- А в отпуске мне хочется тихого семейного отдыха....

- Ну-ну....

Вместо того, чтобы сходить в горы с папой, съездить в трофи-рейд с мужем, и отдохнуть на море с маман - я решила все это как-то объединить. Просто потому, что малыш во все это как-то плохо вписывался, ну разве что море.. И горы отпадали и какой там джиппинг, когда детке надо регулярно кушать, а не ждать пока мама и папа джип из грязи выковыряют... Знала бы я заранее чем все это обернется))

Итак, планы на отпуск к концу мая приобрели некие конкретные очертания. Впереди нас ждал неспешный отдых на природе. Две республики: Хакасия и Бурятия, два края: Красноярский и Забайкальский, родная область.

Команда наша несколько конечно разношерстная, мы с мужем, наш почти двухгодовалый сын и мои родители. То есть два программиста, один из которых настоящий программист, а второй морская свинка (которая как известно ни к морю, ни к свиньям..), хитроп..опый и предпреимчивый тигренок, дизайнер(в том числе веб), временно занятая няньчиньем внука и физик. В то время как мой отец сначала уехал на Ольхон с друзьями кататься на велах, а потом ушел в горы в районе Аршана, муж мой пропадал в недрах гаража денно и нощно готовя Сафарик к путешествию. Нет, никакого джиппинга не предвиделось (поэтому те, кто ожидает прочитать тут про болота, джипы, прочие ужасы, здесь этого "кина" не будет ), но из двух возможных вариантов - эскудика и сафарика - сафарик гораздо удобнее для путешествий. Во-первых, просторнее, а во-вторых вместительнее.

"Сибирские дали 2012. Часть 1. Тункинская долина"

И вот 12 июня, как раз после всех праздников, когда страна приходила в себя и тайком похмелялась, мы выехали в сторону Тункинской долины - давно я мечтала не спеша по ней поездить. Ну я то мечтала во всякие тайные уголки заглянуть. А не вышло. Надо себе памятку написать - не брать в экипаж тех, кто боится джипов ("я как только в ваш сафарь сажусь, хорошая дорога сразу заканчивается" (с) Грандмаман)

Задачей номер раз было приехать в Аршан, найти свежеспустившихся с гор туристов и выцарапать оттуда того самого физика, а то как же ребенок будет отдыхать без дедушки. Это же непорядок какой-то.

По дороге заехали на мое любимое место возле мостика через Иркут в Торах. Деть поколбасился в гигантской песочнице, а мы устроили перекус))

На подъезде к Аршану, звоню отцу:

- А вы все собственно где?

- А в Хамар-Дабане... Как к Саянам подъедешь, так налево. - Вот тут я несколько удивилась. ("Сейчас дискетка форматироваться закончит, и я покажу тебе многозадачность") Я знаю со словами "Хамар-Дабан" только предлог НА, а вот В как-то не очень. Ну и в голове как-то карты возникли сразу, потом от Саян то Хамар-Дабан действительно налево, так сказать. Только вот граница проходит по Зун-Мурену кажется, а причем тут Аршан?!.

- ...???

- Да тут кафе в Аршане так называется. Напротив санатория Саяны.

Приехали. Нашли папу и компанию - все такие счастливые - классно сходили на пик Обзорный - был густой туман - пик нашли по рельефу и навигатору - сфотографировались на память в бело-сером варианте и вниз. Страшно им позавидовала. Заехали в гостиницу - который год останавливаемся в ней - привлекает месторасположение, уютность - оборудованная кухня - теплый туалет и душ. Номеров мало - так что и постояльцев тоже не много. Все чисто и удобно.

Вечер и утро провели неторопливо гуляя по лесному массиву - по парку и до водопада - больше собственно толком некуда ходить там с детенышем.

После обеда, приурочив выезд к времени дневного сна малыша выдвинулись в сторону вулканов и обсерватории. По славной традиции карту я забыла дома, а этот кусок карты в навигатор не закачивали. Типа да где там ездить то. На вопрос в какой стороне искать вулкан я махнула рукой "куда-то туда". Мысленно воспроизвела карту, которую еще дома разглядывала, примерно объяснила куда нам надо. Чутье штурмана не подвело - несколько раньше правда чем я ожидала подъехали к вулкану Тальская вершина - он единственный, который так живописно выглядит - остальные - просто заросшие лесом сопки. Очень интересно.

Далее доехали до деревни Тунка и повернули в сторону Саянского солнечного радиотелескопа (ССРТ). Вообще мы очень удачно попали в пору обильно цветения бурятских степей - все безумно красиво и сказочно.

Доехали до ССРТ, малыш спит, муж остался его караулить - одного в машине не оставляем. Да и потом, мы оба работаем в Институте солнечно-земной физики, к одному из отделов которого относится и ССРТ. Так что на нем мы не раз были по работе. Но по работе это одно - а просто погулять другое))

После ССРТ заехали на Квазар - это петербуржцы - все по своему конечно, на территорию не попадешь. Зато посмотрели как он поворачивается)) Вокруг бегала красивая собака - скормила ей все остатки малышовых бубликов. Песа ласковая и видно, что она тут регулярно с туристов дань бубликами берет))

После Квазара поехали по дороге на край песчаной подушки, на которой собственно и расположены обсерватории и реликтовый бадарский бор. От обсерваторий до края примерно 4 км. Подушка эта очень толстая, Иркут промыл в ней свое русло, а затем ушел в сторону - образовались заливные луга, старицы, протоки - одним словом речная пойма.

Когда-то эта дорога вела к паромной переправе в сторону Кырена. Теперь парома нет, а дорога по пойме заросла. В отличии от того участка, который идет по пескам. Спуск с песчаной подушки в виде ущелья. Очень живописно и интересно. Правда сафарик иногда цеплял "ушами" край песчаной подушки. Вообще я планировала ночевать где-то на Иркуте в пойме, но в дальнейшем, проехав вдоль склона по приметной дорожке, встретив на своем пути лишь препятствия в виде красивейших лугов и немного болота наткнулись на чью-то охот заимку. А вот там ночевать не захотелось совсем. Хотя у нас своя палатка и все костровое. Подумали и поехали в сосновые боры недалеко от трассы и моста через Иркут.

Для малыша Яна это первая ночевка в этом году в палатке - все специально - хотим приучить, что это такой спальный домик. Два часа уговоров и детских криков - для него это отличный домик для игр, а спать надо в машине. Эх... а как раньше то хорошо было, когда он грудничком был. Во-вторых проявилась какая-то отчаянная любовь к отцу - мама, бабушка с дедушкой - все по барабану - лишь бы папа был рядом. Так что мужу приходилось и за дровами ездить с малышом и все остальное. В конце концов именно муж его и усыпил. Родители ушли куда-то гулять, а я тихонько сидела между костром и палаткой, укрываясь от сильного ветра. Ночью вдруг ветер резко стих, стало холодно.

А утром нас поразила тихая безмятежность реки. В 5.30 утра. Боже, ну почему мой ребенок встает в такую несусветную рань.... Ооо.. Разводить костер и готовить завтрак рано. Хм, взяла фотоаппарат, ребенка и пошла гулять. Хорошо, что к нам присоединилась грандмаман, потому как деть изволил через час гулянья, уютно устроится на руках и заснуть, а к тому времени мы отошли от палатки примерно на 4 км. Обратно пока его донесли на ручках - ручки были готовы отвалиться, хорошо еще, что менялись. Пришли к палатке - тишина - покой, все спят. Непорядок! Деть тут же проснулся))) Костер, завтрак - к завтраку подтянулись муж и отец, ребенок кругами носится радостно вокруг папочки. После завтрака начали собираться - а у малыша какая-то гиперактивность - прыгает, носится, хулиганит. Солнышко светит, впереди у нас мин.ист. Жемчуг. Эх, 10 лет назад там была горизонтальная труба и большая лужа прямо на берегу Иркута. И довольно тихо. А сейчас столько народу, что поневоле пойдешь в тихий ванный корпус. Выбранное нами по совету тетки из корпуса кафе отличилось невкусной едой и заоблачными ценами. Деть, к счастью, все проспал))

А потом - потом было что-то из области сказки. Проехали за Ниловку и остановились на каком-то горном ручье. Я всю жизнь видела только холодные горные ручьи. Да-да, в которых не только ноги, но и руки немеют. А это был какой-то волшебный - он был теплый. Он был настолько теплый, а в воздухе было так душно, что мы налили в детскую надувную лодку воды, и разбавив ее для успокоения типичного мамского беспокойства котелком подогретой на газу воды, устроили ребенку ванну. Отличный пикник был экстренно прерван пришедшей с гор грозой, которая покрасовавшись грозным боком и устрашающе прогромыхав, уронила на нас примерно 4 капли воды. Эх.. а мы ведь все собрали.

Куда дальше? В планах было пожить в Ниловке, но как-то не сговариваясь все захотели ехать дальше. А дальше неожиданно и внепланово оказались Монды. Лагерь поставили на Иркуте чуть выше Монд - лиственничная роща, густро поросшая караганой гривастой (верблюжьей колючкой), которая конечно же тоже вся утопала в цветах. Теплый вечер, уютная полянка.

Последние километров десять малыш сильно капризничал, выпустили на волю - носится кругами, я только успеваю ловить эту милую непосредственность пока он все не перецарапал себе. Деть тут же сделал большую кучу. (Слабонервным или не имеющим детей не читать следующий абзац): Вообще туалетные детские вопросы в походе - это вопрос сложный. Вот например, мой деть умеет писать стоя и даже - а это особенно забавно видеть - старательно сосредоточенно стряхивает после дела. А вот с "большим" у нас как-то не складывается - горшок мы ненавидим (в конце концов стараниями ребенка мы потом где-то его так и оставим). Эту неприятную для себя вещь Ян старательно уносит и прячет куда-нибудь. Упс. Торопливо раздеваем, вытираем влажными салфетками - обмываем водой из пластиковой канистры, которая за дорогу успела нагреться, и была если не особенно теплой, но и не холодной. Деть естественно вертится, вопит и выскальзывает, как ужик. Вытираем полотенцем и быстро одеваем. Теперь дело за малым - все это постирать как-то. В финале на нижних веточках лиственниц у нас трогательно сушились штанишки. Чтобы хоть как-то утихомирить детку - выдаем ему планшет. Он находит себе желаемый мультик и затихает в кресле. В это время торопливо готовим, кормим его и успеваем по очереди поужинать сами, потому как дитя пожелало достать Трактор и кататься.

Ох, да - вот еще один участник наших путешествий - зеленый Трактор. Имени собственного у него нет, но пусть будет ТР-ТР Митя, например. ТР-ТР Митя - это наше спасение и отрада - потому как пока ребенок увлеченно штурмует "крутые горки и тяжелое бездорожье" мы выдыхаем и пять минут расслабляемся. Именно на пять минут, потому что горки и впрямь крутые, а ездить по ровной дорожке мы не желаем категорически.

В конце концов Ян отправляется на Мите в путешествие по дороге вдоль Иркута. Упрямства хватает метров на 30, после чего он торжественно отдает папе веревку, чтобы тот его тащил. Утро. Безветренное, мягкое, теплое... Ночью было холодно, а вот утром я наконец-то согрелась.

Ребенок естественно встал рано-рано, но на этот раз с ним отправилась играть Грандмаман. Минут через 10 и мой муж проснулся и пошел возиться с костром. Под детские радостные утренние вопли спать невозможно, особенно когда слышишь тихий предательский шепот "Ян, иди буди маму" и Ян топает в палатку и начинает ко мне ломиться, как слон. Расстегивает замочек внутренней палатки и радостно лезет поцеловать маму утром. Ребенок в куртке, на куртке роса, ладошки холодные и мокрые. Носик такой же... Бр... Как тут спать. Пришлось вставать.

Сборы оказались в два раза короче по времени, чем предыдущие - однако опыт, подумали мы. Выехали - гравийка. Трясет несщадно, зубы стучат, деть в кресле сердится. Едем тихонько-тихонько, вроде до водопадов и не далеко. Тихо ною, может спустить колески. Но нет. Мучаемся дальше, наконец я не выдерживаю и уже в голос требую бережного отношения к себе и детю. Женя выходит, приспускает колеса и дальше дело пошло легче.

Доехали до чудесного дорожного знака с утешающей надписью "Камнепад. 11 000м". Там рядом мой любимый водопад, погуляли, посмотрели, затем вернулись на Белый Иркут - прогулялись до прижима. Оттуда переехали на Бугувек - на Бугувеке обалденная наледь. А затем вкуснейшие чудеснейшие позы и пельмени на заставе. Это просто супер. Мечта, а не пельмешки. Ну густом наваристом бульоне. Ням-ням!!

Перед Мондами почти полтора часа качали колеса, деть спал, я ползала по лугу - цветочки фотографировала)) Впереди путь домой. Сегодня решено вернутся в Иркутск, потому как нужно еще подготовится к дню рождения сына, нам 2 года)) И одновременно подготовится к выезду в Хакасию и Ергаки, выезд запланирован на 19 июня.

Эти 300 км дались нам очень тяжело. Душно очень, и дорога тяжелая оказалась.

По пути останавливались на р. Харагун - масса паутов, но место было красивое. Впрочем, все почему-то отчаянно хотелось домой. Были очень довольны тем, что ни одного дождя в поездке не было, те 4 капли не считаются)

Старый фонтан в Аршане

В парке курорта Аршан

Да кто этих touristos считает..

Сиреневая нежность

Урочище Желган. Ущелье

Урочище Желган. Ущелье. Стены из песка

Желган - вода и песок. Природные скульптуры

Вид от края песчаной подушки

Зеленые пупыри в пойме Иркута

Чудо на обочине

Солнечное кружево

Зарево заката залило золотом землю

Закатная звезда

Разнотравье Иркута

Разнотравье Иркута 2

Чудо на обочине 2

Страшно полезная вещь - нигде на зимухах такой не видела. Медь. Найдено в поле.

Марьин корень?

Схема проезда к ущелью

Anna Ul'yanova

ЕсенияПонравились и слово, и фото.
По-прежнему радуете своими талантами, Анна :)
Спасибо.

07.12.2012, 14:35:08 |
Anna Ul'yanovaВзаимно. Очень приятно, что понравился текст. А фотографии начала выставлять потому как скучаю по лету!!
07.12.2012, 15:48:56 |
Евгений РензинИ мне понравилось! И я за лето! :))
07.12.2012, 18:46:37 |
Надежда СтепанцоваЭх, я вот тоже иногда хочу свою машину. Чтобы так же сесть и поехать куда глаза глядят... :-) Хорошее повествование, Аня.
07.12.2012, 18:56:12 |
Анна ПановаРассказ настолько живой, словно там побывала рядом, вспомнила, как нынче из Иркутска в Новосибирск переезжали с внуками, одному около 2 лет, а второму исполнился месяц в день приезда в Новосибирск. Старший, не признающий памперсов, когда ему надоедало ехать, говорил, что хочет "Ка-ка", а сам, не успев прикоснуться ногами к земле, начинал выписывать такие круги от радости, что стоило больших трудов снова посадить его в детское кресло. Не знаю кто придумал эти кресла, но мои внуки не очень любят это изобретение. Спасибо, Аня.
09.12.2012, 09:57:32 |
И. ФефеловНу, ремни безопасности-то мы любим еще меньше...
09.12.2012, 10:13:52 |
ТатьянаНеосуществлённая мечта моей жизни — автопутешествия.
Очень хорошо, что берёте с собой ребёнка. Молодцы!
09.12.2012, 15:01:20 |
Анна Панова

И. Фефелов:  Ну, ремни безопасности-то мы любим еще меньше...

Но мы хоть понимаем зачем, а дети?

Татьяна: Неосуществлённая мечта моей жизни - автопутешествия.

Надо осуществить, Татьяна
09.12.2012, 20:13:37 |
И. ФефеловДетям

Анна Панова:  Но мы хоть понимаем зачем, а дети?

Детям в любом случае приходится многое объяснять... а вот нам бы кто объяснил?
09.12.2012, 20:26:07 |
Наталья АдамоваЗаслушалась и засмотрелась!!! Очень интересно. Спасибо!