Дневник завхоза и бухгалтера группы Ольги З.

«Как мы гуляли по Саянам 29.04-21.05 2011»

(Курсивом замечания и пояснения – мои.)

Маршрут

Несколько слов о моей подготовке к прогулке.

Отмечу 3 момента:

1.Начала регулярные физические тренировки: бегаю вверх по экскалатору на Тимирязевской (135 шагов).

Зато почти ежедневно.

2. Поинтересовалась у Милы, не надо ли нам купить новые накидки для рюкзака. Ответ: Не надо. Там в это время наиболее устойчивая погода, всего 2 дождливых дня в месяце.

Всю остальную лирику насчет погоды пропустила мимо ушей. Скоро лето.

3. Поинтересовалась у Леши ниткой маршрута с целью: будем ли оставлять продукты и где. Ответ положительный. Будем в районе Ара-Ошея. На 9 дней.

Понравилось. Купила новую легкую гермоупаковку для продуктов, которую благополучно забыла дома.

Имея некоторый опыт хождения с вышеуказанными товарищами, всю остальную лирику, по поводу маршрута, пропустила мимо ушей.

Короче. Идем гулять.

Часть первая. Спортивная. «Мы гуляем по замершим водопадам и альпийским лугам»

28.04. Приехали в аэропорт. Минута в минуту. Как и собирались в 23.00. Прогресс! Сдавали «чемоданы» в багаж. (чемоданами в просторечии именуются рюкзаки) Багаж после всех предварительных манипуляций весил 21 кг. Разрешили. Все остальное (выходной вес рюкзака был 26-27 кг.) распихали в замечательные желтые ашановские сумки. Зарегистрировались дома, ждем приглашения на посадку. Прошел час. Начали волноваться. Посадку не объявляют. Пошли сами на посадку, а то опоздаем. Прошли, сели, через 15 мин. на табло появилось объявление, что вылет переносится на 5 утра. Иркутск не принимает. Леша взял куртку и разложился на полу по старой доброй привычке. Мы честно пытались уснуть на стульях. Тут пришел уборщик и сказал: «А чего вы тут лежите, там талоны на питание дают.» Разбудили Лешу, пошли взяли талоны. Все помчались кормиться курицей; когда мы пришли – все уже съели. Пришлось взять гамбургеры, орешки и шоколадку. Подойдя за шоколадкой к продавцу, услышала: «А чего вы тут сидите, все с вашего рейса уже пошли в гостиницу». Подхватили сумки и побежали за всеми.

29.04. В 3 ночи часа привезли в пансионат управления делами президента «Клязьма». Дали 2х комнатный двухместный номер со всеми удобствами и телевизором. Что было очень кстати. Сильно хотелось посмотреть, как принцесса Кейт выходит замуж на принца и в какой шляпке будет королева. Утром встали в 8.00, пошли на завтрак. Шведский стол (250 руб.). Объелись. Погода: небо голубое, солнце светит. Пошли гулять по парку. До обеда погуляли, в 14.00 пообедали (аэрофлот кормил). Объелись. Поинтересовались на ресепшене, сколько нам еще тут отдыхать. Из Иркутска по ТВ передают жуткие картинки города в снегу, без света. Андрей( водитель из Иркутска) SMS-ит: «Мужайтесь, трассы закрыты, в городе 30 см. снега». Сижу на балконе в купальнике, загораю. Ребята спят перед телевизором. 17.00 нас собирают и везут в аэропорт и быстро-быстро грузят в самолет, типа в 20.00 должны вылететь. Действительно, в 20.00 вылетели. В 7 утра по-местному прилетели в Иркутск.

30.04

Сугробы приличные лежат на обочине.

Мы уже успели отвыкнуть от такого количества снега

Дорога в Тунки

Андрей сказал, что они уже неделю ходили в шортах, все в огородах посадили, а тут такой катаклизм. Хм. На трассе завез нас в кафешку. Позавтракали-пообедали очень прилично и дешево. Вынашиваю мысль здесь позавтракать перед самолетом на обратном пути. У каждого бурхана (места силы) Андрей останавливается, кладет что-то бурятским духам. Нам с Милкой лень вылезать из машины ( в прошлый раз видели), Леша фотографирует. В 16.30 доехали до Хойто-Гола. Андрей очень аккуратно вел машину, по бездорожью вылезал и смотрел путь проезда.

В болотце сказал, что дальше не поедем, лебедку в случае чего не за что зацепить. А нам и достаточно было. Пройдемся. Встали в 500 м. от Хойто-Гола. (На самом деле от Хойто-Гола отъехали около 5 км.)

Снега сплошным покровом нет, есть отдельные наледи. Наковыряли льда. Натопили. Поели купленной на трассе рыбки. Попили чайку. Мила долго думала, куда деть оставшуюся рыбку, чтобы медведь на запах не пришел. Сунули под бревно. В 21.00 залегли спать. Не жарко.

(За все время на маршруте не было ни одной ночевки при положительной температуре. Абсолютный минимум был -15 град С).

01.05. Вышли в 11.00. Пошли по тропе.

Встретили бурята на лошади. Бурят поинтересовался, куда мы. На Бого-Булнайский (1а, 2855м) перевал. Сказал: «Вам туда. Эта дорога мучить будет». Пошли, как сказал бурят. Направление тропы вроде совпадает.

Взлетели на горушку. Переночевали в приятном месте со снежком вместо воды.

02.05. Продолжили набирать высоту.

Дошли до места, где буряты шелушат шишку, тут тропа и кончилась. Совсем. Прошли немного без тропы. Леша почесался и сказал, нам бы туда, пошли туда - вниз.

Крутенько. Камушки местами крупные попадаются. (Имеется ввиду спуск с правого борта долины р.Бого-Булнай к руслу реки).

С нашей длиной ног тяжеловато обходить. На одном таком камушке Леша руководил моим спуском. Левую ногу туда, правую чуть левее, потом подтянись, потом еще ниже ногу опусти. Потом правую на место левой, потом сползай. Короче, легла на камень, ножки дрожат, пальцы за все выступы цепляются веером, длины ног не хватает, внизу снег, ничего не видно, куда ногу ставить не сразу понятно, но перелезла. Подходит Мила. Видит камень, говорит, что хочет снять рюкзак. Мы: «Милка – давай!», мы ее движениями руководим, все как со мной. Милка поехала. Сосна росла прямо посередине полета Милы. На ней и повисла. Выковырялись, съели по «взлетной». (Имеется ввиду конфета-сосалка Взлетная) и дальше. Спустились на русло реки. Солнце, 24, наст, разделись до футболок. Отдыхаем. Эх, по этому снегу, да на досочке! (Сноуборде).

Не дошли до границы зоны леса метров 300. Нашли полку. На чемодане (камень такой большой и плоский) поставили палатку. Везде остатки прошлогодней брусники. Поползала, пособирала. Засунула в бутылочку с чаем. Тонизирует.

03.05. Ночью выл ветер. Мерзну. Спальник «Арктик шторм». Фирма «Вертикаль». Новый. -35 экстрим, -15 комфорт. Не верьте!!!! Раскрыла чешский коврик серебряной стороной к себе. Привет Катерина, привет Петька с покрывалом, где одна сторона согревает, а другая охлаждает. Полночи думала, что делает серебряная сторона: согревает или охлаждает. Наверное, все-таки согревает. Иначе была бы ледяная скульптура. Милка честно пыталась греть с одной стороны. Она теплая.

К утру засыпало снегом. Видимости - 0. Сидим. Едим. Рубим сучья. У Леши обеденная сиеста. Давление понижается (атмосферное, а не Лешино). Досидели до 21.30.

04.05. Проснулась. Насыпало. Милка спит. Типа, все ясно, сегодня сидим.

Позавтракали. Без кофе. Перевесили тент. Леша пошел погулять. Через час вернулся. Обеденный сон. Порубали сучья. Выясняли, при каких условиях можно идти в перевал. У Милки было 4 пункта. - давление устойчиво повышается, видимость 100%, снег не сыпет, дождь не идет. Требовала обязательного соблюдения всех. Леша готов уже идти.

Сыпет снег. Поужинали в 18.00. В 19.30 пошли спать. Ветер не стихает. Мерзну.

05.05. Замерзла капитально. Вылезла утром разводить костер - тепло. Мила спит. Начали будить Милку. Даже если 4 пункта не будет – все равно пойдем. Кашу не зажучила – впереди трудный день. Вышли поздно в 11.15. До 14.00 лезли хрен знает куда.

Но это была еще не самая ж…. Ж… началась после обеда (обед под тентом с примусом в тепле). Заснеженный курумник (камни такие большие и не очень). Леха сказал, что он сдох. Обещала дать Милке по ушам, чтобы не переживала, а то идет и всякую фигню думает. До озера не долезли, встали в 18.30. В 19.30 поужинали. Съели Леху. (Имеется ввиду продукты из Лехиного дежурства).

В 20.00 легли спать. Леша обещает, что сегодня будет теплее. Положили меня в середину.

06.05. На мху было теплее, но не сильно. Ребята честно меня грели. Утром слопали овсянку, и в 11.15 пошли к перевалу. К 14.00 ползания по заснеженному курумнику на четырех костях ноги уже, реально, не слушались. Отжиматься приходится через раз. Подъем делится на : - по травке – наиболее милый способ подъема - по мелкой сыпухе под углом 45 - по курумнику среднему, засыпанному снегом под углом 60 с отжиманием - по крупным камням - типа лег на него, обнял и сполз. При этом сползать куда – ни хрена бывает не видно. (Крутизна склонов явно и сильно преувеличена).

Для того, что бы пообедать, поставили тент, поели карпюрчика. Посмотрели на линию движения: сначала по травке, потом по камушкам по хребту траверсом. Леша помахал туда и сказал, что там 2 перевала, начнем подниматься к одному потом траверснем к нашему.

Пошли. Тут снежок посыпал. Милка начала говорить, что это ей все не нравится. Видимость ухудшается. В перевал мы может быть и залезем, а спускаться как будем? Время 17.00. Леша спросил, готовы ли мы потерять еще 4 дня, т.к. спускаться надо до места нашей стоянки. И мы сказали: «Милка, пошли!»

За 1,15ч. влезли, и тут видимости не стало совсем. Идет Леша, потом я ползу, потом Мила. Я вижу Лешу и Милу, Мила видит меня. Последние 200 м. Мила спрашивала Лешу, знает ли он куда идти. GPS знал. Вывел точно на перевал «ВАСХНИЛ». Дальше не было видно ничего. Ветер жуткий! Мы на гребне. Красота! Обсуждение темы, куда нам надо. Мила сказала, что она никуда не пойдет. Категорически. Леша согласился. Есть полка поставить палатку. (Чудо!) Камни кругом плоские. Натаскали камней, выложили и выровняли площадку под дно палатки.

Глотнули чаю, залегли. Меня положили посередине. Ночью ветрило был ужасный. Палатка была новая. Милка думала ночью, что если швея-мотористка плохо пришила оттяжки палатки – нам хана.

07.05. Стойки и оттяжки выдержали. Нас засыпало. Хотя мы из плоских камней по периметру сделали стенку. От камней снизу холодом тянуло сильно - спас опять-таки чешский коврик. Утром Лешик увидел солнце, схватил фотоаппарат и убежал. Потом вдохновился на приготовление завтрака. Нам на лицо в палатке снег сыпется (конденсат замерзший). Сейчас солнце растопит снег – капать будет. Надо вылезать, смотреть на перевал.

Выползли. Леша сделал кадр «Мы с Милой в солнечную погоду на перевале».

Собрали «быстренько» рюкзаки и в 10.30 вышли. Прошли немного по склону хребта траверсом в Лешкин след, опираясь на палки. И тут Мила начала скользить. Сначала она просто проскользнула, а потом повисла на руках. Камушки оказались плоские, скользкие и сыпучие. Мухой метнулась к ней без рюкзака, вынула ее из рюкзака и Мила, подышав, потихонечку побрела к Леше. Прошли мы совсем немного. Мила подумала и сказала, что она так дальше не пойдет. Достали веревку и стали спускать рюкзаки на веревке вниз.

И меня с Милой тоже. Веревка 35 м. Рюкзак на веревочке. Держишься за рюкзак, сползаешь вниз – Леша наверху веревку держит. Вариант второй. Обвязавшись, спускаешься вниз, потом к тебе едет рюкзак на веревочке. Спускали веревку 3 раза. (перевод на русский: «Так прошли три веревки») В третий раз я с рюкзаком не долетела метров 5 до отвеса. Ума хватило зарубиться на полке повыше. Там был снежный желоб. На него и приземлилась. Хотела посмотреть, что там за отвесом, но поняла, что я стою на хорошо наклонной каменной плите. И поскользила. Кошки отдыхают, как я пыталась долезть вверх к своему рюкзаку. И прикол в том, что выше своего рюкзака, учитывая уклон, я самостоятельно шага сделать не могу. Только передвигаться вправо-влево. Повопила Леше «Кидай веревочку!». Лешик приземлил ее точно на меня. Привязала рюкзак (12 бантиков!) и маятником, таща его и перекатывая, выползла на снежок. Потом маятником переправили Милу и 2 рюкзака. Камни почти кончились. На веревке после маятника я пошла без рюкзака вниз траверсом по снежнику. Потом приехал Милкин рюкзак. Пока вязалась Милка Леша сказал «Катни его». Я и катнула. И хотя снег был рыхлый, рюкзак, к моему большому удивлению, весело покатился. Летел он метров 150-200. Пока он катился, из него выпадало много чего имеющегося в его больших карманах: мешочек с «Hello Kitty!» (туалетная бумажка), умывалка (вся зубная паста с щетками, расческа и мыло), колышки выпали раньше (но их подобрали сразу), а вот сало отдали склону. А еще Мила собирала помойку за 3 дня (Гринпис, привет!). Помойка уцелела. Привязалась Мила, по следу рюкзаков съехала на попе. Горка была местами весьма каменистой, что сказалось на ее штанах. Пока Милка ехала, я вовремя вспомнила, что в моем рюкзаке лежит очень нужная нам горелка и каны. Свой рюкзак я катать не стала. Этап веревок пройден за 1.5 часа.

Далее по снежничку, скользя, как на лыжах и, зарубаясь палками - вниз. Подобрали Милин рюкзак, съели по «взлетной» и пошли по снегу, тропя вниз по ручью.

В 15.00 Леша сказал, что пора пообедать. Погода чудная – солнце, почти нет ветра. Часов в 12, правда, налетала какая-то хмарь, но пронеслась мимо. Поели карпюра, попили чайку и в 16.30 пошли. Подошли к каньону, куда течет речка. Проваливаемся в снег по голень. Скалки кругом. Красиво. Подошли к водопадику. Метра 2. Достали веревку. Обвязались, поскользили вниз. Рюкзаки спихнули просто так. Потом еще водопадик. По скалам жесть лезть. Третий водопад был самым красивым. Метров 8-10. Зеленый и ледяной. Засунула куртку в штаны, завязала булинь (этот узел я знаю, привет, Якушка!) и по команде Леши поскользила. Милка успела отпрыгнуть. Стоит, любуется отвесами, готовится принимать рюкзак, и тут на нее сверху падает моя черная попа. Романтика. Леша спустился сбоку по скалам.

Одели рюкзаки, пошли дальше. К 19.30 вышли в долину Ара-Ошея. По Ара-Ошею шла по Лешиным следам и у меня провалилась нога, вернее ее заклинило под углом 45. Встав на колени и, вытащив ногу, заглянула в яму от ноги: дырка в полметра вниз (а может в метр), а за ней водичка. Спина отваливается. Уперла у Милки веревку, ей как-то хреново сегодня. Мне как-то ничего.

Вон там зона леса. Доползли. Встали. Есть не хочется. Выпили чаю с шоколадкой. Глазки начали открываться. Посидели. Решили поесть. Сварили по ложке макарон. Выпили по глотку C2H5OH, и пошли спать. Мягко. Тепло, но заснуть не получается. Лешик спит, Милка, как выяснилось, тоже тихо лежала. До 4 утра точно. Ничего конкретно не болит, только заснуть не можешь. До 8 утра перекантовались.

08.05. В 8.00 проснулся Леша. Сварил кашку, схватил фотоаппарат и понесся снимать «заснеженные перевалы». Сыпет потихоньку. Дует прилично. К 12 перестало. Сидим – отдыхаем. Мила шьет свои штаны. Сушимся. После ночевки на перевале все мокрое. Утром по палатке струйкой стекала вода на спальники. Под спальниками тоже болото. На просьбу Леши дать какую-нибудь х/б-шку вытереть воду нам стало жалко свои полетные футболки и трусы. Тут Милка вспомнила о моей бандане и мы были спасены.

День отдыхательный. Леша сказал, что снег должен растаять, тот, что выпал за ночь. 10 см. всего. К 19.00 действительно растаял. Мила после штанов начала шить разорванные фонарики.

Поели борщика и у Леши, по традиции, наступила сиеста. А я начала реагировать на травку саган дайли. Вчера вечером она меня совсем не возбуждала. Даже нюхать не хотелось. Хотя перед последней вчерашней ходкой с перевала я ее даже пособирала. А здесь стоим на ней и хоть бы что.

Вечером Мила решила посмотреть километры. Посидели - посмотрели дальнейший маршрут. Насчитали 80-100. Пришли к выводу, что нужно ломить, а то если нас засыплет еще где-то - приятного будет мало. Сломался топор.

09.05. Утром светило солнце, хотели выйти пораньше. Но решили сделать праздничную фотографию с новорожденной Милкой. Кофе и зефиром. Долго искали ракурс, праздничное выражение лица. В общем, вышли как всегда в 11.00.

После первой ходки разделись до капрона. Шли по речке вниз, как по асфальту, до водопадов в каньоне.

Леша нашел тропу, действительно кондовую, вдоль Ара-Ошея, поползли вверх в обход каньона.

Вылезли на пупырь с брусникой (при обходе второго каньона). Вкусная прошлогодняя.

В 14.00 решили заобедать на острове напротив руч.Среднего, куда Леша умчался фотографировать, обещав вернуться через 2 часа. Солнце выключили и Леха появился через час.

Отдельное СПАСИБО Евгению Рензину за совет побывать здесь.

Орган руч.Средний.

Сильно голодная Милка слопала мясо и сказала, что больше его есть не будет, пока мы не уговорим ее его съесть. Погода начала портится. Ребята подумали и решили поставить тент от палатки, чтобы переждать снежный заряд, если он до нас докатится. Посидели минут 30 (типа опять обеденная сиеста) ничего не сыпет, хмарь везде висит. Решили пойти. Все серое. Идем по речке. 16.30. Под нами все журчит, Мила боится. Бубнит, что Эмилия была замужем за рыбаком. (Это она на меня намекает).

Подошли к разлому снега и льда. Внизу (с метр так) вода журчит. Леша перепрыгнул. Я прыгнула по привычке след в след. Милка была третьей. Карниз из снега и льда третьего не выдержал. В общем, лежит Леша на рюкзаке, в руках Милка. Мила на нем на пузе, одна нога болтается в трещине. Короче - картина, мы в Арктике на льдинах. Пошли дальше. Пошел снежок. Потом крупный, хмарь везде. Кино черно-белое. Река разливается, по берегам одно болото, встать негде.

Шли до 19.00 к Левому Ара-Ошею. Там по описанию должны быть стоянки. Снежок усиливается. Нашли место, поставили палатку, на примусе сготовили, глотнули C2H5OH, поздравили Милу. Мила произнесла спич о том, что пьяная женщина – радость семьи. И уснули. Меня положили опять посередине. Тепло. Мила кашляет. Леша спит. Опять заснуть не получается. Тупо смотришь и не спишь. Считаю сникерсы.

10.05. Утром выяснили, что нас опять засыпало.

Сантиметров 35-40 снега навалило. (На самом деле насыпало 20-25см., хотя местами надуло больше). Все пушистое и сырое. Остатки чая в бутылке сунули Милке в ботинок и он первый раз не замерз. Пейзаж - зимнее Подмосковье. Все заметено снегом. Но солнце через тучки видно. Откопала палатку. Ее занесло по самую вентиляцию. Кан засыпало по ручку. До обеда сидеть будем точно. Сидим целый день. Поели-полежали, опять поели-полежали. Вечером подморозило, небо голубое. Ребятам стало жарко. Я сказала, что приму любую вещевую помощь. Ночью был холод собачий. Мила честно грела с одного края и Леша с другого.

11.05. Утром замерзла прорубь, где Леша брал воду. Лед удалось разбить только топором. В палатке минус 4. В 9.00 позавтракали и со словами «быстренько-быстренько» побежали. Выбежали сначала на реку (увидели следы, наверное, лисы, еще кого-то), но идти по ней долго не смогли – широкие промоины.

Леша опять (как-то!) подсек тропу. Мила была счастлива уходом с реки. Топаем по тропе. Она несколько занесена снегом. К обеду тропа уже стала без снега. Из зимы в лето. 21. Суточный перепад 30 градусов.

В общем, бежим и не жужжим.

Пошли первые сиреневые цветочки, мшистые такие, и начинает пробиваться ягель. Добежали до впадения Хубыты в Ара-Ошей. Свои 15 км сделали. Цивилизованная стоянка со всеми атрибутами: сырыми дровами, сиделками и консервными банками. Леша вечером, пока готовили ужин, сбегал вверх по Хубытам, сказал что шикарный каньон и мы пойдем по нему. По тропе в горы не полезем.

р.Ара-Ошей. Нижняя часть каньона выше устья р.Ара-Хубуты

В каньоне р.Ара-Хубуты

Каньон р.Ара-Хубуты

Средняя часть р.Ара-Хубуты

Хрюкнули (Выпили C2H5OH). Леха был очень жизнерадостен, пытался спалить все местные дрова. Опять холодно.

12.05. Встали в 7.30. Быстренько поели, подождали солнце и в 10.00 выбежали. До обеда прошли км. 6. В 13.00 сильно захотелось есть. Опять хмарь натягивает.

Скала на ПБ р.Ара-Хубуты ниже устья р.Архат

Скала на ПБ р.Ара-Хубуты ниже устья р.Архат (2)

В 14.30 вышли и по следам нашего друга, умного зверя росомахи пошли вверх. Последние 300 м. я уже знала, для чего нужны палки. Когда идешь и ноги заплетаются – палки держат и не дают упасть в сторону.

(Правый приток р.Ара-Хубыты)

К 17.00 пришли на стрелку Баром-Гола и Архата, которые слились и получились Ара-Хубыты. Шиза. (Последнее замечание относится к обязательному и скрупулезному изучению местной топонимики) Решили встать. В 18.30 поужинали любимыми макаронами. Сказали, что я обнаглела, сыр уже не развожу в кружечке и воду с макарон не сливаю, никакого сервиса. А что сливать воду, если они уже в вегетте варятся? Мила опять пытается выманить корейку или колбасу. Завтра отдам ей все. Или не отдам. Хрюкнули. Посчитали дни. Неутешительно. Сколько ночей будем спать на вокзале и как долго ехать от Слюдянки до Иркутска. А самолет только 21-го. Но никаких перевалов «типа колечко» делать категорически не хочется. В 20.00 пошли спать. Небо голубое, солнце светит. Спать хочется - умереть. Холодно.

13.05. Встали как обычно, в 10.00 вышли, до 11.00 шли по насту.

И по следам любимой росомахи, которая идет самым безопасным и удобным для нее (и для нас!) путем. К 12 наст перестал держать и начали играть в игру: вытащи ногу провалившуюся по развилку из снега. Особенно приятно в капроне на голое тело. Идем с набором высоты - 700м. от стоянки до перевала.(пер. Хубыты) Идем по тропе местами видимой из-под снега.

В обед (13.00) всосали горячую кружку Магги, часок посидели и в 14.00 начали восхождение. На небе ни облачка. Вокруг ни кустика, солнце шпарит 35.6. Лешка идет первым, проваливается по высоте ботинка и бурчит, что здоровья никакого. У нас здоровья вагон, но идем след в след метров на 50 позади. Предложила Милке искупаться в снегу, но одобрения не встретила. Снег, говорит, шершавый.

За полтора часа взлетели, сделали фото на память и покатились вниз.

15.30. Жара по-прежнему. Скатываемся сначала без тропы по снегу, потом по травке. Траверсируем склон по снегу чуть выше следов Леши и проваливаемся по развилку. Поняла, что ногу вытащить не могу. Упражнение называется «Положи палки на снег. Упрись в них и попытайся отжаться». Палки в снег втыкаешь – а они тоже проваливаются. Леша посоветовал лечь и покатиться. Посмотрела вниз – катиться расхотелось. Потыкала, развернувшись на 180 градусов, палкой вокруг ботинка, вытащила ногу и увидела пустоту внизу. Глазки стали сильно круглыми, ползком на руках выскреблась. Тут по этому же сценарию чуть выше проваливается Мила, которая поспешила мне на помощь. С интересом наблюдаю за глазками Милки, увидевшей пустоту ниже своего освобожденного ботинка. Снега больше не хочу тоже!!! (Девчонки провалились на склоне в надув снега, под которым была пустота. Сколько? Не мерили. Мне кажется, что не очень глубоко).

Шли до границы леса. Последние полтора часа по т.н. тропе с колючками (акация какая-то там) и карликовой ивкой (березкой). Пришли к 19.00. Последнюю ходку (1 час) шла на автопилоте и сосалках. «Обнять сосну и помереть!». Тропа вошла в зону леса, но встать негде. Нашли площадку над Хубутским водопадом, встали. Впитали карпюр, хрюкнули (выпили C2H5OH),

в 21.10 бредем спать. До Ниловой пустыни 16 км. Уши, руки, лицо горит. Наложили толстый слой «Спасателя» (крем).

14.05. Сегодня первый раз в палатке не было инея. И от земли не тянуло холодом. Полночи укладывала ноги, полночи щеки и уши. Все горит.

Утром, как обычно, в 7.30 встал Леша. Схватил фотоаппарат и снимал горы напротив.

Мы попросили поздний завтрак. На что через 20 минут нам в палатку принесли кофе. Пришлось вылезать за шоколадкой. Провели утренний макияж «Спасателем», слопали (до фига по общему мнению) пшенички (стандартная не зажученная (не сокращенная волюнтаристский) порция - 50 гр. на нос) и начали потихоньку собираться. (К пшеничке: следующий раз возьмем по 350 гр. на лицо в день). В 12.00 вышли после латания моего рюкзака. Милка сказала, что она может быть и похожа на дауненка, но тропа должна идти по противоположному берегу. Тропа действительно шла по тому берегу. Переправились через речку. Панорама на память.

Вышли на кондовую тропу.

Потом она разбежалась в разные стороны. Немного ломились по тайге и по болоту.

В 14.00 встали пообедать около озерка.

15.00. Пошли. Решили дойти до воды и встать на ночевку. К 18.00 воду стали искать активнее. Пересохло все. Леша дошел до Хубытов. Воды там нет тоже. Все русла сухие. Ближайшая река в 4 км., гарантировано вода должна быть через 8 км. Сейчас 18.30. Сегодня отдыхательный день. Шли по цветущему багульнику,

потом по березовой роще, потом по пыльной дороге с березовым хмызником. Километров 15.

В 19.30 нашли на дороге лужу, это был ручей. Встали в 20.00. На дороге развели костер (Сухо очень, а вокруг масса сухой травы), поставили палатку, поели традиционные макароны, по традиции хрюкнули. У Лешки отходняк. Валяется на травке. Сфотографировались на память на фоне заката. Все убрали в палатку, где-то уже лаяла собака. Сегодня легла с краю. Снега нет. Тепло. Появились комары. Кусаются. Ребята начинают обсуждать тему секса у комаров. Спокойной ночи!

Часть вторая. Мелодраматическая, обжорно-лирическая.

15.05. Встали в 7.30. Ручей на дороге за ночь высох. Но от ручья осталась лужа на обочине. Покрыта льдом. Позавтракали, потянули время, в 10.40 вышли

За 2 года ничего не изменилось. Серо. Народу нет. Пылища страшная. Солнце жарит. Проезжающие машины призывно гудят. До Ниловой Пустыни 3 км.

Дошли до любимого «Радона». (Полтора года назад мы в нем останавливались. Сначала нас пускать не хотели, глядя на наш бомжеватый вид. Потом отправили к Валере, шеф-повару, (замечательно вкусная домашняя кухня), который по-совместительству рулит всеми процессами в «Радоне».С Валерой договорились и о бане и о питании.) Метнулся к нам охранник, - вы куда. «Мы к Валере» «Горину?» «Да». «Он в Иркутске. Будет вечером». Позвонил администратору. Выходит та же тетенька (что нас тогда пускать не хотела) со словами, ну что же вы не идете? Милости просим, тут вам будет удобно, вот душ, вот мыло. И телефонный звоночек бесплатный организовала - мы смогли сказать родителям, что вышли к людям. Чайничек и постель к вам в номер. Расположились, переоделись, пошли гулять.

Дошли до магазина, купили еды немножко. Продавщица, глядя, как мы покупаем огурцы и шпроты, отправила нас за угол в соседний магазинчик со словами, что там мы сможем покушать. Интересно, что подвигло ее на такое замечание? За углом в магазинчике сидели тетки и ели чебуреки. Большие. Пахло вкусно. Вышли оттуда. Потом решили вернуться и съесть по чебуреку. Мила, правда, сказала, что ей много, но решила не отрываться от нас и попробовать . Было вкусно. Осоловевшие пришли в номер. Ощущения нереальные. 2 дня в санатории. Милка легла смотреть мелодраму из 4 серий. Леша смотрит фотографии и периодически говорит «охренеть». И это именно то слово, потому что ТАК МЫ ЕЩЕ НЕ ОТДЫХАЛИ. Вечером помылись в душе и на белоснежных простынях легли спать под какую-то ТВ программу. Мне, чтобы не мерзла, отдали еще и пуховый спальник. Тепло.

16.05. Утром в 8.30 решили позавтракать в чебуречной. Закрыто. Подождали до 10.00 и выяснилось, что в понедельник у повара выходной. Погуляли часок по набережной, купили шпрот и пошли завтракать к ТВ. Небо голубое, птички поют. Встретили Валеру, он нас помнит, договорились о еде и бане. До обеда еще 2 часа. Повалялись. Пообедали. Пришли с обеда и легли. Сил нет ну никаких. Леша попинал нас и мы пошли гулять вокруг Ниловки. Залезли на горушку. Но быстро слезли. В 19.00 ужин, в 20.00 баня. Валяемся на кроватях. Мила говорит, что это реакция на наш активный отдых. А еще эти хомяки все хомячут и хомячут. Милка после обеда закусила апельсинами, шпротой и маринованными огурчиками. Заела все это сникерсом и полностью удовлетворилась. Дальше сказала, что надо поспать, а то опять есть захочется. После ужина пошли в баню. Баня у Валеры классная. Баня – это ритуал. Но состояние: «лечь на лавку и не шевелиться». 3 часа пролетели мгновенно. Вышли. Подошел Валера, сказал, пошли, поболтаем. Поболтали. Оказывается наш умный друг росомаха это барсук. А еще у меня сдох аккумулятор у телефона, а номеров никто, понятно не помнит. Валера зарядил мой телефон и мы в ночи (наконец-то!) звонили

17.05. Утро начинается с кофе. Потом перед номером нарисовался Валера и поинтересовался, как же мы уедем без обеда, ведь мы уже свои, не чужие. Позавтракав вкуснейшей пшенкой с самодельным творогом, почитав меню на обед, и, увидев, как повара раскатывают тесто, мы решили пообедать. Для нас обед накроют на полчаса раньше. А если мы будем опаздывать к автобусу, то и подвезут. А еще мне хотели подарить рога, козлиные, маленькие. От чистого сердца. Но я постеснялась. Иногда такое со мной бывает. «И не такой уж я голодный. И не такой уж я крокодил». Милка сказала, что я дурында.

После завтрака пошли гулять по набережной. Оказывается, это была прогулка в чебуречную. Сегодня холодно, а Туране (в 8 км) ночью шел дождь и загасил, молитвами бурятов, как сказала сестра-хозяйка, вчерашний пожар. Пришли в пансионат. Поболтали с сестрой-хозяйкой. Она готова предложить мне свое рабочее место. Это после: «переезжайте к нам», «так работы-то нет», «так хоть здесь, а я на пенсию уйду» Мда… И жилье сразу дают. И горы, и воздух, и ванны радоновые…

Но тут надо было собираться. В 12.30 Валера позвал на обед. Обед был восхитительный. Супчик, салатик из перчика, лапша по-восточному и компотик из жимолости. Яблоки забрали с собой. Из столовки выкатились. В таком состоянии идти с рюкзаком ну никак нельзя. Добрели до магазина, от которого уходит автобус на Слюдянку, и выяснили, что сегодня по каким-то причинам автобуса может и не быть. Еще один день у Валеры – и меня понесут, идти я уже физически не смогу. Но тут из Хойто-гола приехал «микрик» до Кырена. Закатились в него. На улице мокрый снег с дождем. От Кырена до Слюдянки – еще один «микрик».

И тут, (привет, Иркутский аэропорт полтора года назад!) мне стало совсем плохо. Салатик искал выход. В Слюдянке на ж/д вокзале, прежде чем попасть в туалет, его надо оплатить у Зам.начальника вокзала (12 руб). И со словами «писать очень хочется» мы с Лешиком растолкали всю очередь. Взяли билет и на Милку, которая подошла поинтересоваться, что же мы делаем в этой очереди, когда туалет там. Вот цивилизация! Жизнь потихоньку стала налаживаться.

Пришли ребята. Принесли шпрот, рижских, толстых. На улице дубильник: +5. Шел мокрый снег, ветер. На вокзале, правда, +19. В 20.00 освоили в комнату кратковременного пребывания. Два коротких мягких дивана, с пальмами по углам комнаты. Леша на горелке закипятил чайку, расстелили коврики и в 21.00 по привычке легли спать. На полу спать не хотелось. Устроилась на диванчике.

Часть третья. Интеллектуально-краеведческая, или как мы приобщались к цивилизованному туристическому отдыху.

18.05. Утром проснулись в 7.30. Крупными хлопьями падал снег. На дворе 3. Потом потеплело до 5. Леша обаял техничку, и нам дали горячий чайник. Попили чайку. Вылезли на платформу купить омуля. Никого. Через 3 мин. к Миле метелится та же тетечка с рыбкой - типа доброе утро. Опять спич о том, почему на трассе рыба дешевле, чем в Слюдянке. Купили 6 штучек. Второй завтрак.

Лешу забрали в ментовку. Он сфотал режимный объект. Показал фото - отпустили. Поговорил с местным ментом о погоде. Все всё давно уже посадили, а тут снег. Катаклизм погодный. Хм.

Подошел поезд. 11.10. Один комфортабельный вагончик. Идет из Иркутска через Слюдянку до Порт Байкала. Все места по стороне Байкала заняты. Хорошо остался пустой столик на 4-х со стороны скалок. Очень живописных. Проводник спросила, говорим ли мы по-русски. Милка многозначительно с акцентом (рот был занят «Взлетной») сказала «угу».

Поезд следует с экскурсионной скоростью 15-20 км/час. Экскурсовод вещает о туннелях. ТВ напротив о цветочках на Байкале. Все вокруг едят и галдят. Мы пытаемся слушать экскурсовода. Экскурсовод пошел по второму кругу.

Останавливаемся. «Посмотрите направо, посмотрите налево». Холодно, но начинает проясняться. Зашли в чудесный музейчик Рериха с замечательно подобранной экспозицией. Были там первыми. Музей бесплатный. 5 рублей бахилы. Дядечка от входа попытался нам быстренько рассказать и показать экспозицию. В этом музее (всего 5 комнат) можно было зависнуть на полдня точно, а если с экскурсоводом – то и не на один день; а не всего на 20 мин, пока стоял поезд. Зал картин Рериха, Учителей Востока, буддистское направление, христианство, галерея Мадонн, сотворение мира, картины Айвазовского. Говорит, что в сезон (лето и зима) народу тьма. Охотно верю.

Едем, периодически останавливаемся. Опять: «посмотрите направо, посмотрите налево». Час стояли на ст. Половинка, где нам предложили отобедать у тетушки Любови Ивановны. Больше там делать было нечего. От обеда у матушки отказались. Видимо нагулявшись ранее, сидеть на берегу Байкала под ветром, как всем остальным туристам поезда, нам не хотелось, и мы пошли обедать в вагон. Карпюр всегда с нами. После обеда традиционная сиеста. На очередной стоянке пошли в туннель. Поезд следует за нами. Начался град. Опять: «налево-направо, купите сувениры». Сели, поехали. Заставили Милку доесть шпроты. Утомительно. Но съела.

В 18.15 приехали в Порт-Байкал. По дороге экскурсовод сказала, что в Листвянку ничего не ходит, но нам за 250 руб. на «Иване Бабушкине» можно перебраться на другой берег. Пошли узнавать по поводу парома. Работяги на пристани сказали, что паром ушел в спецрейс и сейчас вернется, выгрузится и в 19.00 за 42 рубля можно уехать в Листвянку. По дороге увидели вывеску «гостиный дом Надежда 1300 м 150 руб.» Пошли по указателю. Проходя мимо вокзала увидели вывеску «гостиница» и «музей». Музей открывается в 9.00. Гостиница – 5 коек с удобствами на этаже 605 руб/сутки.

У местной тетечки Нади – 300 руб. с носа. Дождались тетечку. Симпатичная. Встретила, провела. Куча комнат, кровати, печка, газ, холодильник, посуда, вода, ключ от туалета на улице. Если надо рыбы – тоже к ней. Закупают рыбу в Листвянке, ночью потрошат, вялят, коптят – утром на рынок в Листвянку. Такая работа.

Пока ждали и договаривались – присоединился к нам мальчик Андрей, student, проездом из Владика до родного Е-бурга. И стали мы ночевать вчетвером. И так понравилось, что решили остаться у Надежды Оскаровны (тел. 908-668-8535) еще на сутки. На улице 2. Лужи замерзли. Вечером Андрей снял клеща. Послушали информацию о последствиях укуса энцефалитного и еще какого-то клеща. Все местные привиты, друг у Андрея болел, вылечили. Милка напряглась. Несколько дней ранее она вытащила из Леши клеща (после того, как Леша повалялся на травке). Выяснили, что если за 5 дней с Лешиком ничего не произошло, то клещ был не энцефалитный. Леша обрадовался, прекратил петь и начал зачитывать что-то пафосное о том, как хорошо жить и о родной земле. (От инцифалита люди либо умирают, либо остаются дураками. Я болел – я знаю!)

19.05. Пошли смотреть родную землю Байкала . 8.35. В музей! Дошли до музея в Порт Байкале. Экскурсовод о создании Кругобайкалки рассказывала бы долго, видя наши заинтересованные лица, но в 10.45 нас ждал паром.

Заплатив 42 руб., через 10 минут были в Рогатке (пристань в Листвянке).

Напротив музей Байкала. Интересная экспозиция и опять повезло с экскурсоводом. Тот же сценарий – рассказывает долго и по максимуму, видя, что ее слушают. На 1 этаже аквариум с рыбками и двумя нерпами. Познакомилась с ротанами, бычками, окунями, лещами, щукой, сигами, хариусами, омулями, осетром.

До Листвянки от музея 4 км. Пошли. Через каждые 100 м. постройки с надписью: гостиница, кафе или сдаю комнату. «Иркутская ривьера». Дошли до пристани. Стандартные сувениры. Там же маршрутки Листвянка - Иркутск. На рынке встретили свою хозяйку, купили рыбки. Подпитавшись, поехали в Тальцы.

Приехали в 15.30. Купили билет. Мила поинтересовалась у кассирши, когда по ее мнению, нам надо выходить на дорогу ловить автобус, чтобы не опоздать на последний паром. На входе в парк оставили свою сумку на лавке под присмотром собачки и пошли гулять. (www. Talci.ru).

Гулять можно было долго, но паром ждать не стал бы. В 17.15 выбежали на дорогу. Ничего нет. Вдруг останавливается машина, дверь открывается, нас приглашают садиться, со словам, что паром без нас уйдет. Мы, обалдевшие, видим кассиршу с барышней. Леша попел им соловьем, и им тоже захотелось в Тунки. На пароме встретили хозяйку. Хочется в теплое помещение, на улице холодно, все одеты почти по-зимнему. На пристани мужчины с мотоциклами ждут своих жен с парома. Вышли, купили пива, дома хозяйка принесла коробку с рыбой. Сварили гречки, Леша по привычке в 20.30 лег спать. Мила взяла у Андрея карту и стала прокладывать наш завтрашний маршрут.

20.05. Встали 7.30. Леша пошел искать могилу красноармейцев, погибших при взрыве динамита. Нашел. Сказал, что на кладбище дороги нет, так тропинки.

В 10.45 сели на паром. К приходу парома в 11.15 в Рогатку приходит автобус до Иркутска (100 руб/чел, 30 руб. багаж). Бросили вещи в камеру хранения в международном аэропорту и отправились гулять по городу. Несколько бестолково. Но свой километраж отмотали.

В Иркутске практически повсеместно соседствуют деревянные домики и здания «из стекла и бетона».

Милу поразила надпись на памятнике Колчаку о том, что этот памятник появился благодаря стараниям двух людей – собственно скульптора и, не помню ФИО, видимо мецената.

В 20.00 пришли в аэропорт. На лавочке закипятили чайку, съели рыбку и отправились спать в здание аэропорта. При проходе (досмотре) выяснилось, что газовые баллоны категорически запрещены к провозу в самолете. Пошли к начальнику досмотра поговорить. Действительно запрещены. И как же нас пропустили в Шереметьево? И что же мы делали бы на перевалах без горелки? (На все воля Твоя!). А так же любознательная Мила выяснила, что петарды, что мы брали для медведя, тоже запрещены к провозу. Ребята сказали «давай сдадим». Но тут я возмутилась! Целый поход таскать их у себя в галошах в кармане. Леша отказался их брать в первый день себе в рюкзак, несмотря на все доводы Милы, что он идет первым и медведю будет интересен именно он. У Милы все карманы оказались заняты. А ведь она шла замыкающей, и медведь из-за дерева теоретически мог бы и ей заинтересоваться. Так эти петарды оказались у меня в галошах (что бы не намокали) И тут мне предлагают отдать их дядьке, вместо того, чтобы на даче с Катериной их запустить в небо. Да, я жадина! Мила глубоко задумалась на тему «как мы будем в будущем без газовых горелок ходить». Леша оборвал Милину скорбь о будущем, и стали стелиться. Сначала палатку, потом коврики, потом спальники, потом мы. (На предложение Леши поставить палатку в скверике напротив здания аэропорта мы начали возражать, представив себе как будут удивлены и обрадованы местные полицейские, увидев такое чудо на газоне). Леша отрубился сразу. Сказалась трехнедельная практика засыпания в 21.00.

Мы еще долго устраивались. Лампочка светила прямо в глаз, противный голос объявлял о рейсах. Пришел охранник, который на входе радостно кинулся к Миле со словами, не с Шумака ли мы. Мы сказали, откуда мы, он поулыбался. Так вот, пришел. Видимо кто-то сказал, что там, на полу спят (бомжары типа). Посмотрел, постоял минут 5 и пошел. Может тоже турье в молодости. Ботинками осталась очень довольна. Ноги, несмотря ни на что, были не сбиты и даже не сильно пахли. Пардон. В аэропорту, сняв ботинки и трекинговые носки, Мила глубокомысленно заметила, что у окружающих, видимо у всех насморк. Окружающие ни на слова, ни на действия Милы не среагировали.

21.05. Утром встали, вскипятил Леша чайку на лавке у аэропорта. На обратной дороге отдал баллон газа охране. Охрана брать не хотела. (Я пообещал выкинуть баллон в урну, если они его не возьмут без актов и прочей волокиты). Вообще-то могли и домой его взять. При взвешивании багажа никто рюкзаки не просвечивал. Зарегистрировались. Пошли гулять по близлежащей территории. Вернулись ровно за 30 мин. до взлета. На контроле нам сказали, что же вы ходите, посадка уже. И конец света сегодня по телевизору объявляли. Но нам было уже хорошо. Через несколько часов – Москва.

В Москве стояла теплая солнечная погода. Получили за 10 минут багаж. Благостно. Через 9 дней – лето. А еще через 2 месяца пойдем гулять «на воду» . Милости просим… Присоединяйтесь!

Алексей Вирсис

Татьяна Мызникова Так называемая Прогулка вызывает огромное уважение.
Только люди с юмором могут так ходить. Прекрасная компания и чудное повествование.
03.06.2011, 19:50:51 |
Владимир ПрадедовРаз написано, значит все живы ... и здоровы, и это радует!
03.06.2011, 20:21:06 |
Лев БелыхПервая часть очень понравилась. Понимаю ваше стремление рассказать обо всём, но всё же , на мой взгляд, горный экстрим и туризм и фотосессии в городе малосовместимы. Всё равно , очень признателен за материал, подчепнул для себя много интересного и важного в моральном и мательаном плане :)
03.06.2011, 23:22:49 |
Александр МамонтовПрочитал с удовольствием. Спасибо! Особый респект за чудные картинки :).
04.06.2011, 00:21:10 |
Александр СтояновСпасибо за рассказ Прочитал на одном дыхание Молодцы Так держать
04.06.2011, 02:51:44 |
Александр ИутинскийС удовольствием просмотрел Ваш отчет.
Спасибо.
05.06.2011, 00:54:37 |
Андрей ТарасовМда, засыпало, поморозило вас...
Но фото красивые :).

06.06.2011, 13:28:25 |
Александр Иутинский

Андрей Тарасов: Если кому интересно, я таки доехал почти до Бого-Булная по той другой отличной дороге, что мы заприметили, но она идет вдоль Ехэ-Ухгуни, поэтому для заброски на маршрут мало подходит. Так что место высадки было оптимальным.

Мы также заходили на Бого-Булнай верхней дорогой http://nature.baikal.ru/text.shtml?id=336 позапрошлым летом. Только с поляны ушли вниз, пересекли ручей и лезли в лоб по бурелому до границы леса.
06.06.2011, 14:47:36 |
Алексей Вирсис

Андрей, мы обошли болотину, около которой расстались, и шли по дороге половину следующего дня, не встретив ни одной лужи!!!
Трек выложу.
06.06.2011, 16:57:15 |
Алексей ВирсисРебята и девчонки (а так же их родители -:)) ), ОГРОМНОЕ СПАСИБО за советы и рекомендации, которые я получил в процессе подготовки, и, которые были использованы на маршруте.
Так же спасибо всем за отзывы!
06.06.2011, 17:14:20 |
Андрей Тарасов

Алексей Вирсис

Ну извиняюсь, что-то забоялся я дальше ехать, да и время шло к вечеру :). Учту на будущее. Трек был бы полезен конечно.
06.06.2011, 17:25:50 |
Алексей ВирсисЗачем извиняешься, да? (с грузинским акцентом)
Мы уже засиделись и было в охотку пройтись. Спасибо!
06.06.2011, 17:28:53 |
Владимир ФеоктистовЛеха, завидую белой завистью о твоих вохможностях по времени. Спасибо, получил большое удовольствие.
08.06.2011, 16:17:10 |
Эраст БутаковЗамечательная "прогулка"!
14.06.2011, 04:41:48 |
Алексей ВирсисВыложил слайд фильм под хорошую (так мне кажется) песню: http://nature.baikal.ru/files/583/Goluboy%20ledopad%202011.exe