Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

Маршрут: граница леса на левом притоке р. Зун-Голпер. Надежда (1А, 2767 м)пер. Гранатовый (1А, 2743 м)р. Хубытыозёра на развилке шумакской тропы — сарай

Это был последний сложный день похода. В этот день предстояло пройти связку перевалов Надежда-Гранатовый, после чего нас ожидал сплошной непрекращающийся спуск сначала до границы леса, потом до озёр и дальше до упора. Цель дойти до Ниловки и даже до Эхе-Гера не ставилась как нереальная и ненужная, поскольку на следующий день мы всё равно собирались уезжать из Ниловки на дневном слюдянском автобусе. Тем не менее, пройти нужно было как можно дальше в сторону Ниловки, чтобы потом сильно не напрягаться утром.

Утро выдалось без дождя, поэтому встали по графику в шесть утра. Вышли, как и в предыдущий день, около 8:05 (так нам ни разу и не удалось собраться за два часа!). Сначала шли по левому борту каньона Левого Зун-Гола с одновременным набором высоты. В какой-то момент наш путь преградил овраг, по дну которого тёк приток Левого Зун-Гола. Хоть овраг и небольшой, но его не перепрыгнешь. Пришлось спускаться в овраг и дальше идти по нему до русла Левого Зун-Гола. Затем некоторое время шли вдоль русла, тут как раз кончился каньон, и дальше мы пошли по холмам левого берега реки. Чуть выше места впадения в Левый Зун-Гол правого притока из-под перевала Ля Контес мы перешли на правый берег, снова некоторое время шли по руслу, а затем решили срезать по холмам. Обратно на левый берег мы переправились уже в непосредственной близости от тела перевала.

Перевал Надежда со стороны реки Зун-Гол

У Юры сильно заболел живот, из-за чего на последнем участке подхода под перевал скорость его движения снизилась. Перед штурмом перевала мы отгрузили из его рюкзака часть вещей, после чего каждый в своём темпе начал подъём. После примерно одной трети подъёма мы с Колей и Ромой остановились, чтобы дождаться Юру. Он в этот момент был значительно ниже и шёл медленно, часто останавливаясь. Стало ясно, что дальше так дело не пойдёт, поэтому решено было разгрузить Юру до предела. Один из нас спустился к нему, забрал у него рюкзак и донёс его обратно к тому месту, где ждали остальные. Пока Юра уже без рюкзака поднимался до нас, мы распотрошили его рюкзак и перепаковали его содержимое по своим рюкзакам. Поход был на завершающей стадии, поэтому веса в рюкзаках было сравнительно мало, а свободного места — много, так что перепаковка прошла успешно. В рюкзаке Юры мы в итоге оставили пару-тройку килограммов. К моменту окончания перепаковки Юра уже добрался до нас. Мы ему наказали никуда не торопиться, следить за своим состоянием и лезть в меру своих возможностей. Но залезть на перевал нужно было обязательно, поскольку это самый последний сложный участок похода. А сами-трое полезли дальше, периодически оглядываясь и наблюдая, как там дела у Юры.

Перевал Надежда имеет сложность 1А, однако по сравнению с многими другими перевалами этой сложности он обладает одной специфической чертой. Перепад высот между самим перевалом и его подножием со стороны Зун-Гола составляет 300-350 м (если не больше), что довольно много. Именно из-за этой особенности перевал не следует недооценивать. Преодоление этого склона Надежды как на подъёме, так и на спуске занимает много времени, требует длительной концентрации на движении и порядком выматывает. Так, три года назад на спуск с Надежды у нас ушло не меньше 50 минут. На подъём, соответственно, должно уходить ещё больше времени.

Вид с перевала Надежда в сторону реки Зун-Гол
Долина Левого Зун-Гола с перевала Надежда

Мало-помалу мы втроём залезли на перевал (первый это сделал в 11:40). Наблюдения за Юрой показывали, что он движется. Это самое главное, поэтому мы стали его дожидаться. Тем временем в туре, что находится немного в стороне от седловины (к северо-востоку) и чуть выше, мы обнаружили записку группы из Усть-Илимска, знакомой нам по записке с перевала Четырёх. Эта группа называется "Бродяги", перевал они проходили 22-го июля ближе к вечеру. Юра залез на перевал в 12:15. Первым делом Коля подбежал к нему и задал вопрос: "0 или 1?" Юра ответил "0" и опустился в изнеможении на землю.

Дав Юре отдохнуть, мы начали спуск к перевалу Гранатовому около 12:40. Я даже специально засекал время, которое мы потратили на этот переход. К сожалению, на момент написания этого текста результат забылся. Отмечу только, что переход этот занял уж точно не больше семи минут.

На Гранатовом мы сняли записку всё той же группы "Бродяги" из Усть-Илимска. В записке они отмечают, что сами они сняли записку группы из Новосибирска. По этой информации мы догадываемся, что, вероятно, группа из Новосибирска — как раз та, которую мы встретили под перевалом Ветреным.

Записки на перевале Надежда — снятая и оставленная
Коллективное фото на перевале Надежда
Маки на перевале Гранатовом
Вид с перевала Гранатового в сторону реки Хубыты
Записки на перевале Гранатовом — снятая и оставленная
Гранаты на перевале Гранатовом

Спуск с нашего последнего за этот поход перевала прошёл без задержек, Юра передвигался с хорошей скоростью. Когда мы подходили к тропе с Хубытского перевала, погода нас второй раз за поход наградила крупным градом. Перед тропой мы неплохо подкрепились орехами и сухофруктами, однако Юра не стал есть. После этого наше движение в сторону Тункинской долины происходило под границей перемены погоды: перед нами и ниже в Тункинской долине было солнечно, а вот за нашими спинами был настоящий мрак. И присутствие этого мрака нас дополнительно подстёгивало идти быстрее и поскорей добираться до Тункинской долины. По пути мы встретили группу туристов, шедшую на Шумак. Первый человек из этой группы был сильно оторван от неё; мы его заметили, когда он шёл по склону холма левее тропы, и подивились его выбору пути. Когда мы дошли до остальной части группы, мы поняли, что их первый товарищ, скорее всего, сбился с тропы и пошёл по склону, когда надо было спускаться вниз. Эту группу ожидал тот самый мрак в небе, от которого мы пытались уйти, и мы им не завидовали. К зимовью на границе леса (в котором частенько пасутся коровы) мы подошли около 17:00. Задерживаться не стали, после короткой передышки двинули дальше к озёрам.

Перевал Гранатовый со стороны реки Хубыты
А впереди — Тункинская долина
Под границей смены погоды

Здесь я сделаю ещё одно отступление. В июне, когда я был ещё в Москве, ко мне обратился мой однокурсник Коля Ероховец с весьма лестной для меня просьбой. Он рассказал, что у них большая группа людей, в том числе много школьников, собирается этим летом ехать в Прибайкалье, и частью их пребывания в этом районе должен стать поход в Саяны. Зная о том, что я уже не раз бывал в Саянах, Коля попросил меня предложить им какой-нибудь интересный маршрут с заходом на Шумак. На этот поход они отводили около 10 дней, группа у них ожидалась большая, поэтому в любые маршруты типа НиловкаШумакАршан или АршанШумакНиловка они с большой вероятностью не укладывались по времени. Значит, следовало придумать маршрут типа НиловкаШумакНиловка. Идти туда-обратно через Шумакский перевал — не самый лучший вариант, поэтому я, недолго думая, предложил им хорошо известный мне маршрут, по которому я с группой ходил три года назад. Маршрут захода на Шумак — через связку Гранатовый-Надежда и затем Горных Духов, маршрут выхода — через Шумакский перевал. Три года назад мы потратили на этот маршрут семь дней, включая дорогу из Иркутска до Ниловки и обратно, а также полуторадневную днёвку на Шумаке. Поэтому могло показаться, что маршрут может оказаться не очень сложным и занять меньше десяти дней. Однако с учётом большой численности предполагавшейся группы москвичей и неоднородности подготовки её участников было решено, что этот маршрут будет им в самый раз. На том тогда и порешили, я рассказал Коле всё, что знал про этот маршрут, и мы с ним распрощались. Позже я только уточнил у Коли точные сроки их похода. Оказалось, что они должны были приехать в Слюдянку на поезде рано утром 30-го июля, откуда сразу же поехать в Ниловку в поход. С учётом этой информации я так потом и составил маршрут своего похода, чтобы пересечься с москвичами. Так в итоге и вышло.

Этот день — день нашего выхода из гор — был как раз 30 июля, и я знал, что в этот день вышеупомянутая группа москвичей должна была выступить на маршрут. Соответственно в течение дня мои мысли периодически возвращались к тому, что нам сегодня предстоит с ними встретиться. Правда, загадкой было то, где именно это произойдёт. А произошло это недалеко от озёр. Мы ещё издали увидели длинную вереницу людей (17:55). Во время сближения я пристально разглядывал людей в этой группе, пытаясь найти знакомое лицо. И оно нашлось — в первых рядах шёл Коля Ероховец. Это были они! Их передовая группа подрулила к нам, среди них были ещё несколько знакомых мне лиц, они стали знакомиться с моими товарищами, обмениваться информацией. Ко мне подошёл товарищ лет на 10 постарше нас, представился Лёшей, после чего принялся болтать с моими спутниками. Я рассказал кому-то из их группы, что их ожидает впереди, но в спешке, как мне кажется, эти сведения были малоинформативны. Вскоре мы распрощались с ними, так как основная часть народа у них прошла мимо нас, не останавливаясь. Оказалось, что в их группе насчитывалось 43 человека — невообразимое количество! Кстати говоря, у них не все были москвичи, хотя и большинство, — в этой группе были представлены восемь городов, в том числе Иркутск. Уже после похода выяснилось, что Лёша, с которым я познакомился во время этой встречи, — это не кто иной, как Лёша Савватеев, известный не только в московских математических кругах, но и до некоторой степени в иркутских. Именно Лёша был руководителем этой группы из сорока трёх человек.

На подходе к озёрам нас застал небольшой дождь, и мы быстренько спрятались от него в недостроенном домике. В это же время в домике оказался мужчина с ребёнком, он сказал, что видел нас на Шумаке два дня назад. Дождь вскоре ослабел, и мы пошли дальше. Юре стало полегче, и он даже начинал просить вернуть ему часть вещей, но мы отказывали ему в этом — и так хорошо идётся, зачем создавать лишние проблемы? На пути нам снова стали часто попадаться люди. В их взглядах прослеживалась зависть: мы-то уже возвращаемся, а им ещё идти и идти...

В 19:25 мы подошли к сараю и решили встать в этом районе на ночёвку. Сходили посмотреть место у реки, затем после некоторых колебаний приняли решение встать на поляне у сарая: с дровами в этом месте огромные проблемы, а от реки за ними ещё дальше ходить. Чуть позже выяснилось, что место мы выбрали совершенно правильно — крыша сарая пришлась как нельзя кстати при дожде. Но об этом чуть позже. Никуда не торопясь, мы принялись потихоньку заниматься вечерними делами. Коля пошёл за дровами, я тоже решил посмотреть дрова в округе, Рома с Юрой взялись за палатку. Вскоре закапал дождь, и мне пришлось возвратиться к сараю и помогать ребятам с палаткой. Началась гроза, дождь усилился и перешёл в ливень, из-за чего мы бросили палатку и побежали в сарай под крышу (это было около 20:00). Ливень не прекращался, через некоторое время вернулся промокший Коля и принёс отличную сушину (естественно, тоже мокрую на поверхности). Сушину мы положили под крышу сарая, решили с костром пока не возиться и посмотреть, что будет с погодой дальше. Дождь по-прежнему не думал прекращаться, поэтому мы второй раз за поход решили не готовить запланированный в раскладке ужин и воспользоваться "аварийным вариантом" — приготовить лапшу "Роллтон" с тушёнкой.

Тем временем со стороны Ниловки на поляну вышла группа в составе 6-8 человек и зашла в сарай, прячась от дождя и делая передышку. Эта группа состояла из ребят старшего школьного возраста (может, кто-то был чуть старше), а руководил ими мужик средних лет, папа одной из участниц. Он узнал у нас, что мы пришли с Шумака, и спросил, не через Шумакский ли мы шли. Я ему горделиво ответил, что не, через Шумакский мы не ходим, и рассказал ему, как мы шли с Шумака. (Я ему, возможно, сказал даже, что заходили мы через Красавина и Илтыкшинский, но сейчас уже не помню.) Я спросил у него, как они собираются идти. Когда он ответил, впору было челюсти отвиснуть. Оказалось, что на Шумак они собираются заходить через Эхе-Герский и Школяр. Это меня удивило, и стало ясно, что они далеко не простачки. Дальше выяснилось, что с Шумака они хотят выходить через Грозный, а дальше по ситуации. Я у них спросил, почему же Грозный, а не Долгожданный, на что получил такой ответ. Оказалось, что они как-то раз зимой пытались пройти Грозный с другой стороны (с Билюты на Правый Шумак), навесили верёвку, но её не хватило: ниже оказался карниз. Тогда они прошли через Долгожданный, а сейчас хотят повторить попытку и пройти через Грозный. Мужик вёл себя очень скромно и, конечно, впечатлил меня. Да, эти ребята оказались не лыком шиты! Оставалось только пожелать им удачи! Как оказалось, они были в курсе, что днём в сторону гор прошла группа из 43 москвичей. Вот так, слух об этом, видимо, распространялся с фантастической скоростью! Кстати говоря, москвичам-то под таким дождём там на границе леса ох как несладко приходилось, наверно...

Гроза с ливнем продолжалась, компания школьников во главе с мужиком пережидала ненастье. Постепенно к сараю стали подходить новые люди, становилось всё теснее и теснее. Тем не менее, мы сохраняли за собой привилегированную часть сарая — внутренний угол и дальнюю от дороги стенку. Делать было нечего, поэтому мы спокойно поели. Юра, кстати, опять не стал есть — до сих пор плохо себя чувствовал. В какой-то момент дождь ослабел (но не кончился), и группа ребят во главе с мужиком покинула сарай и продолжила свой путь. К этому моменту в сарае ютились кроме нас несколько других групп небольшой численности. Одна из них была довольно шумная, и в ней выделялась громкоголосая девушка, которая без умолку о чём-то говорила. По её манере говорить и выговору несложно было догадаться, что она из Москвы (да и вообще "типичных" москвичей по этим признакам не спутаешь ни с кем другим). Эта девушка со своей группой возвращалась с Шумака; в данный момент она обсуждала со своими товарищами разные детали их похода. В частности, в моей памяти отложился её рассказ о том, что она на пути туда оставляла на тропе "нычки", которые предполагалось забрать на обратном пути. Однако на обратном пути этих "нычек" не оказалось на местах, по поводу чего она сильно негодовала и сокрушалась. У нас этот рассказ вызвал по меньшей мере улыбку. Затем она начала уговаривать своих товарищей дойти в этот день до Ниловки, чтобы потом утром уехать на утреннем автобусе в Иркутск (хотя времени было уже больше девяти часов вечера)...

Часов в десять вечера или около того дождь наконец закончился. Мы завершили начатую больше двух часов назад установку палатки, перетаскали в неё вещи и легли спать. Первое время мы ещё слышали, как девушка продолжала свои повествования. Иногда она несла такую чушь, что наша палатка взрывалась от смеха. Чтобы не привлекать к себе её внимание, нам иногда даже приходилось сдерживать смех. Как я понял, в конце концов её группа ушла-таки в сторону Ниловки.


Далее (9-й день (31.07.2009): переход до Ниловки - автобус до Слюдянки - электричка до Иркутска)


Алексей МисюркеевВ Эхегерском и Школяре (особенно последнем) сложности никакой нет. А вот Грозный эти ребята не прошли или просто не оставили записку (что вряд ли — все-таки группа школьников), потому что позже с него мы сняли прошлогоднюю записку братьев Зубковых.
10.09.2010, 11:27:59 |
Рома АвдеевСудя по рассказу Олега Зубкова, они с братом проходили через Грозный 15-го августа 2009 года. Мы же встретили эту группу школьников 30-го июля 2009 года. Скорее всего, эта группа прошла через перевал раньше, чем братья Зубковы. Кстати, можно поинтересоваться у братьев Зубковых, снимали они с Грозного записку этой группы или нет.
10.09.2010, 13:27:15 |
Олег ЗубковВ 2009 на Грозном нами было обнаружено два тура, один пустой, во втором находилась записка следующего содержания:
Группа туристов ТК МИЭМ
(г. Москва), совершая пеший
поход 3 к.с. в составе
8 чел. под руководством
Зайцева И.С поднялась на
пер. Грозный (...61 м, 1Б*)
19.08.08 в ... со стороны
р. Лев. Билюта.
Состояние группы отличное,
погода переменчивая.
Продолжаем движение в
сторону реки Шумак.
Сняли записку КТ МГТУ им. Баумана.
_________________________________
(Наша маршрутная книжка 1/1-305)
Оставляем вам книги!
Читайте и просвещайтесь!
Всем удачи и хорошей погоды!

Что там за книги, не помню, были какие-то вроде, мы не трогали. Группы школьников зафиксировано не было.
10.09.2010, 19:00:58 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную