Природа Байкала | География Саян
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
География Саян
Евгений РензинКак известно, Саяны делятся на несколько частей. Для нас (меня) наиболее известной является их восточная часть, которая в свою очередь подразделяется на следующие районы: Тункинские и Китойские гольцы; район г. Мунку-Сардык; Долина Вулканов; Тофалария (чего забыл?).
Есть ещё западная часть. Здесь мне известен только район Ергаков (очень абстрактно). Я подозреваю, что к Западному Саяну относится и всё то, что расположено за границей Бурятии с Тувой.
Вопрос №1 — еть ли в природе Центральный Саян и чем на западе (юге и севере) заканчиваются Саяны?

Вопрос №2 такой — Какие вы знаете подъездные пути к Саянам?
Дорога в Тункинской долине (до Орлика) мне, конечно, известна. Ещё я знаю, что в Саяны можно попасть от пос. Онот (Черемховский р-он) и за бешеные деньги из Нижнеудинска заброситься до Верх. Гутары (Тофалария).
Вопрос возник вот в какой связи. На недавно появившейся в продаже карте Тофаларии я обнаружил железную дорогу, которая прямо от Тайшета идёт на юго-запад, вроде, до Абакана. Я и раньше знал, что до Абакана есть ж/д ветка, но она отворачивала от Транссиба в Ачинске (западнее Красноярска).

Всё это интересует потому, что неплохо было бы пройти Саяны насквозь. Естественно не целиком, а, например, от Орлика, через границу с Тувой и выйти где-нибудь в Красноярском Крае. Или от Верхней Гутары и ... опять в Красноярский край:). В общем, чтобы маршрут был не кольцевой, а линейный.
Из таких реальных маршрутов, мне известны только два варианта. Оба из Тункинской долины и до Онота или до Раздолья (вниз по Китою).
10.01.2008, 00:33:02 |
Кирилл ГуревичОт Красноярска до Абакана есть две дороги. Одна идет по левому берегу Енисей, она вам не подходит. Друга, относительно новая, идет по правому берегу. Она проходит через р. Мана, р. Сисим. В районе Манского белогорья. Есть ли выезд на эту дорогу с Тайшета не знаю. По ней красноярцы и ездят на Ергаки. Рядом с Ергаками есть еще один хребет — Арадан. Если Ергаки уже затоптали... :( то Арадан немного дальше и еще не успели.
Если вас интересует более западная часть Саян, то можно воспользоваться и первой дорогой. Качество покрытия на ней гораздо лучше :) По ней вы можете добраться до самой высокой вершины Западного Саяна — Кызыл-Тайга (3121м.) От Красноярска до Абакана. Потом по дороге на Кызыл, через Абазу.
10.01.2008, 12:07:10 |
И. ФефеловЖ/д Абакан-Тайшет построена в 1960-х гг. (т.е. на 30 лет младше, чем Ачинск-Абакан, но тоже уже не новая).
10.01.2008, 13:20:34 |
Кирилл ГуревичЯ имел ввиду автодорогу. Та, которая идет через Ману и Сисим построена недавно. Точнее, она была там и раньше, но проехать там было очень сложно. Лет 7-8 назад ее стали отстраивать. Сейчас там приличное полотно, только асфальт не везде. Ходят рейсовые автобусы.
10.01.2008, 13:49:14 |
И. ФефеловКирилл, это-то понятно. Я это Евгению про ту ж/д.
10.01.2008, 15:15:18 |
Valer Если не ставить целью проход по Туве,то можно выйти на ж.д в районе ст.Курагино. Абакан довольно глубоко в степи, смысла стремиться туда особого нет, разве только на самолет. Разрабатывал когда то маршрут туда от Долины Вулканов,но по разным причинам так пока и не прошел.
10.01.2008, 17:04:04 |
Вячеслав Петухин

 Евгений Рензин:  Как известно, Саяны делятся на несколько частей. Для нас (меня) наиболее известной является их восточная часть, которая в свою очередь подразделяется на следующие районы: Тункинские и Китойские гольцы; район г. Мунку-Сардык; Долина Вулканов; Тофалария (чего забыл?).



Всё намного сложнее, как видно из вот этой картинки — http://nature.baikal.ru/files/320/scheme_hrebtov_sayana.gif

Всё это интересует потому, что неплохо было бы пройти Саяны насквозь.


Мне кажется это довольно искуственным. Саяны — они разные. И чтобы это увидеть и понять, лучше просто побывать в разных местах. А такой "сквозной" поход, во-первых, будет чрезмерно сложным (западнее Орлика хороших троп почти нет). Во-вторых, вместо того, чтобы максимально посмотреть окрестности, придётся идти в основном по лесу, по рекам и увидишь-то не так много.
10.01.2008, 18:21:27 |
Кирилл ГуревичСогласен с Вячеславом. Пройти Саяны насквозь сложно будет их посмотреть, и тем более рассмотреть. Если только ради спортивного интереса. Правда на точечного посещение Саян уйдет много времени. Лет на 10 мест хватит :)
Могу порекомендовать сходить в Ергаки и заскочить на Арадан. Очень шикарные места. Много озер, причем рыбных. Правда надо поторопиться. Сейчас Ергаки очень активно разрабатывают. Сейчас там очень много туристов из-за легкой доступности, близко от дороги. Администрация красноярского края вкладывает туда много денег в развитие туристической инфраструктуры. Скоро там понастроят баз и заасфальтируют дороги…
Сам я там ни разу не был, хотя сам красноярец. Все почему-то больше в ваши края тянет :) Но судя по описаниям близких и их многочисленным фотографиям места действительно стоящие. Сильно отличаются от Хамар-Дабана и Восточного Саяна.
10.01.2008, 19:53:43 |
Василий Татаринов

 Евгений Рензин: Я подозреваю, что к Западному Саяну относится и всё то, что расположено за границей Бурятии с Тувой.


Нет, это уж точно не так (по крайней мере по описаниям).

 Евгений Рензин: Всё это интересует потому, что неплохо было бы пройти Саяны насквозь. Естественно не целиком, а, например, от Орлика, через границу с Тувой и выйти где-нибудь в Красноярском Крае. Или от Верхней Гутары и ... опять в Красноярский край:). В общем, чтобы маршрут был не кольцевой, а линейный.
Из таких реальных маршрутов, мне известны только два варианта. Оба из Тункинской долины и до Онота или до Раздолья (вниз по Китою).



Вообще вопрос очень интересный... Есть любопытный вариант сплава Билин — Кызыл-Хем — Каа-Хем (Малый Енисей) или по Бий-Хему (Большой Енисей), на которые забрасываются как раз через Орлик. Вот, например, один из вариантов заброски. Описания можно почитать в сети.
10.01.2008, 20:35:52 |
Наталия ЗаручейскаяВ Западный Саян можно зайти через Абазу. Поезд(самолет) в Абакан — поезд(автобус) Абаза — попутка(фрахт) до места по шоссе "Абаза — Ак-Довурак". От Абазы до Ак-Довурака ходят в основном грузовые машины.
Раньше ходил автобус Абаза — Большой Он, но по сведениям более современным, его или нет, или ходит раз-два в неделю по договоренности с населением. С востока от этой трассы Западный Саян разбивает Енисей, так что сложновато пройти будет...
10.01.2008, 22:53:16 |
Евгений Рензин

Мне кажется это довольно искусственным.

Во всём виновата новая карта Тофаларии:) Есть желание там побывать, но заброска от Нижнеудинска стоит 22 т.р. (на 2008 год). Т.е. по силам только большой группе (или богатой). А если прибавить обратную дорогу, то и вовсе... бешеные деньги:( Вот я и подумал: А что если сэкономить на обратной дороге, а на заброске с кем-нибудь скооперироваться?
Почитав дневник соло-похода (Верхняя Гутара-Орлик — 26 дней) на сайте www.tofalaria.ru, я узнал, что, как минимум, это возможно! Ну и стало интересно: Может есть ещё варианты?

А выход по Оноту я и вовсе не считаю надуманным. Я даже рассматриваю его, как вариант в планируемом мною походе на Оспин-Улан-Сардык.
11.01.2008, 01:01:37 |
Кирилл ГуревичОт Абазы можно еще забрасываться по воде, по р.Абакан. Там есть один хороший гостевой дом. Хозяин может помочь в организации.
11.01.2008, 12:42:10 |
Вячеслав ПетухинДа, по рекам это варианты заслуживающие рассмотрения. Если про Тофаларию говорить, то зимой (февраль-март) можно даже на УАЗике до Алыгджера доехать. А летом на моторке тоже вверх по Уде вполне реальный вариант.
11.01.2008, 17:10:39 |
Евгений Рензин

 Вячеслав Петухин:  Да, по рекам это варианты заслуживающие рассмотрения. Если про Тофаларию говорить, то зимой (февраль-март) можно даже на УАЗике до Алыгджера доехать. А летом на моторке тоже вверх по Уде вполне реальный вариант.


А насколько реально сплавиться (на обычной резиновой лодке) по Уде? Силиьно она сложная? Насколько высоко может зайти моторка?
Или такой вариант — забрасываемся в район Катышной (не доезжая В.Гутары), прём все эти лодки по Бол. Мурхою до Уды, ходим радиалки, сплавляемся по Уде. Или для этого надо быть крутым водником?
14.01.2008, 02:08:19 |
Наталия ЗаручейскаяЕвгений, для сплава на надувной лодке Уда точно не подходит — препятствия на ней классифицируются как 3-6 категория(если найденые данные интернета правильны), походы по этой реке имеют 5-6 категории. Если интересно подробности можно посмотреть:
http://www.skitalets.ru/books/reki_altsib/uda28.htm
http://turizm.lib.ru/k/kolosow_m_a/dotot-2006.shtml
http://turizm.lib.ru/k/kochujushie_u/0000000000000000000000000885.shtml
14.01.2008, 04:52:16 |
Вячеслав ПетухинНу, 6-я категория — это выше Алыгджера. Там уже территория для пешего похода.
Ниже Алыгджера не такие уж сложные пороги. В походе Доброва как раз от Алыгджера сплавлялись.
Насколько я понимаю, ниже Миллионного порогов практически нет. И моторки должны туда заходить. А это уже считай в глубине Тофаларии.
14.01.2008, 08:42:02 |
Наталия Заручейская Именно так, вверх по Уде — вполне реальный вариант, а вот сплавляться на надувнушке вниз, неизвестно с какой точки — это уже не стоит...
14.01.2008, 15:15:42 |
Евгений РензинСегодня обнаружил на poehali.org целую кучу карт, которых, вроде бы, раньше там не было. В частности пятисотметровки:
1. Восточная часть Тункинских гольцов m47-011-1; m47-011-2; m47-011-3;m47-01-4
2. Граница с Монголией от п. Монды и далее на запад m47-010-4; m47-010-3 (Мунку-Сардык); m47-009-4; m47-009-3; m47-008-4
Карты очень хорошего качества!
10.07.2011, 23:21:41 |
Евгений РензинКстати, судя по листу m47-010-3, пик Пограничный имеет точно такую же высоту, как и Мунку-Сардык. Т.е. 3491 м.
У Конституции высота 2974.1 (а не 2971); Тыхен-Ардын 3175,4 (а не 3192); Обзорная 2900,6 (а не 2899).
Состояние местности на 1978-86 гг.
11.07.2011, 03:05:51 |
Дмитрий МызниковЖеня, там отметки скорее всего искажены.
11.07.2011, 17:57:33 |
Евгений РензинНа кой искажать отметки на считанные метры?
Да и в любом случае — другого источника, чтобы узнать высоты, нет. И не так уж важна точность (для альпинизма и туризма).
11.07.2011, 23:20:46 |
Дмитрий Мызников

 Евгений Рензин:  На кой искажать отметки на считанные метры?
Да и в любом случае - другого источника, чтобы узнать высоты, нет. И не так уж важна точность (для альпинизма и туризма).

Карты, выпускались в советское время не для туристов и альпинистов.
11.07.2011, 23:45:17 |
Константин Суханов

 Дмитрий Мызников: Карты, выпускались в советское время не для туристов и альпинистов.


С искажёнными данными — для шпионов.
11.07.2011, 23:53:38 |
Евгений Рензин

 Дмитрий Мызников: Карты, выпускались в советское время не для туристов и альпинистов.

Были тогда и туристские карты. Масштаб, как правило, двухкилометровый. Видимо, туристы высоты часто определяли по изолиниям, а то и просто "на глазок", в сравнении с высотами уже определёнными. Может, иногда и по альтиметру. Отсюда и неточности.

 Константин Суханов: С искажёнными данными - для шпионов.

Мне, ей-богу, непонятно, для чего искажения? Какая разница шпионам, 2899 высота Обзорки, или 2900,6?
PS Константин, вопрос не вам:)
12.07.2011, 00:40:24 |
Дмитрий МызниковРазница в 1 м, это скорее твсего результат уточнения высоты.
Но вместе с тем в советское время существовала (а может и сейчас существует) практика искажения информации на топокартах.
Как контуров, так и высот. отметок вершин.
И вопрос этот надо задавать в первый отдел.
Кстати; топокарта это все карты масш-ба 1:100 000 и крупнее. все остальное
мельче, является кртам0-схемами — обзорными, без грифа секретно.
12.07.2011, 09:05:29 |
Слава ЗавьяловПро географию. Восточный Саян тянется, грубо говоря, от Иркутска до Красноярска. В его западной и восточной частях горы интересные, а посередке, в районе среднего течения Уды — не очень. Получается довольно большой низкогорный зазор между двумя большими хорошими районами. Западный из этих двух районов называют Центральным Саяном. Оттуда же исходит и хребет Западный Саян, так что относить этот узел к Восточному Саяну не очень хорошо. Называть весь район Тофаларией тоже, наверное, неправильно, так как кроме мест обитания тофаларов там есть и русские и тувинские местности.

Далее в хребте Зап.Саян имеется огромный низкогорный зазор между Центральным Саяном и Ергаками. Далее идут Ергаки и Арадан, а далее, уже на другом берегу Енисея — тоже очень хорошие горы, которые переходят в Алтай. Я про те места мало знаю, хотя очень туда хочу попасть как-нибудь.

Про популярные способы заезда в Центральный Саян.
* подъем на моторке по Кизиру — довольно дорого (20т.р. за лодку, 4 чел)
* пеший заход с р.Кан, из дер.Орье. На мой вкус — очень симпатичный путь для бодрых пешеходников. До больших гор несколько дней пути по приятному низкогорью. Там есть какие-то варианты подъездов, на машинах или на моторках по Кану, надо смотреть отчеты.
* прииски на реке Бирюса, ручей Катышный. Машины от Нижнеудинска, характерная цена — 25-30т.р. Но туристов туда ездит много (в основном на сплав по Мурхою-Гутаре, как я понимаю) и найти попутную группу вполне реально. В этом году мы легко нашли пару вариантов, которые нас устраивали. Платили по 3 с небольшим т.р. с человека.
* В В.Гутару летают вертолеты, билет в 2007 году стоил 3300р, но это все как-то непрогнозируемо. Заезд на Катышный — проще.

Напрямую от ж/д Абакан-Тайшет мы заходили в 2005 году. Это развлечение на любителя — очень длинный низкогорный участок с суровыми зарослями. Вообще, надо учитывать, что район несравнимо более влажный, чем восточная часть В.Саяна. Густые, заваленные пихтовые леса, луга с травой выше роста, кусты и т.п. Много дождей. Зато и горы из-за этого своеобразные: низкие ледники, очень много травянистых склонов, почти нет осыпей...

Про походы "через Саяны". Как-то такие походы обычно получаются более водными, чем пешими. Расстояния большие, а интересные горы не везде есть. Ну вот мы ходили от Катышного через Уду, Утхум и Хойто-Оку на Оку (примерно 40 км пешки + 100 сплава + 100 пешки + 50 сплава + 30 пешки + 200 сплава). Вроде, народ ходил из Орлика через Жойгон и р.Хамсару на р.Казыр. Всякие походы с выплыванием в Туву популярны...
Еще, кстати, вполне существует транссаянская тропа, идущая от устья Жом-Болока, через верховья Хойто-Оки, Ии в Алыгджер и далее вдоль Уды в В.Гутару...

Про р.Уду. Там есть верхний каньон (между Хатагой и Чело-Монго), 3-4кс, обнос простой, несколько километров. Есть Нижний каньон, от р.Хан до Алыгджера, 6кс. Впрочем, сложные пороги там начинаются раньше, от р.Хангарок. Есть мощная обходная тропа, длиной километров 20. В общем, при некоторой аккуратности это реально, я думаю, но это целое дело, быстрее и комфортнее по Мурхою-Гутаре выплыть.

Вообще большие реки в Саянах пригодны для простого выплывания, надо только читать лоции, понимать свои возможности, с какого места плыть, какие пороги обносить...


29.07.2011, 23:27:17 |
Ник ШестеринПривет всем!
Только что прошли командой в пять чел. на байдарках 1066 км за 25 дней по Енисею через Саяны от Кызыла до Красноярска!
Самые яркие моменты: стаи диких уток (сотни) в Тыве, красивые горы и скалы, козероги (сотни!) на берегах Енисея в Саяно-Шушенском заповеднике и охранной зоне, Саяно-Шушенская ГЭС, Абакан, Красноярское водохранилище, Красноярская ГЭС...
И, конечно, САЯНСКИЕ скалы, горы и просторы...
Много фото и видео красивых мест. Готовлю отчёт-дневник похода для размещения в инете.
Shestnik@mail.RU

23.08.2011, 18:31:58 |
ZoolyБуквально пару недель назад вернулась с этого мифического Центрального Саяна. Он есть))
24.08.2011, 15:40:47 |
Zooly

 Слава Завьялов: Про р.Уду. Там есть верхний каньон (между Хатагой и Чело-Монго), 3-4кс, обнос простой, несколько километров. Есть Нижний каньон, от р.Хан до Алыгджера, 6кс. Впрочем, сложные пороги там начинаются раньше, от р.Хангарок. Есть мощная обходная тропа, длиной километров 20. В общем, при некоторой аккуратности это реально, я думаю, но это целое дело, быстрее и комфортнее по Мурхою-Гутаре выплыть.



Я как всегда, сначала написала, а потом прочитала ответы))
Хочу немного поправить вашу информацию:
Верхний каньон -это 5 к/с, он начинается ниже Хатаги и ниже Чело-Монго, на правом притоке Уды -Хане.
Тропы обхода верхнего каньона НЕТ! Хотя конечно, если надо- можно лезть по безтропью.
Нижний каньон начинается ниже, тпропа обноса есть, около 20 км.
24.08.2011, 15:55:19 |
Слава ЗавьяловВидимо, вопрос в терминологии. Но все равно, желающим идти надо нормальную лоцию читать.

Между Хатагой и Чело-Монго есть несложный и невысокий каньон длиной несколько км. Вокруг — лиственничный лес с тропами. Этот каньон иногда называют "верхним"

Далее идет совсем простой участок, сложные препятствия начинаются примерно от Хангарока, а от Хана начинается насыщенное препятствиями ущелье 5-6кс, которое тянется до Алыгджера. Его иногда называют "Нижним каньоном". Иногда "Нижним каньоном" называют нижнюю, более сложную часть ущелья. Вдоль нее, кажется, есть тропа обноса вдоль реки (она, конечно, короче 20км). Но я имел в виду мощную тропу по левому берегу вдоль всего ущелья. Она идет вдоль Уды, километрах в 4 выше Хана уходит от реки на перевал Шайтан-Гора и спускается затем к Алыгджеру.

Вот, например, пеший отчет с хождением по тропе вверх по Уде от Алыгджера:
http://slazav.mccme.ru/saj90.htm




24.08.2011, 17:19:36 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную