Екатерина Быкова, Пётр Кузнецов, Ания Морозова, Мария Соловьева

Как-то мы в это утро слишком долго собирались, что вышли только в 11.30.
Разведка пути к перевалу Пёстрый
Утром я сбегал чуть ниже места стоянки, посмотрел, как лучше спуститься, попытался найти седловину перевала Пестрый. Спускаться лучше вдоль левого (орографически) берега. Иногда прямо по ручью, лишь пару раз логичнее было перейти приток по камням на правый берег, но и это ненадолго.
Небольшой водопад на правом притоке правого притока Левого Шумака

Когда мы вышли, нам предстояло немного спуститься до стрелки притоков Левого Шумака, а затем уже подниматься вверх вдоль второго притока.
Путь подъема на перевал Пёстрый
Очутившись на стрелке, мы решили траверсом идти на перевал, склон которого преимущественно травянистый, во многих местах пологий, лишь непосредственно под седловиной уклон становится больше.
Перевальный взлет

Ания: По сравнению с перевалами предыдущих дней этот кажется вообще дорогой в парке!

Достаточно быстро выходим на седловину, с этой стороны перевал совсем не высокий. Находим тур, он пуст. Оставляем записку. Под нами далеко внизу виднеется Шумакская тропа.
Вид с перевала Пёстрый на Шумакскую тропу
Погода понемногу улучшается. С утра был туман, низко ходили тучи, сейчас они поднимаются выше.

Екатерина: Снова увидела Шумакскую тропу с другого ракурса: мы вылезли аккурат перед озерами Ногон-нур, они были левее и живописная панорама с плывущими облаками открылась на долину. Как же здорово, что я послушала Петю и не пошла на Шумак, и расширила рамки своего представления о Шумаке и и увидела его окрестности совсем другим взглядом! Спасибо Петя!

На спуске

Начинаем спуск. Сначала узкий кулуар с довольно крутыми уклоном, под ногами земля и мелкие камни, далее переходим по задернованному склону в другой кулуар, он пошире, сложен средней осыпью, после выхода из этого перевала нас ждёт устойчивая крупноглыбовая осыпь с островами дерна. Ребята ушли вниз, а я, уже традиционно, спускался очень медленно 😀 Они ждали внизу, но ждать пришлось бы очень долго, и они решили идти на озеро Ногон-нур, чтобы просушить палатки и пополнить запасы воды. И это верное решение, потому что я спускался 4,5 часа. Это мой антирекорд.
У подножия перевала после спуска

Мария: Спустилась до морены и пошла по камням к Ание и Руслану, траверсировавших каменистый склон и спустившихся раньше и дальше. Как здорово было ходить по горизонтали. Никакие живые и скользкие камни уже не так страшны, вниз со склона не укатится и сверху не прилетит.

Потом сидели на озере, ждали Петра, сушили вещи, поглядывая на подозрительные тёмные тучки над гребнем. Дождь капнул минуту и закончился. Сделали ужин обед: суп горячая чашка +роллтон. Не хватало колбасы или тушёнки, а роллтона как быстрые углеводы как раз на подъём по перевалу.

Спускаюсь с перевала Пестрый, выхожу к озеру Ногон-нур, нахожу остальных, они как раз ужинают и предлагают мне присоединиться.
Шумакский перевал с берега озера
За трапезой решаем перевалить на Эхе-Гер сегодня. Завтра надо выходить, завтра на перевал времени не будет. Выходим уже незадолго до заката, пока поднимаемся, темнеет. Переваливать по тропе под фонариком комфортно.

Ания: Если бы не протоптанная тропа-”дорога” на Шумакском перевале, до меня снизошло озарение, что Шумакский мог быть тоже вполне себе неприятным.

Екатерина: Поднялись почти две трети, и вдруг я вижу в темноте слева огромное белое пятно, с ужасом понимаю, что это снежник, который всегда лежал по центру прямо под карнизом перевала и тут Ания спрашивает: «Катя, я что-то не помню таких больших валунов на Шумакском, разве тропа не должна быть хорошо утоптанной, ведь кони же здесь не пройдут?!» И тут до нас доходит, что мы идем не справа по тропе, а в лоб прямо под карниз по центру, куда ходят только бывалые альпинюги в кошках со страховкой! И хоть нам буквально осталось немного, но в темноте на самом верху нам бы пришлось лазить и мы бы там убились, поэтому благоразумно повернули назад. Оказывается еще внизу, мы незаметно прошли нужный поворот, а так как только Аня, Люда, Маша и я шли второй раз на Шумакский с той стороны, то мужчины впервые оказавшись тут, покорно шли за нами, доверившись женской интуиции Руслан внизу быстро нашел развилку, и мы пошли в цивилизацию.

Мария: Подъём по Шумакскому перевалу оказался самым нудным, скучным неинтересным. Не хватало драйва на каждом шагу. А тут просто тропа вверх, местами скользкая, глинистая, каменистая, с бегущей водой. Но это все равно хорошо утоптанная чёткая тропа. Ушли налево, вернулись на конскую, пологую тропу. Начался ливень, одели с Петром дождевики, а дождь через пару минут закончился. Стемнело, серпантин петлял. Остальные участники, скрылись за камнями на перевале. Наверх поднялась уже в темноте, и сразу же пошла вниз.

На седловине дождя уже нет, пытаемся поймать связь, её нет. Странно, раньше мне казалось, что на Шумакском перевале всегда ловит... Время около 11 часов вечера. Внизу, недалеко от подножия, видим свет фонариком, активно перемещающихся туда-сюда: видимо, туристы ставят лагерь.

Спускаемся по тропе с перевала, видим ровное место, рядом палатка, на том самом месте, где мы с седловины видели фонарики. Ставим свои палатки. Время уже полночь. Завтра рано вставать, ложимся спать.

Далее (День седьмой. 08.07.2022. Обратный путь той же дорогой. )

Геннадий Хитрихеев"а в лоб прямо под карниз по центру, куда ходят только бывалые альпинюги в кошках со страховкой!"
Серьезно!? Это точно про Шумакский перевал?