Екатерина Быкова, Пётр Кузнецов, Ания Морозова, Мария Соловьева

Мария: Ура! Утром солнце.
Сушим палатки под солнцем
Сушу палатку, дождевик, накидку. Фотографирую жёлтые маки на фоне Ильи Муромца. Завтрак. Сжигаю коробку из-под сухарей. Остатки в котёл. Они острые, без жёсткой упаковки могли порвать пакет, и что, самое страшное, повредить гермомешки, в которых лежат вещи и спальник.

Ещё вечером накануне пришло осознание, что мы выбились из графика. Перед нами 2 варианта решения проблемы: а) узнать, все ли могут продлить маршрут на день (продуктов должно хватить); б) менять нитку маршрута.

По пункту "а" утром выясняем, что не все смогут задержаться — есть дела в Иркутске. Остаётся вариант "б". Обсуждаем, как можно скорректировать маршрут, выносятся на обсуждение 4 варианта: 1. с перевала Илтыкшинский уйти на перевал Трех Долин, оттуда на Пестрый и далее выход через Шумакский; 2. спуститься вниз по Илтыкшину в Тункинскую долину; 3. выйти на Эхе-Гер через перевал Красавина; 4. вернуться тем же путём, что пришли, то есть через перевал Трех Богатырей.

В ходе обсуждения принимаем вариант 1, остальные отметаем, так как: по варианту 2 — неизвестно, какой путь, есть подозрения, что ущелье Илтыкшина непроходимо; по варианту 3 — перевал Красавина имеет категорию 1Б, хоть и определяющая сторона будет на подъёме, но у группы нет ни описания перевала, ни опыта преодоления перевалов такой категории; вариант возврата тем же путём даже не рассматривался — склон перевала Трех Богатырей со стороны Илтыкшина оказался достаточно камнеопасным.

В итоге идём к перевалу Илтыкшинский.
Зеленые подушки Илтыкшина

Путь к подножию перевала ведёт по заросшим моренам, напоминающим зеленые подушки. Мы шли по правому берегу левого притока Илтыкшина. Проход с морены на моренцу комфортный, без больших перепадов высоты. Недалеко от подножия перевала есть ручей, однако к нему надо спускаться.

Ания: Руслан для нас набрал большие бутылки с водой, не знали, когда еще нам встретится вода, так что на перевал мы пошли с доп.весом. К слову, на другой стороне вода все же была.

Мария: Выходим, идём по моренам в цирке. По краям цирка стена средневекового замка. В понижениях снежники, журчат ручьи. Набираю полуторалитровую бутылку на обед на перевал. Для питья у меня пол литра, с заваренным с утра черешком ревеня. Приятный кисловатый вкус лучше освежает.

Ания: Смотрю на перевал и только одна мысль в голове: “Здесь пройти нереально!” Но идея возвращаться обратно вообще не вдохновляет, так как, во-первых, сыпуха на подъеме — это неприятненько, во-вторых, хочется же новые виды для себя открыть!

Есть описание перевала, но нет фото. А зря! Пришлось на подходах к подножия перевала несколько раз останавливаться, рассматривать перевальный взлёт в бинокль, сверять с описанием, чтобы понять, по какому пути подниматься. В итоге рассмотрели оптимальный путь подъёма (как позже выяснилось, именно он рекомендован на ПБ).

Екатеринбург: В цирке нас окружает высокие до небес стены, ощущение что мы в средневековом гигантском замке, вокруг мощные зубья на три стороны, мы окружены и нет пути назад. Здесь нет птиц, животных, нет леса, и звуков природы, словно нет никакой цивилизации и другой жизни, только солнце и ветер играют с нами в загадки.
Будто кратер вулкана

Ания: На фото “стены” перевала кажутся мне похожими на кратер вулкана.

У подножия делаем небольшой привал, выбираем оптимальный путь подъёма и начинаем подъем: сначала по широкому осыпному склону, далее заходим в кулуар.
Перевал Илтыкшинский со стороны Илтыкшина
И если до кулуара все просто, то в кулуаре нас ждёт небольшой сюрприз: непосредственно дно кулуара мелкоосыпное, склон становится круче и, как результат, ботинки держат хуже. Надо уйти к левому борту кулуара (по ходу подъема), там осыпь крупнее и статичнее.

Ания: Для меня этот участок выглядел так: собрать все мужество в кулак и все-таки сделать это!

Мария: Подъём по куруму. Иду зигзагом, стараясь вылезать на задернованные участки. Дохожу до кулуара, и в попытке попасть на удобную для меня полку попадаю на сложный участок ни вверх ни вниз. Спускаюсь обратно при поддержке Ании. Пересекаю кулуар, стою под скалой, жду Петра. Поднимаюсь вверх, выбирая оптимальный путь подъёма. Он змейкой: вверх, правее, вверх, левее, вверх, правее, вверх на крупные камни, тут проще, вылезаю на мульду. Красиво, солнечно, вид на долину. Отдыхаю.

Вид на Илтыкшин с перевального взлёта

Первыми поднялись Екатерина с Людмилой, они подсказывали остальным оптимальный путь подъёма в кулуаре. После кулуара выходим к мульде, от которой по пологому склону через 3 минуты подъёма можно выйти к седловине. Тур окажется слева, он хорошо заметен.

Отдохнув на контрфорсе над кулуаром, мы с Екатериной решаем успеть сходить до тура, пока вся группа не поднимется. С седловины виден впечатляющий отрог Тункинских гольцов и фрагмент долины Хэра.
Кусочек Хэра
Почти сам Хэр.
Записка с перевала Илтыкшинского
Пока смотрели, небо стало заволакивать, нас окружили тучи, мы нашли в туре записку Константина Суханова от 2021 года, вложили свою, и вернулись к мульде. Там уже собралась вся группа, и понемногу начался дождь.

Мария: Вылезают последние участники. Пётр с Катей уходят писать и менять записку в туре. Где-то вдалеке начинает тихо греметь гром, что мне не нравится, в горах гроза быстро перемещается. Начинается ливень, одеваю дождевик. Иду смотреть на Хэр сверху. Долина слегка в тумане. Спуск крутой, но он и по описанию был самым или одним из самых сложных/крутых. Гром громче и ближе, чуть спускаемся и сидим. Холодно. Сижу, смотрю, где сверкнёт. Считаю — далеко. Вижу, что тёмная туча начинает истаивать и скоро она или выльется на нас или уплывет подальше уже там истает.

Ания: Мы только поднялись с Русланом (поднялись последними из-за долгого преодоления вышеописанного коварного участка с сыпухой), только перевели дух и съели по батончику, как к нам стремительно стала приближаться грозовая туча.

Надеваем дождевики, выдвигаемся к седловине и слышим первые раскаты грома. Принимаем решение переждать гром чуть ниже седловины на пологом склоне. Молния периодически сверкает, а периодически её не видно, только гремит. И вся эта небесная битва происходит вокруг нас, но не прямо над нами, а на удалении. Продолжаем сидеть, дождь разошёлся, периодически дует холодный ветер.

Ания: Было очень холодно, я сосредоточилась на одной задаче в тот момент — постараться перестать стучать зубами и расслабить скованные от напряжения и холода мышцы по всему телу.

Я смотрю на небо, оно внушает надежду: тучи активно передвигаются над нами, где-то вдалеке видны просветы, дождь потихоньку стихает, значит есть шанс, что погода более или менее нормализуется.

Мы уже провели в ожидании чуть больше часа. Гроза то стихала, то возобновлялась, и уже окончательно дождавшись её ухода, мы начали подъем на перевал Трех Долин, который представляет собой водораздельную вершину между притоками Илтыкшина, Хэра и Левого Шумака. Подъем на перевал идёт по средне- и крупноглыбовой осыпи, преимущественно, статичной.

Ания: …но периодически заставляющей понервничать…

Мария: Начинаем подъём. Курум весь в зелёном лишайнике и пологий. Пара мест попались с живым курумом надо мной. Вылезаю наверх, ухожу немного правее и вижу более пологое углубление в куруме. Надо было не влево уходить, а прямо лезть, и держаться в правой трети широкого подъёма. Там более пологий еле выделяющий слабовыраженный кулуар. Сверху смотрится как удобная крупная мостовая с пологими бортами (как широкий пологий жёлоб). Наверху несколько косых полок.

Вид с водораздела на бассейн Шумака

Лучше взять немного правее, мы лезли в лоб, здесь склон покруче, в верхней части подъёма приходилось обходить пару неприятных участков. Мы поднялись не на сам перевал, а несколько ниже, потому тур не видели. Ни времени, ни возможности искать его не было: посмотрели пять минут на долину Левого Шумака, и небо снова стало активно заволакивать, начали спускаться. Спуск в сторону Левого Шумака травянисто-осыпной, пологий для Тункинских гольцов, я и здесь на спуске отстал, ребята ушли ниже.

Ания: Мне помнится спуск по довольно крупному курумнику.

Мария: Небольшой отдых. Спуск вниз. Там Курум и задернованный склон. Спускаться легко и приятно. Ухожу вниз до снежника. Люда и Катя давно там. Следом спускаются Ания и Руслан. Уходим к увиденному сверху месту стоянки. Начинает идти дождь, наползает туман.

Вскоре снизу потянулся туман, я сказал ребятам идти разбивать лагерь, пока нет дождя, сам продолжил спуск навстречу поднимающемуся туману. Вскоре вновь заморозил дождь, но камни были нескользские. Спуск комфортный, пологий, видимость метров 20-30, отчего не спускаться в одиночку? 😀

Екатерина: В любом длинном походе однажды попадаешь в полную ж..пу, например: туман, холод, сумерки, льет дождь, нужно до темноты поставить палатку и не намочить ее, поэтому растягиваем тент, под которым Руслан с Анией ставят палатку... Зато нет счастливее мгновения, когда горячий чай разливается теплом в уже не дрожащем теле, укутанном в мягкий и сухой спальник! А еще Петя, где-то один идёт к лагерю в тумане, не видно его силуэт, и тревога где-то сидит (не ушел ли в сторону, хотя путь один-вдоль реки). но радостный возглас девочек успокоил всех нас, идёт!

Ания: Хотелось, невзирая на холодный дождь, пойти искать Петра — казалось, прошла целая вечность, было тревожно. Но аргумент Руслана, что Петр будет более благодарен горячему ужину, когда придет, чем тому, что мы рыщем под дождем в его поисках, меня убедил.

Мария: Мокро, находим место под палатку. Понимаю, что вдвоём палатку не поставить. Надо чтобы сверху тент подержали, пока быстро внутренник собирается. Ухожу к ребятам с предложением и просьбой. Собираем палатку. Холодно. Петра всё нет. Наконец приходит Пётр. Ужинаем.

Спуск занял у меня 2 часа. У подножия видно несколько снежников, самый крупный около 80-100 кв м.
Увидел палатки ребят
Подножие перевала выполнено мореной, спустился слева по ходу, туман почти разошёлся, и я вдали увидел палатки ребят, расположенные на относительно ровных полянках у притока Левого Шумака. Прихожу, начинаю ставить палатку, дождь, ненадолго закончившийся перед этим, снова заморосил, поддувает ветер. Вышел Руслан, помог поставить палатку. Спасибо ему!

Место выбирал и так, и так, а когда уже залез в палатку ночевать, понял, что площадка кривая, пришлось спать, изображая букву "зю", однако крепкому сну после достаточно трудного дня это не мешало 😀

Далее (День шестой. 07.07.2022. Поздний выход и поздний приход.)

Евгений РензинТри Богатыря южный лишен всех "прелестей" Трёх Богатырей Мисюркеева. Т.е. на Шумакской стороне вообще всё полого и по траве — ничего не едет; на Илтыкшинской сверху тоже трава, а ниже осыпь относительно стабильная. Уж с Илтыкшина через него точно проще идти.
Да, вверху короткий крутоватый участок травы. Но это не так уж страшно. Даже если упадёшь, если только не кубарем, вряд ли будет что-то серьёзней ссадин.

Ещё неизвестно, кстати, какая крутизна у Лёшиного варианта. Т.е. в сравнении.
А ещё неверно опираться на одни только категории. Красавина, хоть с какой стороны иди, точно проще Богатырей.

Правда неплохо бы перед такими суждениями хотя бы хорошее описание правильной Шумакской стороны увидеть.

Речь конечно про лето.
01.04.2023, 14:46:32 |
Пётр Кузнецов

Евгений Рензин: Три Богатыря южный лишен всех "прелестей" Трёх Богатырей Мисюркеева.

Смотрел на Три Богатыря южный и со стороны Шумакской тропы, и со стороны Илтыкшина. Мне он показался круче и сложнее. Возможно, не туда смотрел, конечно.
02.04.2023, 00:53:27 |
Sergey VЧто-то я не помню кулуара при подъеме на Илтыкшинский. Подъём по средней сыпухе, местами по траве.
03.04.2023, 16:38:38 |
Евгений РензинЯрко выраженного кулуара конечно нет, но всё же в верхней части вправо/лево видно недалеко. Т.е. в верхней части что-то похожее на кулуар есть.
03.04.2023, 21:45:18 |
Ольга ТарасоваУ меня не сохранились фото нашего подъёма и спуска с Трёх Богатырей, но запомнилось, что было достаточно просто. Если не ошибаюсь, спускались по крутоватой зеленке. Поищу фотографии.