Пролог

А не спеть ли мне песню о любви? Только что-то струна порвалась…

А расскажу-ка я лучше былину стародавнюю о том как три добрых молодца и красна девица отправились великий пик Зун-Боротой посмотреть, себя показать и в месте силы со странным названием Фигвам счастья попытать.

Дело было, значит, в приснопамятном 2022 году, аккурат в самом конце лета. Тогда еще силы тёмные были недостаточно тёмными и позволили брату моему Сергею из далекой чужеземной Швейцарии до родимой сторонки добраться. Но поставили условие странное – прямой дорогой ехать нельзя, посему Сергей добирался в Иркутск вкругаля, через землю турецкую. А в это время широко известный в узких кругах путешественник Миша, знаток испанского и гражданин мира, пролетом из Коста-Рики в Венесуэлу сумел удачно приземлиться на гостеприимную землю Иркутскую (что, в скобках заметим, не каждому удается). А тут уж ждала их дочь моя, Елена Прекрасная. Была она тогда свободна как птица небесная, ибо школу уже закончила, но в вуз еще не ходила. Ну и на распасе, скромный автор этих строк.

Сели мы, значит, на коня железного, в стойле застоявшегося, RAV4 именуемого, и покатили до городу Сухое Русло. Едем полями широкима, лезем горами высокима… Пардон, это я уже вперед несколько забежал… Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

День первый, стандартный

Нынче у нас все по-взрослому. Подкрепившись на тенистой лавочке у Сухого Русла, кому чем бог из дома послал, мы, не мешкая, садимся на грузовик и выдвигаемся в сторону поляны с балаганом (так её раньше называли в те времена, когда меня ещё интересовало её название). Едем почему-то в сторону Ниловки, но в итоге все-таки приезжаем куда нужно. Далее всё, железные кони закончились, и приходится самим стать конями.

Народ тертый, рюкзаки минимизированы, даже Миша слегка поубавил прыти и вместо десяти кило дополнительных вкусняшек взял всего пять. И, кажется, третью видеокамеру не взял. Мне со своими 18 килограммами на заходе (мастерство не пропьешь) вообще летится. Но невысоко. Мимо проносятся километровые столбы (есть теперь такие на шумакской тропе), озера при свороте на Хубуты, обзорка перед спуском вниз на Эхе-Гер, летник, граница зоны леса.

Миша на обзорной площадке
Вечерние верховья Эхе-Гера
Палатки на фоне дальнего борта Эхе-Гера

На полном ходу кавалерийским наскоком – брызги во все стороны, перескакиваем Эхе-Гер, но не там, где все, а чуть ниже, при впадении в него притока с перевала Красавина. Но мы не заблудились – нам так и нужно. Кони еще грызут удила, но нужно и стратегические интересы учитывать, впереди еще масса препятствий. Падаем напротив тропы, но на другом берегу, на удобном балкончике и в предвкушении больших дел засыпаем.

Наши палатки на стрелке Эхе-Гера и притока с Красавина

День второй, под вопросом

Если честно, в этот раз планы были какие-то с одной стороны наполеоновские, а с другой довольно смутные. Мы точно знали, что хотим на перевал Фигвам, но что делать дальше так и не решили. Как-то само собой подразумевалось, что возвращаться будем к Сухому Руслу (было бы странно, если бы это было не так, с учетом оставленной там машины). Поэтому все планы, после преодоления Фигвама, как-то неуверенно пошатавшись по межбилютинским гольцам, заворачивали удила обратно на запад и чуть ли не насильно, чуть ли не по шумакской тропе, выводили нас туда откуда стартовали. Но, как говорится в одном КВН: «Нам было бы стыдно прийти в гости с пустыми руками, и нам стыдно». Эти скромные планы в итоге мы не сумели реализовать, а реализовали какие-то подсознательные хотелки, которые копились в голове последние лет десять. И причиной всему – погода. Такой погоды я не видел со времени своего третьего выхода в Тункинские гольцы в 2002 году (уж двадцать лет прошло, о боже, двадцать лет) с Антоном Шалиным (и тоже мы шли тогда на Зун-Бортой, но по неопытности не дошли, а разведали безверевочный спуск с перевала Зун-Бортойского 2А). Тогда единственный раз за мою карьеру почти весь десятидневный поход прошел посуху. Дожди тогда копились, но выливались исключительно ночью. И я после этого каждый год сначала реально рассчитывал, а потом просто тоскливо мечтал о таком же раскладе. Но последние четыре-пять выходов были прямой противоположностью, мы, скрипя зубами, шли под дождем и спали тоже под ним, родимым, как Форрест Гамп прямо-таки.

В этот раз я тоже на краешке сознания держал тот давний поход и с каждым днем он начинал становиться реальностью. И в какой-то момент я поверил.

Мы поднялись на широкую седловину перевала Красавина, и, несмотря на желание по-быстрому свалить к Илтыкшину, в качестве пробного шара решили подняться на Илью Муромца.

Призрак Ильи Муромца

Лена уже давно в горах и бывала на некоторых вершинах, в том числе и на этом вашем Илье Муромце, но всё как-то неудачно, в тумане. И вот, возможно впервые, она оказалась на трехтысячнике в более-менее хороших условиях. Ну и мы рядом тоже. Пообнимавшись, смахнув слезу умиления и выпив шампанского, мы, воодушевленные, спустились к рюкзакам на перемычке перевала. Илья Муромец благословил нас.

Верховья Илтыкшина с подъема на Илью Муромца

Далее вопрос был один – мы сегодня ночуем на Илтыкшине или идем, извиняюсь, на Хэр? Этот вопрос мучил нас при спуске с каменных полок Красавина, не давал спокойно перекусить на одном из попавшихся по пути озер и гнал по заросшим зеленкой моренам левого истока под самый взлет перевала Илтыкшинского. И только когда мы незаметно оказались на самом перевале, он перестал нас доставать, не ночевать же на перемычке, в самом деле? Сергей сказал, что знает козырную поляну после спуска, они де там уже ночевали, когда в прошлый очередной раз ходили под Фигвам. Значит нам туда дорога.

Перпендикулярно тропе
Народ на предвершине Ильи Муромца
На фоне перевала Красавина
Миша на фоне Ильи
Козырная поляна

Поляна была действительно козырной, потому что на ней когда-то резвились медведи, а они знают толк в козырных полянах. Нашу палатку пришлось поставить так, что у Лены в тамбуре оказались их раскопки. Но это было только начало, в этом походе у Лены в тамбуре вообще много чего происходило. А про медведей мы еще вспомним на Правой Билюте…

Схема маршрута, 1-2й дни

День третий, по лезвию во всех смыслах

План на сегодня максимально простой и обыденный: сначала подняться на пик Зун-Бортой налегке, спуститься по пути подъема, а потом уже с рюкзаками без веревок пройти Фигвам. Мы каждый год так ходим, чего тут сложного-то? Следует предупредить читателя, что решение идти без разведки и веревки на перевал 2Б с кулями и так нездоровое, а в случае именно с Фигвамом, так и вообще безумное.

Но провидение направило нас по верному, хотя и неожиданному для нас пути.

Пик Дельфин
Дельфин в озере
Разборка останца

Сначала идем по мостовой Хэра, потом расслабляемся на попутном озерке, и наконец, оставив на берегу подперевального озера рюкзаки, поднимаемся на срединный южный гребень Зун-Бортоя, попутно рассматривая наш рыжий Фигвам сбоку.

Мостовая Хэра

Окаменевшая рыба

Показался Фигвам...
...И Зун-Бортой
Фигвам с подъема на гребень Зун-Бортоя

Зун-Бортой гора суровая, не каждого к себе пускающая. И визуально, ничего кроме нашего подъема на гребень не позволяющая. А с места нашего выхода на гребень еще поди до вершины пролезь.

Даже Миша побледнел...
...когда увидел гребень на Зун-Бортой

Нам туда

Гребень узкий, норовящий вообще в отрицаловку свалиться в ту сторону, где у нас кули лежат. Но с другой стороны он вроде чуть поласковее. Но самую чуточку. А тут еще тумана нанесло, но Миша достал какой-то фрукт заморский, в сухие листики завернутый, угостил всех, и туман как ветром сдуло. Но недалеко.

Фигвам всё ближе
Взгляд назад
Из-за угла

Между двумя Хэрами

Так и шел туман за нами по пятам до вершины. И уж, несмотря на то, что народ мы бывалый, после выхода на вершину Зун-Бортоя, с тоской смотрели назад в туман, представляя, как полезем все это обратно. А в сторону притока Правого Шумака (куда и перевал Фигвам другой своей стороной смотрит), с вершины Зун-Боротоя открылся спуск хорошо просматриваемый, и вроде как несложный. Сначала про него Сергей сказал, но так, чисто гипотетически, мол, здесь можно спуститься, и вроде как без особого снаряжения и напряжения.

Записка на пике Зун-Бортой
Вид с Зун-Бортоя на Правый Шумак
И чо дальше?
Лена на Зун-Бортое

Но ведь это только теория же? Мы ведь совсем не готовы к такому повороту: перекуса особого не взяли, рюкзаки вообще в другом цирке лежат, да и дождь того и гляди пойдет. Чего нам в том цирке делать, ведь обратно оперативно только через Фигвам, а он и непроходимым может оказаться. И тогда до рюкзаков либо через Зун-Бортой обратно пилить, либо вообще через Летучую МышьЛисий ХвостБарунбортойский целый день пути. Но я при прочтении описания прохождения Фигвама подумал, что проходить его нужно именно так: с Шумака на Хэр. И мысль Сергея как вспышка расставила все на свои места. Спускаемся вниз, траверсируем без потери высоты, проходим Фигвам налегке в разведке, с него спускаемся к рюкзакам. Это же очевидно. Так и предложил, уже всерьез. И все спокойно согласились на эту авантюру.

Спуск по северному склону Зун-Бортоя

Фигвам в необычном ракурсе
Подошли под перевал
Сергей фотографирует нас с полки

Спуск оказался действительно простым по сравнению с любым другим вариантом пути на эту вершину. Так и стоит отметить: на Зун-Бортой легче всего подъем по его северному склону. Но снизу еще нужно угадать кулуар, в который нужно начинать подъем, уж очень их там много, и большинство ведет под сбросы. После основного спуска мы траверсируем еще несколько поперечных нам теперь этих кулуаров, двигаясь влево, под перевал Фигвам.

Ну вот исчезла дрожь в руках, теперь наверх...

Перевал с этой стороны впечатляет, рыжий крутой перегиб уходит в небеса. Но при ближайшем рассмотрении, первый взлет, про который написано в отчете, подозрительно несложный. По-очереди проходим его в разных местах, камни летят вниз, но это пока семечки. А вот под второй стенкой я реально испугался. Под ней полка мощная, а над ней бараньи лбы громоздятся, серые, метров до двадцати высотой. Сергей пошел по полке вдаль, но она довольно быстро закончилась. Тогда он там, вдали, полез как-то вверх. И пролез, но сказал, чтобы за ним никто не шел. А это не очень хороший признак. Пришлось искать что-то другое. Вижу – посреди нашей полки посреди лбов крутая черная плита с мокрыми полосами, слева от неё какой-то скальный выход, по которому можно почти до верха этой плиты подняться, но можно ли обратно спуститься по нему, если там ничего путного не окажется – не совсем понятно. А выше плиты — самое напряженное: крутой, уже рыжий бастиончик, почти стенка. И нужно его по косой влево пройти. И там вроде даже ступеньки под носок ноги есть. А вот под руки ничего почти и нет, подхваточки какие-то.

Самый напряженный момент

Для остановки нет причин, иду, скользя…

Ну, пошел по ним, там три шага то всего. Но начинать нужно с правильной ноги, по-скалолазному. И прошел. А внизу на полке подо лбами еще два участника. И оба решительные, блин, не отступят. И вот я еще два раза с замиранием переживал процесс прохождения этих трех ступенек практически на равновесии, оказывая помощь только добрым словом. В общем, хвастать тут особо нечем, безответственный я руководитель. Не повторяйте такие фокусы, нам просто повезло.

Выходим на перемычку

Сергей почти снял все это безобразие на видео, но самый напряженный момент остался для него за перегибом. А так --- почти прямой репортаж с места событий, до чего техника дошла. Далее почти бегом на перемычку, вот мы и у цели, к которой я года три мысленно подбирался. Попытали счастья, и оно нам улыбнулось.

Записка на перевале Фигвам

Спуск вообще не напрягает. У нас есть информация про косую полку влево от перемычки, и мы её (косую полку) не боимся.

Спуск по косой полке

Более того, мы продолжили эту полку как сверху, так и снизу. Ушли вправо по перемычке перевала и потом вышли на полку вообще пешком. В итоге спуск прошел в легкой манере, болтая и снимая процесс на телефон. Там где в описании рекомендовалось резко сменить курс и начать спуск с полки вправо вниз, мы пошли в направлении полки дальше влево и спустились на следующую, параллельную первой. Так и спускались по полкам влево, до самой осыпи. Погода к вечеру распогодилась, и осознание что ставка сработала, добавляло уверенности и спокойствия.

Продолжение спуска по косой
Колоритный Миша на колоритных камнях
Сказка перед сном

День четвертый, малиновый туман

Реакцию руководителей нашего похода после той разведки боем можно было охарактеризовать цитатой «Не полезу я на эту страсть, да что я, одичала что ли?» Действительно, если мы без кулей и вверх прошли на грани, то вниз с рюкзаками идти туда было бы верхом безрассудства. В общем, побаловали и хватит. И что делать? — встал извечный русский вопрос.

Сергей, как матерый стратег, уже на спуске с Фигвама дал на него четкий ответ. Перевал Дельфин – сказал он. И все встало на свои места. Этот, в какой-то мере полулегендарный перевал (не в смысле, что знаменитый, а в смысле, что про него почти ничего, кроме названия, не известно) вполне мог решить все вопросы как с попаданием на нужный нам приток Правого Шумака так и с поставленной вчерашним днем планкой, на которую мы замахнулись. Я видел этот перевал только на фото Завьялова с Ахтунга, выглядело это малопроходимо. На Природе Байкала до сих пор в этом месте ничего нет. В общем, ничем не хуже Фигвама.

Утром выдвинулись в обход пика Дельфин в дальний цирк Хэра. Пологий с этой стороны подъем в набегающем тумане вывел на седловину, с которой вниз спускаться не хотелось ни с туманом, ни без. По гребню перевала поднялись чуть выше и в мареве разглядели некий спуск. На грани видимости внизу маячили какие-то водопадные засады, но они казались не очень страшными из-за ширины кулуара и общей удаленности.

Перевал Дельфин с юга
Спускаемся сюда. Внизу видны засады

Начало спуска с гребня в кулуар было замысловатым – просто трехметровая вертикальная плита, но мы справились. Далее крутой даже по нашим меркам кулуар вывел в район давешних засад и оборвался во всех вариантах. Всё это происходило на фоне моросящего тумана вот-вот готового сорваться в окончательный дождь. Где-то там посередине спуска мне сказали, что от меня пахнет малиной. Я не сильно обратил на это внимание, но в районе засады понял, что это означает.

Общий характер спуска с перевала Дельфин

Для поиска её (засады) обхода я пошел влево, а Сергей пошел вправо. Честно говоря, его вариант казался более гиблым по сравнению с моим. И когда я пересек влево один гребешок, там обнаружил плиту и потом по полочке по-над ней прошел до второго и там тоже был полный финиш, то я заскучал. И внезапно справа пришла добрая весть: пройти можно, но скорее всего, понадобится отдельно спустить рюкзаки. Вот тогда я и полез за репиком. Репик был мокрый и благоухал малиной. И я понял. Для празднования стремительно надвигающегося дня рождения Сергея я припас алюминиевую банку сидра. Я понимаю, что в таких случаях более уместен спирт (как еще справедливо заметил классик), но у меня такая странная традиция (Наталья подтвердит) – весь поход таскать слабоалкогольную продукцию и в его конце смотреть на реакцию участников на такое странное поведение. Но не в этот раз. Банка лежала на дне рюкзака, и стала жертвой какого-то острого клыка на спуске в кулуаре. То, что сидр малиновый, я узнал одновременно со всеми, доставая репик, в который он был спрятан. Как выяснилось, доставал репик я только для запаха, потому что там можно было спуститься и без него. Что мы и сделали.

Вид со спуска на озеро под Ахтунгом
Самое сложное место на спуске с Дельфина
Еще раз общий характер спуска с Дельфина. Сверху смотрелось проще

Для справки: перевал Дельфин выводит в другой цирк — Ахтунга и Лисьего Хвоста. И чтобы не терять лишней высоты, в тот момент, когда основные сложности спуска закончились, мы резко стали траверсировать правее в сторону Летучей Мыши. И довольно быстро оказались, как мне (и не только мне) показалось, на сыпухе в кулуаре, по которому мы когда-то с Сергеем уже поднимались на этот перевал. Каково же было мое удивление, когда после крутого подъема по мелкосыпушному кулуару мы вышли на перемычку, но до основной седловины Летучей Мыши отсюда пришлось еще порядочно траверсировать по склону. Такие моменты характеризуются мыслью: «чо?».

Траверсируем на перемычку Летучей мыши

Но счастье было (в который раз) на нашей стороне: туман остался позади, вниз вел рыжий мелкий пухляк-сыпуха, в котором ноги вязли как в снегу. И можно было, расслабленно перебирая ногами, катиться вниз.

Под Фигвамом, но уже со стороны Шумака желающие допили остатки сидра (в отличие от шампанского – по-настоящему). Декорации резко сменились: нам нужно было просто спуститься к Правому Шумаку, потом подняться в сторону перевалов Тринадцати и Медвежьего, и, не доходя стрелки притоков найти место и встать.

Зун-Бортой и обратная сторона Фигвама с Летучей мыши
Фигвам с севера
Здесь мы траверсировали под Фигвам

Без приключений, как обычно, в этом деле не обошлось. При спуске к Правому Шумаку я с Леной держался левого берега, там просто крутой моховой склон с кедрами, Сергей и Миша предпочли правый берег, там какие-то морены, но Сергей сказал, что так быстрее.

На противоположном берегу Правого Шумака поля карликовой березы
Табличка на стрелке нашего притока с Правым Шумаком
Вид в обратном направлении на приток из под Фигвама

Когда мы довольно быстро нашли друг друга на переправе через Правый Шумак, снова встал вопрос о выборе пути, теперь уже подъема. Я знаю, что чуть левее по ходу подъема есть курум, по которому вверх идти, на мой взгляд, попроще чем по мху и кустам. Сергей снова пошел по-другому, ближе к руслу притока из-под Медвежьего. Что характерно, теперь Миша пошел с нами.

Бредем сквозь заросли карликовой березы

Второй раз разделение группы прошло менее гладко, после выхода на более-менее ровную подушку мы долго пытались углядеть Сергея. В итоге все-таки услышали мощную дудку, которую Сергей берет для распугивания медведей и, следуя за ней, обнаружили моего брата значительно выше, чем я его искал. После этого я решил больше не повторять эти эксперименты, и мы больше не разделялись.

Схема маршрута, 3-4й дни

День пятый, медвежий

Несмотря на обширные более-менее ровные пространства, практически вся поверхность этого притока в районе стрелки двух его истоков заросла гектарами кустов и карликовой березы. Найти место здесь для комфортной ночевки было нетривиальной задачей, но мы справились. В итоге ночевали и потом стартовали с узкой травянистой полосы между кустами и мореной.

Утренний вид на место стоянки

Далее была возможна третья серия разделения группы. Я, следуя логике, сразу предлагал идти в ор. левый исток, из которого и происходит подъем на Медвежий, а Сергей поглядев на карту, настаивал на том, чтобы хитрым маневром срезать прямо по разделительному гребешку. В итоге я уступил, и мы пошли вместе. И – вот прямо скажу, не прогадали. Подозрительный приток правого истока вывел на верхнюю подушку, с которой без какой-либо потери высоты мы попали прямо в цирк 25 партсъезда. Ярко светило солнце, на заднем плане призраками прошлого маячили Фигвам и Зун-Бортой, а у жизни снова появилось будущее и смысл.

Зун-Бортой, Фигвам, Летучая мышь

Этот левый исток довольно длинный и безжизненный, к нему спускается масса перевалов и нам нужно в самое его начало. Но, в итоге, как и обычно в этом походе, мы прошли не совсем там где я рассчитывал и более того, совсем не туда. Я то думал, что мы поднимемся по тому варианту Медвежьего, по которому более пятнадцати лет назад мы с Сергеем спускались. Там в верхней части была пробка, под которую сверху пришлось челночить кули, и вообще все было сурово и по-взрослому. Но при внимательном взгляде снизу выяснилось, что в тот вариант и не нужно соваться, есть попроще: крутой, но без всяких пробок кулуар прямо на нужный гребень стартовал чуть ниже по течению нашего левого истока. Кулуар со все повышающейся крутизной и сыпучестью закончился небольшой скальной стенкой и вывел прямо под вершину, разделяющую перевалы Тринадцати и Медвежьего со стороны Правого Шумака и цирки Медвежьего и петлю Правой Билюты со стороны Билют. Далее я снова долго думал, что мы спустимся на Левую Билюту, пересечем её и поднимемся на Байконур. Поэтому на поиски Сергея не особо обратил внимание. А он возьми и пойди траверсом на разведку спуска прямо отсюда на Правую Билюту. План, нужно сказать прямо --- логичный, но снова авантюрный, как и многое в этом выходе. И по возвращении убедил-таки, что там есть достаточно простой спуск.

Удачный выход под перевал 25 партсъезда
Перевал 25 партсъезда
Перевал Медвежий с Правого Шумака
С перемычки Медвежьего на приток Правого Шумака
Записка на перевале Медвежьем

И снова мы идем в неизвестность, траверсируя под этой разделительной вершинкой к Правой Билюте в желании пройти на неё без потери высоты. Следует вспомнить, что когда-то я писал, что перевал Медвежий назван так по ассоциации с метафорой «медвежий угол», так как медведи здесь, якобы не выживут. Нынешний траверс заставил в этом серьезно усомниться. Прямо посреди траверсируемого склона, примерно на высоте перевала Медвежьего (а это, на минуточку, 2990 метров), среди безжизненных камней лежали довольно свежие следы жизнедеятельности медведя.

Траверс с Медвежьего на место спуска к Правой Билюте

Озеро на перевале Байконур с места спуска к Правой Билюте. Виден наш следующий первопроход

Кулуар, в который предлагал спуститься Сергей, на первый взгляд составлял вполне приличное впечатление. Но только на первый. После спуска до первого перегиба стало ясно что отсутствие перевалов севернее перевала Тринадцати на этом гребне со стороны Правой Билюты далеко не случайность. Пришлось вылезать на левый борт и еще далее на расчлененные скалы за этим бортом и по ним, хитрыми перебежками и с разведкой, просачиваться вниз.

Начало спуска к Правой Билюте. Казалось, что ничто не предвещает
В итоге окончание спуска оказалось здесь
Общий характер спуска на Правую Билюту. Мы спустились по скалам левого борта
Коллективный медвежий туалет

Пару раз путь был практически единственным, но хорошая погода, нахальность и опыт Сергея, а так же общая слаженность группы ни разу не заставили пожалеть о принятом решении. В итоге внезапно, вместо Левой мы оказались на Правой Билюте. Все её озера (кроме байконурских) остались ниже и нам досталась последняя перед подъемом на Байконур проточная мелкая лужа, на каменистом берегу которой мы симметрично вписали две палатки вход ко входу.

Наши палатки на берегу проточной лужи

И перед тем, как направить караван моего рассказа вверх на перевал Байконур, моя память настойчиво требует упомянуть два момента.

Первый --- забавный. Прогуливаясь рядом с нашими палатками, метрах в ста от них, мы внезапно узнали, что у медведей есть коллективные туалеты. На одной из маленьких площадок, разбросанных между камнями и скальными выходами верховьев Правой Билюты было обнаружено массовое скопление медвежьих куч. Их было порядка двадцати на маленьком пятачке. Здесь были и крупные взрослые и маленькие детские, почти свежие и уже сухие. Такого я никогда ранее не встречал. Так и представилось, как семейство медведей организованно и по уставу, после сытного обеда посещает эту полянку.

Второй момент --- трагический. Вообще-то это был четвертый год подряд, когда я посещаю верховья Правой Билюты. Здесь нет каких-то завуалированных планов, просто так получилось. И два последних раза я уже знал, что где-то в районе перевала Байконур разбился самолет и даже пытался его увидеть. В прошлом, да и до конца этого выхода я думал, что летчик тогда пытался аварийно сеть прямо на перевале, там это на легком самолете при мастерстве и везении вполне можно сделать, но как оказалось, все было проще и трагичнее, и совсем не на перевале Байконур.

Красавчик пик Стрельникова

Уже по возвращении были найдены фотографии и небольшой отчет группы, которая сфотографировала и поднялась (уже после спасателей) к месту катастрофы. Это место, как оказалось, было на склоне чуть южнее нашего лагеря, метрах в пятиста от него. И при просмотре уже наших фотографий видно, что мы прошли чуть левее этого места, на общих фото видны останки фюзеляжа и крыла самолета. Но тогда мы об этом не подозревали.

Наш лагерь и место падения самолета

Над Правой Билютой

Остаток дня мы бессовестно матрасничали. Сергей, как обычно, бегал на господствующий над долиной гребень, а мы с Леной были заняты тем, что пришивали к палатке отваливающееся окно. Палатка была до того старой, что пластиковая прозрачная вставка на тенте, державшаяся на клее, перестала на нем держаться и резко, со всей прямотой встал вопрос, как с этим жить во время дождя. Сначала попробовали клей из тюбика, но эффект был близким к нулевому. Пришлось достать нитку с иголкой и, вооружившись терпением, прошить все окно мелкими стежками по периметру. На следующий день Лена по собственной инициативе, пока мы ходили на разведку, перепрошила и второе окно. Теперь они как новенькие.

День шестой, лавировали, лавировали и вылавировали

Озеро на перевале Байконур

Далее движение рассматривалось только внутрь межбилютинских гольцов. Это просто парадоксальное место. Сотни групп ходили рядом с ними и чуть ли не вокруг них, и только единицы были внутри. Это место вполне можно сравнить с затерянным миром Артура Конан Дойла. А можно – с неуловимым Джо. Наверное, психологически сложно идти куда-то вверх и в дебри, когда вокруг есть две сквозных автострады – Левая и Правая Билюты, по которым так и тянет со свистом пролететь куда-нибудь мимо.

Я уже в прошлом году был с дочкой на предвершине господствующего над Байконуром пика 3026.

Пик 3026 и седловина несостоявшегося перевала

Перевал Медвежий и наш траверс на Правую Билюту

И тогда же я подумал, что вполне можно попытаться спуститься прямо с перемычки между этой вершиной и высоким восточным гребнем прямо вниз, на левый приток Правой Билюты, который является главной рекой межбилютинских гольцов. Тогда, в тумане, я не очень разглядел характер спуска, да, было какое-то ощущение дискомфорта от нависающих камней, но казалось, что после детальной разведки спуск найдется. И тогда будет пройден гроссмейстерский перевал, логичный и вполне полезный. Но, несмотря на наши кавалерийские наскоки на серьезные перевалы и даже не совсем перевалы в этом выходе, на этот раз мы решили не торопиться и с утра вышли вдвоем с Сергеем на аккуратную разведку. И снова, как выяснилось позже, всё сделали правильно.

Общий характер спуска с несостоявшегося перевала. Виден гребень на перевал Радиальный
Перевал Радиальный и спуск под него с нашего первопрохода
Висячие озера на противоположном борту, хорошо виден перевал Парус
Подъем со стороны Радиального на гребень к первопроходу

При детальном поиске пути спуска с планируемого первопрохода выяснилось, что мы готовы проходить скальные бастионы, крутые кулуары, расчлененные склоны, даже водопадные сбросы. Но не это. В сторону искомого притока нависали мегатонны камней, большие пласты породы были отделены мощными трещинами от основного склона. Казалось, что достаточно просто встать на один из них, и весь склон поедет вниз. Вполне возможно, что это висит так уже не одну тысячу лет. Но общая крутизна склона и наличие сверху таких подарков просто на уровне инстинкта заставляла перекреститься и со словами «чур меня, чур» поискать более здорового продолжения банкета.

Вид с седловины первопрохода обратно на Байконур

В итоге мы траверсом прошли вправо по ходу над истоком желаемого ручья и плавно оказались над перемычкой перевала Радиального, который маячил где-то далеко внизу. Стоит отметить, что с этих позиций прекрасно видно все перевалы противоположного правого берега Правой Билюты, те которые выводят на многочисленные висячие озера. Особенно хорошо и логично смотрится отсюда наш свежепройденный перевал Парус.

Постепенно идея спуска прямо с перевала Байконур на исток главного межбилютинского ручья сама собой умерла, и мы стали думать над запасным вариантом. И придумали. Пройдя еще чуть дальше вдоль гребня, мы увидели, что к перевалу Радиальному со стороны Правой Билюты можно вполне комфортно отсюда спуститься, потом поднялись на сам гребень и снова увидели озеро на перевале Байконур, а так же спокойную осыпь к нему. Вот и вариант: поднимаемся к озерам Байконура, уходим от них вправо вверх по ходу на высокий восточный гребень, а с него спускаемся под Радиальный с южной его стороны. Далее проходим Радиальный и мы там, где и хотели оказаться.

Если долго смотреть на гору, гора начинает смотреть на тебя
Пунктир из белых камней
Гребень первопрохода с озера
Прогулка вокруг озера
Спуск с безымянного перевала под Радиальный

Спуск с гребня обратно к озерам начали от хорошо заметного белого камня на гребне. Именно он (этот камень), начал приглядываться ко мне при ближайшем знакомстве. Уж и не знаю, что это значит. Стоит сказать, что спуск (а потом и обратный подъем) хорошо выделен белым пунктиром из таких же камней на сером общем фоне, так что промахнуться сложно.

Спустившись к палаткам, решили не форсировать ситуацию. Дело в том, что в нашем коллективе оказались желающие пожить на верхних озерах, то есть на перевале Байконур. Поэтому просто собрали лагерь и для начала переместились на побережье самого крупного озера на высоте 2800+ в гольцах. Там место ровное и даже приятное в хорошую погоду. Но суровое и ветреное, хоть тресни. Мы даже поискали место под палатку (их там много), даже обошли озеро по периметру, оценивая красоты перевала Байконур. Но в итоге пришли к выводу, что здесь вам не тут, ветер сдувает, и пора валить через наш утренний вариант под Радиальный.

Ориентируясь на пунктир из белых камней, мы без труда вышли на седловину, сложили на ней белый тур и… снова не стали морочиться с названием. Так и прошли этот безымянный до сих пор перевал.

Белый тур на перевале без названия

Спуск под Радиальный длинный, но простой, поэтому общая сложность этого перевала 1А. Цирк с юга от Радиального какой-то тесный и кривой, но мы все же нашли в нем пару зеленых не совсем горизонтальных площадок, на одной из них и разместились.

Схема маршрута, 5-6й дни

День седьмой, в сердце межбилютинских гольцов

Цирк оказался не только тесным и кривым, но и холодным. Солнце мы ощутили только почти поднявшись на перевал Радиальный. Перевал имеет сложность 1А и какие-то небольшие сложности при спуске, но ничем особым не выделяется.

Перевал Радиальный с юга
Перевал Радиальный с севера
Так и не пройденный нами перевал

Дальнейшее движение по центральному для межбилютинских гольцов ручью было простым и расслабленным. Солнце светило вовсю, мы регулярно останавливались, чтобы попастись в никем не тронутых полях черники и голубики, а так же рассматривали окружающие вершины, сверяясь с картой.

Верховья главного межбилютинского ручья

В какой-то момент обратили внимание на интересное травянистое растение, возможно ранее не встречавшееся нам. Описать его не смогу, надеюсь, на фото у Сергея сохранилось.

Новое для нас растение в верховьях ручья
И его заросли

Стоит еще упомянуть интересную гидродинамическую конструкцию, которая имеет место здесь быть. Выглядит она как горизонтальная поверхность, допустим метров 50 на 100, покрытая сухой грязью, разбитой на отдельные пластины, то есть как дно высохшей лужи.

Водяные часы, сухое дно

Рядом с ней протекает собственно сам ручей, глубокий здесь, как обычно на таких полянах. Края этой сухой лужи покрыты травой, и некоторое количество травы эпизодически пытается расти внутри. Поверхность текущей воды в ручье по высоте практически совпадает с краем этой лужи-поляны и даже немного подтекает на неё, но в этот день площадь затекания была минимальной. Очевидно, что время от времени эту поляну затопляет и поэтому на ней ничего не растет. Потом уровень воды спадает, и вода с поверхности лужи испаряется. И так до следующего затопления.

Водяные часы, неиспарившаяся влага

Полюбовавшись этими водяными часами, мы пошли дальше, совершили плавный поворот направо и оказались на склоне, который, увеличивая свою крутизну, гигантской ступенькой падал в сторону Правой Билюты. Появился лес и практически без перехода мы оказались в гигантском, заросшем лесом чемоданнике, да еще и на весьма крутом рельефе.

Водяные часы, растения атакуют
На перегибе
Чемоданный сброс

Сначала пытались организованно пройти препятствие, потом все-таки разбились на группы, сохраняя видимость друг с другом. В итоге, вдоволь поползав между чемоданами, спустились на берег Правой Билюты. После достаточно спокойной в этих условиях переправы устроили обед.

На этом содержательная часть похода была окончена, особых приключений далее не ожидалось, хотя впереди было еще много интересного.

Автострада Билюты

Здесь стоит вернуться немного назад и объяснить, почему мы оказались в среднем течении Правой Билюты, хотя по всем признакам должны были давно повернуть назад, в сторону шумакской тропы. Примерно в районе ночевки на притоке Правого Шумака (не помню раньше или позже), мы уже достаточно освободились от материальных оков, и наличие автомобиля на Сухом Русле уже никак нас не ограничивало. Решили: раз пошла такая пруха с погодой, нужно использовать её по полной и не ограничивать себя ни в чем. Посему маршрут проложили прямо до городу Аршану. И вот теперь осталось только его уточнить.

Сергей бывал в верховьях Звериной, правом притоке Билюты, но давно. В устье и основном течении этой речки бывал только я. И мне не составило большого труда уговорить всех подняться по ней вверх, так как было в красках описано как приятно, по камушкам можно пройти по этой реке без каньонов, прижимов и прочих ужасов. Далее были запланированы перевалы Василек и Крупенина. Крупенина долгое время был загадкой, описание его прохождения в сторону Крутой изобиловало какими-то страстями вроде сбрасывания рюкзака в пропасть и спуска по бельевой веревке. Но непосредственно перед этим нашим августовским выходом, мы с дочкой в июле уже проходили этот перевал. По сложности это обычная 1Б, но по эмоциям и ощущениям – весьма интересный перевал. Но об этом позже.

После сытного обеда, по закону Архимеда, мы двинулись по Правой Билюте вниз. В прошлом году я точно помню, что мы регулярно шли тут по тропе, а нынче тропа почему-то регулярно терялась в кустарниках, может, нужно было повыше поискать. Несмотря на происки неприятеля, мы бодренько дотопали до притока с Бепкана, где еще раз подкрепились. После пересечения этого притока начинается самый напряженный участок тропы по Правой Билюте. Там мощный прижим примерно километр длиной, над ним крутяк с набором высоты метров двести. Где-то между прижимом и крутяком есть мерцающая тропка. При этом, двигаясь в обратном направлении по этому участку, тропу найти (вернее не потерять) легко, а вот в нашем направлении пришлось поплутать.

Не обращая внимания на мелкие неудобства, мы победоносно вышли на равнинную часть Правой Билюты, которая после стрелки с Левой стала просто Билютой, таки самой красивой рекой Тункинских гольцов. Тут же пошли разговоры о выборе места для ночлега. Но руководство, посмотрев на карту в смартфоне, предложило остановиться в районе специально значка, указывающего, что там есть стоянка с костровищем.

Кристально чистая вода в протоке

До него шли еще с полчаса по приятным, ровным, но каменистым местам. В итоге встали возле тихо струившегося притока, насобирали дров и устроили полноценный вечер с костром. Погода благоприятствовала, Миша был в ударе, от его историй про дальние заморские страны захватывало дух, и хотелось сидеть и точить всякие вкусняшки под дымок костра до самого утра.

Лагерь на берегу тихой протоки
Костер, первый из двух
Истории у костра

Несмотря на то, что место было равнинным, нашу с Леной палатку пришлось поставить так, что колышек её тамбура оказался в песке на дне тихо струившегося ручья. Поэтому, на этот раз у Лены в тамбуре чуть-чуть протекал ручей, что, впрочем, никак не сказалось на качестве ночевки.

День восьмой, просто вверх по Звериной

Ближе к утру следующего дня в погоде произошел явный надлом. Все же больше недели хорошей погоды на этот раз Бурхан нам не отмерил. Бесцветное небо, по долине Билюты таскает клочья тумана, по верхам кое-где закидало свежим снежком. Оба перевала на выход мы будем проходить по этому, еще легкому снегу, но, как выяснилось позже, это было только самое начало ухудшения и у нас впереди еще два дня более-менее хорошей погоды.

Погода портится

Довольно долго собираемся, кажется, что вот-вот пойдет дождь. План на сегодня до смешного простой – дойти до устья Звериной и подняться по ней под перевал Василек. И всё. Движемся по довольно хорошей тропе в лесу. Опасения по поводу дождя не беспочвенные: примерно посередине пути до устья Звериной нас накрывает дождиком, не сказать что сильным, но неприятным. Становимся под кедр и почти час предаемся философским беседам и не менее философскому молчанию. Далее уже по мокрым кустам, но под показавшимся солнышком достигаем устья искомого притока и обедаем там.

Смысл жизни
Маленькой елочке…

Подъем по Звериной максимально комфортный, просто идем по камням широкого русла, иногда уходим в лес правого берега. Проходим мимо песчаных столбов на этом же правом берегу и сразу за ними видно приметный «камень», когда-то давно приползший сверху. По факту это просто кусок берега из плотной осадочной породы метров пятнадцати высотой и тридцати в ширину (оценки весьма приблизительные, издалека трудно это измерить). На самом «камне» растут елки, и выглядит это все вместе весьма необычно.

Камень на правом берегу Звериной

Погода неустойчивая. Улучшение, во время которого мы обедали в устье, быстро закончилось, по окружающим гребням постоянно таскает какие-то дожди. До нас дождь добирается уже в районе стрелки многочисленных истоков Звериной. Кажется, что он идет стеной. Минут за пять до дождя встаем под какие-то деревья, но они здесь какие-то жидкие, не особо-то и защищают. Возникает идея достать большой полиэтилен, который с самого начала я ношу без применения (кроме функции подштучника в сложенном состоянии). Но он маловат для четверых, Миша шутит, что чувствует себя “огурчиком в теплице”. В итоге дождь, попугав, проходит стороной.

Интересное явление, вода хлещет прямо из дырки в склоне

Еще довольно долго движемся вверх. Я вообще-то хотел встать на поляне, на которой мы стояли со Славой в первом моем выходе в 1998 году. Тогда на этом месте я впервые почувствовал кайф от горного похода, так как до этого был просто задавлен постоянной физической нагрузкой, которую задавал Слава и плохой погодой, под которой проходили первую мою 1Б – Эдельвейс. И вот только на той поляне под Васильком погода наладилась, стали видны окружающие панорамы, рюкзаки стали легче, появилась форма, и я наконец-то прочувствовал, где нахожусь. Место для меня знаковое. Но, к сожалению, я забыл, что та поляна находится не под самим перевалом, а в соседнем от него истоке и мы со Славой перед тем как подняться на Василек прошли еще один перегиб рельефа. В итоге в этот раз мы прошли по самому логичному подъему под самый перевал Василек по руслу притока из-под него. Я постоянно пытался понять, где же находится моя поляна, но понял это только тогда, когда мы оказались значительно выше неё. Так и встали на каких-то песчаных намывах под самым Васильком.

Схема маршрута, 7-8й дни

День девятый, смородиновый беспредел

И снова ночью подбросило снежка, но на нашей высоте самую малость. Несмотря на то, что у нас сегодня в планах два перевала, собираемся неторопливо, ходим по окружающим склонам, любуемся видами.

Наутро подбросило снежка

Внизу поляна, мимо которой мы промахнулись вчера

Облака над противоположным берегом Билюты

Далее бодро поднимаемся на Василек, он низкий, почти без снега. А вот следующая, намного более высокая и крутая гряда, где находится, в частности Крупенина, выглядит весьма сурово, в том числе и из-за снега, который довольно плотно лежит на её северных бастионах.

Верховья Крутой

Акварель

Спускаемся на Крутую, там снова солнце и зеленые поляны. Обращает здесь на себя внимание пара трехметровых валунов. Один из них когда-то, прокатился со склона вниз, ударился о другой и метров через тридцать остановился. Оба булыгана заросли серым лишайником, но оба в месте удара блистают сколотым белым мрамором. Вокруг лежат белые мраморные пластины. Находясь между ними, так и представляешь какой грохот и специфический запах стояли здесь при ударе.

Зарод

А чуть ниже, по меткому выражению Константина Суханова, на нас напала горная смородина. Что-то такого раньше и не припомню: поляна метров пятидесяти полностью покрытая кустами, а те в свою очередь покрыты черной и бордовой ягодой.

Напала

Сидишь на рюкзаке, нагребаешь полную горсть сладкой ягоды и отправляешь себе в рот. Полный беспредел и разложение боевого духа. Непонятно к тому же, как это скажется в таких количествах на желудке. Ситуация казалась даже безвыходнее той, что была под Фигвамом. Но мы справились и с этой напастью, и даже практически не пострадали.

Красота
Место удара
Вот оно счастье

Потихоньку приходя в себя, спускаемся еще ниже к стрелке истоков Крутой и начинаем подъем в цирк перевалов Удачного и Крупенина. И тут на склоне из-за угла на нас опять нападает смородина. И снова-здорово.

В две руки

Беспредел

Поднявшись в цирк, долго отходим от смородинового беспредела и разглядываем пейзаж. У меня происходит некоторое помутнение. Впереди в замыкании цирка я вижу явный перевал, но он, по моему мнению, не похож на Крупенина. Сверху над скальными выходами у него какой-то грандиозный осыпной склон, чего у настоящего Крупенина я не помню.

Иглы Хандагая в полный рост

При спуске там месяц назад, сразу с перемычки начинался узкий скальный кулуар вниз без каких-либо осыпных склонов выше. Долго мне кажется, что Крупенина – это куда-то левее по ходу, но там только узкие скальные непроходимые щели. В конце концов, уже пойдя под сам перевал, который долго не мог признать, я, наконец, все понял. Дело в том, что верхний осыпной склон относится совсем не к перевалу, а к дальнему склону пика Шелехов, находящемуся за перемычкой, уже в системе Зун-Хандагая. Этот склон выглядывает из-за перемычки и издалека кажется, что с него и начинается спуск с перевала. И только подойдя достаточно близко к кулуару Крупенина, этот склон теряется за перегибом и становится все понятно.

Крупенина, кто бы мог подумать

Верхняя треть кулуара под перевал нынче в достаточно плотном снегу. Я помню, что нужно в нем, не подходя под водопадный сброс, уйти направо по ходу на крутую каменистую осыпь и потом по-над ней траверсировать наверх этого водопада по узкой полочке над скальной плитой. Нынешний снег обильно засыпал эту полочку, и она кажется непроходимой, но если аккуратно там пробить ступеньки, все проходится без особых приключений.

Над водопадом в кулуаре Крупенина

Сюда к этому водопадному сбросу сверху приходят два узких кулуара. В дальнем виднеется нависание-потолок. Но мы идем в ближний, там мы и спускались месяц назад с дочкой. Выход на перемычку необычен. С обширного склона пика Шелехов, который находится правее и выше перегиба довольно мощный поток воды падает водопадом прямо с перемычки чуть ли не на голову поднимающимся. Приходится его обходить левее по ходу, нынче он еще и в ледяных сосулях (“Срезают лазером сосули, в лицо впиваются снежины…”). В итоге можно зафиксировать необычное явление: собственно перемычка перевала здесь не является водоразделом Иркута и Китоя. Водораздел проходит где-то посередине склона, на который мы вышли и который вводил издалека меня в заблуждение. Чуть далее ручей уже утекает в Зун-Хандагай, но часть этого склона стекает в наш водопад, который относится к системе Китоя.

Крупенина со стороны Зуна

Склон на спуске в плотном снегу, но довольно быстро снег сходит на нет, и мы выкатываем к верхним озерам Зуна, в частности, озеру Марабец. Тут, на его восточном берегу, на скальных выходах и полянках довольно высоко над самим озером, мы и ставим лагерь.

Озеро Марабец

Сергея манит возможность доступа в Интернет, которая тут имеет место быть. Ради этого он готов многое терпеть (это я про нашу ночевку на перевале Мойгота двухгодичной давности вспомнил, когда мы часов двенадцать жили внутри аэротрубы). Мы с Леной ставим свою палатку чуть дальше от долины, у нас Интернета нет, но зато место, на мой взгляд, уютнее и менее ветреное. При этом тамбур Лены попадает на покатую скальную плиту, которая метра через три резко обрывается вниз к озеру. Ночью при выходе туда требуются фонарик и осторожность.

Августовский снег

Завтра у брата день рождения и прямо на этом месте назавтра объявлена праздничная дневка с блекджеком и Интернетом. Но отмечать его аменины нам пришлось значительно ниже.

День десятый, бегом вниз

Чтобы рассмешить кого-нибудь, расскажи ему про свои планы. Смешно стало к утру, когда выяснилось, что нас напрочь засыпает снегом. Я уже настроился отмечать день рождения под снегом (в августе это романтично), но пришел хмурый Сергей и сказал, что, мол, нечего разлеживаться – встаем и валим в долину.

Дождавшись небольшого перерыва в снеге и ветре, сворачиваем лагерь, мокрым комом трамбую палатку сначала в большой полиэтиленовый пакет а потом в рюкзак, и гуськом, по следам впереди идущего, покидаем негостеприимные берега озера Марабец.

Бегом вниз

Снег как сверху, так и снизу начал заканчиваться в районе выхода на морену Зуна. Тут я почему-то настаиваю на том, чтобы идти по его руслу, хотя намного лучше верхом морены. В итоге с полчаса ползаем по мокрым чемоданам над потоком, но через какое-то время все же выходим к известной поляне с произведением неизвестного скульптора «венера по-саянски».

Призрак Динозавра

Далее пара километров мокрых кустов. Беру их на себя, иду первым. После выхода из этих кустов я насквозь мокрый и как-то зябко. Погода распогодилась настолько, что даже возникла идея развести костер и посушиться. На ангарских стоянках мы её и реализовали.

Вышли из мокрых кустов

После костра и обеда идти стало совсем хорошо. Обгоняем какого-то одинокого мужика. На перегибе, высоко над долиной начинают попадаться отдельные обгорелые деревья. Мы уже в курсе, что где-то здесь был пожар, но сначала масштаб произошедшего кажется небольшим. И только после часового спуска в долину по завалам из обугленных стволов и черным кустам понимаешь – это катастрофа. Пожарище не кончается и после окончательного спуска с последнего гребешка к руслу Зуна. Что же вы, черти, натворили?

Так и идем по черной тропе, а потом дороге к тагархайским полям. Там нас уже дожидается УАЗ.

Схема маршрута, 9-10й дни

Эпилог

Вечером было все: поход в "Хамар-Дабан", сауна, именины, теплые слова имениннику и воспоминания очередного навсегда прошедшего приключения.

Утром следующего дня катим с Сергеем на такси до Сухого Русла. Справа пунктиром проплывает наш маршрут. С дороги его практически не видно, но он там, за тучами и вершинами.

И вот когда круг замкнулся и брат прогревал RAV4 перед обратной поездкой, я подумал, впрочем, как и много раз до этого: «А ведь поход-то закончен. Нужно не забыть написать рассказ о нем».

Но, в отличие от многих раз до этого, я его все же написал.

Олег Зубков

Олег ЗубковПри написании этого отчета мне очень помогли подробные фотографии моего брата Сергея, так как после мероприятия прошло уже довольно длительное время и воспоминания затерлись. Из них я выбрал самые интересные и информативные, а он проставил пометки.
Поле чего в дело вступил мастер-шеф ПБ Сергей Зинченко и довел мой местами не очень понятный рассказ до уровня, который нестыдно и людям показать, за что ему выносится благодарность с занесением. Есть еще масса видеоматериала в режиме "репортаж в прямом эфире", но это уже не ко мне.

Приятного погружения в Саяны!
05.06.2023, 22:40:46 |

у Лены в тамбуре оказались их раскопки

У вас Лена живёт в тамбуре!?
05.06.2023, 23:38:05 |
Олег Зубков

Евгений Рензин:  У вас Лена живёт в тамбуре!?

У обеих наших палаток по два тамбура. Так как жили по двое в одной палатке, у каждого был свой тамбур. Уровень комфорта зашкаливал.
05.06.2023, 23:41:01 |
Евгений РензинАх, вот в чём дело!

А что там у Дельфина с категорией? 2Б же? Или есть сомнения?

А на фото 1Б. У вас с Сергеем разошлись оценки?

А про Парус и Ажи будут фотографии, описания и т.п.? Или были, а я пропустил?
06.06.2023, 00:50:31 |

Подозреваю, что не растёт скорее потому, что за зиму намерзает куча льда, который к августу только и стаевает. А тут уже и новая зима не за горами.
А может, учитывая вашу продолжительную сухую погоду, там обычно действительно вода течёт.
06.06.2023, 00:56:56 |
Sergey VДля закрепления успеха, на 5 день день, нужно было с Правого Шумака пройти кольцо через Зун-Бортой (либо через Фигвам) — озеро на Хэре — пер. Дельфин — Летучая Мышь ещё раз :)
06.06.2023, 07:07:34 |
Олег Зубков

Евгений Рензин: А что там у Дельфина с категорией? 2Б же? Или есть сомнения?

Мы вроде не выше 2А поставили. Ну, в самом деле, там даже не понадобилась веревка для спуска рюкзаков. Все под кулями прошли. Но выбор пути был местами неочевиден и запутан.
06.06.2023, 07:19:29 |
Евгений РензинДочитал. Олег, спасибо, вернул ненадолго в горы.
06.06.2023, 12:20:14 |
Олег Зубков

Евгений Рензин: Дочитал. Олег, спасибо, вернул ненадолго в горы.

Я счастлив, что первопроходцам ключевого перевала мое повествование зашло. Завсегда рад помочь вспомнить удалую молодость
06.06.2023, 20:35:24 |
Геннадий ХитрихеевОтличный поход! Что тут скажешь — красавчики и лоси! Моё уважение и большой палец вверх. Но ходите, конечно, очень опасно... Прям совсем на грани очень часто. Понимаю, что уже давно в таком стиле ходите и, естественно, привыкли, но всё же. Мизерная ошибка — и всё. Практически никакого "запаса прочности" нет.
08.06.2023, 13:31:28 |
Константин СухановНу, поздравляю с очередным маршрутом! Круто, да. Пожилым людям уже такое не по плечу. Жаль только, что описания в объектах не появятся. Хотя буду рад ошибиться.
08.06.2023, 15:42:47 |
Олег Зубков

Константин Суханов:  Жаль только, что описания в объектах не появятся. Хотя буду рад ошибиться.

Почему не появятся? Сейчас немного освобожусь на работе и постараюсь описать перевалы Дельфин и Парус. Правда ранее ничего подобного ни разу не делал, но, надеюсь, осилю.

Геннадий Хитрихеев:  Но ходите, конечно, очень опасно... Прям совсем на грани очень часто.

Согласен. Осознаю. Я пришел в горный туризм из альпинизма, и мне более-менее комфортно так ходить. Но у каждого своя мера "грани". Например по сравнению с этими ребятами, наша вылазка — прогулка по пляжу:
C 24 по 31 минуту.
Концовка примерно с 1:19:30
08.06.2023, 21:09:25 |
Геннадий Хитрихеев

Олег Зубков: Например по сравнению с этими ребятами, наша вылазка — прогулка по пляжу:

08.06.2023, 21:54:01 |
Олег Зубков

Геннадий Хитрихеев:   Нет, ну это совсем уж суицидальные варианты. Это не показатель, и не стоит на это равняться или сравнивать.

Я не сравниваю, я просто привожу пример того, что у каждого своя грань. Все зависит от опыта и моральной подготовки. Для большинства людей, даже перевалы сложности 1Б кажутся очень рискованными, но, после некоторого количества их прохождений, они становятся довольно спокойным и надежным вариантом. Не спорю, прохождение Фигвама с северной стороны без снаряжения довольно опасно, но мы это учли и не пошли его на следующий день с рюкзаками, что, надеюсь, характеризует нас как обычных трусливых обывателей без особых суицидальных наклонностей.
08.06.2023, 23:09:44 |
Олег ЗубковВыставил описание перевала Дельфин.
09.06.2023, 16:51:33 |

Олег Зубков: Выставил описание перевала Дельфин.

Написал Леониду Евгеньевичу, он открещивается. Говорит, не его первопроход.
09.06.2023, 22:26:51 |
Олег ЗубковИнтересно, а как он тогда попал на его хребтовку? Видимо, следует очистить поле "История и дата первопрохождения". Но это на усмотрение Сергея Викторовича.
10.06.2023, 15:48:44 |
Алексей"Обгоняем какого-то одинокого мужика"

За день до вашего появления на уже не снежном озере точно такая же погода также прогнала с него.

И теперь загадка "откуда интересно шли эти четверо так неожиданно появившиеся на тропе и так резво умчавшиеся вниз" — разгадана)
12.06.2023, 20:01:37 |
Sergey V

Олег Зубков: Интересно, а как он тогда попал на его хребтовку? Видимо, следует очистить поле "История и дата первопрохождения". Но это на усмотрение Сергея Викторовича.

Поправил описание перевала Дельфин
13.06.2023, 11:45:56 |
Дмитрий СмирновОчень приятное произведение, когда сначала увидел фотографии и видео + короткие рассказы участников это одно, а когда уже закреплённую полную версию — во второй раз было гораздо понятнее и интереснее вчитываться, видно, что рука набита, согревает душу вечером описание подобных авантюр