Идея этого траверса родилась после того, как побывав на Трёхглавой летом прошлого года я взглянул на гребень, идущий к Галине и задался вопросом: а почему бы не соединить траверсом эти две вершины? Гребень показался несложным – это предположение подтвердилось, когда я впоследствии неоднократно просматривал его с другого ракурса, с пика Любви. Визуально его можно разделить на 3 участка: пологий подъём от Галина до пика Спелеологов (второе название пик Красивая); далее V-образный участок гребня с выступами скал и жандармом, круто обрывающимся в сторону Трёхглавой; пологий подъём на Южную башню Трёхглавой. Таким образом, можно предположить, что ключевым участком является жандарм, спуск с которого скорее всего будет с помощью дюльфера, также может потребоваться страховка на V-образном участке гребня.

На момент планирования траверса, о проходимости этого гребня была лишь разрозненная информация, толкового описания я не нашёл. Известно было то, что летом 2023 года с Трёхглавой через Галину этим маршрутом возвращалась группа туристов, обходя все препятствия по стороне Бугатая со сбросом до 100 метров высоты. Также на странице Вконтакте Ивана Роговцева опубликован рассказ о прохождении этого траверса в сентябре 2022 года наоборот, от Галины до Трёхглавой, однако он не содержит никакой информации о характере маршрута, его сложности и препятствиях.

Состав нашей команды: я – зачинщик и организатор сего мероприятия; Сабир и Женя – мои частые напарники в походах, умеющие работать с горным снаряжением; Наташа и Денис – начинающие туристы, решившиеся ввязаться в столь сомнительную авантюру. Планируемый маршрут – пройти траверсом от вершины Галина до вершины Трёхглавая (Центральная башня). Снаряжение: каска, страховочная обвязка, ус самостраховки, 4 карабина, спусковое устройство (корзинка/восьмёрка) – каждому; веревка основная 50 метров, расходный репшнур 15 метров и пара станционных петель, жумар каждому кроме лидера (сам не знаю зачем, но взяли на всякий случай).

Заезжаем в Аршан с вечера, 31 мая, чтобы утром следующего дня не тратить время на дорогу и сразу выйти на маршрут. К 6 часам приехали в посёлок и заселились в домики. Немного перекусив, организовали небольшую тренировку по работе со снаряжением. Остаток вечера провели за песнями под гитару и укреплением дружеской атмосферы в коллективе, после чего собрали рюкзаки на завтра и улеглись немного поспать. Подъём завтра назначен в 4:30 утра, выход запланирован на 6 часов.

1 июня. Траверс.

Ранний подъём, по традиции, немного проспали, однако слегка компенсировали это время быстрыми сборами, благо, ночевали в домике – не надо было собирать палатку и вариться на костре. В 6:20 выдвинулись в сторону Бухоты. Утро было ясное, но очень ветреное – казалось, будто все ветра с окрестных хребтов собрались в ущелье Кынгарги и периодически вырывались оттуда в долину. Горы были спрятаны в низких облаках, которые медленно переплывали через гребень вершин Дружбы и Аршана и бесследно таяли под лучами утреннего солнца. Честно, немного волнуюсь… Справятся ли ребята-новички с таким насыщенным маршрутом? Не встрянем ли нигде на траверсе у какой-нибудь стенки на подъём? Крючьев и оттяжек у нас нет, да и бить их никто пока не умеет…

Утро в Аршане

Облака над гольцами

За дацаном мы свернули вправо на дорогу, которая ведёт к Бухоте с плавным набором высоты, и через 25-30 минут вышли к реке. У переправы догнали ещё одну группу, они тоже идут на Галину. В 7:30 перешли реку и встали на тропу. Тропа идёт правым берегом (ор.), практически ежедневно используется туристами для подходов к вершинам Галина и Трёхглавая, а потому хорошо протоптана. Идём не быстро, в комфортном для всех участников темпе. К 9 часам подходим к развилке троп на Галину и на Трёхглавую. Встречаем здесь и другие группы, которые идут к этим вершинам – народу сегодня в горах будет много.

Наша тропа уходит влево и, немного отдохнув, начинаем подъём. Тропа круто забирает в гору и выводит на отрог, где мы снова попадаем под пронизывающий ветер. Это немного странно, ведь солнце уже достаточно высоко и воздух потихоньку прогревается. Если ветер не стихнет, то наверху нас скорее всего сдует. С отрога открывается вид на цирк истоков Бухоты, а также видна макушка Галины, до которой ещё порядка 600 метров набора высоты. «Ооочень врятли… Я не пойду туда» — говорит Наташа, глядя на вершину. Но я ей не верю – где-то я уже это слышал, и тогда всё закончилось успешным восхождением. А значит и сейчас будет так же.

На отроге не задерживаемся и спешим скрыться от ветра в лесу. Вскоре доходим до старого зимовья, где и делаем короткий привал. Зимовьё небольшое, по конструкции похоже на типичные Хамар-Дабанские зимовья – слева от входа печь с трубой через крышу, по сторонам две деревянные нары, посередине стол.

Продолжаем путь. Тропа выскакивает на неявно выраженный гребень отрога, подъём становится круче. Скорость передвижения снижается – ребята идут медленнее и часто останавливаются. Медленнее всех идут Наташа и Денис, но они пока начинающие туристы, поэтому им простительно, и мы закладывали дополнительный час на подъём с учётом их темпа. Сабир идёт замыкающим. Вообще я заметил такую тенденцию: как только я останавливаюсь подождать остальных, группа, увидев, что я остановился, тоже садится отдыхать. Так дело не пойдёт. Я стал уходить дальше так, чтобы теряться из зоны их видимости, но при этом быть в пределах слышимости. Это позволило немного увеличить общую скорость передвижения. После небольшого взлёта тропа вывела нас на небольшую обзорную площадку у границы зоны леса. Отсюда открывается потрясающий вид на вершины и перевалы бассейна Кынгарги и Тункинскую долину, а до нашей вершины уже и совсем рукой подать.

На подъёме

Показались гольцы

Дальше поднимаемся по безлесому отрогу и выходим на основной гребень. Отсюда видны горы, находящиеся по ту сторону гребня – это СОАН, пик Труд и другие знаковые вершины Восточных Саян. Правда, макушки их сегодня скрыты за облаками. В 12:30 мы с Женей выходим на вершину, минут через 20 подходят остальные участники путешествия.

- Подпрыгни, и достанешь головой до отметки 2200. – говорю я Наташе, указывая на табличку со значением 2198 метров, установленную на вершине.

- Иди нахер! Я больше никуда не пойду! – слышу в ответ. Чувствую, что и Денис молча материт весь этот туризм и всё, что с ним связано.

А вокруг только горы…
Макушки гор спрятались под облаками
Путь нашего траверса
Тункинская долина

На вершине отдыхаем, обедаем, обсуждаем дальнейшие планы. Отсюда виден весь путь нашего траверса в сторону Трёхглавой. Также можно разглядеть верховья Бугатая и находящиеся там перевалы Солнечный и БАМ. Да уж, подход туда действительно длинный, на практике он кажется вечным по нескончаемым моренным валам.

На траверс у нас заложено 4 часа, но уже сейчас понятно, что этого времени нам если и хватит, то впритык. Наташа с Денисом решают не идти траверс, так как подъём на Галину оказался для них непростым и отнял много сил, они спустятся вниз сами. Договариваемся о встрече в кафе на ужин к 10 часам вечера и прощаемся, пожелав друг другу удачи.

Так, в 13:30 мы вышли на траверс втроём – я, Сабир и Женя. В сторону Трёхглавой Галина обрывается небольшой стенкой, которая легко обходится прямо от вершины слева по ходу движения. Далее двигаемся по простому узкому гребню, локальные выходы скал обходим также слева. В 14:20 поднимаемся на пик Спелеологов. Второе название у этого пика – пик Красивая, так была названа эта вершина группой туристов под руководством Е. Янущака в июне 2021 года. В вершинном туре записки не обнаружили, оставили свою. Здесь достаём снаряжение и надеваем обвязки, просматриваем дальнейший наш путь. Впереди определяющая часть траверса – изрезанный полуразрушенный гребень, обрывающийся крутыми стенами в цирк Бухоты.

Вид с пика Спелеологов (1)
Вид с пика Спелеологов (2)
Гребень за пиком Спелеологов

Спускаемся с пика Спелеологов на перемычку перед первым «зубом» в гребне. Проходим его в лоб, обходя выходы скал слева по ходу движения. Далее по гребню подходим под второй «зуб». Его обходим слева вдоль скал, постепенно забирая вправо вверх и поднимаемся на макушку «зуба» по спиралевидной траектории. На этой части участка движение одновременное, крутизна не превышает 35 градусов, за исключением мелких уступов.

На траверсе (1)

На траверсе (2)

Второй «зуб» обрывается в сторону Трёхглавой сбросами, образуя выраженную седловину с дальнейшим жандармом в гребне. Породы сыпучие, крепление перил затруднено. Обходим сбросы слева по ходу движения. Спуск с макушки «зуба» сперва влево в слабо выраженный кулуар, затем вправо под уступ по скальной полочке, далее по травянистым полочкам на пологий склон, ведущий к седловинке. Спуск камнеопасен, так как породы сильно разрушены. Движение по одному. Ввиду зигзагообразной траектории спуска членам группы следует быть особо внимательными и по возможности не допускать нахождения участников друг под другом на разных полках. Крутизна участка 45-55 градусов.

Проходим первые препятствия (1)

Проходим первые препятствия (2)

Спустившись к перемычке, немного отдыхаем. Впереди, по нашим предположениям, ключевой участок маршрута – большой скальный жандарм, обрывающийся скальными плитами в сторону Трёхглавой. Визуальным ориентиром подхода к ключу маршрута может служить большой кусок когда-то отколовшейся скалы на склоне слева от седловины. На жандарм поднимаемся чуть левее основного гребня – сперва здесь травянистый склон крутизной до 30 градусов, затем, ближе к верху, участок скал крутизной до 50 градусов. После непродолжительного подъёма выходим на верх жандарма в левой его части.

Визуальная оценка противоположной стороны жандарма показала, что сперва нужно спуститься на широкую покатую полку, а затем уже и на саму седловину. Спуститься на полочку можно по узкой расщелине справа, но это рискованно, так как в случае срыва можно укатиться по травянистой полке к сбросам. Организовываем перила с креплением за балду. Спуск на полку дюльфером протяжённостью примерно 5 метров и крутизной 75-80 градусов. Первым уходит Сабир, за ним Женя, я спускаюсь последним по сдвоенным перилам, и мы забираем верёвку.

Подъём на ключевой жандарм

На эту седловину нужно спуститься

Дальнейшая разведка показала, что эта полка не является единственной – за ней после 10-ти метрового сброса есть ещё одна, за которой также порядка 10 метров спуска. Однако, есть возможность уйти траверсом вправо по узкой полке под скалой и тем самым обойти первый сброс. К тому же, там есть хорошая балда для станции. Спустившись к балде обнаруживаем на ней расходную петлю, причём не очень-то и старую. Значит, всё-таки этот траверс кто-то уже ходил. То, что окрестности Аршана уже давным-давно исхожены вдоль и поперёк – это общеизвестный факт, поэтому на первопроход мы и не рассчитывали. Но то, что об этом траверсе почти нигде нет информации, это меня немного удивило.

На балде собираем станцию, используя двойной репшнур 6 мм. Сабир снова уходит первым и успешно достигает седловины. Вторым спускается Женя. Я также ухожу последним – выбираю верёвку, организовываю сдвоенные перила и разбираю станцию. Дюльфер по наклонным плитам и внутреннему углу протяжённостью 16-18 метров и крутизной 70-75 градусов. Сбор группы на седловине.

Спуск с вершины жандарма на полку
Уходим по узкой полке к месту станции
Женя готовится к дюльферу
Сабир уходит первым

Время 16:30. Становится понятно, что на Центральную башню Трёхглавой мы уже не успеваем. Что ж, придётся сегодня ограничиться Южной, а на Центральную сбегаем потом отдельно в другой раз. На седловине долго не задерживаемся – пьём чай, бухтуем верёвку и идём дальше.

Ключ маршрута

На подъёме к Трёхглавой

Дальше двигаемся по простому гребню со значительным набором высоты. Подъём ступенчатый – сперва на пологое длинное плечо, а потом уже на саму вершину. Крутизна первого участка подъёма 35-40 градусов, локальные выходы скал обходятся справа по хожу движения. Поднявшись на плечо, снимаем обвязки и убираем снаряжение – дальше оно уже точно не потребуется. Вершинный взлёт кажется бесконечным – несмотря на то, что он более пологий, чем подъём на плечо, он в 2 раза длиннее и отнимает последние силы.

В 18:00 выходим на Южную вершину Трёхглавой. Погода потихоньку портится – где-то вдалеке за СОАНом слышны глухие раскаты грома, а в долине Бугатая кружатся облака тумана, которые время от времени поднимаются и, расчёсывая макушку соседней Центральной башни, переваливаются через водораздел. Быстро пьём чай и сваливаем вниз, чтобы успеть до 11 часов на горячие позы в Аршане.

Пройденный путь
Облака тумана
Центральная башня Трёхглавой

Спускаемся с вершины по классическому маршруту в цирк Бухоты. В цирке встретили группу туристов, они идут на Трёхглавую в два дня и ночуют сегодня здесь. У границы зоны леса подсекаем тропу и идём вниз. Сабир делает весьма оптимистичный прогноз, что к 9 часам мы будем в Аршане, то есть через час. Но преодолеть так быстро расстояние в 8 километров практически невозможно, если разве что бежать бегом. Идём всё же быстро, каждые полчаса поглядывая на время.

Через час мы прошли развилку на Галину и лишь к 10 часам перешли Бухоту и встали на дорогу. На выходе с гор эти дороги, ведущие к Аршану, кажутся бесконечно длинными, потому как психологически ты ощущаешь себя уже дома. Так получилось и в этот раз – казалось, вот уже за поворотом будет поляна с дацаном, но изгибы колеи по-прежнему петляли между деревьями. Наконец, лес расступился, и мы вышли к дацану. Пошёл дождь. Мы снова прибавили шаг и в 22:30 ввалились в ближайшую кафешку Аршана, где нас уже ждали ребята.

Праздничный ужин затянулся, и лишь к полночи мы вернулись в домики. Активный день не прошёл зря – на следующий день общий подъём у всех, кроме Сабира, состоялся только к обеду. Сабир подорвался аж в 8 часов опустошать местный рынок. Теоретически, он мог бы успеть сбегать на пик Любви до отъезда, потому как выехали мы с Аршана к 14:00.

Участники восхождения на пике Галина

Таким образом, траверс гребня от Галины до Трёхглавой является интересным и нестандартным маршрутом на эту вершину. Предполагаем, что данный маршрут соответствует 1Б категории трудности. Прохождение траверса требует от участников уверенных навыков передвижения по горному рельефу, а также наличия базового набора горного снаряжения. Возможен более простой вариант прохождения траверса – с обходом ключевого жандарма слева по ходу движения с потерей (и последующим набором) высоты примерно 100 метров*. Характерной особенностью траверса, как и большинства гребневых маршрутов, является отсутствие воды – на всём протяжении маршрута не было ни одного снежника (1 июня), вода была только в долине Бухоты.

* — При обсуждении в дальнейшем этого траверса в социальных сетях другими туристами был предложен вариант прохождения ключевого жандарма со спуском по правой его части (по ходу движения). При таком варианте прохождения требуются верёвочные перила протяжённостью всего 4-5 метров. Но, поскольку этот вариант мы не проходили, предлагаем описание нашего варианта прохождения траверса.

Техническое описание маршрута.

Снаряжение, необходимое для прохождения маршрута: личное – страховочная обвязка, ус самостраховки, карабины 4 шт., спусковое устройство (корзинка/восьмёрка), каска; групповое – расходный репшнур не менее 2 шт., верёвка основная не менее 30 метров.

Из Аршана подход к началу маршрута по ущелью Бухоты с подъёмом на пик Галина. Есть хорошая тропа. Начало маршрута также на пике Галина.

Участок R0-R1. Небольшая стенка с вершины пика Галина, обход слева по ходу движения. Далее по простому узкому гребню к пику Спелеологов, локальные выходы скал обходятся также слева. Движение одновременное, страховка не требуется. Протяжённость 1100 м., крутизна до 20⁰, н/к.

Участок R1-R2. Затем по изрезанному гребню через 2 «зуба» со спуском на перемычку. Первый «зуб» проходится в лоб, выход на второй «зуб» через обход скал слева по спиралевидной траектории вверх.

Спуск на перемычку в гребне в обход сбросов слева в неявный кулуар, затем вправо по скальным и травянистым полочкам до перемычки. Спуск камнеопасен, движение по одному. Породы разрушенные, крепление перил затруднено. Ввиду зигзагообразной траектории спуска по возможности не допускать нахождения участников друг под другом на разных полках.

С перемычки подъём на жандарм чуть левее основного гребня по травянистому склону и скалам в верхней части.

Движение одновременное, страховка руками за скалы. Протяжённость 500 м., крутизна до 45⁰ (спуск на перемычку 45-55⁰), I.

Участок R2-R3. Далее дюльфер 4-5 метров на широкую покатую полку. Затем движение вправо по узкой полке под скалу к месту следующей станции. Дюльфер 16-18 метров на седловину в гребне по наклонным плитам и внутреннему углу. Движение попеременное, организация станции за балду (в обоих случаях). Протяжённость 50 м., крутизна 70-75⁰, III.

Участок R3-R4. Далее по простому гребню со значительным набором высоты до вершины. Движение одновременное, страховка не требуется. Протяжённость 1000 м., крутизна 25-35⁰, н/к.

Спуск с вершины по маршруту н/к по Юго-Восточному гребню в цирк Бухоты и далее в Аршан.

Вид на траверс с гребня пика Любви
Вид на пройденную часть траверса с подъёма на жандарм (перед точкой R2)