1. Заброска

Долина Вулканов – одно из наиболее интересных мест на Байкале, но добраться до нее не проще, чем до Земли Санникова:))) Особенно для одиночки. При удачном раскладе ехать сутки (у меня ушло 6 дней). Группа легко может нанять машину до Орлика в Слюдянке или Иркутске. В Слюдянке это будет проще и дешевле. Цена микроавтобуса колеблется от 8 до 12 тыс. руб. Если подвернется УАЗик, можно доехать до Хутела, но если нет желания дальше до Хойто-Гола топать пешком (или на лошадях) более 30 км, то лучше договариваться о машине повышенной проходимости в Орлике. Для группы более 7 человек особых проблем с этим не должно возникнуть. Стандартная цена 1000 руб. с носа в один конец. Ехать в кузове бортового грузовика целый день.

Больничный "Урал"
Для групп менее 7 человек и всех остальных даю ценный совет. Хойто-Гол является чем-то вроде маленького санатория при больнице Орлика. В больнице есть отличный штатный «Урал» с пассажирской будкой, который при мне вез с источников одного единственного деда по путевке. Путевка на 10 дней стоит 2500 руб. с питанием и доставкой. Заброска с помощью частников туда-обратно обходится в 2000 руб. Оставшиеся 500 руб. можно воспринимать как плату за аренду домика и питание. Торчать 10 дней в Хойто-Голе вовсе необязательно, смысл в том, за эти скромные деньги вы обретете стратегически удобную базу, на которой можно оставлять часть снаряжения во время вылазок к Жойгану, вулканам и пр. достопримечательностям. К тому же по возвращении сможете обжирать лечащихся бабушек, ежели таковые будут. Как кормят, не знаю (отдыхающих не было, столовая не работала), сказали только, что мяса не бывает. Путевку следует заранее заказывать в больнице (телефон легко найти в интернете). Высока вероятность того, что заброска с помощью больницы в выходные дни невозможна.

2. Пик Топографов

Я явно недооценивал эту вершину. При составлении маршрута я планировал на нее забраться, но у меня не хватило времени. После рассказов о восхождении на этот пик иркутской группы (моих периодических попутчиков), я понял, что мне стоит благодарить судьбу за то, что уберегла меня от одиночного восхождения на Пик Топографов без ледового снаряжения. Впрочем, главная проблема, с которой столкнулись иркутяне, – это плохие метеоусловия.

3. Погода

В горах погода очень переменчивая. В момент моего пребывания в Долине Вулканов (конец августа) дождь был практически каждый день, временами сильный ветер и ночью около нуля. На перевале возле Буды-Ханды столкнулся с оригинальным явлением, которое можно встретить только в горах, – стремительной бесконечной тучей. Это не туман, это нечто более мокрое, более плотное, почти непрозрачное и, главное, оно так быстро несется, что частицы воды легко пробивают мембрану, рассчитанную на 15000 мм. После этого понятие «атмосферный фронт» приобрело для меня военный смысл.

На КБЖД погода была великолепной: солнце сияло все дни за исключением последнего.

4. Население

Часто сталкивался с мнением, что буряты опасны. Ничего подобно, более мирного и гостеприимного народа я не встречал. Буддизм безусловно оказал влияние на их менталитет. Они никогда не унывают: разбил машину – что ж теперь поделать, пропил все деньги – заработаем еще. Подобная стрессоустойчивость порой доводит до откровенного разгильдяйства, но без сомнения помогает им выжить в сложных экономических условиях.

Буряты легко предсказуемы в общении, всегда имеют некий скромный второстепенный интерес, типа, подвозя туриста, заодно пытаются передать пустую канистру живущей по пути племяннице. Эти мелкие попутно выполняемые дела доставляют им особую радость, воспринимаются как удача, везение. Подобных дел у них всегда в избытке, будьте готовы к поездкам в Роттердам через Копентгаген. Старайтесь не платить вперед, высока вероятность, что водитель напьется. Пьянство за рулем – не вызывает общественного порицания, это почти норма. Бурханы, заваленные горами пустых бутылок, наглядное тому подтверждение.

На последней стадии опьянения буряты частенько вспоминают, что они потомки великого Чингиз-Хана и норовят подраться. Сначала предлагают бороться на руках, потом другой рукой, и в итоге дело непременно доходит до драки. Но это драка беззлобная, в основе ее своеобразный спортивный интерес и соблюдение негласных правил. Я никогда не видел, чтобы поверженного соперника добивали или унижали. Как правило, подобные бойцы не способны не только бороться, но и на ногах стоять (алкоголь срубает их, как метан канарейку). Отвязаться иной раз очень сложно. Слышал смешную историю, как водителя остановил пьяный бурятский ГАИшник, сунул права в карман и заставил с ним за них бороться.

Тувинцев я не встречал. По слухам, народ неприветливый, не любят когда к ним лезут. Туристов воспринимают исключительно как источник наживы, разводят на деньги за пользование источниками (прохождение по тропе и т.п.) или просто элементарно грабят. Знакомые катамаранщики рассказывали, что по ним дважды безо всякой причины палили из ружей при сплаве по тувинской речке. Так что без особой надобности «не ходите дети в Африку гулять», впрочем, в Москве нравы похлеще тувинских.

5. Медведи

Медведи в Долине Вулканов есть. Случаев нападения на людей мне не приходилось слышать. Вероятность столкновения достаточно высока, если планируете отправиться туда группой меньше 3-х человек, возьмите на всякий случай пару фальшфейеров и колокольчики на рюкзаки. При столкновении ни в коем случае не убегайте, не поворачивайтесь спиной, не смотрите в глаза. Просто спокойно стойте и ждите, пока он уйдет. Если не уходит, уходите сами, не поворачиваясь к нему спиной. Главный принцип: не появляться перед медведем неожиданно, не изображать жертву и не угрожать. Пиротехнику использовать только в крайнем случае, если медведь вас заметил и начал приближаться.

6. Топливо

Я использовал газ, он мне удобнее. Любители костра на всем пути (за исключением гольцовых зон на перевалах) могут насобирать дров.

PS

Большое спасибо Вячеславу Петухину за экстренную помощь в организации этого спонтанного путешествия, Константину Бекетову за карты, Андрею Лесных, Юле Фадеевой, Ане, Оле, Юре, Наташе и всем хорошим людям, которые встретились на моем пути.

teastalker@hotbox.ru

Игорь Кондрашов

alex loреспект
14.04.2007, 01:56:06 |
Евгений РензинОтличный рассказ! Большое спасибо!
Игорь, скажите пожалуйста, может у вас есть другие произведения, не опубликованные на этом сайте?
15.04.2007, 20:31:29 |
Инна ВороноваЯ очень рада, Игорь, вновь узнать о Ваших приключениях. Неоднократно перечитывая Ваше первое повествование (которое меня потрясло), я пыталась найти на других сайтах в инете упоминания о Вашем путешествии на Камчатку. Желаю Вам обязательного исполнения Вашей мечты и удачи на этом пути! И надеюсь, что Вы нам обязательно про это расскажите.
16.04.2007, 19:01:47 |
Игорь КондрашовСпасибо:))
Рад, что кому-то пришлась по душе моя история.
У меня только 2 рассказика и оба они размещены на этом замечательном сайте. Есть еще пара тех.отчетов в библиотеке МГЦТК, но с моей точки зрения они не представляют особой ценности и в мои планы не входит их оцифровка.
Билет на Камчатку 2007 я уже купил, если в результате получится что-нибудь интересное, обещаю разместить здесь ссылку (увы, иноземный текст не впишется в байкальскую специализацию этого сайта)
17.04.2007, 22:31:51 |

(увы, иноземный текст не впишется в байкальскую специализацию этого сайта)

Игорь, теперь впишется! Сам Вячеслав на это согласился:

Так что я с нетерпением жду повествований о ваших приключениях! И, полагаю, что далеко не одинок в этом. Как у вас прошло лето 2007?
30.10.2007, 11:56:53 |
Александр Мамонтов

(увы, иноземный текст не впишется в байкальскую специализацию этого сайта)

Игорь, теперь впишется! Сам Вячеслав на это согласился:http://nature.baikal.ru/phs/ph.shtml?id=16061#comms

Евгений, я думаю сначала надо утрясти правила доступа для публикации "иноземных" отчетов. Дело в том, что я "заикался" по поводу "жителей" сайта обитающих в нашем регионе. Путешественников из других регионов я не подразумевал, сорри. А вот против ссылки никто ничего не скажет. Если в представлении автора будут ссылки на его походы.
Может стоит вынести эту тему в отдельную ветвь? В любом случае решающее слово за Славой.

А оба отчета (Саяны и пик Топографов) действительно очень притягательны своим стилем написания и информативностью. Было бы очень интересно почитать и о Камчатке. А уж где... :).
30.10.2007, 12:47:42 |
Игорь КондрашовМне периодически приходят письма с вопросами, побывал-ли я на Камчатке, и где можно почитать рассказ об этом. Отвечаю:

Жив. Здоров. На Камчатку съездил. Рассказик писать начал, но никак не могу его закончить, слишком мало свободного времени. Когда он будет готов, обязательно размещу здесь на него ссылку.