Обратного пути у жизни просто нет …

Слова из песни Юрия Антонова

Хамар-Дабан, как и другие горные системы, разделен на хребты. Не все хребты имеют названия, но все мы слышали про хребет Хамар-Дабан. Он протянулся в центральной части Хамар-Дабана от Тункинской долины до реки Селенга. Центральная часть хребта труднодоступна для пешего туризма, поэтому редко посещаема. В прошлом, высшей точкой хребта считалась вершина Ханула (2371 м), но с появлением полной карты оказалось, что вершина Ханула находится в отдельном хребте, а высшая точка хребта Хамар-Дабан находится в западной части хребта. Её на картах подписывают, как Субутуй или 2396,1 м. Мы эту вершину знаем под названием Утуликская Подкова. Кроме того, рядом есть Южная вершина (моё название), которая, вероятно, выше Утуликской Подковы.

Информации об Утуликской Подкове очень мало, а ещё эта загадочная Южная вершина. Хорошая мотивация для похода.

Нить маршрута в общих частях выглядит так:

1. Долина реки Цакирка от посёлка (улуса) Далахай, с колеёй и фермами

2. Перевалить Хангарульский хребет на устье Хохюр-Гола

3. Долина реки Хохюр-Гол

4. Кольцо на Утуликскую Подкову и Южную вершину

5. Скачки через хребты и отроги, с красивыми вершинами

6. Спуск по долине реки Слюдянка до города Слюдянка

Посмотреть трек на карте.

Потребовалось несколько лет подготовки:

- для формирования маршрута,

- психологической подготовки в прохождении в одиночку длительного и удалённого от людей маршрута.

Идея линейного прохождения этого маршрута была подана мне Юрием Галачьянцем, но идти с ним я не мог, так как он спортсмен. Было предложено 2 варианта конечных точек маршрута: Баянгол и Далахай. Оказалось, что Баянгол известное, в тех краях, место заброски туристов на Хамар-Дабан.

Цель похода: посещение самых высоких вершин хребта Хамар-ДабанУтуликской Подковы и соседней Южной вершины, а также измерение их высот подручными устройствами, для сравнения и определения наивысшей вершины хребта.

Отпуск в этом году был скорректирован, чтобы снег на Хамар-Дабане уже растаял, то есть на конец июня.

Несколько дней сборов, покупка билетов, а перед этим ещё один дикий поход для закрепления психологической подготовки. Встреча медведя и бестропье в этом последнем тренировочном походе очень помогли мне на маршруте.

Базовое снаряжение (большая четверка) — 3,37 кг:

Общий вес рюкзака (с запасом минеральной воды): 22,6 кг

28.06.2022

Всё идёт по плану

Пройдено 11 км, набор высоты 124 метра.

Приехал в город Улан-Удэ в 6 утра. Погода отличная. Ехал с комфортом, в фирменном поезде Россия. Прогулялся до автовокзала, через площадь с головой Ленина и увидел ещё несколько скульптур. Перекусил в кафешке на автовокзале. В 8 утра мой автобус отправился в Закаменск. Было прохладно. Окружающие горы стояли в дымке. Обедали в Петропавловке. Там же я начал искать такси в Далахай из Закаменска. У меня был номер такси, но код города не получалось угадать. Водитель автобуса дал правильный номер телефона. Меня высадили перед мостом, через Джиду, на подъезде к Закаменску. Тут развилка дорог.

Джидинский мост в Закаменск. Направо в Далахай

Через пол часа прожарки на солнце, из Закаменска приехал чёрный жигули. Водителя зовут Чингиз. В Далахай идёт уже чисто грунтовка, без признаков асфальта, как на дороге в Закаменск. В Далахай приехали около 5 вечера. На реке Цакирке было много отдыхающих. Задние ворота из деревни были закрыты, а за ними сразу брод реки, которого я опасался и специально взял пакрафт для глубоких бродов (маленькую лодку, весом 900 грамм), но река, к счастью, была мелкая и я легко ее перебродил по колено.

Заморосил дождь. Никто не выходил из домов за рекой. План на сегодня был встать перед вторым бродом, но времени ещё было много и я его тоже успешно перебродил.

За бродом ферма, но людей опять нет, что впоследствии оказалось нормой.

Моросил дождь. Шлось относительно легко, так как местами луга были заболочены, поэтому приходилось идти в Кроксах (Crocs Swiftwater Mesh, в виде защищённых сандалей для бродов) и мембранных носках (DexShell Terrain Walking Ankle Socks). Носки обладают объёмом и некоторой жёсткостью. Идти можно только в носках своего размера, а не большего, как советуют в отзывах.

Луг ниже фермы Верхний Цакир сильно заболочен. Далее тропа-колея становится таёжной, но не менее заболоченной. Видимо, ездят тут по последнему льду, когда подо мхом ещё не растаял лёд.

На ночёвку остановился на берегу реки Цакирка и даже развёл костёр-дымокур для спасения от мошкары. Хорошая сухая полянка между высоких сосен. Рядом извивается колея. Выглядит очень дико.

План был перевыполнен на 6 км. Поел домашние заготовки и спать. А ведь на подходе только первые сутки, как я сел в поезд в Иркутске. Логистика получилась крайне удачной.

29.06.2022

Фермы, болота, мошкара

До обеда прошёл 16,3 км, после обеда 11,9 км. Набор высоты 547 м.

Пасмурно. Варю макароны. Будут с яйцами и майонезом. Ночью было жарко. Всё-таки мои ночёвки рассчитаны на большие высоты, с более низкими температурами. Вообще, спальник взял пуховый, весом 1035 грамм, чтобы точно не терпеть, если нагрянет непогода.

Сегодня день болотин и встреч с людьми. Первого встречаю сразу перед намеченным бродом. Маршрут вдоль реки с бродами был составлен по различным космоснимкам: на одних видно один участок дороги, на других другой. Человек был на коне, не пешком же здесь ходить 😄 Он мне понятно объяснил, что здесь бродить нет смысла, на том берегу много болота, а дальше будет забор, за которым надо бродить, чтобы не попасть в жуткие грязи, где даже кони падают. Я всё понял и прошёл где-то не там. Попал в эти самые грязи на склоне горы в буреломном лесу. Тропа есть, но вся размешана копытами и текут ручьи. Я, конечно, не падал в эту грязь. Тропа через некоторое время зачем-то пошла в гору и появилась заросшая колея, по которой я спустился вниз к реке. А кроме грязи, там тучи паутов и другой мошки.

Перебродил правый приток Цакирки. Думал, что брожу протоку, но глянул на карту и понял, что приток (Барун-Бильчир) некоторое время течёт параллельно реке, потому так показалось.

Второй встреченный наездник объяснил, что все кони и коровы сейчас на верхних фермах, а нижние фермы зимние. Он сидел где-то под горой, когда заметил меня. В этом месте широкая плоская долина почти без деревьев. Река справа, за ней ферма. Людей я больше не встретил, но видно было, что они где-то рядом с фермами. Потому что там уже были собаки и коровы, а по горам бегали кони.

На обед встал на открытой возвышенности (N 51.09162° E 103.01905°), чтобы ветром сдувало мошкару. Рядом в русле тёк тоненький ручей. Примерно в этом месте или чуть дальше я хотел поднять квадрокоптер и заснять высшую точку Хангарульского хребта, гору Нов. Халбуртуй 2623,2 м, что я и сделал. Виды с коптера я не сразу смог осознать. Всё-таки карта и космоснимок не дают полного понимания местности, но дают возможность узнать её, если присмотреться. Микроцель этого похода выполнена, хоть погода и не дала возможности сделать солнечный снимок, но самые тучи держались южнее меня, откуда я шёл. И на том спасибо 🙂

Вид с квадрокоптера на вершину Нов. Халбуртуй над долиной реки Харгана-Бильчир
Вид сверху назад на долину реки Цакирка. С точки обеда

За ручьём, через который забрасывают сплавщиков на Хангарул, стоит изба и куча мусора, в том числе туристического. Не стал заходить в избу. Осмотрелся и пошёл бродить ручей.

Дальше начинается ещё более таёжная и дикая часть, только колея никак не пропадает, но не часто даёт возможность идти по ней. Тут нет следов коней, только оленьи и один медвежий. Теперь приходится идти по оленьей тропе, а не по скотопрогонной — это труднее. На реке и в колее начали появляться наледи.

В одном месте ушёл по колее, думал там срез, а там тупик с каркасами балаганов заготовителей кедровых орехов. Назад идти было лень и я начал сбрасывать высоту к реке, по глубокому мху и звериным тропам. Пока из зверей попадались только птицы с хохолком, размером с куропатку. Узкие тропы шли по кустам карликовой берёзки, ивы и курильского чая. Били и царапали голые ноги. Я пока ещё шёл в шортах.

После брода реки Харгана-Бильчир встретил неизвестный мне вид рододендрона.

Рододендрон

Долго подбирался до сворота от реки на хребет. Бродил реку, шёл по руслу, по каким-то затопленным тропам. К распадку решил срезать, шёл по розовому мху. Он проваливался как снег с тонкой корочкой наста. Забавно, но следы должны оставаться надолго, как мне кажется. В одном месте, в разрыве мха, увидел ручей и напился из него. Всё-таки лето, самая жара. Показалось, что справа есть люди или инопланетяне, а может северные олени, но догадка не подтвердилась. Возможно — это колыхались листья какой-то высокой светлой травы. Траверсирую мох в редколесьи, в надежде увидеть колею, которую я видел на космоснимке. Как-то не верится, но мох сменяется низким кустарником и я выхожу на плотную почву. Впереди опять каркасы балагана и навеса, а за ними виден гребень Хангарульского хребта! Это круто, это здорово. Заканчивается первый этап похода — преодоление долины реки Цакирка. Итого: из запланированных шести бродов Цакирки перешёл всего два.

У каркасов нашлась небольшая полянка с кедром, под мою палатку, а рядом в русле хороший ручей. Идеальное место. Хоть время ещё есть, чтобы забраться на хребет, но я абсолютно не представляю как оно там, кроме того, что наверху будет озеро (N 51.14255° E 103.12844°). Ставить палатку на открытом хребте не хотелось. Опять запалил дымокур. К ночи налетел ветер с грозой. Хорошо трепал палатку и убеждал меня в правильности выбора стоянки 😅 Отличный день, с хорошим окончанием. Смотрю комедийный сериал для компенсации давления социальной изоляции.

Летние наледи в долине реки Цакирка. Вездесущая колея, без которой никак
Бивак. В начале подъёма на Хангарульский хребет от Цакирки

30.06.2022

Добраться до Утуликской Подковы

Пройдено 16,9 км. Набор высоты 671 м.

На сегодня цель: перейти Хангарульский хребет и встать под Утуликской Подковой. По моим исследованиям этот участок маршрута представляет собой лютое бестропье.

С вечера всё вымочило дождём. Температура упала, но в спальнике было тепло. Утром не смог разжечь газ, думал замёрз. Долго грел его. Похоже на маразм? Так и есть. Поменял горелку на запасную и газ пошёл. Варю мюсли и греюсь чаем. Солнца нет. С кедра капает на палатку.

Постепенно солнце выползает и вот, уже отличная летняя погода, только трава мокрая. Вышел в начале 11, конечно в мембранных носках и сандалях. Колея почти сразу закончилась и перешла в хорошую тропу среди кедров, по которой, теряя её временами, я вышел на Хангарульский хребет, за 1 час 20 минут, набрав 260 метров высоты.

Вид с квадрокоптера, через Хангарульский хребет на хребет Хамар-Дабан

После выхода в гольцовую зону есть ступень, на которой можно встать. Недалеко течёт ручеёк. Возможно, снег тут только растаял.

На хребте обнаружил то самое озеро, которое видно на космоснимках. Не стал подходить. За озером видны высокие вершины Хангарульского хребта. На севере пока бесформенный, зелёный хребет Хамар-Дабан. На юге, за долиной Цакирки, гора со ступенью в верхней части, почти как на этой стороне. Видимо пласты гор, сформированы в одно время, а потом уже появилась прорезь долины реки. Переобулся в ботинки и пошёл по хребту на восток.

Суть в том, что внизу тайга, а тут горная тундра. По тундре идти проще и быстрее, хотя тоже встречаются сырые моховые места. Поэтому стараюсь идти по самому верху хребта, где более каменисто. Справа от меня долина Цакирки, а слева Хангарула. Хребет достаточно узкий с крутым склоном к Хангарулу. Мне нужно как-то спуститься туда и перебродить Хангарул. Эта затея кажется безумной.

За очередной возвышенностью показались красивые разрезы гор — это моя цель, Утуликская Подкова. Красота. Внизу шумит Хангарул, а сверху к нему тянется долина Хохюр-Гола с вырезом перевала Хангарульского в истоках. За перевалом истоки реки Утулик. Вот такая здесь грандиозная география. Река Хангарул впадает в реку Зун-Мурэн, которая впадает в Иркут. Река Утулик впадает в озеро Байкал, а река Цакирка впадает в реку Джида, которая впадает в главную реку Байкала, Селенгу.

Подошёл к стройному туру с отличными видами. Интересно, кто его соорудил: местные пастухи или туристы?

Особых перепадов высот на моём участке хребта нет. Впереди в хребте маячит каменистая вершина-ступень — это путеводная метка для начала спуска (N 51.14379° E 103.18050°). Здесь склон достаточно редколесный и спуститься можно близко к стрелке рек, поэтому я его выбрал.

Начало спуска с Хангарульского хребта в долину реки Хангарул

После курумного траверса маршрут выходит на склон с огромными кедрами и медвежьими копками под ними. Где-то внизу шумит ручей. Склон крутой и сначала травянистый, но потом я ухожу севернее, на мхи. Подрезаю тропку и спускаюсь к ручью. Смываю с себя пот и репеллент. Мошкары тьма. Пауты облепили рюкзак.

Перелезаю завалы ручья и выхожу на почти поляну. Тут много троп, но все не туда, я хочу к реке. Возможно, по этим тропам тоже можно дойти до стрелки. Выхожу в сухую протоку Хангарула. Вот это счастье. Тут уже есть простор и ветерок.

Тропка от протоки выводит меня к разрушенной избе. Видно, что люди тут бывают, много мусора. Интересно, как они сюда попадают и зачем? Возможно, зимой на лыжах. Есть вероятность, что избу разобрали на костёр или на плот, "лишь бы выжить".

Выхожу на стрелку Хангарула и Хохюр-Гола. Хангарул выглядит глубоким. Я решил не искать броды и приключения, а переплыть сразу на пакрафте на правый берег Хохюр-Гола. Не помню уже, почему я решил, что тропа должна быть на том берегу. Здесь всё выглядит не так, как дома на картах.

Сначала протестировал пустой пакрафт (пакрафт Королёк, Птичьи Пакрафты) с ластами для рук. Река сразу стала детской доступности. Как здорово, что у меня с собой такой лёгкий пакрафтик. Затянул в лодку рюкзак и выплыл на гравийную отмель посреди Хохюр-Гола, а тут уже вылез и потянул лодку за собой, так как из воды торчали камни. В этом месте Хохюр-Гол показался ручьём, что позже оказалось совсем не так.

Место впадения реки Хохюр-Гол в реку Хангарул

На берегу торчали пиленые пеньки. Похоже, и тут собирали брёвнышки для плота. Берег замусорен паводком. Немного пройдя, я наткнулся на брод с мощной тропой, которая уходила в гору, а мне нужно было идти вдоль реки. Немного прошёл по ней и вернулся на берег с кустами ивы. В кустах тоже были тропки, но человеку по ним сложно продираться, слишком высокие кусты. Вышел на сам берег и полез по камням и скалкам. Тут тоже не торт. Много прижимов и скользких камней. Захотел вылезти обратно на полку берега из русла, а на склоне уже колючая карагана. Так можно запаниковать. Немного ещё пролез и карагана закончилась. Фух! Вылез на полку и начался дождь. Всё это время я шёл в шортах, но кусты уже до боли стали раздражать кожу и я заменил шорты на брюки. Тропки шли диагоналями. Река уже где-то далеко. Заболоченности просто нескончаемые. Штаны мокрые до колен. Тропа теряется во мху и грязи. Постепенно река поднялась почти на уровень тропы (до этого река текла в глубоком русле, почти каньоне), а в русле уже лежали приличные ледяные поля. Справа пришел приток. Дома, по карте, я видел вариант уйти по притоку к восточному склону Южной вершины и оттуда уже выйти на седловину: сходить на Южную вершину, а потом с рюкзаком перевалить Утуликскую Подкову. План на карте выглядел здорово, а в реальности по берегам притока стоял приличный лес, а у меня хоть какая-то тропка. И я пошёл дальше, вверх по Хохюр-Голу. Последняя приличная тропа ушла вверх по притоку с моего правого берега. Ручей оказался красивым, с небольшими белыми скалками в русле. Через день я буду уже сверху разглядывать долину этого ручья. А мне остались медвежьи следы и карликовая берёзка. Берёзка неизбежна — это понимают даже олени, поэтому заходят сюда редко, но некоторые направления в кустах всё же есть. Выглянуло закатное солнце и впереди замаячила Утуликская Подкова! Вот это радость! Вот это подъём настроения! Только перспектив впереди не видно, ни с тропой, ни со стоянкой. Выбираюсь к реке и нахожу условно ровное место в берёзке. Тут даже есть условная тропка. И ставлю палатку. Всё, адский день завершён. Я у подножия Южной вершины. Собираю дрова на костёр, но так и не запалил его. Ночью меня трясло от холода в пуховом спальнике, после мокрого дня.

Вечернее представление Утуликской Подковы

01.07.2022

Кольцо на вершины с замером высот. Медведь. Полуднёвка.

Пройдено 10,6 км, набор высоты 631 м.

Утром яростно жарило солнце. С палатки текло (конденсат), как из ведра. У меня не было плана, как выдвигаться из этой точки маршрута. Тело раскалялось в палатке и требовало выпустить его наружу.

Стоянка на Хохюр-Голе под Южной вершиной

План рождался глядя на склоны Южной вершины, следуя за тенями, показывающими рельеф склонов: подниматься по распадку или прямо по склону, но как туда попасть снизу не было видно. Просто пошёл по линиям наименьшего сопротивления: сначала вверх по реке, а потом обходя холм подрезал тропу в нужном направлении, то есть вверх, но не понятно пока куда.

На выходе в редколесье тропа пропала или сменила направление. Теперь было ясно, что я не пойду по руслу, а уже лезу по склону. На склоне попадались ручейки и много цветов. Склон ступенчатый, как тут принято, поэтому приходилось обходить скальные участки и крутые каменные россыпи. Шёл без напряга, ведь впереди ещё весь день. Отдыхал. Разглядывал пористые камешки, долину и окружающие склоны. Склоны монотонно невыразительные, глазу не за что зацепиться. Тут должна быть дичь, но мне на глаза не попадается.

На горе тоже нет спасенья от паутов. Мои болотные Кроксы
Порода Хамар-Дабанских великанов

Не ясно, что меня ждёт впереди, ведь никаких описаний этого подъёма и самой вершины нет. А также нет никакого понимания, можно ли пешком перейти с Южной вершины на Утуликскую Подкову. Спортивные маршруты сюда не заходят.

Всё оказалось просто: вышел на каменистое плато или "стол", потом показалась ступень вершинного плато. Открылся вид на восток с вершиной интересной конусной формы, а на ближней вершине (2369 м) видно сохранившийся тригопункт. На севере радовала взор Утуликская Подкова, своими ступенчатыми скалами.

Высшую точку Южной вершины определить не просто. Тур тут ещё никто не соорудил. Я вышел на координаты (51.19956 103.30259) полученные из данных спутниковой съёмки SRTM и соорудил тур. Теперь эта вершина отмечена человеком.

Измерил высоту. Часы Garmin показали 2396-2397 метров. Приложение в смартфоне показало до 2396-2400 м.

Пока шли измерения высоты, я сидел на краю ступени и жевал батончик. Даже если эта вершина выше УП, то никто на неё не пойдет, потому что Утуликская Подкова намного красивее и грациознее. Разглядываю внизу Хангарульский перевал и замечаю медведя. Вот так новости. Всё же было нормально. Мне как раз там нужно будет пройти, чтобы вернуться к палатке. Надеюсь, что медведь уйдёт на сторону Утулика. Пока он хаотично что-то обнюхивает в траве.

Замер (относительной) высоты Южной вершины
Там внизу бродит медведь

Между вершинами расположена седловина. С вершин к седловине спускаются ступенчатые гребни. Скальные места можно обойти. Гребень Южной вершины тут более агрессивен, чем северный. Седловина широкая и плоская. Можно спуститься на восток к ручью. Это и есть тот левый приток Хохюр-Гола, по которому я хотел сюда подняться. Сверху "дно" долины выглядит плоским.

Одна из ступеней Южной вершины по строению похожа на плато горы 6
Цветы на ступени Утуликской Подковы
Клевер отменный на краю стола Утуликской Подковы

Подъём с седловины на вершину Утуликской Подковы имеет две скальных ступени. Скалы обходятся справа. Наверху плато ("стол") с небольшим, но явным наклоном со стороны вершины. Вершина находится на невысокой ступени. У Южной вершины ступень выше. Тур высокий, с штоком. Поправил покосившийся шток. В туре с северо-восточной стороны обнаружил записку известного походника-блогера Фила Леопарда, из февральского (2019 года) лыжного похода 5 к.с. Возможно, у него на сайте есть отчёт об этом походе.

Тур на вершине Утуликской Подковы
Записка Фила Леопарда
Записка Фила Леопарда. Сторона 2
Вид сверху на вершину. На дальнем плане великаны Хангарульского хребта

Вокруг открывается отличная панорама. Теперь видно горы на севере. И, конечно, видно пик Черского, но нужно точно знать куда смотреть. Из ярких вершин выделяются пирамиды Маргасанской Сопки и Тумусун-Дулги Восточной. В сторону Патового Плато ничто не выделяется, но знающий турист тут всё равно разглядит знакомые вершины. Самая значительная форма рельефа на севере — это таёжная долина реки Утулик. Конечно, отсюда также видно высокие вершины Хангарульского хребта. С погодой мне очень повезло в этот день. Теперь уже кажется, что весь поход был таким солнечным.

Сразу попробовал поймать сотовую связь, но безрезультатно. Слишком далеко от цивилизации и нет открытых пространств в сторону цивилизации. Связь пропала ещё где-то в Далахае. На дальнем краю Далахая её уже не было.

Измерил высоту вершины Утуликской Подковы, также как и Южной. Высота оказалась меньше. Часы показали 2394-2395 м, приложение показало 2392-2397 м.

Замеры относительной высоты вершины Утуликской Подковы

Вывод: Южная вершина Утуликской Подковы действительно является наивысшей точкой хребта Хамар-Дабан, но реальную высоту можно измерить только профессиональным оборудованием GNSS.

Для справки. Данные интерполяции SRTM съёмки, полученные в программе Global Mapper (см. примеры на Ютубе), оказались такими:

Утуликская Подкова. Координаты вершины 51.20696 103.31049. Высота 2392.262 м.

Южная вершина. Координаты вершины 51.19956 103.30259. Высота 2394.265 м.

На вершинных плато попадаются лужи-озерки с цветами и водомерками. То есть тут не сплошные каменные россыпи, а есть и островки почвы с растительностью и насекомыми.

Лужи на северной стороне плато Утуликской Подковы
Верхняя ступень Утуликской Подковы на спуске к перевалу Субутуй

Спуск с Утуликской Подковы к перевалу Субутуй нужно начинать восточнее тура, чтобы пройти между скал верхней ступени. Да-да, тут тоже ступени. Спуск не сложен, но некоторые ступени будут крутоваты для подъёма. Склон Южной вершины был положе.

Верхняя часть спуска сырая, ниже камни и мхи с цветами. Передо мной справа открывается долина, истоки реки Субутуй, одного из истоков реки Снежной. Отсюда на восток хребет Хамар-Дабан тянется правым берегом рек Субутуй-Снежная, а на запад правым берегом реки Хангарул. Тут должно быть много оленей или хотя бы медведь, но глаз никого не цепляет. На перевале два озерка. В маленьком видно следы. Скорее всего, медведя. Перевал пересекает отличная тропа.

Вершины Утуликская Подкова и Южная. Панорама с квадрокоптера

Спускаюсь на перевал Субутуй и иду по тропе к перевалу Хангарульскому, пересекая истоки долины реки Утулик. Тут ручейки совсем скромные. Тропа местами теряется, а перед перевалом совсем малозаметна. Моего медведя нигде не видно. Верчу головой: тут насыщенный пейзаж, особенно скалистый склон Утуликской Подковы. Очень красиво. Скалы трёхмерные, с зубами. Два эпичных склона Утуликской Подковы соединившись опускаются гребнем к перевалу Хангарульскому. Склон напротив тоже хорош. Явно они когда-то были единым целым, а потом эрозия атмосферы прогрызла долины и образовался перевал. Перевал Хангарульский имеет плоскую седловину. Мох вспахан оленями и медведем. На седловине тропу не видно. С седловины можно уйти прямо в каньон или траверсом правого склона. Всё тропы прячутся на этом траверсе. (С квадрокоптера видно только тропы вниз) Я пошёл по нижней и спустился к Хохюр-Голу. Тропа пропала. Возможно, ушла на левый берег. Правый берег вообще какой-то глухой в плане троп. Как-то пробираюсь. Вроде, есть какая-то тропка. Под ногами то курумник, то высокие болотные кочки. Неприятно тут. По космоснимкам знаю, что здесь по горе есть тропа. Под склоном подрезаю неплохую тропку и выхожу на основной траверс. Очередная миграционная тропа оленей. Может даже не стоит писать про такие тропы, чтобы не привлекать внимание охотников. Вариантов у меня нет, платка где-то внизу по долине, а тропа идёт посреди горы. Завтра мне идти в эту гору, поэтому высматриваю варианты подъёма. Палатка уже где-то подо мной. Я её уже давно не видел. Скачиваю вечерний трек из часов в приложение навигации на смартфоне и спускаюсь напрямик к палатке.

Вид на пирамиду Утуликской Подковы с перевала Хангарульского

Есть некоторое чувство опустошения. Ведь основная цель достигнута: я фактически обошёл Утуликскую Подкову и замерил высоты. Солнце жарит палатку. До вечера нужно чем-то заняться. У меня с собой таз из тонкого силиконизированного нейлона (Sea to Summit). Сейчас в нём нагретая за день вода, самое время помыться и постирать потные вещи. Чем я и занялся, на радость паутам. Сушу спальник. Можно даже насушить паутов небольшой мешочек. Ветерок по долине холодит мокрое тело. В паре сотен метров от меня в русле лежит лёд. Всё в порядке. Костёр я опять не разжёг. Так что место моей стоянки теперь на несколько лет отмечено сухими ветками деревьев.

02.07.22

Впереди неизвестность. Разрушенные избы. История с медведем.

Прошёл 17,5 км. Набрал высоты 1100 м.

Начал сборы в 5 утра, до удара солнцем по палатке. На небе присутствуют не опасные облака. Накипятил воды с вечера на переход. Позавтракал овсяными хлопьями Быстров.

Солнце начало проявлять себя в 6 часов. Сначала сильно жгло, потом облака начали усмирять его.

Вид с квадрокоптера в сторону перевала Нуртойского Южного

Сегодня нужно выбраться из этой долины и перейти, как минимум, в следующую, к озеру (второе озеро) на перевале Нуртойский Южный. Я уже знал, что тропы наверх не будет. Решил подниматься вертикально вверх по склону для выхода на линию маршрута. Ночевал на высоте 1873 м, траверс начался на 2230 м. Основные препятствия на подъёме: карлушка и затихающий ветер, ведь солнце светило прямо в спину. Идти можно и без тропы, как оказалось. Я шёл между кедрами, пока они были, тут меньше жёстких кустов. Выше зоны леса ступени горы стали более выраженными и я выбрался на гребень между склонами. Тут шикарные площадки напоминающие мне грунтом и растительностью Камчатку, а вокруг отличный обзор.

По следующему склону я шёл траверсом к седловине. Склон удерживает много воды во мху, есть ручьи. Хотелось выйти на седловину и увидеть внизу (первое) озеро. На седловине лежала жердина. Явно раньше она стояла и являлась указателем. С седловины я увидел только долину реки Утулик, (первое) озеро показалось только с соседней вершины, на которой стояло сразу два тура. С вершины открывалась обширная панорама и вскоре я подрезал тропку по гребню к перевалу Нуртойскому Южному.

Гребень имеет живописный обрыв в сторону (первого) озера и спускается к перевалу (со вторым озером), а тропа сворачивает серпантином в левый распадок.

Тропа явно человеческая, даже кое-где по сторонам стоят туры. Я спускался по гребню и глазел на (первое) озеро в правом цирке. Часть этой тропы видно на космоснимках, а точнее, серпантин с гребня в распадок. Местность становится скалистой, а тропа обходит скальные выходы, замысловато петляя. Тут важно не потерять тропу на очередной петле. Я, конечно, тоже чуть сбился с тропы после стоянки со старым костровищем, но всё же отыскал тропу в кустах и удачно пересёк ручей из перевального (второго) озера. Вода на вид не особо питьевая. Похоже на большое количество органики в воде. Но слева из распадка есть ещё ручей, если нужна питьевая вода. Я решил пока не пополнять запас воды.

В этом месте я очень боялся потерять тропу и начал высматривать её издалека, приметив светло коричневое пятно на зелёном склоне. Пятном оказался искусственный солонец в корнях дерева, а слева маленький сруб-засидка для охоты.

Полетав на квадрокоптере я убедился, что какая-то тропа всё же уходит в лес. Странно, но на космоснимке её видно лучше, чем своими глазами. Тропа оказалась "просекой" в тайге, разбитой копытами. Это большая удача, иначе пришлось бы выходить в гольцовую зону и идти по верхам без воды. Такой вариант я тоже рассматривал при планировании маршрута. Тропу я назвал Великим траверсом. Возможно, в прошлом она спускалась вниз по ручью Нурта-Нарын и даже переваливала на Хохюр-Гол. Это тропа охотников заготовителей, эксплуатировавшаяся до начала 90-х. Я начал по ней свой участок маршрута от засидки и пока до перевала Тумбусун-Дулга. Думаю, дальше она опять уходит в тайгу, а мой план идти по горам. По тропе есть несколько разрушенных зимовий, по надписям на которых я узнал, что здесь работали заготовители ореха или охотники из Тункинской долины в 80х-90х годах.

Живописный полуостров на озере перевала Нуртойского Южного
Перевал с тропой в Великом траверсе. Вид назад
Руины второй избы, в долине Дунда-Нарын

Современные проблемы Великого траверса:

1. Есть завалы, после которых тропа может теряться, ведь теперь она принадлежит животным.

2. Тропа теряется после полян с руинами изб.

3. Местами теряется выше ГЗЛ.

4. Теряется в заболоченных местах.

Нужно, по мере сил, расчищать тропу, иначе она исчезнет. Что я и делал, чтобы животные не теряли к ней интерес и не плодили ложные отвороты. В районе избушек нужно пометить входы тропы. В общем, я наблудил там не теряя направления по маршруту, особенно после первой поляны. На вторую я вообще не понял, как вышел. Тут нужно иметь запас воды или фильтр для набора воды из тонких ручейков и луж.

После выхода из зоны леса вверх по долине Дунда-Нарын, тропа становится очень тонкой, теряется и разделяется. На ГЗЛ стоят огромные туры, отмечая вход тропы в тайгу. Тут животным тропа явно не интересна, но на некоторых космоснимках её отчётливо видно. Было бы полезно поставить туры вдоль тропы. Спасибо тем, кто создал Великий траверс и тем, кто поддерживает его!

Весь день по небу гуляли облака. Я сегодня видел много неба. К вечеру я добрался до пересечения тропой истока Дунда-Нарын. Передо мной высится башня одной из самых высоких гор северной части Хамар-Дабана, пика Тумусун-Дулга Восточная (2369 м), с перевалом Тумбусун-Дулга на западном плече, который стоит у меня на маршруте. Вокруг пика, как вороны, кружат тучи. Я сильно надеялся на воду в ручье, так как уже давно всё выпил и не хотел брать воду из тонких ручейков, но воды в русле не оказалось — это было не по плану, ведь я решил здесь переночевать. Хорошо. Бросаю рюкзак на полочке в русле, тут же приметил полочку под палатку, и иду вверх по руслу в поисках воды. Оказалось, что ручеёк вытекает из озерков на седловине и почти сразу вода уходит в грунт.

Тумусун-Дулга Восточная. В долине Утулика уже льёт дождь

Слева каменистая стоянка с очагом.

Оборачиваюсь в сторону рюкзака и вижу как будто коня в районе моего рюкзака, на лугу правого берега русла. Я быстро удивляюсь, но потом мне кажется, что это какой-то бизон. Ха! Но после нескольких движений мозг идентифицирует крупного медведя. А у меня кроме пустой бутылки ничего нет. Что делать? Может уже набрать воды в бутылку? А медведь как-то движется вверх по долине, валяясь в траве и всё ближе к моему рюкзаку. Медведь может пойти в сторону рюкзака и порвать его или вообще утащить. Ну, или засечь меня и обдумать моё существование. Я решаю, что рюкзак надо по любому спасать, иначе мне не выбраться отсюда. Пришлось быстро и плавно идти к рюкзаку. Рюкзак стоял в углублении русла ручья, но всё равно в поле зрения медведя. Добираюсь до рюкзака по руслу. План минимум достиг. Медведь не обращает на меня внимание, активно валяется в траве. У меня был баллончик-свисток от собак, но я решил не вызывать внимание на себя, так как собирался ночевать в этом месте. Решил запустить квадрокоптер и отпугнуть им медведя, такой опыт у меня уже был 😉

Аккуратно запустил коптер, скрывая его за рюкзаком, пока он пищал при включении, и плавно отправил к медведю. Медведь замер, определил где опасность и рванул вниз по долине. Я его гнал около километра, пока не запищал аккумулятор. Медведь уже забежал за первые деревья и не собирался останавливаться.

Гоню косолапого вниз по долине Дунда-Нарын

Руки тряслись, да всё тело потряхивало. Была реальная опасность не вернуться домой. На возврате коптера увидел на склоне горы крупного оленя. Он меня тоже видел и пятился назад. Снять дикое животное с коптера можно только с большого расстояния, пока оно не напугано. Поэтому я даже не пробую. Я уже знаю, как быстро бегают олени от коптера. Надеюсь, что медведь не вернётся в ближайшее время и не придёт другой со стороны Утулика. Тем временем, тучи делали очередной оборот вокруг пика.

Я поставил палатку и пошёл за водой уже вниз, где гнал медведя, так как с коптера увидел там много воды в русле. Там-то и накрыл меня дождь. К тому времени палатка уже стояла и я наваливал к ней по мокрому ернику с полными баклажками воды 😂

Два часа гроза пыталась попасть в палатку, а град пробить её. Швы палатки текли. Я сидел на надувном матрасе с тряпочкой в руках, в мембранной куртке, а рюкзак лежал рядом в накидке от дождя.

Итак, народная примета: если медведь валяется в траве — это к грозе.

Дождь шёл всю ночь, швы палатки уже не текли. Рядом бушевал ручей. Палатку я поставил в овраге ручья, потому что рядом была седловина в хребте и ветер мог быть очень сильным, а так я был немного скрыт от него в заветрии.

03.07.22

Непогода. Спячка.

Всю ночь моросил дождь. Ручей меня не смыл. Медведь пока не вернулся или просто я его не вижу. Позавтракал, поспал. Всё в облаке. Моросит. Отдыхаю.

К обеду облака начало разносить, палатка подсохла.

На обед обнаружил плесень на сыре. Убрал его в пакет с мусором. Надо будет сжечь на стоянке с дровами. Сало в порядке. Убрал его под палатку.

В 2 часа дня стало понятно, что уже можно идти, но видов не будет. Решил остаться, в надежде на лучшую погоду.

К 5 часам облаков стало меньше, они двигались разнонаправленно. Накипятил воды на переход завтрашнего дня.

Медведь меня не искал, вроде ... 😅

04.07.22

Надо выбираться. Скачки по отрогам. Самый долгий день. Третий медведь.

Пройдено 17 км. Набор высоты 1354 м.

6:11 Облака низко. Летят быстро, с Утулика. В общем, небо не сплошное, есть светлые пятна. Достал термометр, +7. Сварил чай. Буду варить омлет (в полиэтиленовом пакете).

Вышел в 8:55. Холод, ветер, низкие облака. Сразу вышел на тропу. Иду в Кроксах, но тропа достаточно сухая. Ветром высушило, а дождя уже давно не было. Тропа подходит к останцу-зубу на склоне горы. Кто-то залез на зуб и соорудил там турик. Вид вниз, на седловину тоже интересный: озёр больше, чем я думал. Гора за седловиной заслуживает фотовнимания склоном со стороны Утулика. Далее тропа уходит сильно влево, а я помню, что впереди будет траверс на следующее плечо, такой тут перевал. Поэтому схожу с тропы и иду прямо вверх. Выхожу на тур с шестом, видимо, опять зимние метки. Пик так и кутается в облаках. Лезть на него с такой видимостью нет смысла. Почти сразу появляется тропа и тонкий ручеёк. Никаких примечательных объектов не вижу с траверса, только поглядываю вправо на пик. Связи тут тоже нет.

Следующее плечо помечено, как перевал Тумбусн-Дулга 2205 м. Помню по отчёту, что здесь должны стоять гигантские туры. Пока вижу только маленькие, но много, да и высота пока больше заявленной.

Сами туры (3 шт в ряд) оказались уже в начале спуска к реке Усун, высота тут как раз примерно 2205 м. Туры здесь не обозначают седловину перевала, как мы привыкли, они служат путеводными ориентирами для идущих из долины реки Усун. И отсюда хороший вид на пик Тумусун-Дулга Восточная с обрывом слева. Это место можно назвать местом силы, из-за видов. Видимо, поэтому здесь сложено множество туриков.

Туры перевала Тумбусун-Дулга. Вид в сторону вершины 2301 м. Слева внизу долина реки Усун.
Туры перевала Тумбусун-Дулга. Вид на вершину Тумусун-Дулга Восточная

На спуск хорошо видно тропу до реки, но мне не нужно идти по ней в самый низ, ведь по маршруту у меня впереди дикий траверс, без тропы. Спускаюсь к началу серпантина и ухожу траверсом на следующую седловину. Здесь мой маршрут отходит от классики ради гор. Не хочу бродить по тайге.

Седловина небольшая. Есть деревца кедра и плоские места. В сторону Утулика крутой спуск. Тут отличный вид на северный скалистый склон пика Тумусн-Дулга Восточный.

Далее траверсирую склон со спуском в распадок. Седловина тут сильно правее линии маршрута. Теперь нужно оптимально спуститься к ручью для начала подъёма на следующий склон. Вид на противоположный склон пока ни о чём не говорит. Сверяюсь с горизонталями карты Open Topo map, сначала уходить правее, а потом левее и траверсом обойти вершинку в плече 2301 м. Сама вершина 2301 м скрыта в облаках. Ориентируюсь по белому пятну на склоне. Что это там лежит?

Перед спуском к ручью небольшая заболоченность, справа грядка с кедровым стлаником: редкое растение для этих мест. Спуск к ручью крутоватый, но короткий. Видно следы оленя. Ручей скрыт растительностью. Аккуратно подхожу и перешагиваю его. Подъём интересен небольшими кедрами и плоскими полянками. Белым пятном оказалось обнажение скалы мрамора с хорошей площадкой для отдыха, а может даже для палатки. Вид назад с каждым шагом всё грандиознее: слева седловина в виде полукруга, чем-то напоминает Параболу в Ергаках, а на дальнем плане высится громада пика Тумусн-Дулга Восточная, хорошо видны туры перевала, а справа истоки реки Усун.

С вершины 2301 м нагнетаются облака. Боюсь, что они закроют мне виды наверху. Так и произошло, когда я вышел к гребню.

По космоснимкам казалось, что нужно выходить на спуск выше седловины, но на местности седловина оказалась тоже проходимой.

Впереди облачность рисовала мрачные виды провала таёжного распадка, с озером и высокими кедрами. Надо сбросить 300 м по высоте и сразу подниматься на следующий склон. Спуск неприятный, шишковатый. Чем-то напомнил спуск с перевала Артемьева в Саянах. Нижняя часть спуска разделена глубоким оврагом с ручьём. Я вышел на левую сторону, чтобы внизу сразу пересечь ручей и не лазить по кустам и болоту возле озера. Тут полно кедрового стланика и ольхи, но основное препятствие крутой спуск с этого лба. Ухожу левее в поисках выполаживания, но всё равно приходится аккуратно спускаться по мелким камушкам и листьям бадана.

Таёжные глубины за перевалом в плече 2301 м

Выхожу под кедры и начинается дождь. Мелкий, но кусты и трава сразу намокают, как и мои штаны. Перешагиваю ручей и поднимаюсь по таёжному склону. Вверх уходит широкая "просека". Возможно, последствия схода лавины с правой вершины. Тропы тут только поперечные. Мой перевал в низком плече с небольшой седловиной в гребне. Переваливаю в безлесый распадок с перевалом Тумусунским. Кто-нибудь пересекал этот перевал не траверсом? Или эти перевалы нужны чтобы запутать туристов? Я постоянно переваливаю хребты и отроги, но все мои перевалы безымянные, кроме одного 😁

От моей седловины к перевалу склон изрезан оврагами с красно-кирпичными обнажениями. Сразу вспомнились склоны вблизи вулкана Кропоткина в пади Хи-Гол, в Восточных Саянах. Кое-где невысокие кедры. На перевале сыро. Палатки можно ставить на северных ступенях над перевалом Тумусунским. Вода есть.

Кирпичные обнажения на перевале Тумусунском

Опять лезу вверх. Дождя фактически нет, зато ветер холодный. По-моему, температура так и не поднималась выше +10. Идётся хорошо. Вышел на гребень, тут хоть виды есть. По классике, тут обрыв в сторону долины Утулика. Наконец-то увидел знакомые места, вершину Маргасан.

Перед вершиной немного скалисто. Есть тур. Гребень, местами, крутой в обе стороны.

Вид назад с вершины между перевалами Тумусункий и Икс

На спуске к перевалу (провалу в хребте) Икс увидел медведя, третьего за поход. Он шёл уже далеко, траверсом противоположного склона, в направлении от перевала Икс. Выходит, от перешёл перевал с востока на запад.

Спуск к седловине крутоват. Не увидел ровных мест под палатки. Вода есть на северном склоне, в тонких ручейках. Тут тоже не полого.

Наверху открылись виды на дожди. Один из них впереди, другой там, где я ночевал прошлые две ночи. До меня им ещё далеко.

Спуск на перевал (провал) Надежда крутой. Нужно уходить левее. На обоих склонах возле седловины скальные сбросы. Ниже седловины есть травянистая полянка под палатку, а ещё ниже течёт ручей.

Подъём на вершину Маргасан очень крутой и каменистый, напоминает Саянские склоны. Иду зигзагами. Перед вершиной включаю смартфон. Тут первое место со связью за всю пешую часть похода. Уже второй раз забываю посмотреть погоду в этом месте. На вершине два тура. Банки с запиской не видно.

Спуск с вершины по острому гребню, а потом ступенями (не ступеньками) к седловине перевала Гребень. От перевала есть небольшой участок тропы. Начинается дождь. Облака опускаются на меня, но Маргасанская сопка остаётся различимой.

Спускаюсь к перевалу Золотой Маргасан. Здесь не нужно идти по гребню, обхожу слева по руслу. Знакомые места. Ставлю палатку на выходе из оврага ручья, где ночевал в 2020 году. Дождь стихает. Ностальгия и уже чувство дома. Ужинаю картофельным пюре с салом и половинкой луковицы лука, и сразу вырубаюсь. Чуть позже просыпаюсь, убираю продукты в рюкзак и дальше спать. Ветер, кажется, не затихал всю ночь.

05.07.22

Опять непогода. Хочу солнца или домой. Босан.

Пройдено 21,9 км. Набор высоты 1253 м.

Утром термометр показал +5,8, а за палаткой облако-туман, плюс всё тот же ветер. Дело движется к снегу. Пью чай, пишу дневник, слушаю музыку. Надо как-то выбираться.

9:00, температура +7,2. Выхожу в эти мраки. План: облезть Маргасанскую Сопку с запада. Вершина всё равно плавает в облаках.

Прохожу озеро и выхожу на тропу. Естественно, иду в Кроксах. На тропе все следы размыты, но в какой-то момент вижу чёткий отпечаток подковы, а потом их становится много. Кто-то решил прогуляться в эту долину. Не думаю, что это охотники: им избы нужны и засидки, а здесь я такого не видел. Да и не видно, чтобы они заходили за перевал, но животных явно распугали, ведь раньше тропа была в чётких следах копытных.

Облезать Сопку такое себе удовольствие, особенно по мокрым кустам, но я это сделал. В следующий раз задумаюсь, прежде чем сюда лезть. Слева хорошо видно озеро Спасшин. Когда-нибудь я до него доберусь.

Спускаюсь на перевал Солнечный. Виды захватывают дух. Тут нужно держаться левее. Кромка обрыва тоже уходит влево. Спускаюсь в знакомое место, где я ночевал в 2020 году, а справа всё ещё стоит турик, отмечающий место для медитации, с видом на озеро в истоке реки Большой Солбак. Погода всё ещё удручает, хоть перевал и называется Солнечным.

Спускаюсь к перевалу Солнечному. Озеро в истоках Большого Солбака

Тут есть несколько вариантов выхода на хребет Бешечный. Я иду проверенным, через "Озеро с каменными столами", так как не имею трека второго варианта, да и хочется глянуть на озёра.

Иду по тропе вдоль русла ручья. Поднимаюсь на хребет Бешечный, а на Маргасанскую Сопку начинает светить солнце. У меня же пасмурно и ветер. Выхожу на тропу по хребту и ловлю интернет перед горой 14. Зависаю в интернете надолго и замерзаю.

По Босану тоже пятном проходит солнце. Иду вдоль горы 14 и опять разглядываю необычное строение породы скал горы. По моему мнению — это примечательное место Хамар-Дабана.

Подхожу к Столбам Босана и солнца вокруг становится всё больше. Ловлю момент и делаю снимок Столбов. Внизу есть голубое озеро. Если бы солнце светило везде, то получается интересный кадр с квадрокоптера: Столбы с озером на заднем плане. Тропа здесь стала очень мощной, накатана мотоциклами.

Столбы Босана

К пику Босан подхожу с хорошей солнечной подсветкой, разглядывая розовые мегалиты. Они мне напоминают хлеб. Лезу наверх, проверяю новую лестницу. Ее повесили в 2020 году. С вершины отличный обзор, но все объекты маленькие, потому что очень далеко. Здесь тоже есть связь, и далее на спуске до отметки 2100 м.

Ничего примечательного не происходит: людей нет, медведей тоже нет. Места уже давно знакомые.

Планирую дойти до "6 горы". Оттуда я точно дойду до электрички, поэтому поторапливаюсь. На озере тоже никого.

Людей встречаю только за "8 горой". У них сегодня цель дойти до озера перед перевалом Рассоха. По мне так, медленно идут. Их зовут Роман и Дмитрий. Роман ходил по маршруту: р. Шубутуй — оз. Патовое — в. Утуликская Подкова — и далее, почти как я, обходя пару отрогов по истокам реки Усун к перевалу Тумусунскому. У него (участник похода) есть известный отчёт: "Лентяи на Хамар-Дабане" . Поэтому мы надолго разговорились: я давно не встречал людей, а они не рвались лезть в гору.

Ручей перед "горой 7" в порядке, даже разлился больше нормы. На подъёме в "гору 7" я заблудился, чего со мной ещё не бывало. Всегда выходил справа, а тут вылез слева от вершины. Вышел на вершину по этому случаю. Обзор замечательный. Слева пик Рассоха, на который я пока не поднимался. Не могу на него сходить за два дня, а за три пока не готов.

Синие тени ложатся на Хамар-Дабан. Солнечный свет теплеет. Мне ещё нужно пройти несколько километров по болотам, и я готов к этому, как никогда.

Вечером праздничный ужин: картофельное пюре, сало, лук, сгущёнка. Температура +6,8. Хорошо, что обещают безветренную ночь.

Вечерние пейзажи

06.07.22

Добраться до дома.

Пройдено 32,8 км. Набор высоты 495 м, сброс 1850 м.

Первые лучи солнца на вершине Босана

Я уже успевал от "6 горы" до электрички. При желании, можно успеть даже на двух часовую электричку.

Вчера лёг спать в 22:30. Сегодня проснулся в 4:15. Надо пошевеливаться. Солнце медленно окрашивает вершины гор. Из палатки хорошо видно вершины хребта от самой Утуликской Подковы. У меня тень от ступени плато. Температура +5,8. Палатка мокрая снаружи и внутри. Хочу мюсли, но их уже нет, поэтому готовлю омлет. В холодной воде комочки порошков не хотят расходиться. Приходится перемешивать 10 минут. Кипячу воду на маршрут, так как набирал в луже. Хорошая вода будет только после Чёртова озера.

Быстро скидываю мокрые вещи в рюкзак и бегом на плато, там светит солнышко. С каждым километром становится теплее, ведь на сегодня обещали отличную погоду.

На "4 горе" в складках до сих пор лежит снег. На спуске с "3 горы" есть связь. На "1 горе" чуть не наступил на цыплят куропаток. Родители разлетелись, а птенцы затаились на тропе. Потом один из них шевельнулся и все три начали разбегаться.

Чёртово озеро

Утром вышел в ботинках, кроксы и носки повесил на рюкзак. Носки яростно смердили. Не было возможности прополоскать их в ручье.

Дальше начинаются популярные места, только палаток почему-то нет. Ни на Чёртовых Воротах, ни на водопадах.

В кафе взял две порции оладушек. Так хотелось чего-то хлебного, что смел их враз.

В Слюдянке прыгнул в маршрутку, нормально поел в кафе и традиционно сел в электричку до Иркутска.

Весь поход не брился и меня боялись все олени 😁

Приключения окончены. Цели достигнуты. Получен новый опыт и сделаны выводы. Всем удачи на маршруте и на диване 🖐🏻

Трек маршрута тут. Пройдено 154 км.

Сферическая панорама большого разрешения района Утуликской Подковы.

Данные о расстоянии и наборе высоты взяты из приложения от часов Garmin Fenix 6X Pro. В общем треке удалены лишние и ошибочные точки, поэтому в треке пройденное расстояние меньше, чем суммарное по дням.

Сожжено 317 грамм газа. Сбросил 3 кг собственного веса :) Половину пути прошёл в сандалиях и мембранных носках.

Автобус от Улан-Удэ до Закаменска.

89834201616 такси Закаменск

89148471418 Баежаб (это имя) в Далахае (Возможно, номер не точный. Дал его знакомый.)

Приложение Высотомер.

p.s. Если загрузились не все фотографии, то нужно подождать и обновить страницу!

Если трек не скачивается, то его можно попробовать скачать через контекстное меню (по нажатию правой кнопки мыши) "Сохранить ссылку как..."

Видеоотчёт

Здесь будут появляться ссылки на все серии по мере публикации на Ютуб-канале.

День 1: Улус Далахай и первые фермы долины Цакирки

День 2: Долина реки Цакирка

День 3: Пересечение Хангарульского хребта

День 4: Восхождение на вершины Утуликской Подковы

День 5: Великий траверс хребта Утуликская Подкова

Дни 5 и 6: На территории медведя

День 7: По отрогам и перевалам хребта Утуликская Подкова

День 8: Перехожу Маргасанскую Сопку и догоняю солнце на Босане

День 9: Заключительный день похода

Страница 1 из 2:  1 2Следующая

После брода реки Харгана-Бильчир встретил неизвестный мне вид рододендрона.

Разве не Адамса (сагандаля)?
10.09.2022, 17:01:53 |
Алексей Казарин

Евгений Рензин: Разве не Адамса (сагандаля)?

Кусты высокие и цветы не похожи, как мне кажется. Запаха саган-дали нет.
10.09.2022, 18:55:22 |
Евгений РензинПрочитал. Лишний раз убедился, что Хамар-Дабан я недолюбливаю не из каприза, а осознанно. Даже отличные фотографии не спасают :)
10.09.2022, 23:46:59 |
Ольга ТарасоваНасыщенный поход и таков же отчёт! Тот Хамар-Дабан представляется мне затерянным миром, уж очень много терпения нужно иметь для него!
12.09.2022, 13:13:41 |
Евгений РензинЭто ещё хорошо, что судя по описанию Алексея, на маршруте не было зарослей кедрового стланика. Или были?
12.09.2022, 14:03:57 |
Алексей Казарин

Евгений Рензин:  Это ещё хорошо, что судя по описанию Алексея, на маршруте не было зарослей кедрового стланика. Или были?

Кедрового стланика в том районе не припомню. Он появляется только в районе перевала "с Утулика на Усун", и то только декоративными грядками.
12.09.2022, 17:44:47 |
Алексей Казарин

Ольга Тарасова: Насыщенный поход и таков же отчёт! Тот Хамар-Дабан представляется мне затерянным миром, уж очень много терпения нужно иметь для него!

Спасибо! Думаю, я немного приподниму популярность того района с помощью видео с маршрута. В неизвестность действительно тяжело идти, но в этом есть свой интерес.
12.09.2022, 17:48:46 |
Татьяна ДружининаЧитать с дивана — отличное удовольствие :) Спасибо за авантюризм и силу духа переться в такие медвежьи углы)
12.09.2022, 19:06:49 |
Алексей Казарин

Татьяна Дружинина: Читать с дивана — отличное удовольствие :) Спасибо за авантюризм и силу духа переться в такие медвежьи углы)

Пожалуйста! В этот раз заставил себя взять блокнот и вести дневник. Процесс шёл тяжело, но результат мне нравится. Я бы столько подробностей не вспомнил без записей. Медведя я особо не боялся в этот раз, пока не встретил его недалеко от рюкзака 😅
12.09.2022, 20:11:54 |

Алексей Казарин: приподниму популярность того района с помощью видео с маршрута

13.09.2022, 13:12:25 |
Алексей Казарин

Евгений Рензин:  Алексей Казарин: приподниму популярность того района с помощью видео с маршрута Посмотрел первую часть. Хороший ролик. Лайкнул. Думаю, неплохо и сюда ссылки дать.

Спасибо! Добавил раздел "Видеоотчёт".
13.09.2022, 18:15:27 |
try again👍 Хах, забавно с медведем вышло😁 а где кроксы такие брали?
15.09.2022, 19:55:14 |
Алексей Казарин

try again:  👍 Хах, забавно с медведем вышло😁 а где кроксы такие брали?

😄 Кроксы покупал в Иркутске. Сейчас эту модель уже не производят, к сожалению.
15.09.2022, 20:44:28 |
Sergey VСтарая тема про высшую точку ХД — https://nature.baikal.ru/forum/tread.shtml?id=4527&pg=1
21.09.2022, 08:38:10 |
Sergey VДумаю, как назвать объект. Просто "Южная вершина", по-моему не очень удачное название. По сути, это всё один массив. Может прямо и назвать — "Южная вершина Утуликской Подковы" ?
21.09.2022, 08:40:37 |
Алексей Казарин

Sergey V:  Старая тема про высшую точку ХД — https://nature.baikal.ru/forum/tread.shtml?id=4527&pg=1

Хорошая ссылка. Когда-то я читал эту тему, поэтому и решил сделать замеры. Вот ещё картинка из моих исследований высот в программе Global Mapper по данным SRTM. Информацию о программе можно найти в Ютубе.
Это тоже не истинные высоты, а только интерполяции
21.09.2022, 22:08:23 |
Алексей Казарин

Sergey V: По сути, это всё один массив. Может прямо и назвать — "Южная вершина Утуликской Подковы" ?

Согласен с названием. Так оно полнее и понятнее.
21.09.2022, 22:09:44 |

Sergey V:  Думаю, как назвать объект. Просто "Южная вершина", по-моему не очень удачное название. По сути, это всё один массив. Может прямо и назвать — "Южная вершина Утуликской Подковы" ?

В таких случаях традиционно называют Утуликская Подкова южная.
02.10.2022, 12:31:39 |
Алексей Казарин

Евгений Рензин: В таких случаях традиционно называют Утуликская Подкова южная.

Тут слово "вершина" говорит всем, что это не пик или башня. К тому же, южнее в этом отроге есть третья вершина, высотой 2350,8 м, но нам она пока не интересна.
04.10.2022, 06:58:34 |
Игорь ВороновПосмотрел все серии и после прочитал отчёт.
Отличный материал и маршрут (кроме долины Цакирки )!
Район действительно интересный.
Следы коней в этом году видел в районе Улун-Кутула, так и не понял куда они там ходят — на озеро Сапсшин что ли?