Пётр Кузнецов

Вход в ущелье на реке Баром-гол
Тропа над каньоном на Баром-голе

Скалы на том месте, где тропа переходит на другой берег Баром-гола несколько выше его устья
Река в месте впадения Баром-гола в Архат
Вид на Архат с тропы над правым берегом
Архат в месте, где тропа переходит на другой берег реки недалеко от стрелки с Зун-голом
Ущелье в нижнем течении Архата
Небольшой водопад в ущелье в низовьях Архата
В каньоне Архата (недалеко от слияния с Зун-голом)
Тропа над левым берегом Архата
Подъём на перевал Потайной без тропы
На седловине перевала Потайного
Подсекли тропу, идущую со стрелки Архата и Баром-гола
С седловины почти без сброса высоты выходим к ручью в Потайной долине
Вид вниз по ручью в Потайной долине
Потайная долина
Характерная скала, к югу от которой находится перевал Потайной
Потайная долина на фоне Китойских гольцов
Вид на Потайную долину с перевала Безмолвия
Вид с перевала Безмолвия в сторону Ара-Ошея
Вид на низовья Ара-Ошея с тропы, спускающейся с перевала Безмолвия
Тропа с перевала Безмолвия спускается к Ара-Ошею
Тропа вдоль правого берега реки Ара-Ошей
Зимовьё на Ара-Ошее

Как я уже писал, вторая ночёвка была на наклонном левом берегу Баром-гола у входа реки в симпатичный каньон. Близ каньона Баром-гол принимает в себя с правого борта ручьи с ржавой водой. Уже будучи в Иркутске, я сравнил мои фото и фото на сайте "Природа Байкала": на моих фото "ржавчины" на самом Баром-голе меньше. Наверное, это связано с более высоким уровнем воды? Больше воды, меньше налёта на гальке...

Мы поставили будильник на 7.30, чтобы выйти пораньше, однако вышли в то же время, что и вчера (вчера мы проснулись на полчаса позже). Этот парадокс будет преследовать нас ещё пару дней

Поднялись на тропу, дошли до того места над каньоном, где накануне вечером думали заночевать. Мы сюда не пошли не зря: воды, как и опасались, здесь нет. Разве что возвращаться по тропе назад, но это достаточно далеко.

Участок тропы над каньоном оказался весьма интересным: слева по ходу нашему взору открывались высокие пики верховий Архата с висячими цирками. Красота! В том числе и ради таких видов ходим в горы.

Через какое-то время тропа начала снижаться и вышла к берегу Баром-гола. Сверились по карте, это ещё не исток Баром-гола, но он рядом. Тропа переходит на другой, правый, берег реки, намекает на брод. Это был самый первый, но далеко не последний брод в нашем походе, но я ещё наивно полагал, что бродов будет мало, и просто сняв ботинки, перешёл Баром-гол босиком .

После брода тропа снова поднимается немного вверх, но почти сразу раздваивается: первая так и остаётся наверху, другая идёт левее и вниз, к берегу уже реки Архат, и там обрывается. Руслан пошёл по верхней тропе, я по той, что к берегу. Позвал Руслана, мы посмотрели, не заметили тропу на другом берегу, и даже не сообразили, что здесь надо перебродить реку и возможно пройти по руслу, чтобы выйти к той тропе, которая нам нужна, и которая приведёт нас к Потайному перевалу. Вместо этого мы рассудили так: верхом идёт хорошо натоптанная тропа, идёт тропа в нужном нам направлении. Идём по ней, посмотрим, куда приведёт. В крайнем случае подредактируем маршрут .

"Верхняя" тропа повела нас по высокому правому берегу Архата, слева внизу периодически виднелось живописное русло реки. Перед такими видами мы снова и снова останавливались для фотосессий.

В какой-то момент тропа раздвоилась, правое ответвление ушло вниз, в сторону Зун-гола. Эта тропа менее натоптанная, возможно, ею по какой-то причине уже не пользуются или пользуются редко?

Мы пошли прямо, пока наша тропа не спустилась к бирюзовым водам и белому песку Архата. Слева красивые перекаты, справа начало ущелья, прямо видим склон, по которому взбирается тропа. Пока всё в нужном нам направлении, и мы ошибочно полагаем, что эта тропа и ведёт на перевал Потайной.

Моста нет, значит снова брод. Разуваюсь, снова босиком перехожу реку. Пока отдыхаем и сушим ноги, над нами начинает кружить туча, которая полила нас непродолжительным дождём. Смотрю по карте, что рядом красивое ущелье Зун-гола, переждав дождь делаем попытку пройти к нему, глянуть одним глазком. По левому берегу реки Архат проходим не более 100 метров, заходим в ущелье, лицезреем небольшой водопад, и всё, дальше отвесные скалы, и путь либо по верху, либо по воде. Неохота снова мочить ноги, и мы возвращаемся к рюкзакам.

Отдохнув на берегу Архата, налюбовавшись его бирюзовыми водами, мы отправляемся вверх по тропе в поисках перевала Потайного, однако наша тропа ведёт нас не к перевалу, а высоким левым берегом Архата вниз по течению.

По пути мы видим ещё одну тропу, которая, кажется, ведёт на перевал, по крайней мере направление совпадает. Решаем вернуться на неё, однако и она ведёт нас не к перевалу, а спускается в то место, где мы часом ранее переходили Архат вброд. Уходим с тропы, идём наверх то по слабой тропе, то по звериным тропкам, а то и вовсе по бестропью, обходя буреломы. Поднимаемся довольно долго, сначала склон довольно крутой, недалеко от седловины, подъём становится более пологим, постепенно переходя в несколько заболоченную плоскотину с дальнейшим некрутым и непродолжительным финальным подъёмом.

Уже почти на самой седловине подсекаем хорошую тропу. Я выше писал, что мы не стали бродить Архат на развилке троп в районе устья Баром-гола. Вероятно, именно оттуда тропа и приводит к перевалу Потайному.

Сама седловина перевала Потайного покрыта лесом, виды открываются только для любителей порассматривать что-нибудь за ёлочкой или кедром Находясь на седловине, справа по ходу замечаем характерную скалу. Эта скала видна в том числе с Потайной долины и служит отличным ориентиром при поиске перевала туристами, идущими на Архат.

Перевал Потайной имеет одну особенность: он односторонний. Если со стороны Архата имеется выраженный подъём, то со стороны Потайной долины перевального взлёта как такового нет. Нам не пришлось спускаться с него в долину. Мы сделали буквально не более 10 шагов с седловины, спустились не более чем на несколько метров: вуаля, и мы очутились у русла ручья в Потайной долине. Выйдя из леса седловины на открытое место, перед нами оказалась как на ладони бОльшая часть долины. Из-за вершины с характерным скальником выглядывала высота 2114, левее которой находится перевал Безмолвия. Далеко на заднем плане виднеются околотрёхтысячники — Китойские гольцы.

Тихо журчит вода в ручье, тропа ведёт вдоль ручья вниз, и мы идём по ней, постепенно спускаясь в зону леса. Немного пройдя по тропе в долине, решаем остановиться и пообедать, пока тучи, кружащие над нами, не решили освежить нас летним дождём. Обедаем с видом на ту самую характерную скалу у перевала Потайного, а также с видами на верховья долины и далёкие пики Китойских гольцов.

Как только пообедали и собрали рюкзаки, снова полил дождь. К счастью он вскоре закончился. Пошли по тропе вниз, через какое-то время тропа вышла к ручью, мы её потеряли, но, зная направление, решили просто идти по руслу, тем более, что идти было комфортно.

Вскоре на правом берегу ручья увидели палатку, а слева увидели взбирающуюся на левый берег ручья тропу. Палатку мы узнали: её владельцы ночевали с нами на одной полянке на Хубутах, они рассказывали, что собирались дойти до Потайной долины и в ней поматрасить.

Мы пошли по тропе, тропа стала отдаляться от ручья, углубилась в лес, в сторону перевала Безмолвия. Через несколько минут пути по лесу выходим к сухому руслу, видимо, это временный водоток. Пересекаем его, и тропа вплотную подходит к водоразделу между Потайной долиной и Ара-Ошеем. Сначала тропа идёт перпендикулярно водоразделу, постепенно набирая высоту и выходя из леса. Впереди мы видим неплохую стену, начинаем сомневаться, а верной ли тропой мы идём, но сомнения наши улетучиваются, когда тропа резко поворачивает направо, и начинается подъём в нужном нам направлении, в сторону перевала Безмолвия.

Тропа траверсирует склон, поднимаясь всё ближе к седловине, финальный непродолжительный набор высоты в лоб, и мы на седловине перевала Безмолвия.

Со стороны Потайной долины склон перевала почти свободен от леса, чего не скажешь о склоне в сторону реки Ара-Ошей. Потому хороший обзор с перевала именно на Потайную долину.

Надо сказать, долина живописнее выглядит сверху, чем когда ты идёшь по ней. Пока мы пересекали долину, она мне чем-то напоминала степные ландшафты Приольхонья и Ольхона, Тажеранские степи. Округлые вершины, безлесые пространства... Только скалы другие, высота около 1800-1900 метров, да на заднем плане горы выше. По красоте Потайная долина определенно проигрывает Архату и Ара-Ошею, однако это место какое-то уютное. В общем, поматрасить здесь как-нибудь я не против .

После фотосессии на перевале мы спускаемся к Ара-Ошею. Спуск идёт по конной тропе, которая видна с самой седловины. Спуск довольно долгий, сначала тропа ведёт немного вниз, затем уходит влево, траверсирует склон, постепенно снижаясь, затем снова вниз и снова налево. Спускаемся с седловины перевала до долины Ара-Ошея около часа. Впрочем, мы никуда не торопимся.

На выходе к Ара-Ошею подсекаем другую тропу. Она уже не такая набитая, как прежняя, но отчетливо видна. Эта тропа ведёт нас правым берегом Ара-Ошея, периодически выходит к руслу реки. Крутых подъёмов нет, тропа преимущественно идёт по плоскотине. Набираем скорость, хотим пройти до темноты как можно больше. Минуем ручей, за ним заболоченное русло второго ручья, делаем первые фото реки в уже вечерних лучах солнца, периодически прячущегося за тучами.

Примерно через час с небольшим пути тропа взбирается на высокий правый берег Ара-Ошея и, немного углубившись в лес, приводит нас к зимовью. Быстро осмотрели его, внешне зимовьё в жилом состоянии. Рядом с ним валяется немного мусора. От зимухи ведёт тропа, она выводит на ручей, стекающий со стороны перевала Безымянного. Где-то здесь должны быть источники, однако короткий поиск не дал результатов. Решено не тратить на них время и идти дальше.

Через пару сотен метров после зимовья тропа выводит к берегу Ара-Ошея, мы видим её продолжение уже на левом берегу реки, однако брод здесь нам не нравится: воды примерно по пояс. Проходим дальше, на всякий случай я залез на склон, вдруг там идёт тропа? Но тропы там нет.

Возвращаюсь вниз, впереди мы видим расширение русла и остров посередине. Где остров, там наносы, а значит, отмели. Переобуваемся, проходим реку вброд наискосок через остров. Глубина максимум по колено. Выходим на левый берег Ара-Ошея, сушимся, переобуваемся, пытаемся обнаружить тропу, однако тщетно.

Впереди мы видим отрог, за ним должно быть устье Левого Ара-Ошея, появляется идея успеть дойти до него сегодня. Ну и что, что тропы нет, идём по лесу рядом с руслом. В этом месте лес комфортный для ходьбы. Почва под ногами твёрдая, сухая, высокой травы нет, береломов тоже нет. Здесь и тропа особо не нужна. Впрочем, если найдётся, она будет не лишней.

Идём, постепенно темнеет. Тропы по-прежнему не видно. Перспектива идти ночью без тропы по незнакомому ландшафту не особо вдохновляет. Сейчас лес приятен, но всё может поменяться, а в темноте под светом фонариков мы можем не заметить тропу, проходя рядом с ней буквально в нескольких метрах. Впереди виднеется прижим, который непонятно как преодолевать без тропы в темноте.

В общем, взвесив все "за" и "против", решаем искать место для палатки и табориться. Я почти сразу нашёл ровное место на песке, однако Руслана смутило, что река слишком близко. Место это не заросшее, значит, часто затапливается водами горной реки. Решаем искать другое место и в нескольких метрах от первого находим другое плоское место, полянку покрытую невысокой травой, это место повыше, судя по траве, затапливается это место редко и на непродолжительное время. Река буквально в 20 метрах. На всякий случай ставлю колышек у уреза воды. Он подскажет нам, как изменится уровень реки. (Забегая вперёд, скажу, что утром колышек показал, что вода в Ара-Ошее немного спала).

Ставим лагерь, варим ужин. Третий день пути, а у нас только сегодня был первый полевой обед. В день выхода мы пообедали в кафе у "Сухого русла", во второй день мы вместо обеда устроили орехово-сухофруктовый перекус. На обеды мы набрали заварных супов, и Руслан предложил сегодня, на ужин съесть пару порций помимо основного блюда — макаронов с монгольской тушёнкой. Хоть и приготовленное на газе, но на природе это тривиальное блюдо гораздо вкуснее и уминается с бОльшим аппетитом.

Далее (11 августа 2021)

Константин Суханов

23.08.2021, 15:11:23 |
Пётр Кузнецов

Константин Суханов:  ...мы не стали бродить Архат на развилке троп в районе устья Баром-гола. Вероятно, именно оттуда тропа и приводит к перевалу Потайному.К Потайному ведёт неплохая тропа прямо от зимовья на Архатской поляне (высокий левый борт Архата чуть выше стрелки с Баром-Голом).

А как попасть на эту тропу, если идёшь с Хубутского перевала? Через тот брод, про который я в отчёте написал?
24.08.2021, 12:57:01 |
Константин Суханов

Пётр Кузнецов: А как попасть на эту тропу, если идёшь с Хубутского перевала?

Или более замороченно — перед стрелкой, не переходя Баром-Гол, болотами-террасами уйти на правый берег Архата (есть там отдельные тропки) и выше его каньонов, в районе стрелки Дабан-Жалги, переправиться на левый берег. Где уже по тропе до зимовья и далее.
24.08.2021, 15:58:36 |
Пётр Кузнецов

Константин Суханов: Так вначале надо попасть на Архатскую поляну к зимовью. Переправившись на левый берег Архата, где в него впадает Баром-Гол и поднявшись по отличной тропе над устьевым каньоном.