для монголов, и доступ на него возможен только в сопровождении охраны национального парка.

Остров Далайн-Модон-Куйс-Арал

Конечная точка нашего маршрута на сегодня — устье реки Ноён-гол. Здесь река, медленно петляя, впадает в Хубсугул. На правом берегу реки обширные песчаные дюны, а на левом удобное место для стоянки в лесу, рядом с озером. Хотя река и не широкая, но в устье она довольно глубока, Сэсэр померил палкой глубину, и мы решили, что на другой берег перейдем как-нибудь завтра.

Сэсэр меряет глубину устья реки Ноён-гол

А пока не ушёл красивый вечерний свет, я отправился поснимать на левом берегу, поросшем лесом.

Время жить и время умирать

Глядя на этот сюжет, я вспомнил роман Ремарка "Время жить и время умирать".

Вид на Мунку-Сардык от устья Ноён-гол

От места стоянки хорошо видно Саяны и Мунку-Сардык. День близился к концу, и в голове была какая-то грусть: это последняя ночёвка на природе, завтра мы будем уже в Ханхе, а послезавтра дома, в Иркутске. Сентябрь в Монголии выдался на редкость тёплым, почти без дождей, и только по вечерам, года солнце заходило, становилось холодно.

Осенний закат

В это время нет ничего лучше, чем усесться у костра с таким прекрасным видом!

Костер на берегу Хубсугула

Вечером вспоминали Бенжамина с его маленькой гитаркой. Эх сыграл бы нам сейчас что-нибудь, надо было его с собой брать:)

Наш лагерь в устье Ноён-гол

Это была наша последняя ночевка в палатке. Спасибо духам Хубсугула за то, что погода все дни стояла ясная, без ветра. Такое здесь бывает не часто!

Ночь на Хубсугуле

Утром я решил прогуляться на правый берег реки Ноён-гол. Для этого нужно было либо перейти через реку вброд по пояс в холодной воде, либо выйти на дорогу, и дойти до моста. Идти далеко, но мокнуть то уж точно не хотелось: изо рта шёл пар, и лужи на дороге были покрыты коркой льда.

Вид на устье Ноён-гол

Моей целью была небольшая песчаная горка со скалами на вершине. Оттуда открывается неплохой вид на устье Ноён-гол и нашу стоянку в лесу на левом берегу.

Песчаные дюны и гора Мунку-Сардык также красиво смотрятся в утреннем свете.

Песчаные дюны Ноён-гол

Вид на Мунку-Сардык

Не знаю ,что здесь ещё особо писать, просто покажу фотографии, на них итак всё хорошо видно. Знаю, что устье Ноён-гол пользуется популярностью у туристов: сюда часто приезжают из Ханха.

Пейзажи в устье Ноён-гол

Удивительно и приятно было встретить среди песчаных дюн лошадей. Эти прекрасные животные всегда фотогеничны!

Лошадка на берегу Хубсугула

Монгольские лошади ниже тех, что мы привыкли видеть в России. Они очень выносливы и устойчивы, их почти никогда не подковывают. Пасутся лошади сами там, где хотят. Говорят, они не изменились со времён Чингисхана, и именно на таких лошадях монголы прошли через весь континент к Последнему морю.

Стадо лошадей

Мы же, оседлав наш УАЗ, делаем последний рывок. Уже недалеко от Ханха снимаем вид на Мунку-Сардык. Эта гора хорошо знакома всем любителям туризма, по крайней мере у нас в Прибайкалье. Поэтому она всегда притягивает к себе всё внимание. С тех самых пор я хочу взойти на вершину Мунку-Сардык со стороны Монголии. И это впринципе, легко осуществимо через Сэсэра: он поможет сделать пропуск в погранзону, разместит у себя на турбазе и забросит к подножию. К сожалению, то не находится времени, то пандемия вмешается в планы... надеюсь, всё у меня ещё впереди!

Вид на Мунку-Сардык

Приехав на базу, все сходили в заранее приготовленную баню, а потом встретили Андрея Ящерицына. Как и обещал, он приехал за нами в обед, для того, чтобы на следующий день отвезти обратно в Иркутск. Все остались с ним рассказывать наперебой о поездке и ждать закат, а у меня были ещё незавершённые дела.

УАЗ на фоне дюн

Если помните, во второй части повествования я потерял свой телефон. Обнаружил пропажу я после того, как мы отъехали довольно далеко от озера Хух-нур, что примерно в полутора часах езды от Ханха. Всю поездку меня дико бомбило от этого, ведь телефон не из дешёвых. Короче, я попросил Сэсэра съездить на озеро с целью поискать его:)

Озеро Хух-нур (Окуневое)

Может моё желание было слегка наивным, но я решил, что если и не найду телефон, то хотя бы ещё раз побываю в красивейшем месте. Сэсэр согласился поехать, но не на машине, а на мотоцикле. Не очень-то приятно по ухабистым дорогам ехать на заднем сиденье, но что делать, поехали! По пути закинул денюжку обо на перевале, хоть я и не суеверный, но Сэсэр сказал, что так надо, мол, раз дух этих мест забрал, значит, может и отдать, если проявить учтивость;)

Вечер на Хубсугуле

Не буду долго рассказывать о долгих поисках, скажу сразу: нашёл я его под деревом на берегу озера, куда ходил отлить в тот раз. В этот раз по счастливой случайности я пошёл к тому же дереву с той же целью после примерно часа поисков, оглядываюсь: лежит! На моё счастье, потерял я его именно в этом месте. Если бы потерял не здесь, а на равнине перед озером, то точно бы кто-нибудь подобрал: местные там пасут скот. Или того хуже: лепёхой бы накрыло;) Также мне повезло с тем, что за всё это время был только один дождь, и телефон не пострадал, лишь разрядился наполовину (он был в режиме полёта с отключенной сетью).

Вечер на озере Хух-нур

Радостный, я побежал к Сэсэру сообщить о находке, и мне показалось, что он обрадовался даже больше меня;))) После этого со спокойной душой снимаю напоследок красивые виды горы и озеро, и едем назад.

Золотая гора

Когда я вернулся с телефоном на базу, все уже съездили на вечернюю съёмку на 13 обо, и ждали праздничный ужин. Нам обещали приготовить хорхог. Это такой национальный монгольский мясной деликатес. Баранину режут на куски и складывают в металлический бидон вместе с нагретыми предварительно камнями. Камни эти когда-то тщательно отобрали: они должны быть круглыми и гладкими. Всё это держат на костре, а мясо при этом нагревается как снаружи, так и изнутри, от камней. Такой способ тушения мяса делает его очень мягким и придаёт особый вкус. После приготовления хорхога камни принято держать в руках, вроде как они передают энергию животного:) Я подержал, ну они конечно очень горячие, и первое время возможно только перекидывать из руки в руку. Не знаю, что на счёт энергии, но руки после этой процедуры становятся очень приятными, как будто кремом намазали! За ужином произносили много тостов, в основном хвалебные речи о Монголии, её людях, и в первую очередь конечно в адрес Сэсэра и Батсурен. А Андрей даже привёз из Иркутска флаг СССР и подарил его Сэсэру:)

Общее фото

Сидели допоздна, и наутро вставать было тяжко;) Пора было уезжать. Сборы были недолгие, я лишь сделал напоследок несколько кадров.

Непогода на Хубсугуле

С утра погода начала наконец меняться на нормальную осеннюю: было пасмурно, но очень красиво.

Очень люблю такие моменты смены погоды, когда на небе образуются красивые облака, и свет подчеркивает детали. Жалко было оставлять всё это здесь, но путь домой не близкий.

На этом историю можно заканчивать. Я постарался не просто показать, но и по возможности максимально подробно рассказать о том, что увидел и узнал. Надеюсь, эта информация окажется полезной для тех, кто захочет познакомиться с этой удивительной страной поближе. Спасибо всем кто прочитал и оставил отзывы!

Михаил Тильпунов

Юрий МельниковС удовольствием познакомился с этим уголком Монголии по Вашим прекрасным фотографиям и путевому очерку! И так же ,как и Сэсэр,очень рад находке телефона. Тоже не люблю терять:).
22.04.2021, 15:13:14 |
БоосСовершенно прекрасный отчет и просто восхитительные фотографии ! Для меня, в прошлом геолога, работавшего в этих местах в 70 — 80 годах, Вы подарили замечательную возможность вновь соприкоснуться с неповторимой природой этого уникального озера. Спасибо Вам огромное !
22.04.2021, 18:49:43 |
theoСпасибо за интересные рассказы, хорошие фотографии и за старания для нас на сайте.
Желаю и в будущем интересные путешествия и удачи в осуществление планов.
26.04.2021, 04:05:56 |
Марина Васильева (Красноштанова)Михаил, большое спасибо за Ваш подарок форумчанам!
27.04.2021, 11:40:15 |
Ольга ТарасоваМихаил, спасибо за подробный отчёт и прекрасные фотографии! С удовольствием прочитала все части.
27.04.2021, 14:51:13 |
Игорь ВороновВпечатляющее путешествие и рассказ о нем! Спасибо, что поделился)