|
Казанская церковь |
![]() |
|
|
Don Artemio | А где находится эта церковь? В Иркутске? Больше на собор похоже. |
06.04.2007, 20:13:51 | ![]() | |
Василий Татаринов | Да.. Конечно в Иркутске, точка съёмки же стоит.. |
06.04.2007, 22:35:23 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Марина Васильева (Красноштанова): Интересно, а в Казанской церкви Иркутска - что за стили намешаны? Рассмотрел ее, Марина, здесь надо, чтобы еще кто-то посмотрел, кто с таким стилями привык работать. Действительно намешано. На мой взгляд, там смешение Русского церковного стиля и византийского: византийская общая структура, с обрусевшими византийскими полукруглыми куполами и шатровыми (русскими) куполами восьмигранных башенок по бокам. Разно-уровневые купола от высокого центрального до самого низкого у крыльца (характерно для Византии). Врезанные колонны и парные колонны (элемент барокко) обычно использовались в византийском, греческом церковных стилях. Также барочная форма крыш неопределенной формы (растянутые полусферы). Ступенчатое оформление портала (форма коричневого фона) и зубчатые карнизы и зубчатое оформление окон, плюс восьмигранные башни — признаки мавританского стиля. Антаблемент (несомый пояс на восьмигранных башнях на третьем уровне) — признак античности. В итоге имеем: византийский стиль, русский церковный, псевдобарокко, мавританский и античный. Сибирского ничего здесь нет. Но опять же кто-то другой посмотрит, может еще что найдет. Например, переплеты окон нижнего и верхних этажей; обилие окон на верху в барабанах и барабанчиках и редкие окна внизу; мощный цоколь — тут я ничего не могу сказать. Стиль спорный, основан на контрастах — тяжелая массивная нижняя часть и легкая верхняя, устремленная ввысь. Иллюзию парадности добавляют колонны средней, переходной части и барабана колокольни. |
25.03.2012, 19:44:51 | ![]() | |
Марина Васильева (Красноштанова) | Спасибо, Вячеслав, за фото. Интересно было бы создать тему, посвящённую стилям Иркутских храмов. Спасибо, Александр, за пояснения. Как-то в институте нам рассказывали немного об архитектурных стилях, но неглубоко, поверхностно, только вскользь. Разбираться, конечно, не научили. Но хорошо помню, что и Крестовоздвиженскую церковь, и Казанскую церковь Иркутска приводили в пример, как сибирское барокко. Правда, как и Вы, говорили о Казанской, что там большое смешение стилей. |
25.03.2012, 20:29:36 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Марина, вот вы мне сказали, что это барокко, и я начал искать барочные элементы. Нашел достаточно. К барочным здесь можно отнести и конструкцию куполов. Она не сплошная, а состоит из сегментов. Тогда для единства стиля должны быть сегментированы и луковки, но луковки круглые, сплошные. Из барокко также круглые окна (хотя они должны быть овальными, круглые больше для романского стиля подходят), которые влияют на линии карниза — они изогнуты аркой над круглым окном. Люнет над порталом. А сибирского я ничего не вижу. Может быть в ордерном оформлении окон — ступенчатость арок над окнами и арок между колонн. Это, конечно, тема для диссертации, здесь много можно говорить. :) Хорошо бы, если Георгий Борисов посмотрел и оставил свой комментарий. Он больше специалист, чем я, и профессионал в этом деле. :)) |
25.03.2012, 21:12:09 | ![]() | |
Марина Васильева (Красноштанова) | Александр, а поясните, пожалуйста, какие особенности должны отличать сибирское барокко от барокко? Можно на примере Крестовоздвиженской церкви Иркутска, раз уж она бесспорно считается выполненной в стиле сибирского барокко. Вячеслав, у Вас, наверное, найдётся фото Крестовоздвиженской? |
25.03.2012, 22:33:46 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Я не могу этого сделать, поскольку "Сибирское барокко" это аляповатая до безумия смесь барокко с элементами бурятской, татарской или буддистской (местной азиатской) архитектуры. Они [эти элементы] там должны проглядывать явно или создавать азиатское впечатление в целом. Но при этом барокко остается бесспорным барокко (без элементов псевдостиля). |
25.03.2012, 22:50:03 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Марина, перенес сюда: http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=6548 |
25.03.2012, 23:04:14 | ![]() | |
Марина Васильева (Красноштанова) | Александр Тагильцев: "Сибирское барокко" это аляповатая до безумия смесь барокко с элементами бурятской, татарской или буддистской (местной азиатской) архитектуры. __________________ Вот, как раз в этой церкви всё это и намешано (ИМХО)... Но безумно красивая смесь получилась. :-) |
25.03.2012, 23:40:56 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Марина Васильева (Красноштанова): Вот, как раз в этой церкви всё это и намешано (ИМХО)... Азиатских элементов нет. Если найдете элемент, который даст возможность почувствовать "бурятскость" (так скажем) или "буддистскость", вот тогда можно говорить о сибирском присутствии в стиле. |
25.03.2012, 23:45:19 | ![]() | |
Иван Косицкий | Марина Васильева (Красноштанова): хорошо помню, что и Крестовоздвиженскую церковь, и Казанскую церковь Иркутска приводили в пример, как сибирское барокко. Однозначно не так! Крестовоздвиженская — да, Казанская — нет, нет и нет! Казанская построена через 120 лет после того, как стиль барокко сошел на нет. Может, какие-то отдельные элементы барокко там и присутствуют, но в целом это постройка времен эклектики, художественного течения, основной принцип которого можно сформулировать так: "все позволено, ничто не обязательно". Каковое течение господствовало в европейской (в т.ч., конечно, и русской) художественной жизни со времени, когда кончился классицизм, до времени, когда начался модерн, то бишь с 1840-х по 1900-е годы (плюс-минус). |
26.03.2012, 07:30:08 | ![]() | |
Марина Васильева (Красноштанова) | Спасибо, Иван! Буду немного знать о эклектике. Хотя Ваши с Александром споры по поводу храма в Тельме наводят на мысль, что не всё так однозначно, и, видимо, сколько учителей, столько и мнений... :-) |
26.03.2012, 08:06:40 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Эклектика довольно элегантный стиль. Сомневаюсь, что этот "терем" можно отнести к эклектике. Иван, обоснуйте, дайте анализ, если вы не согласны. Даты постройки — слабые аргументы. |
26.03.2012, 08:18:56 | ![]() | |
Марина Васильева (Красноштанова) | Значит, не эклектика? Точно, Александр, Вы сказали — терем! Другого слова и не подберёшь! Кстати об азиатских мотивах. Мне лично напоминает буддийскую ступу — купол с сегментами, и оформление забора (ступенчатость). |
26.03.2012, 10:51:17 | ![]() | |
Георгий Борисов | Цитата из книги И. В. Калининой « Православные храмы Иркутской епархии XVII — начало XX века»: "Церковь Казанской иконы Божией Матери 1885 — 1892 ул. Баррикад, 34 (ул. Знаменская) <...> Казанская церковь — одна из немногих сохранившихся построек в русско-византийском стиле конца XIX века. <...> Объемно-пространственная композиция ее значительно отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города.<...> Обильный декор фасадов, характерный для конца XIX века, использует не только древнерусские, но и византийские формы. Модульоны, сдвоенные колонки, пологие кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора". |
26.03.2012, 22:05:11 | ![]() | |
Марина Васильева (Красноштанова) | Ну вот, Георгий, Вы просветили, и большое Вам за это спасибо. Значит, русско-византийский... По мне, так её правильнее всего Александр "окрестил" — терем, он и есть терем. |
26.03.2012, 22:43:52 | ![]() | |
Иван Косицкий | Александр Тагильцев: Эклектика довольно элегантный стиль. Сомневаюсь, что этот "терем" можно отнести к эклектике. Иван, обоснуйте, дайте анализ, если вы не согласны. Даты постройки - слабые аргументы. Александр, эклектика, по определению — это не стиль, а смешение стилей. Вы сами нашли в этой постройке и древнерусские, и византийские, и мавританские и даже барочные элементы. Да, памятник, конечно, принадлежит к кругу т.н. "русско-византийского" направления, к которому, в частности, принадлежал и разрушенный иркутский кафедральный Казанский собор (направление, господствовавшее в храмовой русской архитектуре во всю вторую и третью трети 19-го века). Но в этой церкви, по сравнению с многочисленными памятниками этого направления, все-таки так и бросается в глаза разностилье: на византийские полусферические купола взгромождены русские луковичные, а между этими комбинациями втиснуты еще и шатровые колоколенки (? — это которые конусовидной формы). На мой взгляд, это несколько слишком, хотя не подумайте, ругать этого храма я не буду — в самой его аляповатости все-таки чувствуется желание восславить Бога. "Всякое дыхание да хвалит Господа" — приходит на ум, когда разглядываешь это живописное нагромождение разнородных деталей. |
27.03.2012, 05:26:26 | ![]() | |
Александр Тагильцев | Иван Косицкий: на византийские полусферические купола взгромождены русские луковичные, Купола действительно византийские, но этот вид с луковками считается уже русским церковным стилем. Шатровые колоколенки это тоже русские. Колонны снаружи русский церковный стиль не использовал, но это широко используется в греческом и византийском стилях. Значит, то что они врезаны снаружи — выдает Византию. Хотя, то что купола византийские можно оспорить. Они сегментированные, как на храмах стилей возрождения, барокко, классицизма в Западной Европе. А византийские купола были ровные гладкие (Софийский собор в Киеве).Вот еще бы зубчатость поближе рассмотреть, что там. Не нашел снимков деталей. Еще переплеты окон первого этажа и на барабанах в разных стилях. На барабанах понятно, а вот что это на первом этаже. Византийские? Подобные круги можно видеть на алтарных створках. |
27.03.2012, 06:12:27 | ![]() | |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |