|
| Наступил февраль месяц 2024 года. Зима нынче выдалась морозная, лёд на Байкале к этому времени уже окреп и стал пригоден для разного рода путешествий. Вот и мы с Сабиром, руководителем туристического клуба политеха, стали собираться в переход через Байкал по известному маршруту Танхой-Листвянка. Даты похода выпали прямо на февральские праздники – 22-23 февраля. Решено было идти с ночёвкой – такой вариант представлялся нам более лайтовым, да и переночевать на льду Байкала было интересно и необычно. Пока суть да дело, среди наших друзей и знакомых набралось уже 6 человек, желающих пойти в переход. Однако, как это часто бывает, половина участников в процессе сборов отвалилась, среди которых, к моему сожалению, оказался и Сабир. К назначенной дате нас осталось трое – я, Женя и Влад. Не буду вдаваться в подробности сборов, однако пару моментов всё-таки отмечу. Группового снаряжения получилось дохрена – шестиместная палатка (другой не было — были только двушки, в которых троим было бы тесно), два комплекта бензиновых горелок с топливом, газовый обогреватель и баллоны к нему, ледобуры для закрепления палатки на льду – аж 14(!) штук. Это всё, конечно, изначально рассчитывалось на шестерых, но, когда нас осталось трое, мы что-то не стали особо заморачиваться и взяли всё предложенное Сабиром снаряжение на всякий случай. Половину этого можно было смело оставить дома – горелки хватило бы и одной, а ледобуров по факту было использовано всего 6, и то закрученных наполовину (да простит меня инструктор по альпинизму). Логистика была тоже не очень, но не худший вариант – утренний поезд в 9:10 из Иркутска прибывает в Танхой в 13:30, а на следующий день в час дня уже маршрутка с Листвянки, так как на позже билетов не было – праздники как никак. Таким образом, мы теряли по половине ходового времени в оба дня, но впритык уложиться было можно. В назначенное утро я проснулся, позавтракал, заправил чаем термос и хотел было вызвать такси до вокзала, но именно сегодня почему-то никто не хотел туда ехать. С горем пополам какой-то бедолага всё-таки решился отвезти меня и на мой телефон пришло уведомление о том, что на мою заявку назначен водитель, правда, подождать надо было 15 минут. Ну хрен с ним, лучше так, чем никак. Однако не тут-то было. Через 15 минут этот ч(м)удило написал, что заказ ему дали по ошибке и он не приедет. Ну зашибись, круто чё, лучше и не придумаешь, обычно так и начинаются легендарные походы. До поезда остаётся чуть меньше 40 минут. Хватаю ключи, прыгаю в тачку и мчу на вокзал, но час пик делает своё дело и я, конечно же, не успеваю на поезд… Недолго думая выезжаю в Слюдянку догонять поезд – другого выбора у меня нет, так как почти вся общественная снаряга и продукты у меня – у ребят только палатка и больше ничего. К 11 часам благополучно добрался до Слюдянки. Мне повезло, что на моём пути не встретился ни один гаишник, потому что никаких документов у меня с собой, кроме паспорта, не было – ни прав, ни страховки, ни документов на машину. Оставляю у вокзала машину и в 11:40 наконец-то сажусь в поезд. К 13:30 поезд прибыл на станцию посёлка Танхой, и мы направились к Байкалу, до которого здесь от железной дороги рукой подать. Перед нами предстала белая бескрайняя пустыня усыпанного снегом замёрзшего озера. Противоположного берега за снежной дымкой не видать. Погода солнечная и морозная, по прогнозу днем 20 градусов мороза, ночью похолодает до 28-30. Но у нас есть всё для относительно комфортной ночёвки в таких условиях. С гор Хамар-Дабана дует несильный ветер. Раскидываем общее снаряжение, Женя упаковывает санки – помимо группового снаряжения туда укладывает и рюкзак. Однако вскоре его приходится оттуда вытащить – с рюкзаком вес на сани распределяется неравномерно, и они тут же опрокидываются. В санях оставляем продукты и часть общего снаряжения. В третьем часу дня мы выдвинулись. До Листвянки нам предстоит преодолеть 37 километров пешком по льду Байкала.
Свежие следы быстро закончились, и дальше нам пришлось пробивать себе дорогу самостоятельно. Снега не сказать, чтобы много – сантиметров 20, но он всё равно сильно тормозит продвижение вперёд. Мы шли медленнее, чем было запланировано изначально и преодолели за 2 часа всего 5 километров. Если так продолжится и дальше, то мы рискуем не успеть прийти в Листвянку к назначенному времени. Но ничего особо не менялось. Периодически мы натыкались на хивусный след, на засыпанную тропу или заметённую дорогу, но как только эти "следы цивилизации" меняли направление, нам снова приходилось тропить. Вот и автомобильный след, которого мы придерживались пару километров, круто повернул влево параллельно берегу и уходил вдаль, обходя торосы. Больше следов пребывания человека мы не видели до самой Листвянки. Мы целенаправленно придерживались прямой траектории маршрута, не поддаваясь на петляние троп и дорог, потому что, соблазнившись пойти по дороге, можно было намотать нехилый крюк, а времени у нас было впритык. Время 6 часов вечера. Пьём чай, немного отдыхаем. Пройдено около 11 километров, а, чтобы успеть выйти с маршрута вовремя, сегодня необходимо пройти не менее 20. Поэтому придётся достать фонари и идти по темноте ещё часа 3-4. Перекусив, продолжаем путь. К вечеру дымка рассеялась, и стали видны очертания противоположного берега. Он казался значительно ближе, однако до него ещё 25 километров. Да и берег Танхоя казался рядом, несмотря на пройденное расстояние. На Байкале всегда так – соседний берег или мыс кажется намного ближе, чем есть на самом деле.
Вскоре солнце розовым закатом осветило хребты Хамар-Дабана, и над озером стали сгущаться сумерки. На берегах зажглись огни Танхоя и Листвянки. Безветренно. Тишина и безмолвие. Лишь скрип снега под ногами тревожит дремлющую снежную пустыню, раскинувшуюся на льду крупнейшего озера мира. На десятки километров вокруг – ни души. Только три крохотных фонаря тускло светят в этом царстве льда и снегов…
Совместными усилиями палатка была быстро поставлена и прикручена ко льду ледобурами. Рюкзаки мы также решили занести внутрь. Надо сказать, что мы втроём с рюкзаками и всем скарбом разместились в шестиместной палатке довольно компактно. На бензиновой горелке быстро сварили ужин, не забыли и в честь праздника про горячительное, чтобы привести организм в чувство после столь утомительного перехода. Здесь следует упомянуть одну особенность бензиновой горелки, из-за которой мы чуть было не спалили палатку. Бензин топливо жидкое, и поначалу клапан выплёвывает его каплями на горелку. Когда на горелке окажется несколько капель топлива, их нужно поджечь, а клапан перекрыть. Пока горелка будет гореть, пламя разогреет форсунку, после чего можно снова подать топливо, горелка загорится нормально и постепенно выйдет на рабочий режим. Так вот, когда мы вновь включили горелку, чтобы сварить фруктовый пунш, из клапана, видимо, накапало слишком много бензина и когда горелку зажгли, он в горящем состоянии стал стекать на полипропиленовую подставку. Благо, рядом было два котелка снега и возгорание удалось быстро ликвидировать, а догорающую горелку тут же выставили за борт. Остаток вечера, от греха подальше, кипятились на газе. Спать улеглись ближе к часу ночи. Спалось в эту ночь хорошо, и назначенный подъём в 6 утра мы немножко проспали, так что только спустя минут 15-20 стали кипятить воду для завтрака. Вода на газе грелась медленно, но зато безопасно. Кипяток сразу же разлили по термосам, после чего принялись собирать шмот и разбирать палатку. На улице было довольно морозно, солнечный диск на фоне розового неба постепенно выползал из-за гор на горизонте, давая начало этому дню. Когда всё было готово, мы на скорую руку позавтракали остатками фруктов с чаем. Выдвинулись в 8:30, когда солнце уже осветило снежную гладь Байкала и противоположный берег, куда мы держим путь.
Снег здесь плотный и его уже немного, что существенно облегчает нам передвижение. Сегодня перед нами стоит главный вопрос – успеем ли мы на маршрутку в Листвянку к часу дня? Честно, в это верилось слабо – пройти 17 километров за 4 часа с рюкзаками и санками это надо сильно постараться, да и то в идеальных условиях – в отсутствие снега, ветра и других препятствий. Остановившись к 10 часам на чайный перекур, мы обнаружили, что идём весьма неплохо – за час с лишним было пройдено 4,5 километра. Оставалось ещё 12,5 км и 2 с половиной часа ходу. По моим подсчётам, мы вполне можем успеть к часу, но в самый притык. Решаем всё-таки попробовать. Я беру у Жени санки, они мне кажутся совсем не тяжёлыми, и мы значительно ускоряем темп. Вскоре удаётся разглядеть некоторые здания посёлка и взять точный курс на место выхода на берег. За следующие полтора часа мы прошли ещё почти 6 километров. Время 11:30. Остаётся 6,5 км и полтора часа. Нужно успевать.
Дальше всё происходит стремительно. Я отдаю санки Владу, так как тоже подустал от них. Женя уходит вперёд, я пытаюсь догнать его. Влад поначалу держится за мной, но потом начинает отставать всё сильнее и сильнее. Я иду вперёд, но держу его в поле зрения, чтобы не потерять из виду. Каждые 20 минут останавливаюсь и вглядываюсь в тусклый экран почти разряженного телефона, чтобы сопоставить оставшееся расстояние и время. Остаётся 5,1 км, затем 3,6 км, 2,5… Берег кажется уже совсем близко, но на самом деле до него ещё идти и идти. Я уже прошёл рыбацкие палатки, а у берега можно разглядеть людей. Женя уже где-то на берегу, его не видать. В 12:35 я подхожу к берегу, оборачиваюсь назад и вижу, что Влад ещё очень далеко. Сперва показалось, что он может не успеть. Однако через 10 минут и он подошёл к берегу. Оказалось, что на санях порвался репшнур, и он был вынужден остановиться, чтобы перевязать его, потому и отстал так сильно. Теперь осталось дойти до автовокзала и найти Женю, который куда-то потерялся. Женя нашёлся быстро – он стоял у маршрутки и уже успел заказать чебуреки на всех. Это было здорово, так как перекусить бы действительно не помешало, учитывая, что завтрак наш был скудным ввиду того, что мы торопились. Но наши старания окупились с лихвой – мы вовремя вышли на берег Листвянки и успели на маршрутку. Через полтора часа мы уже были в городе и разошлись по домам. Но расслабляться было рано, в этот же день я поехал в Слюдянку за машиной, так как на следующий день она уже была мне нужна. Вернулся домой к 9 часам вечера и поймал себя на мысли, что ещё раз бы сходил в такой поход, несмотря на то, что переход оказался непростым.
Андрей Мордвинцев
|