Природа Байкала | Иркутских храмов купола

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Олег БерловКупола Храма Святой Блаженной Ксении Петербургской
15.12.2008, 13:48:07 |
Олег БерловХрам Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.

Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста.
Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола.

Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном.

Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой.

Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви — Иисуса Христа.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда:
2 главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе,
3 главы — три Лица Святой Троицы,
5 глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов,
7 глав — семь таинств и семь вселенских соборов,
9 глав — девять чинов ангельских,
13 глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов,
а иногда строят и большее количество глав.
16.12.2008, 08:54:52 |
Олег БерловМне тут один добрый человек,
пожелавший остаться неизвестным,
сообщил:
Купол церкви символизирует
пылающую свечу, пламенность
молитвы и наше устремление к Богу.
16.12.2008, 17:58:21 |
Иван КосицкийТрактовка купола, как свечи — сравнительно поздняя, и принадлежит Николаю Трубецкому, автору книги "Умозрение в красках", посвященной древнерусской иконописи (могу рекомендовать найти и почитать, кто данным вопросом интересуется).
Приведенная выше символика количества куполов — известная, но несколько притянутая за уши. Не надо считать только ее каноничной (например, мне приходилось встречать трактовку числа 7, как Святую Троицу и 4-х евангелистов). А что, например, призваны символизировать 23 купола на знаменитой церкви Преображения в Кижах?
А вообще, главное — не количество куполов, а принцип ЦЕНТРИЧНОСТИ, незыблемо соблюдающийся в православном храмостроительстве последние 15 веков. Какого бы стиля не был храм, какой бы формы не были купола — ОДИН из них всегда доминирует над остальными, группирующимися вокруг него. Этот принцип призван символизировать идею единобожия. Кстати, он вполне успешно заимствован у византийской архитектуры архитектурой Ислама.
16.12.2008, 19:33:41 |
Олег БерловИван, спасибо!
16.12.2008, 20:16:18 |
Иван КосицкийНе за что, всегда рад! Боюсь зафлудить тему, а то можно было б и еще понаписать. Архитектура, и в частности — церковная, это то, в чем слегка разбираюсь.
16.12.2008, 20:59:31 |
Олег БерловТак это-ж жутко интересно!
Иван, плииззз!
16.12.2008, 21:07:21 |
Zoolyприсоединяюсь, если знаете -расскажите про символику непосредственно креста.
17.12.2008, 13:45:16 |
Олег БерловКста, как правильно назвать этот крест у Знаменской церкви?
Шестиконечный или восьмиконечный?
18.12.2008, 12:40:32 |
Иван КосицкийНу, это, пожалуй, просто четырехконечный с украшениями.
Шестиконечный — это с прибавлением косой перекладины внизу. Первоначально она обозначала просто подставку для ног, изображенную условно-перпендикулярно к основной перекладине. Но со временем эта "косина" стала трактоваться символически. Как известно, Христос был распят между двумя разбойниками, один из которых и на кресте продолжал Его хулить, а другой увещевал своего товарища и обратился ко Христу с известными словами: "помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Свое!", за что получил от Христа обетование: "нынче же будешь со Мною в раю." Вот эту-то разницу в судьбе двух разбойников и символизирует косина на перекладине, один конец которой показывает вверх, а другой — вниз.
Восьмиконечный крест — с прибавлением еще одной маленькой перекладинки, повыше основной. Последняя обозначает табличку, прибитую ко Кресту, на которой по приказанию Понтия Пилата было написано "Царь иудейский".
"Концы" у креста считаются вместе с нижним. (Концы полумесяца под крестом к таковым не причисляются.)

Символику крестов рассмотрели подробно на предыдущей странице. Могу только добавить, что в православной традиции, в отличие от римо-католической, кресты всегда было принято украшать, "расцвечивая" их всевозможными узорами. У нас никогда понимание креста, как орудия казни, не выходило на первый план — он всегда рассматривался больше, как новое Древо жизни, пришедшее взамен того Древа жизни, вкусить от которого нашим предкам так и не довелось в раю.
22.12.2008, 00:59:41 |
Иван КосицкийНу-с, а теперь позвольте насчет архитектуры. Не обессудьте, придется начать с самого начала и затронуть некоторые общие, не касающиеся непосредственно архитектуры, темы. Постараюсь быть предельно краток.

Итак, что такое христианский храм и почему его часто называют "церковью"?

Для начала – а что такое "Церковь"? В примитивном обывательском смысле – это некое учреждение, состоящее из служителей с бородами и в длинных черных одеждах. Более правильное понимание: Церковь – это сообщество верующих во Христа, включающее не только священнослужителей, но и всех людей, связанных общим исповеданием. С расширенной же богословской точки зрения, Церковь – это новое человечество, созданное подвигом Христа, это некая альтернатива старому падшему миру, внедренная в падший мир, но построенная на совершенно иных началах и призванная, возрастая, коренным образом изменить в конце концов падший мир "изнутри". Или, другими словами – это ЗАРОДЫШ будущего, совершеннейшего мира в мире теперешнем, несовершенном.

Согласно Библии, мир был сотворен совершенным, но в результате непослушания первых людей приобрел "порчу" (первородный грех), изменившую картину мира и внесшую в него страдания и смерть. Чтобы исправить дело, Господь приходит в этот испорченный мир в виде рядового человека, и, подвергшись атаке концентрированного зла, свойственного падшему миру, в конце концов умирает на Кресте, не будучи ни в чем виновным. Но, в силу своей Божественной природы, восстает из мертвых, посрамляя падший мир и сообщая бессмертие тем, кто готов за Ним последовать.

Событие, произошедшее две тысячи лет назад в римской провинции Палестина, не будучи замеченным большинством современников, приобрело со временем поистине космический масштаб. Ибо впервые за всю историю человечества в мире появилась группка людей, всей душой уверенных, что смерть больше не властна над человеком, и в силу этого преодолевших свое мелочное, притягивающее к земле эго и готовых строить новые взаимоотношения на новых началах взаимной любви и самопожертвования. Вот эта-то группка людей, включившая со временем значительную часть человечества (а призванная, по самой своей природе, охватить собою в конце концов ВСЕ человечество), и называется Христовой Церковью.

Теперь о храме. Храм — это здание, где община верующих собирается на молитву. Община – это "малая церковь", это часть большого Целого, имеющее в миниатюре все свойства этого целого – общее вероисповедание, общие принципы созидания своего бытия и взаимоотношений с сочленами.

«Макро» Церковь не может ограничиваться какими-то рамками и призвана объединить весь мир "во исполнение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом" (послание к Ефесянам, 1/10). И потому невозможно говорить о храме для ВСЕЙ Церкви, ибо храмом для нее мог бы стать лишь сам космос.

Но о здании для собраний «микро» церкви мы можем говорить, и можем, в силу логики языка называть это здание тем же словом «церковь», которым обозначаем и собрание верующих (аналогия: мы называем словом «театр» и вид искусства, и здание, где устраиваются представления). А в силу того, что малая церковь в миниатюре обладает всеми свойствами большой Церкви, то и место обитания этой церкви – храм – хотя бы символически должно отождествляться со ВСЕМ МИРОМ. И в этом смысле каждый христианский храм представляет собою символический МИКРОКОСМ. То есть, модель будущего, более совершенного, мироздания в теперешнем несовершенном мире. Именно в этом ключе шло развитие всей христианской храмовой архитектуры с древнейших времен (оговорюсь, что в данном случае я рассматриваю лишь архитектуру восточно-христианского мира).

Здесь нет возможности проследить, хоть бы и в сжатом виде, всю историю развития византийской церковной архитектуры. Но достаточно будет сказать, что за столетия в ней было выработано два основополагающих принципа формообразования. Это ЦЕНТРИЗМ и РАЗВИТИЕ КОМПОЗИЦИИ СВЕРХУ ВНИЗ . Они отражают, соответственно, два принципа христианской космогонии: монотеизм и первичность духовного начала над материальным.

Воплотить же эти два принципа наиболее адекватно призвана была купольная архитектура. В самом деле, каменный полусферический купол, «опрокинутый» своей отверстой чашей во внутреннее пространство храма, как нельзя лучше мог символизировать небесный свод, высящийся над молящимися. А небо мыслилось обиталищем Господа и бесплотных небесных сил. Кроме того, круг сам по себе издревле являлся символом бесконечности, гармонии и совершенства – всего того, что ассоциируется с Божеством.

С 5-го века в Восточной Римской империи начинают строиться храмы, увенчанные каменным куполом, и уже в 532-м году в Константинополе появляется чудо-здание, на многие века оставшееся непревзойденным образцом для храмоздателей – великая соборная церковь Софии-Премудрости Божией. Говорили, что ее огромный (тридцати метров в диаметре!) каменный купол подвешен к небесам на золотой цепи – с таким искусством мастера-зодчие смогли «запрятать» массивные устои, несущие на себе тяжесть купола, в прихотливой композиции храмового интерьера.

Святая София во все времена вызывала восхищение, но образцом для всеобщего подражания не стала – гениально утонченное художественное решение храма слишком трудно было воспроизвести. И еще четыре столетия потребовалось Византии, чтобы выработать тип храма, который смог бы стать общераспространенным. Это – КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ храм. Его простое и ясное композиционное решение с одной стороны обеспечивало зданию необходимую прочность, а с другой – несло в себе глубочайшую символику. Крестово-купольный храм – гениальный вклад Византийской культуры в историю мирового зодчества, практически без изменений доживший с десятого века до нашего времени.

Что представляет собой этот тип храма? Взгляните, например, на фото знаменитого храма Покрова на Нерли близ Владимира. Или на фото его иркутской реплики – храма-памятника, воздвигнутого на месте крушения самолета «Руслан». (Просьба найти какое-нибудь из указанных изображений, без них, боюсь, объяснение не будет понятно).

В композиции обоих храмов царит центральный купол. Он покоится на прорезанном окнами барабане, который в свою очередь утвержден на четырех поддерживаемых колоннами полуцилиндрических сводах, образующих вокруг барабана правильный крест. Получившуюся крестообразную в плане структуру дополняют до формы параллелепипеда четыре расположенные между рукавами креста ячейки, также перекрытые полуцилиндрическими сводами. Все своды проецируются на наружные стены храма – таким образом каждый из четырех фасадов здания завершается тремя закомарами, полукруглая форма которых перекликается с формой купола. (Это трехчастное членение фасадов соответствует членению внутреннего пространства храма колоннами на три продольных и три поперечных нефа.)

Нетрудно заметить, что вся структура здания «разворачивается» вокруг доминирующей детали – центрального купола, масштаб которого определяет размеры всех остальных частей сооружения. Таким образом можно считать, что храм, будучи ФИЗИЧЕСКИ утвержден на земле, КОМПОЗИЦИОННО строится вокруг символического неба – купола.

Символическое же значение описанной структуры таково. Круг купола, как уже было сказано, символизирует бесконечное небо, а квадрат основания – землю с ее «четырьмя концами». Таким образом, круг купола, вписанный в центр креста из четырех сводов, вписанного в свою очередь в квадрат, образуемый наружными стенами здания, обозначает небеса, царящие над землей и СВЯЗАННЫЕ С НЕЮ ПОСРЕДСТВОМ КРЕСТА. И это – воплощенная иллюстрация главного положения христианского вероучения: земной человек примирен с небесным Богом посредством крестной жертвы Спасителя.

Крестово-купольный тип храма, родившись в Византии, распространился по всем православным странам и на протяжении столетий был воспроизведен в бесчисленном количестве сооружений. Этот тип здания допускал бесконечное разнообразие вариаций – при сохранении основной структуры. Одноглавый Покров на Нерли, пятиглавый иркутский Казанский кафедральный собор, тринадцатиглавая София киевская – все это крестово-купольные сооружения.
22.12.2008, 01:34:24 |
Иван Косицкий...Продолжение предыдущего поста.

Русь восприняла эту архитектуру, как уже сложившийся канон, и отступлений от этого типа в каменном зодчестве у нас практически не наблюдается до 16-го века. Но – традиционным строительным материалом на Руси всегда было дерево, из которого строилось подавляющее количество зданий, включая и храмы. А принципы строительства из деревянных бревен разительно отличаются от принципов строительства из каменных блоков или кирпичей. Невозможно в дереве воспроизвести ни полусферический купол, ни полуцилиндрический свод. Деревянное зодчество с незапамятных времен выработало свои технические приемы и свои излюбленные формы. Приход на русскую землю византийского храмоздательного канона явился громким вызовом творческой фантазии русских строителей. И те не побоялись этот вызов принять.

Не могу подробно рассматривать здесь историю развития русского деревянного культового зодчества под влиянием византийского канона. Скажу лишь, что нашим мастерам удалось, используя привычные им способы строительства, и не копируя пришлых образцов, создать сооружения, строившиеся на тех же, что и в Византии, базовых принципах формообразования – центризме и развитии композиции сверху вниз. В деталях русские деревянные церкви не были похожи на византийские каменные. Но и пришлому греку с первого взгляда было ясно, что это – именно храмы, а не что-либо иное.

Взамен полукруглых сводов плотники на Руси научились использовать разные типы завершения здания, но в любом случае это была не просто крыша, защищающая храм от дождя, а нечто, напоминающее о Небе. А венцом здания, вместо широкого и относительно приземистого купола-неба, стал компактный и стройный купол-свечка. Последний был «генетически» связан со своим каменным прообразом, но уже не изображал собою небесный свод в интерьере храма, а просто сигнализировал внешнему наблюдателю о назначении здания, на крыше которого был утвержден (в русской деревянной архитектуре главка луковичной формы вообще никогда не бывала открыта вовнутрь храма и всегда представляла собою чисто экстерьерный элемент).

Основной же формообразующей структурой, призванной заменить в деревянном зодчестве классическую крестово-купольную систему, стал так называемый ВОСЬМЕРИК НА ЧЕТВЕРИКЕ. Эта структура состоит из двух стоящих друг на друге бревенчатых срубов – восьмигранного и квадратного, причем восьмигранный поставлен на квадратный так, что четыре из восьми его граней являются продолжением четырех граней квадратного основания. При взгляде сверху мы увидим правильный восьмиугольник, вписанный в квадрат. Восьмигранник заменил собою классический цилиндрический барабан, потому что в дереве цилиндрическую форму воплотить невозможно (а восьмигранник – это максимально приближенная к цилиндру форма). Кроме того, число 8 всегда считалось символом вечности. Таким образом и эта структура символизирует собою микрокосм, состоящий из восьмиугольника-неба и квадрата-земли.

Классическое завершение данной структуры – ШАТЕР, высокая восьмигранная бревенчатая пирамида, увенчанная небольшой луковичной главкой, как бы спускающаяся с небес и накрывающая собою все сооружение. Многие деревянные храмы древней Руси строились именно по такой схеме.

Уже начиная с 16-го века деревянное зодчество начинает в свою очередь активно влиять на каменное. В камне воплощаются формы, выработанные в свое время для дерева. Луковичный купол-свечка, классическая деталь, ставшая «визитной карточкой» русской архитектуры – это произведение деревянного зодчества, прижившееся в конце концов, и вполне органично, на каменных храмах.

Также в приемы каменного зодчества вошли и восьмигранный шатер (в Иркутске им завершается колокольня Благовещенского собора), и «восьмерик на четверике» – в городе по этой схеме построены Благовещенский, Троицкий и Преображенский храмы, а также большинство храмовых колоколен. Каскад из убывающих по ширине восьмигранников, которым завершаются Крестовоздвиженская и Знаменская церкви – также заимствован из деревянного зодчества.

Итак, в церквах города Иркутска мы видим продолжение древней традиции храмоздательства, основные принципы которой были заложены в далекой Византии в те времена, когда наши предки еще не были крещены. Традиции, творчески переосмысливаемой со сменой поколений и сообразно природным и ментальным особенностям той или иной страны, но в основе своей дожившей неизменно с первых веков христианства до наших дней.

ЗЫ. Я не коснулся здесь некоторых актуальных аспектов — в частности темы взаимоотношения архитектуры культового здания с его внутренней росписью, а также темы взаимодействия храма с окружающим ландшафтом. Но всех тем в посте на форуме рассмотреть просто невозможно. Я и так, боюсь, сильно злоупотребил вниманием публики. Надеюсь, меня не погонят отсюда за оффтоп!
22.12.2008, 01:36:35 |
Иван КосицкийДа, вот тут еще было обуждение архитектурных вопросов, рекомендую в дополнение к написанному выше:
22.12.2008, 03:03:21 |

Иван Косицкий: Взгляните, например, на фото знаменитого храма Покрова на Нерли близ Владимира. Или на фото его иркутской реплики – храма-памятника, воздвигнутого на месте крушения самолета «Руслан». (Просьба найти какое-нибудь из указанных изображений, без них, боюсь, объяснение не будет понятно).

Вот здесь страничка Рождественской церкви http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=building&id=rozhdestvenskaya Одна из фотографий:
22.12.2008, 12:12:19 |
Иван КосицкийСпасибо, ЕвгениЙ! Чего только у нас на сайте, оказывается, нету!..
Очень наглядное фото, хорошо иллюстрирующее, что такое крестово-купольная система.
22.12.2008, 12:45:06 |
Олег БерловИван, огромное спасибо!
Очень интересно и познавательно!