18 июля (10 день похода)

В 7 ч встают дежурные, но они что-то не торопятся с завтраком, так что остальная часть группы спит до 1020. После вчерашнего надо бы отдохнуть, да и осталось тут не так уж много – можно слегка расслабиться.

С утра капает дождик (но как же хорошо, что мы уже сходили на вершину!), словно грустно провожая нас от Мунку. Сегодня наконец-то случился запланированный ранее сюрприз от девушек: оладьи с шоколадной пастой!!! В связи с этим выход затянулся еще ненадолго :).
Начало каньона Б. Иркута

В 1330 наконец-то покидаем нашу стоянку (лесок, в кустах валяются старые детские санки). Движемся то по правому, то по левому берегу Б. Иркута (хорошо, ребята вчера постарались сделать мостики). Периодически встречаются туры – в местах, где хорошо бы сменить берег.

Примерно через час (как раз закончился дождик) мы вступаем во владения каньона Белого Иркута. Всем местным он хорошо известен; достаточно длинный и красивый каньон. Передвигаться по нему в большую воду крайне не рекомендуется! Все это мы читали, а потому каньон посмотрели только «при входе»: до тех мест, куда можно было пройти, не замочив ноги (если спускаться по каньону, в обычную воду анонсировалось около 17 бродов глубиной до 80 см , ну а что уж говорить про наш случай?). Эх, красиво нависают стены! В стене есть треугольная сквозная расщелина, через которую видно следующий изгиб Б. Иркута, но подойти поближе не получается (реку в этом месте бродить не хотелось бы).

Переправа через Б.Иркут
Ручей Ледяной и его лед
Подъем по Ледяному ручью

Мы же, полюбовавшись, в 1530 решаем воспользоваться запасным вариантом – перевалом Прямой, отходящим от ручья Ледяного. Ручей этот так называется, потому что даже летом в нем кое-где встречается лед. Нашим летом лед встречался не кое-где, а повсеместно. Где там течет река – даже не видно. Просто ледопадик такой красивый, голубенький! Толщина льда оказалась выше человеческого роста: ребята там побродили, выискивая альтернативный путь наверх.

Пер. Прямой (н/к, 1860 м)

Перевал: Прямой
Высота: 1860 м
Категория трудности: н/к
Характер: травянисто-осыпной
Время прохождения: 18 июля 2006 г.
Соединяет: дол. ручья Ледяного и дол. р. Бугувек.
Прохождение: из дол. ручья Ледяного в дол. р. Бугувек.

Поднимаемся по ручью от устья чуть наверх. К сожалению, никакой тропы на перевал мы не нашли. Надо пробираться через заросли леса. А лес здесь совсем дремучий. Время есть, так что напоследок решаем достать не пригодившиеся доселе кошки и ледобуры – итогом является закрепленная на бурах веревка перил. Участникам было приятно походить по льду, хоть и без кошек. От верхней точки закрепления уходим налево по ходу, поднимаемся по осыпному склону (крутизна до 25°). Можно продираться через лес, можно подняться по сыпухе – оба варианта неприятные. :(

Знать бы, что перевал такой противный, возможно, лучше по каньону было пройтись – по крайней мере, по километражу меньше идти. Из описаний, которые можно было найти в Интернете, было понятно, что перевал этот ходится очень редко, когда, действительно, уровень воды не позволяет идти по каньону (на майские праздники, когда совершается основное паломничество на Мунку, Белый Иркут покрыт льдом, что существенно облегчает передвижение), что и было в нашем случае. Так что понятно, почему на него не ведет тропа. Возможно также, что заходить в лес лучше было чуть ниже, непосредственно возле устья. Там, по крайней мере, уклон был поменьше.

В 1730 наконец-то вылезаем на гребень, причем не совсем на перевал, а чуть выше. Перевал не видно, да и сам гребень мы разглядели только когда на него вылезли (мешали деревья). 40 минут отводим на бутербродный обед, отдыхаем и начинаем спускаться.

Вид с пер. Прямой на долину р. Б.Иркут
Вид с пер. Прямой на долину р. Буговек
Долина р.Буговек

Несколько раз находим обрывки старой тропы, промаркированной кусками полиэтилена, но в целом по лесу спускаться оказалось почти так же тяжело, как и подниматься с севера. Наконец, примерно через 40 минут спуска, попадаем на берег Бугувека – только камни, уклон совсем небольшой; иногда путь промаркирован турами.

Ходовое время:

Участок путиЧистое время

Подъем от устья ручья Ледяного по камням и льду, крутизной до 20°, 300 м

10 мин

Подъем от ручья Ледяного по осыпи и траве, через бурелом до лесного хребта, крутизной до 30°, 200 м

40 мин

25 мин

ИТОГО:

2 ч

Далее чуть менее 2 ч чистого ходового времени вдоль Бугувека (тропа проходит, периодически меняя берега) – и мы выходим к дороге Монды-Орлик, такой знакомой нам!!! :) Как же приятно увидеть ЛЭП!!! К чему бы это? :)
Мост у устья Буговека

Кто-то побежал в магазинчик возле погранцов (магазин – одно название! сказали, что недавно была какая-то группа – она и купила все шоколадки и пиво! так что удалось взять только печенья…), кто-то чуть не бегом к уже родному балагану. По дороге тормознули машину и договорились на завтрашнее утро, что за нами приедут и заберут.

В 21 ч мы все у домика. Снова начинается дождик, снова кто-то моет голову, кто-то готовит ужин, кто-то играет на гитаре… Де жа вю… Объедание запасами сладкого, песни, воспоминания… В последний раз совершаем ежевечерний ритуал осмотра от клещей, в последний раз возимся на полатях все вместе (в этот раз наверху спали 10 человек), последняя походная ночь…

Далее (19 июля (11 день))

Виктор ВислобоковОт устья р.Ледяного надо было прямо с берега Иркута зайти в лес левее ручья, дойти до поляны, или вырубки (под снегом было непонятно) — в конце ее (слева) вы бы нашли конную тропу, которая серпантином круто уходит на хребет. Не знаю выше она идет чем перевал Прямой, или ниже, но тропа нормальная.
02.07.2007, 00:47:34 |
AnyaЖаль, что не нашли (хотя вроде смотрели и справа, и слева), а описаний никаких не было :( Неприятный подъем получился...
02.07.2007, 15:51:02 |
Вячеслав ПетухинДа, вы, видимо, выше прошли. Я этот перевал ходил в прошлом году в обратном направлении. Мы с перевала спустились по хорошей тропе (совсем немного) и попали на ручей Ледяной недалеко от устья. По льду спустились. То есть не обязательно заходить в лес левее ручья, можно и прямо по ручью пройти. Главное высоко не подниматься, а сразу уходить налево.

Описания подробного нет, но кое-что есть. Вот, например, вот такая фотография (и комментарии к ней). Это ручей чуть ниже Ледяного. Если по нему пойти, примерно туда же на перевал попадёшь (правда без тропы). То есть перевальная тропа, поднявшись наверх, потом идёт вдоль гребня на восток.
02.07.2007, 17:10:28 |
Виктор ВислобоковПри наличии GPS, теперь, я думаю, проблем не будет.
Выдержка из предыдущего отчета:
"... начало конной тропы (п.т.17 — 51 гр. 45' 51,1" с.ш. 100 гр. 40' 38,9" в.д. 1664 м), которая серпантином уходит вверх ...".
От Ледяного тропа нормальная. Кто нибудь бы еще снял точки дальше, и рассказал, где мы тогда неправильно ушли влево и не нашли удобный выход к Буговеку.
Хотя спуск по гребню прямиком к кафе у КПП — тоже неплохо.
Правда в обратном направлении повторить будет трудновато.