Ущелье реки Хубуты в районе ГЗЛ
Каскад небольших водопадов в ущелье реки Хубуты на границе леса
Не зря говорят, что второй день похода — самый тяжёлый. Организм с непривычки получил приличную нагрузку накануне и ещё не адаптировался к новым условиям. В общем, в этот день я был вялый, шлось тяжело.

Утром проснулись, дымки стало заметно меньше. Река рядом с нашей полянкой течёт в живописном каньоне.
Живописные очертания
Перевал Гранатовый

Фотографируем, набираем воду, готовим завтрак, едим, собираемся и выходим. Сегодня цель дойти хотя бы до Потайной долины, а то и перевалить на Ара-Ошей (эти цели не будут достигнуты по нескольким причинам).

Идём по довольно длинной и весьма живописной долине реки Хубуты. Мы здесь впервые, много останавливаемся, фотографируем, очень красивые места.

Подходим к одному из ручьев, стекающих с левого борта долины, останавливаемся на перекур, и я в породах на дне ручья вижу включения граната . Достаю молоток, оббиваю породу. Руслан, увидев это, тоже принялся за дело — в итоге мы "убили" на ручье целый час вместо 10 минут, отпущенных на перекур. Однако, азарту нет предела

По пути, в долине Хубут, видим несколько стад коров, рядом с ними встречаются и лошади. Первое стадо было немного не доходя до места нашей ночевки, второе стадо шарилось по заливным лугам в пойме реки слева по ходу, третье облюбовало 2 палатки, воткнутые у поворота на перевал Гранатовый Ложный.

Дымки немного, но она есть, это спасает от жары, однако периодически останавливаемся у ручьёв утолить жажду. Наконец, часам к четырём дня подходим к "развилке" на перевал Гранатовый. Ну как, "развилка". Тропы на перевал как таковой не видим (она появится выше), но путь на веревал начинается именно здесь. Оставляем рюкзаки, идём налегке посмотреть, какие же там гранаты?

На протяжении почти всего перевального взлёта читается тропа. Склон травянисто-осыпной, осыпь, преимущественно, мелкая. Идти в целом не сложно (если б не второй день похода! ), на перевальном взлёте много граната как россыпью, так и в породе, встречаются экземпляры до двух сантиметров. На седловине кристаллов граната ещё больше, гранат будто рассыпан повсеместно, но зёрна мелкие, всего до 2-3 мм.
Мелкие гранаты на перевале Гранатовом
Хубутский перевал

Руслан сходил до перевала Надежда, а я поискал гранаты, полюбовался красотами. Провели на перевале ещё около часа. Спускаемся в долину Хубут, и в самом начале (спустился всего метров на 5 ниже) я обнаруживаю несколько кристаллов больше 1 см, говорю Руслану, и мы снова в азарте ищем гранаты. Конечно, гранаты не ювелирного качества, но мы не искушенные, нам они нравятся. Руслану больше понравились мелкие, объясняет тем, что они более правильной формы, менее трещиноватые, а мне интересны покрупнее.

Ближе к концу спуска с перевала Гранатового открывается вид на перевал Хубутский.
Скальный останец любопытной формы у подъёма на перевал Гранатовый
Еще один скальный останец любопытной формы у подъёма на перевал ранатовый
Он совсем рядом, просматривается отлично, видны тропа, ведущая на перевал, и снежник. Это не последний снежник на нашем маршруте: многоснежная весна благодаря позднему лету оставила на нашем маршруте ещё много таких отголосков. Спустившись к подножию перевала Гранатового фотографирую 2 характерных останца, один мне напомнил шахматную фигурку коня, второй — фигурку буддиста (только "голова" усеченная).

Берем рюкзаки (не сразу нашли, под какой скалой мы их оставили ), выдвигаемся по тропе в сторону Хубутского перевала. Я ожидал "нормальн6ый" перевальный взлёт, морально готовился к нему, однако перевальный взлёт со стороны Хубут, можно сказать, отсутствует. Тропа обходит морену, забирает несколько вверх, непродолжительный и некрутой подъем, и вы на перевале у первого тура любуетесь небольшим озером. Жаль, что солнце уже катится к закату, а то можно было бы поотдыхать, и, возможно даже искупнуться в этом озере: проверить, озеро это или уже застойное болото.

Тропа огибает озеро и после забирается вверх, там стоит ещё один тур. Для чего 2 тура на одном перевале? Предполагаем, что это место священно для местных (на это намекают оставленные стеклянные бутылки под туром (или обо)). Рядом со вторым туром находится отличная обзорная площадка с видом на долину Баром-гола. Предзакатное солнце, зависнув ненадолго над самыми вершинами хребта, через фильтр тонкодисперсной взвеси, ещё оставшейся от дымки якутских пожаров, дарит нереально красивую цветовую гамму, достойную кисти художников-пейзажистов.
Озеро на Хубутском перевале
Один из двух туров на перевале Хубутском

От обзорной площадки в сторону Баром-гола ведёт, извиваясь серпантином, ветвящаяся тропа. Она отлично набита. Ещё бы! Ниже мы встречаем очередной табун лошадей. Так что тропа используется не только туристами, но и крупным (не только)рогатым скотом. После спуска с серпантина тропа приводит к болотцу и теряется. Видимость хорошая, просто срезаем по болотцу в нужном направлении и в месте, где тропа переходит с правого берега Баром-гола на левый, подсекаем её. Хубутский перевал отдаляется от нас все дальше, с его стороны начинает дуть холодный ветер, приходится остановиться, надеть флиску, шапку и бафф (рюкзак не на всех поворотах тропы спасал шею от холода). Далее иду по тропе и вижу впереди не то палатку, не то камень .
Спуск с Хубутского перевала в долину реки Баром-Гол
Прямо у тропы. Понимаю, что это камень, но очень похоже на переносное жилище туриста. Тем временем начинает темнеть, река справа, мы подходим к границе леса. Руслан видит по навигатору ровное место впереди, однако оно находится на возвышенности, возвышенность расположена над каньоном, соответственно, до реки идти далеко. Есть ли там другой источник воды? Мы не стали это проверять, находим перед входом Баром-гола в ущелье самую ровную площадку, ставим палатку на ней. Река рядом, в последние минуты сумерек идём до неё и набираем воду, затем ставим палатку. В темноте под светом фонарика раскладываем рюкзаки готовим ужин и ложимся спать.

Ночью небо вызвездело, остатки дымки улетучились, тепло последовало за дымкой. То чувство, когда выходишь из палатки, и на улице гораздо холоднее, а тебе лень одеваться, так что стучишь зубами, зато твоему взору предстаёт прекрасное звездное небо без светового шума города. Давно я такое не наблюдал