Дневник
похода группы туристов
“Солнечный Кодар:
край медвежий и первого урана.”

Район путешествия: Кодар.

Иркутск 2011

Маршрут: Поселок Cтарая Чара – река Средний Сакукан – метеостанция Кодарручей Медвежийперевал Трёх Жандармовручей Медвежий — метеостанция Кодар — река Средний Сакукан – лагерь ГУЛАГа на Мраморном ущелье — метеостанция Кодар – радиалка на пост ГМС возле озера Углового — метеостанция Кодар — река Средний Сакукан — поселок Cтарая Чара.

Сроки: 18 августа — 27 августа

Участники похода:

1.Александр Иутинский

2.Владимир Ленденёв

3.Вадим (Иркутск)

4.Игорь (Новосибирск)

5.Собака Кэрри.

Человек берет себя с собой, когда он путешествует. Здесь он и выходит за свои пределы, становится богаче полем, лесом, горой.

Эрнст Симон

Песня о Кодаре Михаила Тараканова

Путешествия учат больше, чем что бы то ни было.

Иногда один день, проведённый в других местах, даёт больше, чем 10 лет дома.

Предисловие:

Идея этого похода витала в воздухе с майских праздников. Три месяца прошло, в томительном ожидании, предвкушения интересного похода. Проложен маршрут, куплены продукты.

Впервые о Кодаре я узнал из книги заслуженного путешественника России Сергея Воробьёва, побывавшего здесь еще в далёком 1974 году. Воображение рисовало далёкие суровые северные горы, вершины, бурные реки и каскады водопадов. Контраст этой северной пустыни на фоне десятка крупных ледников, завораживал…

И на фоне всего этой красотищи, трагично-героический образ первого атомного рудника в СССР.

Кодар, Кодар, эх в этом что-то есть …! Едем на Кодар!!!

Мы снова, снова едем в горы,
Здесь ширь и синева небес,
Красот суровые просторы,
Ведь вновь я на Кодаре здесь!

(Из моего сборника стихов).

Решаю вопрос о краткосрочном отпуске, короткие сборы, ожидание поезда Иркутск-Северобайкальск, и всё в путь, на Кодар!

Много дней сквозь дожди и бури,
Ведь преграды нас ждут на пути,
И река здесь ревет до дури,
И ее до утра не пройти.

Все грохочет здесь и клокочет,
Рассердился Кодар опять,
Словно нас он забрать все хочет,
Но река не течёт здесь вспять.
(Из моего сборника стихов).

Таким рисовало в стихах Кодар мое воображение. Перед глазами вставали образы, навеянные отзывами знакомых туристов, бывавших здесь ранее. Что же было – дальше в моём рассказе.

Скорый поезд несся с крейсерской скоростью, останавливаясь лишь на крупных станциях. Проехали Тайшет
Вокзал города Тайшет
, Братскую ГЭС, Усть-Кут, Железногорск-Илимский, тоннель под перевалом Даван в Байкальском хребте, и вот станция Гоуджекит.
Станция Go джекит

До поезда на Новую Чару было много времени и мы решили посетить термальный источник Гоуджекит или Солнечный. Он представляет из себя комплекс зданий, гостиниц и водолечебницы с кафе и 2 бассейнами под открытым небом с термальной горячей водой. Встретили здесь
Турист из Швейцарии на Гоуджеките
туриста из Швейцарии.

Этот источник превзошел все
В бассейне термального источника Гоуджекит
мои ожидания, чувствуется, что это не простая вода, а живая, которая реально лечит серьезные болезни. Лучший источник из тех, где мне приходилось бывать. Захотелось еще не раз вернуться сюда.

Полчаса на маршрутке по пыльной дороге вдоль одноколейки БАМа и мы уже в Северобайкальске!

В долгом ожидании вечернего поезда на Новую Чару, покупаем огромный арбуз и идём на местный пляж отдыхать.

Песчаный берег протянулся здесь от базы спецназа водолазов до частного сектора более километра. Хорошее, оборудованное место для отдыха. Есть русская баня с выходом практически в Байкал, детский городок, лежаки, беседки.

Местные жители отдыхали, загорали. К нам подошел человек, не говорящий по-русски, я заговорил с ним по-английски, благо знание языка немного позволяет. Им оказался финн, удивлённый тем, что только мы ели арбуз, остальные употребляли алкоголь, из-за этого он подошел к нам пообщаться.

Я уеду в горы надолго,
И забот уйдёт маета.
Чара там — сибирская Волга,
Городская уйдёт суета...
(Из моего сборника стихов).

Но вот уже вечер, поезд на Новую Чару. Купейные вагоны, сидячие места, но радует, что есть верхняя полка, там можно отдохнуть в долгом пути. Вагон полный, стоят в проходе. Чем дальше отъезжаем
Здание вокзала СевероБайкальска
от Северобайкальска, тем меньше становится пассажиров в поезде. В Новом Уояне лакомимся просто огромной вкуснейшей вяленой щукой. А вот и Таксимо, где большинство выходят, остается почти пустой вагон.

Ночью поезд замедляется до минимальной скорости, предстоит проехать один из порталов стройки века на БАМе — Северомуйский тоннель. Поражает сколько труда вложено сюда… БАМ — грандиозная стройка.

Каждая советская республика, крупный город, оставили здесь свой след в национальном колорите станций, вокзалов.

Утром слева стали видны горы Кодара, справа Каларского хребта. Облака зацепились за вершины в томительном ожидании ветра…

А вот и озеро
Леприндо
Большое Леприндо. Между ним и Малым Леприндо проходит ветка БАМа. Отличное место для рыбалки! Из разговоров слышал, что рыбу тут можно ловить чуть ли не руками, она тут практически никому не нужна.

Конечная станция — Новая Чара, идем на маршрутку.

Я везде здесь смогу пройти
По чащобам и перелазам,
По пескам, без дорог почти,
По горам, по любому пути,
Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,
Одолею любые тревоги,
Только знать бы, что все не зря,
Что не сгинешь где-то в дороге.

(Э. Асадов).

Едем по асфальтированной дороге, местами размытой наводнением, в поселок Чару. Поселок растянулся на многие километры вдоль реки Чара.

Много лет мы все ходили,

По тайге, да по горам,

Сто бродов перебродили,

Лишь оставив сердце там.

Здесь на танках,только в пору,

Ездить и не застревать,

Но ползем мы снова в гору,

Нам не надо унывать.

Походили все же немало,

По горам в сырой тайге,

На перевалах нас бросало,

От ветров и в той пурге.

Находим дорогу в сторону уранового рудника и начинаем путь. Она идет через сплошные болотины, во многих местах размыта. Встречаем в одной из таких болотин
Засели по самое...
ЗИЛ-131, засевший по самое брюхо. Тщетные попытки выбраться, погружают его все глубже и глубже …

Продолжаем путь в тучах мошки, очень выручают накомарники. Мошка залезает везде, съедает заживо. По дороге лакомимся голубицей, брусникой. Вечером выходим на плато поймы реки Средний Сакукан. Стал виден вход в ущелье Среднего Сакукана — своеобразные ворота на Кодар. Здесь и решили разбить лагерь, благо чуть выше на террасе отличная стоянка со столом, дровами и лежаком из тонких березовых стволов.

День начали с фотосессии. В это солнечное утро, фотогеничное ущелье и растянувшийся длинной горной цепью Кодар, играя контрастом в лучах солнца, радовали красками. Рядом шумел, переливами, Средний Сакукан.

Ты по тропе идешь многообразной,
И наслаждаясь красотой, не замечаешь путь..
И с каждым шагом становится все разным,
И ведь назад, уже не повернуть...
(Из моего сборника стихов).

Дорога подводила все ближе к ущелью, и полого незаметно уходила вверх. Целый день мы шли вдоль реки, любуясь красотой. Перед автобазой БОРЛАГа встали на ночь.

Утром нас “обрадовал” охотник известием о том, что в 200 метрах от нас бродит медведица. Пожелал хорошего пути и сказал идти греметь, шуметь. Тайга богатая, медведи сытые, добрые и обычно уходят, как почуют человека.

Вскоре наткнулись на свежие медвежьи следы, стало не по себе … Они уводили вниз через бурелом к реке. После медведя в буреломе осталась целая дорога. Шумя, двинулись дальше.

Прошли развалины
Развалины
барака
автобазы нижнего лагеря БОРЛАГа, зимовье этого охотника. Над дорогой, покачиваясь от ветра и склоняясь над аллеей, стонали высокие ивы.

Начались серьезные препятствия — речки Шаньга и плотина Поливанного. На них, из-за высокой воды, если верить отчётам, что стоят по нескольку дней. Нам же повезло – давно не было дождей и мы их перешли без проблем.

Ручей Поливанный, как и одноимённый пик над ним, назван из-за ефрейтора Поливанного, погибшего здесь. Зеки проиграли его в карты и зарезали.

Подошли к мосту на правый орографически берег. Он разрушен. На том берегу, могила геолога Азаровой, погибшей при разведке пластов каменного угля для нужд лагеря, и чьё имя носит один из ледников неподалёку.

Средний Сакукан стиснулся скалами, стали видны каскады водопадов. Река
Первый водопад ниже ГМС Кодар
за многие века пропилила здесь себе дорогу в скальном массиве.

Слева виден подъём в сторону перевала Балтийский. Бродим по колено Средний Сакукан, радует низкий уровень воды в реке. Поднимаемся на террасу и вот цель нашего путешествия метеостанция Кодар, откуда мы будем совершать радиальные выходы по примечательным местам в округе.

Не ходи по косогору, сапоги стопчешь

(народная пословица)

Неспешные сборы утром, торопиться некуда, отдыхаем, у нас фототур. Тропа уходила вверх, в ущелье ручья Медвежий, через сплошные заросли кедрового стланника. Чем выше поднимались, тем все больше поражала и завораживала панорама гор, открывавшаяся вокруг…

За поворотом долины стала видна вершина пика Сыгыкта – возможно высшая точка Иркутской области. Здесь, за перевалом Медвежий в истоках Витима, проходит граница с Забайкальским краем.

Заметили большой широкий водопад, спустились под него. Струи красиво растекались по скале, падая в чашу водопада.

Я стою на белой горе и гляжу в синеющую даль пройденных дорог. Впереди высится вершина под голубой папахой снегов. Удастся на нее взобраться – увижу новые дали…»

А. Кешоков, кабардинский поэт, из повести «Вид с белой горы»

Тропа увела налево к трем горным озеркам. Стала видна громада высшей точки Кодара пика БАМ.

Раньше полагали, что на севере нет пиков трехтысячников, пока не уточнили высоту пика БАМ. Также и с ледниками. Думали, что на севере нет ледников, пока их не обнаружил в 19-м веке французский ученый.

Здесь воздух кажется хрустальным,
За пеленой седого дня,
Ведь где-то там за Перевальным,
Кодар выбрал здесь меня.

Я где-то здесь встречал рассветы,
Закаты здешнею порой,
И горы звали где ты, где ты,
Но в сердце вы всегда со мной!
(из моего сборника стихов)

Длинным языком, с перевала Трёх жандармов, сверкал отблесками солнечных лучей ледник Азаровой. Справа невдалеке, своей неизвестностью манил перевал Медвежий. От всей этой красотищи хотелось петь, лететь над горами словно птица.

Начали подъем по крутой морене, за ней начался ледник Азаровой. После перекуса двинулись дальше по леднику к перевалу.

Ледник обрамляли суровые вершины, из частокола пиков хребта, словно китайской стеной. Ледник сильно подтаял, множество трещин, глубоких промоин затрудняли движение.

Но вот мы в начале ледника. Впереди, невдалеке за перевалом, высится громада пика БАМ — высшая точка Кодара. Рядом с нами стоит покосившийся прибор гляциологов с надписью “Москва”, для изучения движения ледника.

Солнце заходит за горы, становится прохладно. Не спеша фотографируем эту красотищу и спускаемся вниз, неожиданно встретив росомаху. Она нас явно не ждала. Пока ставили телеобъектив, он убежала. Неудача.

Возродимся из огня и камня,
И спустившись с заоблачных вершин,
О себе давно уже не помня,
Никуда уже мы не спешим...
(из моего сборника стихов).

Траверс вдоль скал справа от ледника по крупным камням вывел на очень крутой и довольно веселый спуск с морены. Тропа здесь отмечена турами из камней и красными кольями. Сыпуха этого курумника не очень радовала, как и шутки сверху про спуск камней. Живые камни, уходили один за одним, из-под ног.

Аккуратное осторожное движение вниз, с выбором оптимального места спуска, вывело к озерку изумрудного цвета.

После перекуса двинули дальше.

Нитка тропы убегала вниз через заросли кедрового стланика вдоль ручья Медвежьего. Вскоре мы вернулись назад в уютную избушку метеостанции – приют для усталых туристов.

Много лет здесь уже не было туристов с авиазавода. С того времени, как команда, в которой они участвовали, заняла первое место в чемпионате России по лыжному туризму.

На следующий день решили отдохнуть на водопадах. Целый день загорали, купались, отдыхали. Удалась фотосессия, каскадам водопадов можно было посвятить целый день. Солнце жгло, растекалось негою по телу. Не зря Кодар называют Солнечным. Здесь очень много солнечных дней.

Здесь верхом не пройти,
Внизу кипит котел,
С каньона не уйти,
Ураган все ветром смёл.
(Из моего сборника стихов).

Утром решили идти на урановый рудник в Мраморном ущелье. Пройдя несложные броды, уперлись в ручей Метельный. Он стал практически непреодолимой преградой на пути. После ночных дождей сильно поднялся уровень в реках. Течение просто сносило, можно было погибнуть. Начали искать место брода – наверху перейти бесполезно, внизу ручей Метельный впадает в каньоне. Я заметил только одно место, где можно перейти – своеобразная, подпруженная плотина из крупных камней, о чем и сказал друзьям. Здесь скорость течения была намного ниже, хоть и было глубже. Решаем бродить здесь стенкой. Глубина по пояс, перешли проблемно, но главное безаварийно. Выливаем воду из ботинок и вперед!

Выходим на дорогу, которая ведет на Мраморное ущелье.

Дорога, длиной около 50 километров построена заключенными ГУЛАГа в 1949 году за пару месяцев. Около 200 человек гнали с этапом с поселка Могоча без теплых вещей, за 600 километров с обозами, более половины померзли в пути (по архивным данным, после этого перехода 150 заключенных оказались нетрудоспособными. Документально зарегистрирована смерть только семи человек) и за убыль рабочей силы начальника этого лагеря определили к ним же строить лагерь и добывать уран. Об уране они не знали, им сказали, что они добывают свинец. На этой породе и спали, облучаясь.

Новый начальник все сделал для того, чтобы обеспечить наилучшее снабжение среди лагерей ГУЛАГа. Заключенные за день делали три трудодня и через 3 месяца выдали первый советский уран, из которого и сделали первую советскую атомную бомбу. Жизнью, заплатив за это, но обеспечив будущее своей страны.

“Смотрю на эти суровые вершины, глубокие ущелья и невольно думаю: а ведь прежде чем сюда пришли праздно шатающиеся, здесь прошли совсем давно сначала геодезисты, потом геологи, потом горно разработчики с зэками. Пришли по работе, пришли по нуждам страны. Пришли при любой погоде в глухие неизведанные места, чтобы добыть необходимый стране металл. Не надо забывать бы об этом (Ю.Кузнецов).”

Серпантин дороги убегал змейкой вдоль склона, а мы поднимались все выше и выше в горы. Местами дорога взорвана и переходит в крутую скользкую горную тропу. Периодически деревья расступались, открывая перспективу гор, ущелья реки Того, падающую высоким водопадом по склону.

Где-то в складках тумана,
Средь белесых заснеженных гор.
Я скажу тебе без обмана
Как прекрасен Кодарский простор.

Припев:
В небесах, ты паришь как вольная птица
Чудеса, над тайгою, тайгою кружится...
(Из моего сборника стихов).

Граница леса, идем в облаках, там, где ничего не видно в перспективе, кроме столбов бывшей линии электропередач. И тут неожиданно облака начинают рассеиваться, как будто ждали нас. От реки поднялись почти на полкилометра по высоте.

Входим в горловину Мраморного ущелья. Упитанные сурки, как часовые, вытягиваются в столбики и начинают пронзительно свистеть. Такое ощущение, что охранники здесь по-прежнему несут свою службу. На фоне всего этого великолепия гор показался такой ужас… Лагерь ГУЛАГа.

Ликвидировать Борлаг начали по распоряжению N 211 МВД СССР в начале 1951 года. Основную часть заключенных вывезли отсюда на урановые объекты: рудники под Ленинабадом и в Челябинск-40. "Освободившихся заключенных в количестве 752 человека" на самом деле не освободили, а отправили в лагерь строительства, 16, на станцию Китой. Туда же доставили и тех, кто обрел "волю" через "сталинские вахты". Около 700 человек должны были остаться на месте для использования "по особому распоряжению". Это был период, когда в полную силу закрутилось адское колесо уранового ГУЛАГа. И заложником становился каждый, кто в него попадал.

Всё сдвинуто, всё порвано,
Вокруг уж ничего,
В клочки там все разорвано,
Одно лишь решето.

(Из моего сборника)

В одном из бараков для персонала в более или менее нормальном состоянии одна комната: нет окна, есть двери, полати и рабочая печка буржуйка. Над ней с одной стороны протекает крыша.

Соседняя комната, когда-то обитая фанерой, находится в неудовлетворительном состоянии.

Возле этого барака целый музей под открытым небом. Огромная мясорубка с надписью Ростов, большие слесарные тисы, камнерезы, пилы, различный инструмент, предметы обихода, одежда, обувь. Все это сохранилось здесь благодаря очень высоким зимним отрицательным температурам до минус 60 градусов.

Варим обед, обедаем и идем смотреть окрестности.

Доходим до зоны отчуждения. Она огорожена колючей проволокой, стоят смотровые вышки. Под одной из них подвешен кусок рельсы, как ударишь по ней железякой, пробирает до жути…

Вокруг в камнях стоят небольшие землянки. В них выживал тот, кто был ближе к печке.

Проходим мимо мемориальной таблички, установленной учеными ядерщиками из города Сарова. Слева наверху виден забетонированный вход в портал урановой штольни, которую, по словам местного эвенка, взорвали вместе с врагами народа и запечатали свинцовой пластиной с надписью и факсимильным оттиском "ГУЛАГ СССР. БЕРИЯ".

За весь период работы лагеря добыли одну тонну двести килограммов чистого металла — это только одна сотая необходимой загрузки уранового реактора. Наверное, и судьба Борлага — тоже лишь одна сотая часть драматической истории создания атомного щита Советского Союза.

Рядом кладбище, торчат домовины из-под камней. Хоронить было негде, заваливали породой из камней. Становится не по себе, словно земля горит под ногами и очень грустно от всей этой жути. Появляется желание быстрее уйти отсюда.

Хоть упал, не ослаб и не сдался,
Ведь и был тот нелегкий путь,
И в живых лишь тогда остался,
Что назад уже не вернуть.

Не вернуть те мечты и надежды,
Битвы той жизненный путь,
Будет всё так же, как прежде,
Раньше времени не уснуть.
(Из моего сборника стихов).

Хотели заночевать здесь, но из-за радиации решили идти назад. Времени в обрез, быстро собираемся и бежим вниз. Нужно выйти до темноты.

Упасть и разбиться,
Идти и страдать.
К вершинам стремиться,
И сердце отдать.

(Из моего сборника стихов).

На спуске не повезло, проверил камень, подошва не скользит, но все же, при попытке помочь нашей собаке залезть на небольшой валун, подскользнулся на влажном камне и ушел назад головой об скалы, словно маятник. Потемнело в глазах. Первый подобный случай за 13 лет занятий горным туризмом. Быстро постарался прийти в себя и уже очень осторожно продолжил движение по крутому скользкому участку. Будь настороже и будь осторожен. ГОРЫ!!!

Впереди ждали еще множество бродов и опять Метельный !

В этот раз, зная место брода и не теряя времени на его поиски, быстро форсировали его и не заметили, как перешли. Далее остались лишь простые броды.

Начало понемногу темнеть, идя первым, заметил среди деревьев во мхах палатку, что очень удивило. Пока здесь не повстречали никого и подошли познакомиться. Оказался турист с Новосибирска, только спустился с перевала Балтийский. Там ему удачно повезло разойтись рядом с медведем. Не порвал.

Он быстро собрался и присоединился к нам. Уже впотьмах пришли на метеостанцию.

Злые ветры с перевала,

Что-то вдруг сверкнуло ярко,
Мы теперь в аду !
(Из моего сборника стихов).

Утром собрались в радиалку на озеро Угловое. Со стороны Витима несло что-то нехорошее. Черные тяжелые свинцовые тучи заволокли всю долину, горы спрятались в них. Похоже было, что пойдет снег, уже конец августа, горы, север. В итоге пошел просто дождь с градом, да какой!

Я решил отлежаться после вчерашней травмы, болела и кружилась голова. Остальные выдвинулись на озеро Угловое.

Возле кострища заметил интересного зверька, присмотрелся – горностай, рыжий верх и белый низ. Покормил его практически с руки, забавный зверек, ручной и любопытный. Жаль аккумулятор в фотоаппарате разрядился не вовремя.

Вскоре вернулась группа с радиалки. Удалось дойти только до поста метеостанции, дальше непогода не дала. Все промокли под дождем и градом, намерзлись.

Ужинаем, знакомимся с группой опытных альпинистов студентов из Москвы, которая только подошла, песни под гитару и отдыхать. У них завтра маршрут на 2 недели, а нам в путь, назад домой!

Сквозь ветра, дожди и вьюги,
К цели мы опять идём,
Ведь не в Сочи, не на юге,
Солнца мы совсем не ждём.

Дует ветер, завывает,
Словно песнь свою поёт,
А турист все напевает,
И вперёд, вперёд идет!
(Из моего сборника стихов).

Утром короткие сборы. Перед выходом потеряли самого главного и выносливого туриста нашу комнатную собаку Кэрри.
Сразу сказал, бросать здесь нельзя! Стали искать, вскоре нашли под полатями.

Уровень в реке резко вырос, поэтому бродим выше — ручей Медвежий и Средний Сакукан. Идем вниз уже знакомой тропой, вскоре она переходит в дорогу.

И уже знакомым путем, не спеша идем вниз, лакомясь на плантациях голубицы и брусники, наслаждаясь природой и фотографируя ее.

Преградой лишь стала речка Шаньга, которую
цепляясь за камни перебродили выше пояса. Уносило вниз. Остальные речки не вызвали затруднений.

Над Кодаром сегодня гроза,
И не знаем , что завтра нас ждет.
И дождинка словно слеза.
По палатке течёт и течёт.

Здесь облака, туманы,
Туманы и дожди.
Суровые здесь горы,
Иди, надейся, жди.
(Из моего сборника стихов).

Напротив водопада встаем на ночлег, накрапывает дождь. До Чары остался всего день пути.

На следующий день идем, фотографируем. Встаем на обед, отдыхаем. Рядом шумным потоком бежит бурный Средний Сакукан. Вокруг летают бабочки, нежной трелью заливаются птицы.

А вот и осень золотая
Вступает вновь в свои права.
И снег вершины покрывая,
Как будто говорит: "Пока"...
(Из моего сборника стихов).

После обеда через пару часов вышли из ущелья на плато широкой поймы этой реки. Далее дорога уходила налево к озеркам. В глазах рябило от контраста зеленых лиственниц и увядающих берез, на фоне пронзительно синего неба. Чувствовалось дыхание осени….

В тиши озёр я слышу эхо…
Здесь нет мирской той суеты.
На Кодар медвежий я приехал,
Горный край суровой красоты.
(Из моего сборника стихов).

Слева показались озерки. Оказывается, по карте под хребтом их много. Мы посетили только четыре, и решили остаться здесь на ночь. Очень красивое фотогеничное место. По озеру плавали утки, значит рыба есть. Начали рыбачить, но рыбалка не задалась.

Кругом хвойные леса, болота и наледи, самый северный ландшафт,- и вдруг пески, связанные в сознании со среднеазиатской жарой.

В. Кальянов

На следующий день решили посетить уникальное место на нашей планете, самую северную пустыню — Чарские пески.

Справа с вершины сопки стали заметны барханы. Вскоре дорога дошла до малозаметной развилки и увела тропой направо в сторону Среднего Сакукана по насыпи бывшей телефонной линии. Через 20 минут уже стояли на берегу. Здесь место брода к Чарским пескам. Нашли хорошее место под палатки на длинной песчаной косе.

После обеда, начали бродить Средний Сакукан. Быстрая скорость течения, осложнялась большой глубиной брода выше пояса. Перейдя его почти вплавь, через болотину вышли к краю пустыни. Оставили здесь лишние вещи, взяв лишь необходимое.

Поднялись по склону на бархан. Удивительное место. Прямо, насколько видел глаз, были одни пески с барханами, обрамлённые слева Удоканским хребтом и справа Кодарским.

Пустыня Чарские пески — уникальный памятник природы.

Площадь ее составляет 200 кв. километров, барханы находятся постоянно в движении и некоторые поднимаются до 80 м. По пескам идет автомобильная дорога для гусеничного транспорта.

Забавно смотреть, когда вместо верблюдов по пустыне на северных оленях едут местные жители эвенки. Зимой также забавно смотрятся туристы лыжники, едущие на лыжах по пустыне.

Интересная прогулка по пескам пустыни вывела к оазису островка зелени – лиственницы, березы. Рядом крутой склон бархана, похожий на кратер. Из-под него весело журчал ручеёк, приток Среднего Сакукана.

Вдали показался бархан, самый высокий в округе. Поднялись на него. Ветер сдувая, уносил песок по склону. Дружно принялись фотографировать, получились интересные кадры.

В это время над Кодаром творилась какая-то феерия. Весь хребет, насколько было видно, закрыли тяжёлые черные тучи. А в горах видимо шел снег. Хорошо, что вовремя удалось спуститься с гор, до снега. Над песками пыталось пробиться солнце, ослепляя объектив. Не лучшая погода для фотосъёмки.

Если ты полюбишь север, не забудешь никогда!

(цитата из песни)

Над пустыней тоже начали собираться тучи. Возвращаемся назад, но на подходе к реке, нас всё же застает дождь. Насквозь промокшие, быстро бродим Сакукан, переодеваемся и отдыхать. Но спать не дает полная палатка мошки. Нигде ее столько не встречал, заедает заживо. Но радует, что завтра поезд и домой! Хотя прикипел душой к этим суровым, но красивым местам.

Ночью до того достала мошка, что как только начало светать, стали собираться. Над рекой плыл туман, утро туманное, утро седое… Невольно вскинул фотоаппарат, получился очень красивый пейзаж.

По насыпи вышли к дороге на Чару. Вскоре подошли к окраине поселка. У одного из домов стоял тот застрявший в болотине ЗИЛ-131.

Из-за туч выглянуло солнце. Пошли купаться на озеро, приводить себя в порядок после похода. И в итоге день разгулялся, светило яркое солнце. В долгом ожидании автобуса на Новую Чару, пошли по соседним магазинчикам. Соскучились по нормальной еде.

Мимо проходили местные жители — эвенки в поисках денег и огненной воды. У эвенок нет фермента, который перерабатывает алкоголь, он копится у них в организме и в итоге они умирают.

Вскоре подошел рейсовый автобус на Новую Чару. Через полчаса были уже на месте. Отобедав беляшами в местной столовой при гостинице, пошли гулять по поселку.

Радовала демографическая ситуация в поселке. При температуре до минус 60 зимой особо по улице не погуляешь, видимо поэтому много детей.

Кроме панельных домов, люди здесь все также живут в одноэтажных времянках со времени освоения БАМа.

В ожидании вечернего поезда пошли в местный краеведческий музей, но в воскресенье он не работал.

Постучались, и специально для нас провели экскурсию по экспозициям. Заинтересовал стенд про БАМ. Когда-то на Удокане произошло максимальное катастрофическое землетрясение в 12 баллов. Реки поменяли русла, из-под земли забил горячий гейзер.

Оказывается, в 90-е гг. на Удокан пробросили ветку БАМа на одно из крупнейших месторождений меди в мире – Чинейское (20000000 тонн меди, 60% запасов меди России). Но с хозяином не срослось, месторождение пришло в упадок. Железная дорога разрушена. Медь в Челябинск теперь возят с Монголии.

Больше всего понравились экспозиции доисторических животных и про обычаи эвенков. За стеклом лежали зубы и кости мамонта, шерстистого носорога и других животных, обитавших здесь в доисторические времена.

Приближался вечер. Наш попутчик с Новосибирска проводил нас до вагона и поезд тронулся. За окном стали мелькать знакомые названия станций, посёлков. Стемнело. Ночью поезд опять замедлился, проезжали Северомуйский тоннель. За окном лишь периодически мелькало дежурное освещение фонарей.

На нижнюю полку полупустого вагона лег парень в пьяном угаре. Всю ночь он всхлипывал, не давая нормально отдохнуть и вспоминая какую-то Настю. “Настя приди, Настя ты где, Настя не могу без тебя…” Хотел бы я видеть эту Настю, из-за которой он так убивался. На полу в купе валялись его деньги, пришлось ходить по ним. Проводник высадил его в Таксимо. Поезд стоял здесь 20 минут, сбегал на вокзал купить беляшей. Денег на полу уже не было.

Перед обедом прибыли в Северобайкальск. Хороший и компактный городок, с населением около 25 тысяч человек. На одном из домов табличка – первый многоэтажный дом, построенный строителями из Ленинграда. Порадовал необычным, авторским дизайном вокзал, словно чайкой, взмывающей в небо.

В ожидании поезда гуляли по городу до вечера, долго отдыхали на пляже, кушая большой арбуз. Солнечный, яркий день поднимал настроение, стаи чаек летали вокруг, нарезая виражи над нами. Мы устроили на них удачную фотоохоту.

Но вот уже вечереет, пора на поезд. За окном все также мелькали знакомые названия станций, поселков, городов. В Нижнеудинске вагон забился полностью, шесть сидячих мест в купе. И вот спустя два дня прибыли домой в Иркутск, где ждали родные.

Поход получился коротким, но насыщенным эмоциями и впечатлениями, от увиденных и запечатлевшихся в памяти уникальных, красивейших мест. Таких немного на нашей планете Земля.

Прощай Кодар! Прощайте суровые горы, высокие пики, перевалы...

Но почему прощайте? До новой встречи, до свидания Кодар!

Думаю еще не раз, мы посетим эти уникальные места.

Александр Иутинский

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Александр ИутинскийОтчёт написан давно, уже вышла статья в газете.
Недождавшись редакции Владимира выложил. Постепенно в в него будут добавлены фото их около 1000. Жду комментариев и критики.
15.05.2012, 21:21:57 |

Александр Иутинский: Постепенно в в него будут добавлены фото их около 1000.

Александр, так не годится. Будьте требовательнее к своим фотографиям, отбирайте только лучшее. Вы и так уже выставили очень много (не здесь, в тексте, а вообще с этого похода). Хотите выставить всё — выставляйте на любом из сайте, предназначенном для этого ("в контакте", "яндекс фотки" и т.д.), а сюда поместите ссылку.

А пока было бы неплохо привязать фотографии, на которых видны какие-либо географические объекты, к схеме.
15.05.2012, 22:44:30 |

Александр Иутинский: Жду комментариев и критики.

Александр, а что, в газете вот в таком виде и напечатали? Со всеми ошибками, с "атомным" рудником и... (дальше я пока не читал)? А в какой газете?
16.05.2012, 01:17:25 |
Виктор КрассАлександр, а есть ли у Вас фото штольни?
17.05.2012, 00:24:20 |
Егор ПолтавченкоАлександр, рудник урановый далеко не первый в СССР.
17.05.2012, 06:28:41 |

Егор Полтавченко: Александр, рудник урановый далеко не первый в СССР.

Рудник, может, и не первый, а вот первую атомную бомбу СССР сделали именно здесь. Она до сих пор хранится в музее г. Сарова. Если интересно кому — могу рассказать историю, у меня есть книжка про этот лагерь и бомбу.

Виктор Красс: Александр, а есть ли у Вас фото штольни?

Загляните в мой фотоотчёт по Кодару на странице Кати Зуевой, там штольня есть. До неё далеко не все могут подняться — тяжело (морально и физически, радиация всё-таки).
17.05.2012, 08:39:31 |
Марина Васильева (Красноштанова)Ой, простите, конечно же, не бомбу сделали, а добыли здесь уран для первой бомбы :-) Утренняя спешка... Всё на бегу, между дел. Сорри.
17.05.2012, 08:43:44 |
Юрий ДаниловЯ извиняюсь, но мифически-урановая тема совершенно ни к чему. Поход интересен и без этих фантазий. А "первый уран" добыли не здесь. Сотни тонн урановой руды добывали уже в 1944 г. (Таджикистан, Киргизия). И для бомбы нарабатывать материал стали уже в 1948г. А поход и рассказ интересный.
17.05.2012, 16:38:42 |
Виктор КрассЯ тоже извиняюсь, но, по-моему, "мифически-урановая тема" как раз и была одним из объектов этого, безусловно интересного похода.

Марина Васильева (Красноштанова):  Если интересно кому - могу рассказать историю, у меня есть книжка про этот лагерь и бомбу.

Мне интересно!
17.05.2012, 18:43:41 |

Виктор Красс: Я тоже извиняюсь, но, по-моему, "мифически-урановая тема" как раз и была одним из объектов этого, безусловно интересного похода.   Марина Васильева (Красноштанова):   Если интересно кому - могу рассказать историю, у меня есть книжка про этот лагерь и бомбу. Мне интересно!

В ближайшее время загляну в книжку и напишу об основных моментах. Я тоже считаю, что Мраморное ущелье — это один из ключевых туробъектов Кодара. А про уран, добытый именно там для первой атомной бомбы — это в той книжке пишут. Думаете — врут? Я не думаю. Потому что знакома (заочно) с автором книги.
17.05.2012, 18:57:12 |
Юрий ДаниловОбрати внимание на последние абзацы: http://sibirica.su/glava-pervaya/tayna-mramornogo-uschelya-sekretniy-uranoviy-lager/stranitsa-2
Да и добывать там начали к лету 1949. А бомба взорвана в августе.
17.05.2012, 20:21:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Нашла книгу. Называется "Ключ Мраморный. U238, Хроника первого Забайкальского урана", автор — Анатолий Снегур. Участвовал в строительстве БАМа, жил в Чите, теперь — в Сарове, журналист. Использованы материалы и фото Л.Я. Пахарьковой — одной из лучших альпинистов страны того времени, участвовавшей в открытии месторождения лично (жила в г. Сарове).

Кстати, именно Л.Я. Пахарьковой саровские альпинисты и туристы поставили мемориальную доску в Мраморном ущелье (кто был там — видел, наверное).

Цитирую из аннотации:
... — история открытия и освоения первого Российского уранового месторождения Мраморное в верховьях реки Средний Сакукан Центрального Кодара, где была найдена и первая советская руда с процентным содержанием урана. Для её промышленной добычи в системе ПГУ при Совмине СССР в 1949 г. было создано Ермаковское рудоуправление и организован Борский ИТЛ МВД СССР (Борлаг)....
17.05.2012, 21:12:11 |
Марина Васильева (Красноштанова)Это не единственная книга Снегура о Кодаре и БАМе. Есть ещё "Золотое звено", "География Каларского района", "Кодар: на изломе судьбы".
Все книги написаны документально, факты — со слов свидетелей того времени. Да и сам Снегур — был свидетелем. И Пахарькова — тоже свидетель (живы до сих пор).
Я больше верю свидетелям и книгам, чем мифам в интернете.
17.05.2012, 21:16:32 |
Юрий ДаниловНе буду цитировать учебник по геологии урана, по которому сдавал экзамен в 1974 году. Лучше дам ссылку для разрядки:
17.05.2012, 22:11:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)Юрий Михалыч, я с Вами спорить не хочу, потому что уважаю Вас. НО ведь нас с Вами там не было, и каждый из нас волен верить тому или иному источнику информации.

По просьбе Виктора Красса не поленюсь, процитирую ещё несколько фактов из книги (все задокументированы), извиняюсь, что кратко и сокращенно:
20.08.1945 — орг. спец. комитета при СовНарКоме СССР и Первого Глав. Управления.
9.04.1946 — Начало Российского ядерного центра ВНИИЭФ
1947 — организация Сосновской экспедиции, открытие месторождения.
22.02.1948 — Постановление Совета Министров СССР о геологоразведочных работах.
октябрь 1948 — первая рудная проба, доставлена в приёмную Л. Берия.
ноябрь 1948 — принято решение о добыче руды на Мраморном.
6.01.1949 — письмо Берия Сталину об открытии нового месторождения в Мраморном.
14.01.1949 — проект постановления Совета Министров СССР "О мероприятиях по обеспечению разведки и подготовки к эксплуатации месторождения СВИНЦА (читай — урана).
15.01.1949 — Первая директива Сов. Мин. СССР по Забайкальскому урану.
24.01.1949 — подписан приказ об организации Борлага.
29.08.1949 — взрыв первой советской атомной бомбы.
29.10.1949 — Постановление Сов.Мина СССР "О развитии атомной промышленности".
1949-1951 — работа лагеря.
17.09.1951 — Постановление о расформировании Ермаковского рудоуправления.
3.10.1951 — закрытие Борлага.
1964 — попытка вернуть уранодобычу на Читинском севере.
17.05.2012, 22:38:07 |
Юрий ДаниловРади бога, пусть будет так... и золото Колчака пусть будет на КБЖД, и многое другое, что пробуждает интерес к истории родного края...
17.05.2012, 23:11:02 |
Виктор КрассСпасибо, Марина!
Кстати, во ВСОРГО 24.05.12. в 15-00 в конференц-зале Института географии СО РАН, одной из тем докладов будет как раз — "Шумакские источники: тайна золотой жилы Демина. Новые данные о золотом составе Колчака."С.Н.Волков".
18.05.2012, 00:50:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)Юрий Михалыч, а почему бы Вам и не процитировать учебник? Мне тоже интересно. Не столько интересно — первый или не первый это был уран (какая разница теперь), а насколько не совпадают источники советского времени и современные. Т
Тогда же ещё и утаивали многое, а Мраморное вообще было засекречено, даже официально оглашено как "добыча СВИНЦА".
Одно дело мифы, а другое дело — официальные документы того времени, да и ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" — солидная организация, к чему им-то мифы сочинять? У них музей, старые документы сохранились, всё запротоколировано...
18.05.2012, 08:02:57 |
Марина Васильева (Красноштанова)Виктор, Вам спасибо за приглашение. Вряд ли получится, но попробую.
18.05.2012, 08:03:51 |
Виктор КрассМарина, это приглашение не от меня. Я сам там буду гостем.