Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Наступил февраль месяц 2024 года. Зима нынче выдалась морозная, лёд на Байкале к этому времени уже окреп и стал пригоден для разного рода путешествий. Вот и мы с Сабиром, руководителем туристического клуба политеха, стали собираться в переход через Байкал по известному маршруту Танхой-Листвянка. Даты похода выпали прямо на февральские праздники – 22-23 февраля. Решено было идти с ночёвкой – такой вариант представлялся нам более лайтовым, да и переночевать на льду Байкала было интересно и необычно. Пока суть да дело, среди наших друзей и знакомых набралось уже 6 человек, желающих пойти в переход. Однако, как это часто бывает, половина участников в процессе сборов отвалилась, среди которых, к моему сожалению, оказался и Сабир. К назначенной дате нас осталось трое – я, Женя и Влад.

Не буду вдаваться в подробности сборов, однако пару моментов всё-таки отмечу. Группового снаряжения получилось дохрена – шестиместная палатка (другой не было — были только двушки, в которых троим было бы тесно), два комплекта бензиновых горелок с топливом, газовый обогреватель и баллоны к нему, ледобуры для закрепления палатки на льду – аж 14(!) штук. Это всё, конечно, изначально рассчитывалось на шестерых, но, когда нас осталось трое, мы что-то не стали особо заморачиваться и взяли всё предложенное Сабиром снаряжение на всякий случай. Половину этого можно было смело оставить дома – горелки хватило бы и одной, а ледобуров по факту было использовано всего 6, и то закрученных наполовину (да простит меня инструктор по альпинизму). Логистика была тоже не очень, но не худший вариант – утренний поезд в 9:10 из Иркутска прибывает в Танхой в 13:30, а на следующий день в час дня уже маршрутка с Листвянки, так как на позже билетов не было – праздники как никак. Таким образом, мы теряли по половине ходового времени в оба дня, но впритык уложиться было можно.

В назначенное утро я проснулся, позавтракал, заправил чаем термос и хотел было вызвать такси до вокзала, но именно сегодня почему-то никто не хотел туда ехать. С горем пополам какой-то бедолага всё-таки решился отвезти меня и на мой телефон пришло уведомление о том, что на мою заявку назначен водитель, правда, подождать надо было 15 минут. Ну хрен с ним, лучше так, чем никак. Однако не тут-то было. Через 15 минут этот ч(м)удило написал, что заказ ему дали по ошибке и он не приедет. Ну зашибись, круто чё, лучше и не придумаешь, обычно так и начинаются легендарные походы. До поезда остаётся чуть меньше 40 минут. Хватаю ключи, прыгаю в тачку и мчу на вокзал, но час пик делает своё дело и я, конечно же, не успеваю на поезд…

Недолго думая выезжаю в Слюдянку догонять поезд – другого выбора у меня нет, так как почти вся общественная снаряга и продукты у меня – у ребят только палатка и больше ничего. К 11 часам благополучно добрался до Слюдянки. Мне повезло, что на моём пути не встретился ни один гаишник, потому что никаких документов у меня с собой, кроме паспорта, не было – ни прав, ни страховки, ни документов на машину. Оставляю у вокзала машину и в 11:40 наконец-то сажусь в поезд.

К 13:30 поезд прибыл на станцию посёлка Танхой, и мы направились к Байкалу, до которого здесь от железной дороги рукой подать. Перед нами предстала белая бескрайняя пустыня усыпанного снегом замёрзшего озера. Противоположного берега за снежной дымкой не видать. Погода солнечная и морозная, по прогнозу днем 20 градусов мороза, ночью похолодает до 28-30. Но у нас есть всё для относительно комфортной ночёвки в таких условиях. С гор Хамар-Дабана дует несильный ветер. Раскидываем общее снаряжение, Женя упаковывает санки – помимо группового снаряжения туда укладывает и рюкзак. Однако вскоре его приходится оттуда вытащить – с рюкзаком вес на сани распределяется неравномерно, и они тут же опрокидываются. В санях оставляем продукты и часть общего снаряжения. В третьем часу дня мы выдвинулись. До Листвянки нам предстоит преодолеть 37 километров пешком по льду Байкала.

Начало маршрута

Снежная пустыня

Свежие следы быстро закончились, и дальше нам пришлось пробивать себе дорогу самостоятельно. Снега не сказать, чтобы много – сантиметров 20, но он всё равно сильно тормозит продвижение вперёд. Мы шли медленнее, чем было запланировано изначально и преодолели за 2 часа всего 5 километров. Если так продолжится и дальше, то мы рискуем не успеть прийти в Листвянку к назначенному времени. Но ничего особо не менялось. Периодически мы натыкались на хивусный след, на засыпанную тропу или заметённую дорогу, но как только эти "следы цивилизации" меняли направление, нам снова приходилось тропить. Вот и автомобильный след, которого мы придерживались пару километров, круто повернул влево параллельно берегу и уходил вдаль, обходя торосы. Больше следов пребывания человека мы не видели до самой Листвянки. Мы целенаправленно придерживались прямой траектории маршрута, не поддаваясь на петляние троп и дорог, потому что, соблазнившись пойти по дороге, можно было намотать нехилый крюк, а времени у нас было впритык.

Время 6 часов вечера. Пьём чай, немного отдыхаем. Пройдено около 11 километров, а, чтобы успеть выйти с маршрута вовремя, сегодня необходимо пройти не менее 20. Поэтому придётся достать фонари и идти по темноте ещё часа 3-4. Перекусив, продолжаем путь. К вечеру дымка рассеялась, и стали видны очертания противоположного берега. Он казался значительно ближе, однако до него ещё 25 километров. Да и берег Танхоя казался рядом, несмотря на пройденное расстояние. На Байкале всегда так – соседний берег или мыс кажется намного ближе, чем есть на самом деле.

Тропим снег

Заметённая дорога

Вскоре солнце розовым закатом осветило хребты Хамар-Дабана, и над озером стали сгущаться сумерки. На берегах зажглись огни Танхоя и Листвянки. Безветренно. Тишина и безмолвие. Лишь скрип снега под ногами тревожит дремлющую снежную пустыню, раскинувшуюся на льду крупнейшего озера мира. На десятки километров вокруг – ни души. Только три крохотных фонаря тускло светят в этом царстве льда и снегов…

Противоположный берег
Солнце розовым закатом осветило хребты Хамар-Дабана
Вдали — Листвянка
Закат на зимнем Байкале

Но тогда я думал об одном – скорее бы пройти эти долгие 20 километров и остановиться на заслуженный отдых. Когда взошла луна, мы подходили к середине Байкала. Она светила настолько ярко, что можно было идти, не включая фонарь. Сил уже почти не оставалось. Несмотря на то, что снега стало заметно меньше, быстрее мы не шли – сказывалась усталость. Последние пару километров я регулярно поглядывал в карту и шёл больше на волевых качествах, заставляя себя продолжать идти вперёд и не останавливаться. К 10 часам вечера заветные километры были пройдены – GPS показал расстояние 20,04 км, а значит можно останавливаться на ночлег и разбивать лагерь.

Огни Танхоя

Совместными усилиями палатка была быстро поставлена и прикручена ко льду ледобурами. Рюкзаки мы также решили занести внутрь. Надо сказать, что мы втроём с рюкзаками и всем скарбом разместились в шестиместной палатке довольно компактно.

На бензиновой горелке быстро сварили ужин, не забыли и в честь праздника про горячительное, чтобы привести организм в чувство после столь утомительного перехода. Здесь следует упомянуть одну особенность бензиновой горелки, из-за которой мы чуть было не спалили палатку. Бензин топливо жидкое, и поначалу клапан выплёвывает его каплями на горелку. Когда на горелке окажется несколько капель топлива, их нужно поджечь, а клапан перекрыть. Пока горелка будет гореть, пламя разогреет форсунку, после чего можно снова подать топливо, горелка загорится нормально и постепенно выйдет на рабочий режим. Так вот, когда мы вновь включили горелку, чтобы сварить фруктовый пунш, из клапана, видимо, накапало слишком много бензина и когда горелку зажгли, он в горящем состоянии стал стекать на полипропиленовую подставку. Благо, рядом было два котелка снега и возгорание удалось быстро ликвидировать, а догорающую горелку тут же выставили за борт. Остаток вечера, от греха подальше, кипятились на газе. Спать улеглись ближе к часу ночи.

Спалось в эту ночь хорошо, и назначенный подъём в 6 утра мы немножко проспали, так что только спустя минут 15-20 стали кипятить воду для завтрака. Вода на газе грелась медленно, но зато безопасно. Кипяток сразу же разлили по термосам, после чего принялись собирать шмот и разбирать палатку. На улице было довольно морозно, солнечный диск на фоне розового неба постепенно выползал из-за гор на горизонте, давая начало этому дню. Когда всё было готово, мы на скорую руку позавтракали остатками фруктов с чаем. Выдвинулись в 8:30, когда солнце уже осветило снежную гладь Байкала и противоположный берег, куда мы держим путь.

Ночь под луной

Зимний рассвет на Байкале

Снег здесь плотный и его уже немного, что существенно облегчает нам передвижение. Сегодня перед нами стоит главный вопрос – успеем ли мы на маршрутку в Листвянку к часу дня? Честно, в это верилось слабо – пройти 17 километров за 4 часа с рюкзаками и санками это надо сильно постараться, да и то в идеальных условиях – в отсутствие снега, ветра и других препятствий.

Остановившись к 10 часам на чайный перекур, мы обнаружили, что идём весьма неплохо – за час с лишним было пройдено 4,5 километра. Оставалось ещё 12,5 км и 2 с половиной часа ходу. По моим подсчётам, мы вполне можем успеть к часу, но в самый притык. Решаем всё-таки попробовать. Я беру у Жени санки, они мне кажутся совсем не тяжёлыми, и мы значительно ускоряем темп. Вскоре удаётся разглядеть некоторые здания посёлка и взять точный курс на место выхода на берег. За следующие полтора часа мы прошли ещё почти 6 километров. Время 11:30. Остаётся 6,5 км и полтора часа. Нужно успевать.

До Листвянки осталось немного

Дальше всё происходит стремительно. Я отдаю санки Владу, так как тоже подустал от них. Женя уходит вперёд, я пытаюсь догнать его. Влад поначалу держится за мной, но потом начинает отставать всё сильнее и сильнее. Я иду вперёд, но держу его в поле зрения, чтобы не потерять из виду. Каждые 20 минут останавливаюсь и вглядываюсь в тусклый экран почти разряженного телефона, чтобы сопоставить оставшееся расстояние и время. Остаётся 5,1 км, затем 3,6 км, 2,5… Берег кажется уже совсем близко, но на самом деле до него ещё идти и идти. Я уже прошёл рыбацкие палатки, а у берега можно разглядеть людей. Женя уже где-то на берегу, его не видать. В 12:35 я подхожу к берегу, оборачиваюсь назад и вижу, что Влад ещё очень далеко. Сперва показалось, что он может не успеть. Однако через 10 минут и он подошёл к берегу.

Оказалось, что на санях порвался репшнур, и он был вынужден остановиться, чтобы перевязать его, потому и отстал так сильно. Теперь осталось дойти до автовокзала и найти Женю, который куда-то потерялся. Женя нашёлся быстро – он стоял у маршрутки и уже успел заказать чебуреки на всех. Это было здорово, так как перекусить бы действительно не помешало, учитывая, что завтрак наш был скудным ввиду того, что мы торопились.

Но наши старания окупились с лихвой – мы вовремя вышли на берег Листвянки и успели на маршрутку. Через полтора часа мы уже были в городе и разошлись по домам. Но расслабляться было рано, в этот же день я поехал в Слюдянку за машиной, так как на следующий день она уже была мне нужна. Вернулся домой к 9 часам вечера и поймал себя на мысли, что ещё раз бы сходил в такой поход, несмотря на то, что переход оказался непростым.

Андрей Мордвинцев


Андрей М


Ливинский АлексейХодил этим маршрутом в молодости регулярно. С 1977 по 1992 год. Ходил и с Танхоя в Листвянку, и из Листвянки (точнее из п.Байкал, там было где переночевать) в Танхой. Иногда брали в прокате мягкие ЦПСовские кошки, но в основном ходили на лыжах, обычно группочкой 3-4 человека. Ходили, как правило, в конце марта – начале апреля, то есть сейчас. Специально подгадывали благоприятный прогноз погоды, чтобы был штиль или лёгонький ветерок слегка дул в правую ягодицу…
Если мы шли группой из 3-4 старых друзей на лыжах (неплохо ходящих на лыжах), то проходили часов за 5-6, особо не торопясь. Когда ближе к Иркутскому берегу снега было совсем мало, то брали и лыжи, и кошки.
Газовых горелок тогда не было. Как-то брали пару раз примус «Шмель», но потом на льду ничего не грели. Делали холодный перекус.
Доезжали до Танхоя на поезде «Иркутск – Наушки». Он приходил где-то в районе полуночи. Потом на станции ночевали. В закутке была незакрывающаяся комнатка опорного пункта милиции – там был дощатый пол и рядом труба отопления. Как сейчас – не знаю. Где-то в 6-7 утра выходили на лёд, и в обед приходили в Листвянку. Тогда маршрутки не ходили, но регулярно ездили (где-то через час — два) полупустые маршрутные Икарусы. Уезжали мы в пятницу, а в субботу возвращались обратно (в субботу автобусы были полупустыми, весь народ ездил по воскресеньям).
Из Танхоя идти легче. Под конец, когда уже устал, снег практически кончается, ветер, как правило дует юго-восточный, и солнце светит сзади. У тех, кто идёт с Листвянки в Танхой, лица обгорают, губы трескаются, особенно у людей с нежной светлой кожей. С Танхоя таких проблем нет. Да и с логистикой, т.е. добраться до Иркутска проще. Не надо подгадывать, чтобы успеть на поезд в Танхое.
13.03.2024, 15:21:14 |
Игорь Фефелов***а ледобуров по факту было использовано всего 6***
Ну мало ли, вдруг дунула бы "низовка" или добрый баргузин, тогда они вам точно понадобились бы.
14.03.2024, 12:19:26 |
Марина Васильева (Красноштанова)Интересно, а если бы Влад отстал настолько, что не был бы виден? Какие были бы действия группы? Один ушёл вперёд, другой отстал...
А вы не пробовали логистику рассчитывать в обратном направлении — Листвянка — Танхой? К вечернему поезду успели бы при любом раскладе. (Правда, я не знаю, какое теперь расписание).

Этот популярный маршрут мы в 90-е ходили со школьниками 13-16 лет. Одним днём. Выходили в 4 часа утра из Листвянки и к электричке в 19 часов успевали в Танхой. Палатка тоже была с собой ("Зима"), ставили её на время обеда, отдыхали часа два на обеде. Попали однажды в ураганный ветер. Поставили палатку на ледобуры и пережидали, благо ураган недолго мучил. Но было экстремально...
15.03.2024, 03:11:04 |
Игорь ФефеловВечернего поезда теперь нет, только ночной в 2:38, и утренний в 11. Неудобно. В некоторые дни есть еще в 17 ч — тоже малополезен, рано.


К слову о ветре. У знакомого, по семейной легенде, прадедушка в начале прошлого века однажды не успел до горной вернуться с рыбалки в районе дельты Голоустной, и его укатило в Мысовую. Он быстро понял, что, если будет удерживаться на месте, то окоченеет, и решил лучше сесть на саночки и катиться по ветру на противоположный берег. И, судя по всему, правильно сделал — за несколько часов благополучно докатился, лед встал тогда очень гладко. А потом, пока ждал там оказии для возвращения домой в Большое Голоустное (ветер, конечно, уже закончился, но не пешком же идти!), познакомился со своей будущей женой и летом поехал к ней со сватами!
15.03.2024, 08:46:32 |
Андрей М

 Марина Васильева (Красноштанова):  Интересно, а если бы Влад отстал настолько, что не был бы виден? Какие были бы действия группы? Один ушёл вперёд, другой отстал...

Я держал его в поле видимости и не вышел на берег, пока он тоже не подошёл к берегу. Если бы он не успевал, то бросил бы рюкзак и побежал его разгружать. Я больше опасался не найти Женю на берегу среди толп туристов
16.03.2024, 01:33:09 |
Андрей М

 Марина Васильева (Красноштанова): А вы не пробовали логистику рассчитывать в обратном направлении — Листвянка — Танхой? К вечернему поезду успели бы при любом раскладе. (Правда, я не знаю, какое теперь расписание).

Как-то не подумали об этом, так как последние годы этот маршрут ходят именно от Танхоя до Листвянки
16.03.2024, 01:36:18 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Игорь Фефелов: А потом, пока ждал там оказии для возвращения домой в Большое Голоустное (ветер, конечно, уже закончился, но не пешком же идти!), познакомился со своей будущей женой и летом поехал к ней со сватами!



Забавная история. Судьба, что называется... А так бы и не встретились, если бы не Сарма
16.03.2024, 02:09:36 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Андрей М: Я держал его в поле видимости и не вышел на берег, пока он тоже не подошёл к берегу. Если бы он не успевал, то бросил бы рюкзак и побежал его разгружать. Я больше опасался не найти Женю на берегу среди толп туристов



С Женей бы уже ничего не случилось. Телефоны опять же есть. А Владу телефон не помог бы,если бы внезапно дунул ветер. Не хочу быть занудой, и прошу прощения. Если хотите идти вместе — идите вместе до конца. Если хочешь идти один — иди один с самого начала. Все ЧП начинаются именно в тот момент, когда нарушается это правило...
16.03.2024, 02:13:09 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Ливинский Алексей: Из Танхоя идти легче. Под конец, когда уже устал, снег практически кончается, ветер, как правило дует юго-восточный, и солнце светит сзади. У тех, кто идёт с Листвянки в Танхой, лица обгорают, губы трескаются, особенно у людей с нежной светлой кожей. С Танхоя таких проблем нет. Да и с логистикой, т.е. добраться до Иркутска проще. Не надо подгадывать, чтобы успеть на поезд в Танхое.



Согласна. Просто мы почти всегда складывали два маршрута в один: сначала проходили ледовую туриаду от СЮТУРа по льду Байкала, а потом, когда вся туриада уезжала из Листвянки в Иркутск, отдельно взятые неугомонщики шли дальше — в Танхой ))
16.03.2024, 02:33:36 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную