Место четвёртой ночевки над очередным прижимом на Ара-Ошее
Скалы над Ара-Ошеем
Скалы над Ара-Ошеем ближе
Скалы над Ара-Ошеем: взгляд назад
Каньон на левом притоке Ара-Ошея
По тропе на Улангольский перевал над каньоном
Пик Булнай -Ундыр и перевал Сюрприз
На ручье с перевала Улангольского
Ещё один каньон на притоке Ара-Ошея с Улангольского перевала
Показался перевал Улангольский
Перевал Улангольский ближе
Водопады справа по ходу
Поднимаюсь по руслу к перевалу Улангольскому
Небо затягивает всё сильнее
Вид на перевальный взлёт Улангольского
Ригель при спуске с перевала Улангольский в сторону Улан-гола
У подножия перевала со стороны Улан-Гола
Вид на перевал Улангольский со стороны Улан-гола
Вниз по Улан-голу
Подсекли тропу, тропа ведёт на другой берег Улан-гола

Почти всю ночь шёл дождь, однако к утру он закончился. Когда я проснулся и вышел из палатки, надо мной было малооблачное утреннее небо.

Пятый день похода планировалось посвятить посещению водопада и двух озёр в истоках Ара-Ошея, в том числе в планах было попасть на самое крупное озеро в Тункинских гольцах. Перевым делом после пробуждения решили при свете дня осмотреть местность: я пошёл по тропе, ведущей вниз до того места, где она обрывается через 20 метров. Оказалось, что тропа выводит к истоптанной чьими-то копытами полянке под деревьями и действительно обрывается. Впереди и справа по ходу крутой взлёт на скалы, там только лазить, единственный путь — налево и вниз. Там спуск в сторону Ара-Ошея, уклон приемлемый. Руслан поднялся на вершинку справа от палатки, но не нашёл никаких следов. Вариант "вернуться по тропе назад" мы не стали рассматривать.

Собираем вещи, пакуем рюкзаки и выходим. Во время спуска к реке видим на противоположном берегу поляну и палатку, пока спустились, палатку уже собрали, переходим реку, подходим к группе, выясняется, что это та самая группа из шести человек, которые в первый день нашего похода забрасывались на джипе на "улангольскую" тропу. Обмениваемся информацией: рассказываем им, что видели ниже по реке до ручья Поискового (им на перевал Поиск), узнаём от них, что ждёт нас выше по течению и на перевале, а так же докуда их забросил джип.

Оказывается, джип их забросил до конца дороги, это примерно не доходя 1,5 км до места, где течет ручей перед тем, как тропа переваливает через отроги в долину Улан-гола (если идти со стороны Хойто-гола).

Группа уже собралась и ушла, а мы садимся завтракать. Завтрак у нас сегодня как ужин: булгур с сырокопчёной колбасой. Пока готовим и завтракаем, из-за хребта напротив нас лениво вылазит туча. Собираемся и выходим, туча обходит нас стороной, но на её место уже претендует другая.

Продолжить путь мы решили по этому же, правому, берегу Ара-Ошея. Впереди ещё один прижим, он легко обходится сверху слева, снова, как и вчера, мы встречаем звериные тропки: они то появляются, то пропадают. После обхода прижима видим слева острые и живописные скалы и несколько конусов выноса под ними, доходящих местами почти до берега Ара-Ошея. Частично идём по осыпи конусов, частично обходим по берегу реки.

На противоположном, левом, берегу Ара-Ошея видим ещё одну группу туристов, довольно быстро идущух вниз по реке. Попытались пообщаться с ними через шумную реку, удалось выяснить, что эта группа тоже из Иркутска, и они идут по нормальной тропе.

Тем временем над нами повисает большая черная туча, да и в целом небо становится темнее. Впереди мы видим тропу, взбирающуюся траверсом на склон, идём к ней, начинает капать редкий дождь, мы надеваем дождевики, и как только мы это сделали, на нас хлынул поток гораздо серьёзнее. Туч на небе становится больше, появляются первые вспышки молнии. Ливень через пару минут сменился градом. Я считаю секунды между молнией и громом. 13, 9, 7, 5... Далее интервал стал только нарастать. Гроза обошла нас стороной.

Мы уже идём по тропе наверх, понимаем, что эта тропа ведёт на перевал Улангольский. Град закончился, моросит мелкий дождь, но и он вскоре заканчивается. Осматриваем небо вокруг, решаем выходить с маршрута: не хотим портить впечатление от верховий Ара-Ошея серостью сегодняшнего дня. Решаем, что отдельно сходим в эти края в следующем году.

Между тем тропа выводит нас на высокий правый склон над каньоном притока с перевала Улан-гольского. Дождь совсем прекращается, мы видим в долине Ара-Ошея красивый пятнадцатиметровый водопад, а так же далеко-далеко то самое самое большое озеро в Тунках.

Спустя примерно полчаса каньон заканчивается и тропа спускается к ручью. Идём по руслу ручья.

Вскоре обозначился ещё один каньон, справа от которого мы видим тропу. Поднимаемся по тропе, она приводит нас на высокое плоское место, слева от нас крупноглыбовая осыпь до русла ручья, прямо — скальные сбросы. Спускаемся по осыпи. В принципе, можно было пройти каньон по его дну. За каньоном ручей разделяется на два притока. Справа приток течет со стороны "Звезды Ара-Ошея", прямо ручей стекает с Улангольского перевала. Нам туда. Видим тропу по склону на правом борту русла ручья, Руслан решает идти по ней, а я, не вдохновившись склоном по которому идёт тропа, хочу пройти по руслу. Сначала иду по руслу, затем впереди вижу небольшие водопады, обхожу по левому травянистому берегу ручья, далее снова возвращаюсь на русло, чтобы не идти по осыпному склону.

Вода при подъёме на перевал Улангольский есть почти до самого конца — довольно короткого перевального взлёта. Это приятно. Уже у самого перевального взлёта вижу слева исток ручья, вода стекает оттуда и далее русло поворачивает в мою сторону. Дохожу до места, где мне прямо, а русло остаётся позади слева. Впереди невысокий перевальный взлёт. Под ногами преимущественно мелкая осыпь, вроде крупной фракции песка. Идти комфортно, хоть и дождь снова начался.

Пока поднимаюсь на седловину, небо снова затягивает. Гадаю, что же там, на той стороне перевала? Выхожу на седловину, Руслан уже там. Заглядываю в сторону Улан-гола, а там молоко. Дует ветер, всё ещё идёт дождь, облако переваливает, и теперь уже мы с Русланом стоим в молоке. Спускаться с перевала в таких условиях, когда спуск видно только на пару метров, нет желания. Решаем подождать полчаса. Время уже 16.00. В крайнем случае заночуем на перевале (в стороне от седловины, у скал, есть ровная небольшая площадка, на ней можно поставить палатку).

Прячемся от ветра за скалами, смотрим, как ветром перегоняет облако из долины Улан-гола в долину притока Ара-Ошея. Это вселяет надежду, возможно, вскоре видимость улучшится, и мы сможем спуститься.

Проходит 20 минут, и я вижу все чаще и чаще просветы видимости сквозь "молоко". Выхожу из-за скалы, чтобы посмотреть на долину Улан-гола, и вижу её! Внизу больше нет облаков, ничего не угрожает нормальному обзору, только дождь все ещё моросит.

Сообщаю Руслану, и мы вместе спускаемся с седловины на покрытый травой ригель, а оттуда уходим правее и спускаемся по слабовыраженному кулуару. Надо сказать, что тропа с седловины до ригеля вполне себе читается, далее еле заметная прерывистая тропа в траве ведёт к нужному кулуару. В куларе тропы нет, под ногами снова преимущественно мелкая осыпь, местами встречаются дёрн, камни среднего размера. Спуск комфортный.

Спустившись с перевала, видим свежий селевой канал. Вероятно, он регулярно обновляется небольшими порциями селей. Обходим его по левому борту, выходим к стрелке истоков Улан-гола и постепенно снижаемся вдоль русла по долине реки.

Тропы ещё нет, она появляется ближе к границе леса, и то, сначала не совсем очевидная, местами приходилось её отыскивать. По пути к границе леса мы несколько раз пересекаем Улан-гол и/или его притоки. Что-то проходится по камням, что-то бродим, но уже не переобуваясь. почти весь день льёт дождь, обувь уже и так промокла насквозь или почти насквозь.

Время уже 19.00, а мы сегодня не обедали. Дождь на время прекратился. Устраиваем поздний обед с заварным супом.

Вечереет, дождь, начавшись после нашего "обеда", продолжается, на самой границе леса видим стоянку с костровищем, ниже, слева от тропы, течёт ручей, Улан-гол течёт справа и внизу, заходя в каньон. Ещё светло, можно идти, но мы решаем заночевать здесь. Все равно скоро стемнеет, до цивилизации дойдём только завтра. Под мелким дождём ставим палатку, идём до ручья за водой и готовим ужин. Так как недавно "обедали", на ужин пьём чай с бутербродами

Далее (13 августа 2021)

Геннадий Хитрихеев"несколько раз пересекаем Улан-гол"
23.08.2021, 16:12:28 |
Пётр Кузнецов

Геннадий Хитрихеев: А зачем сам Улан-Гол несколько раз бродить? Там же вполне себе нормально идется по правому берегу всё время. Даже и без тропы отлично.

Когда мы шли, нам визуально показалось проще переходить. Я уже не помню, сколько раз мы переходили именно Улан-гол, а сколько — его притоки.