Ара-Ошей близ места третьей ночевки
Стоянка на тропе над Левым берегом Ара-Ошея
Вид на Ара-Ошей с тропы на высоком левом берегу
Ара-Ошей в районе дельты левого Ара-Ошея
Устье Левого Ара-Ошея
Каньон и первый водопад близ устья Левого Ара-Ошея
Переходим Ара-Ошей вброд
В этот день с тропой на правом берегу Ара-Ошея нам не везло, она всё время терялась (или мы её теряли)
Близ ручья Поискового
Гробница Фараонши
Первый каньон в средней части реки Ара-Ошей
Второй каньон в средней части реки Ара-Ошей
Вид на верховья Ара-Ошея в районе ручья Среднего
Ара-Ошей в месте впадения ручья Среднего

Утро выдалось солнечным, как и весь день. От жары спасали редкий ветерок да тень леса. Наша палатка стояла совсем недалеко от реки, шум изумрудно-бирюзовых вод которой разносился далеко вглубь берега. Как я писал выше, вечером накануне мы потеряли тропу и не стали идти по бестропью в темноте. Утром я решил прогуляться по окрестностям и заодно посмотреть, возможно, тропа где-то рядом...

Я отошел всего метров на 100 от палатки вглубь леса, как увидел вязочки на дереве. Добрый знак! Подхожу, вижу стоянку с костровищем и небольшим запасом дров. Если есть стоянка, значит, должна быть тропа, ведущая к ней и от неё. Посмотрел налево, посмотрел направо, увидел только слабые намёки на тропу. Сама же тропа взбирается от стоянки наверх чуть левее меня. Здесь тропа хорошо набита, видно, что по ней довольно часто ходят. Однако, это мы удачно выбрали место для ночевки! Не пришлось долго искать тропу .

Возвращаюсь к палатке, рассказываю Руслану про тропу и стоянку. Завтракаем, собираемся, выходим. Поднимаемся по тропе от стоянки, и через несколько минут выходим на перекресток троп. Сверяемся по карте: тропа прямо и вверх, судя по всему, ведёт на перевал Дабан-Жалга Западный (перевал Дабан-Жалга остался несколько позади), справа налево ведёт наша потерянная вчера тропа, а мы пришли, вероятно, с альтернативного места стоянки, куда ведёт тупиковое ответвление тропы.

Поворачиваем на перекрёстке налево и продолжаем движение высоким левым берегом Ара-Ошея, обходя прижим. Периодически открываются замечательные виды на вершины, обрамляющие правый борт долины Ара-Ошея. Идём около часа, переходим ручей и сразу после него выходим на большое плоское пространство, а слева у тропы видим оборудованную стоянку с запасом дров. Ара-Ошей течет где-то внизу, его почти не слышно, однако ручей рядом и почти нулевой наклон поляны делают эту стоянку уникальной. Если ещё будем проходить этой тропой, надо будет заночевать здесь.

Ещё примерно километр пути, и тропа снижаясь, приводит нас к широкой долине Ара-Ошея. Здесь находится стрелка Ара-Ошея и Левого Ара-Ошея. Тропа после выхода на берег снова теряется. Левый Ара-Ошей в устье достаточно глубок, по камням не перепрыгнуть, переобуваемся и бродим.

Мы доходим до стрелки, делаем здесь стоянку, обедаем. Пока обедаем Руслан предлагает пройти в каньон Левого Ара-Ошея, посмотреть водопады. Все водопады глянуть не успеем, но, может, увидим хотя бы один.

Каньон начинается прямо у устья реки, которая, вырываясь на свободу из каменных тисков, формирует обширную для своих размеров дельту при впадении в Ара-Ошей. Немного пройдя по каньону видим следующую картину: впереди тропа взбирается на правый борт ущелья, в самом ущелье виден первый водопад, но до него не дойти — вода. Предполагаем, что эта тропа ведёт на левый Ара-Ошей. Кто знает, может она ведёт именно вдоль Ара-Ошея, то есть нам надо было идти именно по ней?..

Возвращаемся к месту, где обедали и оставили рюкзаки, ищем тропу. Я нахожу теряющуюся тропу в пойме левого берега Ара-Ошея, Руслан тем временем перешёл реку и увидел тропу уже на правом берегу. Решено: идём на тропу на правом берегу Ара-Ошея.

Перешли Ара-Ошей, переобулись, вышли на тропу, которая спустя несколько сотен метров теряется. Впереди берег реки, слева возвышенность, Руслан предлагает пойти туда. Идём, и не напрасно: сначала замечаем небольшой тур, затем следы копыт с лошадиным навозом, далее уже саму тропу. Обходим по тропе небольшой прижим на Ара-Ошее, тропа вновь выводит к берегу и теряется. Далее таких четких троп на правом берегу Ара-Ошея на сегодня нами встречено не будет. Где-то идём по берегу, где-то перебиваемся звериными тропами. Скорость движения снижается, а сами мы понемногу выматываемся.

Ближе к устью ручья Поискового справа на хребте скалы образуют формы, напоминающие лежащую женщину. Это скала "Гробница Фараонши". Она видна и со стрелки Левого Ара-Ошея, но с той стороны видно, скорее, гроб, усыпальницу, саркофаг .

Очередная тропка приводит нас к ручью Поисковому. На глыбе рядом видим что-то, напоминающее турик. Значит, и здесь ходят люди. Поисковый довольно полноводен, ищем место, чтобы перейти по камням, не переобуваясь, но не находим и идём вброд. Любопытно, но тропу вдоль Поискового к перевалам в его верховьях не замечаю. Возможно она начинается где-то выше по течению Ара-Ошея и, срезая склон, выходит на Поисковый выше места нашего брода? А, возможно, её там вообще нет...

Вскоре после Поискового ручья начинаются каньоны на Ара-Ошее. Осматриваем и фотографируем, вода в них переливается красивым изумрудным цветом. В этих местах определённо надо делать днёвку, чтобы позагорать и покупаться!

Рядом с одним из каньонов видим стоянку: костровище, однако поблизости нет ровных площадок даже для одной палатки. Возможно, стоянка используется местными, или ровная полянка находится в стороне, и мы её не заметили.

Тем временем солнце все ближе и ближе плывёт по небосклону в сторону запада, уже вечером мы выходим к устью ручья Среднего. Здесь такая же разветвлённая дельта, как на Левом Ара-Ошее. И тоже надо бродить. Переобуваемся и переходим Средний с Ара-Ошеем наискосок. Впереди видим берег, поднимающийся над очередной порцией каньонов Ара-Ошея. Подойдя ближе к берегу, замечаем хорошую тропу с конским навозом. Я ещё никогда не был так рад конскому навозу . Видя такую тропу, надеешься, что мытарства по звериным тропкам с вечным поиском и потерей тропы, которые ознаменовали наш четвертый день похода, позади.

Солнце уже прячется за пиками, однако мы на хорошей тропе, решаем по ней обойти левым берегом каньоны, ведь за каньонами должны быть удобные места под палатку (как минимум, одно такое место помечено у меня в навигаторе). Мы идём по тропе, тропа взбирается наверх, обходит первый каньон, далее спускается вниз, видим водопад, после этого тропа снова поднимается немного наверх, после чего спускается к небольшому ручью и ведёт нас по несколько заболоченному правому берегу ручья. (Кстати, на этом ручье мы замечаем подводные источники. Фото не получилось, есть только видео, кому надо, могу переслать. Руслан попробовал воду у источников, она пресная, однако рядом есть водоросли, намекающие на минерализацию).

Далее мы оказываемся перед развилкой: менее натоптанная тропа ведет дальше вдоль ручья и далее по дну каньолна (что нас там ждёт, не видно), а более набитая тропа переходит ручей и взбирается наверх. Следуем по более жирной тропе. Тропа ведёт наверх, подъём за подъёмом, уже почти смеркалось, но тропа хорошая. После очередного подъёма тропа раздваивается левое ответвление теряется почти сразу. Правое поднимается ещё немного, выходит на ровную площадку, после чего начинает спускаться и метров через 20 теряется. Возвращаемся на ровную площадку наверху, ищем продолжение тропы, но тщетно. Воды у нас на двоих около 500 мл. Решаем её поберечь, не ужинать и лечь сразу спать. Быстро поставили палатку на том самом ровном месте и так же быстро уснули .