Природа Байкала | Снежок на камешках только добавляет адреналина

Снежок на камешках только добавляет адреналина

автор:Indeec
дата съемки:август 2010
дата публикации:31 августа 2010

ПредыдущаяСтраница 2 из 3:  1 2 3 всеСледующая
Алексей МисюркеевТункинский с припорошенными камнями — ерунда. Он находится гораздо ниже по ущелью Барун-Хандагая, нежели БЕПКАН, а основной снег закончился после озер. На БЕПКАНе снег не припорошил, он конкретно лежал. Выпало, наверное, около 30 см, но ветром (особенно со стороны Билюты) его разнесло, висели карнизы, заносы; кое-где казалось, что он вообще сойти может. Проваливаешься по пояс, еле выгребаешь оттуда, морены завалило ровным слоем, непонятно, куда ступать. Вероятность травмироваться просто высоченная. Ступаешь и проваливаешься между камней, остальным проще — идут след в след. Один раз провалился с головой между камней (в каньоне ручья со стороны Баруна) — пронесло. Подтаивая, снег скидывает со скал снежные комья, а то и камни — очень неприятно. Одну палку сломал, вторую погнул. На первом озере шли прямо по воде — безопасней, потому что видно, куда ступаешь. Снег там уже точно не стает. Если кто был на БЕПКАНе после — пусть подтвердит.

Дождь зарядил 11-го после обеда, закончился 13-го после обеда. двое суток шел без перерыва, причем неслабый. Это в районе стрелки Левой и Правой Билюты, где мы сидели. Здесь шел дождь, а выше — снег. В некотором смысле это было и хорошо. Снег наверху не таял, поэтому вода в реке хоть и поднялась, но перебрести ее было можно. Был бы и наверху дождь — все было бы не так просто с бродом. Пришлось выход через связку Туманный — Крупенина отменить. 14-го было жарко, притом весьма кстати, так как мокрые на БЕПКАНе мы бы померзли.

Indeec: Обратил только внимание на внешнюю "хрупкость" девочек.

А вот это зря. Обе девушки выносливы получше некоторых мужиков. Мокрые, замерзшие, по колено в снегу шли и даже не думали отставать и жаловаться. Вот только были они не в нашей группе. Мы встретили их группу (2 парня, 2 девушки) на стрелке Билют, где и пережидали непогоду вместе. Эти ребята из Иркутска, они просто попросились выйти вместе с нами — вот мы и вывели их. Было весело. Нашу группа состояла из 5 сильных мужиков.

Олег Зубков: Тут на сайте в паре мест речь идет о грамотном использовании русского языка.

Согласен с Олегом — грамотность никто не отменял!
30.08.2010, 10:33:05 |
IndeecДааааааааа...хапнули вы там однако..........может проще было вниз по Билюте....или через W?
что бы делали при открытом переломе, более, чем реальном в такой ситуации?

про девочек главное слово — ВНЕШНЯЯ.

а албанцев тоже никто не отменял.
30.08.2010, 11:39:44 |
Олег ЗубковДумаю, что пришло время обсудить следующую ситуацию: в летнем походе, после холодной ночи все что выше зоны леса засыпало порядочным слоем снега, который явно не собирается таять в ближайшие дни. Ваш отряд вполне боеспособен, но дальнейшую сложную программу приходится свернуть и задуматься о способах как можно более безопасного и желательно быстрого выхода из Саян (с одним перевалом). Допустим, что вы находитесь на стрелке Левой и Правой Билюты (довольно вероятное место, которое проходится в этих условиях).
Наш с Сергеем прошлогодний и Алексеея Мисюркеева нынешний опыт, показал, что БЕПКАН в этом случае не лучший вариант.
Длинное зачемоданенное русло на спуске в сторону Баруна плюс крутой довольно камнеопасный в верхней части подъем могут привести в серьезным травмам.
Не думаю, что W является более хорошим вариантом. Скорее наоборот. Он будто специально создан для тех, кто хочет пройти как можно больше морен и чемоданов. Длинный в несколько ступеней заморененный подъем и просто чудная трехкилометровая морена на Мойготе. Сам перевал тоже не подарок, со стороны Мойготы там встречаются участки, для прохождения которых в условиях снега может даже понадобиться веревка. Плюс отсутствие тропы по Мойготе.
Как вариант для обсуждения предлагаю перевал Снежный (кто-то придумал очень оригинальное название). Это слабая 1Б, честно говоря, участков сложности 1Б я там не припоминаю. Со стороны Билюты, туда ведет обширный склон средней крутизны, в основном каменистые осыпи и зеленка. Широкие возможности для маневра. Седло выражено хорошо. В сторону
Баруна короткий тоже средней крутизны каменистый кулуар. После него озеро, которое нужно обходить справа и уходить далее через перегиб вправо а не влево, там тоже чемоданы. Справа же пологий зеленый спуск с месту взлета на пер. Тункинский и далее чуть влево на русло Баруна. Считаю, что и в обычных условиях Снежный (а не W) самый короткий путь из Аршана в долину Билюты (и обратно). Единственный недостаток, я ходил этот перевал в обратную сторону и без снега, потому не испытал этот вариант на собственном опыте. Может при глубоком зимнем снеге кулуар со стороны Баруна лавиноопасен, но речь идет все-таки о летнем, не очень глубоком снеге, при котором вероятность схода снежной лавины мала. Если еще раз возникнет подобная ситуация, на БЕПКАН я не пойду, попробую Снежный.
Пару фотографий из этих мест я уже выложил, если интересно, выложу еще.
Может у кого-то есть свои варианты и предложения?
30.08.2010, 13:40:56 |
Олег ЗубковТут еще был вариант вниз по Билюте (и дальше видимо по народной тропе на Аршанский). Помимо трех-четырехкратного увеличения длительности пути, нужно учесть систему каньонов, котрую образует Билюта и ее притоки вскоре после вападения Звериной. Помимо прелестей движения без тропы по крутому забуреломленному склону над каньоном без возможности спуска к воде, приходится при движении по правому берегу пересекать каньоны Крутой и Дубегола а при движении по левому берегу безымянный, но очень проблемный приток Билюты. Если выбирать БЕПКАН под снегом или всю Билюту пусть даже без снега, я подумаю и, пожалуй выберу БЕПКАН.
30.08.2010, 13:57:33 |

Олег Зубков: Если выбирать БЕПКАН под снегом или всю Билюту пусть даже без снега, я подумаю и, пожалуй выберу БЕПКАН.

Я вниз по Билюте не ходил, но уже столько рассказов о ней слышал, что лучше через какую-нибудь двойку выходить буду, чем вниз по Билюте идти. На Шумак, поди, проще уйти будет!
Но, может, народ сгущает краски? В частности, кто-то рассказывал, что обход левого притока занял целые сутки! Неужели там настолько суровый каньон, что его никак нельзя пересечь? А что с правым берегом?
30.08.2010, 15:54:25 |
Сергей Зубков

Евгений Рензин: Олег, я так понял, вы там бывали. Опыта вам тоже не занимать. Может, расскажете "в красках" про Билюту?

Олег, надеюсь, расскажет здесь про свои впечатления сам, я просто добавлю ссылку на отчет Д. Пескова, где этот участок более-менее "в красках" описан: "Зимний поход от шеф-повара Дульского" (см. главу "7-ой день. Ров")
30.08.2010, 17:58:32
IndeecОлег, действтельно это актуальноя тема и может даже модераторы вынесут в отдельное осуждение. Учитывая варварство в районе Шумака этот район становится более популярным, а случай бывает всякий.
1 Кроме Снежного и W есть ещё Бирон, Желанный и Хохюр. Сам я их не ходил, по этому прошу пару слов у "бывалых". Может так статься, что это окажется наилучшим вариантом. Снег бывает локально...или не дай бог, травма.
2 Отсутствие тропы до долины — не беда. Без проблем вышел нынче при полном её отсутствии по Угутэрэ. (конечно по Зун-Хандагаю идти проще, но в н-ный раз не интересно).
3 В 2008м спустился с Бепкана на Билюту и по правому берегу дошел до народной тропы. Дело было летом и без снега. Никаких завалов и буреломов не встретили. Тропа не проспект, но довольно сносная. Так как всё происходит в лесной зоне, то снег там не может особо повлиять (если за ночь его не выпадет в метр глубиной).Из препятствий — только пересечение каньона Дубегола. Вдоль него с обоих сторон есть тропа. Подняться не много выше по нему и пересечь его — не состовляет никаких проблем. Другие притоки столь не значительны, что даже не стоят упоминания. И в определённых случаях этот вариант вполне пригоден для выхода с Билюты.
4 Предположение: в малую воду Дубегол можно пересечь прямо в месте его впадения в Билюту. Спуск там есть и подьем тоже просматривался, а также завал добротных брёвен в самом устье Дубегола, но так как вода была высока — решили не рисковать. Возможно в паводок этот завал унесло.
30.08.2010, 19:08:15 |
IndeecВот например. Непогода висела долго и не видя никогда до этого не хоженного нами перевала я бы наверное не пошел в него.
30.08.2010, 19:32:14 |
Сергей Зубков

Indeec: Кроме Снежного и W есть ещё Бирон, Желанный и Хохюр. Сам я их не ходил, по этому прошу пару слов у "бывалых".

По Бирону мы с Олегом как раз недавно выходили в долину, за неделю до вас. Там относительно приятно — каньонов нет, русло прямое, плавно понижающееся. Троп там тоже, конечно, не нашли, но это не было проблемой. Практически везде можно пройти рядом с берегом, кустарник не сильно густой.

Мы шли по левому берегу от верха почти до самого выхода русла в долину. Там на выходе река немного изгибается туда-сюда, в месте изгиба мы переправились по камням на правый берег (на левом там довольно круто). Обошли поворот и крутое место, затем вернулись обратно на левый берег. Там уже ущелье как раз заканчивалось, мы еще немного прошли вдоль русла, потом начали забирать влево, там даже практически нет бурелома. Скоро подсекли какую-то полузаросшую дорогу в южном направлении, она сделала небольшой крюк и вывела нас на основную дорогу вдоль гор, ведущую к Тагархаю.
30.08.2010, 19:33:58
IndeecПримерно то же сказал в пункте два.
30.08.2010, 19:39:13 |
Вячеслав ПетухинСнежный не ходил, поэтому сравнивать с Бепканом трудно, но по мне и Бепкан вполне нормальный. Подъём достаточно простой — тропы в сыпухе уже вытоптаны, даже по снегу более-менее нормально. Ну и эффект извесности имеет значение — идти в плохую погоду (возможно, при плохой видимости) неизвестный перевал (а Снежный для многих неизвестен) рисковано. Насчёт спуска по Барун-Хандагаю вообще никаких проблем не вижу — если правильно идти, то только перед верхним озером немного неприятный участок (и то только в августе, до этого там снежник), а потом — тропа.

Ну и прошу не воспринимать как придирку, но мне кажется не вполне реальным вот такое замечание:

Олег Зубков: который явно не собирается таять в ближайшие дни

Даже приличный снег тает практически полностью за один жаркий летний день. Такой, конечно, не всегда бывает после снега, но обычно не знаешь точно, что будет. Разве что пессимисты уже всё точно знают. :-)
30.08.2010, 23:08:49 |
chakuВот еще фотка Снежного со стороны Билюты
30.08.2010, 23:51:47 |
Алексей Мисюркеев

Олег Зубков: БЕПКАН в этом случае не лучший вариант.

Согласен. Дубль W даже не рассматривали — долго. Выбирали между БЕПКАНом и Снежным. Снежный прямо хотелось брать, он и логичнее был для выхода по Баруну. Но снег там тоже лежал неслабый, и неясно было, что там с другой стороны. У участника группы, с которой мы выходили, опыт его прохождения был (они вышли на него однажды вместо БЕПКАНа). Как-то он явно не хотел туда идти (может, потому что они именно БЕПКАН пройти хотели). По его словам там был крутоватый спуск. Хотя ты, Олег, говоришь, что слабая 1Б — знать бы сразу. Вашим с Сергеем оценкам перевалов я верю на 100 процентов — не раз в этом убеждался. В-общем, пошли мы через БЕПКАН. Единственной ошибкой мне кажется то, что брать его надо было в лоб, а не по стандартному пути. Это когда сначала поднимаешься под скалы, а затем под ними траверс вправо. Под этими скалами выше пояса и нанесло. Но в любом случае, это бы мало что меняло: подход к перевалу и спуск из-под перевала к озеру по чемоданам был сложным, да и в лоб тоже не факт, что было хорошо.

Олег Зубков: Тут еще был вариант вниз по Билюте (и дальше видимо по народной тропе на Аршанский).

Исключили пока. И так вышли в итоге на 2 дня позже, а тут еще пару дней прибавить надо.

Вячеслав Петухин: Даже приличный снег тает практически полностью за один жаркий летний день. Такой, конечно, не всегда бывает после снега, но обычно не знаешь точно, что будет. Разве что пессимисты уже всё точно знают.

31.08.2010, 08:46:52 |

Алексей Мисюркеев: Абсолютно не согласен. Слава, я раньше и сам так думал, но не в этот раз. День стоял жаркий во время выхода, а подтаяло там чуть, и то не помню. Снег просто становился более мокрым. Уверен, что он там до зимы пролежит частично.

Всё-таки надо уточнить.
1. Дни были не очень-то жаркие. Точнее так. По сравнению с предыдущими днями может и можно сказать "жара", но по градусам было не так много.
2. Собственно, для конца августа это и нормально. В конце августа может и не за один жаркий день снег тает, а за два-три. Но так или иначе к очередной непогоде уже практически весь снег растаял. К 24-му августа снег уже был только в отдельных, закрытых от солнца местах и движению не мешал.

Я, собственно, к чему. Наверное, лучше здесь вести разговор именно об аварийном выходе. Ну или более определённо ставить вопрос. "Какой вариант выхода наиболее безопасен и быстр". А снег в конце августа, по-моему, вполне нормальное явление. К нему надо просто быть готовым. Скорость передвижения, конечно, снижается, но трагедии я не вижу — ходим же по снегу в ноябре, мае.
31.08.2010, 12:40:59 |
Олег ЗубковТо, что снег в конце августа обычное явление, это понятно. К нему надо быть готовым. Вообще-то про конец августа речи не шло, сейчас надеяться на 100% без снега просто глупо. Другое дело, что тот стиль, в котором ходим мы, предполагает прохождение сложных перевалов именно по хорошей погоде, потому всегда разрабатываются альтернативные варианты обхода сложных перевалов по более простым, на случай, если будет "не айс". Один из этих вариантов мы и обсуждаем (просто он встретился на практике уже два раза). Действительно речь идет о том, что делать, если внезапно снегом засыпало перевалы. Можно попробовать дождаться когда он растает, если есть резервы времени и продовольствия (вполне нормальный вариант). А если нет, то что тогда?
Конечно, можно подготовиться заранее к прохождению запланированных двоек по снегу и тащить снаряги полный комплект (многие так и делают). Но лучше, на мой взгляд в летнем (именно близко к середине лета) походе рассчитывать на большое количество дней с хорошей погодой, а на случай резкого локального ухудшения, либо иметь резервы времени и продуктов, либо варианты простого обхода (выхода). А можно и то и другое.

Теперь по поводу БилютЫ. В июне 2007 ходил по ней вместе с супругой. Нитка маршрута: Барун-Хандагай, пер. Снежный, стрелка БилютЫ, по левому берегу до ее впадения в Китой, по правому берегу до впадения в Бюлюту Дубегола, подъем по ор. правому берегу Дубегола, пер. Дубегольский, пер. Бугатай Восточный, выход по Бугатаю. Пер. Снежный понравился своей простотой, потому и рекомендую попробовать его желающим (пусть и без снега, просто как альтернативу БЕПКАНУ) .
Левый берег Билюты запомнился сильно. Шли два дня (не торопясь), в принципе можно пройти участок от стрелки до Китоя за день (я про левый берег). Не понравился местами крутой, труднопроходимый склон без троп и с буреломом. Ночевали над каньоном на каком-то нависающем утесе, покрытом травкой, там я нашел способ спуска к воде (с рюкзаком и пластиковыми бутылками). Про упомянутый левый приток я уже знал из упомянутого же рассказа Д. Пескова, но они там применили пару дюльферов и ушли по льду, что для нас было явно невозможно. Пришлось искать пути обхода по верху. Здесь прежде всего нужно терпение и разведка налегке. Минут через пять-десять подъема там на противоположном берегу притока просматривалась какая-то самодельная лесенка, не пытайтесь прорваться к ней по нависающему бревну, пожалейте себя. Нужно идти просто вверх по берегу и искать тропу. Она там есть и, набрав порядочную высоту, уже по тропе можно найти условно хороший и весьма хитрый спуск в русло притока. По моим воспоминаниям, примерно через полтора часа после выхода на приток сверху, мы уже перекусывали в его русле у воды (там даже небольшое костровище было). Далее вообще все просто. В итоге на "преодоление" этого притока потратили два-два с половиной часа. Честно говоря, меня впечатлил каньон Дубегола, в том месте, где мы на него выскочили (уже после пересечения Билюты по мостику), высота стен была метров 70. В том месте тропы так и не нашел, только значительно выше выскочили на тропу. Почему-то подумал, что обходить Дубегол еще сложнее, чем левый приток, но вот люди говорят, что есть даже два относительно несложных варианта пересечения. Про устье Крутой не знаю, с противоположного берега Билюты, просматривался порядочный каньон.
Резюме. К прохождению Билюты до низу нужно быть готовым. По времени это не менее двух дополнительных дней (с учетом движения и по китойской тропе). Тут справедливо было сказано, что за это время и снег может растаять. Может проще просто постоять и подождать. Сам каньон Билюты очень красив и необычен (особенно в месте начала), но в качестве аварийного выхода я бы не стал его рассматривать.
31.08.2010, 16:14:00 |
IndeecМожет и проще.....но где гарантии, что растает?)))
Почему решили идти по ЛЕВОМУ берегу?

31.08.2010, 20:11:33 |
Алексей Мисюркеев

Вячеслав Петухин: Скорость передвижения, конечно, снижается, но трагедии я не вижу - ходим же по снегу в ноябре, мае.

В принципе, так и есть. Поднялись на перевал за 2 часа, вместо положенных 40 минут. Тем более, подходы и выходы даже сложнее. Время — одно дело; идти при этом очень опасно, нудно и выматывающе (в случае, если ты идешь первым особенно). А если будет прохладно и ветрено — к тому же, очень зябко, померзнуть можно. А ждать у гор погоды не хочется.
Что касается аварийного выхода, думаю, надо сойтись на том, что оптимальный вариант в этом районе — пер. Снежный (1Б). Хотя БЕПКАН обычно является аварийным выходом; но это, пожалуй, только для того, чтобы время догнать (в случае снега — отнюдь!)
01.09.2010, 10:29:34 |
Олег Зубков

Indeec: Может и проще.....но где гарантии, что растает?)))

Я сам не сторонник долгого выжидания, если есть малейшая возможность движения, предпочитаю сняться с места и хоть чуть-чуть пройти. Потому и поднял тему аварийного выхода. Но возможность подождать в принципе есть, хотя в данном случае, я считаю, что и ждать и выходить по Билюте не очень правильно, хотя вполне можно представить ситуацию, когда и тот и другой варианты могут пригодиться.

Indeec: Почему решили идти по ЛЕВОМУ берегу?

Собственно тогда я планировал пройти в сторону Моткиных щек через пер. Бобкова (позже мы почти осуществили этот план с братом), но на стрелке стало ясно, что физически и морально моя жена не потянет этот вариант, потому резко изменили маршрут. Про левый берег Билюты я читал до того похода в отчете Д. Пескова, про правый не знал ничего, кроме того, что там не один а два крупных каньона Крутой и Дубегола. Насколько я понимаю теперь, правый берег Билюты предпочтительней для движения над каньоном Билюты. Спасибо, может как-нибудь получится сравнить берега на практике.
01.09.2010, 11:22:33 |
IndeecА я как раз ничего не знал о левом береге. И по сопостовлению как то вроде действительно правый выиграшнее.
01.09.2010, 11:26:37 |
Вячеслав ПетухинПопулярность Бепкана объясняется ещё тем, что раньше ходили связку Бепкан — Динозавр. Кстати, и сейчас это довольно актуальный вариант. Всё-таки тропа по ЗУн-Хандагаю приятнее, чем по Барун-Хандагаю. Хотя, с точки зрения наиболее безопасного выхода курумник под Динозавром, конечно, не годится.