Природа Байкала | Байкальский солнечный телескоп.

Байкальский солнечный телескоп.

автор:yuriy kuznetsov
дата съемки:сентябрь 1980
дата публикации:6 июня 2011

Фотоотчёт "Байкальская Астрофизическая Обсерватория"
Рейтинг: 1 (1 голос)

Монтаж сидеростата.

yuriy kuznetsov
Клочки памяти.
Не много о нашей иркутской истории. Иркутск когда-то многое мог.

1980 год. Посёлок Листвянка БСВТ – большой солнечный вакуумный телескоп.
Наклонная галерея это конструкция, в которой расположен объектив телескопа.
Длина оптической оси 41 метр. Поскольку сделать поворачиваемую трубу такой длины технически сложно, проблема поворота объектива за солнцем решена проще. Объектив в галерее неподвижен, а вверху установлено питающее зеркало – сидеростат «малюсенькое» устройство весом 5 тонн.
Вот оно то и установлено так, что вращаясь за солнцем, отбрасывает его изображение в объектив и далее на координатометр с датчиками слежения.
Исследуемое изображение отбрасывается зеркалом на научные приборы.
Питающее зеркало сделано в оптической лаборатории СИБИЗМИР оптиками высочайшего класса. Когда в 80-м встал вопрос о создании следящей системы для оптического орбитального телескопа СССР, где нужно было сделать стеклянную четырёхгранную пирамиду с отверстием в вершине с диаметром в микроны, именно сибизмировцы способны были это сделать.
Посчастливилось и мне поучаствовать в том проекте, поскольку нужен был конструктор механического устройства и два электронщика для управления ДПЗ – датчиком положения звезды (опорная яркая звезда для ориентации по ней платформы телескопа на орбите).
Все оптические идеи и расчёты созданы Скоморовским В. И. и научными сотрудниками солнечной лаборатории. Непосредственную работу со «стёклами» выполняли виртуозы.
Сидеростат сделали на опытном заводе Новосибирска (при академии наук) по чертежам разработанным Кругловым Виталием Ивановичем главным конструктором сидеростата инженером конструкторского отдела СИБИЗМИР. Электронная система управления телескопом и научными приборами разработана и отлажена мной, изготовлена рабочими бюро радиоэлектронной аппаратуры и частично мной.
Я возил в Академгородок Новосибирска свои блоки управления, чтобы опробовать сразу сидеростат.
Конструкция купола, которого на фото ещё нет, разработана А. Китовым.
Слышал, что НАТОвцы из космоса обнаружили телескоп и приезжала инспекция узнать, не пусковая ли это установка «империи зла» (козлы!).
05.06.2011, 21:47:11 |
yuriy kuznetsovНа фото слева направо Круглов Виталий Иванович, ваш покорный слуга и Оргильянов Июлий Игнатьевич гл инженер СИБИЗМИР.
Увы, остался только я.
05.06.2011, 21:53:36 |
n_i_r_v_a_n_aХорошее фото. Телескоп почти не изменился за 30 лет.
Ни снаружи, ни, как я полагаю, изнутри)
3 июня 2011 года
05.06.2011, 23:09:54 |
Татьяна МызниковаКак же интересна история. Какие талантливые люди в Иркутске!
06.06.2011, 15:08:34 |
Ирина Дмитроченкова

Татьяна Мызникова

Вот и не странно, я про то давно заметила — самые талантливые и интересные люди, реально, живут в Иркутске...
06.06.2011, 22:36:53 |
Иван Косицкий

Ирина Дмитроченкова:   Вот и не странно, я про то давно заметила - самые талантливые и интересные люди, реально, живут в Иркутске...