Екатерина Быкова, Пётр Кузнецов, Ания Морозова, Мария Соловьева

Ночью снова пошёл дождь, однако к утру все было кончено. Просветов на небе стало все больше. Принимаем решение идти дальше.
Собираемся в путь
Сегодня у нас по плану перевал Три Богатыря.
Вид с морены на место дневки
Поднимаемся по тропе на морену, впереди Шумакский перевал. Его верхняя часть ещё в снегу.
Шумакский перевал
Справа от перевала Шумакский, за древним подзаросшим конусом выноса, наша цель. Отдыхаем, я предлагаю не обходить конус, а подниматься прямо по нему. Отсюда путь кажется логичным, и группа начинает подъем.
Кажется, что это простейший путь. Но только кажется
Выходим на небольшую площадку наверху конуса, видим путь подъёма. Фото перевала никто не взял, ориентируемся на самое низкое место. Поднимаемся к нему, здесь довольно неустойчивые средне-крупные обломки. Все время ищем задернованные участки, на них курум устойчив. Пока поднимаемся, группа, следующая на Шумакский перевал временами пристально следит за нами. Интересно, что их так заинтересовало? 😀
Поднимаемся на перевал Три Богатыря

Мария: На нас смотрит группа с тропы на Шумакский перевал. Они потом на нас ещё с середины подъёма глазели и с перевала.Начинаем траверсом идти по склону. Камни неустойчивые, скользко. В один неприятный момент наступаю на камень и надо мной начинают двигаться большие чемоданы. Стою, держу их руками. Осторожный шаг назад не помогает! Они все равно двигаются надо мной, угрожая придавать сверху. Паникую, но как-то в итоге прохожу. Стараюсь вылезать на задернованные участки с травой. Ещё в паре мест крутовато и нестабильно.

Екатерина: Наверху нас встречает небольшая каменная арка – причудливое творение каменных глыб. Справа открывается вид на Шумакский перевал-параболу. Она как на ладони и кажется ниже нас. Протоптанный серпантин перевального взлета наверх кажется райской прогулкой по сравнению с нашим перевалом, усыпанным гигантскими чемоданами, подло присыпанными снежком.

Мария: Выше снег, но идти становится проще. И вот я на перевале. Сверху посыпает июльским снегом. Видимость есть, виды красивые, но облачно и снег сверху.

Отличный вид на долину Илтыкшина

Выходим на седловину и видим, что спуска с седловины на Илтыкшин нет. Руслан проходит вдоль гребня в сторону Шумакского перевала и перед вершиной, разделяются эти 2 перевала, видит приемлемое место спуска. В это время мы сидим почти на седловине (она узкая, так что каждый нашёл место, как смог), нас посыпает июльским снежком.

Екатерина: Мы застали грациозные горные вершины до горизонта с изумрудными лужицами-озерами, и солнце играло, подсвечивая то один, то другой горный хребет.

Руслан возвращается, переходим к месту спуска, находим тур с запиской А. Мисюркеева. Кладём свою.
Записка А. Мисюркеева

Для справки: подъем нашим путем был ошибкой, логичнее было зайти из цирка перевала, прямо в сторону тура. Он находится в первом же понижении сразу у вершины, разделяющей перевалы Шумакский и Три Богатыря. Подъем там более пологий, осыпь должна быть стабильнее, задернованные участки больше.

Спуск с перевала в сторону Илтыкшина сначала по небольшому кулуару, затем по свежей осыпи (её видно) вниз. Местами камнеопасно, лучше искать участки со средней осыпью.

На спуске я и Мария отстали от остальной группы, и я спустил неплохой такой обломок ребятам вниз. Благо, ребята были достаточно далеко, и им было где спрятаться.

На этом перевале я понял, что спускаться с перевала без тропы — не мой конёк: на спуск у меня ушло 2 часа, в то время, как другие ребята потратили минут 50.

Спуск с перевала Три Богатыря в сторону Илтыкшина

Вид со спуска на Илтыкшин

Мария: Начинаем спуск вниз. Камни, иду зигзагом. Начинается сыпуха, местами очень не стабильная. Мелкие камни сыпятся из-под больших и те летят вниз. Этот спуск дался сложнее всего. Многовато, до двух метров склона едет надо мной при каждом шаге. Долго-долго спускаюсь. Каждый шаг осторожно. Наконец сыпуха заканчивается, начинается крупный курумник внизу. Принимаю решение уйти вниз прямо, а потом по травке и горизонтали быстренько дойти до группы. Ноги на устойчивой опоре летят, небольшой подъём и я на месте. Сижу, отдыхаю, пью чай.

Екатерина: Спуск был особенным. На первый взгляд выглядит опасным, так как нет твердой почвы, все под тобой едет и тебя не держит земля. Но благодаря Руслану, на спуске я научилась доверять своему телу и ботинкам, перенося весь вес на пятки и расслабленно съезжая на волне, как на горных лыжах по пухляку. Склон из мелкой густой рыжей сыпухи позволил просто съехать с него, запуская своим весом лавинку, используя ее, делая шаг, запуская следующую и так ты катишься сверху на этом потоке. Важно чтобы перед тобой никого не было метров 30-40! Этому нас научил Руслан. Я впервые ощутила драйв в походе! Кайфанула когда пропустив вперед Анию, дождалась безопасного пространства и не глядя летела как на крыльях, опираясь на палочки для равновесия. Как важно, когда есть проверенная техника и человек, который вовремя может обратить страх и опасность в обратное!

Какой же была награда, когда внизу нас ждала огромная радуга, чудо-коромысло, которая появлялась на наших глазах прямо перед нами над озером, лежащим в низине!

Поздний обед под перевалом Три Богатыря

На Илтыкшине у подножия перевала находится зелёная подушка — заросшая морена. На ней обедаем. Ниже подушки видно живописные озера.
Озера в верховьях Илтыкшина
На часах около 18.00. Идём дальше. Судя по карте, здесь должен быть пологий спуск к реке. На деле почти везде круто. Обходим все варианты, решаем спускаться с морены слева по ходу. После спуска попадаем на дивные цветущие луга по левому берегу одного из озёр. Погода стоит безветренная, и в воде отражается пик Илья Муромец, восхищающий своим грандиозным видом.

Выглянул пик Илья Муромец

Екатерина: Вокруг озера, огненные ковры из жарков с синим и розовым плетением неизвестных цветов отражаются в озере в закатных лучах с облаками и правильной пирамидой — пиком Ильи Муромца. Мы как завороженные, словно на другой планете, остолбенели и онемели от фантастического места. Встретили поляну сочного дикого лука, немного нарвали для ужина.
Ещё одно озеро в верховьях Илтыкшина

Мария: Спускаемся к ближайшему из озёр в верховьях Илтыкшина. Виды фантастические, нереальные. завораживающие, невероятные. Параллельный мир. Стелется туман, плывут разноуровневые облака, отражаясь в воде. Там же, в озере, шлем Ильи Муромца. Сам он нависает сверху, слегка прикрываясь белыми облаками. Немного проглядывает предзакатное солнце. По берегам множество ярких цветов: рыжих жарков, жёлтых маков, синеньких, беленьких цветочков. Фотографирую цветы на фоне отражения шлема Ильи Муромца. Дальняя гряда скал с поперечными облаками, отражаясь в воде, создаёт ощущение нереальности, сказочности мира.

Идём по цветочным лугам, ярко полыхают жарки. Ещё много оттенков и ярких красок на фоне зелени и гор. Пётр и Руслан в бинокль рассматривают медведя, оказавшегося камнем. Идём дальше. Фотографирую забавное природное сооружение из камней с дыркой.

Спускаемся дальше, видим вдалеке водопадик. Подходить к нему не стали, ведь скоро стемнеет.
Водопадик

Заболоченная пойма Илтыкшина

Мы идём еще дальше, в сторону перевала Илтыкшинского, преодолеваем несколько небольших морен, обходя заболоченную пойму реки поверху, затем Руслан уходит дальше, обнаруживает потенциальную полянку для лагеря, и мы все идём туда. Таборимся в сумерках, уже в темноте ужинаем и ложимся спать.

Далее (День пятый. 06.07.2022. Гроза под седловиной. )

Константин Суханов

...группа, следующая на Шумакский перевал, временами пристально следит за нами. Интересно, что их так заинтересовало?

По их мнению, вы заблудились и пошли на Шумак неправильно
01.04.2023, 09:59:00 |
Геннадий ХитрихеевСыпуха на спуске — это прям счастье :)
01.04.2023, 13:59:38 |
Пётр Кузнецов

Константин Суханов: По их мнению, вы заблудились и пошли на Шумак неправильно

Я тоже так подумал. Но нам никто не кричал, мол, вы не туда идёте :-D
02.04.2023, 00:50:38 |
Пётр Кузнецов

Геннадий Хитрихеев: Сыпуха на спуске — это прям счастье :)

Там была не только мелкая, но и средняя сыпуха. И вот в паре участков на мелкой едешь, а сверху на себя спускаешь среднюю. И это не такое уже счастье :-)
03.04.2023, 08:43:22 |
Евгений РензинПо моим скромным наблюдениям, особенно плохо на спусках по сыпухе чувствуют себя люди с плохим зрением. Плохая обувь, разумеется, тоже скорости не добавляет.
03.04.2023, 11:19:46 |
theo

Евгений Рензин: особенно плохо на спусках по сыпухе чувствуют себя люди с плохим зрением

...и которые в низу "ловят" камни на голову